Showforum искусство художественное творчество. Искусство (художественное творчество)

— Основатель и президент петербургского холдинга «Адамант»

«Новости»

«Адамант» и семь девелоперов

Холдингом «Адамант» владеют семь человек: основатели компании Игорь Лейтис (26%), Михаил Баженов (13%) и Евгений Гуревич (13%), а также Аркадий Теплицкий (22,75%), Борис Берсон (13%), Алексей Гнесин (6,25%) и Анатолий Мариничев (6%). Все семь бизнесменов входят в рейтинг петербургских миллиардеров «Ф.», а крупнейший акционер группы «Адамант» Игорь Лейтис занимает 21-ю строчку в списке.
ссылка: http://compromat.info/main/ top50/finance2006spb.htm

77 питерских миллиардеров, 2005 год

АРКАДИЙ ТЕПЛИЦКИЙ Совладелец ЗАО «Адамант» 2,5 млрд рублей ($90 млн) Ему принадлежит второй по величине пакет акций в холдинге «Адамант». Кроме того, он входит в совет директоров компании «Петромир», которую из тюрьмы контролирует Михаил Мирилашвили (№ 75).
ссылка: http://www.anticompromat.org/ milliardery/fin_spb05.html

Аркадий Теплицкий: «есть ощущение, что впереди достаточно длинный период стагнации»

Совладелец холдинга «Адамант» Аркадий Теплицкий, состояние которого оценивается в 2 миллиарда рублей, рассказал в интервью «Деловому Петербургу», как в бане родилась идея большого бизнеса, где отправляли sms Богу и, что питерский бизнес более подвержен снобизму.
ссылка: http://www.dp.ru/a/2009/12/17/ Arkadij_Teplickij_est/

Блеск и нищета петербургских миллиардов

Увеличить свое состояние удалось также петербургскому бизнесмену, владельцу сети «Максидом» Александру Евневичу. Он поднялся по рейтингу на 23 места, упрочив материальное состояние с 8,8 до 13,1 млрд рублей. «Подорожал» и владелец девелоперской компании «Адамант» Игорь Лейтис - с 7,6 до 10,4 млрд рублей. Его партнер Аркадий Теплицкий тоже прибавил 5 пунктов в рейтинге, разбогатев на 2,4 млрд до 9,1 млрд рублей.
ссылка: http://x-torrents.org/forum/ showthread.php?tid=44619

Холдинг «Адамант» поздравляет президента компании Лейтиса Игоря Михайловича с победой в номинации «Топ-менеджер года в девелопменте» в рамках ежегодного рейтинга «ТОП–100», составленного изданием «Деловой Петербург» по итогам 2011 года

По результатам 2011 года, победителем в номинации «Топ-менеджер года в девелопменте» признан президент Холдинга «Адамант» Лейтис Игорь Михайлович. Также в рейтинг «ТОП-100» вошли вице-президенты ХК «Адамант» – Баженов Михаил Викторович (номинация «Ретейл»), Гуревич Евгений Михайлович (номинация «Торговые сети») и Теплицкий Аркадий Юрьевич (номинации «Девелопмент, ретейл»)
ссылка: http://www.adamant.ru/news/ view/282/

Как взыскать долги с питерской сети магазинов «Домовой»?

Долги питерские бизнесмены снова не оплатили. По всей видимости, «Домовой» решил переложить их на нового владельца сети. 11 марта 2011 г. появилась информация о том, что бывший владелец «Домового», известный питерский предприниматель Аркадий Теплицкий, решил продать провальный проект. Покупателем выступила ещё одна сеть магазинов из Санкт-Петербурга «На Старт». По разным данным Аркадий Теплицкий и его Холдинг «Адамант» получили за свое детище от $ 10 млн до $50 млн.
ссылка: http://www.homegu.ru/? PressaID=43

«Адамант» покажет в «Балтийском» кино

Кинотеатр с двумя залами рассчитан на 340 мест, строительство должно завершиться в сентябре. Генеральный подрядчик проекта — ЗАО «ТОР». Как рассказал генеральный директор торгового комплекса «Балтийский» Аркадий Теплицкий, это будет первая попытка в Петербурге создать кинотеатр как составляющую торгового центра.

На Западе торгово-развлекательные комплексы уже давно выжили обычные торговые предприятия. Горожане туда приходят не только что-то приобрести, но и отдохнуть с семьей: посидеть в барах, ресторанах, посетить игровые залы, посмотреть кино. Также Аркадий Теплицкий отметил тот факт, что кинозал будет оснащен новейшим оборудованием.
ссылка: http://www.avva.info/news/ 29273

В конце мая компания «Антей» откроет новый ресторан премиум-класса Bl?sk на стрелке Заячьего острова. Один из учредителей — Аркадий Теплицкий, совладелец компании «Адамант»

Имена остальных учредителей, как и объем инвестиции в проект, в холдинговой компании «Адамант» разглашать отказываются. Аркадия Теплицкий лишь подтвердил свое участие в проекте.
ссылка: http://www.stockmap.ru/news/ 0513456716/

Аркадий Теплицкий: в нестабильное время влезают ‘бизоны’

А ресторанный бизнес как появился в вашей жизни?

– Знаете, я всегда злюсь, когда про меня пишут: ‘Известный ресторатор Аркадий Теплицкий’. Потому что неправильно меня так называть. К счастью или к сожалению, я не ресторатор. Господин Новиков – ресторатор, господин Лапин – ресторатор, а я – нет. Да, у меня есть несколько ресторанов (пять. – Ред.). Я открываю их иногда один, иногда с товарищами, потому что люблю кормить людей.
ссылка: http://www.restology.ru/ obchepit/40-restorator/97- 2009-12-22-18-02-53

«В России полностью отсутствует демократия»

Аркадий Теплицкий, совладелец холдинга «Адамант»: «Главный тренд: Россия наконец вошла в цивилизованное общество. В течение этого десятилетия страна зарекомендовала себя как сильная держава. Что касается бизнеса, он стал более европеизирован, движется к глобализации и в сторону форматных взаимоотношений. Тогда как до начала нулевых он был совсем кустарным, российским, со своими законами и устоями. Это десятилетие прошло под знаком развития сетевого бизнеса в самых разных сегментах. Если 10-12 лет назад по всему городу существовали только отдельные магазины «24 часа», то теперь их заменили бренды, которые известны каждому.
ссылка: http://www.dg-yug.ru/Default2. aspx?ArticleID

Какова сейчас структура акционеров ‘Адаманта’?

– Холдинг был организован тремя основными владельцами – Игорем Лейтисом, Евгением Гуревичем и Михаилом Баженовым. Таким он и остается (в 50% проектов), хотя по некоторым направлениям, конечно, есть партнеры, которые идут с нами все 17 лет, и мы все давно друг друга знаем. Это Борис Берсон, Аркадий Теплицкий, Анатолий Мариничев, Алексей Гнесин. Есть и другие партнеры в различных проектах. Вот сейчас попасть в партнеры очень сложно. Уже не берут.
ссылка: http://www.spbgid.ru/index. php?news=194397

Великая октябрьская ресторация

С 2002 года в помещениях, принадлежащих музею, уже работает ресторан «Эрмитажный», которым управляет компания «Бринар». По мнению владельца «Бринара» и совладельца холдинга «Адамант» Аркадия Теплицкого, еще одно заведение общепита на Дворцовой площади также будет востребовано.

«Разработчики проекта учли возможность создания не только ресторана, но и кафе, и фастфуда. И это нормально, если музей рассчитан на посещение 50-100 тыс. человек в сутки. Сервисные услуги должны отвечать требованиям современности», — рассуждает Аркадий Теплицкий.
ссылка: http://www.estate.gorodovoy. spb.ru/news/717271.shtml

ПРОКОЛ С КОЛЕСОМ

Заключение ученых тем не менее не охладило желания бизнесменов. Они по-прежнему желают установить в центре 52-метровую конструкцию с 32 кабинками, каждая из которых будет оснащена электронным гидом, владеющим четырьмя языками и информацией об истории города и его достопримечательностях. Как рассказал журналистам коммерческий директор корпорации «Антей» Аркадий Теплицкий, которая в сотрудничестве с компанией «Адамант» пытается реализовать этот проект, их настойчивость объясняется несколькими причинами. Во-первых, отсутствием в Петербурге, за редким исключением (колоннада Исаакиевского собора), смотровых площадок.
ссылка:

© "Деловой Петербург" , 28.08.2017, Земля с видом на успех

Кто владеет Финским заливом

Светлана Зобова

Статусная недвижимость на побережье объединяет сотни петербуржцев в элитный клуб. Кто-то ведет там бизнес, другие - просто отдыхают. Миллиардеры, митрополиты, федеральные и региональные чиновники, ректоры - кого только не объединяет любовь к Финскому заливу и возможность построить на побережье роскошные виллы и жилые дома. Журналисты редакции пролетели на самолете вдоль берега от Лисьего Носа до Сестрорецка и поняли, что побережье превращается в Рублевку по-петербургски. Рыночная стоимость квадратного метра здесь легко может перевалить за 1 млн рублей за сотку. "Деловой Петербург" продолжает рассказывать о владельцах элитной недвижимости в Петербурге. Вслед за Невским проспектом, Каменным и Крестовским островами редакция изучила собственников и арендаторов самых крупных земельных участков, жилых и нежилых объектов северного побережья Финского залива. В исследовании учитывалась как государственная, так и частная собственность, заповедные земли и пляжи, порты и спасательные станции, теннисные корты и яхт-клубы. При сборе данных использованы данные Росреестра, EГРЮЛ и геоинформационные сервисы.

В нашем списке нет информации о жилье именитых петербуржцев - это запрещено законом. Речь в случае с частными лицами идет только о владении землей. Это открытая информация, доступная всем. Как распоряжаться собственной землей, каждый собственник решает сам: строить там дачу, музей в честь своих предков, культурно досуговый центр или коттеджный поселок для друзей. Все это можно встретить на берегу Финского залива.

Список состоит из 418 земельных участков от ЗСД до поселка Смолячково административной границы Петербурга. Их кадастровая стоимость оценивается в 24,4 млрд рублей. Общая площадь исследованных редакцией участков - 825 га. Надо отметить, что кадастровая оценка довольно близка к рыночным показателям. Расхождения в кадастровой стоимости земли у конкретных владельцев в Молодежном (около 500 тыс. рублей за сотку) почти соответствуют ценам за участки, выставленные на продажу в интернет-витринах. Аналогичная ситуация и в Репино (от 800 тыс. до 1,5 млн рублей), и в Сестрорецке (450 тыс. - 1,1 млн рублей). Однако есть обстоятельства, повышающие стоимость земли. Так, в одном из объявлений о продаже 20 соток в Сестрорецке говорится об очень уважаемых (с тремя восклицательными знаками) соседях. Стоимость сотки здесь уже составляет 5,7 млн рублей.

Самым крупным землевладельцем на заливе продолжают оставаться городские власти - они управляют парками, детскими лагерями, заповедниками и пляжами напрямую - либо бюджетные учреждения. Официально в собственности города находится 631 га побережья (125 объектов). В реальности же, по подсчетам "ДП", городские и федеральные власти управляют лишь 505 га земли кадастровой стоимостью 16,2 млрд рублей. Земли, находящиеся в частной собственности, в основном приобретались для жилищного и дачного строительства. Редакция насчитала 209 земельных участков, купленных с этими целями. Остальные земли покупались для размещения санаториев, гостиниц, частных гольф- клубов и объектов здравоохранения.

Оригинал этого материала
© "Деловой Петербург" , 28.08.2017, Фото: ТАСС , zaovad.ru , "Интерпресс" , ruspekh.ru , Sobaka.ru , "Ведомости" , "Деловой Петербург" , vlah.md , Finparty.ru , Кадр из видео: Вести.Ру

Залив как на ладони

Светлана Зобова

Редакция "ДП" изучила собственников и арендаторов земельных участков на северном берегу Финского залива от ЗСД до Зеленогорска и дальше до границ города.

Самым крупным объектом, вошедшим в рейтинг "ДП", стал Курортный лесопарк в Репино. Он занимает 22,9 тыс. га, но в прибрежной зоне находится 199 га - в Сестрорецке. Эта земля предназначена для рекреационных целей, значит, по закону ее нельзя купить, здесь нельзя вести хозяйственную деятельность, территория используется в туристических и спортивных целях. Он граничит с Тарховским лесопарком, часть которого сильно заболочена.

Самые большие

К большим объектам, которым владеет государство, можно отнести парк культуры и отдыха "Дубки" (60,5 га), Парк 300-летия Петербурга (54,2 га), причалы у основания защитной дамбы (75,6 га).

Самый крупный объект, сданный в аренду, находится также недалеко от дамбы. По данным Росреестра, в 2009 году компания "Северо-Запад Инвест" арендовала 154 га в Сестрорецке, Лисьем Носу, Зеленогорске. В декабре 2016 года компания заключила с властями соглашение, предполагающее жилищное строительство на данных участках. Эта территория входит в крупнейший девелоперский проект под названием "Новый берег". В ноябре 2010 года за 130 млн рублей "Северо-Запад Инвест" приобрел на торгах право намыть в Финском заливе новые территории и построить там 3,5 млн м2 недвижимости. До этого в 2009 году компания выиграла аукцион на право аренды 144 га прибрежной линии за 36 млн рублей. Ожидается, что новое жилье на побережье появится к 2028 году. Представители компании сообщали, что инвестируют в строительство 300 млрд рублей.

Долгое время "Северо-Запад Инвест" ассоциировался с богатейшим россиянином по версии Forbes - акционером "Новатэка" и "Сибура" Леонидом Михельсоном (его состояние оценивается в $18,4 млрд). Но весной прошлого года он вышел из проекта. По данным источников "ДП", единоличным владельцем офшора, владеющего наибольшей долей компании, стал ректор Санкт- Петербургского горного университета, научный руководитель Владимира Путина и совладелец "Фосагро" Владимир Литвиненко .

Среди коммерческих компаний, имеющих крупнейшие участки на Финском заливе, можно выделить многофункциональный комплекс "Лахта центр" "Газпрома" (более 20 га), уже сейчас видный с любой точки города, а также пансионат "Восток-6" (15,7 га), принадлежащий Ленинградской федерации профсоюзов, - в нем часто отдыхают и проводят бюджетные мероприятия городские и областные чиновники.

Аппетиты арендаторов - физических лиц более скромные. В этой категории бесспорным лидером среди владельцев земли на Финском заливе являются Галина и Владимир Захаренковы: в поселке Молодежное они владеют почти 3 га. Правнук известного академика Андрей Бехтерев арендует в Смолячково 10 га. Но в отличие от четы Захаренковых он использует участок не для дачного строительства, а для поддержания памяти об академике. В деревне Ино находится усадьба "Тихий берег", признанная памятником историко-культурного наследия, правда, музей там до сих пор не открыт.

Дорогие угодья

"ДП" сравнил кадастровую стоимость объектов. У государства в активе самой дорогой землей можно считать Курортный лесопарк, парк культуры и отдыха "Дубки" и порт в Лисьем Носу. Данные объекты - крупнейшие на карте, они были оценены кадастровыми инженерами в 10,5 млрд рублей. Крупнейшим частным владельцем земли на Финском заливе является - совладелец ЗАО "ВАД" Виктор Перевалов . Eму лично принадлежат два участка на Парковой улице в Сестрорецке примерной стоимостью около 100 млн рублей и один участок на Старой улице там же за 45,4 млн рублей.

Среди других крупных частных землевладельцев - вице-президент ХК "Адамант" Борис Берсон (4,5 га в Репино стоимостью 100 млн рублей), гендиректор ООО "МИК" Eлена Паршкова (58,6 млн за участок площадью почти 1 га на Почтовой улице в Молодежном), гендиректор строительно- инвестиционной корпорации "Стройкомплект" Дмитрий Тютин (54,3 млн рублей за дачный участок в Репино). Среди коммерческих структур помимо "Лахта центра" и пансионата "Восток-6", упомянутых выше, можно отметить пансионат "Морской прибой" (12,7 га в Зеленогорске стоимостью 301 млн рублей), ООО "Компания Морис" (5,6 га в Зеленогорске - 347 млн рублей), "Французский клуб" (3,5 га в Ушково на Советской улице - 104 млн рублей).

Лисий Нос

В Лисьем Носу, на улице Морские Дубки, рядом со старой спасательной станцией №19, арендовало рекреационную территорию площадью 0,2 га ООО "Невские технологии" Виталия Черкасова, предпринимателя родом из Магаданской области. Земельный участок находится в водоохранной зоне и имеет градостроительный код Р0. По закону его можно использовать только для "сохранения прибрежных территорий, представляющих ценность для отдыха на открытом воздухе", однако капитальное строительство разрешено. На фото можно видеть большой белый дом с красной крышей, огороженный высоким забором, а также два небольших строения ангарного типа. Кадастровая стоимость участка оценивается в 4,9 млн рублей.

По данным "Новой газеты" и журнала "Ваш тайный советник", компания прописалась на данном участке в 2005 году, Росреестр ссылается на договор аренды от 2008 года. При этом часть побережья была намыта, работы подавались как "защита береговых границ Российской Федерации".

Соседствуют "Невские технологии" с участком миллиардера Аркадия Столпнера, одного из основателей Лечебно-диагностического центра Международного института биологических систем им. С. М. Березина. Eго участок (около 20 соток) находится в собственности с 2004 года. Кадастровая стоимость участка - чуть выше 5,6 млн рублей.

На этой же Прибрежной улице в Лисьем Носу земля главы "ПТК-Терминала" Николая Попова. Eму принадлежат два участка площадью 0,3 га, на которых располагается огромная шахматная доска. Росреестр оценивает суммарную кадастровую стоимость территории в 18 млн рублей. Чуть дальше, все на той же улице Морские Дубки, расположился дом Eвгении Скачковой, директора департамента управления и эксплуатации недвижимости управляющей компании Maris. Площадь участка чуть меньше - 0,12 га, кадастровая стоимость - 5,8 млн рублей. Самым крупным землевладельцем этой улицы в Лисьем Носу можно назвать Михаила Голубева, директора Северо-Западной строительной корпорации. У него в собственности находятся четыре земельных участка общей площадью почти 0,5 га. Кадастровая стоимость объектов оценивается в 26,6 млн рублей. Одним из участков он владеет совместно с Константином Ивановым.

Сестрорецк

На Ручейной улице можно встретить совладельца "Форт Групп", руководителя представительства правительства Ленинградской области при правительстве РФ Олега Кузина. По данным Росреестра, земельным участком площадью 0,12 га и кадастровой стоимостью 6,5 млн рублей он владеет с 1997 года. Участок похожей площади отражен в декларациях чиновника. На Старой улице в Сестрорецке двумя участками владеет исполнительный директор многофункционального комплекса "Лахта центр" Александр Бобков. Площадь участков составляет 0,49 га, кадастровая стоимость превышает 16,7 млн рублей. Территория в собственности с 2002 и 2007 годов. На этой же улице, немного правее и дальше от берега залива, можно встретить совладельца дорожно- строительного ЗАО "ВАД" миллиардера Виктора Перевалова. У него в собственности участок более 1 га. Кадастровая стоимость этой земли оценивается в 45,5 млн рублей. Она была куплена еще в 2010 году. Кроме того, у него два участка на Парковой улице общей площадью 0,59 га. Кадастровая стоимость этих двух участков превышает 100 млн рублей.

На соседней Тарховской улице находится собственность вице-президента холдинговой компании "Адамант" миллиардера Аркадия Теплицкого. Земля была приобретена им относительно недавно - в 2016 году.

На Парковой улице, рядом с владениями Перевалова, расположен участок муниципального депутата округа "Введенский" Олега Калядина. Eдиноросс с 2013 года координирует проект "Дом садовода - опора семьи", а земельным участком в Сестрорецке владеет с 2003 года.

По другую сторону от участка главы ВАД приобрел землю депутат Госдумы миллиардер Сергей Петров . Он владеет долей участка площадью 0,23 га на Парковой улице с 2002 года. Участок подобной площади отражен в декларации парламентария. В Сестрорецке, на 38-м километре Приморского шоссе, недалеко от санатория "Белые ночи", можно встретить бывших бизнес-партнеров Геннадия Тимченко . Совладелец "Пеноплэкса СПб" Андрей Катков с 2006 года владеет участком 0,25 га на этой улице.

Площадь земельного участка отражена в официальной декларации чиновника. Земля была приобретена в 2012 году, когда он перешел на работу из администрации президента в городское правительство. Кадастровая стоимость участка оценивается в 16,4 млн рублей. Карьеру чиновника Олег Марков начал еще в 1990-х годах. Eго соседом является бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, в миру Владимир Котляров. Он был церковным лидером с 1995 по 2014 год. Собственность на берегу залива у него появилась в 2016 году. Кадастровая стоимость участка составляет 12,7 млн рублей, а площадь - чуть больше 0,2 га. В этом году Смольный передал церкви участок в Комарово, на улице Васильева. Здесь находится дача митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Заместитель руководителя аппарата Совета Федерации Геннадий Голов владеет в Солнечном 0,17 га. Кадастровая стоимость участка оценивается в 10,4 млн рублей. Объект был им куплен в 2014 году. Земельный участок отражен в декларации чиновника. Дома Маркова, Котлярова и Голова находятся поблизости с элитным коттеджным поселком, о котором уже подробно рассказывал "ДП" : активы, находившиеся в управлении Горного университета, перешли в собственность людей и фирм, похоже связанных с ректором вуза - миллиардером Владимиром Литвиненко, по очень спорной схеме.

В Росреестре указано, что элитный коттеджный поселок занимает площадь 15 га, земельными участками в числе прочих владеют сам Владимир Литвиненко, а также его супруга Татьяна. Кроме того, землей там владеют супруга и сын Сергея Густова , гендиректора "Газпром СПГ Санкт-Петербург". Их соседи - дочери экс-министра юстиции Александра Смирнова Мария и Татьяна, а также руководитель службы охраны ФСО России по Северо-Западу Владимир Белановский. Эксперты оценивают рыночную стоимость земель в 2,5 млрд рублей.

В 2007 году фирме "Версия" постановлением правительства города на инвестусловиях дали в аренду 20 га по соседству с Ласковым пляжем. Компания должна была там построить гостиницу. Теперь часть этой территории (около 5 га) оказалась в собственности у "Версии". Ранее она принадлежала предпринимателю Сергею Матвиенко, а сейчас - "Северо-Западной финансовой компании". Eе структура собственности закольцована, но учреждалась она - еще в 1990-х гг. - с участием Eлены Гальмонд, первой супруги одного из пионеров городской телекоммуникационной отрасли Петербурга Джеффри Гальмонда . Eще один участок в аренде у "Версии" до 2059 года.

Заместитель полномочного представителя РФ в Совете Eвразийского банка развития Игорь Финогенов владеет двумя участками на Кронштадтской улице общей площадью 1,7 га. Участок появился в реестре в 2014 году. Кадастровая стоимость объекта составляет 114 млн рублей, назначение одного из участков - для размещения скверов, садов и бульваров.

Игорь Финогенов
Здесь же, на Кронштадтской улице, находится собственность вице-президента группы компаний "ИСТ" Николая Добринова. В Росреестре указано, что 0,84 га стоимостью 48,4 млн рублей были оформлены на него весной этого года.

На Ленинградской улице расположена земля председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Петербурга Леонида Богданова. Он приобрел участок для дачного строительства в 2012 году. Кадастровая стоимость превышает 12 млн рублей. Участок подобной площади указан в декларации чиновника. По соседству с ним расположен дом, находящийся в пользовании у администрации губернатора.

Директор Государственной фельдъегерской служба РФ и экс-вице- губернатор Петербурга в команде Валентины Матвиенко Валерий Тихонов владеет в Солнечном дачным участком площадью 0,17 га. Он отражен в декларации чиновника. Земля была приобретена в 2012 году, когда он покинул Смольный.

Руководитель аппарата комитета Государственной думы Михаил Кротов на Петровской улице приобрел в 2010 году участок площадью 0,36 га, его кадастровая стоимость оценивается в 13,7 млн рублей. Участок указан в декларации служащего.

Бизнесмен Семен Кузьмин, гражданин США, в 2009 году купил на Петровской улице участок площадью 0,3 га для индивидуальной жилищной застройки.

Репино и Зеленогорск

Вице-президент ХК "Адамант" Борис Берсон в Репино владеет участком площадью 4,5 га. Он был приобретен в 2016 году для размещения санаторно-курортных учреждений. Кадастровая стоимость участка превышает 110 млн рублей.

Гендиректор "Геоизола" миллиардер Eлена Лашкова является совладелицей участка в Репино площадью 0,3 га. Eго кадастровая стоимость - 16,3 млн рублей. Участок был приобретен для размещения гостиниц.

Супруга миллиардера Eвгения Войтенкова (ООО "Инвестиционная компания Пулковская") Eлена в Комарово владеет участком площадью 0,3 га на Курортной улице. Eго кадастровая стоимость составляет 11,3 млн рублей.

Родственница Сергея Вдовенко из ЛСР Татьяна является собственницей 0,15 га в Комарово, на Курортной улице. Земля была приобретена для дачного строительства, кадастровые инженеры оценили ее в 4,7 млн рублей.

Конечно же, можно встретить в Комарово деятелей науки и искусства. Так, внучка академика Дмитрия Лихачева телеведущая Зинаида Курбатова владеет 0,12 га в 3-м Курорт ном переулке. Участок был приобретен еще в 1996 году для дачного строительства.

На Лиственной улице в Зеленогорске расположен участок директора "Петростроя" Дмитрия Ипатова. Участок площадью 0,32 га стал его собственностью в 2015 году. Кадастровая стоимость превышает 12 млн рублей.

Председатель совета директоров ассоциации "Управляющий холдинг "Адамант" Дилявер Меметов владеет двумя участками на Лиственной улице общей площадью 0,54 га. В Росреестре указано, что земля была приобретена им в 2011 году.

Эта улица объединяет Дилявера Меметова и с Константином Лобко, гендиректором "ПетербургГаза", - сыном Виктора Лобко , президента Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения. В 2011 году он приобрел участок площадью 0,56 га для дачного строительства. Ранее этот участок принадлежал ЗАО "СМТ". В Зеленогорске расположен также земельный участок бывшего вице-губернатора Петербурга Владимира Гришанова. Территория в собственности с 2009 года, она приобреталась для индивидуальной жилищной застройки. Кадастровая стоимость объекта превышает 22 млн рублей. Глава дирекции по крупным проектам "Газпром нефти", генеральный директор ООО "Газпромнефть-Развитие" Денис Сугаипов также имеет участок в Зеленогорске, на Приморском шоссе. Участок кадастровой стоимостью более 10 млн рублей был оформлен в 2013 году.

Полный тезка экс-замглавы ГУ МВД по СЗФО генерал-майора Сергея Панфилова в 2010 году приобрел дачным участок на 1-й Пляже-вой улице. В 2011 году в ходе реформы милиции Сергей Панфилов потерял свой пост.

Ушково и Молодежное

Владелец завода водонагревателей Thermex Валерий Гаврилюк имеет 0,2 га в Ушково, земля была куплена в 2016 году. Кадастровая стоимость участка оценивается в 6,4 млн рублей, предназначен он для дачного строительства.

По соседству находится участок банкира и финансиста, бывшего председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева . Площадь этого участка - 0,0982 га, а его кадастровая стоимость составляет 1,2 млн рублей.

На Тойволовской улице в Ушково расположен земельный участок родственницы миллиардера Аркадия Буравого - генерального директора и совладельца "Балтийского монолита". Площадь участка - почти 0,15 га, стоимость - около 4,4 млн рублей. На Почтовой улице расположен участок миллиардера, бывшего акционера Пивоваренного завода им. Степана Разина Григория Щербаковского. Он занимает около 0,42 га, его кадастровая стоимость превышает 21 млн рублей. В собственности у предпринимателя земля находится с 2003 года. Предприниматель Дмитрий Серов, которого объединяет с Григорием Щербаковским товарищество собственников недвижимости "Волна", имеет в своем активе еще 5 соток рядом. Кадастровая стоимость участка превышает 20 млн рублей. Александра Садковская владеет 0,8 га в Молодежном, на Почтовой улице. Кадастровая стоимость участка оценивается в 23,5 млн рублей. Он расположен рядом с землями ее коммерческой структуры. Бывший вице-президент ОАО "РЖД" и экс начальник ОЖД Виктор Степов владеет участком кадастровой стоимостью 14,7 млн рублей. Он был куплен в 2002 году. Сейчас Виктор Степов занимается наукой, возглавляя НИИ железнодорожного транспорта. Дмитрий Серов из "Водоканала" в 2014 году на Почтовой улице купил участок площадью 0,5 га, кадастровая стоимость которого оценивается в 20 млн рублей. Прибрежная зона в Ушково объединила топ-менеджеров и акционеров "Монолитстроя". В Росреестре собственниками земельных участков значатся Григорий Тентлер (0,5 га стоимостью 15,7 млн рублей), Александр Гутман (0,3 га за 9 млн рублей), Игорь Комаров (0,27 га стоимостью 8 млн рублей) и Виктор Беспалов (0,2 га за 6 млн рублей). Их участки расположены на Пляже-вой улице и в Осиновом переулке.

Все, кого я успел расспросить о нем, говорили: "Теплицкий? Очень серьезный человек. Будь поаккуратнее". Может, плохо его знают? Не у тех спрашивал? Теплицкий прежде всего человек веселый – усадил за стол, шутил, кофе угостил, налил коньяку, улыбается, на пафос руками машет, предлагает: "Давай просто поговорим". Впрочем, его веселость серьезности не отменяет.

– Не считаю, что я серьезный в привычном смысле этого слова. Для меня "серьезный" означает: отяготился заботами, утоп во множестве планов и, наверное, уже едва сумеет радоваться жизни. Я знаю очень много таких людей, они вызывают во мне безусловное уважение: как правило, это люди работящие, очень цельные и успешные. Но за серьезностью своих дел и намерений, мне кажется, они пропускают веселость и радость жизни, забывают, как хорошо иногда покуролесить, а то и похулиганить. Поэтому, когда говорят: "Серьезный человек", – мне представляется строгая фигура в костюме и галстуке. Я все-таки не таков.

– Каков же?

– Обладаю большими степенями свободы. Могу позволить себе иногда сделать незапланированные шаги. Хотя, как правило, чем серьезней человек, чем больше у него обязательств, чем более высокую должность он занимает, тем меньше у него свободы.

– У тебя юность была шебутная?

– Обыкновенная юность восьмидесятых: поступил в ЛИИЖТ, меня из него благополучно выгоняли, я восстанавливался и в итоге получил специальность инженера-строителя.

– Что о детстве любишь вспоминать?

– Знаю, что не люблю: о том, как меня заставляли заниматься музыкой. Я не очень жаловал школу, потому что приходилось до нее ездить. А вообще-то, мои родители очень веселые люди, у нас дома всегда собирались шумные компании. Поэтому с юности повелось, что мне интереснее было общаться не с ровесниками, а с теми, кто старше.

– Говорят, люди, которые в юности прошли через трудности, позже очень преуспевают в делах...

– В моем случае это были трудности целого поколения и всей страны. Мы все были голодными и, когда появилась возможность, все ринулись себя реализовать. Мои тогдашние трудности были похожи на проблемы обыкновенного юноши того времени: всегда мало денег, да еще и в армию могут забрать.

– Как началось твое дело?

– Мне очень повезло. В какой-то момент все институтские друзья разом пошли в бизнес. Когда каждый из нас в своем деле преуспел, мы встретились и слились в единую компанию. Так что мои нынешние партнеры – еще и мои институтские товарищи. Это во многом помогало нам держаться на плаву. Дружба в суровые времена поддержала. А начинал я с литья свечек в рамках кооператива.

– За что уважаешь людей?

– Больше уважаю за сделанное. Я убежден, что за личностью должны стоять не столько слова и поведение, сколько дела и поступки, которые человек за свою жизнь совершил.

– Что для тебя работа?

– Это образ жизни и игра. Некоторые люди на скромный достаток до конца жизни себе уже заработали. Но при этом мы видим – и это самая удивительная черта человеческая, – что никто не может остановиться. Вроде все есть – квартира, машина, доход, но человеку мало. Потому что после определенного уровня бизнес превращается в игру.
Подобно тому как в казино: удача – неудача, отвернулась – не отвернулась, поставил столько или больше, угадал – не угадал, – люди получают удовольствие не от результата, а от игры. Это вечное стремление человека к победе и успеху. Когда финансово благополучный человек говорит о том, что он работает по двенадцать часов в день, встает нормальный вопрос: "А зачем?" И ответ может быть только один: это игра.

– Неужели все играют?

– Особенно это развито в мужчине. В нем всегда есть комплекс победителя: "Я должен выигрывать!" Мне никто не может ответить на вопрос: какая разница, есть у человека десять миллионов долларов или пятьдесят? На уровне жизни это практически не сказывается: можно покупать одни и те же машины, ходить в одни и те же рестораны, жить в хороших домах и лучших отелях. Но тот, у кого есть десять, скажет, что ему нужно двадцать пять, а когда они появятся, скажет, что нужно пятьдесят, и так далее… Хорошо это или плохо, я не знаю, но так есть.

– Ты готов рискнуть всем в этой игре?

– Нет. Я не совсем азартен. Люблю играть, но начинать сначала не хочу – и это ответ на вопрос, почему я никогда не стану богатым. Состоятельными становятся те, кто может поставить на карту все. Я же не хочу сильно рисковать. Моя жизнь меня устраивает, мне не нужно быть в пять раз богаче. Я много читаю, много езжу, ценю свою свободу. Знаешь, часто случается так, что не бизнес наш раб, а мы становимся рабами своего бизнеса. Любой дальнейший рост может ограничить свободу.

– Значит, ты уже всего достиг?

– Нет, конечно, и ни в коем случае не хочу останавливаться, но буду работать в тех рамках, которые сам для себя определил. Я не считаю, что нужно потратить свою жизнь на доказательство того, что можешь стать еще богаче.

– Тебе бывает страшно по жизни? И если да, то как борешься со страхом?

– Как говорит один мой товарищ: "Бояться надо одного только гнева Господня".

«О фотографии»

Сьюзен Сонтаг

Этика и эстетика в одном флаконе.

«Ограниченность фотографического знания о мире такова, что оно может разбередить совесть, но в итоге никогда не будет этическим или политическим знанием. Знание, почерпнутое из неподвижных фотографий, всегда будет своего рода сентиментализмом, все равно - циничным или гуманистическим. Это будет знание по сниженным ценам - подобие знания, подобие мудрости, так же как акт съемки есть подобие присвоения, подобие изнасилования. Сама немота того, что гипотетически понятно из фотографий, и составляет их привлекательность и соблазнительность. Вездесущность фотографий оказывает непредсказуемое влияние на наше эстетическое чувство. Дублируя наш и без того загроможденный мир его изображениями, фотография позволяет нам поверить, что мир более доступен, чем на самом деле».

«Утц» и другие истории из мира искусства»

Брюс Чатвин

О фарфоровых чашках и тех, кто посвящает им жизнь.

«Утц часами пропадал в дрезденских музеях, разглядывая фигурки персонажей комедии дель арте из королевских коллекций. Запертые в стеклянных саркофагах, они, казалось, звали его в свой тайный лилипутский мир и - молили об освобождении. Его вторая статья называлась «Частный коллекционер»:

«Вещь, выставленная в музейной витрине, - писал он, - должна чувствовать себя, как животное в зоопарке. Становясь музейным экспонатом, вещь погибает - от удушья и невозможности уединения. Между тем как владелец домашней коллекции может, а вернее сказать, не может не прикасаться к ней. Подобно тому как ребенок дотрагивается до предмета, чтобы дать ему имя, страстный коллекционер, чей глаз и рука всегда находятся в гармонии, вновь и вновь дарует вещи жизнепорождающее прикосновение ее создателя. Главный враг коллекционера - хранитель музея. В идеале следует хотя бы раз в пятьдесят лет опустошать все музеи, чтобы их коллекции вновь оказывались в частных руках…» - Как вы можете объяснить, - как-то раз спросила мать Утца семейного доктора, - маниакальную увлеченность Каспара фарфором? Перверсия, - ответил он, - такая же, как и все прочие».

«Блокнот Бенто»

Джон Берджер

Философия искусства от первого лица.

«Телам танцоров, преданных своему искусству, присущ дуализм. И это заметно во всем, что бы они не делали. Ими управляет своего рода принцип неопределенности; только вместо того, чтобы переходить из состояния частицы в состояние волны, их тело попеременно становится то дарящим, то даром.

Они постигли свое тело до того глубоко, что могут находиться внутри него, а могут впереди и позади него - попеременно, переключаясь то каждые несколько секунд, то каждые несколько минут.

Дуализм, присущий каждому телу, - и есть то, что позволяет им во время выступлений сливаться воедино. Они прислоняются друг к другу, поднимают, носят, перекатываются, отделяются, присоединяются, поддерживают друг друга, и при этом два или три тела образуют единое пристанище, подобное не то живой клетке - пристанищу молекул и переносчиков информации, не то лесу, где обитают животные».

«Кино»

Жиль Делез

Классификация образов и знаков кино.

«Кино не сходится с прочими видами искусства, целью которых является скорее узреть нереальное в мире, но творит из мира нереальное или повествование: с изобретением кинематографа уже не образ становится миром, но мир - собственным образом. Можно заметить, что феноменология в некоторых отношениях застряла на докинематографической стадии, чем и объясняется ее неуклюжая позиция: феноменология ставит естественную перцепцию в привилегированное положение, отчего движение соотносится еще и с позами (уже не существенными, а попросту экзистенциальными). А следовательно, кинематографическое движение сразу же изобличается как не соблюдающее верность условиям перцепции и к тому же возвеличивается, как новый тип повествования, способный «сблизить» воспринимаемое и воспринимающего, мир и перцепцию. По крайней мере, такое впечатление на нас произвела сложная теория в феноменологическом духе Альбера Лаффе».

«Тинтин и тайна литературы»

Том Маккарти

Рассуждения о литературном вымысле, которые очень легко читать.

«Раскройте первый попавшийся старинный роман: повествованию как таковому предпослано крайне недостоверное заявление, «разъясняющее», откуда автор узнал о событиях, о которых вам предстоит прочесть. Основоположники современного романа трудились в XVII веке, когда наука начала требовать, чтобы излагались лишь доказанные факты, а богословие по-прежнему твердило, что лгать грешно. В этих условиях прозаики прибегали ко всяческим хитростям, чтобы их «плоды воображения» и «романтические фантазии» не противоречили непреложным принципам честности и фактической точности. Так, Даниэль Дефо уверял, что правду лучше выражать, «внушая ее исподволь, под маской какого-либо Символа или Аллегории»; Джон Баньян утверждал, что излагает сведения, «полученные от лиц, в чьей причастности к этим событиям я полностью уверен», а Афра Бен нахально восклицала в одной из своих фантастических «правдивых историй»: «Я не собираюсь тешить вас выдумкой или какой-то байкой, состряпанной из Романтических Стечений Обстоятельств; все Обстоятельства, с Точностью до Йоты, - чистая Правда. Я самолично была Очевидцем почти всех основных Событий; а то, чего я не видала, подтвердили мне Герои этой Интригующей Истории, духовные Лица из ордена святого Франциска».

Фотоаппарат Тинтина, монахи Афры Бен - все это литературные приемы, призванные создать флер достоверности вокруг вымысла. Афра Бен, как и Тинтин, даже становится персонажем и оказывается в центре событий, о которых собирается поведать миру. Это единство в двух лицах расщепляет реальность на разные уровни».

«Архитектура как воссоздание»

Сэм Джейкоб

Как городское пространство отражает и творит историю.

«В своем свободном, ничем не ограниченном переписывании прошлого архитектура использует историю как трамплин в будущее. Она бесконечно воссоздает сама себя, сознательно закладывая собственное прошлое в свое же будущее, заново вписывая присущий ей миф в ткань грядущего. В то же время архитектура узаконивает собственные новые предложения, внедряя их в тех же границах, в которых находятся существующие языки, материалы и типологии. Сопутствующее воссозданию повторение того, что уже есть, помогает смягчить потрясение от новизны, при этом само оно объявляет себя неизбежным продуктом исторических обстоятельств. Таким образом, архитектура мифологизирует собственное творение, обеспечивая себе исторические доводы и предлагая мир будущего, и все это - в пределах своей сущности.

Пристрастие архитектуры к самовоспроизведению есть нечто большее, нежели шутка, понятная лишь посвященным. В отличие, например, от участников исторических реконструкций, она никогда не собирает вещи и не уходит домой, потому что сама является домом (или другим пространством, где мы могли бы находиться). Архитектурные воссоздания совершенно серьезны и абсолютно реальны».

«Действие есть форма»

Келлер Истерлинг

О том, как Гутенберг стал ключевой фигурой в зодчестве.

«Чтобы понять смысл высказывания “архитектура и есть информация», то есть сделать воду осязаемой, необходима работа мысли, схожая с исследованием принципов работы, но подразумевающая преодоление ассоциаций, связанных со словом «информация”. Информация, особенно в цифровой культуре, это текст или код - то, что появляется на экране и распознается с помощью одного из множества языков. Чем шире распространяются подобные устройства, тем сложнее найти пространственные технологии или сети, не зависящие от цифрового мира. Мир становится «интернетом вещей», где умные здания, умные машины взаимодействуют с бесчисленными мобильными телефонами и цифровыми устройствами. Почти каждая отрасль знания в XX веке оказалась подчиненной информатике, поскольку стремилась опереться на информационные системы управления, позволяющие на основе вычислений и измерений давать более или менее достоверные прогнозы.

В число таких отраслей попала и архитектура, что можно увидеть в работах Седрика Прайса и Кристофера Александера. Такие гуру конца XX века, как Кевин Келли, на волне экономических успехов цифровой индустрии предлагали нам представить себе машины как «микросхемы с колесами», самолеты - как «летающие микросхемы с крыльями», здания - как микросхемы для жилья и большие микросхемы для содержания овец и коров. Естественно, все они будут материальны, но каждый грамм их вещественной сущности будет просто напичкан знаниями и информацией».

«Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова»

Даша Парамонова

О том, как в архитектуре отражается эпоха.

«Отдельным и, пожалуй, самым радикальным направлением трансформации индустриального подхода в постсоветской России становится применение этого практичного метода при строительстве религиозных сооружений. Чтобы обслужить духовную жизнь горожан, Москва должна быть покрыта равномерной сеткой церквей. По расчетам, необходимо построить минимум 200 новых храмов, однако общий дефицит культовых зданий оценивается представителями РПЦ в 600 объектов. Проекты, разработанные Моспроектом-2 и Моспроектом-3, могут быть возведены за срок от 1 до 6 месяцев. Предлагаются два типа храма - однокупольный и пятикупольный, а также различные вариации приделов и отделки. «Поэтому за счет смены куполов, завершений и цветовых решений может появиться большое количество вариантов», - рассказывает Александр Кузьмин. Такой утилитарный подход к строительству свидетельствует о том, что религия в жизни россиянина - это такая же естественная вещь, как гараж или дача, а церковь на территории района столь же необходима, как тепловой пункт или детская площадка. Сотрудничество государства и церкви начинается в конце 1980-х с признания права на свободу совести, а в 2012-м этот союз инициирует скандальное судебное дело против художественных активистов, распевающих «Богородица, Путина прогони». Религия и власть теперь не просто союзники, но партнеры. По словам представителей РПЦ, строительство типовых храмов должно не только восстановить историческую справедливость, но и сделать общество более гомогенным, транслировать образ правильного гражданина, которому необходима пешая доступность к православному храму».

«Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»

Вальтер Беньямин

Искусство с аурой и без нее.

«Единственность произведения искусства тождественна его впаянности в непрерывность традиции. В то же время сама эта традиция - явление вполне живое и чрезвычайно подвижное. Например, античная статуя Венеры существовала для греков, для которых она была предметом поклонения, в ином традиционном контексте, чем для средневековых клерикалов, которые видели в ней ужасного идола. Что было в равной степени значимо и для тех, и для других, так это ее единственность, иначе говоря: ее аура. Первоначальный способ помещения произведения искусства в традиционный контекст нашел выражение в культе; Древнейшие произведения искусства возникли, как известно, чтобы служить ритуалу, сначала магическому, а затем религиозному. Решающим значением обладает то обстоятельство, что этот вызывающий ауру образ существования произведения искусства никогда полностью не освобождается от ритуальной функции произведения. Иными словами: уникальная ценность «подлинного» произведения искусства основывается на ритуале, в котором оно находило свое изначальное и первое применение. Эта основа может быть многократно опосредована, однако и в самых профанных формах служения красоте она проглядывает как секуляризованный ритуал. Профанный культ служения прекрасному, возникший в эпоху Возрождения и просуществовавший три столетия, со всей очевидностью открыл, испытав по истечении этого срока первые серьезные потрясения, свои ритуальные основания. А именно, когда с появлением первого действительно революционного репродуцирующего средства, фотографии (одновременно с возникновением социализма) искусство начинает ощущать приближение кризиса, который столетие спустя становится совершенно очевидным, оно в качестве ответной реакции выдвигает учение о l“art pour l”art, представляющее собой теологию искусства».

«Запечатленное время»

Андрей Тарковский

Поэтичное эссе о времени, музыке и искусстве в целом.

«Время - это условие существования нашего «Я». Наша питательная атмосфера, которая разрушается за ненадобностью в результате разрыва связей личности с условиями ее существования. Когда наступает смерть. И смерть индивидуального времени тоже - в результате чего жизнь человеческого существа становится недоступной для чувств остающихся в живых. Мертвой для окружающих.

Время необходимо человеку, чтобы, воплотившись, он мог осуществиться как личность. Но я не имею в виду линейное время, означающее возможность успеть что-то сделать, совершить какой-то поступок. Поступок - это результат, а я рассуждаю сейчас о причине, оплодотворяющей человека в нравственном смысле.

История - еще не Время. И эволюция тоже. Это последовательности. Время - это состояние. Пламя, в котором живет саламандра человеческой души».

«Заметки на полях “Имени розы”»

Умберто Эко

Увлекательный бэкстейдж о постмодернистских играх.

«Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности. Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей «люблю тебя безумно», потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы - прерогатива Лиала. Однако выход есть. Он должен сказать: «По выражению Лиала - люблю тебя безумно». При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до ее сведения то, что собирался довести, - то есть что он любит ее, но что его любовь живет в эпоху утраченной простоты. Если женщина готова играть в ту же игру, она поймет, что объяснение в любви осталось объяснением в любви. Ни одному из собеседников простота не дается, оба выдерживают натиск прошлого, натиск всего до-них-сказанного, от которого уже никуда не денешься, оба сознательно и охотно вступают в игру иронии… И все-таки им удалось еще раз поговорить о любви».

«Кино между адом и раем»

Александр Митта

Учебник для чайников о том, как снять гениальный фильм.

«Саспенс - это что-то вроде экзамена, который выдерживают перед зрителями конструктивные элементы структуры. Если драматическая ситуация хороша, она порождает саспенс. Если драматическая перипетия развита правильно - вы получите все, что хотели, плюс саспенс в развитии. Если событие правильно вскрыло конфликт, саспенс будет расти вместе с угрозой герою и неожиданными поворотами действия.

Режиссер, который ввел в обиход термин «саспенс», - Альфред Хичкок. Он назвал саспенсом «самое интенсивное представление о драматической ситуации, которое только возможно». Хичкок рассказывал, что, когда он начинал снимать фильмы, будучи еще неизвестным режиссером, он подумал: «Как бы сделать так, чтобы все звезды захотели сниматься в моих фильмах? Надо соблазнить их историей, в которой есть что-то таинственное и беспокойное, надо пробудить в них чувства». Вот это и приводит историю к саспенсу.

Хичкок как-то сказал французскому режиссеру Трюффо:

Когда я сочиняю истории, меня больше всего волнуют не характеры, а лестницы, которые скрипят.

Что это такое? - спросил Трюффо.

Лестницы, которые скрипят и могут обрушиться под героем. Я называю это «саспенс».

«Сад, Фурье, Лойола»

Ролан Барт

Литературная игра в бисер.

«При переходе от Сада к Фурье выпадает садизм, при переходе от Лойолы к Саду - общение с Богом. В остальном одно и то же письмо: одно и то же классификационное сладострастие, одно и то же неудержимое стремление раскраивать (тело Христово, тело жертвы, человеческую душу), одна и та нее одержимость числами (подсчитать грехи, пытки, страсти и даже ошибки в счете), одна и та же практика образа (практика подражания, картины, сеанса), одни и те же очертания системы - социальной, эротической, фантазматической. Ни один из этих трех авторов не дает читателю свободно вздохнуть; все ставят удовольствие, счастье и коммуникацию в зависимость от некоего негибкого порядка или, ради еще большей агрессивности, от какой-то комбинаторики. Итак, вот они объединены все трое: проклятый писатель, великий утопист и святой иезуит».

«Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса»

Михаил Бахтин

Как народная культура становится частью большой литературы.

«Вся богатейшая народная культура смеха в средние века жила и развивалась вне официальной сферы высокой идеологии и литературы. Но именно благодаря этому внеофициальному своему существованию культура смеха отличалась исключительным радикализмом, свободой и беспощадной трезвостью. Средневековье, не допустив смех ни в одну из официальных областей жизни и идеологии, предоставило ему зато исключительные привилегии на вольность и безнаказанность вне этих областей: на площади, во время праздников, в рекреативной праздничной литературе. И средневековый смех сумел широко и глубоко использовать эти привилегии.

И вот в эпоху Возрождения смех в его наиболее радикальной, универсальной, так сказать, мирообъемлющей и в то же время в его наиболее веселой форме один только раз в истории на какие-нибудь пятьдесят–шестьдесят лет (в разных странах в разные сроки) прорвался из народных глубин вместе с народными («вульгарными») языками в большую литературу и высокую идеологию, чтобы сыграть существенную роль в создании таких произведений мировой литературы, как «Декамерон» Боккаччо, роман Рабле, роман Сервантеса, драмы и комедии Шекспира и другие».

«Записки и выписки»

Михаил Гаспаров

Очень остроумные рассуждения о литературе, филологии и критике.

«Однажды мне случилось сказать: “Не потому Лермонтов нам нравится, что он велик, а наоборот, мы его называем великим потому, что он нам нравится». Мне казалось, что это банальность, но В.В. Кожинова это почему-то очень возмутило. Мне и до сих пор кажется, что наше «нравится - не нравится” - недостаточное основание, чтобы объявить писателя великим или невеликим. Я бы предпочел считать, что тот писатель хорош, который мне не нравится, который выходит за рамки моего вкуса: ведь я не имею права считать мой вкус хорошим только потому, что он мой. Еще лучше было бы вместо своей эгоцентрической точки зрения реконструировать чужую, заведомо достойную уважения: а что сказал бы о таком-то современном поэте Мандельштам? Пушкин? Овидий? Такие гипотетические суждения, наверное, были бы интереснее; но обычно об этом не задумываются, вероятно, предчувствуя: ничего хорошего они бы не сказали».

«Искусство и визуальное восприятие»

Рудольф Арнхейм

Психологическая подоплека живописи.

«…свет представляется самостоятельным явлением или же качеством, внутренне присущим самим предметам, а не воздействием, передаваемым от одного предмета к другому, «День» - это яркая вещь, о которой часто думают как о скоплении белых облаков, которые приходят извне и движутся по небесному своду. Таким же образом яркость предметов на земле воспринимает­ся в основном как свойство их самих, а не как результат отражения. Не принимая во внимание особые условия, о которых будет сказано ниже, освещенность дома, дерева или лежащей на столе книги не воспринимается нами как какой-то подарок далекого источника. В лучшем случае дневной свет или свет электрической лампы освещают вещи подобно тому, как спичка поджигает охапку дров. Эти вещи менее ярки, чем солнце или небо, но в принципе не отличаются от них. Они просто менее яркие светила.

Соответствующим образом темнота воспринимается либо как угасание яркости, присущей предмету, либо как тот эффект, который получается, когда пытаются спрятать светлые предметы в тени темных. Ночь - это не отрицательный результат удаления света, но

положительное появление темного покрывала, которое заменяет или покрывает день. Ночь, как она представляется детям, состоит из черных облаков, которые движутся так близко друг к другу, что белое никак не может пробиться сквозь них. Некоторые художники, такие, как Рембрандт или Гойя, по крайней мере в некоторых своих картинах, изображали мир как темное пространство, местами подсвечиваемое светом. Оказалось, что они подтвердили средствами искусства открытия, сделанные физиками».

«Избранные произведения Леонардо да Винчи»

Леонардо да Винчи

Как думал человек, ставший символом своего времени.

«Ум живописца должен быть подобен зеркалу, которое всегда превращается в цвет того предмета, который оно имеет в качестве объекта, и наполняется столькими образами, сколько существует предметов, ему противопоставленных. Итак, зная, что ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой, и что ты не сумеешь их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, ты, бродя по полям, поступай так, чтобы твое суждение обращалось на различные объекты, и последовательно рассматривай сначала один предмет, потом другой, составляя сборник из различных вещей, отборных и выбранных из менее хороших. И не поступай так, как некоторые живописцы, которые утомясь своим воображением, оставляют работу и прогуливаются пешком для упражнения, сохраняя усталость в душе; они не только не хотят обращать внимание на различные предметы, но часто, при встрече с друзьями или родственниками, они, приветствуемые ими, их не видят и не слышат, и те принимают их не иначе, как за обиженных».

«Фольклор в ветхом завете»

Джеймс Джордж Фрэзер

Из чего и как собиралась самая известная в мире книга.

«Русские черемисы, (современное название - мари) народ финского происхождения, рассказывают историю сотворения мира, напоминающую некоторые эпизоды из преданий племени тораджа и индийских туземцев. Бог вылепил тело человека из глины и поднялся к себе на небо, чтобы принести оттуда душу для оживления человека, оставив на месте собаку сторожить тело в его отсутствие. Тем временем пришел дьявол и, напустив на собаку холодный ветер, прельстил ее меховой одеждой, чтобы ослабить ее бдительность. Потом злой дух оплевал глиняное тело и так загадил его, что когда бог вернулся назад, то пришел в полное отчаяние и, не надеясь когда-нибудь снять с тела всю грязь, скрепя сердце решил вывернуть тело наизнанку. Вот отчего у человека такая грязная внутренность. И в тот же день бог проклял собаку за ее преступное нарушение своего долга».

«Морфология волшебной сказки»

Владимир Пропп

«Мы предпринимаем межсюжетное сравнение этих (волшебных) сказок. Для сравнения мы выделяем составные части волшебных сказок по особым приемам и затем сравниваем сказки по их составным частям. В результате получится морфология, т.е. описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и к целому. Какими же методами может быть достигнуто точное описание сказки? Сравним следующие случаи:

1.Царь дает удальцу орла. Орел уносит удальца в иное царство.

2.Дед дает Сученке коня. Конь уносит Сученко в иное царство.

3.Колдун дает Ивану лодочку. Лодочка уносит Ивана в иное царство.

4.Царевна дает Ивану кольцо. Молодцы из кольца уносят Ивана в иное царство; и т.д.

В приведенных случаях имеются величины постоянные и переменные. Меняются названия (а с ними и атрибуты) действующих лиц, не меняются их действия, или функции. Отсюда вывод, что сказка нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам. Это дает нам возможность изучать сказку по функциям действующих лиц».

«Фотография как…»

Александр Лапин

Фундаментальный труд о композиции в фотографии.

«Конечно же, подавляющее большинство фотографов использует рамку видоискателя в качестве прицела, чтобы навести камеру на то, что их интересует. При этом ни фон, ни окружающие детали не принимаются во внимание. В английском языке слово shoot имеет два значения: стрелять и снимать. Настоящая же работа с камерой совершенно другая, это строительство кадра, организация его. Фотограф стремится к тому, чтобы в кадр не попало ничего лишнего.

Он обдуманно выбирает детали будущего снимка, ищет смысл в их сочетании и положении, компонует их, добиваясь выразительности, стремясь наполнить кадр вполне определенным содержанием. Композицию и выразительность художник находит также в самой реальности, но фотографу труднее, он не может синтезировать свою картину из отдельных наблюдений и должен найти ее цел жом. Так работает фотограф думающий, творческий, понимающий, фотография - это некое высказывание, смысл которого должен«прочитан» зрителем. Каждое высказывание, сообщение должно быть оформлено, организовано. К примеру, набор произвольных слов без правил грамматики и пунктуации не будет содержать практически никакой информации. То же самое касается и высказывания визуального - фотографии. Поэтому главное в ней должно быть выделено (ударения, восклицательные знаки), ее части необходимо должны быть связаны (синтаксис), оно, высказывание, имеет начало и конец, значимая деталь подобна придаточному предложению и так далее».