Как открыть галерею или художественный салон. Бизнес-план картинной галереи (с финансовой моделью) Рекламная компания открытия галереи искусства

Описание

Данный бизнес-план представляет собой проект создание коммерческой картинной галереи современного искусства как реализация эффективной бизнес-модели.

Маркетинговой стратегией является реализация проекта, предусматривающая создание экспозиционной площадки, которая станет центром притяжения для людей, интересующихся современным искусством, коллекционеров, деловой и интеллектуальной элиты города, гостей и туристов, а также салона, где любители изобразительного искусства смогут приобретать произведения художественные произведения высокого качества.

Финансирование проекта предполагается осуществить за счет собственных средств (15%) и кредитных средств (85%).

Проект начинает приносить прибыль на третий год работы и, в течение первых десяти лет, объем чистой прибыли, после уплаты налогов, составит 1 133 тыс. руб. Горизонт планирования проекта - 10 лет. Период окупаемости проекта составляет 5,35 года, включая инвестиционную фазу проекта - 12 месяцев. Чистая приведенная стоимость (NPV) составит 322 тыс. руб. Внутренняя норма доходности проекта (IRR) равна 20,01 %.

Проект является типовым и подготовлен для реализации в городах Российской Федерации, с численностью населения более 300 000 человек. Для примера расположения галереи выбран г. Ярославль.

Бизнес-план поставляется с автоматизированной финансовой моделью , выполненной средствами Excel. Автоматизированная финансовая модель позволяет выполнить анализ инвестиционной и финансовой эффективности проекта, а также провести анализ чувствительности основных параметров проекта.

Финансовая модель является полностью автоматизированной, что подразумевает возможность изменения любого заложенного параметра, такого как:

Объем инвестиций

Объем оказанных услуг

Цены на услуги

Основные затраты

Налогообложение

Персонал и ФОТ

И другие…

Финансовая модель осуществляет автоматический расчет потребности в инвестициях и финансировании проекта, показателей выручки и себестоимости, налоговых платежей, интегральных и других показателей.

Результатом финансового моделирования является полный комплект аналитических данных:

Прогнозные бюджеты проекта (ОПиУ, ОДДС, Баланс)

Анализ финансовых показателей ликвидности и рентабельности

Анализ показателей инвестиционной эффективности (NCF, NPV, IRR и т.д.)

Анализ чувствительности

В бизнес-плане использованы материалы:

Открытых источников,

Отраслевых изданий,

Данных РОССТАТ,

Публикаций отраслевых экспертов,

Аналитические материалы Российских и иностранных отраслевых институтов

Отраслевых интернет-форумов

Опросов участников отрасли.

Бизнес-план составлен в соответствии со стандартами международных организаций, таких как UNIDO и TACIS.

Объем работы: 96 стр.

Графический материал:

Рисунки - 13

Таблицы - 18

Развернуть

Содержание

Развернуть

Иллюстрации

Развернуть

Таблицы

Таблица 1. Тор-5 аукционных домов Нью-Йорка по продажам современного искусства

Таблица 3. Доли рынков отдельных стран в общемировом рынке искусства, %

Таблица 4. Ценовая структура аукционных продаж

Таблица 5. Изменение аукционного оборота за 2011 год

Таблица 6. Самые успешные аукционные дома

Таблица 7. Ведущие аукционные площадки мира

Таблица 8. Структура рынка по объему выручки

Таблица 9. Структура рынка по видам искусства

Таблица 10. Топ-10 лотов 2011 года по версии аrtprice

Таблица12. График подготовительной стадии реализации проекта

Таблица 13. График инвестиционной стадии реализации проекта

Таблица14. Штатное расписание

Таблица 15. Стоимость инвестиционных затрат

Таблица 16. План продаж 1-12 гг.

Таблица 17. Расчет стоимости собственного капитала

Таблица 18. Финансово-экономические показатели проекта

Развернуть

Выпуски

Проектируемая организация будет иметь формат галереи. Галереи организуют выставки произведений искусства (картин, скульптур и т.д.) в своих помещениях с целью их продажи и получают процент от проданного.

Галерея выступает посредником между творческим человеком и бизнесом, она адаптирует художника к реальной жизни и реальную жизнь к искусству, при этом решая непростую задачу: заработать деньги для себя и для художника. Но владелец галереи в России – это особая работа. Если в Европе и Америке главная задача – убедить клиента в том, что художники, которых они выставляют, лучше, чем художники, которых выставляют другие, то в России галерист должен объяснять клиенту, что такое искусство вообще, зачем его собирать и почему современное искусство так непохоже на то, что он видел в детстве в учебнике.

Открытие галереи поможет решить одну из многих важных проблем, которой озабочены художники и фотографы Новосибирска – недостаточное количество выставочных залов, вернее, их отсутствие. Новосибирск, третий по величине город страны, имеет лишь 8 выставочных площадок, тогда как в Санкт-Петербурге их более 40. И даже в Екатеринбурге, который гораздо меньше Новосибирска, таких площадок 30.

Существование арт-рынка напрямую зависит от существования среднего класса. Сначала средний класс вкладывает деньги в недвижимость, машины, ценные бумаги. И только после этого он начинает приобретать искусство. Но если, покупая, например, машину, мы отдаем себе отчет, что у нее есть себестоимость и есть цена, которая определенным образом соотносится с себестоимостью, то с искусством все гораздо сложнее. Цена на искусство не вырастает из себестоимости, и ценовая политика – одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются участники арт-рынка в России.

Другая сложность: в силу того что мы были изолированы от мирового современного искусства, покупатель предпочитает искусство старое. Если проверено временем – значит, искусство. Это вызывает перекос в ценах. К примеру, голландцы, которые в Европе не очень ценятся, потому что на рынке их много, здесь стоят гораздо дороже. Нужно объяснять, что лучше купить перспективного современного художника, чем хорошо знакомое старье.

Конечно, человеку, далекому от сферы искусства, будет непросто начать такой бизнес. Наличие художественного или культурологического образования существенно облегчит задачу: во-первых, будет хорошее владение материалом, а во-вторых, необходимые знакомства среди художников.

Для начала следует провести анализ – какое искусство востребовано в данный момент и какие есть перспективы для развития? Какие художники работают в городе? Существуют ли подобные проекты, и насколько они успешны?

Для начала реализации проекта необходимо сформулировать для себя ее идейную и культурную направленность, а также собрать "базу данных" о художниках в городе.

Начальный капитал будет включать средства на аренду, персонал и рекламу. Арт галерея немыслима без помещения – удобно расположенного (в идеале – в центре города, вблизи от прочей развлекательной инфраструктуры – кафе, ресторанов, кинотеатров) и грамотно организованного. Особенное внимание следует уделить освещению и вентиляции. В выставочном пространстве должно быть достаточно света, потенциальным покупателям будет приятнее "приобщаться к искусству" в атмосфере уюта. Галерея – это выставки! Каждая выставка – это идея, экспозиция, реклама и продажи. Решать все эти задачи в одиночестве вряд ли удастся – слишком много всего придется взять на себя, поэтому потребуются помощники для создания экспозиции, написания текстов и общения с клиентами. Очень многое зависит от экспозиции. Грамотное размещение объектов позволит показать их в более выгодном свете, ни один объект не должен "выбиваться" из экспозиции или теряться среди других работ.

Реклама – двигатель торговли, это общеизвестно! Обязательно нужно информировать потенциальных покупателей о выставке: буклеты, статьи в газетах и журналах, а также на сайтах города и сюжеты в телеэфире существенно повысят шансы на успех. В данном случае будет полезен навык написания пресс-релиза, а также опыт общения со СМИ.

Ну, и самое главное – продажи. Найти общий язык с покупателем, рассказать о достоинствах того или иного арт-объекта – вот настоящее искусство! Лучше, чтобы сотрудники имели образование культуролога или искусствоведа. Молодых специалистов, желающих получить опыт работы и не претендующих на большую зарплату, всегда предостаточно на последних курсах ВУЗов.

В отличие от западных арт-заведений, где посетители платят за билеты, наша галерея на стартовом этапе будет рада любому клиенту. Продажа билетов преждевременна – она оттолкнет неподготовленного покупателя от "художественного прилавка", но через несколько лет, когда галерея заработает имя и репутацию, можно будет попробовать этот инструмент. Продажа билетов впоследствии будет выполнять двойную функцию: давать дополнительный заработок и отсекать случайных людей.

Деньги в области искусства можно заработать главным образом, если ты даешь людям что-то уникальное, что они действительно хотят и не смогли бы найти дешевле больше нигде. Хороший пример – живое выступление. Можно легко найти бесплатную музыку в интернете, но получить ощущения от концерта можно только отправившись на него. Все работает точно также и с великим произведением искусства. Его создание может занять столько же, сколько потребуется на запись хорошего музыкального альбома, но чувства от него нельзя записать на диск и раздать людям вокруг бесплатно. Чтобы ощутить, получить высший опыт, ты должен купить произведение и поставить его у себя дома или посмотреть на него в музее.

Произведение искусства – товар особый, маркетинг и реклама которого невозможны вне художественной среды, способствующей продвижению на рынке не столько произведения, сколько его автора. По мере того как в данной контекстуальной среде растет значимость автора, увеличивается и рыночная стоимость его работ, в том числе ранних, созданных до возникновения арт-рынка. Однако процесс осложняется тем, что у нас практически отсутствуют рейтинги художников. А поскольку в отечественной маркетинговой среде нет выраженной иерархии художников, то и на Западе нет ясного понимания, что такое российское актуальное искусство. До недавнего времени отношения с зарубежными арт-дилерами строились по принципу поставки необработанного сырья. Так, если цены на работы ведущих американских и немецких художников стартуют с 70 тыс. долларов, то для равных им по статусу русских художников ценовые рамки – от 3 до 7 тыс. долларов.

И последнее. Открыть галерею можно, зарегистрировавшись либо как индивидуальный предприниматель, либо создав общество с ограниченной ответственностью. Данный вид деятельности не лицензируется.

Итак, проектируемая галерея будет представлять собой уникальную организацию, работающую с современным искусством. Предполагается работа с широким спектром уже сложившихся техник и жанров (живопись, фотография, графика, скульптура, объект, инсталляция, мультимедиа) и ориентирование на форму универсального авторского проекта. Такой подход позволяет показать не только качественные произведения, но и сам способ художественного переживания быстро меняющегося мира. Актуальность проекта, в данном случае, разворачивается как в Настоящем, так в Прошлом и Будущем.

Настоящее – это активно работающие современные художники, получившие признание зрителей и профессиональных экспертов, участвующие в крупных отечественных, зарубежных, международных проектах, работы которых представлены в частных и музейных коллекциях.

Прошлое – это уже сложившаяся "классика" современного искусства 60–90 гг., не потерявшая актуальности для сегодняшнего дня и создающая необходимую качественную планку, позволяющую сохранять непрерывность диалога в искусстве. Большинство из этих произведений уже находятся в музейных собраниях и частных коллекциях, но процесс осмысления и "музеефикации" происходит на наших глазах, что и позволяет галерее работать с этим направлением.

Будущее – это молодые, только начинающие свой путь в искусстве, интересные в своем потенциале авторы. Это приоритетное направление нашей работы.

Т.о. в задачи галереи входит организация многогранного арт-пространства в центре города, основным направлением которого является современное искусство, а так же классические и актуальные направления в сфере фотографии, моды, кино и современного театра.

Примеры направлений деятельности, это:

Art-агентство (оказание услуг по поиску, созданию, продаже и аренде произведений искусства);

Проведение мероприятий, отвечающих формату галереи (аукционы, презентации);

Мастер-классы известных мастеров;

Студия живописи;

Перформанс-направление;

Art-фестивали.

Первые два направления являются основными.

Т.о. проектируемая галерея, уникальное место в г. Новосибирске, которая занимается современным творчеством. Она охватывает новые тенденции и направления в искусстве. Ее задача в открытии новых имен и поддержке уже состоявшихся художников в новом качестве. А также всеядное "просекание" действительности, препарирование ее с помощью разнообразных тем, форм и стилей вплоть до треша. Этот неджентльменский творческий набор призван заполнить разреженную сибирскую действительность.

Анализ внешней среды организации

Любая организация имеет свои сильные и слабые стороны. Руководству необходимо знать их и уметь оптимизировать работу организации, принимая эти стороны во внимание. Существуют внешние факторы, влияющие на деятельность организации, и они часто определяют ее успех. Организация, имеющая хорошие внутренние характеристики, может быть успешной в полной мере лишь тогда, когда учтены все возможные внешние факторы: какими-то из них можно пользоваться себе во благо, а каких-то – предусмотрительно избегать. Только в совокупности внешних и внутренних факторов можно получить реальные оценки положения фирмы.

Для анализа внешней и внутренней сред организации используются:

Метода PEST-анализа (таблица 1);

Метод SWOT-анализа (таблица 2);

Исследование конкурентных характеристик конкурентов (таблица 3).

Итак, арт-рынок в нашей стране зреет медленно, но верно. У него большой потенциал. В Новосибирске живет примерно полмиллиона семей. Если каждая приобретет хотя бы одну картину, получится полмиллиона продаж. Емкость художественного рынка большого города огромна. Но динамика продаж произведений искусства напрямую зависит от состояния общества. Если сформируется устойчивый средний класс, если вслед за поколением первоначального накопления капитала придет генерация эстетически образованных предпринимателей, – на российском арт-рынке можно ожидать взрыва. Придется он, скорее, на сегодняшних детей, для которых картины прочно войдут в статусный "лонг-лист" и станут такой же непременной составляющей бытования, как книги или ноутбук.

В Нью-Йорке, крупнейшем мировом арт-рынке, десять тысяч художников: целая армия людей, вооруженных кистью. Но и в Сибири рисуют не меньше. Количество живописцев и графиков в расчете на душу населения в Новосибирске такое же, что и в американском центре: примерно по одному на тысячу жителей – это и члены Союза художников, и свободные художники, и выпускающиеся каждый год ученики архитектурно-художественной академии, художественных училищ и худшкол. Т.о., если учесть разницу между спросом и предложением можно говорить о том, недостатка в художественных продуктах нет.

Коллективный портрет покупателя, формирующего спрос, примерно выглядит так. Примерно на три четверти он состоит из "стихийной" массы, в основном представленной предпринимательством и госслужащими (рисунок 1 "Социальный состав покупателей произведений искусства"). Для большинства приобретение картин – действие случайное, единичное, преследующее утилитарно-подарочные цели. Таких, кто извлекает удовольствие из систематического коллекционирования, страстных собирателей, можно пересчитать по пальцам. Коллекционирование – почти исключительно мужская сфера. За последние пару лет заметно возмужал и покупатель-любитель. Еще недавно в галереях и на аукционах господствовали женщины: они совершали до 70% покупок. Теперь половину приобретателей составляет сильный пол.

Итак, и художники, и покупатель имеется. Отчего же они не встречаются на рынке? Почему в крупнейшем за Уралом городе не может сформироваться арт-рынок с четкой структурой, аналогичной западной, пусть и в миниатюре.

Рисунок 1 – Социальный состав покупателей произведений искусства, %

Мировой опыт говорит: художественные салоны, где продаются как картины древних мастеров, так и мелкие поделки всех времен и народов ("антик"), галереи, ведущие собственную художественную политику, и выставки как художественные акты – вот те кровеносные сосуды, что питают артистический рынок. Без них он просто не выживет.

В Новосибирске с этим совсем туго. Небольшое количество галерей совершенно не создают арт-рынка, нужно нечто кардинально непохожее, с чётко выстроенным форматом, сюда как раз и вписывается проектируемая галерея, которая позволить арт-рынку Новосибирска стать более полноценным.

Для более детального анализа внешней среды организации используем метод PEST-анализа, который представлен в таблице 1.

Таблица 1 – PEST-анализ

Политика

Экономика

1. Федеральные реформы в области поддержки культуры и искусства (Федеральные ЦП).

1. Мировой экономический кризис

2. Изменение уровня жизни населения.

3. Инвестиционный климат в отрасли

2. Муниципальные программы в области культуры и образования (Областные ЦП).

3. Сотрудничество США и России в области культуры.

4. Конкурсы и гранты Министерства Культуры

5. Мероприятия по поддержки малого бизнеса в России.

6. Внесение изменений в ФЗ об "ООО".

4. Основные внешние издержки предприятия:

– Затраты на аренду.

– Затраты на коммуникации.

5. Рост спроса на предметы искусства.

Общество

Технологии

1. Изменение потребительских предпочтений

2. Изменение базовых ценностей потребителей.

3. Изменение уровня и стиля жизни населения.

4. Изменение структуры доходов и расходов населения.

5. Изменение отношения к искусству.

6. Появление новых течений в культуре и искусстве.

7. Изменение ситуации на рынке труда.

8. Изменение отношений со СМИ.

1. Изменение систем оценки квалификации сотрудников.

2. Появление более совершенных технических средств, необходимых для внутреннего обустройства галереи.

"Политика":

Как известно в последние 30 лет большое влияние на арт-рынке приобрело США. Взять хотя бы Нью-Йорк – законодатель в мире актуального искусства, его доля в суммарном обороте крупнейших мировых аукционов составляет примерно 46,5%. Он соперничает с Лондоном и Парижем, и является признанным лидером в направлениях живописи импрессионизма, модернизма и современного искусства, именно те направления, которые интересны для нашей галереи .

Так как формат нашей галереи совпадает именно с направлением, на котором специализируется американский арт-рынок, то немало важным может являться разработка между Россией и США ряда совместных проектов в области культуры и искусства .

Этот момент является актуальным, т.к. заметным движущим механизмом регионального арт-рынка выступают иностранные коллекционеры. У некоторых художников в списке "мест проживания" их работ значится больше иностранных городов, чем отечественных. Основной мотив интереса иностранных коллекционеров – не столько местная экзотика, сколько соотношение приличного качества картин и их невысокой, по сравнению с заграничными мерками, стоимости. Это обстоятельство позволит получать высокий процент прибыли.

Далее, в случае действий со стороны федеральных или муниципальных властей в области культуры и искусства, наша организация может получить ценную поддержку. → Необходимо отслеживать все изменения в данной области, чтобы не пропустить розыгрыша грантов и просто не упустить свою выгоду в какой бы то ни было ситуации. Необходим постоянный мониторинг – основная информация доступна на сайте Департамента культуры Новосибирской области .

Для участия в конкурсе социально-значимых проектов, в рамках проектов направленных на создание условий для повышения образовательного уровня различных уровней населения, нужно организовать благотворительные выставки, а также мастер классы для детей. Это повысит узнаваемость галереи и её имидж .

Немаловажным является также участие в конкурсах на выделение грантов Министерством культуры, например конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире" .

Также, т.к. галерея является предприятием малого бизнеса, также необходим постоянный мониторинг реформ в этой области. Для г. Новосибирска актуален сайт "Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса" . Основными документами поддержки малого и среднего бизнеса являются:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

2. Областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009–2013 годы";

3. Городская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске на 2008–2010 годы".

Т.к. предполагаемая организационная форма галереи ООО негативным моментом является увеличение минимального уставного капитала .

"Экономика":

В данный момент наблюдается постепенный выход из финансового кризиса, а также положительная динамика ВВП (до 3,5%) . Это может помочь плавному притоку инвестиций.

В случае развития российской экономики ожидается рост уровня жизни населения, в связи с чем открываются возможности в области ценовой политики – ценообразование может исходить уже из большей доли прибыли, закладываемой в цену услуг. Стабилизация и подъем экономики также тесно связаны с поддержкой малого бизнеса. → Стимулы и бонусы для нашей организации, финансовая устойчивость.

Благоприятным фактором является рост спроса на предметы искусства среди россиян, который обусловлен двумя основными мотивами – социальным (стремление подтвердить имидж представителя элиты) и финансовым (инвестирование средств в искусство). Причем в настоящее время именно последний мотив становится, по мнению некоторых экспертов, преобладающим.

Объем антикварного рынка в России, по оценкам экспертов, составляет порядка $700 млн. – 1 млрд. в год. На сегодняшний день произведения искусства и антиквариата являются одним из самых надежных и высокодоходных способов размещения капитала: их доходность в год превышает 15% .

"Общество":

Потенциальными работниками галереи являются выпускники художественных ВУЗов, в Новосибирске наиболее престижным заведением выпускающим таких специалистов является НГАХА. Возможно сотрудничество с Отделом содействия трудоустройству, который поможет подобрать необходимых специалистов .

Плюс данного вида работников в невысоких требованиях в заработной плате, а также гибкостью и готовностью обучаться.

Также, с учетом того, что Россия приобщается в Западу, потребители всё с большим доверием вкладывают свои средства в искусство.

Необходимо укрепить "любовь к культуре" у простого населения и престижность покупки предметов искусства, у более обеспеченных покупателей. Всё это делается с помощью рекламы, при активной поддержке СМИ. Для людей, которые подчеркивают покупкой произведений искусства свой статус, будет очень действенна реклама в глянцевых мужских и женских life-style журналах (например, "Дорогое удовольствие"). Также немаловажно и освещение в основных печатных СМИ, для увеличения известности.

"Технологии":

С появлением новых технологий повышается эффективность работы и увеличивается прибыль компании. Например, значительное улучшение технической базы, компьютеризация, возможность обучения посредством интернет, позволить как повышать квалификацию персонала, так проводить мониторинг рынка, потому что в искусстве необходимо постоянно следить за новыми веяниями и основными тенденциями, а также увеличивать известность галереи.

Анализ внутренней среды организации

В любом изобразительном искусстве важно знать технологию – как выполнить ту или иную вещь, для того чтобы добиться нужного эффекта. В наше время помимо всех этих технологий добавилась еще одна – это технология продажи. От того, как ты подашь свое произведение искусства, зависит то, станет она продаваемой или нет.

Чтобы знать "что продавать?" необходимо сначала определить "кто это будет покупать?". Если взять среднюю статистику по провинциям, то примерный портрет покупателя выглядит следующим образом: это женщина (60%) в возрасте от 40 до 50 лет, предприниматель, имеющая высшее образование (95%) и просто любящая живопись как форму самовыражения.

Именно исходя этого можно определить и форму продаж – это некое клубное пространство, игра, спектакль, а при удачном стечении обстоятельств – моноспектакль. Очевидно, что для этого покупателя не определилась роль эксперта в процедуре выбора покупки. Этот широкий покупатель ещё пока доверяется своему неискушённому вкусу.

Анализ жанра говорит о следующем: живопись, пейзаж – 72% продаж, жанровые работы – 15% продаж, графика – 4% продаж, абстракция -5%, мелкая пластика – 4% продаж.

Наиболее эффективным способом продаж был и остается аукцион. Без аукциона арт-рынок полноценным считать нельзя. Вот где настоящая торговля произведениями искусства во всем кипении страстей. Это зрелище, игра, выброс адреналина, состязание нервов. Один потрясен: за бесценок приобрел работу мастера. Другой чуть не рыдает: выторговал "лот в мешке", а там – практически ничего.

Аукцион отображает именно ту величину, которая закреплена в понятии рыночная, то есть та, за которую при одинаковых условиях продавец готов продать, а покупатель готов купить. При этом ни тот, ни другой не обязаны этого делать.

Публичное озвучивание цены продажи опрокидывает многие иллюзии художников относительно их востребованности, экспертов – относительно точности их материальной оценки работ художников. Динамика повышения средних аукционных цен чётко отслеживается в следующих цифрах: если в январе – феврале 2000 года средняя цена продаж едва дотягивала до 3 000 рублей, то в ноябре – декабре 2001 года обычной стала сумма в 7–8 тысяч рублей, а планка так называемых "хороших" продаж поднялась до 15–18 тысяч рублей.

Т.о., зная "что?", "как?" и "кому?" продавать можно перейти к описанию того, как проектируемая галерея, с учётом требований внешней среды, будет строить внутреннюю.

Анализ внутренней среды (таблица 2) вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Он позволяет также лучше уяснить цели организации, определить смысл и направления деятельности фирмы.

Таблица 2 – SWOT-анализ

Рассматривая вход на рынок, необходимо отметить тот факт, что возникнут сложности с привлечением доверия покупателей и авторов, с силу чего галерея будет нести значительные убытки. Основные сильные стороны "Mari! Mari!" – то, что галерея уникальна по своей сути, и масштабам, подобные проекты в г. Новосибирске не создавались. Но чтоб воплотить в жизнь все проекты галереи, необходимы большие затраты. В зависимости от авторов, с которыми мы будем сотрудничать, и состоят слабые стороны галереи. Тем не менее, велика вероятность возникновения финансирования из внешней среды: муниципалитет, культурные учреждения открывают перед нами возможности. Главная угроза состоят в том, что уже сейчас рынок начинает наполняться подобными учреждениями в сфере искусства.

По результатам SWOT-анализа, выделим две возможные альтернативы с целями. Альтернатива 1 (А1) (таблица 3) подразумевает работу с уже сформировавшимся сектором рынка и применима в случае, когда ниша будет существовать, и тогда галерея будет воспринята посетителями позитивно, при этом экономические факторы будет влиять по меньшей мере лишь нейтрально, не изменяя кардинально концепцию бизнеса. А2 (таблица 4) демонстрирует ситуацию, когда сегмента еще нет и необходимы действия по его созданию, когда экономическое положение не устойчиво, когда следует работать не только с посетителями, но и вести глобальную подготовку квалифицированных кадров внутри компании, а также рекламную компанию, работа со СМИ.

Таблица 3 – Альтернатива А1 "Наличие ниши на рынке"

Таблица 4 – Альтернатива А2 "Создание рыночной ниши"

Таким образом, проведя SWOT-анализ, мы можем сделать следующие выводы о необходимой нам стратегии:

Организовывать, особенно на начальных этапах, различные благотворительные выставки, аукционы, получать гранты и муниципалитета.

нализ конкурентных сил

Таблица 5 – Основные конкуренты

Популярных и достаточно известных галерей в г. Новосибирске всего две, но они уже имеют большой опыт работы и широко известны публике, у них есть круг устоявшихся авторов, к которыми они постоянно сотрудничают и связи в мире культуры и искусства Новосибирска. Таким образом, хоть конкурентов немного, но они довольно внушительны, поэтому нужно отойти от того, чтобы меряться с ними силами и развивать уникальность нашей галереи, как абсолютно неформатной.

Создание новой ниши на рынке, как галереи уникального формата, позволит укрепить позиции компании на рынке.

Большой проблемой для входа на рынок для компании будут являться большой объем капиталовложений, а также недостаток в связях в творческих кругах.

Концепция бизнеса арт-галереи

Проектируемая организации будет представлять собой галерею современного искусства. Она будет рассчитана на то, чтобы донести культуру современности в массы, т.е. используя уникальный формат представления привычных выставок. Основные продажи же будут рассчитаны не на широкий круг, а на людей, которые уже могут позволить себе вкладывать деньги в искусство, такие покупки не что иное как показатель успешности. Сочетание "музейности" и продаж очень важный показатель функционирования галереи, т.к. в отличие от музея, галерея, как правило, должна занимается активной коммерческой деятельностью. Продажа произведений искусства является основным условием существования. Но в то же время, полная коммерциализация становится признаком смерти галереи, поскольку при таком условии галерея утрачивает свои основные функции и превращается в обыкновенный салон по продаже сувениров. Никакой сувенирной продукции в галерее не будет, это способно "отпугнуть" серьёзных художников, во-первых, они беспокоятся о своём творческом имидже, во-вторых, их не устроит ценовая политика такой галереи, склонной унифицировать цены на серьёзные и сувенирные работы.

Т.о. проектируемая галерея будет представлять собой художественно-культурное образование, которое совмещает в себе поиск, собирание и экспонирование ценных произведений современного изобразительного искусства. В галерее будут раскрываться перед публикой их культурная и художественная значимость. В галерее также будет превращение произведения искусства в товар особого рода, в "символический капитал", то есть произведение, в силу своих художественных достоинств, приобретает адекватный условный ценовой эквивалент, может быть продано, оказывается в поле искусства и оборота "символического капитала".

Маркетинговый план

Действия, направленные на активизацию процесса продажи товаров называются маркетингом. Так что, раздел бизнес – плана, посвященный маркетингу, содержит программу действий фирмы по обеспечению продвижения товаров на рынке сбыта и всемирному расширению круга покупателей. Во многом успех в бизнесе зависит от успеха в маркетинге. Маркетинговая стратегия (стратегия маркетинговой деятельности) предприятия представляет собой систему конкретных мероприятий, нацеленных на получение максимального дохода фирмы посредством удовлетворения запросов покупателей.

Рассмотрим основные виды маркетинговых усилий по созданию благоприятных условий для продажи товаров.

К основным элементам маркетинга относят:

Схема распространения товаров;

Цели и стратегия маркетинга по продаже конкретных товаров, проникновению на конкретные рынки, привлечению новых покупателей;

В галерее, это будет новый товар на новом рынке.

Стратегия ценообразования.

Методика определения цены на товары:

Высокое качество – высокая цена;

Низкие издержки – низкая цена;

Цена в зависимости от цен конкурентов.

Возможная цена определяется:

Себестоимостью продукции;

Ценой конкурентов;

Особыми достоинствами товара или его высокими качествами – максимальная цена за экологически чистый товар.

В данном проекте возможная цена определяется особыми достоинствами товара, т.е. уникальностью – чем более модный, эстетически привлекательный и авторский товар, тем выше цена.

Предприятие должно будет осуществлять продуманную рекламу своей деятельности – этой очень важный аспект функционирования галереи, поэтому за это отвечает специальный человек – пресс-секретарь.

Основная часть новосибирцев не знает своей культуры из-за отсутствия в городе специализированных СМИ, информирующих о достижениях местных художников, например, или музыкантов. В частности, в Новосибирске нет телеканала, который должен создавать и показывать просветительские программы о деятелях культуры, в том числе художественной. В новостях сегодня можно встретить лишь скудные событийные сводки, совершенно не привлекающие внимание массового зрителя. Между тем, телевидение само по себе является одним из наиболее актуальных видов художественной культуры в современном мире. Это синтетический вид культуры: и средство массовой информации, и искусство одновременно. Кроме того, телевидение смело можно отнести к разряду очень серьезного идеологического инструмента, необходимого для поддержания высокого культурного уровня, которого Новосибирску пока не хватает. Поэтому для рекламы будет использоваться не специализированная пресса, та, которая ассоциируется успешностью, т.е. где галерея сможет смело рекламировать картины, как предметы роскоши.

Расценки на рекламу имеют широкий разброс значений, поэтому будем брать средние величины. Стоимость рекламы в некоторых печатных СМИ представлена в Приложении Б. Примерная смета затрат на рекламу в месяц представлена в таблице 6.

Неким средством, способствующим совершению покупки, может стать гарантия покупки – заключаемый договор и сертификат на картину. Сертификат имеет свой номер, в нём данные об авторе, о картине, каталожные данные, удостоверяющие эту информацию подписи художника и продавца. Этот сертификат не знак качества, а атрибутация в том смысле, в котором мы привыкли её видеть и воспринимать. Это некая гарантия для покупателя. Затраты на создание данного сертификата – минимальны.

И наконец, один из наиболее важных моментов в маркетинговой политике это формирование общественного мнения, т.е. разработка мероприятий по систематическому созданию благоприятного отношения к организации населения.

Поэтому выставки должны представлять собой некий фестиваль современного искусства, т.е. размещение экспозиции в нескольких местах, включение в программу мероприятий музыкальные, поэтические и танцевальные представления. Это смешение жанров может вывести искусство на новый уровень и привлечь множество заинтересованных лиц.

Эта форма представления как раз и объединит художника и зрителей, даст им возможность понимать друг друга, обмениваться идеями. Это искусство, которое понятно зрителям, которое находит живой отклик в их душе и украшает собой наш город.

Производственный план. Основные направления организации производственной деятельности арт-галереи

В этом разделе рассматривается характеристика организационной структуры предприятия (персонал, система управления предприятием, кадровая политика, документация).

Арт-галерея будет являться частным предприятием, управление которым будет осуществлять директор. Он будет являться единоличным руководителем предприятия так же его владельцем.

В состав основных функциональных обязанностей директора входят:

Организация работ;

Обеспечение выполнения перспективных и текущих планов;

Обеспечение прибыльной работы предприятия согласно разработанным им программам развития предприятия;

Обеспечение соблюдения трудового законодательства, норм и правил по условиям труда и охране труда работников.

Юридическое оформление предприятия предусматривает регистрацию его в Государственных органах, соблюдение действующего законодательства о найме на работу, а также инструкций и соответствующих требований к качеству товара, например различных документов, подтверждающих подлинность.

Арт-галерея будет являться Обществом с Ограниченной Ответственностью.

Технологию работы галереи можно описать следующим образом:

1. Подготовительный этап

Этот этап включает в себя поиск авторов, с которыми мы будем сотрудничать, т.е. первоначально мы подготавливаем основу для предстоящих выставок и различных мероприятий, договариваемся о проведении мастер-классов, обговариваем ценовую политику, процент от продажи работ и т.д. и т.п.

2. Выставочный процесс

Это основная деятельность галереи, т.е. сами выставки, мастер-классы, различные перфомансы и другие мероприятия.

Таким образом, первоначально будет составлен график выставок, если выставка коммерческая, то назначаются, либо аукционы, либо просто осуществляется продажа работ, также параллельно все желающие могут пообщаться с авторами, узнать больше об их творчестве и даже научиться чему-нибудь на мастер-классах.

Т.к. галерея, место само по себе уникальное, то вся деятельность будет преподносится и осуществляться более чем оригинально, чтобы посетители не были безмолвными манекенами, пришедшими посмотреть на музейные шедевры, но и сами погружались в мир современного искусства.

На начальном этапе в арт-галерее будет работать всего пять человек: галерист-руководитель, куратор, пресс-секретарь, консультант и экспозиционер.

Финансовый план

В данном разделе бизнес – плана рассматривается вопрос финансового обеспечения деятельности предприятия и использование имеющихся денежных средств. Во-первых это величина инвестиций, т.е. средств, которые придется потратить, чтобы запустить бизнес, а во-вторых величина доходов, и последнее – величина затрат, которые придется нести, чтобы поддерживать соответствующие доходы уже в ходе операционной деятельности.

Первоначальные затраты.

Стоимость помещения рассчитана в таблице 6 и составляет 1 635 000 руб. Т.к. аренда помещения и ремонт основная статья первоначальных расходов, то общая потребность в инвестициях будет равна стоимости помещения (таблица 9).

Таблица 9 – Стоимость помещения

Величина доходов.

Помещение в галерее художественных произведений преследует в конечном итоге главную цель – их продажу. Картина, скульптура имеют свойство превращаться в товар особого рода. Они могут быть приобретены для украшения интерьера квартиры, офиса, для пополнения частной или музейной коллекции, следовательно, имеют свою цену.

Цена произведения искусства, как правило, зависит от многих причин. В современном искусстве ценообразование осуществляется, как правило, в галерее. Приобретение произведения может происходить непосредственно по прямой договорённости с директором или с его доверенным лицом. Покупатель при осмотре экспозиции знакомится с прайс-листом. Указанные в нём цены не всегда являются окончательными и могут изменяться в ту или в иную стороны, но, естественно, не становятся ниже стоимости, обещанной автору. Когда покупатель и галерист придут к соглашению относительно цены произведения, устраивающему обоих, происходит покупка – обмен произведения на деньги и соответствующее оформление коммерческой сделки – выписка счёта или сертификата, пробивание чека и упаковка приобретённого произведения искусства.

Процесс ценообразования на произведения искусства зависит от многих факторов. Так, цены зависят от средних цен, сложившихся в данной стране и в данное время. Произведения искусства являются предметами роскоши, то есть не являются продуктами непосредственного жизнеобеспечения, и поэтому стоят достаточно дорого. Произведения искусства являются предметами духовного потребления и поэтому не являются массовым продуктом, но сугубо индивидуальным удовлетворением духовных потребностей, формируемых как общим культурным полем, так и индивидуальной судьбой.

Цены на произведения отдельного художника в основном зависят от уровня предшествующих продаж, зафиксированных в соответствующих документах (в чеках, договорах, бланках налоговых сборов, в каталогах аукционов). Цены определяются известностью автора, качествами произведений, их размерами и техникой исполнения. Так, тщательная проработка холста свидетельствует о кропотливом труде, вложенном художником, и является веским аргументом в пользу высокой оценки произведения. На ценообразование также влияют размеры произведения, а также материал и техника, в котором выполнено произведение искусства. Например, картины, написанные маслом на холсте, стоят, как правило, выше, чем написанные маслом на картоне. Графические произведения (акварели и рисунки) стоят обычно значительно меньше, чем работы маслом. Цены на скульптуру во многом зависят от материала, из которого она выполнена. Так, скульптура, вылепленная из глины, будет стоить значительно дешевле скульптуры, отлитой в бронзе, поскольку бронза значительно дороже глины.

Эти параметры цен, естественно, весьма условны, потому что каждое произведение искусства по своей природе уникально и сравнения здесь всегда приблизительны. Искусность автора также много значит и накладывает свой след на величину цены.

Одним из важнейших составляющих ценообразования произведений искусства является известность мастера. Его слава складывается из оригинальности манеры, самобытности сюжетов, мастерства исполнения, уровня общественного признания, количества выставок.

Важнейшую роль в популяризации творчества мастера играют масс-медиа. В современном искусстве встречаются художники, которые завоёвывают популярность и высокий рейтинг работ совсем не своим талантом. Поэтому часто говорится, что талантливое произведение в современном искусстве создаётся не художником, а арт-критиком и дилером, умело создающими общественный миф о творчестве автора. В сферу создания подобной мифологии входит мода на определённые манеры и образный ряд в искусстве или просто мода на работы данного мастера. Пресса, ТВ и журналисты играют важнейшую роль в коммерческой "раскрутке" художника, в его популярности. Слухи о гениальности важнее самой гениальности.

Т.о., выделив примерные показатели ценообразования на арт-рынке можно начать делать выводы о доходах организации.

Диапазон цен, по продаже произведений искусства, колеблется от 4000 до 100 000 рублей. Верхняя граница – не предел, цены на произведения знаменитостей могут достигать довольно высоких значений. Картины нераскрученных живописцев стоят 5000–10000 рублей. Художник вне зависимости от степени известности получает 30% стоимости проданной картины.

Таким образом, при организации 1 выставки в месяц, состоящей примерно из 20 картин, при продаже хотя было половины работ, выручка составит примерно 500000 руб.

Вывод

Обоснование экономической эффективности подтверждено: NPV (положительный), IRR (58%), срок окупаемости (3 года).

Литература

1 Бекетова О.Н. Бизнес-план: теория и практика. Учебник: Приор. 2009 г. – 288 с.;

2 Голяков С.М. Общий и стратегический менеджмент. Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях. – Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2003. Сер. 8. Вып. 4 (№32). – 22 с.

3 Горемыкин В.А., Бочков В.Е., Демин Ю.Н. Бизнес-планирование. Учебник – Москва: МГИУ, 2000. – 138 с.;

4 Ляпунов С.И., Попов В.М. Бизнес-планирование. Учебник: "Финансы и статистика", 2003 г. – 672 с.

5 Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Сборник бизнес-планов: методика и примеры. Учебник: МарТ. 2008 г. – 408 с.;

6 Орлова Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок. Учебник: Омега-Л. 2009 г. – 160 с.;

7 Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект. Учебник: Омега-Л. 2008 г. – 191 с.;

8 Саттон Г. Азбука составления победоносного бизнес-плана. Учебник: Попурри. 2007 г. – 384 с.;

9 Сухова Л.Ф., Чернова В.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. Учебник: "Финансы и статистика". 2007 г. – 160 с.;

10 Ушаков И.И. Бизнес-план. Учебник: Питер. 2009 г. – 224 с.;

11 Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – 170 с.

Решаются очень многие. И абсолютное большинство начинающих предпринимателей склоняются к варианту торговли теми или иными товарами и услугами. Это может быть открытие какого-либо магазина, продовольственного или магазина одежды, хозяйственных или строительных товаров. Данный вариант предполагает получение практически мгновенной прибыли и быстрых темпов окупаемости вложенных средств, однако и конкуренция здесь представляет собой очень и очень серьезную силу. Ведь сети продовольственных магазинов располагаются повсюду и удивить чем-то своих покупателей, новоиспеченный магазин продуктов вряд ли сможет. А вот открыть бизнес, связанный с чем-то менее банальным, например, с искусством, может стать весьма прибыльным и, что более важно, уникальным. Особенно если открыть его в том городке, где для представления зрителям произведений искусства до сих пор пользуются помещениями домов культуры или кинотеатров.

Самым удачным будет вариант открытия галереи. Подобный бизнес появился в России не так давно - прошло едва ли 20 лет с открытия первых частных галерей в Москве и сейчас некоторые из них очень даже уверенно чувствуют себя не только на отечественном, но и на международном уровне. В начале двадцатого века на данный вид частного предпринимательства обратило внимание очень даже много людей. Но в этом случае важно не только наличие материальных средств, составляющих стартовый капитал, важно еще и понимать суть этого, простого, на первый взгляд, предприятия. Как и любое другое важное дело, открытие галереи требует тщательного и ответственного подхода. И самым главным на данном этапе станет бизнес план галереи. Который будет определять весь ход дел, связанных с открытием и функционированием, плюс сделает возможным произвести фундаментальные финансовые подсчеты.

Галерея может быть художественной или декоративно-прикладного искусства.

Пример успешного открытия художественной галереи

“Ателье Карась” - галерея, открывшаяся в 1995 г. Однако, идею создания частной галереи в семье руководителя, Евгения Карася, начали обсуждать еще раньше - в 1986 г. Так как семья Карасей полностью состояла из людей, занимающихся изобразительным искусством и живописью, им не составило бы большого труда организовать эффективное функционирование такого рода культурного заведения. Местом расположения галереи была взята студия, которую родителям Евгения предоставил Союз художников. Она располагалась на первом этаже здания и ее площадь исчислялась аж в 200 кв. м. Тут на протяжении 8 лет были личная мастерская художников Карасей. И именно здесь им всем так хотелось создать территорию художественной жизни, наполненную уникальными экспонатами и, конечно же, единомышленниками, в этом плане.

Вернуться к оглавлению

Начало бизнеса в искусстве

Несмотря на то, что у семьи имелась достаточно большая рабочая территория, для создания пространства под галерею был проведен грандиозный ремонт. После этого, а, скорее даже параллельно этому процессу Евгений Карась, будучи начинающим галеристом, вплоть до 1995 г. занимался накоплением знаний, касающихся области современного изобразительного искусства. Он активно изучал положение дел в изобразительном искусстве стран ближнего - Украины, России, и дальнего зарубежья - Европы, Соединенных Штатов, Канады, и т.д. Затем был нелегкий выбор темы первоначальной экспозиции, но решение представлять публике произведения украинских художников было принято единогласно. И подошел период более тщательного исследования ситуации с украинским искусством. Изучению подвергались художественные направления современного творчества, инфраструктуры, рейтинги. Более того, Евгению приходилось, как начинающему в этой сфере, бизнесмену, изучать круг общения и фамилии потенциальных посетителей, спонсоров и тому подобное.

Совместно с набранным коллективом работников галереи начался процесс формирования базы данных: собиралась информация о художниках, рассматривались фотографии их творческих работ, набирались искусствоведческие тексты и критика. Позже был составлен список наиболее интересных для публики, и сильных, с точки зрения профессиональных мастеров, художников. Разработанные выставочные программы стали рассылать тем художникам, работы которых желали видеть в стенах готовящейся к открытию галереи.

Подобный план работ по подготовке частной галереи, как рассказывает Евгений Карась, ему помог составить, а затем реализовать опыт зарубежных специалистов, которые уже имели положительные успехи в данном бизнесе. Никакой специальной литературы по этой теме он не читал. Да и читать-то было нечего. Тогда, в конце двадцатого века, все это было в новинку. И учиться приходилось не в институтах менеджмента и бизнеса и не на курсах, потому что их в нашей стране еще не было. Все приходилось постигать самостоятельно, на ходу создавать какие-то креативные идеи, которые в итоге стали основами для вновь открывающихся частных галерей России.

Описанные выше особенности открытия галереи можно вкратце вынести в главный совет начинающим единомышленникам - будет лучше, если здание галереи расположить в центре города. Общая площадь ее помещений не должна превышать 200 - 250 кв. м. Данная цифра берется из следующих расчетов: выставочный зал будет достаточно разместить в помещении, площадью 80-100 кв. м, под офис можно отнести - 15-20 кв. м. от все пощади галереи, нельзя забывать о помещении для хранения работ. Которое может расположиться на 30-50 кв. м. Под технические помещения тоже стоит выделить хотя бы 50 кв. м, на которых будет храниться оборудование и т.д. Однако некоторые галереи располагаются всего лишь на 25 кв. м и весьма неплохо существуют.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала работников галереи

В постоянный штат галереи средних размеров, такой как, “Ателье Карась”, потребуется не больше 5-6 человек: галерист или руководитель, пресс-секретарь, куратор, консультант, экспозиционер и программист.

Главную роль, конечно же, во всем процессе открытия частной галереи, дальнейшей подготовки экспозиций и т.д, играет галерист, вкус которого, его позиция помогают сделать ставку на те или иные произведения искусства, которые будут правильно восприняты публикой. Именно он создает имидж культурного заведения. Только он решает, с какими авторами ему стоит работать, а с какими нет, то же самое касается и наемных рабочих. Его решением определяется, искусство какого жанра и эпохи возможно выставлять в его галереи, а какое нет. Как показывает практика, галеристу вовсе не должен быть профессиональным художником. Ему достаточно поверхностно разбираться в таком виде искусства, как живопись и, конечно же, он должен любить его. Более того, в современных высших учебных заведениях стран СНГ и России, готовят профессиональных арт-менеджеров, которые, как планируется будут прекрасно справляться с руководством культурных предприятий.

Вторым, по значимости, за галеристом в списке персонала этого проекта идет куратор. Он является инициатором проведения той или иной выставки, организовывает ее и, в конце концов, проводит. Этот человек должен знать все до самой, казалось бы, незначительной, мелочи, которая может всплыть во время подготовки экспозиции. Особо ценным будет тот куратор, у которого есть высшее художественное образование и способность к ведению и подготовки сразу нескольких выставочных проектов.

Третье место занимает экспозиционер, который занимается развешивание картин в выставочном зале. Конечно же, он не делает это собственноручно, со стремянкой наперевес. Он планирует то, в каком зале должна висеть та или иная картина, в окружении каких полотен она будет выгоднее смотреться. Ведь, как отмечают опытные работники галерей и музеев, правильно, и даже сказать, более, талантливо выполненная экспозиция придает даже старым, уже приевшимся, полотнам “новое звучание”.

Функция консультантов заключается в том, чтобы находиться в момент выставки в зале, где представлена экспозиция, и оказывать необходимую помощь посетителям и потенциальным покупателям. Они, как уже понятно, тоже обязаны знать о представляемых картинах и их авторах все до мелочей. С этой ролью прекрасно могут справиться недавние выпускники институтов живописи и изобразительного искусства или же студенты старших курсов. Пресс-секретарь, как и во всех других сферах, отвечает за работу со средствами массовой информации, По мнению руководителей, не только частных, но и государственных галерей, человек, имеющий художественное образование, сможет благополучно совмещать несколько функций, например, составлять экспозиции, работать с посетителями и писать оригинальные тексты.

В штате любой современной галереи обязательно должен быть профессиональный программист или системный администратор, который будет организовывать работу веб-сайта галереи, обновлять его, следить за точностью информации, содержащейся на официальном сайте заведения.

Вернуться к оглавлению

Какие нужны документы и средства, чтобы открыть это дело

В связи с тем, что на территории нашей страны пока еще не регулируется законодательно деятельность галерей, никаких особых документов для признания ее официально, не нужно. Важно только оформить открытие индивидуального предпринимательства, встать на учет в налоговой службе и исправно платить подоходный налог, плюс сборы в пенсионный фонд. Служб по проверке деятельности галерей тоже пока не существует, поэтому галеристы, пока еще могут дышать спокойно. Начинать галерейный бизнес можно, как говорит Евгений Карась, имея всего-то 2000-3000 долларов.

Однако, если у вас еще нет помещения, сумма заметно вырастет. Указанная сумма уйдет на зарплату штатным сотрудникам за первый месяц, организацию торжественной церемонии открытия и заказ буклетов с рекламой дебютной выставки. При варианте, что ваша галерея будет первой и единственной в городе, можно будет попытаться заручиться поддержкой местных властей и даже, если повезет, получить здание в центре города, В таком случае вы будете разделять права на бизнес с государственным учреждением. Еще одним вариантом решения проблемы нехватки средств на аренду помещения, является присовокупление галереи к действующему бизнесу, например, можно в актовых залах или в холлах частного банка.

Вернуться к оглавлению

План открытия галереи декоративно-прикладного искусства

Рассмотрев план открытия галереи, в которой будут выставляться произведения живописцев, можно перейти к другому типу галерей - декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы начинающийся бизнес окупился довольно быстро, нужно постараться подобрать качественную экспозицию. Специалисты утверждают, что грандиозное количество людей, доход которых позволяет им тратить довольно крупные суммы на обустройство дома, с удовольствием приобретут украшения для внутреннего интерьера дома, сделанного в американском или каком-либо другом стиле и дизайне. Красивая качественная мебель и аксессуары к ней, которые представляют собой истинные образцы искусства народов мира, будут всегда привлекать богатых людей, особенно, если предложение поступает на наш рынок в ограниченных количествах. Такой ассортимент, как раз и должна выставлять галерея декоративно прикладного искусства, если ее владелец желает не только делиться с общественностью предметов искусства, но и зарабатывать хорошие деньги.

Интересоваться искусством сейчас модно. Среди молодежи появляются всё больше и больше ценителей различных направлений творчества. Искусство меняется, появляются новые виды и направления, однако это та сфера, которая всегда будет востребована.

Многие творческие люди, интересующиеся художественным искусством и желающие связать свой бизнес с «прекрасным», задумываются о том, как открыть картинную галерею. Как и в любом виде бизнеса, перед открытием галереи следует продумать важные моменты организации деятельности.

Выбор помещения

Для художественной галереи нужно довольно большое по площади помещение – не менее 200 квадратных метров. Если у вас есть возможность занять помещение большего размера – будет только лучше. Ведь на этой площади нужно разместить выставочный зал (на него уйдет самая большая часть помещения), склад для хранения пока не презентованных работ, офис и подсобки.

Обращайте внимание как на технические характеристики помещения, так и на эстетические. Если вы нашли помещение без приемлемого ремонта, обязательно его сделайте, так как картинная галерея должна выглядеть идеально с художественно-эстетической точки зрения. В помещении должны быть созданы все условия для того, чтобы организовать много освещения.

Важный момент – это организация охранной системы в галерее. Охрана и сигнализации должны быть более, чем надежны.

Расположение галереи

Перед тем, как открыть художественную галерею, необходимо задуматься о том, где же все-таки её смогут посетить максимальное количество людей. Конечно, размещать её нужно там, где наблюдается постоянный поток людей – в центре города, или (если таковые имеются) в культурных районах города, где уже находятся некоторые заведения, направленные на творчество и искусство. Открывать галерею на окраине города или в спальных районах нецелесообразно. Клиентов будет очень мало, соответственно, прибыли тоже.

Подбор персонала

Основные качества сотрудников картинной галереи – коммуникабельность, активность, заинтересованность в художественном искусстве и умение в нем разбираться.

Галерея искусств не требует большого количества сотрудников. В основном, персонал составляют руководитель, галерист, экспозиционер, куратор, иногда еще и консультант. В обязанности галериста входит ведение переговоров с художниками, создание и поддержание имиджа заведения. Куратор организовывает и проводит авторские или тематические выставки, хотя иногда галерист и куратор объединяются в лице одного сотрудника.

Обязательное условие – это художественное образование. Потому что как бы ни любил человек искусство, без надлежащего художественного образования он не сможет сделать работу галереи такой, какая она должна быть.

Экспозиционер отвечает за правильное и наиболее удобное для обзора расположение каждой картины внутри галереи.

Первоначальные вложения

Без стартового капитала в этом деле не обойтись. Конечно, сумма инвестиций будет различаться в зависимости от специфики и масштабов бизнеса. Однако, если не брать во внимание аренду помещения, то суммы в 5-7 тысяч долларов вполне может хватит на первое время работы (оснащение галереи, первоначальная зарплата сотрудникам, печать рекламных буклетов).

Выбор художников

Фактором, определяющим успех вашей галереи, как раз и является выбор художников. Отличительная черта этого бизнеса – то, что мнение о галерее будет складываться не на основе самого сильного художника, а на основе самого слабого. Прежде всего нужно определиться с концепцией галереи и решить, работы какого направления будут в ней выставляться. Это может быть , фотография, графика, инсталляция или что-либо другое. Концентрироваться на каком-либо одном направлении не стоит, ведь можно делать тематические выставки по разным жанрам.

При выборе художников, работы которых вы хотите показать в своей галерее, руководствуйтесь собственным вкусом и мнением экспертов. На различных интернет-ресурсах об искусстве они выражают свое мнение относительно того или иного художника и оставляют рецензии на их работы.

Также стоит обратить внимание на мероприятия, которые посещал выбранный вами художник и выставки, в которых он уже принимал участие. Естественно, чем они популярнее и престижнее, тем и востребованность этого художника будет выше.

Источники прибыли

Продажа картин – не единственное, с чего вы можете получить прибыль. Можно установить незначительную плату за вход в галерею. Если человек действительно интересуется искусством, то не пожалеет суммы, которая никак не скажется на его ежедневном бюджете. А весь нежелательный контингент таким образом сразу отсечется, но оно вам только на руку. Можно брать небольшую оплату с начинающих художников, которые желают сделать выставку в вашей галерее, а также устраивать разные тематические конкурсы работ, участие в которых также предполагает определенный денежный взнос.