Сестри бронте. Сестры Бронте – гениальные писательницы из английской глуши

Единственный портрет сестер, написанный их братом

Итак, если коротко, в 1820 году в глухую деревню Хейворт (на севере страны в графстве Йоркшир) приезжает семья Бронте. Главе семьи Патрику Бронте, было предложено место
приходского священника (он получил достойное образование в колледже Кембриджа), семья поселилась в большом доме для приходского священника.


Задний двор дома Бронте

Церковь-приход, где работал Патрик Бронте

Так выглядел Патрик Бронте в молодости, ирландец, был образованным, начитанным, писал поэмы и статьи в журналы, именно он привил детям страсть к знаниям, любовь к книгам, дал допуск до библиотеки, выписывал журналы и поощрял их чтение.

Так выглядела церковь в то время

Год спустя после переезда, умерла его жена Мари от рака, англичанка, дочь преуспевающего владельца магазина в Корнуалле, оставив ему шестерых детей. Заботу о них, и их воспитание взяла на себя ее старшая сестра Элизабет. Отец был занят приходом.
Две старшие дочери умерли три года спустя, после смерти матери.

  • Мари (1814 - май 1825) умирает от чахотки
  • Элизабет (1815 - июнь1825), умирает следом, тоже от чахотки
Эти две старшие дочки и Шарлотта были отданы в школу-интернат, где директор, считал своей религиозной обязанностью -мучить детей, бить их и истязать, была жесткая дисциплина, жуткий холод (могу представить эти неотапливаемые помещения) и голодной паек, без надлежащих санитарных условий, там две старшенькие и заболели и вскоре умерли одна за другой...
Отец забрал Шарлотту после их смерти, и все остальные дети получили домашнее образование.
  • Шарлотта (1816 - 1855) умерла в возрасте 38 лет, будучи беременной
  • Бранвелл (1817 - 1848) умер в возрасте 31 год от алкоголизма и наркотической опиумной зависимости
  • Эмили (1818 - 1848) умерла в возрасте 30 лет от туберкулеза
  • Энн (1820 - 1849) умерла в возрасте 29 лет от туберкулеза
Надо заметить, что в то время, в том неблагополучном, далеко не курортном месте, где они жили, средняя продолжительность жизни была - 26 лет. Места болотистые, сырость, ветра и постоянные холода.

Семья эта уникальна, дети были очень одаренные, ранние смерти (друг за другом) близких им людей, изолированность и провинциальность, местные природные пейзажи повлияли на их чуткое восприятие. Отец привил любовь к книгам, он же купил 12 деревянных солдатиков, которые вдохновляли их на сочинение сказок и историй.

Они, вчетвером, сочиняли и писали маленькие истории, с рисунками, с изображениями, с картами, с детальными планами, в малюсенькой книжечке, размером с банковскую карточку.

которая была продана на аукционе за 360 000фунтов

Сестры искали пути как заработать деньги. В то викторианское время, у женщин мидл класса были две возможности: выйти замуж и воспитывать детей или идти в гувернантки и учителя.
Трагедии в их детстве, отдаленность от центра и изолированность, скучная жизнь способствовали быстрому взрослению и раннему развитию.
В 1831 году Шарлотта пошла работать в школу, ей было всего 15 лет, следом стала работать Эмили. А Энн пошла в гувернантки в богатую семью, там же и брат устроился репетитором.
Но вскоре брата уволили с позором за любовную связь с членом семьи. Брат был одаренный художник, но обстоятельства, отдаленность и условия жизни не позволили "сделать карьеру", он стал пить и пристрастился к опиуму. Он рисовал много набросков, но картину закончил только одну, где три сестры... Первоначально он был между ними, но потом он "мистически" убрал себя...оставив пятно на том месте.


Портрет Эмили

Портрет Энн

Этот набросок он нарисовал, будучи уже с больным воображением

Сестры написали много поэм, но опубликовать их было невозможно в то время, т.к. считалось, что это не женское занятие. Они решают открыть частную школу при доме (он был огромный), для чего Шарлотта и Эмили поехали в Брюссель подучить французский и заодно немецкий языки. Там они показали себя очень продвинутыми и успешными в учебе, им даже было предложено остаться и работать там. Эмили делала успехи в музыке, а Шарлотта во французском языке. Но учеба убедила ее быть писательницей. Есть подозрение, что Шарлотта была платонически влюблена в своего талантливого преподавателя, намного старше нее и женатого, она написала ему четыре письма, он их порвал, но его жена склеила их и сохранила для потомства... (позже эти письма его дети продали музею).

Вскоре умерла их тетя, она оставила им небольшое наследство, сестры решили опубликовать на часть полученных денег свои поэмы под мужскими псевдонимами. Эти поэмы не имели успеха, были проданы только два журнала.

Они закончили свои романы почти одновременно. Шарлотта написала "Джейн Эйр" в 1848г, Эмили написала " Грозовой перевал" в 1848 и Энн закончила в 1849 году " The tenant of Wildfell Hall" и "Агнес Грей". Все книги были опубликованы тоже под теми же мужскими псевдонимами.

Три сестры пишут свои романы

Их комната, где они писали свои романы, теперь это музей


Сохранившийся рисунок Шарлотты


Сестры были близки, талантливы - знали несколько языков, играли на фортепиано, рисовали, писали поэмы, романы... Но были разные по характеру, Эмили была скромной и чувствительной, Шарлотта же наоборот была амбициозна и хотела славы (имела право!). Но то время было не феминисткое.... Позже Эмили напишет, что мы, как дерево, корень у нас один, а ветви разные...

«Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят, —
Он из души их достает».
Л. Болеславский


Богатство души и неукротимый дух — эти выражения приходят мне на ум, когда вспоминаю о сестрах Бронте. Шарлотта и Эмили — признанные классики английской литературы, а Энн, чей талант был не столь ярок, — признанная викторианская писательница. Об их жизни и творчестве были написаны сотни статей, было проведено множество научных конференций, на которых литературоведы неизменно пытались разгадать феномен такой «коллективной» одаренности, понять причины трагических судеб этих сестер и их раннего ухода из жизни.

21 апреля этого года исполнилось 200 лет со дня рождения Шарлотты Бронте. О выставке, посвященной этой выдающейся английской писательнице, мы уже писали в нашем блоге.

Несколько лет назад мне посчастливилось прочесть книгу Майи Тугушевой «Шарлотта Бронте. Очерк жизни и творчества» (1982 года издания). Этот труд во многом основан на книге «Жизнь Шарлотты Бронте» Элизабет Гаскелл , которая сама была писательницей и лично знала Шарлотту. Так что вышеупомянутую книгу можно считать прижизненным свидетельством. К сожалению, эти книги, по большей части, посвящены лишь одной Шарлотте. А как же быть с двумя другими талантливыми сестрами? К моей огромной радости, удалось найти довольно объемный труд Екатерины Митрофановой «Роковая тайна сестер Бронте ». Как было написано в рецензии журнала «Терра — Книжный Клуб», «это историко-биографический роман и мистический триллер в одной книге». Книга посвящена всей семье Бронте и содержит множество реальных фактов из жизни этих замечательных людей, хотя и написана в форме художественного произведения. Пролог несколько затянут, но дальше начинается удивительное по своей силе и красоте повествование, которое захватывает и ни на минуту не отпускает.

Как многим известно, семья Бронте жила в городке Хауорте (или Гаворте в другом переводе), графство Йоркшир. В те времена, в 19 веке, в городе отсутствовали сточные труды, катастрофически не хватало чистой воды, плюс ко всему — сырой и ветреный климат. Средний возраст умерших в городе — 25 лет. Поэтому нет ничего удивительного, что жизнь всех членов семьи, за исключением отца семейства, преподобного Патрика Бронте, оказалось такой короткой. Две старшие сестры Шарлотты, Мэри и Элизабет, умерли еще в детстве, измученными тяжелыми условиями обучения и проживания в школе для дочерей священников в Коуэн-Бридже, душещипательное описание которой можно найти в образе Ловудской школы в романе «Джейн Эйр».


Родители писательниц - Патрик и Мария Бронте

Однако несмотря на то, что все три сестры-писательницы ушли из жизни в молодом возрасте, им удалось достичь больших успехов в своем творчестве. Дольше всех сияла на литературном небосклоне звезда Шарлотты Бронте : ее романы «Джейн Эйр», «Шерли», «Городок», неизданный при ее жизни «Учитель» и немалое количество стихотворений получили известность далеко за пределами Англии и вошли в фонд мировой литературы.


Шарлотта Бронте. Портрет работы Дж. Ричмонда

Средняя сестра Эмили успела написать множество стихотворений и всего один роман, зато какой! — знаменитый «Грозовой перевал».


Эмили Бронте. Восстановленный фрагмент большого портрета работы брата писательниц Патрика Бренуэлла

Младшая Энн известна своими романами «Агнес Грей» и «Незнакомка из Уайлдфелл-холла».


Энн Бронте. Портрет работы Шарлотты Бронте

Помимо дочерей у пастора Патрика Бронте был сын Патрик Бренуэлл , также не лишенный определенных дарований. Он писал стихи, прекрасно рисовал, но из-за пристрастия к алкоголю и наркотикам его таланты не раскрылись в полной мере. Последующим поколениям он оставил лишь написанный в порыве вдохновения прекрасный портрет своей сестры Эмили и несколько других портретов своих близких.


Патрик Бренуэлл Бронте. Автопортрет

Как знают поклонники творчества сестер Бронте, семья жила довольно уединенно и небогато. Уныло и однообразно тянулись будни в «большой мрачной могиле с окнами», как называла Шарлотта свой дом. Среди развлечений для детей было доступно чтение книг и журналов, рисование, прогулки по горячо ими любимым вересковым пустошам и выдумывание различных сказочных историй. Шарлотта с братом придумали королевство Ангрию, где правил обаятельный, но коварный герцог Заморна. Воображение Энн и Эмили нарисовало Гондал, который они населили разными обитателями по своему усмотрению. В этих выдуманных мирах разгорались нешуточные страсти. «Мало кто поверит, — писала Шарлотта в своем дневнике, — что воображаемая радость может доставить столько счастья».

Позже сестрам удалось получить некоторое образование в пансионах Коуэн-Бриджа и Роу Хеда. Кроме того, Шарлотта и Эмили в течение полугода учились в Бельгии, в пансионе супругов Эгер. Все впечатления, полученные за время учебы, нашли отражение в их поэтических и прозаических опытах. Но еще большее влияние на творчество сестер оказала работа в качестве гувернанток. Такой труд был низкооплачиваемым, малоуважаемым в обществе, отнимал все время и не приносил никакой радости. Как писала Шарлотта в письме к сестре Эмили: «...ты видишь красоту вокруг — чудесные леса, и белые дорожки, и зеленые лужайки, и чистое небо, но не имеешь ни минуты, ни одной свободной мысли, чтобы ими насладиться. Дети находятся при мне постоянно. Об исправлении их не может быть и речи — я это быстро поняла...» Далее она пишет о незавидной доли гувернантки: «гувернантка в частном доме — существо бесправное, никто не видит в ней живого, наделенного рассудком человека и замечают ее лишь постольку, поскольку она выполняет свои тяжкие обязанности».

К счастью, сестрам не пришлось всю жизнь трудиться гувернантками. Окрыленные успехом от выпуска поэтического сборника Каррера, Элиса и Эктона Беллов (сестры взяли псевдонимы, чтобы издатели не догадались об их женской сущности), они решили попробовать свои силы в прозе. Все знают, каким выдающимся оказался результат их трудов.
Автор книги «Роковая тайна сестер Бронте» Е. Митрофанова детально описывает все радости и горести, которые пришлось испытать сестрам на их тернистом творческом пути. Из книги можно, например, узнать, что знаменитый роман «Джейн Эйр», оказывается, основан на реальных событиях. Недалеко от соседнего с Хауортом Лидса служащий одного почтенного владельца фирмы женился на молодой девушке, гувернантке своего хозяина. А через год после венчания открылось, что у человека, которого она считала законным супругом и от которого к тому времени уже родила ребенка, была другая жена. Эта история долго будоражила умы окрестных жителей и Шарлотта не преминула использовать ее как основу для своего романа.

Другой известный роман из наследия сестер Бронте, готический «Грозовой Перевал» Эмили Бронте — одно из самых великих и таинственных произведений в мировой литературе. Классик английской литературы Сомерсет Моэм включил эту книгу в десятку лучших романов мира. Как отмечают некоторые литературоведы, отношения мужчины и женщины в романе — это не просто страсть или нежная дружба, это мистический союз, который означает столь тесное единение двоих, как будто они обладают общей душой.


Дом-музей Бронте

Несмотря на то, что сестры так много писали о любви, только Шарлотта к концу жизни вышла замуж. Когда писательнице было 23 года, ей предлагал руку и сердце брат ее близкой подруги Эллен Нассей. Шарлотта решительно отказала. Были также и другие претенденты. Дочь пастора обычно отвечала что-то вроде «не думаю, что смогу составить ваше счастие», на самом же деле испытывая страх, что замужество помешает ее литературной деятельности. В 1854 году, в возрасте 38 лет, Шарлотта все же приняла предложение помощника своего отца, викария Артура Белла Николлса. Но уже в следующем 1855 году состояние ее здоровья резко ухудшилось. И 31 марта 1855 года, в праздник Пасхи, известная английская писательница скончалась, будучи беременной. В свидетельстве о ее смерти причиной значился туберкулез, однако, как предполагают многие биографы Шарлотты, она могла умереть от обезвоживания и истощения, вызванного тяжелым токсикозом. Многие исследователи творчества писательницы отмечают, что она не была счастлива в браке. Николлс был вполне достойным человеком, но весьма ревниво относился ко всему, что отнимало у него внимание жены — к ее творчеству. Незадолго до смерти, Шарлотта Николлс грелась у камина и вдруг сказала мужу: «Если бы мы не сидели тут вдвоем, я бы, наверное, сейчас писала». И, бросившись наверх, вернулась с рукописью и стала читать ее вслух. Когда она закончила, ее супруг сурово заметил: «Критики скажут, что ты повторяешься». «Я переделаю, — с готовностью отозвалась она, — я по два, три раза принимаюсь за роман, прежде чем остаюсь довольна». Но этим планам не суждено было сбыться.

Книга Е. Б. Митрофановой «Роковая тайна сестер Бронте» представляет собой результат масштабного исследования, проведенного писательницей. Этот биографический роман — это как встреча со старыми друзьями: добродушной, гордой Шарлоттой; свободолюбивой, стойкой и загадочной Эмили; кроткой и смиренной Энн. В процессе чтения настолько проникаешься характерами персонажей, что становится очевидным, что в образах Шерли и Кэролайн из романа «Шерли» Шарлотта изобразила своих любимых сестер — Эмили и Энн, к тому времени уже покинувших этот мир.


Екатерина Борисовна Митрофанова

Роман «Роковая тайна сестер Бронте» написан в стиле, подражающем стилю самих сестер, очень живо и эмоционально. Подобно самой Шарлотте, исследователь ее творчества иногда впадает в патетику и повторяет одни и те же чересчур высокопарные выражения. Например, бросается в глаза слишком частое употребление довольно редкого слова «предвечный» в выражениях «предвечные силы», «предвечный страх», «предвечная исповедь» и других. Автор берет на себя смелость в высказывании причин столь раннего ухода сестер из жизни. В книге говорится о семейном проклятии, которое наложил на весь род Бронте некий Чарльз Лонгсборн, отец Ричарда Лонгсборна, некогда добивавшегося руки тети сестер Элизабет Бренуэлл. Тетя ему отказала, так как любила другого человека, якобы отца семейства Бронте, а Ричард от отчаяния отказался от семейных привилегий и места в парламенте, выбрав судьбу простого пастора, чтобы максимально походить на своего соперника, преподобного Патрика Бронте. За это его отец проклял своего сына и весь род Бронте.

Несомненно, что подобная гипотеза является всего лишь плодом воображения писательницы. Всем исследователям давно известно про нездоровый климат Хауорта и уровень медицины того времени, когда даже диагностика заболеваний была на очень низком уровне, не говоря уже про их лечение. Читая о жизни этой семьи, возникает ощущение, что сестер Бронте мало заботила материальная сторона жизни. Несмотря на проблемы со здоровьем, бедность и неудавшуюся личную жизнь, они находили утешение в общении друг с другом, в бесконечном саморазвитии и литературном творчестве. А ведь как писал А. Кони, «только в творчестве есть радость — все остальное прах и суета».

Точилина Екатерина Валерьевна,
библиотекарь Отдела обработки литературы
и организации электронных каталогов

СЕСТРЫ БРОНТЕ

Они говорили: «Наш кабинет». Там сестры пытливо изучали все на свете: шедевры английской литературы, поведение друг друга и даже ненастный климат окрестных болот. И все изученное они вплетали в свои стихи и романы, которые должны были в будущем их прославить.

Их дом, с трех сторон окруженный кладбищем, был до крайности уныл и неприветлив на вид. Один из посетителей отозвался о нем как о «мрачном, очень мрачном месте, буквально подпираемом потемневшими от дождей могильными плитами». Маленькие Шарлотта, Эмили и Энн любили свой дом - вот вам первый признак того, что они не были нормальными английскими школьницами.

Их отец, бедный ирландский фермер, а впоследствии священник англиканской церкви по имени Патрик Брунти изменил свою фамилию в подражание герою морских сражений лорду Нельсону, носившему титул герцог Бронте. Патрик полагал, что так звучит благороднее. Откровенно говоря, старик Бронте был малость не в себе. А после смерти жены в 1821 году сделался еще эксцентричнее. Он постоянно запирался в своем кабинете, где читал и работал над проповедями, а его шестеро детей были предоставлены сами себе.

Единственная попытка дать детям школьное образование окончилась трагедией. Двух старших девочек, Марию и Элизабет, отправили в ближайшую школу-пансион, где царила ужасная антисанитария, и там девочки вскоре умерли от туберкулеза. Убитый горем господин Бронте немедленно вернул двух других дочерей, Шарлотту и Эмили, домой. Там они и прожили следующие шесть лет, занимаясь самообразованием и выдумывая для развлечения всякие игры и истории.

Воображения им было не занимать. Три сестры и их брат Бренуэлл разделились на две команды и стали придумывать фантастические королевства. Эмили и Энн назвали свою страну Гондап, а Шарлотта и Бренуэлл - Ангрия.

Целые десять лет они описывали приключения обитателей этих сказочных земель в самодельных книжках, сшитых из обрывков бумаги и картонных коробок из-под сахара. Игра помогала им скоротать время и развивала творческие способности, ведь девочкам предстояло искать себе подходящее ремесло, если, конечно, на пороге не появятся какие-нибудь богачи и не предложат им руку и сердце.

К несчастью, никакие богачи так и не появились, поэтому сестры занялись учительской и воспитательской работой, стали присматривать за чужими детьми. Шарлотта некоторое время прожила в Брюсселе, где влюбилась в женатого мужчину, а Эмили начала тайно писать стихи. Сестры решили было открыть у себя дома частную школу, но ученики не желали ехать в угрюмый болотистый Хауорт.

Однажды Шарлотте, вечной заводиле во всех начинаниях, пришла в голову идея: каждая из сестер должна написать роман и попытаться его опубликовать. Сама Шарлотта написала целых два. Первый, «Учитель», был отвергнут всеми издателями. Зато второй попытке, «Джейн Эйр», как и романам ее сестер «Грозовой перевал» (Эмили) и «Агнес Грей» (Энн), суждено было увидеть свет. Издатель сообщил девушкам, что книги с никому не известными женскими именами на обложках раскупаться не будут, поэтому сестры взяли себе псевдонимы: Каррер, Эллис и Актон Белл. Особым успехом у критиков и публики пользовалась книга «Джейн Эйр».

Как ни печально, то, что могло бы стать блестящим началом, стало началом конца. В 1848 году, всего через несколько месяцев после выхода романов, Бренуэлл спился и умер. Эмили не придумала ничего лучше, чем в память о нем пойти на похороны босиком - меж тем на улице бушевала гроза… Она заболела туберкулезом. Со свойственной всему семейству Бронте эксцентричностью Эмили отказывалась от медицинской помощи, еды и даже от заботы. Не прошло и трех месяцев, как она совсем истаяла и умерла. Перед смертью она страшно исхудала. Ее гроб был шириной всего сорок сантиметров - никогда еще местному гробовщику не приходилось делать для взрослого человека такой узкий

гроб. В довершение трагедии Энн тоже заразилась туберкулезом. Она долго пыталась скрыть болезнь, а когда все обнаружилось, лечиться было уже поздно. Через несколько месяцев она последовала за сестрой в могилу.

Шарлотта осталась совершенно одна. Она посвятила себя редактированию книг сестер и время от времени поругивала их в прессе. (Шарлотта назвала второй роман Энн «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» ошибкой и вычеркнула его из официального литературного наследия сестер.) В этот период она подружилась со многими писателями, среди которых были Элизабет Гаскелл и Уильям Мейкпис Теккерей. Шарлотта редко покидала дом и заботилась о стареющем отце-инвалиде. В 1854 году она вопреки воле отца вышла замуж, но брак оказался недолгим. Шарлотта забеременела и умерла, так и не успев родить. Возможными причинами смерти называли тиф, туберкулез (настоящее семейное проклятие) и неукротимую рвоту беременных (редкое осложнение при беременности, сопровождающееся постоянной сильной рвотой). Согласно местной легенде, за похоронами Шарлотты с болот наблюдала какая-то закутанная в черное фигура. Многие современники верили, что то был призрак Эмили. Если так, то это была бы подходящая мрачная и таинственная концовка для саги о семействе Бронте.

ВНЕШНОСТЬ РЕШАЕТ НЕ ВСЕ

Из всех трех сестер-писательниц Бронте самой красивой бесспорно была Эмили. Рост ее составлял 170 сантиметров, то есть для женщины своей эпохи она была необычайно высока. Обладая соблазнительной фигурой и прекрасными чертами лица, она всегда была окружена атмосферой тайны - мужчины находили это интригующим. Энн тоже отличалась весьма приятной внешностью.

А вот Шарлотте повезло гораздо меньше. Маленькая (ростом всего 147 см) и похожая на воробушка, она по причине сильной близорукости ходила в очках и одевалась довольно простенько. И это еще самая мягкая оценка, другие не были к ней столь милосердны. «Сегодня вечером я встретил мисс Бронте. И вот что я хочу сказать: чтобы считаться невзрачной, ей пришлось бы стать вдвое красивее, чем она есть на самом деле», - заметил один молодой человек, столкнувшись с Шарлоттой на вечеринке. К ее чести следует отметить, что если у Шарлотты и были какие-то комплексы по поводу внешности, она справлялась с ними при помощи своего литературного дара. Свое лучшее детище, нескладную гувернантку Джейн Эйр, она списала с себя.

ОКНО ВО ВНУТРЕННИЙ МИР

Из трех сестер Эмили отличалась самым эксцентричным поведением. Известно, что она могла часами молча стоять у окна, погруженная в размышления. О чем она думала? Вероятно, о ставнях, карнизах и тому подобном. Однажды Шарлотта застала ее у окна и сперва решила, что сестра глазеет на болота. Каково же было ее изумление, когда обнаружилось, что ставни на окне были закрыты. Странноватая девочка-подросток разглядывала самые обычные белые ставни шесть часов подряд!

КОЛЛЕКЦИЯ ОТКАЗОВ

Шарлотта Бронте не сразу проникла во все тонкости издательской кухни. Ее первый роман «Учитель» был отвергнут издателями. Каждый раз, получив рукопись обратно, она отсылала ее в следующее издательство, не удалив письмо с отказом. Вскоре роман уже циркулировал между издательствами с коллекцией отказных записок, что служило ему не лучшей рекламой. Неудивительно, что «Учитель» был опубликован только после смерти писательницы.

БРЕНУЭЛЛ, ЗАБЫТЫЙ БРАТ СЕСТЕР БРОНТЕ

В семье Бронте было шестеро детей. Двое не дожили до совершеннолетия. Трое стали звездами литературы. Остается еще Бренуэлл. Четвертый ребенок и единственный мальчик - он, возможно, был еще талантливее остальных. Бренуэлл обладал дарованиями сразу в трех областях: в поэзии, живописи и педагогике (хотя его манера заводить шашни с матерями учеников по крайней мере в одном случае принесла ему проблемы). Стихи Бренуэл-ла хвалил сам Сэмюэл Тейлор Кольридж, а выполненные братом портреты сестер отличались поразительным сходством с оригиналами. Юный Бренуэлл явно был на пути к бессмертию.

К несчастью, среди других его слабостей было пристрастие к алкоголю и настойке опия - мощному наркотику, который в XIX столетии назначали практически от всех болезней. Вылетая то с одной работы, то с другой и страдая от белой горячки, еще не достигший тридцатилетия Бренуэлл скатывался все ниже и ниже. Под конец он заразился туберкулезом, роковой для семейства Бронте (и для многих других писателей XIX века) болезнью, и умер в тридцать один год. По слухам, Бренуэлл умер стоя, прислонившись к каминной полке, - только чтобы доказать, что такое возможно.

СЕСТРЫ БРОНТЕ (СЛЕВА НАПРАВО: ЭМИЛИ, ШАРЛОТТА, ЭНН) ВЫРОСЛИ В ДОМЕ, С ТРЕХ СТОРОН ОКРУЖЕННОМ КЛАДБИЩЕМ.

РОБИНСОНЫ И ГАДЮКА

Из трех сестер Бронте Энн считалась лучшей гувернанткой (рассеянная Эмили вообще плохо подходила для этой работы, а строгая Шарлотта муштровала детей как маленьких рабов). Ее специализацией было перевоспитание непослушных детей - этот талант принес ей немало благодарностей от доведенных до ручки родителей. Одна пара, преподобный Эдмунд и Лидия Робинсоны, прониклась к Энн таким доверием и уважением, что попросили ее порекомендовать гувернера для их сына. Энн совершила ошибку и посоветовала нанять ее непутевого братца-наркомана Бренуэлла. А тот вскоре завел интрижку с госпожой Робинсон, которая была старше него на семнадцать лет. Роман длился два с половиной года. Узнав обо всем, разъяренный супруг выгнал не только Бренуэлла, но и Энн - за то, что она «заставила их семью пригреть на груди эту гадюку».

МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ ДЖЕЙН

Шарлотта Бронте опубликовала «Джейн Эйр» под псевдонимом, однако она никогда толком не старалась скрыть свою истинную личность. Посылая рукопись издателям, Шарлотта советовала в сопроводительном письме: «Если захотите связаться с господином Каррером Беллом, то пишите лучше на имя мисс Бронте, Хауорт, Брэдфорд, графство Йоркшир. Боюсь, что письма, отправленные на другое имя, до меня не дойдут». Еще она не удосуживалась оплатить расходы по пересылке, обещая выслать марки позже. Неудивительно, что роман был отвергнут пять раз, пока наконец не попал в лондонское издательство «Смит, Элдер и Ко». Первоначальные отзывы были не слишком восторженные. Критики именовали «Каррера Белла» лишенной каких бы то ни было признаков пола дамой, которая «посягает на устои, заложенные нашими отцами и дедами». Одной из первых влиятельных фигур, поддержавших писательницу, был Уильям Мейкпис Теккерей. Душещипательная сага Шарлотты так его растрогала, что он, по словам биографов, заплакал прямо на глазах у собственного дворецкого.

Из книги Связной автора Бодров Сергей

СЕСТРЫ СИЗО. ДЕНЬУ серых металлических ворот следственного изолятора толкались, как обычно, родственники, в стороне стояла привычная очередь с сумками к окошку передач. Было жарко, окна в машине были открыты, но выйти Дине не разрешали. Дядя Миша курил снаружи, мама

Из книги Убийство Моцарта автора Вейс Дэвид

Из книги Моя жизнь в искусстве автора Станиславский Константин Сергеевич

«Три сестры» После успеха «Чайки» и «Дяди Вани» театр не мог уже обойтись без новой пьесы Чехова. Таким образом, наша судьба с тех пор находилась в руках Антона Павловича: будет пьеса, будет и сезон, не будет пьесы - театр потеряет свой аромат.Естественно, что мы

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

4. Сестры Наталья Ивановна тогда была уже замужем за Виктором Николаевичем Севостьяновым. Муж ее закончил политехнический институт, работал экономистом на электрозаводе. Жили они на Басманной, в комнате Николая, растили дочь Ию и заботились об опальной семье. Они сняли

Из книги Мне повезло автора Кардинале Клаудия

Сестры Сестра - это твоя половина. Она делила с тобой семью, дом, страну, детство с его играми и слезами. Иногда именно из-за этого сестры ненавидят друг друга: каждая хочет быть единственной. И обе страдают из-за того, что есть другая - живой укор в твоем собственном

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Из книги Любовные письма великих людей. Женщины автора Коллектив авторов

Мария Брануэлл (Бронте) (1783–1821) Ваше поведение и все, что я видела и слышала о Вашем характере, пробудили мое живое уважение и почтение. Мать великих писательниц Шарлотты, Эмили и Энн родилась в Пензансе, Корнуолл, восьмой из одиннадцати детей в семье. Ее родители, Томас

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

Мария Брануэлл (Бронте) – преп. Патрику Бронте (26 августа 1812 года, А.Б., Хартсхед, отправлено из Вуд-Хаус-Гроув) Мой дорогой друг, этого обращения должно хватить, чтобы убедить Вас: я не только позволяю, но и одобряю подобные обращения ко мне, я действительно считаю Вас своим

Из книги Гоголь автора Степанов Николай Леонидович

Мария Брануэлл (Бронте) – преп. Патрику Бронте (3 октября 1812 года, А.Б., Хартсхед) Как мог мой дорогой друг так жестоко разочаровать меня? Если бы он знал, с каким радостным сердцем я ждала письма сегодня днем и какое разочарование испытала, когда обнаружила, что писем для

Из книги Гоголь без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Мария Брануэлл (Бронте) – преп. Патрику Бронте (21 октября 1812 года, А.Б., Хартсхед) С искреннейшей радостью я удалилась от общества, чтобы побеседовать с тем, кого люблю превыше всех прочих. Если бы мой возлюбленный друг увидел мое сердце, он удостоверился бы, что чувства,

Из книги Хроника шапочных разборов автора Антонов Валентин

Из книги Наталия Гончарова. Любовь или коварство? автора Черкашина Лариса Сергеевна

238. Сестры Лирика с музыкой, обе сестры, Обе в преддверье роскошного сада Негою дышат от знойной игры, И золотиста их кисть винограда. Музыка с лирикой, обе сестры, Обе в загаре румяного лета Дышат устало от знойной поры И, улыбаяся, манят поэта. 16 декабря

Из книги автора

СЕСТРЫ Наконец Аксаковы собрались и в четверг 26 октября выехали вместе с Гоголем из Москвы. Сергей Тимофеевич нанял особый дилижанс, разделенный на два купе. В переднем поместились его четырнадцатилетний сын Миша и Гоголь, а в заднем сам Сергей Тимофеевич с дочерью Верой.

Из книги автора

Сестры Елизавета Васильевна Гоголь (в замужестве Быкова):Приезд брата (в 1832 г. – Сост.) был для нас истинный праздник. Со мною он был ласковее, чем с другими, и чаще играл и шутил. У старшей сестры была огромная датская собака «Дорогой»: брат часто сажал меня на нее

Из книги автора

Три сестры Кандидата в мужья и, соответственно, в будущие императоры долго искать не пришлось (да и времени-то особенно не было на слишком долгие поиски). У кандидата, в лице столичного градоначальника Романа Аргира, было масса достоинств и всего лишь один-единственный, но

Из книги автора

Три сестры В тот военный год, когда Россия встала на защиту Болгарии, три сестры Гончаровы, племянницы Натали, жили еще вместе с родителями в Яропольце: ведь старшей из них, Екатерине, исполнилось пятнадцать, средней, Наташе, тринадцать, младшей, Надежде, минуло

Как вы думаете, может ли человек, живущий крайне уединенно, не имеющий образования в престижных университетах, весьма болезненный и проживший недолго, изменить историю литературы? А если это еще и женщина, которая живет в XIX веке в патриархальной Англии, где творчество женщины обычно не выходило за рамки исполнения нескольких песен дома при гостях или вышивания долгими вечерами?

Оказывается, может. Но удивлю вас еще больше: случаются ситуации, когда таких женщины – даже не одна, а целых три, и живут они под одной крышей. Три гениальных писательницы, родные сестры, жительницы английской глуши – вот о них сегодня и пойдет речь.

Встречайте: Шарлотта, Эмили и Энн Бронте

Вы, наверняка, читали их произведения или видели их романов – сегодня, правда, они могут показаться временами наивными, а порой и слащавыми, но для середины XIX века это было нечто неслыханное – настолько новым и свежим был их подход! Что же они создали? Шарлотта Бронте прославилась своей «Джейн Эйр» и «Эммой», Эмили написала мистический роман «Грозовой перевал», а Энн – «Агнес Грей» и «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла».

Родились три сестры в семье священника англиканской Церкви Патрика Бронте и его жены Марии (в девичестве Бренуэлл). Большую часть жизни семья прожила в деревеньке Хоэрт (графство Уэст-Йоркшир, Великобритания). Это сегодня местность стала туристическим центром благодаря трем гениальным сестрам-писательницам, а в те времена она была типичной глухой английской деревней. Сюда и был назначен отец семейства на должность викария, и тут же и выросли все дети – а всего было их в семье шестеро. Мы обратим свое внимание именно на трех сестер.

Старшей из будущих была Шарлотта (1816-1855), средней – Эмили (1818-1848) и младшей (не только среди трех писательниц, но и вообще в семействе) Энн (1820-1849).

Мать девочек умерла очень рано, а отец не очень-то был склонен к сентиментальностям: девочки были предоставлены сами себе, а о том, чтобы обнять дочек и подольше побыть с ними не могло быть и речи – Патрик был очень замкнут и угрюм. Дом, где росли сестры, был таким же унылым и холодным, как местность, где он стоял – всегда серые и вводящие в депрессию Йоркширские болота, которые называли гиблыми. Чем же занимались здесь девочки? Жили в своем собственном мире – придумывали острова и страны, их жителей, писали стихи, целиком погружаясь в фантазии. Конечно, была в их жизни и учеба – сначала в школе-интернате (где настолько плохо заботились о воспитанницах, что многие умирали прямо в ее стенах), а потом дома.

В личной жизни ни одной из сестер не довелось познать счастья: Эмили и Энн умерли от туберкулеза в возрасте 30 и 29 лет соответственно, не будучи замужем. Шарлотте повезло чуть больше: она нередко получала предложения, но всегда отказывала претендентам, согласившись лишь в возрасте 38 лет. Но счастье было недолгим: отпраздновав свадьбу в июне 1854, уже в январе 1855 ее здоровье резко пошатнулось. Врач, осматривавший ее, подтвердил беременность, но… уже в марте того же года Шарлотта умерла. Историки до сих пор спорят о причине смерти: то ли дело было в туберкулезе, скосившем и других членов семьи, то ли причиной тому был сильнейший токсикоз и истощении на этой почве…

Но давайте обратим внимание и на творчество сестер – ведь, несмотря на то, что росли сестры вместе, стиль их романов отличается – причем порой разительно!

Шарлотта Бронте

Будучи самой деятельной из трех сестер, именно она предложила им печататься, она же вела переговоры с издательством, а также поддерживала переписку с поэтом того времени Робертом Саути.

Относят к ярким представителям эпохи реализма и… романтизма. Да, в ее романах действительно сочетаются эти два, казалось бы, существенно отличающихся жанра. Шарлотта, несмотря на замкнутость жизни (но не характера), умела буквально считывать человеческие характеры и легкими мазками удивительно точно описывать самые разные качества своих героев. Она со свойственной ей мелодраматичностью, нервностью, а порой и экзальтированностью, вкладывает в уста своих героев (хотя бы Джейн Эйр) размышления о месте женщины, ее угнетенности и равенстве людей.

Эмили Бронте

Эмили Бронте, в отличие от сестры, была очень замкнутой по характеру – у нее не было близких друзей, она могла неделями практические ни с кем не общаться, предпочитая написание стихов и прогулки на природе в одиночестве. Характеру девушки был свойственен мистицизм – и это, а также элементы готики она вкладывает в свой роман «Грозовой перевал». Читатели признавались, что чувствовали дрожь ужаса, листая его страницы… Да и сестра Шарлотта писала о «ужасающей, великой мрачности», которой полон роман. А он, что интересно – о любви. Но любви мистической, демонической, бурной, идущей рука об руку с местью, ненавистью, подлостью…

Энн Бронте

А вот Энн, несмотря на то, что была самой младшей в семействе, напротив – была удивительно реалистична: в ее романах (и в ее характере) нет ни экзальтированности Шарлотты, ни мистицизма Эмили – она пишет здраво, реалистично, показывая стороны действительности, о которых обычно молчали (по крайней мере в Англии того времени) – к примеру, о пьянстве и о том, на что способен пьяный человек; о разводе и уходе жены от мужа-тирана («Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»).

Три неприметных женщины из глуши, скончавшиеся так рано… Почему же мир до сих пор говорит о них? Чем они выделяются на фоне десятков немного похожих, но по сути совершенно других, ? Тем, что они осмелились Говорить – о месте женщины, о ее праве на выбор избранника и ее праве говорить, рассуждать, творить, занимать место в обществе, а еще они с удивительной глубиной передали психологию мужчин и женщин и в целом суть эпохи, в которой жили – ведь она включала в себя не только красивые балы и платья, но и многочисленные проблемы, о которых они позволили себе честно сказать.

О сестрах Бронте я могу говорить бесконечно. Да и немудрено, их биография покруче любого самого захватывающего романа будет. Свой первый отзыв я, как раз, посвятила здесь книге-биографии Шарлотты Бронте, перевода которой ждала много лет.

А так, это, наверное, и есть самый полный источник жизнеописания сестер. Написала ее Элизабет Гаскел, кто смотрел сериал "Север и юг" и "Крэнфорд" может иметь о ней представление. А теперь вернемся к знаменитым сестрам, по которым в Англии критической литературы и различных трудов почти столько же, сколько по Шекспиру и Диккенсу.

А написали-то они всего ничего в силу своей короткой и трудной жизнь. Самыми знаменитым, особенно у нас, в России, являются романы Шарлотты Бронте "Джен Эйр" и Эмили Бронте "Грозовой перевал", которые имеют огромное количество экранизаций. А сестер было целых три. Третью, самую младшую звали Энн и написала она два романа "Агнес Грей" и "Незнакомка из Уайлфилд-Холла", последний тоже был экранизирован ВВС, но в силу того, что мне очень нравится сама книга, в экранизации мне совершенно не нравится главная героиня. Я до сих пор на них зла, что они кого-нибудь посимпатичнее не нашли. И дело даже не в красоте, просто поприятнее актрису. Вон, у знаменитой экранизации "Джен Эйр" с Тимоти Далтоном актриса, играющая Джейн совсем не красива (так было в романе), но очень приятна и полностью соответствует своей роли.

Итак, я опять отвлеклась. В литературе даже существует такое понятие как феномен сестер Бронте, то есть, совершенно непонятно, как в одной семье был не один золотой самородок, как это обычно бывает, а целых три. Вообще, у священника Патрика Бронте было пять дочерей и один сын. Две старшие дочери - Мария и Элизабет, судя по описаниям современников тоже были неординарными девочками, но, когда отец отправил их и следующих за ними по старшинству Шарлотту и Эмили учиться в пансион, который был описан во всех подробностях в романе "Джен Эйр", старшие девочки не выдержали, и ослабленные после болезней умерли. Подруга Джейн Элен Бёрнс как раз была прототипом старшей сестры Шарлотты Марии.

После этого ужасного события Патрик Бронте забирает Шарлотту и Эмили в Хаоурт, то есть туда, где они живут. И дети временно продолжают получать домашнее обучение. Вот их дом:

В один прекрасный момент Патрик покупает своему сыну Бренуэллу солдатиков, который тот делит с сёстрами и у детей рождаются целые миры в которых происходят различные захватывающие события, например королевство Ангрия. То есть, главным развлечением этих детей было сочинительство. Как жаль, что единственный брат Брэнуэлл оказался слабохарактерным и спился, иначе бы мы говорили о сестрах и брате Бронте. Кстати, это его портрет сестер, который по свидетельству Элизабетт Гаскелл, является самым точным: