Сценарии работы с пальчиковыми куклами. Конспект внеурочного занятия "пальчиковые куклы"

СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Сценарий спектакля: «Пальчиковый театр Репка».

Цель : Развитие речи детей средствами устного народного творчества.

Задачи :

1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;

2. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчикового театра ;

Материал :

Пальчиковый театр из сказки «Репка » ; мягкая игрушка собачка, настольный театр по сказке «Репка » .

Предварительная работа :

1. Чтение потешки о собачке «Ешь, собачка!»

2. Разучивание игры «К нам пришла собачка» ;

3. Рассматривание игрушек и иллюстраций по сказке «Репка » .

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей, здоровается с ними, говорит какие они сегодня все нарядные, глазки у всех блестят.

Ребятишки, а вы любите сказки?

Да любим (ответ детей) .

Вижу, заблестели глазки!

А хочу я вас пригласить совершить путешествие в сказку, на сказочном паровозике.

Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим мотор р-р-р.

Поехали пых - пых - пых.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

В сказочку ребят.

Вот мы и попали, ребята с вами в сказку.

Ой, ребята, что-то тут случилось, так тихо, куда же все подевались?

Никого не видно?

Нет, отвечают дети.

А знаете ребятишки, мы с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз - два - три - четыре - пять,

Будем сказку мы искать!

Из какой сказки эти персонажи, кто знает?

Дети называют сказки.

А кого же еще нет, каких героев сказки мы не нашли?

Да конечно деда с бабой.

Где же они?

Да вот они наши дед с бабой.

А где же их внучка?

И внучка вот она.

А теперь то мы можем с вами сказать какая это сказка?

Правильно это «Репка » .

А где же репка ?

Ребятишки посмотри те, а репку собачка Жучка спрятала, и отдавать нам ее ни хочет.

А знаете почему?

Она хочет, чтобы мы с ней поиграли.

Воспитатель подходит и берет собачку, читая потешку :

Ешь, собачка : ам,ам!

Я собачке каши дам.

Ест собачка в плошке,

А дочурка – с ложки.

Воспитатель обращается к собачке :

«Жучка садись в кружок, и мы с тобой поиграем

Проводится игра «К нам пришла собачка» ,

К нам пришла собачка

Умная собачка.

С детками играет,

Очень громко лает :

Гав-гав-гав!»

Воспитатель :- Как собачка лает?

Дети :- Гав-гав-гав!

Воспитатель :- Собачка добрая. Она любит играть с ребятами. А вы хотите с ней поиграть?

Дети : -Да!

Воспитатель сажает собачку на противоположную сторону, говорит :

Давайте подойдем к собачке и погладим ее.

Дети вместе с воспитателям идут к собачке, гладят ее. Собачка «лает и бежит» за детьми. Дети убегают на свои стульчики.

Воспитатель : - Никого собачка не догнала! Быстро дети бегают. А теперь вы догоните собачку.

Воспитатель имитирует бег собачки, дети догоняют ее, гладят.

Игра повторяется 2 раза.

Затем воспитатель говорит :

Дети, кто же сегодня прибежал поиграть с вами?

Дети : -Собачка.

Воспитатель : - Понравилось вам играть с собачкой, и собачке нравится играть с вами. Молодцы, все старались, быстро бегали, весело играли и собачка Жучка репку отдала .

Но что-то загрустили наши сказочные герои, что случилось?

Что? Да они хотят, чтобы мы показали про них сказку, покажем?

Тихо, тихо детки

Вы послушайте про репку

Сказка может и мала, Но про важные дела,

Начинается как надо :

Жили были дед да баба, Внучка, Жучка, кошка – Мурка,

А в подвале – мышь – норушка, Рядом деда огород, Дальше сказочка пойдет…

Дети вместе с воспитателем показывают сказку (пальчиковый театр «Репка » ).

По окончании сказки слышится гудок паровоза.

Воспитатель – ну что ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. А чтоб наши герои не скучали мы возьмем их с собой. Усаживаемся все по вагончикам и отправляемся в путь. Вот поехал паровоз, Деток в садик он повез. Ту – ту – ту.

Репка - коротенька сказка для малышей с огромным количеством повторов. Показывает, что вместе, всей семьей, всегда проще дело делать, чем в одиночку. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению ребенком мира человеческих чувств и коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Публикации по теме:

«Репка» Музыкальная пьеса по мотивам одноименной русской народной сказки «Репка» для детей 4-5 лет Автор Шелест С. В. - руководитель театральной.

"Пальчиковый театр из фетра" Моя группа детей очень любит играть и показывать театр, как девочки так и мальчики. В группе присутствуют.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вам мою "Книгу сказок"! Одно из моих хобби - это игрушки из фетра. На мой взгляд.

Пальчиковый кукольный театр – это увлекательное развивающее занятие для малышей. Оно отлично расширяет воображение, укрепляет мелкую моторику.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные,.

В этом материале я расскажу о том, как изготавливаетсясамая элементарная пальчиковая кукла из картона и цветной бумаги. Технология изготовления пальчиковой куклы, о которой я расскажу, отличается от «пальчико­вой куклы-оригами» и на мой взгляд - очень интересна.

Но для начала - подведём психологическую базу под это праздничное занятие, которое показано отнюдь не толь­ко детям дошкольного возраста. Я продолжаю настаивать на том, что самые замечательные результаты кукло­терапия даёт именно взрослым.

В начале цикла статей я уже говорила о том, что в психотерапии (куклотерапии, сказкотерапии) используется три вида кукол (есть ещё один тип куклы - дополнительный четвёртый, но о нём в силу некоторых обстоятельств мы поговорим отдельно).

Вы уже читали материалы о трёхступенчатом процессе сказкотерапии при помощи вальдорфской куклы-марио­нетки.

Напомню, что психотерапия при помощи кукол проходит обязательно в три этапа:

Куклотерапия: этап первый - сам процесс изготовления куклы

Запомните, что пошив (вырезание) куклы - это не работа, которая ПРЕДШЕСТВУЕТ сеансу психотерапии. Это уже и есть САМА ПСИХОТЕРАПИЯ.

Никто в Вашем «классе» не сидит уныло, с ниткой в зубах и иголкой в руках, в полной тишине. Те, кого Вы со­брали -

  • внимательно слушают Ваш голос,
  • Ваш сценарий (пусть он будет даже и примитивный, как у свадебного тамады)
  • пытаются визуализировать то, о чём Вы говорите,
  • и затем наполнить сказочным смыслом каждое своё рабочее движение.

Тогда куклотерапия состоится.

Куклотерапия: этап второй - знакомство кукловода с куклой

Самое главное на этом этапе - научить пальчиковую куклу выражать эмоции и совершать действия. Установить раппорт между Вами и Куклой, а точнее протянуть электрическую цепь, соединяющую Вашу душу, Вашу волю, Ваши руки и Вашу куклу...

Не надо говорить о том, что такая работа развивает координацию движений. Это понятно без лишних поясне­ний. Но главное, что даёт урок «вождения куклы», так это умение адекватно выражать свои чувства и держать свои эмоции в руках.

Куклотерапия: этап третий - постановка сказки или мини-сценки с участием всех кукол

Здесь Вам не обойтись без сценария. Хотя не стоит слепо следовать «утверждённому» сценарию - психотерапев­тична именно спонтанная импровизация.

Элементарные пальчиковые куклы для сказкотерапии

Этап Первый

Итак, пальчиковые куклы. Но прежде чем мы возьмём в руки ножницы и картон, мы должны прослушать леген­ду, рассказанную Ведущим, проникнуться ею и «поверить» в неё, как сказал бы об этом Станиславский... Вот эта легенда.

Кукла нуждается в обществе...

Стул с высокой спинкой, накрытый тёмной тканью сыграет роль традиционной ШИРМЫ кукольного театра.

Спрячьтесь за стулом, если вы - Ведущий. Вокруг Вашего стула Вы организуете зрительские места, которые будут служить одновременно и местами рабочими.

Для этого на полу расстилается скатерть или клеёнка, на пол укладываются подушки и на рабочей скатерти каж­дый участник раскладывает свои рабочие инструменты и материал.

А теперь из-за ширмы появляется Ваша пальчиковая кукла, которую Вы изготовите сами предварительно. От лица этой куклы Вы и поведёте свой рассказ.

Кукла здоровается с собравшимися и представляется.

Кукла рассказывает, как одиноко ей в пустом кукольном театре и просит сочинить и смастерить ей друзей, обще­ство, город, в котором она будет жить.

Кукла просит всех закрыть глаза и за пять минут вызвать из своего воображения того героя, которого Вы будете ей мастерить.

Ваш ассистент гасит свет, включает хорошую медитативную музыку и по истечении пяти минут Вы выходите из-за ширмы, ставите куклу на стол как героя дня, так, чтобы её было всем хорошо видно и рассказываете - как же изготавливать пальчиковую куклу.

Свет включается, музыка выключается, процесс работы над психотерапевтической пальчиковой куклой начина­ется.

Как сделать пальчиковую куклу

Заготовьте сами или попросите принести участников:

  1. очень плотный картон разных цветов,
  2. цветную бумагу для рисования,
  3. быстросохнущий клей или скотч,
  4. ножницы,
  5. линейку,
  6. цветные карандаши, фломастеры или маркеры,
  7. разные аксессуары для изготовления шляп, волос, бород, корон, украшений и прочие мелочи.

Сначала на листе плотного картона рисуется голова куклы. Это - самое главное. Какой будет голова - такой бу­дет и кукла.

Затем голова продлевается длинной шеей - длиной не короче 5 см, шириной - 1,5 см.

Получается «чупа-чупс», то есть: голова+шея.

На втором этапе голова+шея аккуратно вырезается по контуру.

Третий этап - изготовление «НАПЁРСТКА», то есть держателя для куклы, который, собственно, и надевается на палец.

Прямоугольный кусок цветной бумаги для рисования сворачивается в трубочку (в «кулёчек») и закрепляется либо клеем, либо скотчем. В кулёчке остаются два отверстия: большое - для пальца, маленькое - для шеи куклы.

В этот кулёчек вставляется шея куклы и кулёчек надевается на палец. Шея куклы закреплена между пальцем и «напёрсточком».

Пальчиковая кукла готова!

Самый последний этап куклотерапии - презентация пальчиковой куклы

Теперь каждый участник выходит за ширму со своей пальчиковой куклой и представляет её так, как до этого представлял свою куклу ведущий.

Театр кукол - готов. Можете утверждать репертуар.

«Кукла, я тебя знаю!»

Кукловедение для малышей

В основе разработок - программа Юрия Бабина «Практическая работа с куклой в детском коллективе» («Я вхожу в мир искусств» № 6, 2001). Программа адаптирована и переработана для детей дошкольного возраста и предполагает знакомство с театральными куклами и обучение начальному кукловождению.

Примерный план работы

Первая младшая группа

Задача этапа: обучать детей элементарным действиям с куклой.

Организация занятий: дети сидят за столами, опираясь локтем на стол. Кукла надевается на указательный палец, остальные пальцы поджаты в кулак.

Упражнения и этюды: «Куколка оживает», «Кукла здоровается», «Кукла
пляшет».

Вторая младшая группа

Задача: познакомить детей с видом театральных кукол «колечко на пальчике»; продолжать обучать элементарным действиям с куклой.

Организация занятий: дети сидят на стульях без опоры на стол.

Упражнения и этюды: «Кукла идет», «Кукла прыгает», «Кукла красуется».

Средняя группа

Куклы вида «шарик на пальце».

Задача этапа: научить детей работать с куклами вида «шарик на пальце»; продолжать обучать элементарным действиям с куклой.

Техника обращения с куклой: шарик с отверстием надевается на указательный палец руки. Большой и средний пальцы становятся «руками» куклы, безымянный и мизинец подгибаются к ладони. Кисть руки слегка наклонена вперед.

Организация занятий: дети водят куклу стоя, используя модули различной высоты.

Упражнения и этюды: «Кукла бегает», «Кукла прячется», «Поклон», «Кукла аплодирует».
В процессе упражнений дети учатся через походку куклы передавать ее эмоциональное настроение (пройти «лениво», «торопливо», «радостно», «грустно») и характерные особенности персонажа (кукла идет как зайчик, как гусь, как медведь, как лягушка и т.п.); отрабатывают «взгляд» куклы («Кукла смотрит носом», «Кукла рассматривает картину»).
Упражнения выполняются детьми как индивидуально, так и в парах.

Старшая группа

Организация занятий: дети водят куклу стоя; во время кукловождения используются модули и ширмы.

Техника кукловождения: во время кукловождения важно следить за правильным выполнением движений, освоенных на предыдущем этапе, так как они являются основой для последующих. На этом этапе детям важно предоставить возможности для импровизации - самим придумывать оправданные и выразительные позы, движения.

Задача этапа: продолжать обучение элементарным действиям с куклой.

Упражнения и этюды с перчаточными куклами:

1) «наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны», «забор»;
2) упражнения для тренировки походки: «ходьба на месте», «кукла марширует», кукла двигается выразительно - «с опаской», «уверенно», «радостно», грустно»; «как солдат», «как робот» и т.п.;
3) упражнения для отработки взгляда куклы:«кукла «следит» взглядом за птицей, жуком, бабочкой, качелями и пр.»;
4) упражнения для отработки навыков разговора куклы: «кукла рассказывает сказку, потешку», «кукла рассказывает стихотворение»;
5) упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла бежит и ловит кого-то», «кукла бежит разными способами в ритме песни», «кукла прыгает по кочкам», «кукла прыгает разными способами в ритме песни»;
6) упражнения для передачи образного движения: «кукла ползет», «кукла крадется», «кукла ложится, лежит, встает, уходит», «кукла садится отдохнуть», «кукла идет и оборачивается на отклик».

Дети выполняют упражнения и этюды в парах и в группах.

Подготовительная к школе группа

Упражнения и этюды:

1) освоение новых движений кукольной головой: круговые движения, «барабан»;

2) упражнения для тренировки кукольной «походки»: ходьба в разных направлениях, марширование кукол в паре, овладение последовательностью действий «шел - забыл - вернулся», «шел - споткнулся»;

Примечание: дети самостоятельно придумывают ситуации, в которые попадают куклы, и способы разрешения конфликтов.

3) упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла - конферансье, ведущий концерт», «кукла ждет, высматривает кого-то», «кукла читает книгу»;

4) упражнения, в которых кукла разговаривает: ведут диалог, общую беседу;

Примечание: важно следить за тем, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь; не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в болтание куклой. Кукла, которая говорит, слегка двигается в такт речи. Кукла, которая слушает, неподвижна.

5) упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла прыгает, как ребенок, как зверек», «кукла прыгает через препятствие»;

6) упражнения для отработки других способов движения: «куклы садятся парой спиной к спине», «куклы ползут друг за другом», «куклы крадутся друг за другом, спиной друг к другу»;

7) этюды с воображаемыми предметами в одно или несколько действий: «куклы тащат тяжелый мешок», «куклы строят дом из кубиков», «куклы вытирают пыль», «куклы нюхают и срывают цветок», «куклы копают яму».

Примечание: важно учить ребенка передавать реалистичность воображаемых обстоятельств, использовать для сценических движений все пространство ширмы, ширину планшета, модуля.

Перед началом занятия педагог предлагает детям выбрать одну из театральных кукол, которую они будут «оживлять» на занятии.

Куклу внимательно рассматривают, обсуждают особенности ее внешнего вида и предполагаемый характер. В результате она наделяется определенным образом мышления и поведения.

Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное участие, незаметно направляя его в нужном направлении. Итогом поисковой деятельности будет заключительный показ способа движения для куклы. Затем найденный способ кукловождения отрабатывается, постоянно обогащаясь новыми деталями в результате творческих находок ребенка.

Занятия по программе «Кукловедение для малышей» можно проводить только при соблюдении определенных педагогических условий:

Обучать ребенка кукловождению можно только по его желанию;
- переходить к обучению новым способам кукловождения можно лишь тогда, когда дети полностью овладеют ранее полученными навыками;
- полученные умения и навыки по кукловождению в последующем совершенствуются и творчески дорабатываются самим ребенком;
- в занятия необходимо включать упражнения для снятия физической нагрузки на плечевой пояс.

Примерные сценарии вводных занятий по программе «Кукловедение для малышей»

Вводное занятие по «кукловедению» для детей 2-3 лет

Тема: «Здравствуй, Хрюша!».

Цель: дать малышам почувствовать атмосферу кукольного театра; побудить к активному общению с театральной куклой.

Материалы и оборудование: колокольчик, кукла Хрюша, настольный кукольный театр «Репка», аудиозапись музыкальной сказки «Репка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель звонит в колокольчик, собирает вокруг себя детей.
Дети вместе с воспитателем ходят по группе и рассматривают «игрушки, которые там живут».

Педагог:

Детский сад, детский сад!
Ты всегда ребятам рад!
Ждут нас книжки и игрушки,
И шары, и погремушки.
В детский сад идти с утра
Очень рада детвора!

Рассматривая с детьми игрушки и читая им стихотворение, педагог пытается вызвать у детей интерес к происходящему.

Часть вторая - основная (5 мин.)

Неожиданно появляется кукла Хрюша. Хрюша плачет.

Педагог:

Что за вой, что за рев?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка,
Это Хрюша-ревушка!

(Переделка текста Агнии Барто)

Хрюша:

Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду!
Я хочу обратно,
Дома мне приятно!

Воспитатель успокаивает и жалеет куклу. Дети ему помогают. Хрюша «знакомится» с каждым ребенком, называет его по имени.

Воспитатель:

На тебе от сырости
Плесень может вырасти!
Лучше, Хрюша, не реви,
Сказку с нами посмотри!

Дети рассаживаются на стульчики, воспитатель показывает настольный кукольный мини-спектакль «Репка», стараясь создать выразительные образы персонажей сказки.

Хрюша говорит, что ему очень понравилась сказка и он теперь хочет поиграть с ребятами. Педагог предлагает малышам поиграть с куклой. Дети стоят свободно и повторяют движения за воспитателем.

Педагог:

А у Хрюши нос курносый,
Вот такой, вот такой!
А у Хрюши хвост вертлявый,
Вот такой, вот такой!
А у Хрюши ножки
Вот такие, вот такие!
А у Хрюши живот
Вот, вот, вот.
Ходит Хрюша наш бочком,
Вот так, вот так!
И при этом говорит
Вот так, вот так:
«Хрю-хрю-хрю!»

Важно помочь детям найти средства выражения образа в движениях, в жестах, в мимике и интонациях.
Хрюша прощается с ребятами и воспитательницей, обещая обязательно еще раз прийти в такой замечательный детский сад. Педагог обращает внимание детей на то, что, прощаясь с Хрюшей, нужно сказать «До свидания».

Вводное занятие по «кукловедению» для детей 3-4 лет

Тема: «Знакомство с куриным семейством».

Цель: активизировать познавательный интерес к кукольному театру.

Обучающая задача: научить детей элементарным приемам работы с куклами «колечко на пальце».

Материалы и оборудование: куклы «колечко на пальце», «петушок» и «курочка», «кошка», гнездышко с цыплятами (куклами «колечко на пальце»), аудиозапись с веселой музыкой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям послушать и назвать звуки, «которые живут» в театральной комнате: тикают часы, гудит лампа, кто-то сопит и т.п. Неожиданно раздается храп. Дети вместе с воспитателем ищут храпящего. Оказывается, это петушок. Он спит и похрапывает во сне. Дети будят Петушка и просят его спеть утреннюю песенку.

Дети:

Петушок, вставай, вставай!
Свою песню запевай!

Петушок:

Раньше всех я встаю.
Только как же я пою?

Дети: «Ку-ка-ре-ку!»

Петушок:

«Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!»
Вот как утром я пою!

Дети садятся на стульчики. Во время упражнения в театральной комнате должна быть абсолютная тишина, иначе атмосфера таинственности будет разрушена.

Часть вторая - основная (9 мин.)

Петушок: Здравствуйте, детишки! А почему вы не все поздоровались? Может, у вас язычков нет?

Дети вместе с воспитателем (показывают и прячут язычки) : Ам! Никому не дам!

Петушок: Язычки у вас есть. Но, может, у вас горлышко болит? Что-то вы ротики не раскрываете?

Дети вместе с воспитателем (широко раскрывая рты) : А-а-а!

Петушок: Нет, горлышко ни у кого не болит. Может, детки еще не совсем проснулись?

Ну-ка, глазки, просыпайтесь!
Губки, зубки, улыбайтесь!

Дети открывают глаза вместе с воспитателем и улыбаются.

Воспитатель:

Тут и пальчики проснулись,
Шевельнулись, потянулись
И сказали: «Здравствуйте!»

Дети соединяют пальчики левой и правой руки (указательный к указательному, средний - к среднему и т.д.), последовательно отрывают друг от друга каждую пару пальцев: пальцы «здороваются» друг с другом.
Во время упражнения дети должны убедиться в подвижности артикуляционного аппарата и широких возможностях пальцев рук.

Петушок:

А теперь, ребятки,
Быстро на зарядку!
Каждый день петушок
Делает зарядку.
Очень нравится ему
Все делать по порядку:
Весело шагать (ходьба на месте),
Крылья поднимать (руки вверх-вниз),
Приседать и вставать (приседания 4-6 раз),
Прыгать и скакать (прыжки),
Весело кричать:
«Ку-ка-ре-ку!»

Дети повторяют движения за воспитателем, игра повторяется два-три раза. Петушок хвалит детей за хорошее исполнение упражнений во время зарядки. Затем он прощается с ребятами.

Петушок:

До свидания, ребятки.
К вам сейчас придет хохлатка -
Моя курочка придет
И цыпляток приведет.

Педагог предлагает детям позвать курочку с цыплятами.

Дети (вместе с педагогом) : Цып-цып-цып!

Появляется курочка с гнездышком, в котором находятся цыплятки - куклы вида «колечко на пальце». Дети садятся на стульчики.

Курочка:

Здравствуйте, ребятки!
Вот мои цыплятки.
До чего же хороши
Мои цыплятки-малыши!

Курочка предлагает детям подружиться с цыплятами. Дети надевают на пальчики «кукол-цыплят».

Курочка:

Выходите, малыши,
Собирайте крошки,
И жучков, и червячков
Прямо на дорожке.

Дети сгибают и разгибают указательный палец, на который надето колечко: изображают, как цыплята клюют зернышки. Затем цыплята пляшут и пищат: палец прямой, кисть руки поворачивается в разные стороны.

Часть третья - заключительная (3 мин.)

Дети свободно располагаются по комнате и повторяют упражнение.
«Цыплята клюют»: палец прямой, кисть руки поворачивается в разные стороны при ходьбе. Вдруг появляется кошка, дети «прячут цыплят», закрыв ладошкой.

Педагог:

На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет!

Игра повторяется два-три раза. Во время игры важно, чтобы дети «прятали» цыплят от кошки лишь при ее появлении. Затем кошка уходит, а курочка с цыплятами прощается с ребятами и обещает обязательно снова прийти в гости.

Вводное занятие по «кукловедению» для детей 4-5 лет

Тема: «Кто-кто в теремочке живет?».

Цель: совершенствовать навыки кукловождения - учиться передавать выразительную походку куклы.

Обучающие задачи: учить передавать особенности походки разных животных.

Материалы и оборудование: пальчиковые куклы «лесные зверята», мягкая игрушка медведь, кукольный домик-теремок, аудиокассета с записью веселой русской мелодии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть первая - организационная (3 мин.)

Дети стоят вокруг воспитателя, который предлагает каждому ребенку «поймать конфету», хлопнув одновременно с ним в ладоши. Дети «едят» воображаемую конфету и рассказывают, какова она на вкус (вкусная, сладкая, малиновая). Важно обратить внимание детей на то, что хлопнуть в ладоши нужно одновременно с воспитателем.
Затем воспитатель и дети «слушают» свои ладошки: ладони выпрямлены, руки согнуты в локтях, дети приставляют левое и правое ухо попеременно то к одной, то к другой ладони. Упражнение повторяется два-три раза.

Дети вместе с педагогом:

А ладошки говорят:
«Пальцы в лес идти хотят!»

Вторая часть - основная (14 мин.)

Дети садятся за столы. Педагог проговаривает текст, дети повторяют за ним движения пальцами на поверхности стола. Дети должны почувствовать, как движения пальцев рук могут сочетаться с интонационно выразительной речью.

Педагог:

Пальчики отправляются гулять в лес и идут по дорожке: «топ, топ, топ!».
Через кочки перепрыгивают: «прыг-скок!».
Побежали быстро от дождя укрыться: «топ, топ, топ!».
Теремок увидели, постучались: «тук-тук!».
Никто пальчикам не отвечает.

На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.

(Пальцы и ладони соединены в замок, «замок крутится» в разные стороны.)

В теремочке звери
Разные живут.
В теремочек звери
В гости нас к зовут.

Воспитатель достает из теремка пальчиковых кукол, которых дети надевают на указательные пальчики. Дети свободно размещаются по комнате.
Проводятся упражнения с пальчиковыми куклами.
Упражнение «Зверята здороваются»: указательный палец руки сгибается и разгибается.
Упражение «Зверята ходят»: надо двигать кистью руки, изображая движения лисички, зайца, медведя, мышки, ежика. Важно следить за равномерным поворотом кисти вправо-влево.
Воспитатель хвалит «ребят-зверят - настоящих артистов» и сообщает, что в теремке спит Мишка-соня, которого нужно разбудить.

Педагог вместе с детьми:

Мишка-соня, вставай!
Нас, зверяток, догоняй!

Перед тем как будить Мишку, педагог обращает внимание детей на то, что взгляд их куклы должен быть направлен на того, кому адресована речь, - в данном случае на Мишку. Кукла должна слегка двигаться в такт речи.
Медведь просыпается, выбегает из теремка, старается поймать зверят и рычит. Дети прячут кукол за спину. Игра повторяется два-три раза под веселую народную мелодию.
В конце игры медведь и куклы на пальцах у детей «танцуют».

Дети вместе с педагогом:

Ах, Мишка-медведь,
Что ты вздумал реветь?
Лучше, Мишка, попляши.
Всех ребяток рассмеши!

Часть третья - заключительная (3 мин.)

Педагог: Пора нашим зверятам возвращаться в теремок.

Дети прощаются с куклами. Педагог и дети благодарят друг друга за хорошее занятие громкими аплодисментами.

Вводное занятие по «кукловедению» для детей в возрасте 5-6 лет

Тема: «У нас в гостях Фея Кукольного Театра».

Цель: познакомить детей с театральной перчаточной куклой и начальными навыками кукловождения перчаточной куклы.

Обучающая задача: учить детей разными способами передавать особенности походки куклы и взаимодействие кукол между собой.
На занятии, кроме упражнений, выполняемых каждым ребенком в отдельности, запланирована работа в парах.

Материалы и оборудование: ширма для кукольного театра, костюм Феи Кукольного Театра для педагога, платок, перчатки, «головки»-шарики, «волшебная» палочка, музыкальная шкатулка с «волшебными» колечками, атрибуты кукольной одежды, кукла-марионетка, зонт-карусель.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть первая - организационная (2 мин.)

Дети рассаживаются на стульчики. Педагог предлагает им подарить другу другу улыбку; рассказывает о том, что кукольный театр - это удивительный мир, где куклы и вещи «оживают» от прикосновения к ним рук артистов-кукольников. Педагог «оживляет» платок, превращая его в зайчика, и предлагает детям отправиться на поиски Феи Кукольного Театра, которая поможет им попасть в таинственный мир кукольного театра.
Важно создать у детей такой эмоциональный настрой, чтобы они поверили в сценический вымысел.

Часть вторая - музыкально-пластическая импровизация (2 мин.)

Дети, взявшись за руки, отправляются искать Фею Кукольного Театра. Преодолевая «препятствия» на своем пути, проходят:

По узкой тропинке,
- по сухой колкой траве,
- по лужам,
- по сухим осенним листьям,
- по льду,
- по сугробам,
- греются у костра.

Звучат волшебные звуки.
Во время упражнения важно учить детей согласовывать свои действия с действиями других.

Педагог: Вы слышите? Кажется, место, куда мы попали, - необыкновенное: где-то поблизости живет Фея Кукольного Театра.

Часть третья. Упражнения для развития гибкости рук (3 мин.)

Педагог «находит» костюм Феи и «превращается» в нее. Фея говорит, что знает, как долго ее искали ребята, как они любят кукольный театр и как хотят, чтобы она помогла им стать артистами-кукольниками, у которых «волшебные» руки. Фея просит ребят передать движениями рук веселое и грустное настроение. Дети вместе с Феей исполняют под музыку танец рук - танец грустного настроения и танец веселого настроения.

В танцы включены упражнения:

Для развития пальцев («щекотка», «клей», «прятки»);
- для развития кистей рук («волна», «Буратино»);
- для рук («ножницы», «руки-тряпочки»).

Упражнения на напряжение рук должны чередоваться с упражнениями на расслабление пальцев и кистей рук.
Разминка выполняется поочередно обеими руками.

Часть четвертая. Знакомство с техникой кукловождения (10 мин.)

Фея хвалит детей за прекрасное исполнение танца и предлагает превратить руки детей в артистов-кукол. Каждый ребенок получает от Феи по две перчатки и по одной кукольной головке - надевает перчатки и надевает головку куклы на указательный палец правой руки. Дети «оживляют» кукол, говорят им добрые слова. Куклы «здороваются» друг с другом и желают всем доброго здоровья. Фея приглашает кукол на утреннюю зарядку.

    Первое упражнение: кукла наклоняется вперед - прямо - назад.

    Второе упражнение: кукла разводит руки (большой и средний пальцы) в стороны и вперед.

    Третье упражнение: кукла наклоняет туловище вперед - прямо. Работает кисть руки.

    Четвертое упражнение: кукла приседает. Рука, согнутая в локте, слегка пружинит вверх-вниз.

    Пятое упражнение: кукла поворачивается всем туловищем. Кисть руки поворачивается вправо-влево.

Кукольная зарядка выполняется сначала правой, а потом левой рукой.
Фея предлагает ребятам научить кукол ходить. Куклы «ходят». Затем дети осваивают передачу движений куклы в медленном и быстром темпе, в радостном и грустном настроении. После «прогулки» Фея предлагает каждому ребенку взять из «волшебной» шкатулки цветное колечко. Каждая куколка с его помощью находит себе пару: у партнера кольцо такого же цвета.
Фея показывает детям свою парочку друзей (кукольные головки-шарики на обеих руках педагога). Эти куклы дружат уже очень давно, могут понять настроение друг друга по походке и даже повторить эту походку.
Дети работают в парах: пробуют отгадать настроение куклы партнера по кукольной походке. В задачу каждого кукловода входит также повторить движения куклы партнера.

Часть пятая. Создание образа куклы по образцу (2 мин.)

Фея Кукольного Театра хвалит ребят-кукольников за их актерское мастерство, отмечает, что и их руки стали «волшебными», и предлагает превратить кукол в сказочных героев. Каждому ребенку предоставляется поднос с элементами кукольной одежды и предлагается одеть и украсить куклу по своему желанию.
В этой части занятия важно предоставить детям возможность самостоятельно подбирать кукольные аксессуары для создания нового образа куклы.

Часть шестая. Кукольная музыкально-танцевальная импровизация (2 мин.)

Раздается бой часов... Настало время для кукольного бала. Фея предупреждает кукол: где-то рядом прячется Баба Яга, которой бал и танцы совсем не нравятся. А спастись от нее можно лишь «замерев на месте», причем обязательно в красивой позе. Куклы импровизируют танцевальные движения под музыку и замирают, когда появляется Баба Яга (кукла-марионетка). Игра повторяется два раза.
Во время игры дети должны почувствовать радость от музыкальной импровизации с куклой.

Часть седьмая. Сюрприз (2 мин.)

Фея прощается с детьми и с куклами, а на прощание предлагает «прокатиться» на веселой карусели. Карусель изображается с помощью цветного зонтика, к которому привязаны ленточки. Дети, не снимая перчаток и кукольных головок, берутся за ленточки и бегут по кругу под музыку: куклы «катаются»!

Часть восьмая - заключительная. Подведение итогов (2 мин.)

Волшебница исчезает - снимает с себя наряд Феи Кукольного Театра. Педагог говорит, что куклы, которые остались на руках у детей, - подарок Феи. Фея попросила передать детям, что кукол надо любить и беречь. Педагог и дети благодарят друг друга за то, что они вместе так интересно провели время в кукольном театре. В знак благодарности раздаются «кукольные» аплодисменты.
В этой части занятия для педагога важно создать у детей установку на бережное и заботливое отношение к кукле.

Людмила Михайловна Куренкова

Мастер – класс : «Кукольный пальчиковый театр » .

Куренкова Людмила Михайловна.

Мастер – класс предназначен для воспитателей.

Основной принцип : «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» .

Цель : Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей раннего дошкольного возраста.

Задачи :

Вызвать интерес к театрально игровой деятельности. Познакомить с технологией изготовления театральной куклы , используя в работе картон.

Повышение профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора

Обучить участников мастер -класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра .

Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения.

Воспитывать интерес к театральной деятельности , к популяризации инновационных идей, авторских находок.

Ожидаемые результаты мастер-класса :

понимание его участниками сути работы педагога- мастера ; - практическое освоение участниками мастер -класса навыков в изготовления игрушек для кукольного театра ;

активизация познавательной деятельности участников мастер-класса ;

повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса в театральной деятельности и роста мотивации к формированию собственного интереса к театральной деятельности .

Технические средства : компьютер, проектор, экран, фотоаппарат.

Материалы и оборудование :

Цветная самоклеящаяся бумага;

Цветная бумага;

Фломастеры ;

Клей – карандаш;

Глазки готовые для кукол сказки «Курочка Ряба» .

1 Теоретическая часть

«Репка» . Что такое театр Театр кукол Кукольные

Роль кукольного театра «закрепощён» .

Театр

Существует четыре вида кукольного театра : настольный, пальчиковый , театр кукол типа Петрушки , театр марионеток пальчиковом театре .

Занимаясь театром театрализованных

Каждый педагог .

мастер класс .

«Курочка Ряба» .

Приложение с пошаговым фото.

III. Подведение общего итога :

Несомненно, элементы театрализованной театральных «Актёры» и «актрисы» театра

IV. Рефлексия.

Игра «Настроение» рука

До новых встреч!

I. Теоретическая часть

Уважаемые коллеги. Тема нашей встречи сегодня «Изготовление пальчикового кукольного театра по сказке «Репка» . Что такое театр ? Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Театр кукол – наиболее распространенная организация формы детского досуга. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка к детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому воспринимают ее как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, сказки, поёт, смеётся, плачет - это зрелище превращается в настоящий праздник.

Роль кукольного театра в развитии ребёнка невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён» .

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры.

Играя роль, ребенок может не только представлять, но и переживать поступки своего персонажа. И это, безусловно влияет на развитие чувств ребенка.

Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал.

Существует четыре вида кукольного театра : настольный, пальчиковый , театр кукол типа Петрушки , театр марионеток . Сегодня мы будем говорить о пальчиковом театре .

Занимаясь театром , мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняя её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх дети смогут использовать в повседневной жизни.

Каждый педагог регулярно задает себе вопрос «Как сделать эффективным процесс обучения?» . «Какая методика современной модели?» Я тоже нахожусь в постоянном поиске.

Почему я выбрала для представления мастер класс .

Ответ очень прост. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня- и я научусь.» Он является уникальной формой трансляции и передачи личного профессионального опыта

II. Практическая часть - изготовление пальчикового кукольного театра по сказки «Курочка Ряба» .

Приложение с пошаговым фото.

III. Подведение общего итога :

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках нашего Дома ребенка. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество.

IV. Рефлексия.

Игра «Настроение» . Посмотрите внимательно на стенд. Здесь вы увидите индикаторы вашего настроения. При помощи рук, и определенных жестов вы покажите свое отношение к занятию. Поднятая вверх одна правая рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки - занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные обе руки – ничего не изменилось в моем настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и н способные актеры.

До новых встреч!




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лабазинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект внеурочного занятия

на тему: «Пальчиковые куклы».

возраст 8 лет

Педагог дополнительного образования:

Мустяца Нина Николаевна

Тема «Пальчиковые куклы».

Цель:

    сделать простейшую пальчиковую куклу.

Задачи:

Обучающие:

    дать представление о различных видах изготовления пальчиковых кукол;

    учить изготавливать самостоятельно пальчиковую куклу.

Развивающие:

Воспитательные:

    воспитывать коммуникативные качества: доброжелательность, дружелюбие, отзывчивость, уверенность в себе, чувство коллективного творчества.

Методические приёмы:

    Игровой (использование упражнений в игровой форме);

    Словесный (напоминание, указание, вопросы);

    Наглядного действия;

    Практический.

Оборудование: шаблоны, ножницы, цветной картон, цветная бумага, фломастеры, карандаши простые, клей.

Ход занятия:

    Организационный момент :

Сегодняшнее занятие мне хочется начать со стихотворения, которое находиться на доске, со строками которого я полностью согласна:

У каждого из нас

Внутри талант таится,

И значит очень важно

Дать ему раскрыться.

    Введение в тему

Предметом нашего разговора сегодня станет…впрочем вы сами сейчас догадаетесь.

Проводится игра «Рассели жильцов»

У каждого на столе пчелка на некоторых написаны буквы (составить слово - театр). По координатам расселить пчелок, каждую в свой домик.

Мы составили большой театр, но чтобы это значило, зачем нам в жизни нужен театр? (Ответы детей.)

В театрах проходят постановки спектаклей, сказки для детей. А жителями являются куклы, приводимые в движение актерами – кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой.

Педагог:

Итак, кто догадался, чем же мы будем заниматься на занятии? (Ответы детей)

Педагог:

А кукол мы будем изготавливать, которые одеваются на пальцы- пальчиковых. Существует очень много разных видов пальчиковых кукол. Посмотрите на доску. (Выставка «Пальчиковые куклы») (Приложение 1)

Педагог:

Давайте поставим перед собой цель. (Чего мы должны добиться к окончанию занятия?)

    Изготовление куклы.

Я предлагаю вам попробовать самим изготовить пальчиковых кукол и стать кукольных дел мастерами, а готовить будем из бумаги.

Повторим технику безопасности работы с ножницами (Ответы детей).

Педагог: Нам необходимо подготовить пальчики к работе (разминка)

Физкультминутка «Домик».

Исходное положение: пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять – (Разгибаем пальцы.)

Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

Педагог: Пальчики наши готовы к работе. Теперь необходимо наметить план предстоящей работы: что сделаем сначала, что будем делать потом? (план работы выписывается на доску)

Этапы изготовления пальчиковой куклы.

1. Обвести шаблон

2. Вырежьте по контуру фигурку.

3. Приклейте глазки.

4. Склейте фигурку.

5. Ваша кукла готова.

4. Самостоятельная работа. (Приложение 2)

Дети приступают к выполнению поставленной задачи.

    Подведение итогов.

Педагог:

Какую цель мы ставили перед собой? (ответы детей)

Мы достигли нашей цели? (ответы детей)

Вот и подошло к концу наше занятие. Вы побывали сегодня в роли мастеров и у вас это получилось. Молодцы, все хорошо поработали, очень старались. Спасибо за работу!

По окончании занятия привести в порядок рабочие места.

Приложение 1

Выставка «Пальчиковые куклы»

Приложение 2

«Пальчиковая игрушка»