Романчук А.В. Музейный туризм

2.1. Музейная аудитория и музейный туризм

Принято различать людей, которые посещают музей в данный момент времени (реальная аудитория музея ) и всех тех людей, которые потенциально могут стать его посетителями (потенциальная аудитория ). Многие музеи проводят исследование посетителя, ориентируясь на реальную аудиторию. Однако, в тех случаях, когда задача состоит в том, чтобы увеличить посещаемость или привлечь новую аудиторию, или просто удержать своего посетителя в условиях растущей конкуренции, внимание может быть сосредоточено на потенциальной аудитории. Потенциальная аудитория обычно слишком разнородна по своему составу, чтобы работать с ней, как с единой, однородной группой, будь то в области выставок, рекламы или обслуживания посетителя. В связи с этим обстоятельством необходимо выбирать для работы одну или несколько целевых аудиторий.

Целевая аудитория - абстрактное понятие, однако, она непосредственно и четко связана с реальной и потенциальной аудиториями, и именно, исходя из характеристики целевой аудитории, музей строит свою дальнейшую деятельность и разрабатывает свой продукт. Целевые аудитории являются своеобразными «строительными лесами», которые используются в музейном туризме. Они определяются на основании решений, принимаемых музейными менеджерами.

Между выявленными целевой, реальной и потенциальной аудиториями музея должно быть определенное соответствие. Представления о реальной и потенциальной аудиториях расширяют посредством эмпирического исследования. При сборе подобной информации нужно помнить золотое правило: не приступать к сбору данных, пока четко и ясно не сформулированы цели исследования. Для выработки маркетинговой стратегии продвижения музейной туристической программы необходимо определить ее цели и аудиторию, а затем найти правильный баланс продукта, цены, рекламы и места продвижения. Разработка и конструирование новых программ происходит с учетом потребностей и интересов целевой аудитории.

Анализ целевых аудиторий основан на стратегии макро- и микросегментации . Если макросегментация предполагает деление потенциальной аудитории по географическому, психологическому, биологическому, поведенческому и демографическому принципам, то микросегментация уточняет это деление на уровне субкультур школьной, городской и пр. Предварительная оценка на макро- и микросегментных уровнях - принципиально важный шаг современных методов музейного маркетинга, поскольку именно эта исследовательская фаза позволяет увидеть тенденции в изменениях запросов и предпочтений потенциальных участников музейного туризма, с тем, чтобы не «догонять» последствия этих изменений, а предварять их на самых ранних стадиях планирования и создания программы.

Работа с целевыми группами музея должна проводиться с помощью различных методик, главные из которых - наблюдение, опросы, анкетирование, углубленные беседы и тестирование целевых групп, мониторинги . Подобные методы позволяют выявить аудиторию менее латентную. При определении целевой аудитории музейные менеджеры сталкиваются с решением весьма сложной кардинальной проблемы музеев XXI века: можно ли сбалансировать научность и развлекательность, и могут ли музеи сохранять качества научного учреждения, при этом обращаясь к массовой аудитории.

Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория – это «совокупность людей, включенных в сферу культурно-образовательной деятельности музеев. Термин «музейная аудитория» употребляется в отечественном музееведении с 1970-х годов (наряду с традиционными понятиями – музейный посетитель, музейный зритель, музейная публика), когда формируется подход к музею как особой коммуникативной системе, обусловивший потребность в изучении «обратной связи» между музеем и обществом».

Музейная аудитория делится по следующим признакам: возрастному, социальному, профессиональному, национальному и другим. По степени активности отношения к музею аудитория подразделяется на реальную (те, кто пришел в музей) и потенциальную (те, кто может, но пока не пришел в музей). Потенциальной аудитории необходимо уделять больше внимания. Динамизм – основное качество музейной аудитории. Экскурс в историю музейной аудитории показывает, что она постоянно меняется, а значит должен меняться и музей.

Для эффективности культурно-образовательной деятельности сотрудники современного музея должны знать свою аудиторию, а значит, регулярно проводить исследования по ее изучению. При этом необходимо владеть основными методами (наблюдение, анкетирование и другие) и приемами музейной социологии.

Музейная социология изучает функционирование музея как социального института, воздействие музея на общество, отношение различных групп населения к музею, их потребности и ценностные ориентации.

Первое исследование музейной аудитории было проведено в США в 1897 году музеем города Милуоки, но систематичные исследования стали проводить гораздо позднее.

Начало исследований музейной аудитории в России было положено в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. Инициатором выступила Третьяковская галерея в Москве. В 1928 году на основе проведенных исследований появился сборник «Изучение музейного зрителя» под редакцией Л. В. Розенталь. Один из выводов гласил, что среднее время осмотра Третьяковской галереи составляет полтора часа, после чего наступает порог утомляемости. В начале 1930-х годов проводилось исследование по изучению юного посетителя Исторического музея в Москве (авторы О. Т. Козлова и А. М. Кобылина). В конце 1930-х годов практика опросов посетителей музеев признали бессмысленной и вредной. Единственным источником по изучению их мнения осталась книга отзывов.

Интерес к изучению музейных посетителей вернулся в 1960–1970-е годы. Сотрудники НИИ культуры РФ провели широкомасштабное исследование, охватившее все краеведческие музеи и музеи-заповедники на территории Российской Федерации. Исследование состояло из опроса, визуального наблюдения и изучения музейной документации. По его итогам вышли в 1974 и 1975 годах труды института под названием «Музей и посетитель».

В 1970–1980-х годах были созданы социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, в Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В штат этих музеев были введены социологи.

В 1989–1991 годах сотрудниками НИИ культуры РФ (с 1994 года – Российский институт культурологии РФ) проводилось исследование «Музей и дети». По его итогам появилось издание «Музееведение. Ребенок в музее» (1993). Выяснилось, что сотрудники музея, работая с детьми, ощущали недостаток знаний по возрастной психологии и педагогике.

В настоящее время музейно-социологические исследования проводятся отдельными российскими музеями, обычно они носят разовый характер.

В зарубежных странах, кроме разовых исследований по различным проблемам, планируют долгосрочные опросы. В 1991 году во Франции по решению Управления музеев осуществлялся проект постоянного изучения посетителе в 40 музеях. В Германии Институт музееведения в 1990-е годы осуществил двухгодичный проект по изучению посетителей в четырех музеях местной истории Берлина.

Во многих музеях за рубежом работают отделы маркетинга или связи с общественностью или отделы по изучению посетителей. Подобные структуры создаются и на государственном уровне: комитеты по исследованию посетителя и оцениванию при национальных ассоциациях в США, ассоциации изучения посетителей в Канаде.

Задание.

Следуя правилам музейной социологии, составьте анкету для проведения опроса в одном из ярославских музеев. Темы для анкетирования предлагаются следующие: отношение посетителей к новой выставке; посещение экспозиции индивидуальными посетителями; оценка музейного сайта; обслуживание в музее; работа музейного киоска и др.

Темы рефератов

Музейная аудитория, ее признаки и характеристики.

Первые исследования музейного посетителя в СССР (1920–1960 годы).

Социологическое исследование «Музей и посетитель» в 1970-е годы и его влияние на деятельность советских музеев.

Музейные социологические исследования в отдельных российских музеях в 1990–2000-е годы.

Вопросы для контроля

Почему термин «музейная аудитория» является наиболее универсальным для определения музейных посетителей?

Какие существуют признаки музейной аудитории?

Какое основное качество музейной аудитории?

С какого времени проводятся исследования музейных посетителей в нашей стране?

В каком отечественном музее впервые было проведено исследование аудитории?

Какое влияние на деятельность советских музеев оказало социологическое исследование, проведенное в 1970-е годы?

Почему важно проводить изучение музейной аудитории регулярно?

В последнее время стратегии социального партнерства широко используются для установления постоянных отношений между музеем и его аудиторией. Одним из признаков эффективности деятельности современного музея является принцип формирования активного отношения к внешней среде. Успешные стратегии социального маркетинга используют преимущества так называемого «открытого окна для возможностей». Во всем мире все больше распространяется система «членства», основанная на участии и поддержке деятельности музеев и галерей со стороны физических и юридических лиц. Традиционными формами такой системы «членства» являются «Клуб друзей», «Посольские кружки» (отделения «Клуба друзей» в других странах), попечительские советы, деятельность которых направлена на установление доверительных, клубных отношений музея с аудиторий.

К настоящему моменту в мире сложилась мощная финансовая инфраструктура культурного процесса, на базе которой развивается система фандрейзинга, которую можно рассматривать как технологию социального маркетинга, направленную на согласование общественного спроса и предложения. Преимущество фандрейзинговой системы состоит не только в обеспечении целого комплекса услуг, стимулирующих и поддерживающих жизнедеятельность музеев. Ее преимущество - в возможности консолидации мировых ресурсов и расходовании их в соответствии с потребностями культурной системы, в ориентации на поддержку инноваций в области развития культурных технологий и обеспечение доступа к культурному наследию для всех заинтересованных участников культурного процесса. Таким образом, технологии социального маркетинга способствуют формированию устойчивой системы партнерства и тем самым меняют характер конкуренции.

Особенности социального маркетинга состоят в том, что привлечение ресурсов для воспроизводства деятельности и развития музеев и галерей осуществляется в двух формах:

  • - прямой - за счет продажи потребителям своей продукции - товаров и услуг;
  • - опосредованной - за счет привлечения ресурсов (бюджетных средств, грантов благотворительных фондов, спонсорской поддержки и частных пожертвований) извне для реализации социально востребованных культурных проектов и программ, направленных на удовлетворение общественно значимых потребностей.

Во всем мире доля доходов музеев и галерей от продажи билетов, товаров и услуг потребителям, как правило, невелика и составляет не более 15-25% их бюджета. Тем не менее маркетинговая ориентация «на потребителя» является ведущей для современных музеев. Привлекательность предложений, обращенных к потребителям, интерес к экспозициям со стороны различных социальных групп дают музеям возможность «конвертировать» социальную востребованность в финансовые ресурсы, полученные от других экономических субъектов. Таким образом, «прямая» и «опосредованная» формы социального маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше популярность музея, социальная значимость его миссии, общественная привлекательность музейных программ и проектов, тем больше возможностей привлекать деньги из внешних источников. Зависимость в данном случае прямо пропорциональная. Образно говоря, в отличие от системы маркетинга в бизнес-секторе, где потребитель и плательщик - «одно лицо» и где клиенты и деньги слиты воедино, в социальном маркетинге потребители и финансовые ресурсы разъединены, но взаимосвязаны: доступ к деньгам открывается через завоевание общественного интереса и признания.

Исходя их этого, музейный маркетинг всегда включает два стратегических направления:

  • - презентацию и продвижение музея и его деятельности;
  • - презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг, предлагаемых музеем.

В соответствии с методами социального маркетинга, во главу угла ставится стиль жизни; отражая то положение, которое сложилось в современном обществе, когда идентификация человека происходит на основе потребления схожих товаров и услуг и одинакового проведения досуга, что является решающим фактором в причислении индивидов к определенному социальному слою. Стратегии музейного маркетинга опираются на то воздействие, которое оказывают на поведение людей механизмы групповой идентификации.

Принцип построения социальной иерархии сводится к тому, что приобретение определенного рода вещей является подтверждением групповой принадлежности. Уклонение же индивида от стиля жизни определенного круга или невозможность для него приобретения вещей, являющихся атрибутом данного социального слоя, приводят к его фактическому отторжению от последнего. Таким образом, основанием групповой идентификации становится потребление сходных товаров и услуг и способов проведения досуга; люди приобретают товары и услуги, чтобы не утратить групповую идентификацию.

Современные технологии музейного маркетинга придают товарам и услугам социальное значение. Материальные вещи, в которых нуждаются люди, представляют другие - нематериальные: намерения, желания, потребности. Спрос на товары и услуги, предлагаемые музеями, самым непосредственным образом связан с социально-психологическими мотивами, его вызывающими. Экономические эффекты, оказывающие влияние на величину спроса, опираются на модели социального поведения, а именно:

  • - присоединиться к большинству,
  • - «не отстать от жизни»,
  • - соответствовать стилю жизни определенной социальной группы,
  • - быть модным,
  • - выделяться из толпы,
  • - подчеркивать исключительность, отличаться от других.

Итак, товары и услуги сферы культуры в целом, в том числе предлагаемые музеями и галереями, предназначены для удовлетворения потребностей, названных, согласно распространенной концепции «иерархии потребностей» А. Маслоу, потребностями «высокого порядка»: в самоутверждении, самоуважении, социальной принадлежности. В сфере досуга люди потребляют не столько товары и услуги сами по себе, сколько их символические значения.

В современном обществе усиливается влияние мотивов социального поведения на спрос, значительно смещаются потребительские акценты, конкретные музейные услуги превращаются в символические компоненты целостного жизненного стиля.

В маркетинге «спрос» измеряется через определение и классификацию рынков. Рынок - это совокупность всех покупателей определенного вида товара или услуги, как реально существующих, так и потенциальных. Объем рынка зависит от количества потребителей, которые в состоянии отреагировать на то или иное его предложение.

Потенциальные потребители обладают тремя основными характеристиками:

  • - заинтересованностью,
  • - уровнем дохода,
  • - возможностью доступа.

Минимальный уровень сбыта, который наблюдается при полном отсутствии расходов на маркетинг, называют рыночным минимумом. Увеличение расходов на маркетинг приводит к увеличению уровня спроса. Верхний предел рыночного спроса называют потенциалом рынка. Промежуток между рыночным минимумом и потенциалом рынка отражает общую чувствительность спроса по отношению к маркетинговым усилиям.

Спрос на музейные товары и услуги разделяют на потенциальный и актуальный. Объем потенциального спроса оценивается количеством людей, которые проявляют интерес к культуре. Актуальный спрос определяется количеством реальных посетителей музеев и покупателей их продукции в данное время. Количественная разница между потенциальным и актуальным спросом - предмет усилий музейных маркетологов.

Базовая схема классификации спроса, как правило, разбивает потребителей на четыре основные группы:

  • - тех, кто не знает о предлагаемых товарах и услугах и поэтому не потребляет их;
  • - тех, кто знает о них, но не потребляет;
  • - тех, кто знает и потребляет;
  • - тех, кто знает, но потребляет конкурентные товары и услуги.

Экспертные наблюдения показывают, что недоиспользование потенциала рынков музейного предложения в России вызвано значительным разрывом между потенциальным и актуальным спросом. Иными словами, велика доля тех, кто не знают о предлагаемом музейном продукте, а потому и не становятся потребителями. Таким образом, сегодня в музейном маркетинге необходимо развивать прежде всего «завоевательные» маркетинговые стратегии, направленные на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения.

По отношению к тем, кто знают, но не потребляют, целесообразно применять «стимулирующие» маркетинговые стратегии, ориентированные на повышение привлекательности музейного предложения. Главное здесь - развеять различного рода предубеждения, связанные с устойчивыми представлениями об «устаревшем», «скучном» и «несовременном» предложении многих музеев.

Расширение актуального спроса за счет тех, кто потребляют конкурентные товары и услуги, осуществляется с помощью «корпоративных» маркетинговых стратегий, которые направлены на формирование совместных проектов и программ, а также на создание вместе с организациями, предлагающими конкурирующие товары и услуги в сфере досуга, некоего совместного продукта. Практика показывает, что часто конкуренция здесь оказывается искусственной и что существуют огромные возможности для объединения усилий, сотрудничества и совместных действий.

Современные технологии существенно расширили музейное предложение. Информационные и коммуникационные ресурсы Интернета в плане накопления информации, презентации своей деятельности (в том числе и при помощи разнообразных энциклопедий, справочников, каталогов, афиш, анонсов новых услуг и т. п.) перед предельно широкой аудиторией, организации интерактивного общения любых профессиональных групп и аудиторий друг с другом поистине безграничны. Принципиально важной является возможность формирования индивидуального или группового музейного предложения для аудиторий любой степени заинтересованности. Более того, потребители, по существу, имеют возможность сами удовлетворять потребность в информации, развивать свой интерес и создавать «музейный продукт для себя».

Виртуальные стратегии маркетинговых коммуникаций - «все в одном» - дают безграничные возможности для разветвления собственно музейного предложения на множество «ручейков» (или «щупальцев»), направленных на различные потребительские рынки. Глобальной аудитории предлагается широкий спектр «легенд и мифов», воплощенных в сувенирах и репликах к музейным коллекциям - от ювелирных изделий, выполненных «по образцам», до маек и кепок, чашек и подставок, игр и игрушек, кондитерских изделий и напитков и тому подобных предметов, украшенных соответствующей символикой. Широко эксплуатируется страсть к коллекционированию, проявляемая как детьми, так и взрослыми. Кардинально увеличивается разнообразие предложения на рынках «интеллектуальных» продуктов, прежде всего за счет различных видов современных «электронных» публикаций и интерактивных продаж в виртуальных магазинах, аукционах, ярмарках и выставках.

Большинство потребительских рынков (в том числе культуры и искусства) на современном этапе близки к насыщению или перенасыщены, а пространство «свободного времени» (или досуга) - ограничено, однако современные технологии социального маркетинга существенно раздвигают его границы. Завоевание и удержание рынков становится под силу только корпоративному субъекту. Таким образом, эффективные маркетинговые стратегии в постиндустриальном обществе - это формирование корпоративного предложения: межмузейное сотрудничество, совместные программы с другими организациями и учреждениями культуры, партнерские проекты.

Взаимодополнителъность - базовый принцип доходности организаций, работающих в сфере досуга. Экономическая эффективность технологий социального маркетинга опирается на эффект «комплементарности». Основу предлагаемого продукта составляют товары-комплементы, т. е. взаимодополняющие товары и услуги, провоцирующие комплексное потребление наборов товаров и услуг в определенных пропорциях. Технологии социального маркетинга принципиально расширяют возможности формирования «комплементарного» продукта: музей + туризм; музей + образование; музей + научные исследования; музей + культурные программы бизнес-сектора; музей + индустрия развлечений; музей + фестивали, культурные и спортивные события и т.д.

Возможности взаимного продвижения и рекламы совместных продуктов в открытом информационном пространстве позволяют осваивать и создавать новые перспективные рынки. Эффективность музейного маркетинга достигается за счет формирования коммуникационной среды в реальном и виртуальном мирах и опирается на развитую систему делового партнерства. В результате формируются саморасширяющиеся системы деятельности, в рамках которых создаются условия для воспроизводства и развития каждого из партнеров.

В постиндустриальном обществе именно сфера досуга становится пространством, где реализуется базовая потребность человека - потребность в общении. Современные информационные и коммуникационные технологии беспрецедентно расширяют возможности общения: на наших глазах формируется глобальный виртуальный форум. Интернет создает возможность для межпрофессионального общения и общения музейных аудиторий между собой не только в «стенах музея», но и в глобальном виртуальном пространстве, разрушая тем самым социальные, возрастные, национальные и культурные границы, превращая «недосягаемое» в «доступное». Таким образом, интерактивные возможности современных информационных и коммуникационных технологий принципиально изменяют величину и характер спроса на музейное предложение.

В настоящее время в России наибольшие трудности вызывают разработка и реализация коммуникативной политики музеев, основанной на использовании прямых и обратных связей с аудиторией. Ключевая задача - с одной стороны, преодоление своего рода «барьера недоверия» к музейному предложению, что обусловлено присутствием в сознании людей ложных стереотипных представлений о музеях, а с другой - преодоление «барьера непонимания», сложившегося у сотрудников музеев из-за неадекватной оценки аудитории, которая основана только на собственных представлениях.

Для приведения в действие всего потенциала социального маркетинга с учетом специфики конкретного музея не обойтись без определения конкретных целей его деятельности и разработки соответствующих программ. Специалисты в области музейного маркетинга создают специальные методики, накапливают опыт налаживания взаимопонимания.

Когда маркетинговые цели зафиксированы, они приступают к разработке программы. Цели бывают ближайшими и долговременными, и в каждом случае в программе отражается своя система действий по их достижению. При разработке программы обычно опираются на данные проводимых исследований, анализируются результаты предыдущей работы. Это позволяет вносить соответствующие изменения, что придает всей работе необходимую гибкость. Считается, что социальный маркетинг напоминает в чем-то игру в шахматы: 10% интуиции, 25 % опыта и 65 % созидательного труда.

Совокупность людей, включенных в сферу культурно-образовательной деятельности музея, называют музейной аудиторией. Это понятие объединяет не только реальных посетителей, пришедших в конкретный музей, но и потенциальных его посетителей, то есть людей, которые вообще ходят в музеи.

Музейная аудитория характеризуется по ряду параметров. Ее социально-демографический анализ предполагает выделение таких признаков, как образовательный уровень, род занятий, пол, возраст, место жительства. Каждый из этих признаков необходимо принимать во внимание при работе с реальными и потенциальными посетителями, но, как показывают исследования, отношение к музею, его экспозиции и программам определяется, прежде всего, образовательным уровнем человека.

С точки зрения частоты посещения музея аудитория может характеризоваться как нестабильная или постоянная. Наличие у музея постоянного контингента посетителей - показатель успешности его деятельности и важный фактор дальнейшего развития. Музейная аудитория исследуется и в отношении направленности ее интересов на определенные формы культурно-образовательной деятельности музея, и в этом случае можно говорить об аудитории выставок или лекториев, тематических вечеров и концертов, посетителях «выходного дня» и пр.

Важным параметром характеристики музейной аудитории является степень ее подготовленности и предрасположенности к восприятию, что иногда обозначается понятием «музейная культура посетителя». Речь идет об умении человека ориентироваться в музейной среде и воспринимать специфический музейный язык. Критериями оценки музейной культуры могут служить частота и избирательность посещения музеев, целенаправленный осмотр экспозиций и памятников, наличие предварительной информации о музее, полученной из книг, статей, радиопередач, телепередач и других источников.

При анализе музейной аудитории важно учитывать обстоятельства посещения музея, то есть самостоятельно приходит человек в музей или же посещает его организованно в составе экскурсионной группы, как участник культурно-образовательного мероприятия.

Для получения всех этих данных, с разных сторон характеризующих музейную аудиторию, необходимы социологические исследования. Одни из них выявляют динамику посещаемости и факторы, обуславливающие приток различных групп посетителей, другие изучают интерес людей к экспозиционной тематике и отдельным музейным предметам, третьи анализируют особенности восприятия экспозиции, эффективность конкретных экспозиционных решений и форм культурно-образовательной деятельности. Результаты исследований позволяют совершенствовать методику музейной работы, вырабатывать рекомендации по планированию и управлению деятельностью музеев.

Социологические исследования проводятся на основе специально разработанных методов, которые выбираются в зависимости от поставленных целей и задач. Значительный объем достоверной информации позволяет собрать анкетный опрос, который проводится как среди всей музейной аудитории, так и среди различных групп посетителей. При этом могут опрашиваться, например, только экскурсанты или индивидуальные посетители, местные жители или туристы. Вопросы, поставленные в анкете, могут уточняться или углубляться с помощью интервью , которое используется и в качестве основного метода сбора информации, например, о восприятии экспозиции и экскурсии. Оно может сочетаться с визуальным наблюдением за осмотром экспозиции , и тогда появляется возможность выяснить глубинные реакции посетителей.

В то время как социологические исследования в самом музее характеризуют интересы и запросы реальной аудитории, анкетирование местных жителей направлено на изучение потенциальной аудитории. Компетентное суждение о состоянии и перспективах деятельности музея могут дать опросы экспертов, в качестве которых выступают лица, связанные с музеем по роду своих занятий и профессиональных интересов - музейные работники, педагоги, деятели культуры. На основе обобщения результатов исследований разрабатываются конкретные меры, направленные на совершенствование работы с музейной аудиторией.

В зарубежных музеях изучению «обратной связи» уделяется большое внимание. Наибольший размах эта работа приобрела в США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, где проводятся долговременные и систематические исследования. Например, во Франции в 1991 г. по решению Управления музеев был разработан проект постоянного изучения посетителей в сорока музеях. Во многих музеях существуют специальные подразделения, анализирующие музейную аудиторию, - отделы маркетинга и связей с общественностью. Структуры, занимающиеся исследованием, музейной аудитории, создаются, на государственном уровне, - Ассоциация изучения посетителей (Канада), Комитет по исследованию посетителя и оцениванию (США), Международная лаборатория изучения посетителей в Висконсинском университете (США).

В последнее десятилетие минувшего столетия содержательная сторона культурно-образовательной деятельности российских музеев претерпела серьезные изменения в концептуальном плане. Согласно новым представлениям, задачи музея не должны сводиться к передаче суммы знаний о явлениях, процессах, фактах и музейных предметах. Обращение к внутреннему миру музейного посетителя, воздействие на его чувственно-эмоциональную сферу, погружение его в историческую среду, включение его воображения и ассоциативного восприятия - такими стали приоритеты новой концепции культурно-образовательной деятельности музеев. Человек, пришедший в музей - не объект воспитательного воздействия, а равноправный собеседник, поэтому общение музея с аудиторией должно выстраиваться в форме не монолога, а диалога.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экономики и сервиса

Южно российского государственного университета.. экономики и сервиса.. г е косторакова..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

§ 5. Динамика посещаемости и структура посетителей Русского музея

Русский музей во время перестройки и в постсоветский период предложил обществу культурное многообразие – постоянную экспозицию, в которой представлена история русского искусства вплоть до сегодняшнего дня, всеобъемлющую выставочную политику с акцентом на современном искусстве. Общество адекватно отреагировало на это культурное предложение, музей стали активно посещать студенты, художники, представители гуманитарных профессий, творчески ориентированные и компетентные зрители. В течение 5 лет с 1988 по 1992 год единое унифицированное официальное «культурное тело» общества развалилось, и вместо него сформировались новое – разнородное, структурно дифференцированное, отвечающее критериям культурного многообразия. Аудитория Русского музея не просто кардинально изменилась по сравнению с доперестроечным периодом, она стала «многоликой», ценностно ориентированной, сформированной на принципах свободы выбора. Таким образом, культурное многообразие экспозиционной и выставочной политики Русского музея привело к формированию разнообразных аудиторий, каждую из которых объединяют общие художественные приоритеты и уровень художественной компетенции.

Новая художественная политика Русского музея стартовала с выставок классического русского авангарда, для восприятия и понимания которого требовался более высокий уровень художественной компетенции, поскольку язык авангарда значительно сложнее, чем язык классического искусства и продолжающего его традиции

советского искусства. На эти выставки пришло гораздо больше студентов, художников и представителей гуманитарных и творческих профессий, для которых художественная культура если и не входит в сферу профессиональных интересов, то затрагивает их. Соответственно увеличилась более чем в два раза доля компетентных зрителей, регулярно посещающих Русский музей. Последовавшие за этим выставки различных периодов русского искусства – древнерусского, традиционного XIX века, рубежа XIX и XX веков, советского андеграунда и новейших течений – собирали целевую аудиторию, ядро которой составляли любители именно того искусства, которое экспонировалось на выставке. При различной социально-демографической структуре посетителей различного типа выставок уровень компетенции аудитории всех выставок был неизменно чрезвычайно высоким – более половины посетителей были компетентными зрителями, регулярно посещавшими Русский музей.

В период перестройки художественной политики ГРМ его посещаемость была самой высокой за всю историю музея – в среднем 1,3 млн. человек в год. За это время оформились целевые аудитории различного типа выставок – традиционного искусства XIX века, рубежа XIX и XX веков, классического авангарда, советского андеграунда и новейших течений. Кроме того, целое поколение молодежи сформировалось в условиях свободного выбора среди всего спектра художественных периодов, направлений и школ изобразительного искусства, что способствовало культурной самоидентификации посетителей Русского музея, с одной стороны, с другой – пополнились ряды целевой аудитории выставок различного типа.

Политический, экономический, социальный кризис в стране начала 1990-х привел в конце концов к снижению культурного потребления и к резкому падению посещаемости художественных музеев. В Русском музее в 1994 году посещаемость снизилась на 31 % по сравнению с предыдущим годом и продолжала конвульсивно снижаться до 1997-го. Однако и после 1997 года посещаемость на протяжении 7 лет колебалось между 0,5–0,8 млн. человек в год, что соответствует количеству посетителей в 1950-е и 1960-е годы, но в два – три раза ниже, чем в период перестройки. И только в 2006–2010 годах посещаемость ГРМ стабилизировалось – музей в это время посещало 0,9–1 млн. человек.

Однако, несмотря на резкое снижение посещаемости, аудитория основной экспозиции и различного типа выставок сохранила свои

особенности, сформировавшиеся в годы перестройки. Имеются в виду социально-демографическая структура и социокультурные характеристики публики.

В 1993–1994 годах Русский музей посетило 1 064 650 человек (в среднем в год), в 1998 году – 550 000 человек, т. е. в два раза меньше. Однако социально-демографическая структура посетителей основной экспозиции не претерпела столь же кардинальных изменений.

В 2010 году ГРМ посетило 938 000 человек. Возрастная, профессиональная и образовательная структура посетителей основной экспозиции вполне сравнима с аналогичными показателями за 1998 год. Существенно повысился уровень образования (на 15 % увеличилась доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием), но этот показатель систематически повышался на протяжении последних 25 лет.

Социокультурные характеристики аудитории основной экспозиции, несмотря на падения и взлеты посещаемости, также оставались достаточно стабильными. Например, доля постоянных посетителей Русского музея в 1993–1994 годах составляла 28 %, в 1998 году – 24,3 % и в 2010-м – 23,9 %. Колебания в диапазоне 4 % при снижении и подъеме посещаемости на 50 % можно считать незначительными.

Таким образом, направление структурных изменений, которое впервые проявилось на первых выставках классического русского авангарда в конце 1980-х и оформилось как тенденция в начале 1990-х, остается неизменным, несмотря на значительные спады и подъемы посещаемости в последующие годы. Следовательно, по-видимому, можно констатировать относительную независимость динамики посещаемости и динамики структурных особенностей аудитории Русского музея.

Это поразительный факт. «Тело» аудитории катастрофически сохнет или толстеет, а его «костяк», «остов» остается неизменным. В стране происходят бескровные революции, кризисы, стабилизации, посещаемость музея конвульсивно падает или поднимается, а структура аудитории остается неизменной. Это при том, что за последние 20 лет музейная аудитория пополнилась новыми поколениями молодежи и, соответственно, лишилась представителей старших поколений по естественным причинам. Если учесть, что молодежь до 30 лет составляет примерно половину аудитории Русского музея, то следует признать, что сегодня более 50 % посетителей музея – это другие люди по сравнению с периодом перестройки, поскольку их культурная социализация проходила в постсоветское время. Следовательно, помимо всего

прочего идет постоянное обновление аудитории музея, но это обновление происходит в рамках заданной структуры.

Создается впечатление, что аудитория основной экспозиции и различного типа выставок систематически себя воспроизводит. Как это возможно? Это понятно в случае какой-либо бюрократической структуры – на место ушедшего работника в том или другом подразделении нанимается новый – соответствующей специальности и квалификации. В случае музея воспроизводство аудитории с определенного рода социально-демографическими характеристиками, художественными предпочтениями и уровнем художественной компетенции происходит спонтанно.

Понятно, что такое воспроизведение происходит не на пустом месте, а в соответствии со структурно заданной художественной политикой и практикой музея, в рамках которой функционирует основная экспозиция и систематически проходят выставки различного типа – от древнерусского искусства до актуального, от монографических до тематических и т. д.

Непонятно, каким образом на протяжении длительного времени, несмотря на социальные и экономические кризисы в обществе, на значительные спады и подъемы посещаемости, воспроизводится специфическая аудитории выставок различного типа – с некоторым заданными константами – социально-демографическими и социокультурными.

Другими словами, музей предлагает в течение длительного времени определенный ассортимент культурных продуктов в виде основной экспозиции и различного рода выставок. Но каждый культурный продукт потребляет вполне определенная аудитория, у которой есть потребность именно в нем и соответствующая этому продукту художественная компетенция.

Причем в музей попадают люди, которые уже имеют некоторый базовый культурный капитал – две трети посетителей в детстве посещали художественные кружки и учились в школах искусств, позднее получали художественные знания из книг по искусству и альбомов. Большинство посетителей Русского музея (от 75 % до 90 %) – широко образованные люди. В их интересы входит не только изобразительное искусство, но и литература, музыка, театр, кино. Они имеют вполне определенные предпочтения в каждой из этих сфер художественной культуры. Если учесть, что половина посетителей Русского музея – молодежь, то следует признать, что этот базовый культурный капитал получен в семье или инициирован семьей.

Следовательно, культурная элита общества воспроизводит себя, прежде всего, через механизмы семейной социализации. Это действительно элита. Русский музей посещает примерно 7 % жителей Петербурга, имеющих высшее образование. Причем в 2009–2010 гг. у 60 % посетителей родители имели высшее или незаконченное высшее образование. Родители, имеющие высшее образование и ориентированные на художественную культуру, стремятся приобщить к ней своих детей и дают им возможность также получить высшее образование. Вообще чем выше образование родителей, тем больше они вкладывают сил и средств в образование детей. Причем, обычно это не узко специализированное, а широкое общекультурное образование.

Для культурной элиты общества чтение художественной литературы, посещение концертов, театральных постановок, выставок, просмотр кинофильмов является не чем-то эксклюзивным, экстраординарным, а обычным, повседневным, вписанным в уклад жизни явлением, как, например, для любителя футбола посещение стадиона или просмотр футбольных матчей по ТВ. Культурные практики в данном случае являются неотъемлемыми элементами образа или стиля жизни с детства.

В семьях, ориентированных на художественную культуру, дети осваивают традиционную, классическую художественную культуру в процессе первичной социализации. В старших классах школы и на первых курсах высших учебных заведений они уже имеют базовый культурный опыт, который позволяет им выбирать из всего спектра художественных продуктов те, которые отвечают их индивидуальным склонностям. Собственно в процессе вторичной социализации и происходит формирование культурной идентичности личности.

В Русском музее, по-видимому, основная экспозиция предоставляет материал для формирования базового художественного опыта (первичная культурная социализация), тогда как экспозиции различного типа выставок – от древнерусского искусства до искусства новейших течений – служат основой для вторичной культурной социализации и формирования культурной идентичности.

Аудитория каждого типа выставок формируется из тех, кому представленное искусство интересно и доступно. Интерес связан с ценностями личности, художественными предпочтениями, доступность – с уровнем художественной компетенции. И то, и другое формируется в процессе первичной социализации и закрепляется в процессе вторичной социализации. В интегрированном виде художественные

предпочтения и компетенцию называют в различных теоретических контекстах эстетическим вкусом, культурным капиталом, художественным опытом, культурной идентичностью личности.

Аудитории различных выставок отличаются, прежде всего, по тому культурному капиталу, который необходим для символического усвоения-присвоения произведений, представленных на выставке. Если считать, что наибольший культурный капитал у профессионалов (художников и искусствоведов) как у практиков и теоретиков изобразительного искусства, а наименьший – у школьников, поскольку они находятся на завершающей стадии первичной социализации, то их соотношение на той или другой выставке и может служить показателем объема капитала, необходимого для символического освоения выставки. Например, на выставке «И. Шишкин» (2008) было 3,2 % художников и 9,4 % школьников, тогда как на выставке новейших течений «Искусство про искусство» (2009) – 9,4 % художников и 3,2 % школьников. Следовательно, выставки актуального искусства предполагают у посетителей существенно больший культурный капитал, чем выставки традиционного искусства XIX века, и в соответствии с этим структурированы аудитории различных выставок.

Культурный капитал напряму ю связан с уровнем образования. Соответственно, уровень образования посетителей выставок актуального искусства выше, чем зрителей выставок традиционного искусства – на выставке «Искусство про искусство» (2009) посетители с высшим и незаконченным высшим образованием составили 88,2 %, тогда как на выставке «И. Шишкин» (2008) – 75,9 %. Художественное образование тесно связано с гуманитарным, поскольку гуманитарное образование получают представители других сфер художественной культуры (литераторы, музыканты, актеры, историки культуры, философы, культурологи), и, следовательно, культурный капитал определенного профиля у категорий посетителей, имеющих художественное и гуманитарное образование выше, чем у посетителей с техническим и естественнонаучным образованием. На выставке «Искусство про искусство» (2009) посетители с гуманитарным и художественным образованием составили 51,9 %, на выставке «И. Шишкин» (2008) – 31,3 % от всех посетителей.

Общеизвестно, что пожилые люди более консервативны и ориентированы на традиционные ценности, а молодежь – мобильна, динамична и открыта всему новому, экспериментальному, неоднозначному. И если у молодежи порой не хватает художественной компетенции,

чтобы полноценно оценить то или другое явление художественной культуры, то это компенсируется активностью, с которой она осваивает поле художественной культуры. Собственно молодые и формируют свою культурную идентичность, выбирая художественные приоритеты из имеющихся. Кроме того, новое, актуальное искусство создает поколение молодых художников, поэтому их искусство, пронизанное экзистенциальным опытом поколения, гораздо ближе молодым зрителям, чем пожилым. На выставке «Искусство про искусство» (2009) молодежь до 30 лет составила 48,4 %, а посетители старше 55 лет – 8,5 % от всех посетителей, тогда как на выставке «И. Шишкин» (2008) – 38,7 % молодежи и 25,5 % – посетители старше 55 лет. Различия красноречивы.

Молодежная аудитория состоит из различных категорий посетителей, в частности – из школьников и студентов. При этом школьники находятся на стадии первичной культурной социализации и осваивают базовый культурный опыт, тогда как студенты, уже имея такой опыт, формируют культурную идентичность, выбирая художественные приоритеты. Соответственно на выставках традиционного искусства больше школьников и меньше студентов, чем на выставках новейших течений. На выставке «И. Шишкин» (2008) школьники составили 9,4 %, а студенты – 10,6 %, тогда как на выставке «Искусство про искусство» (2009) школьники – 3,2 % и 16,7 % – студенты.

Таким образом, можно видеть, что уровень художественной компетенции и интерес к изобразительному искусству, которые составляют культурный капитал, неравномерно распределяются среди различных социально-демографических категорий посетителей. Однако аудитория каждой выставки характеризуется специфическим профилем, где объем культурного капитала соотносится с вполне определенной социально-демографической структурой.

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

07.10.09 Касаткина Т.А. Достоевский: структура образа - структура человека - структура жизненной ситуации Хоружий С.С.: Сегодня у нас доклад Татьяны Александровны Касаткиной по антропологии Достоевского. И я должен сказать в качестве малого предварения, что я особое

Из книги Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

План музея Посетителю крупного музея - такого, как Лувр в Париже или Национальная галерея в Лондоне, - для осмотра всей экспозиции потребуется не один день, а может быть, и не одна неделя. Даже в небольших музеях зритель не в состоянии уделить одинаковое внимание всем

Из книги Фотография и ее предназначения автора Берджер Джон

Из книги Художественная культура русского зарубежья, 1917–1939 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

И. В. Щеблыгина Художественная коллекция русского культурно-исторического музея в Праге (1934–1944): из истории создания Общепризнанно, что преобладающее влияние на облик эмиграции первой волны оказала интеллигенция, обусловив его высокий интеллектуально-духовный

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2 автора Коллектив авторов

И. Ю. Кирцидели Микроскопические грибы в воздушной среде Русского музея Санкт-Петербург является городом-музеем с мировой известностью и богатым культурным наследием. Сроки хранения и эксплуатации исторических ценностей исчисляются сотнями лет. Деструкция памятников

Из книги Музей и общество автора Потюкова Екатерина Владимировна

Р. В. Салтыкова Методика организации потока посетителей, разработанная в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля Вопросы, связанные с организацией потока посетителей в музее, волнуют музейных специалистов давно. Актуальна эта проблема не только

Из книги Образ России в современном мире и другие сюжеты автора Земсков Валерий Борисович

§ 1. Функции художественного музея Однажды, это было в начале перестройки, сотрудница Третьяковской галереи увидела перед картиной Шишкина «Утро в сосновом лесу» плачущего человека. Она спросила, почему он плачет. Оказалось, что этот пожилой, респектабельный немец –

Из книги автора

§ 2. Экспозиционная и выставочная политика Русского

Из книги автора

§ 3. Динамика посещаемости и просветительская деятельность Русского музея Художественное просвещение в музее в целом репрезентирует экспозиционную и выставочную политику. Тематика экскурсий и лекций, тесно связанная с имеющейся экспозицией и проводимыми выставками,

Из книги автора

Посещаемость Русского музея Посещаемость музея складывается из индивидуальных и групповых (в составе экскурсионных и лекционных групп, эстетических классов для школьников) посещений, из посещений основной экспозиции и выставок. Число посетителей – величина не

Из книги автора

Глава 2. Структура и динамика посетителей русского музея В основной экспозиции музея представлена история отечественного искусства в концентрированном виде. Музей не просто хранит художественные ценности, которые являются национальным достоянием, он их транслирует в

Из книги автора

Место проживания посетителей В 1990-е годы по сравнению с 1980-ми на основной экспозиции существенно снизилась доля иногородних, и за счет этого увеличилась доля посетителей, проживающих в Петербурге. В 1980-е годы на основной экспозиции иногородних было более чем в два раза

Из книги автора

§ 4. Социокультурные характеристики посетителей Русского музея Социально-демографические характеристики публики Русского музея описывают не столько реального посетителя музея, сколько потенциального. Около 80 % посетителей основной экспозиции ГРМ имеют высшее и

Из книги автора

Историческая динамика Исходя из сказанного можно выстроить такую схему исторической динамики развития имагологической рецепции и репрезентации.1. Архаика, древние цивилизации, Средние века – родо-племенные, эпико-мифологические, сказочные, ранне-цивилизационные,