Рапп (российская ассоциация пролетарских писателей) это. Фатех Вергасов

Приобщение Курта Тухольского к революционному рабочему движению свидетельствовало об общей тенденции развития социалистической литературы. Она достигла к тому времени такого уровня, когда стала представлять для буржуазных писателей не только политический, но и профессиональный интерес.

Пролетарско-революционное литературное движение в конце 20-х годов – важный фактор в культурной жизни страны. Социально-исторические предпосылки этого культурного подъема определялись политическими интересами прогрессивного крыла немецкого рабочего класса, который сплотила вокруг себя КПГ. Однако сами по себе эти спонтанные потребности в искусстве вряд ли могли привести к ощутимому результату: на новом этапе истории немецкой социалистической литературы борьба за революционную культуру в национальном и интернациональном масштабе велась более организованно и целеустремленно.

Уже в 1924 году на V Всемирном конгрессе Коминтерна, проходившем в Москве, был поднят вопрос о создании Международного объединения революционных писателей (МОРП). В 1927 году в Москве состоялась первая Международная конференция пролетарских и революционных писателей, в работе которой приняли участие и делегаты из Германии (Иоганнес Р. Бехер, Берта Ласк, венгр Андор Габор). Под воздействием инициативы, исходившей от КПГ, в 1928 году в Берлине был основан Союз пролетарско-революционных писателей Германии (СПРПГ). Он возглавил литературное движение, которое, с одной стороны, размежевалось – уже благодаря своему названию – с так называемыми “поэтами-рабочими”, примыкавшими к социал-демократии, с другой – солидаризировалось со всеми писателями, которые “хотели отображать мир с позиций революционного пролетариата”.

В 1930 году лишь сорок процентов членов Союза входили в ряды КПГ. Союз пролетарско-революционных писателей Германии имел свой теоретический орган – журнал “Линкскурве” (“Левый поворот”). Председателем этого писательского объединения, насчитывавшего около 500 членов, был Иоганнес Р. Бехер. Свою первоочередную задачу Союз видел в “объединении тех писателей, которые готовы творить в пролетарско-револю-ционном духе” 84. Казалось, на первый взгляд задача чисто организационного плана, однако ее разрешение становилось уже исторической заслугой: в то время образовалось устойчивое писательское ядро, которое должно было определить направление развития социалистической немецкой литературы более чем на три десятилетия.

Союз стремился в первую очередь выявить таланты из пролетарской среды, “пишущих рабочих”, которые, будучи корреспондентами коммунистической прессы, нередко пытались проявить себя в журналистике. Шахтер Ганс Мархвица, рабочий-металлист Вилли Бредель, жестянщик Отто Готше, инструментальщик Ян Петерсен, Макс Циммеринг, Эльфрида Брюнинг, Берта Ватерштрадт, Гедда Циннер и другие, лишь находясь в рядах Союза пролетарско-революционных писателей, получили возможность овладеть писательским мастерством. Здесь они смогли перенять художественный и теоретический опыт у тех литераторов, которые, подобно И. Р. Бехеру, уже несколько лет назад связали свою судьбу с революционным рабочим движением. Кризис мировой капиталистической системы конца 20-х годов вновь привел писателей буржуазного происхождения на сторону коммунистической партии; они сразу же – как, например, Людвиг Ренн или Анна Зегерс – активно включились в работу Союза. Кроме того, в Союз входили и немецкоязычные писатели других национальностей: теоретики Дьердь Лукач и Андор Габор были венграми. Эгон Эрвин Киш и Франц Карл Вайскопф – родом из Чехословакии. Именно разнообразие исходных позиций, жизненного опыта, политического темперамента, направления таланта обусловило действенность Союза.

Кроме того, произведения социалистической литературы второй половины 20-х годов создавались и прогрессивными писателями – не членами Союза. Так, широко известный автор пролетарских романов Адам Шаррер (1889- 1948) был в то время членом леворадикальной партии. Бертольт Брехт, театральный деятель Эрвин Пискатор, композитор Ганс Эйслер, график Джон Хартфилд, литературовед Вальтер Беньямин принялись за разработку теории и практики такого искусства, которое бы исходило в своих формально-технических новшествах из стремления к преобразованию общества. В экспериментах они опирались на способные к восприятию искусства пролетарские массы, которые объединяла вокруг себя КПГ. Еще больший размах про-летарско-революционное культурное движение приобрело с созданием основанного по инициативе КПГ Общества по вопросам рабочей культуры.

Первоочередной задачей Союза пролетарско-революционных писателей была “выработка на диалектической и материалистической основе” теории пролетарско-революционной литературы, “до сих пор еще имеющей пробелы” 85. Фактически именно тогда начались теоретические дебаты о цели, функциях, методе и традициях в социалистической литературе. Вплоть до середины 30-х годов в своем развитии она переживала пролетарско-рево-люционную фазу, нашедшую выражение в коренном изменении ее задач и активном поиске средств художественного воплощения. В отличие от других направлений для социалистической литературы был характерен, с одной стороны, острый акцент на самобытность, с другой – ориентация на агитационно-пропагандистские задачи искусства, что было четко сформулировано в статье-манифесте Фридриха Вольфа “Искусство – оружие” (1928). Он исходил из политической ангажированности литературы, суть которой заключалась в том, чтобы “быть совестью эпохи, разжигать костер из жгучих вопросов повседневности и высоко нести его факел”..

Лозунг Вольфа обобщил существующую литературную практику и послужил импульсом для ее дальнейшего развития. Максим Валентин создал в 1925 году первую группу “искусства агитпропа” Союза коммунистической молодежи. В дальнейшем это направление приобрело широкий размах. Возникли в высшей степени динамичные, оперативные ансамбли, использовавшие такие формы, как короткие сценки, хоровая декламация, пантомима, песня, живописная карикатура. Объединенные в едином целом, эти средства представляли собой нечто вроде разнообразных ревю. Искусство агитпропа было рассчитано на непосредственное воздействие на публику, находившуюся на собрании или на улице. В таких случаях импровизированной сценой мог служить кузов грузовика. Искусство агитпропа сглаживало не только разницу между отдельными жанрами, но также и между профессиональным искусством и любительским. Актер-профессионал, автор текста, участник художественной самодеятельности были членами коллектива, задачей которого не являлся коммерческий успех.

Ограниченность “пропагандистской” функции искусства дала себя знать наиболее осязаемо, когда обострение классовой борьбы к началу 30-х годов потребовало оценивать литературные произведения по их фактическому воздействию. Искусство агитации имело свою публику (и актеров-любителей) прежде всего в политически зрелой части рабочего класса. Таким образом, не учитывались разные уровни культурных потребностей пролетариата (на мелкобуржуазные и буржуазные слои публики искусство агитпропа вообще не было рассчитано). Кроме того, резкое противопоставление пролетарско-революционной литературы “буржуазным” литературам становилось тормозом для объединения антифашистских сил на творческой платформе, а в период наступления фашизма такое сплочение приобретало жизненно важное значение. Перед Союзом пролетарско-революционных писателей возникла опасность “превратиться в мелкобуржуазную секту” 89.

Союз призывал к созданию произведений, близких широким массам, значительных по охвату изображаемых явлений, способных показать “пролетарские будни в их взаимодействии с жизнью других классов” так глубоко и всесторонне, чтобы читатель смог сделать вывод о “главных движущих силах общественного развития”. Стилем современной литературы должен стать “смелый и всесторонний реализм” 91.

В дискуссиях Союза пролетарско-революционных писателей Германии впервые (со времени основополагающих высказываний Маркса и Энгельса) ставился вопрос о задачах, форме и методе современной социалистической литературы и формировалось такое представление о реализме, которое по своему содержанию совпадало с понятием социалистического реализма, сформулированным несколько позднее в Советском Союзе. Находясь в эмиграции, большинство пролетарско-революционных писателей боролись за теоретическое осмысление этого понятия и его претворение в практике.

Союз пролетарско-революционных писателей Германии

Другие сочинения по теме:

  1. Объединение кружков рабочей литературы включает в себя рабочих и служащих, которые в городских “мастерских” вместе с писателями и журналистами средствами...
  2. В ходе первоначального периода речь шла прежде всего о том, чтобы ликвидировать духовное наследие фашизма, чтобы расчистить путь для развития...
  3. Но “золотые” двадцатые вели к “черным” тридцатым и сороковым годам. В 1929 году в США разразился экономический кризис, парализовавший всю...
  4. Европейский Союз – это интеграционная группировка двадцати пяти западноевропейских стран (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Дания, Ирландия,...
  5. В романе А. Андерша “Винтерспельт” (1974) речь идет о сдаче немецкого полка без боя в плен американцам осенью 1944-го. Хотя...
  6. В 1919 году вышла в свет поэтическая антология “Товарищи человечества”, изданная поэтом и драматургом Людвигом Рубинером (1891-1920). Эта антология преследовала...
  7. В 30-е годы появилось несколько героико-революционных драм, среди них следует выделить “Гибель эскадры” (1933) Александра Корнейчука и “Интервенцию” (1932) Льва...
  8. К Шерлоку Холмсу обращается за помощью владелец небольшой ссудной кассы по имени Джабез Уилсон, обладающий необычным рыжим цветом волос. Дела...
  9. С 1910 г. Блок работал над поэмой “Возмездие”, в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее:...
  10. Так называлась книга Эрнста Юнгера, вышедшая в 1926 году. В том же году был опубликован роман Ганса Гримма “Народ без...

Историческая справка :
Союз писателей СССР – организация профессиональных писателей СССР.Союз советских писателей (ССП) был создан на основе постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-общественных организаций», которым были ликвидированы все ранее существовавшие писательские организации, такие как Всероссийский союз писателей (ВСП), Всероссийский союз поэтов, Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП), Литературное объединение Красной Армии и Флота (ЛОКАФ) и др. До 1934 г. работой по организации Союза и подготовкой I съезда писателей занимался Оргкомитет во главе с М.Горьким.В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд, объединивший советских писателей в единый союз и утвердил его устав. На съезде было избрано правление Союза советских писателей, которое в 1934-1936 гг. возглавлял М.Горький.На I съезде был принят устав ССП, в котором сказано, что Союз советских писателей – «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза». Согласно уставу высшим органом союза являлся Всесоюзный съезд писателей. Съезд избирал правление, которое в свою очередь избирало председателя правления, секретариат и бюро секретариата, руководившими делами в период между съездами. Пленум правления созывался не ранее 1 раза в год. При правлении были созданы творческие секции: поэтов (А.А.Сурков), детских писателей (С.Я.Маршак), переводчиков (Д.А.Горбов), критиков и литературоведов (И.М.Беспалов), историко-революционных писателей (К.П.Зличенко), фольклорная секция (Ю.М.Соколов), комиссия оборонной художественной литературы (Д.Либерман) и др. Структура Союза писателей неоднократно изменялась в связи с расширением функций в творческой деятельности.В соответствии с уставом структурными подразделениями ССП были региональные писательские организации: СП союзных и автономных республик, писательские организации краев, областей, городов Москва и Ленинград.В ведении правления СП СССР находились самостоятельные в хозяйственном отношении издательства «Советский писатель» и «Литературная газета», Литературный институт им. М.Горького, Всесоюзное бюро переводчиков художественной литературы, Литературная консультация для начинающих авторов, Центральный Дом литераторов в Москве, Литературный фонд СССР, Всесоюзное управление по охране авторских прав (ВУОАП).После А.М. Горького председателями правления ССП избирались А.Н.Толстой (1936-1938, фактическое руководство до 1941 г. осуществлял генеральный секретарь ССП В.П.Ставский), А.А. Фадеев (1938-1944, 1946-1954; в 1941-1954 гг. также генеральный секретарь ССП), Н.С.Тихонов (1944-1946). В 1953 г. на основании постановления ЦК КПСС от 8 октября 1953 г. «Вопросы Союза советских писателей СССР» произошли значительные сокращения количественного состава секретариата правления и изменения в структуре руководящих органов ССП, в частности была упразднена должность генерального секретаря.К 1954 г. в союзе работали следующие творческие комиссии: по военно-художественной литературе (С.И.Вашенцев), по драматургии (Б.А.Лавренев), по литературам народов СССР (Н.С.Тихонов), по русской литературе республик, краев, областей СССР (В.А.Смирнов), по теории литературы и критике (В.М.Озеров); комиссия и секция по детской литературе (Л.А.Кассиль); иностранная комиссия и секции – московская секция переводчиков литератур народов СССР (П.Г.Антокольский), иностранных переводчиков (М.А.Зенкевич), а также секции народного творчества (И.Н.Розанов), очерка и научно-художественной литературы (Б.Н.Агапов), поэтов (С.П.Щипачев), прозы (К.Г.Паустовский).На II Всесоюзном съезде писателей, состоявшемся в декабре 1954 г., Союз советских писателей был переименован в Союз писателей СССР (СП СССР) и был принят его новый устав. Председателем правления был избран А.А.Сурков, с 1959 г. - К.А.Федин.На основании постановления президиума правления СП СССР от 21 июля 1956 г. в целях упрощения структуры аппарата правления с 16 января 1957 г. число творческих комиссий было сокращено до трех: по русской литературе (Ю.Г.Лаптев), по иностранным литературам (С.В.Михалков), по национальным литературам народов СССР. При секретариате стала действовать группа консультантов по делам издательств и органов печати союза, а также консультантов по вопросам драматургии и кинодраматургии.С 1977 года руководство СП СССР осуществляли первые секретари правления Г.М.Марков (1977-1986), В.В.Карпов (1986-1991), Тимур Пулатов (1991).После распада СССР в 1991 г. СП СССР прекратил свое существование, разделившись на писательские организации бывших союзных республик. Преемниками СП СССР в России являются Союз писателей России и Союз российских писателей.
Иностранная комиссия СП СССР
Иностранная комиссия СП СССР была образована в конце декабря 1935 г. на базе советской секции Международного объединения революционных писателей (МОРП) (1930–1935). МОРП, в свою очередь, было создано на основе Международного бюро революционной литературы (МБРЛ), образованного в 1923 г. писателями Л.Арагоном, И.Бехером, Т.Драйзером, А.Барбюсом, Б.Брехтом. В задачи МБРЛ входили: всестороннее содействие развитию пролетарской литературы, превращение ее в мощное средство воздействия на массы, ускорение «полевения» мелкобуржуазных писателей, привлечение их на сторону пролетариата, руководство национальными секциями и объединение их в международную боевую организацию, борьба с враждебной рабочему классу идеологией. Все эти задачи в полной мере восприняла иностранная комиссия. Ее первый председатель – М.Е.Кольцов, заместитель – М.Я.Аплетин, возглавивший комиссию в последствии. Первое положение, определившее структуру и штаты комиссии, было принято 6 апреля 1936 г.
В 1941–1943 гг. комиссия была эвакуирована в Уфу. В соответствии с требованиями военного времени изменилась ее структура и функции. В дальнейшем они менялись в соответствии с положениями о комиссии 1952 и 1958 гг. По положению, принятому 25 августа 1970 г., основными функциями комиссии являлись: систематическое изучение и обобщение процессов, происходивших в литературах зарубежных стран, реализация ежегодных планов международного сотрудничества, пропаганда советской литературы за рубежом, изучение информационных материалов о зарубежной литературе и литературной жизни, осуществление связи по литературным вопросам с сотрудниками посольств зарубежных стран в Москве. Общее руководство ее деятельностью возлагалось на секретариат правления СП СССР. Повседневная работа комиссии направлялась одним из его секретарей. Структура комиссии: председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, ответственные секретари Совета по международным писательским связям, Советского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки; отделы - литератур социалистических и капиталистических стран; стран Азии и Африки; информации и пропаганды советской литературы; секторы по приему зарубежных писателей, по направлению советских писателей за рубеж.
Консультанты отделов литератур социалистических и капиталистических стран, стран Азии и Африки изучали литературно-общественные процессы страны или группы стран и вели практическую работу по осуществлению литературных связей с ними.
Комиссия работала в тесном контакте с общественными писательскими органами: Советом по международным писательским связям и Советским комитетом по связям с писателями стран Азии и Африки.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) это организация, учрежденная на Первой Всесоюзной конференции пролетарских писателей в январе 1925 для объединения представителей пролетарской литературы, развития массового пролетарского литературного движения и критики буржуазных течений. Создание РАПП было связано с укреплением позиций «напостовцев», претендовавших на роль истинных проводников партийной линии в литературе. Однако после резолюции ЦК ВКП(б) от 18 июня 1925 обнаружилось противоречие между ортодоксальным «напостовством» и выработанной на более широкой основе политикой партии, в частности, по вопросу о консолидации сил в литературе и о бережном отношении к попутчикам. На Чрезвычайной Всесоюзной конференции ВАПП в феврале 1926 линия «левых ликвидаторов» (С.Родов, Г.Лелевич, И.Вардин) была признана ошибочной. Произошел раскол РАПП, «напостовское» меньшинство осталось на правах «идейного течения», а большинство, и среди них Л.Авербах (генеральный секретарь ВАПП и РАПП), Д.Фурманов, А.Фадеев, Ю.Либединский, В.Киршон, А.Селивановский, В.Ермилов и др., объединилось вокруг журнала «На литературном посту» (1926-32) и «РАПП» (1931-32). Лозунгами дня были объявлены учеба, творчество и самокритика.

Прежнее настороженное отношение к наследию сменилось требованием «учебы у классиков». Вместе с тем, РАПП настаивает на исторической неизбежности гегемонии пролетарской литературы, которая познает мир с точки зрения пролетариата и воздействует на читателей в соответствии с задачами рабочего класса. В рапповской платформе преобладало смешение понятий эстетики, социологии, политики. В речи «Долой Шиллера!» на пленуме РАПП (1929) Фадеев объяснял преимущество реалистического метода, его отличие от реализма прошлого и романтизма тем, что пролетарский художник сможет и будет изображать рождение нового в старом, завтрашнего в сегодняшнем, борьбу и победу нового над старым. Вульгарный социологизм руководящих документов сочетался с теорией «живого человека», требованием психологизма, срывания масок с действительности. Одной из сторон деятельности РАПП были творческие дискуссии, посвященные выработке художественной платформы, проблеме метода, стиля, жанров. В них участвовали, наряду с теоретиками, состоявшие в РАПП писатели М.Шолохов, Фадеев, Ф.Панферов, В.Вишневский. Несмотря на то, что рапповцам принадлежал приоритет в выдвижении категории творческого метода, их догматический и политизированный подход привел к отождествлению метода с мировоззрением, а художественного образа - с иллюстрацией идеи. Стремясь превратить РАПП в «литературно-воспитательную организацию», ее лидеры выдвигали лозунг «ударник - центральная фигура литературного движения», требовали «одемьянивания» поэзии, внесения «плехановской ортодоксии» в критику. Важнейшее значение придавалось борьбе с литературными противниками - «Перевалом» и А.Воронским, Лефом, конструктивизмом, .

Политические ярлыки, групповщина и комчванство определяли отношения с другими группировками и ситуацию внутри организации. Против этих тенденций выступили писатели и критики «левой оппозиции» РАПП и последователи В.Переверзева. В 1930 они образовали группу «Литфронт», в которую вошли А.Безыменский, Вишневский, И.Беспалов, Родов, Г.Горбачев, А.Зонин, М.Гельфанд. Неоднородная по составу и взглядам, группа не выдержала полемики с РАПП и распалась к 1931. В этот период РАПП, практически монополизировав литературную жизнь (вступление в нее в феврале 1930 лефовца В.Маяковского и конструктивистов Э.Багрицкого, В.Луговского), перестала соответствовать возложенной на нее ведущей роли. Возникла опасность превращения РАПП «из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости» (О перестройке литературно-художественных организаций: Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. КПСС в резолюциях).

РАПП была ликвидирована , ее руководители (Авербах, А.Н.Афиногенов, Киршон, Фадеев, М.Чумандрин) вошли в число 50 членов организационного комитета создаваемого Союза советских писателей. Почетным председателем был избран М.Горький, председателем - И.Гронский, секретарем -В.Кирпотин. В ходе подготовки к съезду были проведены совещания оргкомитета на квартире Горького. На встрече 26 октября 1932 присутствовали члены Политбюро ВКП(б) во главе с И.В.Сталиным. Обсуждалось ключевое понятие устава Союза писателей - «метод социалистического реализма». В ноябре 1932 Оргкомитет провел совещание критиков, на котором рассматривались проблемы марксистско-ленинской эстетики и определение основного метода советской литературы. Проект устава Союза был опубликован 6 мая 1934. Формально Союз писателей являлся добровольной организацией, объединявшей всех литераторов, стоявших на платформе советской власти и участвовавших в строительстве социалистической культуры. На практике он, подобно РАПП, имел возможность воздействовать не только на творческую, но на политическую, материальную, а порой и частную жизнь писателей. Первый съезд Союза писателей СССР проходил под председательством М. Горького с 17 августа по 1 сентября 1934.

» (1925-1932), ранее органе группы «Октябрь ». При этом лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков». Генеральным секретарём РАПП стал Л. Л. Авербах . Главными активистами и идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов , Ю. Н. Либединский , В. М. Киршон , А. А. Фадеев , В. П. Ставский , критик В. В. Ермилов . В журнале они выдвигали концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания писателей-«попутчиков », «одемьянивания » поэзии и «призыв ударников в литературу». На РАПП, как организации пролетарских писателей, отражалось развитие борьбы партии с троцкизмом . По линии литературной это прежде всего борьба с «ликвидаторской» теорией Троцкого -Воронского , которые отрицали возможность создания пролетарской культуры и литературы. Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев. В РАПП состояло более 4 тысяч человек.

В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков , В. В. Маяковский , Максим Горький , А. Н. Толстой и других. Все эти явления были подвергнуты критике в Резолюции Политбюро ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 «О политике партии в области художественной литературы».

К 1930 г. все остальные литературные группировки были практически разгромлены, и РАПП усилила директивный тон. Например, резолюция от 4 мая 1931 призывала всех пролетарских писа­телей «заняться художественным показом героев пяти­летки» и доложить об исполнении этого при­зыва-распоряжения в течение двух недель. Внутри РАПП обострилась борьба за власть и усилились идеологические разногласия, и вскоре такое положение перестало устраивать партийное руководство.

РАПП вместе с ВОАПП, так же, как и ряд других писательских организаций, была расформирована постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля г., вводившим единую организацию, Союз писателей СССР . Впрочем, руководители РАПП заняли высокие посты в новом СП. Большинство членов РАПП вошли в Союз писателей.

См. также

Литература

  • Творческие пути пролетарской литературы, т. 1-2, М. - Л., 1928-29.
  • Борьба за метод, М. - Л., 1931.
  • О партийной и советской печати. Сборник документов, М., 1954.
  • Очерки истории русской советской журналистики, т. 1, М., 1966.
  • Из истории советской эстетической мысли, М., 1967.
  • Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов, М., 1970.
  • Громов Евгений. Сталин. Власть и искусство. М.: Республика, 1998. ISBN 5-250-02598-6 . Стр. 70-85.

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Желудочно-кишечный тракт
  • Амфибия

Смотреть что такое "Российская ассоциация пролетарских писателей" в других словарях:

    РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ - (РАПП, 1925 32). Используя лозунг партийности литературы, рапповцы стремились к административному руководству всем литературным процессом; для рапповской критики характерны вульгарный социологизм, проработочный стиль … Современная энциклопедия

    Российская Ассоциация пролетарских писателей - РАПП РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (РАПП, 1925 32). Используя лозунг партийности литературы, рапповцы стремились к административному руководству всем литературным процессом; для рапповской критики характерны вульгарный социологизм … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Всероссийская ассоциация пролетарских писателей - (ВАПП) основана в октябре 1920 на одной из конференций пролетарских писателей, созванной литературным объединением «Кузница»; в 1921 утверждена Наркоматом просвещения в качестве головной литературной организации. Руководство осуществлял В.… … Википедия

    ассоциации пролетарских писателей - организации писателей в СССР, образовавшиеся в 1920 е гг. На 1 м всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в 1920 г. образовалась ВАПП – Всероссийская ассоциация пролетарских писателей. В неё вошли члены организации пролетарских… … Литературная энциклопедия

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) - VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

    Союз писателей Республики Башкортостан - СПРБ: Уфа, Россия Тип организации: Творческая общественная организация Офици … Википедия

    РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей … Словарь сокращений русского языка

    РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей, советская литературная организация. Оформилась в январе 1925 как основной отряд Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), которая существовала с 1924 и теоретическим органом которой … Большая советская энциклопедия

    Краткая хроника литературной жизни Советского Союза 1917—1929 - 191725 октября (7 ноября). Великая Октябрьская социалистическая революция.26 октября (8 ноября). Декреты: о мире, о земле. Образование первого правительства Российской Советской Республики — Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с… … Литературный энциклопедический словарь

Российская ассоциация пролетарских писателей

РАПП – литературное объединение в СССР послереволюционых времен. Образовано в 1925 году на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. Генеральным секретарем РАПП стал Л. Л. Авербах. Главными активистами и идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов, Ю. Н. Либединский, В. М. Кир-шон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критик В. В. Ермилов.

Возникновение самостоятельной организации пролетарских писателей было исторически обусловлено необходимостью для пролетариата завоевать руководящую роль на фронте культурного и литературного строительства.

В первый период нэпа и в начале реконструкции народного хозяйства на писательские кадры оказывали давление буржуазные элементы, что находило свое выражение в ряде колебаний писателей вправо. Необходимость в боевой, классово выдержанной организации на литературном и общекультурном фронте была очевидна. РАПП и явилась воинствующей и вместе с тем массовой организацией, живо откликавшейся и активно участвовавшей в целом ряде дискуссий того времени, отстаивавшей принципы пролетарской партийности в вопросах как художественного творчества, так и общего развития культурной революции.

Идеология РАПП выражалась в журнале «На литературном посту» (1925–1932 годы, ранее печатный орган группы «Октябрь»). При этом лозунг «пролетарской культуры» был заменен на лозунг «учебы у классиков».

Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев.

В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения самих рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и других.

РАПП представляла собой своеобразную школу воспитания и подготовки кадров пролетарских писателей, которые, имея опыт практического участия в борьбе рабочего класса, были еще слабо подготовлены для специально литературно-художественной деятельности. Вопросам учебы, творческого самоопределения придавалось особое значение в работе организации.

Стремясь к выполнению поставленных партией задач, РАПП не была свободна от ряда грубых литературно-политических ошибок. Групповщина, элементы сектантства и обособления, преувеличенное представление о своей роли, схоластика в постановке ряда лозунгов учебы и творчества, известный отрыв от практики соцстроительства – вот ряд ошибок, которые давали себя знать с той или иной степенью остроты на всем протяжении деятельности РАПП. В последние годы в связи с общими успехами социалистического строительства и вызванного им поворота широких слоев интеллигенции на сторону пролетариата нужда в особой организации пролетарских писателей отпала, тем более что ошибки РАПП являлись серьезной помехой для развития советской литературы. Постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года РАПП ликвидирована.

Этим же постановлением вводилась единая организация – Союз писателей СССР. Многие руководители РАПП (А. А. Фадеев, В. П. Ставский) заняли высокие посты в новом СП, но другие были в конце 1930 годов обвинены в троцкистской деятельности, репрессированы и даже расстреляны (как Л. Л. Авербах и В. П. Киршон). Большинство членов РАПП вошли в Союз писателей.

Из книги Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля автора Синявский Андрей Донатович

Письмо 62 писателей в Президиум XXIII съезда КПСС в Президиум Верховного Совета СССР в Президиум Верховного Совета РСФСР Уважаемые товарищи!Мы, группа писателей Москвы, обращаемся к вам с просьбой разрешить нам взять на поруки недавно осужденных писателей Андрея

Из книги Куда ж нам плыть? автора Стругацкий Аркадий Натанович

СЛОВО ПИСАТЕЛЕЙ Есть идеал - коммунистическое человечество; вот с этих позиций и надо пером вытаскивать из всех щелей сегодняшнюю дрянь. И не удивляться ее шипению, а то и укусам. Ведь если советские фантасты будут искать спокойных бережков над речкой, у общества одним

Из книги И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи автора Бессонов Борис Николаевич

ГЛАВА 3. И. В. Сталин: построение социализма в Советской России - идея ленинская. Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарских революций После смерти В. И. Ленина Троцкий, Зиновьев и Каменев начали в партии острую идейно-политическую борьбу. Поводом послужила

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора Крупская Надежда Константиновна

ИДЕАЛЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (РЕЧЬ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПРОЛЕТАРСКИХ КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ) Окружающая среда имеет громадное влияние на воспитание человека, поэтому реорганизация общественного строя имеет в деле воспитания громадное значение. Но

Из книги Литературная Газета 6331 (№ 27 2011) автора Литературная Газета

100 000 писателей и один режиссёр Библиосфера 100 000 писателей и один режиссёр СУБЪЕКТИВ Екатерина ГЛУШИК Ежегодно в нашей стране издаётся около 100?тысяч наименований книг. Это только те, что проходят через Книжную палату, получая ISBN. Ещё немалое количество книг выходит, не

Из книги Статьи из журнала «Компания» автора Быков Дмитрий Львович

Страна писателей Еще год назад замечательный филолог Александр Жолковский, у которого есть счастливая возможность приезжать в Россию раз в год и оттого яснее видеть динамику, заметил: «Не иметь собственной книги сегодня так же неприлично, как раньше - не завести

Из книги Газета Завтра 381 (12 2001) автора Завтра Газета

ПРОТЕСТ ПИСАТЕЛЕЙ Empty data received from address [ http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/01/381/16.html ].

Из книги Газета Завтра 382 (13 2001) автора Завтра Газета

Из книги Речь без повода... или Колонки редактора автора Довлатов Сергей

КР БУРЛИТ АССОЦИАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ Бурлит Ассоциация ветеранов. Уже два месяца ее ряды сотрясают невероятные катаклизмы.Статья Марка Поповского вызвала бурю. Обвинения его против Романа Котляра достаточно серьезны. Они затрагивают как финансовые, так и этические стороны

Из книги Очерки. Статьи. Фельетоны. Выступления автора Серафимович Александр Серафимович

РАДИОПЕРЕКЛИЧКА ПИСАТЕЛЕЙ ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Когда загремел мировой взрыв Октябрьской революции, не только социально-экономические твердыни закачались и рухнули, но и в области искусства глубочайшая трещина отделила старое от нового.

Из книги Литературная Газета 6423 (№ 29 2013) автора Литературная Газета

Плагиаторы против писателей Прочитал в "ЛГ" № 20 о гибели в пожаре замечательного русского писателя Олега Михайлова. Задумался о том, что Литфонд становится опасен для писателей, превращаясь в финансового монстра, наживающегося на чужом горе, плагиате и

Из книги ДЕВОЧКА ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ автора Свободин Александр Петрович

Могущественная ассоциация Ассоциация идей - связь представлений, благодаря которой одно представление, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое. Словарь иностранных слов Явление ассоциации встречается в нашей жизни на

Из книги Кто и как управляет миром автора Мудрова Анна Юрьевна

Союз писателей Союз писателей СССР – организация профессиональных писателей СССР. Он создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Этот Союз заменил собой все существовавшие до того организации

Из книги Кровь Донбасса автора Манчук Андрей

К ЧЕМУ ПРИВЕДЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ С ЕС Сегодня Петр Порошенко подписал экономическую часть договора об ассоциации с Евросоюзом. Попробуем очень коротко описать последствия этого шага для украинской экономики.Экономическая интеграция с ЕС походит в условиях

Из книги Мастер острого словца [Какой дать ответ на подколку, наезд, неудобный вопрос] автора Канашкин Артем

Из книги Русское крестьянство в зеркале демографии автора Башлачев Вениамин

О лживости советских писателей Необходимо отметить поразительную лживость советских писателей и постановщиков кинофильмов.Возьмите романы и повести о русской деревне. Во всех крестьянские семьи показаны так:- у «бедняка» большая семья с «кучей детей»;- у «кулака» -