Проект "Николай Носов. Великий выдумщик и фантазер!" проект (подготовительная группа) на тему

Татьяна Павлюченко
Литературный проект по ознакомлению дошкольников с творчеством детского писателя Н. Н. Носова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Солнышко»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ДЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ Н . Н. НОСОВА

(подготовительная группа)

Тема : «Увлекательное путешествие по страницам

рассказов Николая Носова »

Воспитатель : Павлюченко Т. Е.

«В рассказах я хотел поставить проблемы : воспитание честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние зависти, трусости, лживости, хвастовства, грубости». - писал советский писатель Н . Носов

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка . Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Актуальность :

На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги. Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы , редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям , давно зарекомендовавшим себя. Так или иначе, встречаем на своем пути детские рассказы Носова , читать которые, начав однажды, уже не остановишься, пока не познакомишься со всеми персонажами и их приключениями.

Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Герои рассказов Н. Носова обязательно заняты , каким – ни будь интересным делом : они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.

В данном проекте я решила работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова . Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова , их заразительность, и необыкновенный юмор.

Тип проекта : Информационно – творческий

Состав участников проекта : дети подготовительной группы.

Продолжительность проекта : 1месяц.

Цел проекта :

Развитие речевой и эмоциональной отзывчивости через произведения Н. Носова .

Проживание и понимание морально – нравственных основ человека в социальной среде.

Создание условий для формирования знаний у детей о творчестве писателя Н . Н. Носова .

Воспитание интереса, любви и уважения к литературному творчеству Н . Н. Носова .

Задачи проекта :

-Познакомить дошкольников с биографией и творчеством писателя , его многочисленными произведениями.

Расширять читательский кругозор.

Совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого.

Формировать умение узнавать и правильно называть произведения Н. Н. Носова .

Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам. Развивать умение высказывать свою точку зрения.

Приобщать родителей к семейному чтению.

Пути реализации проекта :

Пополнение книжного уголка.

Организация выставки рисунков.

Посещение детской библиотеки .

-Описание продукта , полученного в результате проекта

Материально-технические ресурсы :

Электронная библиотека; биография Николая Носова ; презентация «Носов »

Н. Н. Носов , «Фантазёры» , «Затейники» , «Мишкина каша» , «Автомобиль» и другие.

Ожидаемый результат :

Сформированность знаний детей о Н. Н. Носове , как о детском писателе .

Дети должны умет слушать и высказывать своё мнение.

Дети должны быть внимательны к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела и поступки.

Рассказывать о героях, выражая своё мнение к ним.

Поддерживать интерес к рассказам Н. Н. Носова с помощью домашнего чтения, посещения детской библиотеки .

Литература :

1. Николай Носов «Фантазёры» . Издательство «Детская литература » Москва 1969 г.

2. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» . Издательство «Детская литература » Москва 1969 г.

3. Николай Носов «Мишкина каша» . Издательство «Самовар» Москва 2010 г.

4. Николай Носов «Заплатка» . Издательство «Детская литература » Москва 1981 г.

5. Хрестоматия для дошкольников .

6. О творчестве замечательного писателя Николая Николаевича Носова , статья 2007 год, Наталья Буртовая.

7. Детская литература//под ред . Е. Е. Зубаревой М., 1985 г.

8. Детская литература // под ред . А. В. Терновского М., 1977 г.

9. Русская литература для детей . // под ред. Г. Д. Полозовой М., 1998 г

10. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду . Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

11. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2009.

12. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.

13. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе . Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Подготовительный этап :

изучить методическую и художественную литературу .

создать выставку книг Н. Н. Носова с иллюстрационным материалом.

пополнить аудиотеку записями с рассказами Носова .

оформить консультационный материал по темам : «Почему важно читать детям сказки» , «Какие книги полезны детям?» , «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова » .

Основной этап

1. Познавательные беседы и занятия :

Знакомство с биографией Н. Н. Носова .

Знакомство с творчеством Н . Н. Носова .

Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем » , подбирая рифму.

Пересказ произведения Носова «Живая шляпа» , «Огурцы» .

Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника-иллюстратора И. Семенова.

2. Чтение художественной литературы :

Произведения Н. Носова : «Заплатка» , «На горке» , «Фантазеры» , «Огурцы» , «Карасик» , «Живая шляпа» , «Затейники» , «Леденец» , «В метро» , «Замазка» , «Шурик у дедушки» и др.

Слушание аудиокниги «Приключения Незнайки» , «Мишкина каша»

3. Занятия художественно-эстетического цикла :

Рисование по произведениям Н. Носова

Заключительный этап :

Просмотр презентации «Николай Николаевич Носов и его творчество »

Выставка детских рисунков «Рассказы Н. Носова »

Экскурсия в детскую библиотеку .

Викторина по произведениям Н. Н. Носова .

Просмотр художественного фильма «Дружок» по произведениям Н. Носова

Приложение к проекту

Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»

с использованием сюжетных картинок

Цель : Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

Задачи : Закрепить умение составления рассказа по серии сюжетных картинок; продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок; умение располагать картинки в заданной последовательности; учить исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок; формировать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в группе. Обогащение словаря прилагательными с помощью проговаривания и подбора их к существительным. Воспитание гуманного отношения к домашним животным.

Оборудование : шляпа, прищепки для пальчиковой игры, набор сюжетных картинок.

I. Организационный момент : (Беседа)

Воспитатель : - Ребята, что это за предмет? (шляпа) - Интересно, откуда она могла появиться здесь? (ответы) - Мне кажется - это какой - то неумеха бросил ее здесь. - Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами? (ответы детей) – Да, у каждой вещи должно быть свое место. - Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор? (ответы детей) . - Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встрече они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия. Повторяйте за мной :

1.«Приветствие»

Воспитатель снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку : - «Доброе утро, Андрюша» (дети продолжают) .

2. Д/И «Подбери предлог»

Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа? (Дети : Шляпа лежала на полу) .

А сейчас где наша шляпа? (на голове) . - Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь? (на столе, под стулом, около стола, в шкафу) .

Молодцы.

3. Д/И «Какой? Какая? Какое?»

(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными). - Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа - по цвету? (Чёрная) .

Возьми прищепку и прикрепи за поля шляпы. – По размеру? (большая)

По времени года? (весенняя, осенняя?

По материалу, из которого она сделана? (шляпа из фетра. Она какая) (фетровая) (новое слово) .

- По предназначению : ее носят мужчины или женщины? (мужская, женская) .

А если ее носят дети, то какая она? (детская ) .

Ребята, смотрите, какая у нас замечательная, нарядная шляпа!

II. Основная часть :

Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой? (ответы детей) .

Посмотрите, кая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н. Н. Носова , который так и называется «Живая шляпа» . (Показывает детям книгу Носова , из которой вылетают страницы).

Ребята, что же делать, мы не сможем прочесть этот рассказ. (Дети говорят, что помогут, составят рассказ, по картинкам) .

Вы мне поможете составить рассказ по картинкам? (ответы детей) .

Возьмите иллюстрации и пройдём за стол.

(Дети раскладывают на стол иллюстрации, находят последовательность) .

Ребята, у кого самое начало рассказа, с чего все началось?

Составление рассказа :

1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. (Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа)

2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. (Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики)

3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему. (Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент)

4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты. (Куда побежали мальчики)

5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. (Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа)

6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок. (Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы)

Ребята, как вы думаете, котенку Ваське было страшно под шляпой? (ответы детей) .

Динамическая пауза :

Наверное, он представлял себя львом, которого поймали охотники! Давайте и мы как Вовка и Вадик отправимся охотиться! (Охотники крадутся тихо) .

Словесная игра «Мы охотимся на льва…» (игра на координацию речи с движением, игра на дыхание, снятие эмоционального напряжения, закрепление предлогов в речи).

Молодцы.

Вторичное рассказывание.

Ребята, кто из вас может рассказать эту историю от начала до конца? (спрашивается 2-3 ребенка) .

Вам понравился рассказ? Кто запомнил фамилию автора? Молодцы. (Дается оценка каждого ребенка на занятии.)

Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей) .

III. Заключительная часть :

Ребята, такой замечательный рассказ, а шляпа какая-то грустная, не яркая не веселая. Наверное, ее можно украсить?

Чем будем украшать? (ответы детей) .

Молодцы, только это мы с вами сделаем завтра.

«Пересказ рассказа Н. Носова «Огурцы» .

Цель :

развитие устной связной речи на примере художественных произведений.

Задачи :

Учить пересказывать по опорным картинкам. Развивать грамматические навыки. Обогащать словарный запас. Отвечать на вопросы целым предложением. Воспитывать интерес к художественно литературе .

Ход занятия

Воспитатель : Дети, сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Носова (демонстрация портрета писателя ) .

Воспитатель : Какие произведения этого автора мы с вами уже читали?

Дети : «Приключения Незнайки» , «На горке» .

Воспитатель : А о чём будет новый рассказ Н. Носова , вы скажите сами как только отгадаете загадку :

Летом в огороде – свежие зелёные,

А зимою в бочке - жёлтые солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?

Дети : (огурцы)

Воспитатель : Когда их много, они – огурцы. А когда один?

Дети : Огурец.

Воспитатель : Есть что? (показывает картинки)

Дети : Огурец, огурцы.

Воспитатель : Нет чего?

Дети : Огурца, огурцов.

Воспитатель : Подошёл к чему?

Дети : К огурцу, к огурцам.

Воспитатель : Доволен чем?

Дети : огурцом, огурцами.

Воспитатель : Думаю о чём?

Дети : Об огурце, об огурцах.

Воспитатель читает рассказ. В процессе чтения помещает на доску иллюстрации по порядку.

Проводится беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель : Кто главные герои рассказа?

Где живут дети : в городе или в деревне?

Куда отправились дети?

Куда забрели дети на обратном пути?

Что делали мальчики на колхозном огороде?

Как отнеслась мама к тому, что Котька пришел с огурцами?

О чём думал Котька, когда нёс огурцы обратно?

Что Котька сказал сторожу?

В каком настроении Котька возвращался домой?

Физминутка : «Дружно за руки берись»

Игра : «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Воспитатель называет разные поступки, дети оценивают их, поднимая и опуская большой палец в кулачке.

1. Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу.

2. Мальчики забрались в чужой огород.

3. Мальчики убежали от сторожа.

4. Павлик подумал, что ему достанется от родителей и отдал огурцы Котьке.

5. Котька рассказал маме, где взял огурцы.

6. Мама отправила Котьку к сторожу.

7. Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет, что отнёс.

8. Котька подумал : «Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!»

9. «Дедушка, я принёс огурцы обратно,» - произнёс Котька.

10. Котька сказал : «Павлик брал, и я взял» .

11. Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

Воспитатель : Дети, в народе говорят : «Не тобой положено, не тобой и возьмётся» . Как вы понимаете эту пословицу?

Кому из героев рассказа нужно так сказать?

Дети :

Нельзя брать чужого. -

Нужно отвечать за свои поступки. -

Упражнение на эмоциональную разгрузку : «Хмуриться не будем!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Хмуриться не будем,

Про печаль забудем,

Станем улыбаться,

Весело смеяться!

Улетели все печали,

Лица радостными стали!

«Пирамида добра»

Воспитатель : Дети, всё, что мы хотим пожелать Котьке и самим себе, мы вложим в нашу пирамиду.

Дети по очереди говорят пожелания, кладут ладонь и выстраивают пирамиду.

Будь честным!

Будь трудолюбивым!

Будь смелым!

Будь умным!

Будь здоровым!

Будь счастливым!

Воспитатель : Дети, наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!

Конспект литературной викторины в подготовительной группе

на тему : «Произведения Николая Носова » .

Цель : В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н . Н. Носова , расширять кругозор. Познакомиться с произведениями Н . Носова .

Задачи : Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления : умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Прививать интерес к книге.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа) .

Оборудование : Выставка книг Н. Носова , портрет писателя , набор предметов для конкурсов.

Подготовка : Чтение рассказов «На горке» , «Фантазеры» , «Живая шляпа» , «Заплатка» , «Огурцы» , «Леденец» , просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей» .

Ход мероприятия.

Под музыку в зал заходит дети, и становятся на своих местах.

Воспитатель : Здравствуйте ребята. Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое - вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней – будешь в четверо умней (книга) .

Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова .

Воспитатель :

Книга нам расскажет,

Книга нам покажет.

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаем.

Много интересного узнаем.

Итак, начнем нашу игру викторину.

1 задание «Блиц – вопросы»

1. Назовите имя и отчество Носова . (Николай Николаевич)

2. Где и когда родился? (Он родился в Киеве в 1908 году)

3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа» ? (картофель)

4. В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка» )

5. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазеры» )

6. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (Приключения Незнайки и его друзей»)

7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (огурцы)

8. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (на воздушном шаре)

9. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка» ? (Бобка)

10. Кто сочинял из коротышек стихи?

11. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)

12. Что Шурик прибил к калитке в рассказе «Шурик у дедушки» ? (дверную ручку и калошу) .

2 задание. Бюро находок.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы .

1. Шляпа – «Живая шляпа»

2. Нитки, иголки, ткань, - Заплатка

3. Воздушный шар – сказка Приключение Незнайки и его друзей

4. Лопата, песок – «На горке»

5. Огурцы – «Огурцы»

6. Кастрюля с кашей – «Мишкина каша»

Воспитатель : А сейчас мы с вами перенесемся в рассказ Н. Носова «Живая шляпа» и немного поиграем.

Игра «попади в цель» .

Дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу.

3 задание «Эпизод» назовите произведение и его героев.

1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловит рыбу. Но в этот день им не повезло : рыба совсем не ловилась. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород… (Мальчиков звали Павлик и Котька. «Огурцы» )

2. Миша перепугался : «Что теперь мама скажет!» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. (Леденец. Мальчик Миша)

3. «Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла : «Кто варенье съел?» Я говорю : «Ира» . Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». (Фантазеры. Ира, Мишутка, Стасик, Игорь)

4. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» (На горке. Котька Чижов) .

5. «Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» (Живая шляпа, Котенок Васька, Вовка и Вадик)

6. «Сумел порвать, сумей и зашить» (Заплатка, Бобка)

4 задание. «Мимические мотивы»

Рассказ – загадку загадайте

И без слов вы передайте,

Рассказа или сказки содержанье,

Используя лишь движение или лица выражение.

Для первой команды : («Огурцы» , «Заплатка» )

Для второй команды : («Леденец» , «Мишкина Каша» )

Воспитатель : А сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать ее.

Он забавный коротышка

И живет в своей стране :

Интересной детской книжке

Увлекательной вполне.

Шляпу носит он с полями,

Поднимая к верху чуб,

Узнаваемый друзьями,

Он забавен, но не глуп.

И всегда он Первым, смело,

Но, не зная ничего

Брался за любое дело,

Чтоб все знали про него.

Так рождались приключенья;

(Поражая всю страну,

От волшебных превращений

До полетов на Луну.

Дети : Незнайка!

Звучит музыка, под музыку вбегает Незнайка с растрепанной книжкой.

Воспитатель : А вот и он, встречайте!

Незнайка : Ой – ой – ой… Куда это я попал?

Воспитатель : Ты попал в детский сад .

Незнайка : Вы меня узнали? Я прилетел к вам из Цветочного города.

А вы знаете всех моих друзей? Давайте поиграем, я буду загадывать вам загадки про моих друзей, а вы будите их отгадывать. Хотите? Тогда слушайте внимательно.

Задание «Загадки от Незнайки»

1. Одевается он всегда в черный костюм, а когда садится за стол, надевает на нос очки и начинает читать какую-нибудь книгу. (Знайка)

2. Он всегда ходит в белом халате, и на голове носит белый колпак с кисточкой и лечит коротышек от всех болезней. (Доктор Пилюлькин)

3. У него есть разные музыкальные инструменты, и он часто играет на них. Все слушают музыку и очень хвалят его. (музыкант Гусля)

4. Одевается он всегда в длинную блузу, которую называет «балахон» . У него длинные волосы. Стоит у мольберта с палитрой в руках (художник Тюбик)

5. В доме жил охотник. У него была маленькая собачка Булька и еще было ружье, которое стреляло пробками. (Пулька)

6. Он знаменитый астроном, сделал из увеличительных стекол большую подзорную трубу. (Стекляшкин) .

Незнайка : Молодцы ребята!

Воспитатель : Незнайка! Я вот заметила, что у тебя книжка вся такая потрепанная, ты что ли не знаешь, как нужно с книгами обращаться?

Незнайка : Почему не знаю, знаю! Странички надо заминать, в книге надо рисовать, обязательно нужно пить чай с бутербродом и его класть на книгу, а еще книга хорошо используется как подставка под цветочный горшок.

Воспитатель : Что ты, Незнайка, так с книгой нельзя обращаться! Давай дети тебе расскажут, как правильно надо обращаться с книгой.

Команда Затейники; команда Фантазеры

1. Брать книгу надо только чистыми руками.

2. Не рвать и не загибать страницы.

3. Не рисовать в книге.

4. Пользоваться закладкой

5. Надо обернуть книгу.

6. Если порвалась страничка нужно ее заклеить.

Незнайка : Я понял, спасибо ребята! Теперь я знаю, как надо обращаться с книгой!

Воспитатель : Незнайка, мы знаем, что твоя любимая песня «В траве сидел кузнечик» , у нас есть оркестр, который исполнит песню, хочешь послушать?

Незнайка : Хочу.

Воспитатель : Садись на стульчик и слушай.

Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик» .

Незнайка : Молодцы! Ребята, я должен возвращаться к своим друзьям. Но мы еще встретимся, и я расскажу вам, как я летал на Луну. До свидания!

5 Задание «Собери картинку»

Детям предлагается собрать картинку и сказать из какого она рассказа.

Воспитатель : А теперь, как герои рассказа Носова «Огурцы» вы отправитесь на рыбалку.

От каждой команды по 2 человека. Одному надо удочкой поймать рыбу из пруда, а второму снять ее с удочки и положить в ведро. Кто быстрее все сделает, та команда получает фишку.

Игра рыболов. Импровизированной удочкой с магнитом надо поймать как можно больше рыбок.

6 задание. Что лишнее.

Необходимо по набору картинок, определить : какая из них лишняя и назвать из какого произведения.

Рыба, удочка, огурцы, помидор. (огурцы, лишняя помидор)

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака (живая шляпа, лишняя собака)

Брюки, иголка, нитка, швейная машинка. (заплатка, швейная машинка)

Калоша, дверная ручка, удочка, кошка. (Шурик у дедушки)

Воспитатель : Часто говорят : Книги – наши друзья»

Давайте послушаем стихи про книги.

Пока книга сделается книгой

Огромный путь она пройти должна

И столько знаний требуется разных

Труда, забот, чтоб родилась она.

Книга наш друг, большой и умный,

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор – веселый, шумный

Позволит новое узнать.

Расскажет книжка про героев,

На юг, на север поведет.

С ней даже космос как-то ближе :

Она на все ответ найдет.

И пусть девчонки и мальчишки,

Вся озорная детвора ,

Сегодня скажут звонко-звонко :

«Спасибо, книжная страна!»

Воспитатель : Итак, все испытания вы прошли,

Воспитатель : Вы, ребята, получили очень дорогой подарок – книгу. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум, душу. Помогают преодолеть трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием.

Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будите обращаться с книгой, чаще просить своих родителей читать их, а те, кто пойдут в школу, скоро научится читать их сами.

Под музыку дети уходят.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №2051 ДО №2

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: «НИКОЛАЙ НОСОВ. ВЕЛИКИЙ ВЫДУМЩИК И ФАНТАЗЕР»

ДЛЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовили и провели участники проектной группы:

Старший воспитатель: О. Я. Севрюкова

Воспитатели старших и подготовительных групп:

Н. А. Зеленева, Д. П. Князева, Л. Н. Савальвер,

А. В. Велавас, С. А. Аксенова

Логопед: И. В. Тюрина

Москва, 2018

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема проекта: «Николай Носов. Великий выдумщик и фантазер!»

Тип проекта: среднесрочный, информационно-творческий, групповой дети 5-7 лет, коллективный.

Вид проекта: информационно – творческий, познавательный, игровой.

Сроки реализации: с 12.03.2018 по 13.04.2018

Участники: Дети старших и подготовительных групп, старший воспитатель, воспитатели, логопед, родители.

Актуальность:

Значительное место в детском чтении занимает весёлая юмористическая книга. Она учит замечать смешное в жизни, понимать шутку, шутить самому, переживать положительные эмоции. Рассказы Н. Носова для детей совмещают в себе 2 ценных качества – юмор и поучительность. В рассказах автор говорит с ребёнком – читателем о сложных вещах забавно, занимательно и понятно. У детей развивается привычка слушать книгу, формируется устойчивый интерес к художественной литературе. Читая не спеша, изо дня в день, мы доставляем детям наслаждение от предвкушения новых встреч с полюбившимися героями и их приключениями.

Проблема

Проведя беседу с детьми старших и подготовительных групп. Мы пришли к выводу, что более 80% детей не знакомы с рассказами Н. Носова. Поэтому наша творческая группа решила подготовить и реализовать проект по творчеству Н. Носова. Дети познакомятся с краткой биографией писателя и его рассказами. Узнают имеют ли написанные им рассказы отношение к его личной жизни. Узнают кто всегда являются главными героями его рассказов.

Причины:

Недостаточно уделяется времени в семье в силу занятости родителей.

Формы реализации:

Непосредственная образовательная деятельность;

Совместная деятельность взрослого и ребенка;

Художественно-творческая деятельность.

Цель:

Познакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова.

Развивать речь, воображение и фантазию ребенка, сделать проект значимым для детей и родителей; формировать у детей и родителей интерес к творчеству писателя и его рассказам. Учить детей совершать добрые поступки на примерах рассказов писателя

Задачи:

Познакомить детей с биографией и рассказами Н. Носова.

Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путём расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса их речи.

Воспитывать у детей умение сопереживать героям произведений.

Приобщить родителей к семейному чтению.

Оборудование для педагога:

Подбор литературы, фотоаппарат, музыкальный центр, видео- и аудиоматериалы, интернет, презентация, цветные карандаши, альбомы, пластилин.

Оборудование для детей:

материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельность, лепка).

Распределение между участниками проекта

Педагоги:

Сбор информационного материала.

Оформление книжного уголка, выставка рисунков, поделок.

Чтение и обсуждение произведений.

Презентация проекта.

Родители:

Знакомство с проектом. Пополнение книжного уголка, иллюстрации к книжкам – совместное творчество.

Чтение рассказов Н. Носова детям.

Дети:

Совместно со взрослыми собирают информацию.

Сочиняют рассказы.

Совместно с воспитателями рисуют иллюстрации к рассказам Н. Носова.

Совместно с педагогами участвуют в защите проекта.

Ожидаемый результат:

Знание детей о Н. Н. Носове, как о детском писателе.

Умение ставить проблему и находить пути её решения, оценивать поступки героев из произведений Н. Носова.

I этап – подготовительный – 1 неделя

Опрос детей и родителей.

Подбор и изучение методической и художественной литературы для воспитателей.

Подбор художественной литературы детям для ознакомления.

Создать выставку книг Н. Н. Носова с иллюстрационным материалом.

Пополнить аудиотеку записями с рассказами Носова.

Оформить консультационный материал по темам: «Все о Н. Н. Носове», «Какие книги полезны детям?», «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова».

Подобрать игровой и дидактический материал к играм – драматизациям по произведениям Н. Н. Носова «Фантазеры» и «Живая шляпа».

Составление плана работы над проектом.

II этап – основной – 2 недели

Проведение занятий, бесед, игр, викторин по рассказам Н. Носова.

Игры по рассказам Н. Носова. Словесная игра «Хорошо – плохо», «Помоги герою», подвижная игра «Собери огурцы».

1. Познавательные беседы и занятия:

Знакомство с биографией Н. Н. Носова.

Знакомство с творчеством Н. Н. Носова.

Вечер загадок.

Викторина по произведениям Н. Н. Носова.

Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

Пересказ произведения Носова «На горке».

Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника-иллюстратора И. Семенова.

2. Чтение художественной литературы:

Произведения Н. Носова: «Заплатка», «Мишкина каша», «На горке», «Фантазеры», «Огурцы», «Карасик», «Живая шляпа», «Затейники», «Леденец», «В метро», «Бенгальские огни», «Телефон», «Замазка», «Огородники».

Слушание аудио-книги «Приключения Незнайки».

Просмотр мультфильма: «Живая шляпа».

3. Занятия художественно-эстетического цикла:

НОД. Рисование сюжетных картинок по рассказам Н. Носова.

НОД. Лепка «Незнайка и его друзья».

4. Театрализованная деятельность по произведениям Н. Н. Носова «Фантазеры» .

5. Сюжетно-ролевая игра

«Живая шляпа».

Работа с родителями:

1. Знакомство с проектом

2. Домашнее чтение с детьми рассказов Н. Н. Носова.

3. Совместное творчество «Рисуем всей семьей рассказы Н. Носова»

4. Помощь родителей в пополнении книжного уголка рассказами Н. Носова.

III этап – заключительный – 1 неделя

Презентация по творчеству Н. Носова

Презентация. Викторина по рассказам Н. Носова.

Выводы

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского писателя Н.Н. Носова, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями писателя. Дети пересказывали рассказ Н.Н. Носова «На горке, Огурцы, Живая шляпа», близко к тексту или по вопросам, задаваемым педагогом. Интересно прошла презентация детской викторины по рассказам Носова между старшими и подготовительными группами.

Литература:

1. Николай Носов «Фантазёры», «Весёлая семейка», «Приключение Незнайки и его друзей». Москва «Детская литература» 1988 г.

2. Николай Носов «Фантазёры». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.

3. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.

4. Николай Носов «Затейники». Издательство «Оникс» Москва 1999 г.

5. Николай Носов «Мишкина каша». Издательство «Самовар» Москва 2010 г.

6. Николай Носов «Заплатка». Издательство «Детская литература» Москва 1981 г.

7. Хрестоматия для дошкольников.

8. Мой любимый писатель- Николай Носов. Газета «Педсовет» №3 1998 г.

9. О творчестве замечательного писателя Николая Николаевича Носова, статья 2007 год, Наталья Буртовая.

10. Детская литература//под ред. Е. Е. Зубаревой М., 1985 г.

11. Детская литература // под ред. А. В. Терновского М., 1977 г.

12. Русская литература для детей. // под ред. Г. Д. Полозовой М., 1998 г

13. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

14. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2009.

15. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.

16. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.


Это забавный рассказ о Костике и Шурике. Два друга нашли оконную замазку, и тут начались их приключения. Отправились товарища в кино, где замазкой испачкали штаны одному посетителю, чуть не съели ее вместо пряника, а потом и вообще потеряли.

Рассказ Замазка скачать:

Рассказ Замазка читать

Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а Костя и Шурик стояли рядом и смотрели. Когда стекольщик ушел, они отковыряли от окон замазку и стали лепить из нее зверей. Только звери у них не получились.

Тогда Костя слепил змею и говорит Шурику:

Посмотри, что у меня получилось?

Шурик посмотрел и говорит:

Ливерная колбаса.

Костя обиделся и спрятал замазку в карман. Потом они пошли в кино. Шурик все беспокоился и спрашивал:

Где замазка?

А Костя отвечал:

Вот она, в кармане. Не съем я ее!

В кино они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места. На одно сел сам, а на другое положил замазку. Вдруг пришел незнакомый гражданин и сел на замазку.

Костя говорит:

Это место занято, здесь Шурик сидит.

Какой такой Шурик? Здесь я сижу, - сказал гражданин.

Тут прибежал Шурик и сел рядом с другой стороны.

Где замазка? - спрашивает.

Тише! - прошептал Костя и покосился на гражданина.

Кто это? - спрашивает Шурик.

Не знаю.

Что ж ты его боишься?

Он на замазке сидит.

Зачем же ты отдал ему?

Я не давал, а он сел.

Так забери!

Тут погас свет и началось кино.

Дяденька, - сказал Костя, - отдайте замазку.

Какую замазку?

Которую мы из окна выковыряли.

Из окна выковыряли?

Ну да. Отдайте, дядя!

Да я ведь не брал у вас!

Мы знаем, что не брали. Вы сидите на ней.

Гражданин подскочил на стуле.

Чего ж ты раньше молчал, негодный?

Так я ведь говорил вам, что место занято.

Когда же ты говорил? Когда я сел уже!

Откуда же я знал, что вы сядете?

Гражданин встал и принялся шарить на стуле.

Ну, где же ваша замазка, злодеи? - проворчал он.

Постойте, вот она! - сказал Костя.

Вот, на стуле размазалась. Мы сейчас счистим.

Счищайте скорей, негодные! - кипятился гражданин.

Садитесь! - кричали на них сзади.

Не могу, - оправдывался гражданин. - У меня тут замазка.

Наконец ребята соскоблили замазку.

Ну, теперь хорошо, - сказали они. - Садитесь.

Гражданин сел.

Стало тихо.

Костя уже хотел смотреть кино, но тут послышался шепот Шурика:

Ты уже съел свой пряник?

Нет еще. А ты?

Я тоже нет. Давай есть.

Послышалось чавканье. Костя вдруг плюнул и прохрипел:

Послушай, у тебя пряник вкусный?

А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.

А замазка где?

Замазка вот, в кармане... Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник. Тьфу! То-то я гляжу, что она невкусная!

Костя со злости швырнул замазку на пол.

Зачем же ты ее бросил? - спросил Шурик.

А на что мне она?

Тебе не нужна, а мне нужна, - проворчал Шурик и полез под стул искать замазку. - Где же она? - сердился он. - Вот ищи теперь.

Сейчас я найду, - сказал Костя и тоже исчез под стулом.

Ай! - послышалось вдруг откуда-то снизу. - Дядя, пустите!

Кто это там?

Я, Костя. Пустите меня!

Да я ведь не держу тебя.

Вы мне на руку наступили!

Чего ж ты полез под стул?

Я замазку ищу.

Костя пролез под стулом и встретился с Шуриком нос к носу.

Кто это? - испугался он.

Это я, Шурик.

А это я, Костя.

Ничего не нашел.

И я не нашел.

Давай лучше кино смотреть, а то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают - собака.

Костя и Шурик пролезли под стульями и уселись на свои места.

Перед ними на экране мелькнула надпись: "Конец".

Публика бросилась к выходу. Ребята вышли на улицу.

Что это за кино мы смотрели? - говорит Костя. - Я что-то ничего не разобрал.

А я, думаешь, разобрал? - ответил Шурик. - Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!

Хромова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №6"
Населённый пункт: г. Королев, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект «По страницам произведений Николая Носова»
Дата публикации: 17.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Проект «По страницам произведений Николая

Носова»

Подготовила воспитатель 1 категории Хромова Галина Николаевна

МБДОУ г. Королёв Московской области

«Детский сад компенсирующего вида № 6 «Дюймовочка»

«В рассказах я хотел поставить проблемы: воспитание честности, смелости, чувства

товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние зависти, трусости,

лживости, хвастовства, грубости» – писал писатель Н. Носов

Актуальность

Перед педагогами всегда стояла задача эмоционального развития, или формирования

нравственных качеств личности дошкольников. Важность «социально-

эмоционального» или «нравственного» воспитания очевидна. Именно в дошкольном

возрасте складываются эмоционально-нравственные основы личности и отношение к

другим людям. Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь

общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает

мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы

русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и

эстетическое значение.

Цель проекта:

- знакомство детей с творчеством Н.Носова

- развитие речевой и эмоциональной отзывчивости через произведения Н.Носова и

проживание, и понимание морально-нравственных основ человека в социальной

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством детского писателя Николая Носова.

2. Учить понимать веселые, смешные, забавные сюжеты произведений Носова.

3. Содействовать развитию диалогической речи детей, обогащать и активизировать

словарь, повышать выразительность речи.

4. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности,

творческие способности дошкольников.

5. Воспитывать нравственные качества личности ребёнка.

6. Взаимодействовать со специалистами в проектной деятельности.

7. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Тип проекта – исследовательско - творческий

Предмет исследования – произведения Н. Носова

Период проекта – краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы компенсирующей

направленности для детей с нарушениями речи 5-6 лет, родители, педагоги –

специалисты

Ожидаемые результаты:

Заинтересовать детей творчеством Николая Носова.

Привлечь интерес к слушанию рассказов.

Учить детей видеть проблему и наметить пути решения (с помощью взрослого) .

Научить работать в команде.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Составление паспорта проекта.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям (произведений Н.

Н. Носова)

Подготовка презентации.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Создание развивающей среды: подобрать материалы, атрибуты театрализованной

деятельности; иллюстрированный материал, произведения Н.Н. Носова, мультфильмы

по рассказам писателя.

Оформление консультационного материала для родителей «Биография Н.Носова»,

«Как развивать речь у детей?», «Какую пользу приносит книга детям?».

2 этап. Выполнение

Познавательная

деятельность

Беседа «Откуда книга к нам пришла» (история создания книги)

Беседа на нравственные темы «Что такое дружба?», «Хорошие и

плохие поступки»

Беседа «Художники-иллюстраторы»

Беседа с практическими действиями «Как оказать первую

Беседа «Правила поведения на дороге»

Проведение познавательного занятия «Мой любимый

детский писатель – Н.Носов».

Проведение занятия по ознакомлению с художественной

литературой «Расскажи о любимом герое!».

деятельность

Подвижные игры «Фантазеры», «Узнай товарища», «Цветные

автомобили»

Сюжетно-ролевые игры: игра «Автомобиль», «Библиотека»,

«Строительство Цветочного города», «Варим кашу»

Упражнение «Поставь себя на место героя рассказа»

Дидактические игры: «Заплатка», «Позови ласково», «Передача

чувств», «Узнай рассказ по иллюстрации»

Пантомимическая игра «Узнай героя»

Художественно-

деятельность

Самостоятельное составление смешных стихотворений из

произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

Чтение произведения «Незнайка и его друзья»

Чтение и беседа по рассказам «Заплатка», «Телефон», «Живая

шляпа», «Карасик», «Ступенька», «Тук-тук-тук», «Затейники»,

«Замазка», «Фантазёры», «Метро», «Огурцы», «Автомобиль»

Просмотр мультфильмов о Незнайке.

Инсценировка рассказа «Заплатка», «Фантазёры»

Продуктивная

деятельность

Изготовление поделки из бумаги «Шляпа»

Рисование на тему «Обложка для книг Н.Носова»

Рисование в раскрасках «Незнайка и его друзья»

Оформление книжки-самоделки «Калейдоскоп рассказов»

3 этап. Заключительный

Презентация «Детям о Николае Николаевиче Носове ».

Ооформление художественно-продуктивной выставки семейных работ по знакомым

произведениям Н.Носова «Детский писатель Николай Носов и его книжные герои».

Литературно-музыкальный досуг «По страницам произведений Н.Носова»

Выводы .

За время проекта дети познакомились с краткой биографией детского писателя Н.Н.

Носова, также познакомились с новыми произведениями писателя. Дети

пересказывали рассказ Н.Н. Носова, близко к тексту или по вопросам, задаваемым

педагогом, участвовали в инсценировках. Обыгрывали поступки героев произведений

в играх. Интересно прошел литературно-музыкальный досуг по рассказам

произведения Носова. Выставка поделок, рисунков, сделанных детьми группы

совместно с родителями по произведениям Носова. У дошкольников стал проявляться

устойчивый интерес к художественной литературе. В группе созданы необходимые

условия для ознакомления детей с творчеством Носова. Родителей приобщили к

семейному чтению литературных произведений, вовлекли в жизнь детского сада.

Литература.

1.Н.Носов «Большая книга рассказов».2014

2.А. Левертинов «Биография Николая Носова».1998

3.Н.Носов «Приключения незнайки и его друзей».1991

4.Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада – Москва, 2010.

5.Н.Семенова «Н.Носов в детской литературе».1991

6. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго...: Пособие для чтения и рассказывания

7. Коротнова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми

старшего дошкольного возраста/Дошкольное воспитание, 2001.

7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. –

9. Петровский В. А. "Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста". М -

10. Колпакова Н. «Развитие эмоционально- нравственной сферы и навыков общения у

детей старшего дошкольного.