Подавление студентов в китае 1989. Площадь тяньаньмэнь

Начиная с 1978 года, по инициативе Дэн Сяопина начали проводиться экономические и политические реформы, которые привели к постепенному внедрению рыночной экономики и некоторой политической либерализации, которая ослабила систему, установленную главным теоретиком китайского коммунизма Мао Цзэдуном.

Некоторые студенты и часть интеллигенции полагали, что реформы зашли недостаточно далеко и что Китай должен преобразовать свою политическую систему. Они также были обеспокоены социальными и политическими средствами управления, сохранёнными за Коммунистической партией Китая. Наблюдая политическую либерализацию, предпринятую президентом СССР Михаилом Горбачёвым они надеялись на сопоставимую реформу.

Существует противоположная версия событий, по которой студенты протестовали против капиталистической направленности экономических реформ Дэн Сяопина и за сохранение социалистических завоеваний Мао. К демократии они призывали именно затем, чтобы получить возможность противодействовать правительству, вводящему рыночные реформы, ведущие к большим социальным потрясениям.

Некоторые очевидцы, например, Всеволод Овчинников, придерживаются точки зрения, что "главной целью молодёжных манифестаций тогда были не права человека и демократические свободы, как утверждают западные средства массовой информации. Демонстранты прежде всего осуждали негативные побочные последствия реформ, начатых Дэн Сяопином в 1979 году. Они выступали против незаконных сделок частных предпринимателей с партийно-государственным аппаратом. Именно на искоренение коррупции был нацелен главный лозунг демонстрантов: «Дадао гуаньдао!» («Долой продажных чинуш!»).

Протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году были в большой мере спровоцированы смертью прежнего Генерального секретаря Ху Яобана. 16 января 1987 года было объявлено об отставке Ху Яобана с должности Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Китая. Его откровенные призывы к «быстрой реформе» и его почти нескрываемое презрение к «маоистским перегибам» сделали его подходящим козлом отпущения в глазах Дэн Сяопина и других после протестов продемократически настроенных студентов в 1986—1987 годах. В его заявление об отставке была включена «оскорбительная самокритика», которую он был вынужден выпустить от имени Центрального комитета Коммунистической партии.

Внезапная смерть Яобана из-за сердечного приступа 15 апреля 1989 дала студентам прекрасную возможность, чтобы собраться ещё раз, не только для того, чтобы оплакать покойного Генерального секретаря, но также для того, чтобы были услышаны их требования об аннулирования приговора против него и о привлечении внимания к важным проблемам продемократических протестов 1986—1987 гг. и протестов у стены демократии в 1978—1979. Точку зрения выступавших разделяли многие ведущие деятели КНР, в том числе генеральный секретарь КПК Чжао Цзыян.

Основные выступления проходили на площади Тяньаньмэнь в Пекине с 27 апреля по 4 июня. Протестующие разбили палаточный лагерь на площади, традиционно используемой как место массовых протестов против властей, и оставались в нём более месяца. Негласную материальную поддержку протестующим оказывали сторонники Чжао Цзыяна в партийных структурах. Состав участников протестов был крайне неоднороден, а требования их эклектичны и противоречивы: от интеллектуалов, полагавших, что правительство погрязло в коррупции и управляет страной тоталитарными методами, требовавших решительного продолжения реформ, до городских рабочих, считавших, что реформы в Китае зашли слишком далеко и возникшая в результате высокая инфляция и безработица угрожает им и их семьям. Значительную часть составляли студенты. Интересно, что часть протестующих осудила попытку экстремистов запятнать краской портрет Мао Цзэдуна, выставленный на мавзолее, и передали их самих властям для наказания.

Кроме Пекина, выступления проходили также в Шанхае, Чунцине, Ухане.

После того как участники протестов неоднократно отказались подчиниться призывам правительства разойтись, 20 мая в городе было введено военное положение. В конце месяца было принято принципиальное решение разогнать протестующих силой.

Утром 3 июня невооружённые части НОАК пытались войти на площадь, но были отброшены, а 3 июня поздно вечером в Пекин вошли армейские подразделения с танками, которые встретили вооружённое сопротивление, доходящее до открытых вооруженных столкновений, особенно ожесточенное на южном и западном подступах к Тяньаньмэнь. После того, как танки НОАК под обстрелом пробивались через баррикады из автобусов, грузовиков и тракторов, другие демонстранты использовали стальные балки из колесоотбойников чтобы разрушить гусеницы бронетехники. Когда машины оказывались обездвиженными таким образом, протестующие взбирались на броню и закрывали воздухозаборники двигателей одеялами, пропитанными бензином, которые поджигали. Брошенная техника препятствовала дальнейшему продвижению НОАК. Посетивший Пекин вскоре после событий премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю утверждал, что на улицах в непосредственной близости от неё находилось не менее 15 сожженных танков и армейских автомашин. Солдаты, вооруженные автоматами, вели беглый огонь по демонстрантам без разбора и предупреждения. Машины скорой помощи не могли добраться из-за баррикад. Потерпевших выносили на руках. Так же солдаты использовали деревянные палки с гвоздями на конце. В итоге участники демонстрации были признаны опасными преступниками. Большинство было арестовано и удерживались без суда.

После подавления протестов правительство произвело масштабную серию арестов среди оставшихся сторонников протестов, наложило запрет на распространение иностранной прессы и поставило под свой строгий контроль освещение событий в китайских СМИ. Многие активисты протестного движения бежали за рубеж, особенно в Гонконг, процесс доставки диссидентов в который был так основательно налажен, что получил прозвище «подпольная железная дорога».

События вызвали волну международного осуждения правительства КНР, следствием чего стали различные санкции и другие меры в отношении Китая. Международное положение КНР укрепилось только к концу 90-х годов.

Количество убитых и раненых остаётся неясным из-за значительных несоответствий между различными источниками. Китайское правительство заявляло о 242 жертвах, но не выпустило список погибших. Nicholas D. Kristof считает: «Вероятно, что количество убитых так и останется неизвестным. Возможно, были убиты тысячи людей. Но, основываясь на имеющихся сегодня доказательствах, можно сделать вывод о количестве убитых в дюжину полицейских и военных и от четырёхсот до восьмисот гражданских лиц». Одной из причин, по которой, возможно, не удастся установить число жертв, может быть то, что китайские войска быстро убрали тела и уничтожили останки.

Пекинские пресс-службы сообщали, что прямо на площади никого не убивали, но на видеозаписи, сделанной там, слышны звуки выстрелов. Центральный комитет коммунистической партии Китая и государственный совет утверждали, что сотни солдат погибли и ещё больше были ранены. Юань Му, представитель государственного совета, сказал, что в общей сложности умерли 300 человек. Большинство из них, как ожидалось, были солдатами. Представитель отметил, что наряду с ними были люди, которых он назвал «бандитами». По словам Чэнь Ситуна, пекинского мэра, «погибли» 200 гражданских и несколько дюжин «солдат».

В мае 2007 года Член народного политического консультативного совета Китая от Гонконга сказал, что было убито от 300 до 600 человек. Он также заявлял, что там были вооружённые бандиты, которые не были студентами.

Однако репортёр агентства «Рейтер» Грэхем Эрншоу, проведший ночь с 3 на 4 июня в центре площади Тяньаньмэнь и единственный из западных журналистов наблюдавший с самой площади весь процесс операции, пишет в своих воспоминаниях, что никакой бойни там не было. Некоторые списки жертв были созданы из подпольных источников. В них число жертв доходило до 5000 человек.

Но в заметках посла James’а Lilley о трагедии отмечено, что дипломаты Госдепартамента засвидетельствовали как солдаты стреляли по гражданским лицам. Также, основываясь в своих выводах на данных, полученных при личном посещении больниц около Пекина, он говорит о, как минимум, сотнях убитых.

Количество жертв на площади Тяньаньмэнь не даёт общей картины происходящего и не подводит черту общему числу погибших, так как многие гражданские были застрелены прямо на улицах, окружающих площадь. Студенты говорили, что по ним был открыт огонь после того, как покинули площадь. Особенно много убитых было в районе концертного зала Пекина.

Китайский файрвол блокирует страницы интернета, содержащие числа 64 и 89 (отсылка к 04.06 и 1989, соответственно).

Неизвестный бунтарь (или Tank Man) — условное имя, под которым стал известен человек, в течение получаса в одиночку сдерживавший колонну танков во время волнений на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года. Самая известная его фотография была сделана Джеффом Виднером (Associated Press) с шестого этажа гостиницы «Пекин». На ней запечатлён человек, стоящий без оружия перед колонной танков Тип 59. Кадры, изображающие простого китайца с авоськами, противостоящего танкам, облетели весь мир, став символом того, что было названо «протестом против тирании тоталитарного государства». Снимок был напечатан сотнями газет и журналов во всём мире, попал в выпуски теленовостей. В апреле 1998 года американский журнал «Time» включил «Неизвестного бунтаря» в список 100 самых влиятельных людей XX века.

Однако в самом Китае снимок был воспринят совсем иначе, чем на Западе — там его посчитали доказательством того, что власти всеми силами стремились избежать ненужного кровопролития (очевидно, что в противном случае танки спокойно переехали бы этого человека).

Существует неподтверждённая информация, что «бунтарь» — Ван Вэйлинь (王维林), 19-летний (на тот момент) студент одного из пекинских университетов

События на площади Тяньаньмэнь 1989 года, также известные как "события 4 июня" - серия демонстраций в Китайской Народной Республике, продолжавшихся с 15 апреля по 4 июня 1989 года.

Основные акции проходили на центральной площади Тяньаньмэнь в Пекине. Главными участниками выступлений были студенты, которые требовали от властей ответа: почему обещанные политические реформы отстают от экономических. Количество митингующих увеличивалось, к студентам присоединялись рабочие, служащие, бизнесмены и даже полицейские. Интеллектуалы полагали, что правительство погрязло в коррупции и управляет страной тоталитарными методами, рабочие считали, что реформы в Китае зашли слишком далеко и возникшая в результате высокая инфляция и безработица угрожает им и их семьям.

Протестующие разбили на площади палаточный лагерь. Бывали дни, когда на площади собиралось до миллиона человек. Под влиянием событий в Пекине начались демонстрации в других городах и, прежде всего, в Шанхае.

События на площади Тяньаньмэнь происходили накануне важнейшего государственного визита в КНР Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева (15-18 мая), имевшего целью нормализацию отношений между Советским Союзом и Китаем. В центре Пекина советский руководитель должен был возложить венок к Памятнику народным героям. Студенты приготовились его приветствовать и даже изготовили для этого плакаты на русском языке: "Демократия - наша общая мечта!". Однако на площадь Тяньаньмэнь Михаил Горбачев не пришел и на все вопросы корреспондентов о его отношении к происходящему неизменно отвечал, что это - внутреннее дело Китая.

19 мая правительство КНР специальным указом запретило все манифестации. После того, как участники протестов отказались подчиниться призывам правительства разойтись, мнения руководства компартии Китая на предмет разрешения ситуации разделились. В итоге было принято решение отвергнуть все требования протестующих и использовать для подавления беспорядков силовые методы. 20 мая правительство ввело военное положение.

30 мая была предпринята попытка мирно вытеснить людей с площади Тяньаньмэнь. Однако манифестанты воспрепятствовали продвижению колонн бронетехники.

В ночь с 3 на 4 июня в Пекин вошли армейские подразделения с танками, которым протестующие оказали вооруженное сопротивление, особенно ожесточенное на южном и западном подступах к Тяньаньмэнь. Демонстранты забрасывали танки камнями и бутылками с зажигательной смесью. Войска применили слезоточивый газ и оружие.

В результате столкновений в центре Пекина погибли как мирные жители, так и военнослужащие, однако о конкретном количестве жертв до сих пор идут споры.

Китайское правительство объявило о 241 жертве , но список погибших опубликован не был. Оценки количества погибших среди гражданского населения разнятся от 400-800 человек до 3000 человек. Количество раненых, как правило, оценивается от 7 до 10 тысяч. Некоторые источники говорят о трех тысячах раненых гражданских и шести тысячах раненых военных.

После подавления акций правительство произвело масштабную серию арестов среди оставшихся сторонников протестов, наложило запрет на распространение иностранной прессы и поставило под свой строгий контроль освещение событий в китайских СМИ. Подавление демонстраций вызвало волну международного осуждения правительства КНР, следствием чего стали различные санкции и другие меры в отношении Китая.

Фотография демонстранта, одиноко стоящего перед танком, стала одной из самых известных в истории ХХ века. События на китайской площади Таньаньмэнь в 1989 году стали переломным моментом для истории Китая и косвенно - для всего мира. Между тем у провалившегося восстания имеется своеобразный и не всегда очевидный контекст.

К концу бурного правления Мао Цзедуна Китай подошёл с серьёзными перекосами развития. С одной стороны, Великий Кормчий заложил основы промышленности и современной социальной инфраструктуры, с другой - в стране ещё не была решена даже проблема голода. Урбанизация шла огромными темпами в абсолютных цифрах, но Китай сам по себе громаден, и основную массу населения до сих пор составляли крестьяне. Вдобавок, репрессии и чистки, которыми Мао так увлекался, вызвали неудовольствие и у партийной элиты, и вообще у горожан.

Вскоре после смерти властителя Поднебесной кормило власти взял в свои руки Дэн Сяопин. Период борьбы за власть оказался недолгим. Новый правитель предпочитал более умеренный и осторожный курс. Это выразилось даже в том, как Сяопин обошёлся с наследием Мао: того оставили в роли объединяющей фигуры, но политику прежнего правителя аккуратно свернули, наиболее очевидные перегибы публично критиковали, а ответственность за сомнительные решения возложили на ближайших сподвижников покойного вождя. Китайский вариант "доклада о культе личности" оказался более выдержанным, чем в Советском Союзе.

Однако главным в деятельности Дэн Сяопина, конечно, были не дискуссии о роли личности в истории. Новый лидер в первую очередь намеревался сосредоточиться на повышении уровня жизни и росте могущества Китая. Сяопин начал проводить в жизнь план реформ, которые уводили страну от плановой экономики к рыночному хозяйству, но при этом велись под жёстким государственным контролем.

Сяопин вместе со своей командой "прагматиков" предпочитал действовать постепенно и осторожно, опасаясь, как бы ситуация не вышла из-под контроля. В Китае поощрялись мелкие производители и крестьянские хозяйства, приватизация государственной собственности велась плавно и без фанатизма, так что страна менялась на глазах, но это не вело к грандиозным потрясениям и крушению общества и государства. Благо, внешняя конъюнктура тоже была до поры до времени удачной: Китай рассматривался западными странами как важный союзник в борьбе против советского блока.

С точки зрения современного европейца Китай вовсе не кажется идиллическим местом. Реформы опирались на очень низкую оплату труда работников и экономию на создании условий для их труда. Правда, с точки зрения самих тружеников "потогонок" они только выигрывали: бедный и много трудящийся рабочий всё равно жил намного лучше совсем нищего и замученного крестьянина.

Смута в Поднебесной

При всей эффективности реформы Дэн Сяопина не шли гладко. Для части китайского общества смягчение контроля над зарегулированной экономикой означало необходимость и политических реформ. Особенно на либерализацию политики было настроено университетское сообщество. Студенты, а также часть профессуры и недавние выпускники надеялись на быстрый переход сразу к демократическому государству западного образца. Идея демократизации была популярной, хотя сами её сторонники не совсем чётко понимали, за что именно они борются.

На взгляд Дэн Сяопина и его приближённых, слишком быстрые и радикальные реформы вели к распаду страны и, возможно, гражданской войне. Дэн Сяопин опирался на доминировавший в стране настрой. К концу 80-х годов грандиозная внутренняя смута, окончившаяся только в 50-е годы, была ещё относительно свежа в памяти. Для людей старшего поколения гражданская война была частью непосредственного жизненного опыта, китайцы прожили полвека внутри работающей мясорубки, и стабильность в государстве ценили.

К тому же Дэна волновала возможность нового раздробления Китая на части в случае ослабления власти Пекина. Следует помнить, что Китай в силу своих размеров и населённости неоднороден внутри. Там существуют многочисленные национальные (а кое-где и религиозные) меньшинства, а руководители на местах далеко не всегда чрезвычайно лояльны центру. Романтичные студенты всего этого, разумеется, не учитывали.

Однако, что менее известно, существовала и "оппозиция слева". Сторонники Мао также существовали, и с их точки зрения, напротив, стране угрожало развитие рынка и появление могущественной буржуазии. Кроме того, всех волновали экономические проблемы, прежде всего инфляция и коррупция среди чиновников.

Наконец, внутри китайского истеблишмента также не существовало единства по поводу будущего страны. Так, один из ключевых чиновников, Чжао Цзыян, стоявший во главе правительства, настаивал на более интенсивных и глубоких реформах, затрагивающих не только экономику, но и политическую сферу - включая снижение роли коммунистической партии. Он сыграет существенную роль в драме, произошедшей на улицах Пекина. Однако человеком, который запустил (хоть и не по своей воле) дальнейшие события, был не он.

Врата небесного спокойствия

В течение нескольких лет генеральным секретарём Коммунистической партии Китая был Ху Яобан. Один из сподвижников Дэн Сяопина, он считался либеральным чиновником и усиленно модернизировал страну. Однако на его карьере поставили крест волнения студенчества в Пекине и других крупных городах в 1986 году под лозунгами требований свободы слова. Беспорядки на кампусах рикошетом поразили реформатора.

Ху Яобан мало того что пользовался стойкой репутацией либерала, он долго работал в китайских молодёжных организациях и пользовался популярностью у молодых китайцев. Теперь ему поставили в вину попустительство беспорядкам. Дэн Сяопин раскритиковал бывшего соратника за "буржуазный либерализм" и добился его отставки. Падение Ху Яобана само по себе не обещало особых проблем.

Однако в апреле 1989 года случилось непредвиденное. Прямо во время партийного заседания с Ху Яобаном случился сердечный приступ, и 15 апреля он скончался от инфаркта.

Конечно, смерть популярного деятеля стала только толчком для массовых выступлений. Однако с точки зрения Дэн Сяопина он умер очень не вовремя.

На волне эмоций после смерти Ху Яобана снова начались массовые волнения студентов. Протесты быстро набирали размах, к ним присоединялись самые разные люди. Требования демонстрантов в конечном счёте сводились к бессмертной формуле "За всё хорошее против всего плохого".

По ключевым пунктам они вообще исключали друг друга. Демократизация по западным образцам, на которой настаивали интеллектуалы и студенты, и требования свернуть экономические реформы, ведущие к инфляции (чего требовали рабочие), сочетались слабо. Однако митинги быстро росли численно. Ходили слухи, что за их организацией стоит Чжао Цзыян, оппонент Дэн Сяопина, настаивавший на более быстрых и глубоких реформах.

Местом сосредоточения основной массы митингующих в тот апрель стала пекинская площадь Тяньаньмэнь, что переводится на русский как "Врата небесного спокойствия". Это центральная площадь Пекина, выходящая на древний Императорский город. Там организовался палаточный лагерь. Май прошёл в митингах и речах. Некоторые митингующие объявили голодовку. Всего там собралось невероятное количество людей, точные подсчёты затруднены, но предполагается, что в пиковые моменты - сотни тысяч. В центре площади поставили десятиметровую пенопластовую статую "Богиня демократии", напоминавшую Статую Свободы.

Пока на площади голодали и митинговали, в руководстве КПК шли дебаты по поводу того, какие меры следует предпринять. Часть функционеров выступала за применение силы, другие предлагали более мягкие варианты. Демонстрантов увещевали, сбрасывая с вертолётов листовки с призывами разойтись. Однако эти просьбы эффекта не имели. Чжао Цзыян пытался наладить коммуникацию между правительством и восставшими, но ему приходилось маневрировать между радикалами на площади и консерваторами в верхушке партии.

В конце концов в верхушке КПК созрело решение о применении силы. Дэн Сяопин был уверен (трудно судить, насколько обоснованно), что, если не применить силу, это приведёт к войне.

19 мая Чжао Цзыян выступил перед толпой, призывая демонстрантов разойтись. Его речь была выдержана в примирительном и даже извиняющемся тоне. Он едва ли не со слезами на глазах призывал закончить митинг. На следующий день Чжао Цзыяна отправили под домашний арест и отрешили от должности. "Силовая" линия победила окончательно.

В Пекине ввели военное положение, к столице стягивались армейские соединения. Вблизи Пекина военные колонны блокировали демонстранты, солдаты натыкались на баррикады, многие вообще не желали участвовать в каких-либо силовых акциях. Судя по всему, это просто испугало многих в руководстве КПК. Риторика сильно ужесточилась, мятежных студентов называли даже террористами. В это время на площади начали вооружаться арматурой и коктейлями Молотова. На дорогах возводились баррикады из автобусов. Однако вторая попытка армейских отрядов прорваться в город была более решительной. Вечером 3 июня жителей Пекина призвали по ТВ оставаться дома, а ближе к ночи в город начала входить бронетехника.

Как ни странно, поначалу никакой стрельбы не велось. Танки и бронетранспортёры подошли к площади. Демонстрантов разогнали, но поначалу никаких убийств на площади не происходило. Однако затем начались столкновения на улицах вокруг неё. Трудно сказать, у военных не выдержали нервы или демонстранты начали метать в технику бутылки с горючей смесью. Ходил слух, что где-то на окраине армейская машина задавила людей и это спровоцировало последующую схватку.

Однако это уже детали: в Пекине началась стрельба. Бронетехнику пытались поджечь коктейлями Молотова (некоторые машины успешно спалили), солдат пытались избивать, техника металась по ночному городу, сослепу давя людей, солдаты, боящиеся не меньше самих демонстрантов, били в толпу. Больше всего людей погибло не на площади, а на прилегающем проспекте Чанъань. Стороны быстро распалялись, бой становился всё более жестоким, отбившихся от своих солдат безжалостно линчевали. Подступы к площади оцепили солдаты, бульдозеры и БТР давили палаточный лагерь.

В течение дня 4 июня всё было кончено. 241 человек погиб, в том числе 10 солдат и 13 полицейских. Число раненых доходило до семи тысяч. Китайская революция окончилась полным провалом. Чжао Цзыян провёл под домашним арестом последующие годы до своей смерти. Многие участники протестов бежали за рубеж. Другие подверглись наказаниям.

События на площади Тяньаньмэнь были не уникальны для Восточной Азии. Так, в Южной Корее в 1980 году разыгрались аналогичные события в городе Кванджу. И в Китае, и в Корее трагические события вызывались эволюцией "диктатуры развития": авторитарные стратеги, имевшие некие планы государственного строительства, сталкивались с интеллигентской фрондой и силой разрешали кризис. Реформирование Китая правительством Дэн Сяопина замедлилось, но не остановилось: вскоре правитель Поднебесной вернулся к прежнему курсу на постепенные реформы. Трудно сказать, что произошло бы с Китаем в случае победы демонстрантов или компромисса между митингующими и властями. Однако современный Китай, безусловно, стал таким, какой он есть, в том числе в результате разгона волнений в ночь на 4 июня 1989 года.

И проследуем на восток ко входу в Храм Верховного Наследования (太庙 - Таймяо - Taimiao - Supreme Ancestral Temple). Храм был построен в 1420 году при правлении императора Юнлэ (Yongle 永樂) династии Мин. В нем хранились таблички предков правящих императоров. Еще недавно он назывался Дворцом Культуры Рабочих (Лаодунжэньминь Вэньхуагун - Laodongrenmin Wenhuagong - Working People"s Cultural Palace), где занимались детские творческие коллективы.

В период правления династий Мин и Цин во время важных мероприятий император должен был прийти в этот храм и принести жертвы своим предкам. Храм был построен одновременно с Императорским Дворцом (Запретным Городом) и по принципу "предки слева, государство справа" - традиционной схемой, принятой в императорской столице.

Зал Жертвоприношений - популярный фон для фотографов

Храм Верховного Наследования имеет прямоугольную форму и окружен тремя последовательными стенами красного цвета. В плане храм симметричен: входные ворота, мост из белого мрамора, ворота для алебард и три больших зала - все лежит на одной центральной оси, окруженной павильонами, кухнями, складами, боковыми залами и аллеями древних кипарисов. Общая площадь комплекса составляет около 140000 квадратных метров.

В старые времена Храм Верховного Наследования был полон людьми только во время жертвоприношений, а в остальные дни стоял пустой за исключением нескольких управляющих, которые охраняли ворота и следили за стаей серых журавлей, живущих здесь. Храм оставался в руках императорской семьи даже после отречения последнего императора династии Цин.

Позже храм был переименован в Парк Мира (和平 - Хэпин - Heping - Peace Park) и открыт для публики в 1926 году, но это длилось недолго. 1-го мая 1950 года в первый День Труда после основания Китайской Народной Республики Храм Верховного Наследования был снова открыт для посещения. На его южных воротах была установлена огромная надпись "Дворец Культуры Рабочих", написанная самим Мао Цзэдуном. Такое название связано с тем, что в некоторых залах и павильонах располагались студии для занятий танцами и пением.

Алебардовые Ворота

В парк можно попасть через несколько ворот, хотя главный вход считается южный. Мы войдем в храм через северо-западные ворота и будем спускаться на юг, чтобы в конце концов выйти на Площадь Тяньаньмэнь. Далее по тексту идет описание основных достопримечательностей Храма Верховного Наследования. Хочу отметить, что на сайте есть отдельная интерактивная карта храма и ее версия для печати .

Пройдя через кассы западных ворот, направимся к центральной оси комплекса, где находится вход во двор Родового Храма. Сами Западные ворота были построены во времена династии Мин. Говорят, что император Юнчжэн (Yongzheng 雍正) династии Цин использовал их вместо главных из соображений безопасности. Тогда же были построены еще одни внутренние ворота на севере и на востоке, чтобы избежать встречи с наемными убийцами.

Внутренняя стена окружает самое северное из трех главных строений комплекса - Родовой Храм (祧庙 - Тяомяо - Tiaomiao - Ancestral Shrine) или как его называют Задний Зал. Храм был построен в 1491 году, имея в длину 9 пролетов (61,99 метра), а в ширину 4 пролета (20,33 метра). При династии Цин здесь хранились таблички четырех предков императоров: Чжаоцзу (Zhaozu) в середине, Синцзу (Xingzu) и Сианьцзу (Xianzu) слева и Цзинцзу (Jingzu) справа. В конце каждого года эти таблички переносились в для церемонии. В самом Родовом Храме чиновники по приказу императора приносили жертвы духам предков в первый месяц каждого сезона.

Китайская звонница

Родовой Храм имеет свой двор, окруженный стеной. Внутри двора стоят два боковых зала, где хранились инструменты для церемоний жертвоприношений. Автор сайта еще застал время, когда здесь находился Дворец Культуры Рабочих - заглянув внутрь, можно было увидеть, как занимаются песенные и танцевальные группы.

Сейчас здесь находится китайская звонница (Chinese Peace Bell), которая была создана по образу Звонницы Князя И (Chime Bells of Marquis Yi) государства Чжэн (Zeng State), что существовало 2400 лет назад. Эта звонница должна была возвестить о наступлении нового тысячелетия. В ноябре 1999 года ее поместили в , а утром 1 января 2000 года Президент Цзян Цзэминь (Jiang Zemin) ударил в нее первый раз.

Сама звонница - это 108 колоколов, подвешенных на трехэтажную раму высотой 3,8 метра, шириной 21 метр весом в 17 тонн. Верхний ряд состоит из 34 колоколов, которые представляют 31 провинцию и автономные регионы Китая, а также Гонконг , Макао и Тайвань. Второй ряд колоколов говорит об 56 этнических группах Китая. На нижнем ярусе находятся 18 колоколов, 16 из которых представляют 16 периодов истории Китая, а 2 по бокам - Мир и Развитие.

Зал Жертвоприношений

На самом большом колоколе весом 320 кг можно увидеть золотую надпись: Китайская Звонница Мира возвещает Вечный Мир, сделанную Президентом Цзян Цзэминем. Обратите внимание на узоры на красной раме - это не старинные орнаменты, а рисунки, представляющие современную реальность - всего около 12000. По бокам от звонницы стоят каменные и нефритовые резонаторы.

За Родовым Храмом можно увидеть внутреннею стену храма, а в стене - Ворота Покрытые Плиткой. Ворота состоят из трех проходов: посредине - арочного типа и двух по краям. Ворота венчают семь крыш, покрытых желтой черепицей.

Следующий зал храма (средний) - Зал Покоя (寝殿 - Циньдянь - Qindian - Resting Hall). У этого зала одноуровневая крыша, покрытая желтой черепицей. В длину он 9 пролетов (62,31 метра), в ширину 4 пролета (20,54 метра) и в высоту 21,95 метров. Зал стоит на основании в стиле Сумеру из белого мрамора, которое окружено каменными перилами и парапетами, украшенными резными драконами и фениксами. По центру лестницы находится каменное панно, как в .

Каменное панно Зала Жертвоприношений

В зале хранятся жертвенные таблички предков императоров. Кроме того, внутри стоит трон, а также жертвенные столы, кровати, тюфяки и подушки. В конце династии Цин в этом зале хранились таблички девяти императоров и императриц, среди которых: Тяньмин (Tianming 天命), Чундэ (Chongde 崇德), Шуньчжи (Shunzhi 順治), Канси (Kangxi 康熙), Юнчжэн (Yongzheng 雍正), Цяньлун (Qianlong 乾隆) и других. За день до проведения церемонии жертвоприношения таблички должны были быть перенесены на трон в Зале Жертвоприношений, а затем возвращались обратно после ее окончания.

Следующее строение храма - Зал Жертвоприношений, но прежде, чем подняться в этот зал, обратите внимание на каменные панно в центре лестниц, ведущих наверх. Подобные панно есть и у других залов этого храма, но это самое впечатляющее. Оно поделено на три части, каждая из которых сделана из цельного блока гранита с вырезанными узорами, символизирующими верховную власть - дракон в облаках, лев, перекатывающий шар и морские животные. Эта каменная резьба считается одной из лучших подобного рода сделанной во времена династии Мин.

Зал Жертвоприношений (享殿 - Сяндянь - Xiangdian - Sacrificial Hall) - самое большое строение Храма Верховного Наследования. Его еще называют Передний Зал или Зал Молитв в Честь Предков (Hall for Worship of Ancestors). Зал был построен в 1420 году, а в последующие годы постоянно перестраивался, но все же сохранил конструкцию, принятую при династии Мин. У зала двухскатная крыша, покрытая желтой черепицей. Над входом в зал подвешена табличка в рамке с узором из девяти драконов, на которой позолоченными буквами написано "Храм Верховного Наследования" на китайском и манжурском языках.

Мосты через ров

Зал в длину 11 пролетов (68,2 метра), в ширину шесть пролетов (30,2 метра) и в высоту 32,46 метров. Зал стоит на трехуровневом основании из белого мрамора высотой 3,46 метров. 68 красных колонн зала сделаны из цельных стволов дерева наньму, из которых самое высокое достигает высоты 13,32 метра, а самое большое в диаметре 1,2 метра. Это крупнейший дворцовый зал в Китае, построенный из дерева наньму. Подволоки крыши украшены позолоченными рисунками, а пол выложен специальными "золотыми кирпичами".

Зал Жертвоприношений был местом, где императоры династий Мин и Цин проводили церемонии принесения жертв в честь своих предков. Во времена династии Цин такие церемонии проводились в первый месяц каждого из четырех сезонов, в конце каждого года и во время таких важных событий, как: свадьба, похороны, восхождение на трон, приход к власти, жалование дворянского титула, война. В то время в зале находился позолоченный трон, а также жертвенные принадлежности: бамбуковый стол и подношения - рис, зерно, фрукты, овощи, благовония, свечи, вино и т.д. Перед проведением великой церемонии Жертвенные Таблички Предков должны были быть перенесены из и в этот зал.

Мраморные драконы

Южнее этого зала вы увидите стену, в которой стоят Алебардовые Ворота (戟门 - Цзимэнь - Jimen - Halberd Gate) - церемониальные ворота храма. Они сделаны в виде зала (пять пролетов в длину и два в ширину), стоящего на основании в стиле Сумеру, отороченного перилами из белого мрамора. По основанию поднимаются лестницы в девять ступеней, в центре которых - каменное панно с драконами. По бокам от этих ворот стоят еще одни дополнительные. В старые времена здесь хранили 120 алебард, украшенных золотыми драконами, красными ручками и серебряными наконечниками. Все они исчезли при вторжении сил альянса восьми государств в 1900 году.

Обратите внимание, слева от Алебардовых Ворот стоит печь для сжигания жертвенного шелка и проспектов из Зала Жертвоприношений. Печь сделана в виде небольшого павильона.

Пройдя через среднюю стену храма, вы увидите мраморные мосты, перекинутые через ров, за которым стоят еще одни Ворота Покрытые Плиткой (琉璃门 - Люлимэнь - Liulimen - Glazed Gate). Эти ворота в средней стене храма были построены при династии Мин и перестроены при династии Цин. Это главные ворота в храм. Ворота состоят из трех арочных проходов посредине и двух с балочными перекрытиями по краям. Их крыши покрыты желтой плиткой, а архитрав сделан из желтых и зеленых держателей со свисающими колоннами в виде лотосов. Основание - из белого мрамора.

Печь для сжигания жертвенного шелка и проспектов

Время работы храма: 06:30 - 19:30 (апрель - октябрь) 07:00 - 17:30 (ноябрь - март) Билеты: 2 юаня (только парк) Выставка колоколов в Родовом Храме: 10 юаней (ноябрь - март) 15 юаней (апрель - октябрь)