Почему андрей болконский человек чести. Духовные искания героев романа

Латыпова Светлана Ханифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ БСХПК
Населённый пункт: Караидель
Наименование материала: Урок - путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
Тема: "Дорога чести" Андрея Болконского
Дата публикации: 26.12.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГБПОУ БСХПК Открытый урок - путешествие по страницам романа Л. Н. Толстого " Война и мир " по теме « Дорога чести » Андрея Болконского
Составитель конспекта урока преподаватель русского языка и литературы Латыпова С. Х.
2016 г.

Эпиграф:
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – это душевная подлость». Л.Н.Толстой.
Цели:
1. Анализируя текст, выяснить, в чем состоит душевная глубина и своеобразие Андрея Болконского на пути в непрерывных поисках истины, и каков принцип изображения Толстым положительных героев. 2. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию. 3. Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
4. Формировать концепцию учащихся.
Оборудование урока:
 на уроке используется презентация (на слайдах тема урока, название урока, проблемный вопрос урока, эпиграфы к уроку);  на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа.
Основные приемы и методы:
 урок построен с использованием приемов технологии личностно- ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.
Проблемный вопрос:
Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, «как жить, чтобы жить честно…»
Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Слово учителя с элементами беседы 3. Обобщение. Роль классической литературы в жизни человека. 4. Закрепление. 5. Подведение итогов. 6. Домашнее задание.
Учитель
. Словарная работа (слайд 1-3) ДОРОГА (многозн., перен.) – средство достижения какой-нибудь цели, жизненный путь. ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (словарь В. И. Даля). ЧЕСТЬ – ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТОЛЮБИЕ – ДОСТОИНСТВО ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ – добивающийся высокого положения, жаждущий известности и славы. КНЯЗЬ (многозн.) – наследный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул. АНДРЕЙ (греч.) – храбрый, мужественный. АПОСТОЛ АНДРЕЙ – ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси. Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает. (русская пословица)

Учитель
. Л.Н.Толстой в романе изображает историю огромной страны, целого народа. Историю народа он описывает, изображая жизнь своих любимых
героев. В числе любимых героев писателя_ Андрей Болконский. Этот герой находится в постоянном поиске смысла жизни, проходя свою «дорогу чести». Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с ним в салоне Анны Павловны Шерер.

Учитель.
Зачитайте его описание.
Ученик.
«Он был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женою». (слайд 4)
Ученик.
На лице у Андрея Болконского усталость и скука.
Учитель.
Что говорит он Пьеру Безухову?
Ученик
. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне».
Учитель
. Болконский любил свою жену, но осознавал, что должен сделать больше, чем жить в светском обществе. Это доказывают его слова, обращенные к Пьеру. (слайд 5)
Ученик
. «Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, которую ты выбрал, пока ты не увидишьее ясно…» (слайд 6,7,8)
Учитель
. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своем Тулоне. В этот период его кумиром был Наполеон, личность деятельная и сильная. Решение пойти на войну принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая свое Отечество. В своих тщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова, но в отличие от штабных офицеров, таких как Жерков и Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Докажите текстом.
Ученик
. «Не смотря на то, что еще немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнегопритворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным
….»
(слайд 9)
Ученик
. Что думает князь Андрей Болконский о войне 1805года?
Ученик
. «Увидев Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина компании проиграна, понял всю трудность положения войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней». (слайд 10-11)
Учитель
. Что А.Болконский делает?
Ученик
. А.Болконский настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать «путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России».
Учитель
. Какие цели он преследует, о чём мечтает?
Ученик
. Мечтает о подвиге, о славе. Хочет быть похожим на Наполеона. (слайд 12,13)
Учитель
. Начинается Шенграбенское сражение. Князя Андрея охватывает
волнение. Он пытается понять, в чем же выразится его «Тулон».Это сражение позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия.
Учитель
. Что понял Андрей Болконский на батарее Тушина?
Ученик
. Что успехом дня мы обязаны действию батареи и стойкости капитана Тушина с его ротой.
Учитель
. Но после Шенграбенского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Учитель.
(слайд 14) Вспомним Аустерлицкое сражение. Перед Аустерлицким сражением князь Андрей «твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его «Аркольского моста». Смерть, раны, личная жизнь – все отошло на второй план. На переднем плане герой, князь Андрей. Когда подпрапорщик, державший знамя полка был сражен князь Андрей подхватил знамя и повел батарею в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных событий, и высокое небо заставило его ощутить свою ничтожность перед вечностью. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от их истинного смысла жизни. Зачитайте.
Ученик.
«Он ничего не видал. Над ним не было ничего уже кроме неба – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого неба, с тихо ползущими по нем серыми облаками
…»
(слайд 15,16,17)
Учитель.
В этот момент проезжающий мимо со своей свитой Наполеон, театрализовано крикнул «Вот прекрасная смерть!». Он показался Болконскому маленьким и ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим небом. Подтвердите текстом.
Ученик.
«…чувствовал, что исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душойи этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками….» (слайд 17)
Учитель.
А.Болконский в первых же сражениях расстается с двумя заблуждениями: восторг к Наполеону и надеждой спасти армию. Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти". Ему кажется, что жизнь кончена. (слайд 18,19)
Учитель.
Кто помогает А.Болконскому?

Ученик.
Пьер Безухов.
Учитель
В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить".
Учитель.
Беседа с Пьером Безуховым не прошла бесследно. «…князь Андрей чувствует, что слова Пьера произвели на него большое впечатление, и в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое небо, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицким поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. За 2 года жизни в деревне
А.
Болконским были осуществлены без заметного труда все мероприятия, которые задумал Пьер у себя: перевел крестьян в хлебопашцы, заменил барщину оброком, открыл в Богучарове школу. (слайд 21,22)
Учитель
. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым. И по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек его внимание тем, что на нем не было ни одного зеленного листика. Андрей Болконский пришел к выводу, что человек как дерево должен доживать свой век несуетливо и терпеливо. Зачитайте.
Ученик.
«Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками…Только он не хотелподчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». (слайд 23)
Учитель.
Но скоро его жизнь изменилась. Кто ее изменил?
Ученик.
Он встретил и полюбил Наташу Ростову.
Учитель.
Вспомним ночь в Отрадном.(слайд 24)
Ученик
«Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату…»
Учитель.
Вот в этот момент герой почувствовал себя частью той лунной ночи, которая очаровывала Наташу. Жизнь уже не проходила мимо, как раньше. Он ее глазами увидел серебристые деревья, сочную траву, блестящую от росы крышу….»
Учитель.
Возвращаясь от Ростовых, князь Болконский заметил, что дуб зазеленел. Это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Подтвердите текстом. (слайд 25)
Ученик.
«Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца

Сквозь жесткую столетнюю кору пробились из сучков сочные, молодые листья…. »
Учитель.
Болконский понимает, что жизнь в 31 год не кончена. К нему приходит новое желание деятельности и славы. Куда отправляется князь
Андрей? (слайд 26)
Ученик.
Он уехал в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского по составлению новых законов.
Учитель.
Но вскоре проследовало разочарование в работе комиссии. Князь Андрей понял, насколько эта работа далека от насущных интересов народа. Андрей Болконский близок к новому духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Болконский весь отдается своему чувству. И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову".(слайд 27,28,29) Что нарушило его счастье?
Ученик.
Обман и измена Наташи с Анатолием Курагиным.
Учитель.
Но князь Андрей был человеком чести, он не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию, Отечественная война резко изменила жизненный путь героя. Как изменила? (слайд 30,31,32,33)
Учитель.
Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесенной ему обиде. Но в нем личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться, быть с армией и народом. Болконский поступает на военную службу, отказавшись от штабной должности. Во время Бородинского сражения он стоял со своим полком в резерве под сильным огнем Неприятеля. Не вступая в бой, полк потерял треть солдат. Князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!" Во время Бородинского сражения Болконский был ранен осколком гранаты, и, очнувшись в перевязочном пункте, он увидел Анатолия Курагина. Что произошло в этот момент?
Ученик.
Он увидел Анатолия Курагина, вспомнил Наташу и простил их. Он почувствовал сострадание, любовь к ним. Болконский в этот момент любил всех людей на земле, не разделяя их на друзей и врагов. (слайд 34,35)
Учитель.
Я считаю, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощутил Андрей в критический момент своей жизни, - это чувства доступные не всем людям. Эти чувства могут возникнуть в честной, благородной душе. Претерпевая тяжкие страдания, сознавая, что умирает, Болконский испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. Ему кажется, сто смысл жизни и путь к истине указаны в учении Христа. Жизнь и смерть долго боролись в князе Андрее. Близкие Андрея Болконского сохранили о нем светлую память как о человеке ясного ума, сильной воли, стремление к деятельности на благо людям было делом чести. Линия жизни героя не оборвалась: вырос Николенька, в памяти его продолжает жить образ отца.

3)Закрепление.

Учитель.
Давайте составим таблицу «Этапы идейно-нравственных исканий А.Болконского».

Учитель
. Андрей Болконский, пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растет и развивается. Ни война, ни личные беды не сломили его, он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.

Подведение

итогов

5) Домашнее задание
Война 1805 г. Начало единения с «мыслью народной» Салон Шерер Мечты о подвиге, чтобы заслужить любовь народную. На государственной службе. Встреча с Наташей - идеалом «простоты, добра и правды». 1812 год Единение с солдатским миром Аустерлиц Образ бесконечного неба. Бал Курагин «О, подлая, бессердечная порода». Смертельное ранение Подвиг батареи Тушина Отрадное Нравственное возрождение Аудиенция у Аракчеева Опорные положения темы «Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».

Слайд 2

«Дорога чести»

В произведении «Война и мир», романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической среды в эпоху войн тысяча восемьсот пятого – тысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней.

Слайд 3

В салоне мадам Шерер

Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом". Толстой так описывает его: «Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». На лице князя усталость и скука. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», - говорит он Пьеру.

Слайд 4

Светское общество

Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит "на одной доске с придворным лакеем и идиотом". "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти".

Слайд 5

Военная служба

Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.

Слайд 6

Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Нужно отметить, что в армейских условиях князь Андрей резко переменился. Пропало притворство, усталость, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно - в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров. По словам Толстого, Андрей "имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим".

Слайд 7

Андрей Болконский

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека".

Слайд 8

Шенграбенское сражение

Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен, однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.

Слайд 9

Аустерлицкое сражение

Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем". Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя.

Слайд 10

Небо Аустерлица

Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу".

Слайд 11

С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Boт прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему cам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом". Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и это становится важным этапом в духовных поисках героя.

Слайд 12

«Новая жизнь»

Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".

Слайд 13

В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе".

Слайд 14

Жизнь в деревне

Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в "вольные хлебопашцы", в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, "для себя", для своего душевного успокоения. Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. По дороге к Ростовым он увидел старый дуб, который "один не хотел подчиняться обаянию весны", не желал видеть солнце. Князь Андрей чувствует правоту этого дуба, которая гармонировала собственным его настроениям, полным отчаяния. Но в Отрадном ему посчастливилось повстречаться с Наташей.

Слайд 15

У старого дуба

И вот он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Когда, возвращаясь домой, он вновь повстречался со старым дубом, он обратил внимание, как тот преобразился - раскинув шатром свою сочную зелень, колыхался в лучах вечернего солнца.Оказывается, "жизнь не кончается в тридцать один год... Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь, - думал он, - чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе".

Слайд 16

Возвращение к общественной деятельности

Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.

Слайд 17

Андрей Болконский и Наташа Ростова

Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа, Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. От него князя Андрея спасает любовь к Наташе Ростовой. И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову".

Слайд 18

Далее мы с увлечением следим за тем, как развивается история любви Андрея и Наташи. Князю Андрею кажется, что он нашёл в Наташе подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь «как будто бесконечный свод, в котором…не было ничего вечного и таинственного». Однако и теперь князю Андрею суждено пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и "небо стало вновь давить тяжелым сводом".

Слайд 19

Война 1812 года

Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог.

Слайд 20

В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека – служить интересам родного народа. По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!"

Слайд 21

Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска.

Слайд 22

Образ положительного героя

Андрей Болконский – любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным.

Слайд 23

Смысл Жизни

Вновь он переживает глубокий душевный кризис. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни. Болконский, наконец, постигает смысл жизни: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле…и которой я не понимал».

Слайд 24

«Дорога чести»

Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен". Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа - Андрея Болконского.

Слайд 25

Нравственный путь князя Болконского-это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни”. В.Е.Красовский

"Война и мир" - самое крупное произведение Л. Н.Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы.

Писатель поднимает в своем романе философские, исторические и нравственные проблемы. Среди огромного количества персонажей выделяются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди, ищущие смысл жизни, непрерывно размышляющие о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы:: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего существовать, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?"

Андрей и Пьер не похожи на гостей салона Шерер, на довольных собой Курагиных, которым все в жизни понятно и идеалы которых предельно ясны: богатство и удовольствия.

Князь Андрей- образованнейший человек своего времени. Хорошо воспитанный, умный, порядочный, честный, но не находит приложения своим силам. Он чужд светскому обществу, и его начинает серьезно привлекать военная карьера. Болконский хочет славы, подвига, готов на самопожертвование во имя того, чтобы все любили и прославляли его. Он верит в свою высокую миссию. Но решительный поворот происходит в сознании князя Андрея во время Аустерлицкого сражения, когда после ранения Болконский смотрит в "высокое небо с ещё выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась сияющая бесконечность", он понимает мелочность своих честолюбивых планов, своего стремления к славе.

После смерти жены, пережив глубокую драму, Андрей считает свою жизнь конченой. Он сравнивает себя со старым дубом, стоящим одиноко сухим отшельником среди буйного цветения весенней природы. Разговор с Пьером, а далее поездка к Ростовым в Отрадное, а позже новая встреча со знакомым дубом, который все-таки ожил, покрывшись молодой зеленью,- все это пробуждает в Болконском заинтересованность к жизни, стремление деятельности, любви. Он едет в Петербург, поступает на службу - хочет приносить пользу Отечеству. Способность на глубокое чувство дополняет его внутреннее богатство, его душевную красоту. И ещё разлад - Наташа не выдерживает испытания разлукой. Князь Андрей убит поступком невесты. Он снова едет в армию. Но уже не за славой, а оберегать родную землю. Князь смертельно ранен во время Бородинского сражения - решающего для Родины события. Болконский видел, как ядро, несущее ему смерть, готово взорваться, но высокое звание офицера не позволило ему бежать или броситься на землю. Честь победила страх! В князе Андрее мы видим лучшие проявления человеческого духа: смелость, патриотизм, порядочность, доброту, ум. Эти качества ставят его в ряд лучших героев русской литературы. В последние часы жизни Болконский приходит к религиозному смирению. Он прощает Наташу, Курагина, которого длительно считал своим злейшим врагом, и спокойно принимает смерть. Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями князя Андрея. Для нас важнее сам дух исканий толстовских героев. Каждый из нас задумывается над смыслом своего существования. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни. Поэтому роману "Война и мир" суждена долгая-долгая жизнь!

Благородным и ҹестным ҹеловеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого Война и мир. Для него понятия жизни и ҹести были неразделимы. Князь Андрей был ҹестен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.
Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, взрослым ребенком, который так же ҹужд свету, как сам князь Андрей.
Решение пойти на войну Болконский принял, отҹасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая отеҹество, но была и другая приҹина: желание порвать с привыҹным кругом, найти иную жизнь, отлиҹную от той, которую он вел прежде.
В своих тщеславных меҹтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбен-ского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему меҹталось.
Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив ҹестолюбивых порывов. Смерть, раны, лиҹная жизнь все откатывается на второй план. На переднем плане лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, меҹты, меҹты!) никогда не забудут его подвига...
Послушная судьба (а тоҹнее олицетворяющая ее рука великого писателя) предоставила ҹестолюбивому князю такую возможность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных событий, и высокое небо с невзраҹными серыми облаками заставило его ощутить свою ниҹтожность перед веҹностью. Ощутил он также и еще большее ниҹтожество смерти. И даже Наполеон, на фоне этого веҹного неба, показался ему ниҹтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.

    Роман “Война и мир” Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре “Войны...

    Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать...

    В «Анне Карениной» увлекательное начинается сразу, с первых строк: «Все счастливые семьи похожи друг на друга. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских». Мы погружаемся в чужую сложную жизнь, едва успев открыть...

    В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой повествует не только о жизни вымышленных героев из высшего общества, не только описывает реальные события начала XIX века, но и высказывает свой взгляд на историю. У писателя существует своеобразная концепция исторического...

    Положительным героем в литературном произведении является передовой человек той эпохи, о которой идет речь в данном произведении. Л.Н. Толстой создавал свой роман в то время, когда ведущей фигурой русской действительности был революционный демократ,...

Разделы: Литература

Тип урока: Классический. Урок закрепления знаний, умений и навыков анализа художественного текста.

Форма урока: Эвристическая поисковая беседа.

ТЕМА УРОКА: “Дорога чести” князя Андрея Болконского” (Слайд 1)

  • “Иди с Богом своей дорогой. Твоя дорога-это дорога чести.” (Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3, ч. 2, гл. 16.)
  • “Нравственный путь князя Болконского-это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни”. В.Е.Красовский, кандидат филол. наук, доцент МГУ им.М.В.Ломоносова.

Цель урока: (поставлена перед изучением всей темы по творчеству Л.Н.Толстого-это главная цель при изучении литературы в старших классах.)

  • Учиться анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока.
  • Воспитывать хорошего читателя, научить видеть глубину художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетические наслаждения.
  • Формировать знания для успешной сдачи экзаменов. Научить видеть в книге инструмент познания жизни, а не просто учебное пособие.

Задачи урока:

  • Учить учащихся анализировать художественный текст, выдепять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, отбирать материал по теме.
  • Развивать умения учащихся читать, воспринимать, анализировать художественный текст.
  • Приобщить учащихся к сложным духовным поискам главного героя.
  • Осмыслить тему и строго соблюдать её границы, подготовить учащихся к сочинению на данную тему.

Оборудование:

  • Цветная фотография Л.Н.Толстого, выполненная С.М.Прокудиным-Горским.
  • Иллюстрация к роману “Прощание Н.А.Болконского с сыном”. Д.А.Шмаринова.
  • Художественный фильм по роману “Война и мир” (кадры “Сватовство князя Андрея”, “Андрей и Пьер в сцене на мосту “(спор).

Ход урока

Организационный момент. (Проверка наличия художественных текстов, тетрадей и т.п.)

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала (сообщение темы, задач, плана урока) (слайды 2,3,4)

Каждый урок по творчеству Л. Н. Толстого мы начинаем сообщением из истории одного щедевра. (слайд 5)

(Рассказ учащихся о фотографии Л. Н. Толстого.)

При жизни Льва Николаевича Толстого его портреты писали многие известные художники: Репин, Щербаков, Ге, а вот эта цветная фотография, единственная прижизненная фотография писателя. Она вполнена Сергеем Михайловичем Прокудным-Горским, профессором химии Санкт-Петербургского технологического института. Это был единственный в России учёный, занимающийся научной разработкой вопросов цветной фотографии, исключительно тогда новинкой. Он приехал в Ясную Поляну по поручению журнала “Записки Императорского русского технического общества” и пробыл там два дня. Фотография была сделана 23 мая 1908 года. Снимок появился через несколько дней в Петербурге в августовской книжке журнала. Важнейшая часть работы зпключалась в синтезе цветов. Под опубликованным в журнале снимком была собственная подпись Толстого: “Лев Толстой. 23мая 1908 год. Ниже - авторская подпись: “ С натуры. Прокудин - Горский.”

Вдумаемся в название темы урока “Дорога чести”.

Какое значение слова честь мы читаем в словаре Даля? (слайд 6)

“Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.”

Какие слова-синонимы можно подобрать к слову честь?

Честь-честный-честолюбие-достоинство

Что значит быть честолюбивым? (Это значит стремиться, и добиться высокого положения, жаждать известности и славы.)

А русская пословица гласит: “Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает”.

Значит, “дорога чести” - это дорога стремления к высокой цели, правде, прямоте, добросовестности моральных и этических принципов.

А бывает ли всегда дорога ровной и гладкой?

Значит, “дорога чести” - это дорога, порой, через ухабы, ямы, подъёмы.

В романе “Война и мир” рядом с именем Андрея Болконского в авторской речи всегда стоит слово “князь”: князь Андрей, князь Андрей Болконский.

Почему Болконский всегда называется с титулом и никогда, в авторской речи, просто по имени? (князь - слово многозначное.

В России почётный наследственный дворянский титул. Пожалование княжеским титулом ввел Петр I в начале 18 века.)

Значит князь – наследник отца, князь Андрей - наследник Николая Андреевича Болконского, который, умирая, думает о судьбе России.

Какие слова были последними у Н.А. Болконского? (погубили Россию).

Имя Андрей означает храбрый, мужественный. Апостол Андрей - ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси (о главных заповедях христианства много говорилось при изучении творчества Достоевского.)

Известны слова Толстого, сказанные им в беседе с Русановым: “У меня есть лица списанные и несписанные с живых людей, первые уступают последним; несписанные ближе мне.” Князь Андрей – вымышленный, несписанный герой. Толстой отшлифовал детали образа, чтобы вписать его в типичный фамильный клан, где прототипами являются реальные люди. Андрею предшествовал граф Зубцов, и большинство его черт было взято у князя Волконского (фамилия известна среди декабрисотв), только потом Толстой назовет его Болконским.

Какова же жизнь через ошибки к высоким, моральным и этическим принципам сына, достойного своего отца, храброго, мужественного, пришедшего к заветам христианства Болконского? (проблемный вопрос).

Один из современных литературоведов Красовский отметил (обращаемся ко 2-му эпиграфу). (слайд 7)

Когда мы впервые встречаемся с Болконским на страницах романа? -Каков он? Что думает? (т. 1, ч. 1, глава 3-4). (ответ уч- ся).

Кто говорит эти напутственные слова князю Андрею? Перескажите этот эпизод из текста

А какой из эпизодов “Войны и мира” изображен на этой иллюстрации Прощание отца с сыном перед уходом в армию)

Кто мне может передать содержание этого эпизода?

Похожи эти два наказа? Похожи!

(Теперь Кутузов на правах отца дает напутствие князю Андрею.)

А где еще в литературных произведениях, изученных нами, отец-дворянин дает сыну наказ сохранять честь, беречь честь? (Пушкин “Капитанская дочка”.)

Давайте проведём параллель:

“Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал - скверная должность. И помни одно, князь Андрей…(слайд 9)

“На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся… береги честь…

В понятие чести у дворян входило отношение к службе, служба царю и отечеству.

Князь Андрей в армии с донесением от Кутузова, он в Брюнне (ответ учащихся).

По приезде в армию он просит Кутузова остаться в отряде Багратиона, но Кутузов отвечает: “Хорошие офицеры мне самому нужны”, но всё же Болконский настоял на своём и явился к Багратиону.

“Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер” ,-подумал Багратион. Встреча с героем Шенграбенского сражения капитаном Тушиным показала князю Андрею, кто истинные герои войны (ответ учащихся).

Записать в тетрадь: Духовный кризис после ранения под Аустерлицем, мечты о славе и даже сам Наполеон, который был для князя Андрея эталоном великого человека, кажутся ему теперь бесконечно малыми величинами по сравнению с “высоким, справедливым и добрым небом”. Болконский понимает ничтожность своей мечты о военной славе и ничтожность стремления человека к эгоистическому счастью.

Встреча с Пьером (т. 2, г. 2, гл 11,12)

Болконский возвращается в Лысые горы. Что его здесь ждёт? (смерть жены (символ погасшей свечи))

Какое чувство он испытывает перед Лизой? (вины)

(Это чувство долго преследует его.)

Что решает Болконский? /жить для себя и своих близких, воспитывать сына/.

Чувство вины - это основное, с чем живёт Болконский. И только приезд Пьера, разговор, спор с ним преобразил князя Андрея.

Вы помните, о чём спорят Пьер и Андрей? (о добре и зле, о смысле жизни, о самопожертвовании, т.е. о вечном, о самом главном. Что говорит Пьер? (учащийся) “Надо жить…”) (кадр фильма)

Что поразило Пьера в Болконском? Как князь Андрей преображается в конце их беседы (подготовить индивидуальный ответ т. 2, ч. 2, гл. 11,12).

Князь Андрей два года живёт в деревне. Что он делает, какие преобразования ввёл?

(Одно имение в триста душ перечислил в вольные хлебопашцы, в других барщину заменил оброком, священник обучает крестьянских детей, выписал бабку для помощи родильницам, читает, занимается и составляет проект об изменении военных уставов и постановлений).

Поездка в Отрадное, “встреча с дубом” (т. 2, ч. 2 , гл.23)

По делам опеки весной 1809 году князь Андрей едет в рязанские имения сына…

Поездка в Отрадное, встреча с Наталией, ночной разговор! В душе Болконского намечается перелом: он чувствует себя помолодевшим, возродившимся к новой жизни. Символом этого возрождения стал дуб.

Возвратившись из этой поездки, князь решает ехать осенью в Петербург (работа со Сперанским т. 2, ч. 3, гл. 4-6,18.)

На бале князь Андрей встречает Наташу Ростову. Он снова собирается “жить для себя” а не для “призрачного благоустройства человечества”. (слайд 11)

Он ездит к Ростовым, слышит пение Наташи. Проходит его презрение к жизни, его разочарование. Толстой отмечает, что князь Андрей казался и был совсем другим человеком. Где была его тоска?

А задумывались ли вы над тем, почему трагичной оказалась любовь Андрея и Наташи?

Не мужской ли эгоизм Болконского тому причина?

Что знает Болконский твёрдо? (учитель). Он любит Наташу. Хорошо воспитанный, почтительный сын, он едет в Лысые горы и спросит у отца согласие на брак. Надо побыть с отцом, сестрой, сыном - всё правильно, во всех поступках он безупречен. Единственное он не почёл нужным сделать - так, пустячок, предупредить Наташу. А она ждёт, что только не думает. Свадьба отстрочена на год. И опять Болконский всё знает, знает, что выдержит разлуку, знает всё о себе, но в который раз забывает подумать о близком любящем человеке. Это мы и называем эгоизмом.

Княжна Марья главным недостатком брата считает его гордыню. (Наташа говорит матери: “Я его боюсь” (просмотр отрывка из художенственного фильма “Война и мир” “Сватовство Болконского”).

Мастер эпизода, Толстой очень точно показывает здесь эгоизм Болконского. А удалось ли режиссёру Сергею Бондарчуку и киноактёру Вячеславу Тихонову передать эту черту характера героя?

Что главное в Болконском разум или чувства, расчёт ума или сердца.

Разрыв с Наташей (анализ гл. 21, ч.3, т.2) Разрыв с Наташей стал причиной нового и, пожалуй, самого острого душевного кризиса Андрея Болконского. Измена Наташи “тем сильнее поразила его, чем старательнее скрывал он ото всех произведённое на него действие!” Болконский хочет встретить Анатоля, мечтает о дуэли. Злоба, неотмщённое оскробление, отравляли “искусственное спокойствие, которое Андрей попытался найти в военной службе”

Война 1812 г. В судьбе Болконского (т.3, ч.2) (Сообщения учащихся.)

  1. Гл.5. Князь Болконский в начале войны.
  2. Гл.24. Болконский накануне сражения, его настроение, мысли.
  3. Гл.25. Нервическое раздражение и волнение Болконского, мысли о войне и о Наташе.
  4. Гл.36. Полк князя Андрея в резерве. Ранение. Перевязочный пункт.(слайд 12).
  5. Гл.37. Умиленное настроение Болконского на перевязочном пункте.

“Ему хотелось любить той новой чистой божеской любовью. Т.3ч., 3 гл.31.(учащиеся) Т.3, ч.3, гл.32. (учащиеся)

“Любовь - есть Бог и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему её вечному источнику”, - думает князь Андрей, чувствуя, что умирает (слайд 13).Сознание отчужденности от жизни не покидает его. Прежде он боялся конца, а теперь уже не понимал его. Уже во сне он увидел смерть. Это и был знак приближения начала конца. Его исповедовали, причастили, он благословил и попрощался с сыном. “Кончилось”, - сказала княгиня Марья, когда тело его, неподвижно холодея, лежало перед ними”.

Закончилось “дорога чести” князя Болконского.

Проблемный вопрос.

Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского “дорогой чести”, и как эта мысль Толстого в Романе “Война и мир” сочетается с его представлением о том, как жить, чтобы жить честно” (ответ ребят). Спокойность к духовной эволюции черта любимых, духовно близких автору героев и, конечно, князя Андрею Болконского. (слайд 14). Чтобы жить по-настоящему, надо любить и страдать - вот нравственная доминанта романа “Война и мир”.

Князь Андрей путался и ошибался, пытаясь разрешить вечные вопросы жизни:

Что дурно?

Что хорошо? Как жить?

Что надо любить, а что ненавидеть.

Что такое жизнь, что смерть?

Непрекращающая работа души, вечной поиск - это печать избранных, признак одарённости, внутреннего благоустройства.

Интереснейшая интерпретация образа Андрея Болконского содержится в недавно вышедшей книге Б.Бермана. “Сокровенный Толстой”. “Князь Андрей, в образе и судьбе которого Толстой уже давно решил личную проблему истинного величия человеческого, мало-помалу в процессе творчества возносится над людьми, и в конце романа, явив образ небесно-земного величия, окончательно становится “личным Богом”, центром ближайшего духовного тяготения, воплощением “духовного солнца” самого Толстого.

Работа по опорному положению темы. Жизнь Болконского можно представить в виде ломаной линии. Нижние точки-моменты духовного и душевного кризиса героя. Верхние - эмоционального и морального взлёта. (канва сочинения) (слайд 15)

Д/з. (слайд16)

1. Пьер в салоне Шерер.

2. Пьер на именинах Наташи.

3. Пьер возле умирающего отца.

4. Пьер I в томе романа “Война и мир”.

Согласны ли вы со словами Пьера:

“Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…”.