Петров-Водкин. Купание красного коня

Высшее достоинство художника: его способность - пусть даже неосознанно, но просто сердцем чувствуя остроту противоречий своего времени, - в образной форме предвосхитить грядущие общественные потрясения и перемены. Именно это и сумел сделать в 1912 году, за пять лет до революции, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939), написав свою знаменитую картину «Купание красного коня».

Это полотно стало восприниматься как символ перемен ещё до революции - ещё тогда, когда в 1914 году вспыхнула Первая мировая война. «Так вот почему я написал своего “Красного коня”!» - воскликнул тогда художник. Огненно-красный конь на фоне вихрящейся водной стихии выглядит, будто огненный смерч, готовый пройтись по стране, по планете, разрушая старый миропорядок. Однако красный цвет для Кузьмы Петрова-Водкина - отнюдь не цвет разрушения и крови, для него это цвет тепла и любви, цвет жизни и жизненной энергии. В русском языке слово «красный» издревле служило синонимом прилагательного «красивый»; вспомним-ка: «красный - пре красный», «Красная площадь», «красна девица» и «красный молодец» и т. д. Более того, в системе художественных представлений К. Петрова-Водкина каждая нация, каждая национальная культура имеет свой цвет, и как раз красный цвет, «дополняющий зелень полей» , - это для художника цвет России .

Красные кони часто встречаются на старинных русских иконах. К. С. Петров-Водкин испытал сильнейшее влияние иконописи - ещё в отрочестве он учился у мастеров-иконописцев. Да он и сам немало поработал в религиозном жанре - им, в частности, были выполнены росписи в Морском соборе в Кронштадте и в церкви в украинском городе Овруч, росписи и витражи Троицкого собора в Сумах. Причём были случаи, когда церковники отвергали его искусство как «слишком модерновое».

Даже в 1938 году художник продолжал публично отстаивать совершенно крамольную на то время точку зрения, что «раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не живописец» . Так что всадник на красном коне, крепко натянувший поводья, у него выступает фигурой сакральной, а поскольку всадник - юноша (Петров-Водкин, кстати, выписал его со своего кузена), да вдобавок юноша обнажённый, то он и воспринимается как символ нового времени, нового мира, как символ «красного» очищения и полного обновления всего мироустройства.

Символизм усилило то обстоятельство, что на выставке объединения «Мир искусства» картина Петрова-Водкина не просто экспонировалась, но была помещена над входной дверью, став своего рода знаменем, художественным манифестом.

«Красный конь», между прочим, произвёл глубокое впечатление на совсем ещё юного Сергея Есенина. В 1919-м он напишет в стихотворении «Пантократор» («Вседержитель», «Властелин мира» - православный иконографический образ):

Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей.

Мы радугу тебе - дугой,
Полярный круг - на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.

Хвостом земле ты прицепись,
С зари отчалься гривой.
За эти тучи, эту высь
Скачи к стране счастливой.

Таким образом, и у С. Есенина красный конь выступает символом надежды и революционного очищения своей страны - России и всего мира, «земного шара».

У картины непростая судьба. В 1914 она оправилась на выставку в Швецию, в Мальмё и задержалась там на долгих 36 лет. Полотно не вернули из-за начавшейся войны, а затем и революции. После уже Второй мировой войны шведы вступили в переговоры со вдовой мастера, предлагая ей за шедевр большие деньги, но вдова от денег отказалась, настояв на возвращении полотна на родину. Это произошло в 1950 году, а в 1961-м - через частное собрание - «Конь» поступил в «Третьяковку».

Тогда же, в 1960-е годы, художник был открыт заново. До этого он на какое-то время был предан забвению, забыт. Это удивительно, но во 2-м издании Большой Советской Энциклопедии о заслуженном художнике РСФСР Петрове-Водкине даже нет статьи! Видимо, не вписывался он в догматизированные каноны искусства…

На смене эпох и стилей

5 ноября у Петрова-Водкина день рождения; правда, дата не юбилейная. Он родился 5 ноября (по новому стилю) 1878 года в городе Хвалынск на Волге (ныне - в Саратовской области) в семье сапожника. В автобиографической повести название родного городка у него звучит как «Хлыновск» - и звучит оно просто-таки как имя нарицательное, как символ глухой провинциальности, хотя в действительности Петров-Водкин очень любил свой город, утопавший в яблоневых садах, с теплотой он вспоминал своё детство, своих близких. Впоследствии, став известным художником, он постоянно приезжал домой из столицы пожить летом.

Юноша вполне мог и не стать художником, да помог случай: Кузьма провалил вступительный экзамен в Саратовское железнодорожное училище и оттого оказался - а к рисованию он талант проявлял с детства - в местной художественной школе.

К. Петров-Водкин долго учился живописному мастерству, впитывая в самых разных местах, в т. ч. и за границей (Мюнхен, Париж), самые разные стили и веяния, а уж в Московском училище живописи, ваяния и зодчества его учителями, между прочим, были Валентин Александрович Серов и Исаак Ильич Левитан. Там же он встретил и друга на всю свою жизнь: армянского художника Мартироса Сарьяна.

К слову, целый ряд работ Петрова-Водкина - несколько его натюрмортов и довольно странный портрет В. И. Ленина, на котором вождь не слишком похож на себя и почему-то читает именно стихи Пушкина, - находится ныне в Национальной галерее Армении в Ереване. Имеются его произведения также в Одессе и Таллинне.

Вступление Петрова-Водкина в творческую жизнь совпало с началом XX века - века потрясений и революций. Любопытно, как воспринимал молодой человек приход столь магически звучащей даты - 1900 года (хотя, строго-то говоря, век начинает не «нулевой», а «01-й» год): «Двадцатый век наступил не просто. …два нуля многообещающе расчистили путь идущему электромагнитному веку с летательными машинами, стальными рыбами и прекрасными, как чёртово наваждение, дредноутами» . «Электромагнитным» он новый век назвал неслучайно: Кузьма Сергеевич увлекался естествознанием. А ещё он отлично играл на скрипке.

Ну, а уж писательский-то талант художника заслужил самых высоких оценок. Перу Петрова-Водкина принадлежат две автобиографические повести («Хлыновск» и «Пространство Эвклида»), в которых маэстро также излагает свою собственную художественно-эстетическую доктрину, и ещё очерк «Самаркандия» о путешествии в Среднюю Азию в 1921 году. В молодости он даже писал пьесы, которые ставились в театре. В то время он ещё раздумывал: в художники ему податься или в писатели?

Прежде чем выработать собственный неповторимый стиль, К. Петров-Водкин прошёл через увлечение разными направлениями: от символизма до модерна. Он занимает особое место в истории русского советского искусство: место «мостика», связавшего - и продолжившего! - традиции русского «серебряного века» (Петров-Водкин являлся одним из «мирискуссников») с новым искусством, через какое-то время выкристаллизовавшимся в жёсткую художественную систему соцреализма.

Многие русские художники восприняли революцию 1917 года с увлечением и энтузиазмом. Некоторые позже разочаровались, уехали за границу. Но «поработали на революцию», связывая с ней свои надежды, практически все, включая, например, В. Кандинского и К. Малевича. Революция породила огромное множество стилей и направлений - авангардистских и реалистических, каждое из которых по-своему пыталось выразить в художественных образах суть происходящего. Зачастую эти искания «уводили не в ту степь» - от реалистического отображения мира, но их невозможно понять, не принимая во внимание духовно-политическую атмосферу того времени. Свои искания были и у нашего героя - в частности, его оригинальная «сферическая перспектива», придававшая изображению особенную «глобальность».

«Фотограф» революции

События и быт революционных лет К. С. Петров-Водкин фиксирует на своих картинах с просто-таки документальной точностью. Чего стоит хотя бы его «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), фон которой образуют полупустые улицы, разбитые стёкла окон домов, тревога и озабоченность в настроениях людей! Но этой разрухе художник противопоставляет образ кормящей женщины, «мадонны», которая даёт начало новой жизни, защищая её от голода и невзгод. Образ женщины-матери проходит красной нитью через всё творчество Петрова-Водкина, однако если прежде он писал лишь крестьянок, то на этот раз его «мадонна» - пролетарка, работница.

Поразительный, не имеющий аналогов натюрморт Кузьмы Петрова-Водкина, написанный им в 1918 году: «Селёдка». Он предельно аскетичен: красная скатерть (опять красная!), четвертушка-пайка хлеба (хлебушек тогда не резали - чтобы он «не растерялся на крошки»), две картофелины и главная «героиня» картины - тощая рыбина. Обычная еда того голодного времени. Натюрморт становится памятником селёдке, на которой держались жители Питера и Москвы, которую выменивали на дрова и все необходимые в быту вещи, из которой готовили котлеты и даже десерты!

Петров-Водкин объективен и непредвзят. В картине 1926 года «Рабочие» он изображает победивший пролетариат в весьма неприглядном виде, и за эту работу с радостью хватаются буржуазные искусствоведы. В одной из популярных биографий [Серия «Великие художники». Том 66: Кузьма Петров-Водкин. - К.: «Комсомольская правда - Украина», 2011] мы читаем следующие строки, исполненные ненависти и презрения к рабочему классу - творцу материальных благ: «Они [рабочие - К. Д. ] производят впечатление каких-то хищных бездуховных механистических натур. Это читается во взглядах, в жестах рук. Их разговор (или спор) явно о чём-то приземлённом. …пролетарий как типаж предстаёт… личностью деградировавшей: лица рабочих на картине совершенно лишены духовности, жёсткий взгляд, свидетельствующий о навязчивой - явно меркантильной - идее, корыстный жест… Полотно не воспевает рабочего, а обличает его бездуховность. Хотя по форме перед нами тот самый социалистический реализм, апологетом которого в определённый момент был признан Петров-Водкин, по сути это обличительный документ - неприятие художником “гегемона” слишком очевидно» [с. 39].

У нас нет оснований сомневаться в том, что Петров-Водкин запечатлел то, что видел, изобразив, так сказать, «рабочий класс без прикрас». Известно, что в 1920-е годы большевики столкнулись с очень неприятным явлением: рабочие Петрограда, получив 8-часовой рабочий день, использовали расширившееся свободное время для игры в карты, пьянства и подобных непотребных занятий. Пришлось принимать меры по повышению культурного уровня пролетариев: пропагандировать среди них чтение, водить «гегемонов» в театры и музеи. Боюсь, что и картины быта и досуга, портреты сегодняшних пролетариев, в особенности - всякого рода гастарбайтеров, вкалывающих на стройках и в коммунальном хозяйстве, способны привести в шок и полное уныние рафинированно-интеллигентных «пролетарских революционеров».

Сам капиталистический строй - как это показал и Карл Маркс в «Капитале» (особенно в третьем и четвёртом отделах книги первой) - само уродующее человека разделение труда, механистический труд придатка к бездушной машине, тупая работа по 12 и более часов в день - всё это и ведёт к деградации личности, к превращению людей в «хищных бездуховных механистических натур». Надо отдавать себе отчёт в том, что взятие власти пролетариатом - это только первый шаг к его освобождению, это лишь начало пути по воспитанию из него новой, гармонично развитой личности.

Беспочвенны попытки приписать Петрову-Водкину «обличение и неприятие победившего пролетариата», как и смешно звучит утверждение, будто его картина «Новоселье (Рабочий Петроград)» (1937) - это сатира на быт советских людей. Конечно, для сегодняшней буржуазно-интеллигентствующей и просто мещанско-мелкобуржуазной публики, привыкшей к «евроремонтам» и всяческим хамонам на столах, быт тогдашних рабочих представляется убогим, а сами эмоции людей на картине, выраженные в жестах и мимике, - «по-совковому» примитивными. Однако надо понимать, что для простых работных людей переезд из подвалов и бараков в благоустроенную квартиру, отобранную у «бывших», являлся праздником. И этот праздник - как надежду на будущую светлую жизнь - запечатлел Петров-Водкин.

Красный конь. А вот когда я - маленький городской мальчик - впервые увидел коня, то он был белоснежно-белого цвета. Нет, это был не живой конь. Это был конь на картинке. Позже я узнал, что картинка эта называлась иконой. Икона находилась в углу бабкиной комнаты над огромным сундуком, на котором я спал. И когда я засыпал, это иконное изображение коня было последнее видение перед тем, как неизвестная сила погружала меня во временное небытиё. А в предутренний час этот конь, бывало, и оживал, и мчался стрелой над клубящимся в предсмертной агонии страшеннего змия.

А всадник сидящий на нем, изящным энергичным движением вонзал тонкое, длинное копьё прямо в пасть с острыми зубами, которыми змий искусал столько невинных жертв. Именно с этой картинки, стало формироваться в моём раннем детстве убеждение в том, что добро непременно поразит зло. Зло не может победить. Потому как добро – это и есть сама жизнь. И жизни никакой не было бы, если бы этот самый змий победил.

А конь уже в те времена для меня, ребёнка, был неким воплощением добра, силы и помощника. Вот знал же я уже картину «Три богатыря». А Илью Муромца без коня и представить себе не мог. Конь и всадник – это одно, нечто целое в сиянии силы и добра. Ну а конёк горбунок! Он ведь был для всех нас совсем живой. Без него с длинными ушами наш герой, Иванушка-дурачок, не преодолел бы все козни, устроенные ему. И не стал бы он прекрасным принцем.

*****
А вы когда-нибудь видели в жизни красного коня, вот такой необычной масти? Никто не видел. Потому как таких невозможно красных коней в природе не бывает. Почему же он красный? И вот такой вопрос, я больше чем уверен, задаст себе каждый, кто остановится перед оригиналом этой картины в одном из залов Третьяковки.

И вопрос этот естественно возникнет сам в голове. Особенно у тех, кто не сильно отягощен глубокими познаниями в живописи мировой и отечественной тоже. И таких из приходящих в Третьяковку, абсолютное большинство. Знаю, потому что я сам вожу в ней экскурсии.

И потом я и сам себе задавал и задаю тот же вопрос. Ну почему же он такой красный. И такой огромный. И этот обнаженный весь такой субтильный и хрупкий юноша, сидящий на нем, почему он так контрастирует с этим мощным конём. Ведь это было кому-то нужно. То есть самому художнику было нужно. Ведь он хотел же нам что-то всем этим самым сказать. Как и любой художник, берущий в руку кисть, каким бы умелым или неумелым он не был бы. И какого не был бы он возраста. Но об этом чуть позже.

*****
А сначала … А сначала нас привлечёт фамилия художника. Какая-то странная она, необычная, уникальная фамилия. Ну что это такое? ПЕТРОВ-ВОДКИН. А может быть – это броский, эпатажный, явно сочиненный псевдоним? Со смыслом.
И, оказывается, в этом случае нет никакого смысла. Фамилия настоящая. И нет ничего в нем намеренного, на что-то намекающего.

Просто дед у художника был сапожник. И пьяница. Чему же удивляться. Напротив, всё сходится. Пьяный, как сапожник, - кто ж этого не знает. Вот именно таким он был и известен всему Хвалынску, небольшому городке на Волге. И прозвали его в городе Петров- Водкин. А потом, как это часто и бывало на Руси, прозвище стало фамилией. Кончил, кстати, он очень плохо. Однажды, в приступе белой горячки он взял острый сапожный нож и зарезал жену свою. И сам тоже вскоре умер. А вот сын его, Сергей, хотя и был тоже сапожником, но так удивительно в рот не брал спиртного. А удивительная фамилия осталась. И прославил её Кузьма на весь мир.

Спираль судьбы, вознесшая его в элиту самых знаменитых художников 20 века, берёт своё начало, как уже было сказано, в городе Хвалынск. Ныне это мелкий городок (13 тыс. жителей) известный лишь своими яблоневыми садами, да вот ещё и как место рождения Петрова-Водкина.

Меня тут удивляет несказанно одна вещь. А именно то, как вообще Кузьма стал художником. Ну не было совсем никаких предпосылок. Какой то мелкий городок на Волге. Такая Тмутаракань.

В этой связи я вновь задаюсь одним и тем же вопросом. Почему и как мы от рождения по прошествии некоторых лет становимся теми, кто мы есть. Кто и что приводит нас к нынешнему состоянию. Есть ли во всём этом какая-то мистическая предопределённость, может даже и генетическая. А может быть все звенья нашего жизненного пути – это всё случайные звенья, сложившиеся необъяснимо без всякой логики. И без намёка зажегшейся на небосводе божественной звезды. И её горение упрямо высветило нам прожитый путь. Не знаю. А кто знает? Никто.

Вот и один из самых известных и знаменитых художников по всему просто не мог стать художником. Его звезда взошла из занюханного захолустья. И в роду его не было художников. Были сапожники, не имеющие к живописи ну никакого отношения. И никак не могли они поспособствовать рождению в глубине его души таинственного желания изобразить красками мир, так как он его видел и мыслил. Да так, что даже и тот, кто не сильно искушён в истории живописи, узнает руку, создавшую все его живописные творения.

А на его жизненном пути были внезапные повороты, которые могли бы его повести совсем по другой стезе. Но вот судите сами из какого сора взрос этот необыкновенный талант.
*****

Про сапожников уже было сказано. Ну рос обыкновенный мальчик. Ну да, любил рисовать. А какой ребёнок не любит рисовать. Но вот пришло первое везение, давшее первый начальный импульс к мировой славе. В доме его приятеля жили богомазы. И в нем мальчик Кузя познакомился с тем, что такое икона. И что такое живопись. Это был дом старообрядцев. Там он познакомился не только с очень сложной техникой иконографии, но и со всем процессом изготовления икон. А главное он увидел, что живописное изображение – это не просто отражение того, что воспринимает наш глаз, но и то, что оно может быть наполнено особой духовностью. То есть тем, чем наполнена твоя душа. И вот вероятно поэтому всё, что было написано художником Петровым – Водкиным, так напоминает иконы.

А ещё он понял всю завораживающую силу красок. Их воздействие на наше состояние души. Вот как он сам вспоминает об этом сам в одной из его книг, написанной им; «У меня уже установилось уважение к краске, и для меня небрежность к цветовому материалу означало то же самое, как если по клавишам фортепьяно барабанили палкой».

*****
Итак, школа окончена. Ему пятнадцать лет. И встал вопрос « где работать мне тогда». Стать художником в плане не стояло. Он поработал в судоремонтных мастерских, а потом поехал в Самару поступать в железнодорожное училище. И стал бы Кузьма машинистом, да только Бог отвратил его от этого неверного поступка и весьма похвального желания. А знаете как? Вот шёл наш Кузя на первый экзамен и увидел он вывеску. «Классы живописи и рисования». И понял он, что это сама судьба выставила ему на пути это послание. И не смог он ему противиться.

До экзамена в железнодорожное училище он дошёл и благополучно провалил его. К своему облегчению. И пошёл он потом в эти самые классы живописи. Зачисли его. Руководителем классов был некий Бурков. Вот ему-то будущий художник и должен был бы поставить свечку. Да ещё и какую. Принял мальчика пятнадцати лет «императорский художник первой степени». И начал учить его непростому искусству живописи. Два года учил. И тут новая подножка. Умер учитель. И несостоявшийся художник вынужден был вернуться в дом родной в Хвалынске.

И снова судьба ли, Бог вернули его на стезю живописца. Казалось бы совершенно случайно. Мать его работала горничной в одном барском доме. Сестра её хозяйки решила построить дачу. Такой барский дом. По индивидуальному проекту. Представьте себе, рядом с Хвалынком. По проекту архитектора Р. Мельцера.

И вот мама мальчика Кузи отнесла несколько работ юного художника знаменитому столичному архитектору. Архитектор пришёл в восторг. И опять судьба, которая из цельной цепи случайностей, выстроила закономерность. Архитектор увёз юное дарование в Петербург и устроил в приличное училище живописи Штиглица (ныне училище Мухиной, или просто «Муха»).

А ведь и Петербургу тоже нужны деньги. Се ля ви (c’est la vie). Деньги стали приходить от хвалынских купцов и самой барыни-хозяйки. 25 руб в месяц. Не знаю, много это или мало. Ну наверное достаточно для жизни, учёбы, посещения музеев и мелких развлечений в столице. А художнику эти посылки не нравились. Он называл их подачками.

А потом он решил, что это училище исчерпало все свои возможности, чтобы научить его чему-то новому и поступил он в знаменитое Московское училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Оно и поныне стоит в конце Мясницкой у Чистых прудов. А какие учителя у него были! Серов, Левитан, Коровин. А каким было его окружение студенческое! Будущие знаменитые художники Кузнецов, Ларионов, Сарьян, Машков. И не только.

Вот художника Петрова –Водкина при жизни кое-кто называл художником деревенщиком. Если не деревенщиной. Намекая на его сапожное происхождение в глухой провинции. А ещё на примитивизм его живописных творений. Ровным счётом ничего не понимая в них. А этот художник был одним из самых образованных по части живописи человеком. Он учился не только в самых лучших художественных заведениях в обеих наших столицах. У лучших художников. Он несколько лет провёл и в западных столицах. И постигал дело живописи в лучших мировых музеях.

А впервые он отправился в Европу, движимый страстным желанием познать всё то, что было уже достигнуть в этой области до него. Отправился, не поверите, на велосипеде. Нет, это не шутка. На велосипеде! Так вот сел и поехал. Через всю Европу. А вы можете представить себе, каким был этот велосипед ещё тех времён. Времён начала прошлого века. Драндулет, да и только.

Петров – Водкин несмотря на своё происхождение и такое, я сказал бы не очень интеллектуальное лицо, был очень одарённым человеком. Он играл на скрипке. Причем не натужно пиликал, а как профессионал. А ещё он был настоящим писателем. То есть он замечательно владел не только кистью, но и пером. Он писал книги и пьесы, которые имели успех. Был момент, когда он выбирал, кем ему стать, художником или писателем. Он выбрал палитру и кисть.

*****
Но вернёмся к «Купанию красного коня». Но почему же он всё-таки красный. Ну как, почему, скажет кое-кто. Особенно из тех, кто видел и другие картины художника, в которых дух революции отменно выражен. Красный – это значит революция. Почему-то вспоминается всем известный некогда милый стишок. «Как повяжешь галстук – береги его. Он ведь с красным знаменем цвета одного»

Вспоминается и другой стишок в связи с вопросом, куда скачет этот конь. «Ведь кузнечик скачет, а куда не знает». Вот и наш конь красный не знает, куда он скачет. Потому как субтильный всадник им совсем не правит. Но мечта уже есть. Мечта светлая. « Мечта прекрасная, еще не ясная, уже зовет тебя вперед.» И эти слова мы тоже помним из прекрасного гимна ушедшей навсегда эпохи. А теперь, в скобках будет сказано, у нас нет мечты. Ни красной, и вообще никакой. Осталась она только что вот на этой картине Петрова-Водкина.

Но есть одна любопытная деталь. Картина-то была написана в 1912 году. То есть не только до Революции, но и до начала первой мировой войны. И художник и в мыслях не держал делать какие-то намёки – предсказания. Да и вообще неизвестно, что он хотел сказать этим конём. И замысел у него изобразить его таким, каким мы его знаем, родился не сразу.

Вначале была задумка просто написать такую почти бытовую сцену. Как мальчики обнаженные купают своих коней. Наверное, такие же как и те, которые выводили их в ночное на Бежин луг. И цвет коня первоначально был гнедым. И у гнедого коня, прототипа красного, было имя. Вот как о нём пишет сам художник:

"В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. И я начал писать купание вообще» Звали этого «росинанта» гнедого, не удивляйтесь, Мальчик

И у стройного юноши тоже было имя. Это был один из учеников художника, Сергей Калмыков. Кстати, именно этот Серёжа написал картину, изображавшей купание красных коней. Очень может быть, эта ученическая работа и вдохновила учителя на создание известного всем шедевра. И Сергей очень гордился этим фактом, благодаря которому он вошёл в историю живописи.

*****
Интересная деталь. Этот конь был написан в его родном Хвалынске. То есть тогда, когда Петров-Водкин стал уже зрелым художником, постигшим уже многое в истории мировой живописи. И у него уже есть выработанный свой собственный стиль. Узнаваемый стиль. А истоком рождения этого стиля была икона. Всё его приобщение к волшебной способности отображать и изображать мир окружающий на плоскости, свойственной только человеку, произошло благодаря двум иконописцам старообрядцам в детстве художника. Вот и конь красный тоже несёт на себе все признаки иконы. Это отсутствие линейной перспективы, это плоскостность изображения, это чистые, яркие не смешанные краски.

А надо сказать, что именно в это время стала происходить расчистка древних икон. Или раскрытие, как говорили тогда. То есть снятие с первоначальной живописи икон поздние поновления и особенно олифы, из-за которой икона темнела с годами. Именно в это время икона впервые перестала рассматриваться только как предмет культа, но ещё и как произведение искусства. Именно в это время была раскрыта знаменитая «Троица» Рублева. Открыли и восхитились, и поняли, каким живописным богатством обладала средневековая Россия.

Восхитились не только у нас. Вот и Матисс, приехавший к нам, тоже восхитился. И замечательно использовал в написание своих признанных шедевров технику иконописи. Потому то так и узнаваем его стиль среди прочих. И в ещё большей степени использовал её наш художник Петров-Водкин. Ему,как говориться, и Бог велел. С детства он приобщался к живописанию икон.

Мы во всём ищем символику. И особенно в живописи. А в иконе всё, что не есть на ней, всё есть символ. Икона – это ведь не портрет. И упомянутая Троица – это не портрет трёх ангелов, которых никто в глаза не видел, кроме разве что Авраама. Вот и в живописи Петрова-Водкина тоже ищут символы.

Конь красный. А почему? Как уже было сказано, картина была написана в 1912 года. То есть тогда, когда пролог революционный уже состоялся, но о продолжении пока никто и не говорил. Первая мировая война была на носу. Да и сам художник ни о чём таком даже и не думал. На мой взгляд, ответ надо искать в том истоке, с которого начал развиваться живописный талант художника. У него в подсознании накрепко засело отношение к цвету с детства, то есть, когда он усваивал уроки живописи у двух монахов – староверов.

А в иконографии каждый цвет – это символ. Так вот красный цвет на иконе – это символ мученичества и жертвенного подвига. Это символ страдания за веру. Поэтому великомученики на иконах облачены в красные одежды.

А мы помним, почему у классического пасхального яйца цвет должен быть красным? Давайте вспомним. Мария Магдалина узнала, что Христос воскрес. И с этой радостной вестью отправилась в Рим к императору Тиберию. Она принесла ему яйцо и сказала «Христос воскресе». А тот ей в ответ: «Не может человек воскреснуть, как не может белое яйцо стать красным.» И в этом момент яйцо и покраснело. Ну император и вынужден был ответить нам всем известными словами: «Воистину воскресе!» С тех пор и мы тоже по сию пору красим яйца в красный цвет, чаще всего не зная почему. А ведь этот цвет нам напоминает кровь Христа и его победе над смертью. Это цвет Воскресения и символ нашего возрождения в жизнь будущую.

И потом здесь нельзя не упомянуть о том, что красный цвет – это ещё и цвет той самой революции. И цвет флага, бывшим нашим государственным флагом долгие годы. Целой эпохи в нашей многовековой истории. А ещё ведь была Красная армия, которая была, как известно, «всех сильней». И это правда. А почему красный стал цветом революции?

У этой темы есть своя история. И по-настоящему всё началось во Франции. А по роду моей профессии эта страна мне ближе всего. Великая Французская революция 1789 год. Даже и не 1793 год – время пика кровавого её развития. Нет, это было самое её начало А именно день взятия Бастилии. 14 июля. Восставшие пошли на штурм с красным знаменем с этой фразой, начертанной на нём: «Военное положение объявлено вооруженным народом»

Красный цвет с тех пор стал символом санкюлотов и якобинцев. Они носили красные шапочки и шарфы. И это неизбежно. Потому как у каждого движения должно быть знамя, имеющее свой цвет. И таким образом символом революции стал красный цвет.

В 1791 году огромная революционная толпа берёт штурмом королевский дворец Тюильри. И после штурма нашли белую королевскую хоругвь, всю пропитанною красной кровью. И так вот белое и красное стали кодами революции и контрреволюции.

А вот со времени Парижской Коммуны (1871 год), заметьте опять-таки во Франции, красный цвет стал цветом международного движения пролетариата. А потом красное знамя появляется и в России. Оно становится партийным знаменем РСДРП. Не забудем при этом, как во время Февральской революции депутаты и даже некоторые члены императорской фамилии тоже цепляли на свои сюртуки и фраки красные бантики. Ну как же, потому как революция!

Вот такая история. В глазах русских революционеров, как ни странно, точно так же как и на иконе, красный цвет – это символ крови, жертвенной крови, пролитой во имя высокой идеи или веры (а это одно и тоже. Это символ страдания, мужества и справедливости.

Искусствоведы и тех времён. утверждали, что "Купание красного коня" это предчувствие первой мировой войны. Петров-Водкин так с иронией говорил: "Когда разразилась война, то наши многоумные искусствоведы заявили: “Вот что значило "Купание красного коня"”, а когда произошла революция, поэты наши написали:“Вот что значило "Купание красного коня" – это праздник революции”

А некоторые связывали это совсем с другим. Этот живописный конь, утверждали они, и изящный юноша на нем - это просто символ судьбы, это начало жизни, наполненной романтикой и радужными ожиданиями.

А что же имел в виду Петров - Водкин, написав это знаменитое полотно. А я думаю всё то, что было выше перечислено, касательно жертвенной крови Христа, первых христиан – великомучеников и в равной степени и первых революционеров, которые умирали тоже во имя высоких идей. И романтическое состояние души юного всадника тоже. Выбирайте, что хотите.

Хотя может быть это и не так. Может быть, вовсе он ни о чём и не думал. Просто этот конь явился из глубокого подсознания, как предчувствие грядущих судьбоносных событий, ещё не открывшихся ему. Вот как он сам выразился по этому поводу, когда началась Первая мировая война,: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» А когда началась та самая революция, он уже сказал другое. Нетрудно догадаться, что.

*****
Ещё раз повторю. Петров-Водкин, не смотря на своё простейшее происхождение, был очень образованным человеком. И прежде всего в области живописи. Это вам не художник самоучка, типа примитивистов Пиросмани или Анри Руссо таможенника. Они мне оба очень нравятся, но в искусстве живописи они не ушли далеко от детского рисунка. В чем собственно и состояла их главная ценность и прелесть. Но вот этого как раз совсем нельзя сказать о нашем Петрове-Водкине. Вот что он сам пишет по этому поводу. «За полтора с лишним десятка лет мне пришлось переиспытать на моей спине всяких учительских сноровок – и русских, и западноевропейских».

И остался при этом самим собой, создав свой собственный стиль. Неподражаемый и легко узнаваемый. Он не примкнул к новомодному в те времена импрессионизму. Он был бесконечно далёк от кубизма. И все прочие извращенцы от живописи со всеми их футуристическими экспериментами ему были абсолютно чужды. Да он, кажется, ни к какому течению не примкнул.

И при всём при том Бенуа обозвал его «деревенщиной», намекая на его провинциальное происхождение. Ну конечно. Куда там ему до Бенуа – такого рафинированного аристократа, чьё творчество в основном было сосредоточенно на описании Версаля времён Людовика четырнадцатого. Правда, в отличие от Петрова-Водкина он художественного образования не получил. И академиев не кончал. Он учился на юридическом факультете. А вот в живописи -настоящий самоучка. Но зато стал теоретиком искусств. Писал книги об искусстве. Ну совсем как профессор из пьесы «Дядя Ваня»

Но совсем забавное было не в этом. Александр Бенуа был ведь ещё основателем и главным идеологом объединения «Мир искусств» Так вот картина «Купание красного коня» была впервые показана на выставке этого объединения. И картина висела не в общем зале. Нет! Эта картина «деревеньщины» Петрова – Водкина висела над входом. Она стала как бы знаменем всего выставленного. И все разговоры были только о ней.

*****
В России в начале века на смену передвижникам пришла новая волна живописцев. Было среди них не мало интересных и самобытных, прославивших нашу страну. Из всех прочих говорят и упоминают прежде всего троих. Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина.

Первые два опять-таки в отличие от Петрова Водкина тоже систематического и глубокого образования в живописи не получили. Однако ж оба стали основателями новых художественных направлений. Кандинский – абстракционизм. Малевич - мало понятный для многих супрематизма. По правде сказать, их трудно назвать русскими художниками. Да и сами они себя таковыми не считали. Один – немец, другой - поляк. А вот Кузьма Петров-Водкин был русским художником и по имени, и по сути, и по духу. Каждая его картина – воплощение национального русского мироощущения.

Малевич только и известен всем, как создатель «Чёрного квадрата». Это его такой бренд. Это такая его марка, чуть не сказал торговая. Потому как нашлёпали этих квадратов просто несметное количество. А сколько статей и книг! И все гадают и гадают. Что есть такого таинственного и неразгаданного в этом «квадрате"?

А мысль его, простыми словами, была такая. Человечество в области живописи уже всё сказало. Попробовали уже всё. Наплодили измов просто невозможно сколько. И сказать уже больше и нечего. В многотрудных поисках нового все мировые художники дошли вот до этой чёрной дыры. То есть до квадрата черного, который вместил в себя всё. Как и вообще черный свет, который вмещает в себя всё радужное разнообразие. И стал квадрат заключительной точкой в желании человеком отобразить видимый и невидимый мир. Точка. Квадрат. И безнадёга, чтобы не сказать больше.

Слава тебе, Господи, что не ведает ничего об этом пятилетний ребёнок, который берёт впервые в руки цветные карандаши и пытается ими воспроизвести мир, окружающий его. А вместе с ним и свои ощущения, и мысли. Ну вот как это делал великий художник Петров-Водкин. И земной поклон ему за это.

P.S. У этой картины очень не простая история. Два года спустя после написания она была отобрана для «Балтийской выставке» в Швеции. Там художнику, несмотря на провокационный цвет коня, король страны вручил медаль и грамоту. А потом случилась война, а потом февральская смута и революция в России. А потом ещё и гражданская война. Словом было не до картины. Она так и осталась в Швеции. Вернулись к этому вопросу только после второй мировой. В 1950 г. Попросили вернуть. И вернули картину нам. Да и как не вернуть державе, сокрушившей Гитлера.

Вернули, правда, вдове художника. А она, непонятно почему, вверила картину одной собирательнице московской Басевич. Может быть и продала. Ну а та в свою очередь в 1961 году преподнесла шедевр в дар в Третьяковскую галерея. А я так думаю, попробовала бы она не преподнести картину, которая уже рассматривалась как народное достояние, которое никак не могло принадлежать частному лицу. Это вам не наше время, при котором Ваксерберг выкупил в США пасхальный яйца Фаберже и оставил их у себя. Всемирно известные шедевры ювелирного искусства теперь его частная собственность. А частная собственность – это святое.

Показанная в 1912 году на выставке "Мира искусства" картина "Купание красного коня" была воспринята зрителями как художественное откровение, став самым знаменитым произведением Козьмы Петрова-Водкина. Здесь художнику с редкой силой удалось добиться возведения "момента живой натуры" в "вечную реальную окаменелость" живописного шедевра, соединившего в себе общечеловеческие нравственные и художественные традиции.

Замысел картины "Купание красного коня" родился из реального мотива и был отшлифован в многочисленных натурных штудиях, которым было отдано лето 1912 года, проведенное художником на хуторе Хвалынске близ Дона. В окончательном варианте торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от действительного, земного события, обнаружило свой всеобъемлющий символический смысл. Чуткий зритель увидел в ней своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества.

Козьма Петров-Водкин
Купание красного коня , 1912
Холст, Масло. 160×186 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва


При работе над "Купанием красного коня" между первым вариантом композиции и окончательным ее решением в картине был еще один эскиз маслом (местонахождение неизвестно, сохранилась фотография).
Композиционно близкий к картине, отличающийся лишь в деталях, он все же весьма далек от нее в образном плане. Конь в этом втором варианте уже превратился из реальной деревенской лошади в того чудо-коня, которого мы видим и на картине. Купающийся мальчик исчез и еще не заменен мальчиком, держащим за поводья коня, появившимся у левого края картины. Всадник справа остался тот же, но пейзаж упростился и, за исключением песчаной косы справа, близок к окончательному решению. Наконец, центральная фигура всадника, крепко опиравшегося (в первом варианте) левой рукой о круп коня, посажена в той же не очень устойчивой позе, что и на картине.

Сопоставление эскизов позволяет убедиться в том, что главный рубеж в создании композиции был уже преодолен, когда Петров-Водкин приступал ко второму ее варианту.
Сильнейшее воздействие на художника в процессе его работы над "Купанием красного коня" оказала встреча с русскими иконами. Она не была первой, но следует иметь в виду, что истинные художественные достоинства древнерусской иконы были до рубежа 1900-х и 1910-х годов сокрыты и лишь наиболее просвещенные ценители и собиратели о них догадывались Расчистка от позднейших наслоений, начавшаяся около этого времени, привела к открытию русской иконы как явления искусства мирового значения.

Иконы, собиравшиеся до тех пор, главным образом как памятники древнего благочестия, оказались произведениями живописи редкостной красоты и духовной чистоты. Все это не могло пройти мимо внимания Петрова-Водкина, остро чувствовавшего свою кровную связь с национальной культурой и живо интересовавшегося древнерусской стенописью и иконописью. Бывая в московских собраниях, Петров-Водкин видел только что расчищенные, сияющие красками иконы, и они все больше привлекали его, так как отвечали его собственным поискам монументальной формы и ясного пластического решения станковой картины философского содержания.
Очевидно, иконы произвели на него такое впечатление, что он переосмыслил образный строй уже начатой в эскизе картины и самое ее содержание. Таким образом, переход от первого ко второму варианту был обусловлен сильным художественным "шоком", заставившим Петрова-Водкина по-новому взглянуть на задачу картины и вообще своей живописи, решительно обратившим его взоры к богатейшему наследию древнерусского искусства.

Теперь Петров-Водкин писал не только и не столько купание лошадей. Он хотел передать в своей картине ощущение каких-то самому ему еще не вполне ясных, но томивших его предчувствий очистительных перемен во всей жизни страны.

Набатный красный цвет коня звучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Неконкретность своих предчувствий невольно подтвердил сам Петров-Водкин, сказавший через два года после создания картины, когда началась мировая война, что "у него неожиданно для него самого мелькнула мысль - так вот почему я написал "Купание красного коня".
С большим, кажется, основанием он мог бы сказать это спустя еще три года - с наступлением кроваво-красной революции 17-го года. Это было то смутное, но пророческое предчувствие, даром которого наделены истинные поэты и художники.
Итак, от гнедой деревенской лошадки первых набросков Петров-Водкин приходит к богатырскому красному коню, дивному своей мощной статью. Облик его больше связан с образами старой русской былины и песни, чем с реальной лошадью.
Цвет его - тот "красный", что в народных песнях означает "красивый", "добрый", "сильный", "славный".
Таким образом, как сказочно могучая фигура коня, так и его цвет становятся в картине метафорой.

Образ юноши-всадника также дозревал в процессе работы над картиной, но развивался, так сказать, в противоположном направлении: в то время как конь наливался богатырской мощью, всадник из обычного мускулистого деревенского паренька (для него летом на Волге художнику позировал его двоюродный брат Шура) превратился в картине в безвольного отрока, своей тонкой, как плеть, рукой только держащегося за поводья, а не удерживающего ими коня.
В этом есть своя логика: энергичная пластическая проработка формы вступила бы в противоречие со звучностью цветового аккорда и нарушила бы весь плоскостный строй картины. Голова юного всадника несомненно восходит к облику того же Шуры, но несколько абстрагированному, каким уже однажды запечатлел его Петров-Водкин ("Голова юноши", 1910, Картинная галерея Армении).
Разумеется, не стоит искать прямых аналогий "Купанию" среди расчищенных икон, но в известном смысле прообразом его для Петрова-Водкина могли служить иконы Георгия Победоносца - героя-победителя, святого заступника Руси, - аллегории победы над злом и скверной. Если это так, то можно утверждать, что Петров-Водкин весьма решительно трансформировал этот образ, переакцентировав основное внимание со всадника на коня, сохранив, однако, в облике всадника вневременную отрешенность от всего суетного. Художник упорно стремился к эффекту, которого и добился в картине, - красный конь с его величественной поступью замер, заняв собой почти всю поверхность холста; он идет, но не уходит, он величав и праздничен, и, конечно, не этому слабому, тонкому юноше мальчику заставить его повиноваться.

Впечатление необыкновенной мощи коня рождается не только от его стати, но и оттого, что его огромное тело как бы не вмещается в картину и срезано ее краями, и оттого, что оно залито цельным, не раздробленным, плакатно-плоским пятном огненно-красного цвета. Моделировка, явная на эскизах-вариантах, настолько притушена в картине, что поначалу и вообще не заметна, разве только в энергичной скульптурной лепке головы коня, впрочем, тоже не нарушающей единства цвета. Только желтое тело мальчика, черная сбруя и темный с золотом огромный косящий на зрителя глаз коня прорезают этот массив красного, контрастно рисующегося четким силуэтом на сине-зеленой воде реки. Остановленное движение коня, приковывающий к себе цветовой контраст - все это вырывает картину из окружения и замыкает ее композицию в пределах холста. Тому же впечатлению способствует концентрическое построение второго плана, где дуге берега вторят зеленоватые волны и движения второпланных фигур.

Незадолго до начала работы над картиной, в конце декабря 1911 года, Петров-Водкин участвовал в трудах Всероссийскою съезда художников в Петербурге и, очевидно, должен был прослушать обширный доклад В.В.Кандинского "О духовности в искусстве" (его на двух заседаниях читал, в отсутствие докладчика, Н.И.Кульбин). Подробно излагая свое понимание основных цветов спектра, в частности красного цвета, Кандинский писал: "Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами". И далее, прослеживая различные ипостаси красного в контексте тех или иных изображений, он специально останавливался на примере с красной лошадью, утверждая, что "естественная невозможность красной лошади повелительно требует подобной же неестественной среды, в которую поставлена будет эта лошадь". Именно на примере красной лошади Кандинский отстаивал свой тезис о том, что "внутренняя необходимость" диктует художнику единую меру условности для всех компонентов картины. Не оказалось ли окончательное решение "Купания красного коня" как-то связано с этой мыслью Кандинского?

"Купание красного коня" стало кульминацией всего предшествующего пути Петрова-Водкина. В ней ассимилированы различные воздействия, которым подвергался художник в те годы, особенно традиции древнерусского искусства и современной европейской символистской картины. Никогда до того Петрову-Водкину не удавалось так блистательно доказать, что стремление к чистоте живописных средств - целостности формы, ясности цвета, простоте линий - более действенно и создает более яркий, глубокий и запоминающийся образ, чем добросовестное следование натуре. Никогда "двуслойность" его картин не была столь очевидна, ибо разрыв между обыденностью изображаемой сцены и мощью образного решения иной, несравнимо более серьезной и важной художественной задачи достигал здесь огромных размеров.
Именно благодаря этому в пору стремительного отхода многих художников русского авангарда от фигуративных форм искусства "Купание красного коня" пытались сделать знаменем, под которым могли бы объединиться молодые художники, не поддавшиеся чарам беспредметничества. Это-то, думается, и имели в виду устроители экспозиции, повесившие картину над входной дверью выставки "Мира искусства". И все же знаменем она не стала, потому что личный опыт и ход творческой мысли Петрова-Водкина были настолько индивидуальны и трудны для претворения их другими, что картину поняли и приняли немногие. Так еще раз определилось особое - вне каких-либо течений и художественных группировок - положение Петрова-Водкина в искусстве предреволюционного десятилетия. (

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Мы все привыкли смотреть на «Купание красного коня» Петрова-Водкина, как на символ Революции 1917 года.

Да, Петров-Водкин с симпатией отнёсся к революции. И один из немногих дореволюционных художников смог адаптироваться к новому миру.

Но все ли так однозначно? Ведь картина была написана за 5 лет до революции, в 1912 году.

Откуда вообще взялась идея «Красного коня»? И как он превратился из жанровой сцены в символ целой эпохи?

Особенности «Купания красного коня»

Работа Петрова-Водкина была очень смелой для начала 20 века.

Хотя изображено не такое уж значительное событие. Всего-то мальчишки купают коней.

Но главный конь неожиданного цвета. Красного. Причем насыщенного красного.

Позади – розовый и белый кони. На их фоне краснота главного коня проступает ещё явственнее.

Изображение почти плоское. Четкий контур. Чёрные удила, чёрное копыто и чёрный глаз придают коню ещё большую стилизованность.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (деталь). 1912 г.

Вода под копытами больше похожа на тонкую ткань. Которая пузырится под копытами и расходится складками.

А ещё сдвоенная перспектива. На коня мы смотрим сбоку. А вот на озеро – сверху. Поэтому мы не видим неба, горизонта. Водоем почти вертикально стоит перед нами.

Все эти живописные приемы были необычны для России в самом начале 20 века. Учитывая, что в то время большой популярностью пользовались работы Врубеля, и . Восходящей звездой была .

Где же Петров-Водкин взял все эти идеи для своей картины?

Как развивался стиль Петрова-Водкина

Упрощённое цветовое решение и минимализм в деталях – прямое влияние работ Матисса.

Особенно это заметно по работе «Играющие мальчики». Которая была создана почти тогда же, что и «Купание красного коня».

Она Вам ничего не напоминает?


Кузьма Петров-Водкин. Играющие мальчики. 1911 г.

Конечно, многое в ней перекликается с . На тот момент работу уже купил русский коллекционер Сергей Щукин. И Петров-Водкин ее видел.


Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг.

В это же время ученые и художники стали активно интересоваться иконописью. Именно в начале 20 века расчистили немало старинных икон. И мир понял, какой важный пласт мировой живописи до сих пор игнорировался.

Петров-Водкин был восхищён иконописью. Именно на них он и увидел красных коней. До Эпохи Возрождения художники вольно обращались с цветом.

И если конь считался красивым, то символично его изображали красным.


Икона «Святой Дмитрий Солунский на коне». 16 век. Албанский музей средневекового искусства

Фирменная трёхцветка Петрова-Водкина (красный-синий-желтый) – преобладающие цвета как раз икон.

Вот так, смешав черты модернизма и иконописи, Петров-Водкин и сформировал свой неповторимый стиль. Который мы и видим в «Купании красного коня».

«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина

Чтобы понять, в чем же уникальность картины, важно сопоставить ее с другими работами художника.

Формально «Купание красного коня» не сильно выделяется среди других работ Петрова-Водкина.

Конечно, к своей узнаваемой цветовой гамме он пришёл не сразу.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Несколькими годами ранее цветовые решения мастера были другими, оттенки поразнообразнее. Это хорошо видно по работе «Берег» 1908 года.


Кузьма Петров-Водкин. Берег. 1908 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон.


Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1913 г.

Уже после революции стиль остаётся тот же. И даже конь вновь появляется.


Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В советское время осталась простота. Но вернулись тени и объём. Балом правил соц. реализм. И всякие модернистские «штучки» были под запретом.

Поэтому фон усложняется. Это не просто закрашенный чистым зелёным луг. Это уже обрыв со сложным рисунком камней. И хорошо прописанные деревенские домишки.

Хотя мы по-прежнему видим «фирменную» трехцветку.


Кузьма Петров-Водкин. Весна. 1935 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Когда смотришь на ряд этих работ, созданных художником за 30 лет, понимаешь, что «Купание красного коня» не выделяется какой-то особой уникальностью.

Так как же картина стала самой известной работой художника? И главное – как «умудрилась» стать символом целой эпохи?

Почему «Купание красного коня» превратилось в символ эпохи?

Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. И в самом деле, что необычного в том, что мальчишки, помощники конюха пришли помыть коней к озеру.

Но потом художник начал сознательно придавать ей черты монументальности. Понимая, что он все больше выходит за рамки бытового жанра.

Как мы уже поняли, красный цвет Петров-Водкин любил. Но в данном случае красным является не просто юбка крестьянки или кепка рабочего. А целый конь. Цвет становится не просто доминирующим. А просто всепоглощающим.

К тому же конь намеренно укрупнен. Он просто не помещается в картине. В кадр не попали ноги, хвост и уши коня.

Он очень близко к нам. Он буквально наваливается на нас. Отсюда ощущение тревоги и дискомфорта.

И в довершении – отрешенный, не к месту спокойный взгляд юного наездника. Мало того, что нам сложно поверить, что такой юнец может справиться с такой махиной. Он ещё и не особо сосредоточен.


Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Как правило, это к добру не приводит. И все мы знаем, к чему привели благие намерения революционеров. Когда «Красный конь» в какой-то момент вышел из-под контроля и начал давить всех. Уже не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Все это в совокупности и делает картину символичной и пророческой.

Можно ли Петрова-Водкина назвать провидцем? В какой-то степени, да. Гениальные художники умеют считывать невидимые пласты Вселенной, сами того не осознавая.

Он и не осознавал. Считая, что написал коня в преддверии Первой Мировой войны. Не подозревая, что в красный цвет скоро окрасится вся его страна. На карте мира.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте


Картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня» , написанная в 1912 году, вызвала у современников множество споров. Одни негодовали, что коней такого цвета не бывает, другие пытались объяснить ее символическое содержание, а третьи усматривали в ней предвестие грядущих перемен в стране. Когда началась Первая мировая война, художник воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня!» Так что же скрывает в себе картина, которая изначально задумывалась как бытовая?




Свой творческий путь Кузьма Сергеевич Петров-Водкин начал с иконописи. В родном городе Хвалынске (Саратовской губернии) он познакомился с иконописцами, работы которых произвели на него сильное впечатление. В начале 1910-х годов Петров-Водкин стал отходить от религиозной тематики, все больше склоняясь к монументально-декоративным произведениям. Но влияние иконописи усматривается во многих его работах.





В картине «Купание красного коня» многие находят образы, традиционные для иконописи. Мальчик на коне напоминает Георгия Победоносца. Петров-Водкин использует прием сферической перспективы, чтобы изобразить предметы сверху и сбоку. В картине доминирует три классических для иконописи цвета: красный, синий, желтый.





Изначально картина задумывалась как бытовая. Кузьма Петров-Водкин вспоминал: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Примечательно еще и то, что за год до создания полотна ученик Петрова-Водкина Сергей Колмыков показывал художнику свою картину под названием «Купание красных коней». Наставник раскритиковал работу ученика, но, возможно, именно она вдохновила Петрова-Водкина написать свой вариант «коней». Спустя время Колмыков настаивал на том, что на картине Петрова-Водкина изображен именно он. Хотя Кузьма Сергеевич в письме брату говорил: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь…». Большинство искусствоведов придерживаются версии, что персонаж на коне – это собирательный образ-символ.



На полотне передний план почти полностью занимает конь. На фоне озера, написанного в холодных тонах, цвет коня кажется очень ярким. В русской литературе образ коня символизирует неукротимую стихию, русский дух. Достаточно вспомнить «птицу-тройку» у Гоголя или «степную кобылицу» Блока. Скорее всего, автор полотна и сам не осознавал, каким символом станет его конь на фоне новой «красной» России. Да и юный всадник не в силах удержать своего скакуна.

Картину, которую в 1912 году показали на выставке «Мира искусства», ждал успех. Многие усмотрели в ней грядущие перемены, тем более, что она висела над дверью зала. Критик Всеволод Дмитриев сравнил «Купание красного коня» со «знаменем, вокруг которого можно сплотиться».

Картина Петрова-Водкина в живописи начала XX века стала вызовом не менее сильным, чем