Пермяк рассказы перо и чернильница краткое содержание. План-конспект по русскому языку на тему" сжатое изложение"

Меню страницы (Выберите нужное ниже)

Краткое содержание: Если у любого инструмента нет своего хозяина или мастера, то это просто обычная никому не нужная безделушка. Она никогда не сможет самостоятельно написать знаменитый шедевр. Это может быть перо, может быть чернила и бумага без писателя, может быть скрипка без музыканта. Именно таким смыслом и наполнена сказка Перо и чернильница, знаменитого поэта Андерсена. В этой сказке рассматривается сюжетная история долгого спора важной толстой, пузатой чернильницы и неопытного пера. Каждый из этих предметов уверен, что он имеет самое важное значение, что именно благодаря ему и возникают легендарные образы знаменитых литературных героев и различные веселые, сказочные приключения. Но если только представить себе на их, что все эти инструменты просто неподвижно лежали на столе или на бумаге, а рука автора не брала из в свои руки перо или иногда периодически не обмакивала перо в чернильницу, смоли бы сами по себе чернила превратиться в настоящие буквы. Вместе с этим и фантастические, завораживающие сказочные истории. Читать или слушать сказку онлайн бесплатно можно на нашем сайте, который создан, чтобы дарить детям и их родителям позитивное настроение. По желанию, можно писать отзывы и комментарии о прочитанной сказке.

Текст сказки Перо и чернильница

Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?.. Да, поистине удивительно!» - Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! - обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. - Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк - я ведь совсем не знаю природы, - как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно! - Правильно! - сказало гусиное перо. - Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы! - Вы слишком неопытны! - возразила чернильница. - Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало - и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня! - Чернильная бочка! - сказало перо. Поздно вечером вернулся домой поэт; он пришел с концерта скрипача-виртуоза и весь был еще под впечатлением его бесподобной игры. В скрипке, казалось, был неисчерпаемый источник звуков: то как будто катились, звеня, словно жемчужины, капли воды, то щебетали птички, то ревела буря в сосновом бору. Поэту чудилось, что он слышит плач собственного сердца, выливавшийся в мелодии, похожей на гармоничный женский голос. Звучали, казалось, не только струны скрипки, но и все ее составные части. Удивительно, необычайно! Трудна была задача скрипача, и все же искусство его выглядело игрою, смычок словно сам порхал по струнам; всякий, казалось, мог сделать то же самое. Скрипка пела сама, смычок играл сам, вся суть как будто была в них, о мастере же, управлявшем ими, вложившем в них жизнь и душу, попросту забывали. Забывали все, но не забыл о нем поэт и написал вот что: «Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди - поэты, художники, ученые, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы - только инструменты в руках создателя. Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!» Так вот что написал поэт и озаглавил свою притчу «Мастер и инструменты». - Что, дождались, сударыня? - сказало перо чернильнице, когда они остались одни. - Слышали, как он прочел вслух то, что я написало? - То есть то, что вы извлекли из меня! - сказала чернильница. - Вы вполне заслужили этот щелчок своею спесью! И вы даже не понимаете, что над вами посмеялись! Я дала вам этот щелчок из собственного нутра. Уж позвольте мне узнать свою собственную сатиру! - Чернильная душа! - сказало перо. - Гусь лапчатый! - ответила чернильница. И каждый решил, что ответил хорошо, а сознавать это приятно; с таким сознанием можно спать спокойно, они и заснули. Но поэт не спал; мысли волновались в нем, как звуки скрипки, катились жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос собственного сердца, ощущал дыхание Великого мастера… Ему одному честь и хвала!

Смотреть сказку Перо и чернильница слушать онлайн

Главные герои рассказа Евгения Пермяка — мальчик Сережа и его дедушка. Дедушка Сережи сочиняет сказки, и внука заинтересовало, откуда его дед берет сказки.

Дедушка сказал Сереже, что сказки он достает из чернильницы при помощи пера. Когда мальчик спросил, похоже ли это на ловлю рыбы удочкой, дедушка ответил, что добывание сказки из чернильницы проходит совсем по-другому.

Сначала человек должен научиться доставать из чернильницы палочки, потом – закорючки. Накопив побольше опыта, можно научиться доставать из чернильницы буквы и слова. И только после этого на перо может и сказка зацепиться.

Когда Сережа пошел в школу, он стал учиться доставать из чернильницы все то, о чем ему рассказывал дедушка. Но сказка никак у него не выходила. Сережа снова стал выяснять у дедушки, почему так происходит? Он решил, что у него жидкие чернила и тупое перо.

Но дедушка сказал, что не только чернильница и перо помогают сказку доставать. Надо еще научиться быть самостоятельным, чтобы не зависеть от других людей. И тогда можно не только сказку достать, но и более крупное произведение.

Таково краткое содержание рассказа

Главная мысль рассказа Пермяка «Перо и чернильница» заключается в том, что для творческой деятельности инструменты, такие, как например, перо и чернильница, играют далеко не главную роль. Для творчества более важным являются способности человека, а также такие его качества, как самостоятельность, настойчивость и терпеливость.

Рассказ учит: в любом деле, в том числе и в творческом, нужно быть терпеливым и настойчивым.

В рассказе мне понравился дедушка Сережи, который совершенно необычным способом описал внуку творческий процесс создания сказки.

Какие пословицы подходят к рассказу «Перо и чернильница»?

Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Искусство без мысли, что человек без души.
Всему свое время.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.














Фразеологизм – устойчивое сочетание слов. Толковый словарь Ожегова даёт нам значение этого фразеологизма, мы его найдём в словарной статье слова «ус- усы». Оно сопровождается пометой «разг.» (разговорное, то есть принадлежащее разговорному стилю). Лексическое значение фразеологизма таково: На ус намотать – принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.




Сопоставление записей Откуда ты сказки берёшь? О том, как Серёжа пером из чернильницы учился сказки добывать. Сказка получится, если, Серёжа, без людей, сам по себе жить не начнёшь. На ус намотал – другим пересказал. Разговор дедушки и внука о сказках. Серёжа учится в школе. Разговор героев: дедушка утешает внука. Результаты разговора.




I часть Диалог – разговор двух или нескольких лиц. - Скажи, дедушка, - как – то спросил Серёжа, - откуда ты сказки берёшь? - Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. - А как ты их оттуда достаёшь, дедушка? - Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.




II часть текста Поступил Серёжа в школу. Что нам уже известно? Что здесь является темой? Правилен ли порядок слов в предложении? Зачем автор его нарушил? Стал из чернильницы сказки добывать. Что в этом предложении не подчиняется законам синтаксиса? Сначала палочки. Какая особенность в этих Потом крючки. трёх предложениях? Потом буквы. Обобщение: В тексте все предложения построены по-разному.




Итог урока Стиль речи – художественный Тип речи – повествование в жанре притчи Жанр – притча Притча – иносказательный рассказ с поучением Тема - о том, как Серёжа учился «добывать сказку пером из чернильницы». Идея - если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнёшь – «зацепишь сказку».

(Упражнение N 479)

Цели:

Развивающие:

    Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста:

    • учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте;

      определить систему языковых средств, использованных в тексте

      помочь понять его идею, композицию, характер персонажей, детали.

    Развивать творческие возможности школьников.

Образовательные:

    Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, фразеологическими, стилистическими средствами языка.

    Показать школьникам закономерности функционирования существительных в речи, возможности использования их грамматических особенностей.

Воспитательные:

    Формировать нравственные представления учащихся.

Ход урока

I. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его идею, тему, его структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т.е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Не будем забывать, что мы изучаем сейчас грамматические признаки имени существительного. А в названии текста как раз - имена существительные.

II. Знакомство с содержанием.

    Определение жанра.

Учитель: В задании к тексту в учебнике есть вопрос: "Как вы поняли притчу деда?"

    Что такое притча?
    (Предварительное домашнее задание: посмотреть в толковом словаре лексическое значение слова притча )

Ученики отвечают, затем учитель открывает запись на доске:
Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме (По школьному "Словарю литературоведческих терминов". У Ожегова: иносказательный рассказ с поучением.)

Учитель: Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам.

Запись на доске:
Иносказание, аллегория - изображение отвлеченного нравственного понятия или явления через конкретный образ (По школьному "Словарю литературоведческих терминов")

III. Анализ содержания.

    Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? (Перо и чернильница)
    Учитель: Автор выносит названия этих предметов в заглавие.

    Кто их вводит в эту ситуацию? /Дедушка/

    Почему в его речи возникают эти слова? /Он отвечает на вопрос Сережи, своего внука:
    1. "Откуда ты сказки берешь?"/
    (Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки - на четвертой).

    О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему?


    2. (О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать).
    (Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики - в тетрадях)
  • Что значит добывать? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?
    (Учитель записывает синонимы на доске, а ученики в тетрадях под глаголом добывать:
    берешь достаешь зацепляется вытащишь)

    Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?
    (Ответы учеников о том, что делал Сережа в школе - их понимание иносказания).
    Обобщение: Значит, на самом деле он учился в школе самому простому - учился писать.

    Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?
    3. (Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет).
    (Учитель записывает эту фразу на доску под две предыдущие, а ученики - в тетради)

    Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?
    (Ученики с помощью учителя, дополняя друг друга, дают ответ на вопрос, тем самым определяют идею текста: Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться).
    Учитель: Значит, вот в чем смысл поучения деда, нравственной идеи, которую хочет донести до читателя автор.

    Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал не тему ("Перо и чернильница"), а идею текста?
    (-Как сложить сказку?
    - Если сам по себе читать не начнешь... и др.)
    (Выбранный заголовок записывается на первой пропущенной после темы строке).

    Какое лексическое средство использует автор в этой части текста (в вопросе внука и в ответе деда), чтобы быть убедительнее?
    Автор использует антонимы: жидкие - гуще (о чернилах);
    мелкая - глубже (о чернильнице);
    тупое - острее (о пере);
    (Это прилагательные в разных формах);
    (Учитель выписывает пары антонимов на доску, а ученики - в тетради).

    Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?
    4. (На ус намотал - другим пересказал)
    (Учитель записывает эту фразу на доске под тремя предыдущими, а ученики - в тетрадях)

    Как понимать это выражение: на ус намотал?

    Где можно попытаться найти его значение? Можно ли в данном случае "оторвать" слова друг от друга и рассматривать их значения отдельно, чтобы понять, что сказал дедушка?

    В словарной статье какого слова в толковом словаре вы будете искать значение этого словосочетания?
    Учитель: Это устойчивое словосочетание - фразеологизм, поэтому "отрывать" в нем одно слово от другого нельзя: только вместе они имеют определенное ЛЗ, закрепленное в языке. Толковый словарь Ожегова дает нам значение этого фразеологизма, мы его найдем в словарной статье слова ус - усы. Оно сопровождается пометой "разг." (разговорное, т.е. принадлежащее разговорному стилю). ЛЗ фразеологизма таково:
    На ус намотать - принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.
    (Учитель показывает словарную статью с толкованием фразеологизма (в толковом словаре), обращает внимание на условие обозначения).


    IV. Определение типа речи

    Сколько вы сделали "фотографий", иллюстрирующих содержание текста? (Четыре)

    Какие это фотографии?
    Запись на доску и в тетради:

    1. Разговор дедушки и внука о сказках

      Сережа учится в школе

      Разговор героев: дедушка утешает внука

      Результаты разговора.

  • Какой вы сделаете вывод о типе речи этого текста?
    (Ответы учеников:
    Это повествование, так как здесь последовательно рассказывается о событиях, происходящих с героями. Проверка способом "фотографирования" (получилось 4 фотографии) показала, что это действительно повествование. Текст условно отвечает на вопрос что делает предмет?)
    Учитель: Сопоставьте наши записи на доске. Видите ли вы в них какое-то соответствие?
    (Получилось два варианта плана. В первом мы записали опорные фразы, на которые при работе над изложением можно нанизать другие слова и предложения. Второй план отражает последовательность событий).


    V. Определение типа речи.

    К какому стилю речи отнесете текст и чем вам подсказывается ваш выбор?
    Вспомогательные вопросы, помогающие рассуждению, в том случае, если учащиеся не могут дать полный ответ:

    .
    1. Есть ли у текста автор? Кто он? Какова его задача?
      (Автор написал текст для своих читателей, он в иносказательной форме хочет донести до читательской аудитории свою идею - не живи только для себя, иначе ничего в жизни не добьешься. В тексте есть герои, о которых ведется повествование. Это художественное произведение , написанное в жанре притчи ).

      Продумал ли писатель тему и идею произведения? Обдумана ли речь ?
      (Тема и идея продуманы в художественной форме. Речь подготовленная, т.е. выбраны осмысленно лексические и синтаксические средства. Автор тщательно отбирает слова (синонимы, антонимы, устойчивые выражения), строит предложения).

VI. Языковой анализ текста (синтаксические средства)

1. Какая форма речи преобладает в тексте? /Диалог/

  • Давайте посмотрим на первую часть текста.

Переведите из прямой речи в косвенную первое предложение. /Сережа спросил как-то у дедушки, откуда тот сказки берет./

Три оставшиеся реплики (вопрос Сережи и дедушкины ответы) заключите в одну.
/- Из чернильницы ручкой с перышком, - ответил дедушка/.

Посчитайте количество слов в первой части в авторском тексте и в нашем - сжатом /80 слов - 16 слов/.
Значит, требование сжать текст мы с вами сумеем выполнить.

2. Давайте посмотрим, как построены предложения во второй части текста.

Запись на доске: Поступил Сережа в школу.

/- Что нам уже известно?

    Что здесь является темой?

    Назовите тему?

    Правилен ли порядок слов в предложении?

Стал из чернильницы сказки добывать.

/-Что в этом предложении не подчиняется законам синтаксиса? (Нет темы).
- Почему? (И так ясно, что это Сережа. Главное - действие).

Сначала палочки.
Потом крючки.
Потом буквы.

/- Какая особенность в этих 3-х предложениях? (Нет ни темы, ни ремы. Автор сосредоточивается на главном: что добывает Сережа и в какой последовательности . Все лишнее убрано, предложения стали неполными./

Обобщение:

В синтаксисе текста нет шаблона. Предложения построены по-разному.

    Вам нужно сократить эту часть текста тоже почти в два раза. Попробуйте это сделать.
    /Устная попытка: Стал Сережа в школе из чернильницы добывать сначала палочки, крючки, буквы, потом слова. А сказка не зацепляется./

    Итак, ваша задача в самостоятельной письменной работе над изложением - сократить текст, но при этом нельзя повредить содержанию, нужно точно передать смысл притчи, не нарушить связи между частями текста. Это очень сложная задача, и вам нужно постараться справиться с ней, самостоятельно поработать над 3-ей и 4-ой частями текста так же, как мы это делали на уроке с 1-ой и 2-ой частями.

    Давайте подведем итог сделанному на уроке по следующему плану:

/Итог урока (ответ ученика)

Текст написан в художественном стиле речи.

Тип речи - повествование в жанре притчи.

Тема - о том, как Сережа учился "добывать сказку пером из чернильницы"

А идея заключена в словах дедушки: если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь - "зацепишь" сказку./

Домашнее задание: написать первый вариант изложения (для обсуждения недочетов и достоинств на уроке перед окончательным вариантом сжатого изложения).

Использованная литература:

    С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Изд-е 13-е, исправленное. М., Русский язык, 1981.

    В.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1980.

    Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы./Редакторы-составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев/ М., Просвещение, 1978.

Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А.Пермяка "Перо и чернильница"

Заголовок, отражающий идею:
Как добывается сказка?

План:

Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Иносказание - изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.
  1. Откуда ты сказки берешь?
  2. Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать.
  3. Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет.
  4. На ус намотал - другим пересказал.
  1. Разговор дедушки и внука о сказках.
  2. Сережа учится в школе.
  3. Разговор героев: дедушка утешает внука.
  4. Результаты разговора.

Закрытая часть доски

Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?.. Да, поистине удивительно!»

Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! - обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. - Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк - я ведь совсем не знаю природы, - как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно!

Правильно! - сказало гусиное перо. - Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!

Вы слишком неопытны! - возразила чернильница. - Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало - и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня!

Чернильная бочка! - сказало перо.

Поздно вечером вернулся домой поэт; он пришел с концерта скрипача-виртуоза и весь был еще под впечатлением его бесподобной игры. В скрипке, казалось, был неисчерпаемый источник звуков: то как будто катились, звеня, словно жемчужины, капли воды, то щебетали птички, то ревела буря в сосновом бору. Поэту чудилось, что он слышит плач собственного сердца, выливавшийся в мелодии, похожей на гармоничный женский голос. Звучали, казалось, не только струны скрипки, но и все ее составные части. Удивительно, необычайно! Трудна была задача скрипача, и все же искусство его выглядело игрою, смычок словно сам порхал по струнам; всякий, казалось, мог сделать то же самое. Скрипка пела сама, смычок играл сам, вся суть как будто была в них, о мастере же, управлявшем ими, вложившем в них жизнь и душу, попросту забывали. Забывали все, но не забыл о нем поэт и написал вот что:

«Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди - поэты, художники, ученые, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы - только инструменты в руках создателя. Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!»

Так вот что написал поэт и озаглавил свою притчу «Мастер и инструменты».

Что, дождались, сударыня? - сказало перо чернильнице, когда они остались одни. - Слышали, как он прочел вслух то, что я написало?

То есть то, что вы извлекли из меня! - сказала чернильница. - Вы вполне заслужили этот щелчок своею спесью! И вы даже не понимаете, что над вами посмеялись! Я дала вам этот щелчок из собственного нутра. Уж позвольте мне узнать свою собственную сатиру!

Чернильная душа! - сказало перо.

Гусь лапчатый! - ответила чернильница.

И каждый решил, что ответил хорошо, а сознавать это приятно; с таким сознанием можно спать спокойно, они и заснули. Но поэт не спал; мысли волновались в нем, как звуки скрипки, катились жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос собственного сердца, ощущал дыхание Великого мастера…

Ему одному честь и хвала!