Памятник минину и пожарскому на красной площади. История и факты о памятнике минину и пожарскому Памятник дмитрию пожарскому и кузьме минину

  • В 1612 г. Козьма Минин собрал народное ополчение, которое возглавил Дмитрий Пожарский , для изгнания польских захватчиков, претендовавших на российский трон.
  • Памятник стоит перед Собором Василия Блаженного на Красной площади и установлен на народные пожертвования.
  • Ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона.
  • На щите Пожарского изображен лик Спасителя, а длинный русский меч, лишь частично вынутый из ножен, напоминает крест.
  • По легенде, на рельефе под надписью скульптор Иван Мартос изобразил и самого себя, отдающего двух своих сыновей в войска ополчения.

Памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, двум национальным героям-освободителям - один из самых известных московских монументов и, возможно, самый символичный. Во-первых, он стоит в самом центре Москвы - на Красной площади, перед . Во-вторых, он был установлен не на деньги государства, а на народные пожертвования. В-третьих, он изображает не государя, не поэта, не вождя, а простолюдина и князя. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский изображены вовсе не так, как подобает средневековым русским воинам. Но разберемся со всем по порядку.

Почему они?

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский жили на рубеже XVI и XVII веков. Это было трудное для России время, которое носит название «Смута». Династия Рюриковичей прервалась - на Руси не стало законного государя. В погоню за российским троном пускаются ложные царевичи, которые финансово и политически поддерживаются могущественными поляками. После свержения Лжедмитрия I поляки и литовцы, используя разобщенность русского царства, в открытую нападают на Москву. Начинается . Пока в Кремле господствуют интервенты, в 400 километрах от столицы - в Нижнем Новгороде - староста Козьма Минин постепенно собирает народное ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. В феврале 1612 года ополчение вышло к Москве, по дороге призывая добровольцев. С августа по октябрь армия ополченцев долго и кровопролитно сражалась в Москве с поляками и в конце концов успешно изгнала их.

Москву иноземцы захватывали нечасто: в XIV веке ее разграбил монгольский хан Тохтамыш, а позднее, в XIX столетии, - Наполеон. Всего три раза за 700 лет истории московского и российского государства! И каждый раз избавление давалось ценой многочисленных жертв и разрушений. А Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, добровольно и без какого-либо приказа собравшие и возглавившие освободительное движение, стали для России символом свободы и несокрушимости.

Почему здесь?

Памятник не всегда стоял у храма Василия Блаженного. Изначально его хотели поставить в Нижнем Новгороде - ведь легендарное ополчение было собрано там. Но сражались-то Минин и Пожарский у стен Кремля! Кроме того, ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона. Поэтому император Александр II принял решение установить монумент в Москве и объявил сбор средств по всей стране. Был объявлен художественный конкурс, на котором получил одобрение проект скульптора Ивана Петровича Мартоса. Отливку памятника производили в Санкт-Петербурге. О том, что создание памятника было воистину всенародным делом, гласит табличка: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Однако даже свое нынешнее место монумент занял не сразу. Изначально на Красной площади он стоял перед зда нием торговых рядов (ныне на этом месте стоит здание ГУМа), которые после Отечественной войны 1812 года построил архитектор Осип Бове. Это протяженное здание, завершавшееся плоским широким куполом, перекликалось с другим, схожим по архитектуре строением - кремлевским Сенатом, построенным в XVIII веке Матвеем Казаковым. Они стояли друг напротив друга, на одной оси, а между ними пролегала длинная открытая площадь. Жест руки Минина, одновременно торжествующий и покровительственный, словно перекликался с куполами этих двух построек, «укрывал» их и в то же время указывал на башни Кремля. В 1930-х XX века годах памятник был перенесен к собору. Официальная версия гласила, что он мешал проведению парадов. А если верить народному анекдоту, одному из партийных деятелей не понравилось, что Минин одной рукой берёт меч, а другой указывает на .

Почему так?

Посмотрите на памятник. Почему Минин стоит, а Пожарский сидит? Почему оба русских воина так странно одеты? Где же здесь легендарная битва с поляками? Все эти вопросы обдумывал и автор монумента - скульптор Иван Мартос.

Вначале он задумал изобразить Минина и Пожарского в образе античных героев, но по-разному: Минина, как представителя простого народа, - босым и с непокрытой головой, а князя Пожарского скульптор решил обуть в княжеские сапоги, на его голову водрузить римский шлем, а плащ заколоть фибулой древнерусских князей. Потом Пожарский был задуман совсем как античный герой - в сандалиях, а Минин - в простой крестьянской русской рубахе. В конечном итоге Мартос изобразил обоих босыми, без лишних деталей (нагота в античной фигуре - знак героя). Так скульптор уравнял их значимость и лишил всяких примет времени, подчеркнув, что их подвиг навсегда останется в памяти людей.

Однако приметы «русскости», конечно же, в памятнике есть. На щите Пожарского изображен лик Спасителя - он становится практически иконой. А длинный русский меч, лишь частично вынутый из ножен, напоминает крест. Защита Отечества на Руси всегда ассоциировалась с защитой веры. Стоящий Минин передает меч Пожарскому, как бы призывая его возглавить ополчение. Пожарский же, хоть и сидит, полон внутренней энер гии, словно сжатая пружина, готовая распрямиться. Он уже берёт меч, а за его спиной находится древнерусский (а вовсе не римский) шлем. На рельефах пьедестала изображены события, произошедшие во время Смуты, включая знаменитую битву на Красной площади 24 августа 1612 года. По легенде, на рельефе под надписью Мартос изобразил и самого себя, отдающего двух своих сыновей в войска ополчения.

Памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.

Посвящён нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году.


С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде - городе, где было собрано ополчение.


Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над памятником. Помимо работы над проектом, он также выступает основным популяризатором народных героев Минина и Пожарского, представляя их российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника.


К 1808 году массовый энтузиазм по поводу установки памятника Минину и Пожарскому постепенно стихает. И тогда нижегородцы опять поднимают вопрос об установке памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан». 2 мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются скульпторы Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В ноябре 1808 скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о начале сбора средств. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции почти совпадает с окончательным решением памятника.


К 1811 собранная сумма оказалась достаточной для начала работы. К этому же времени было решено установить памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.


Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи, в том числе и о технологиях, применяемых при его изготовлении.


Отлитый памятник отправился 21 мая 1817 года из Санкт-Петербурга, где он был изготовлен, в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника. Доставка завершилась 6 сентября. До февраля 1818 года шли работы по установке, и наконец 4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, сопровождавшееся парадом и исполнением оратории Степена Дегтярёва «Минин и Пожарский».


Первоначально памятник Минину и Пожарскому находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), но в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

В 2010-2011 годах планируется капитальная реставрация памятника. При переносе памятника была нарушена система стока воды, в результате за прошедшие 78 лет монумент пришел в аварийное состояние. Одновременно с восстановлением исторического облика Красной площади и будущем сохранении памятника решается вопрос о его возвращении на историческое место.


Текст надписи критиковал А. С. Пушкин: Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.


По преданию, после смерти Ленина в 1924 году во время борьбы за власть на памятнике появилась надпись:

Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась

Скульптурный монумент в честь предводителей народного ополчения, положившего конец Смутного времени в России в начале XVII века, пользуется неизменным вниманием гостей российской столицы. Он посвящен «гражданину Минину и князю Пожарскому» , о чем напоминает надпись на постаменте. Памятник установлен рядом с храмом Василия Блаженного на Красной площади.

История создания монумента

В 1802 году студенты Петербургской академии художеств получили задание на историческую тему. Им было предложено набросать чертеж проекта памятного мемориала в честь подвига народных ополченцев, руководимых князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Кузьмой Мининым . Год спустя идея о возведении памятника была высказана и на заседании весьма авторитетного Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Однако, ее не поддержал император. Александр I был уверен, что собрать нужную сумму не получится, а в казне лишних средств, по обыкновению, не было.

Модель монумента представил в 1804 году адъюнкт-ректор Академии художеств . Проявив собственную инициативу, Иван Мартос уже в первом варианте глубоко отразил основной посыл, который заключался в роли Минина и Пожарского в освобождении земли русской от иноземных интервентов. Несмотря на отсутствие императорской поддержки, жители Нижнего Новгорода начали сбор средств, и к 1808 году нужная сумма была готова. Теперь Александр I поддержал петицию новгородцев и объявил конкурс на лучший проект. Победила работа Мартоса, и монарх распорядился установить будущий монумент в Нижнем. Скульптор отстоял свою точку зрения, и добился разрешения на возведение скульптурной композиции в столице, где проходили основные события Второго народного ополчения.

В 1811 году собранная сумма превысила 135 тысяч рублей, и Комитет министров Российской империи дал добро на строительство памятника в Москве. На родине Кузьмы Минина на собранные нижегородцами средства установили обелиск. Его можно увидеть рядом с собором Михаила Архангела в Кремле Нижнего Новгорода. В храме захоронен прах народного старосты.

Семь важных лет в жизни Ивана Мартоса

После утверждения проекта в жизни Мартоса начался очень важный этап. Скульптору предстояло воплотить в реальность значительное монументальное произведение, которое должно было стать символом всего героического и патриотического, что было и есть в русском народе. В конце 1811 года Иван Мартос приступил к исполнению проекта, начав создание малой модели будущего памятника .

Разразившаяся вскоре Отечественная война 1812 года не остановила художника. В работе ему помогали сыновья, позировавшие для создания фигур руководителей ополчения, и скульптор Иван Тимофеев, взявший на себя всю тяжелую и черновую работу. В результате в 1815 году на суд публике представили и малую, и большую модели. Затем с них сняли формы, а отливку поручили литейному мастеру Василию Екимову , служившему в Академии художеств.

В работе Екимов использовал новые технологии и производственный процесс выглядел весьма впечатляюще:

Одним из первых среди мастеров своего уровня Екимов начал отливать фигуры целиком. Раньше такие большие монументальные фрагменты изготавливались по частям, а затем соединялись.

Перед отливкой будущих скульптур использовалась смесь пива и толченого кирпича, которыми обмазывались восковые заготовки. Процесс повторили 45 раз, при этом для просушки требовались опахала из натуральных перьев.

Для приготовления нужного состава, из которого предполагалось отлить фигуры, непрерывно поддерживали огонь в 16 печах. В течение 10 часов в них плавились 13 тонн меди, 120 кг олова и более 700 кг цинка.

Процесс отливки занял всего 9 минут. 5 августа 1816 года обе фигуры в составе единой композиции были отлиты одновременно.

Немалое внимание автор монумента уделил и постаменту будущего памятника . Подходящий гранит Мартос нашел в Выборгской губернии. Скульптор поручил изготовление гранитных блоков для пьедестала Самсону Суханову. Известный скульптор-камнетес создал множество уникальных произведений, в числе которых Ростральные колонны и колоннады Исаакиевского и Казанского соборов в Санкт-Петербурге.

Работы были закончены в мае 1817 года, и памятник предстояло переправить в Москву. Создатели выбрали водный путь, и повезли будущий монумент по Неве, Онежскому озеру, Шексне и Волге. В Нижнем его торжественно встретили земляки Кузьмы Минина, а затем благословили на последний этап путешествия – по Оке и Москва-реке. 2 сентября 1817 года монумент прибыл к стенам Московского Кремля и начались работы по его установке в самом сердце столицы.

Символ русского духа

Монумент возводили около полугода. Первоначально его планировали поставить у Тверской заставы на площади, где в наши дни находится Белорусский вокзал. Но Мартос был убежден в том, что памятнику следует стоять в самом сердце Отечества. Он добился реализации собственной идеи, и скульптурная композиция заняла место на Красной площади перед Верхними торговыми рядами . Минин и Пожарский смотрели на Кремль, по углам композицию освещали фонари.

Праздник открытия прошел 20 февраля 1818 года и был очень пышным. Стены и башни Кремля едва вместили всю желающую посмотреть на церемонию городскую публику. Мероприятие сопровождалось специально написанной ораторией композитора Дегтярева, а особую торжественность происходящему придавали сводные гвардейские полки, приглашенные из Петербурга. Императорская семья присутствовала на Красной площади в полном составе.

Общественность широко комментировала новый памятник, и практически все отзывы о работе Ивана Мартоса были восторженными. Скульптурная композиция на Красной площади называлась символом русской непобедимости, а имена героев, по словам Белинского, теперь не могли исчезнуть «в океане вечности».

Важные детали

Первоначальные идеи проекта памятника значительно отличались от окончательного варианта. Так Минин представал перед публикой в хитоне, Пожарский носил римский шлем, а оба они держались за меч , служивший композиционным центром монумента.

В окончательном варианте роль Минина также главенствующая, как и в первоначальных эскизах, но идейный замысел выглядит более строгим и законченным. Нижегородский староста призывает людей на борьбу с интервентами и передает меч Пожарскому. Князь должен возглавить народное ополчение, и его фигура символизирует готовность последовать призыву Минина и нижегородцев. Меч по-прежнему олицетворяет единство не только участников скульптурной группы, но и всего русского народа.

На барельефах по бокам постамента, выполненного из финского красного гранита, автор монумента изобразил нижегородских женщин и мужчин, приносящих пожертвования. Они возлагают их на символический алтарь Отечества в надежде на то, что их ценности помогут спасти родину из рук иностранных оккупантов. Обратная сторона пьедестала посвящена победе народного ополчения . Батальная сцена изображает бегущих посрамленных поляков, побежденных храбрыми воинами с Дмитрием Пожарским во главе. Князь изображен верхом на коне, в руке он держит меч, символизирующий единство народа во время Смуты.

Высота скульптурной группы составляет 4,5 м., пьедестала – около 3,7 м.

Копии монумента в других городах России

Нижегородцы все-таки получили своего Минина и Пожарского. Историческая справедливость была восстановлена в 2005 году, когда в городе открыли копию столичного памятника. Ее автор – Зураб Церетели , а от оригинала новгородская реплика отличается лишь пятисантиметровой разницей в высоте и меньшей массой. Памятник установлен у подножия холма в центре Посада перед храмом Рождества Иоанна Предтечи. Именно на этом месте в 1611 году Кузьма Минин призывал народ собрать ополчение и освободить русскую землю от захватчиков.

Малая копия монумента украшает музей в Таганроге. В процессе реализации собственной идеи в начале XIX века ее выполнил автор памятника Иван Мартос.

Бронзовые каминные часы, украшающие Георгиевский зал Кремля, также повторяют тему памятника предводителям народного ополчения 1612 года.

Еще одна уменьшенная копия была установлена в 2017 году на территории детского сада в городе Ирмино . Выбор места для памятника кажется очень странным, но легко объясняется представителями Международного гуманитарного автопробега «Большая Россия». На одной из шахт близ городка в 1935 году зародилось стахановское движение, и участники автопробега решили отметить этот исторический факт, подарив городу Минина и Пожарского.

Московские экскурсоводы рассказывают гостям столицы не только историю создания памятника, но и множество интересных подробностей и фактов:

- В образе отца, отдающего сыновей в ополчение, автор изобразил себя и своих детей . Их фигуры можно увидеть на заднем плане барельефа с левой стороны постамента. Выполнил профильный портрет ученик Ивана Мартоса Самуил Гальберг. Один из сыновей Мартоса принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а второй был убит во Франции.

На российских почтовых марках памятник Минину и Пожарскому появлялся неоднократно. Впервые это случилось в 1904 году, когда был проведен почтово-благотворительный выпуск для поддержки детей-сирот воинов российской армии. В СССР марка с монументом впервые была выпущена в 1946 году.

В 2016 году Центробанк отчеканил монету номиналом в 5 рублей, на реверсе которой изображен знаменитый памятник на Красной площади.

Изображение монумента присутствует и в оформлении станции «Таганская» московского метрополитена. Со стороны зала и платформ в нишах расположены панно с памятником.

Барельеф, посвященный монументу Минину и Пожарскому, можно увидеть в Трептов-парке немецкой столицы. На одном из саркофагов воинского мемориала в Берлине выполнена скульптурная композиция, на которой люди жертвуют имущество для фронта на фоне памятника.

Монумент поменял «прописку» в 1931 году. Начавшееся строительство мавзолея Ленина и реконструкция Красной площади привели к тому, что памятник перенесли от входа в ГУМ к Покровскому собору . Распоряжение о передислокации подписал Сталин.

В наши дни памятный монумент ежегодно становится местом праздничных торжеств по случаю Дня народного единства. Праздник был учрежден в 2004 году в память избавления Москвы и России от интервентов во времена Смуты.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Охотный ряд

Сдан: 1818 г.

Скульптор: Иван Мартос

Описание

В бронзе увековечены два героя поднявших Русский народ против Польских захватчиков, захвативших Москву. Гражданин Минин вручает меч князю Пожарскому, и призывает поднять народное ополчение для освобождения Руси от Польских интервентов. Князь Дмитрий Пожарский, сидя, правой рукой принимает меч, а левой опирается на круглый щит.

Скульптурная композиция установлена на большой, гранитный постамент. На постаменте изображены рельефные сцены начала семнадцатого века. Так же на постамент нанесена памятная надпись “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия 1818 год”.

История создания

Идея создания памятника возникла в самом начале 19-го века. Первоначально его планировали разместить в Нижнем Новгороде, откуда началось восстание против агрессоров. В результате конкурса, проект скульптора Ивана Мартоса был признан лучшим.

Значение памятника было настолько велико, что было решено установить памятник в Москве в центре Красной площади. И в 1818 году памятник был торжественно открыт. На открытии присутствовал Император Александр. Еще в 1812 году после победы над Наполеоном памятник стал еще более популярен, хотя была только создана его малая модель. Памятник стал символом свободы и независимости.

В 1931 году памятник был перемещен к Храму Василия Блаженного. А в 2005 году в Нижнем Новгороде была установлена точная, но немного уменьшенная копия памятника , созданная скульптором Зурабом Церетели.

Как добраться

От станции метро Охотный ряд идете через Манежную площадь на Красную площадь. Любуясь Красной площадью, проходите ее насквозь к Храму Василия Блаженного. Здесь у входа в Храм и увидите этот символ освобождения.