Отношения между печориным и грушницким. Сочинение «Печорин и Грушницкий» по роману М.Ю

Юнкер Грушницкий - вторая контрастная фигура, поставленная Лермонтовым возле Печорина: как Максим Максимыч контрастирует с ним в «Бэле» и «Максиме Максимыче», так Грушницкий составляет контраст Печорину в «Княжне Мери». При этом писатель использует необычный прием: о Грушницком мы узнаем со слов Печорина, и, таким образом, оценка Грушницкого в повести «Княжна Мери» является принципиально субъективной и подчинена мировосприятию Печорина.

Что мы знаем о Грушницком? Мы знаем, что Грушницкий является юнкером, и это обстоятельство дает нам возможность представить жизнь этого молодого человека до того времени, как происходит его встреча с Печориным. Юнкерами назывались, с одной стороны, учащиеся некоторых военных училищ, а с другой - вольноопределяющиеся молодые люди дворянского происхождения, вступавшие на военную службу нижними чинами. Одевались они по-солдатски, й эту особенность экипировки позднее Грушницкий использует, пытаясь привлечь внимание княжны Мери: «Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель». Ведь толстая солдатская шинель позволяет девушке сделать предположение, что молодой человек - разжалованный и сосланный солдат.

Как видим, Грушницкий склонен к тому, чтобы окружить себя внешними эффектами с целью превознести себя в глазах окружающих. Это проявляется и в его речи: «он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». По выражению Белинского: «Грушницкий - идеальный молодой человек, который щеголяет своею идеальностью, как записные франты щеголяют своим модным платьем, а «львы» - ослиною глупостью... производить эффект - его страсть».

Грушницкий не умел спорить: он мог выслушать возражения собеседника, а затем вместо ответа произнести длинную тираду, которая в самом деле была продолжением его же собственной речи. Он умел писать довольно забавные эпиграммы, но они никогда не были меткими и злыми. Одним словом, Грушницкий не мог никого убить, потому что окружающие его не интересовали. Цель его жизни - сделаться героем романа. Он так часто убеждал других в том, «что он существо, не созданное для мира», что сам почти уверился в этом.

Выражая свою неприязнь к Грушницкому, а точнее, к его страсти производить эффект, Печорин говорит: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Возможно, это предчувствие и сыграло главную роль в отношении Печорина к Грушницкому. Возможно, смеясь открыто над бедным юнкером, он смеялся над фатумом, судьбой, которая избрала Грушницкого в качестве недружелюбного друга. С одной стороны, Печорин вполне благосклонен к младшему товарищу («В те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен»), но с другой, он не способен прощать окружающим недостатки, а потому постоянно нагнетает к Грушницкому недружелюбие, приближая момент роковой развязки. Вполне возможно, что отсутствие жизни в другом человеке возбуждает в нем невольное желание увериться в собственных глазах, что он не похож на Грушницкого, что в нем больше жизни. Печорин сам признается в своей страсти противоречить: «Целая жизнь моя была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Таким образом, привыкнув к своим внутренним противоречиям, он при встрече с Грушницким невольно настроился к нему противоречиво, антагонистически. Это доставляло ему своеобразное наслаждение.

Чувство противоречия заставляет Печорина наперекор Грушницкому начать ухаживать за Мери, отношения с которой были для него лишь приемом борьбы с Грушницким, не более того. Встретившись в эту же пору с Верой, Печорин отдается своей истинной любви, и тем яснее отдает себе отчет в действительной природе своих чувств к Мери. С Мери связана у Печорина не любовь, как с Верой, и не страстное увлечение, как с Бэлой, - с Мери связан у него один из тех опасных опытов освоения женского сердца, которых было в его жизни так много и которые, в конце концов, так ему прискучили.

Однако Грушницкий не знал этих качеств Печорина. Отношения с Мери он воспринимает на свой счет и, как самовлюбленный, но уязвленный человек, решается на подлость: вначале вступает в сговор с друзьями, а потом решается на дуэль с Печориным. Возможно, все предыдущие действия Печорина и можно подвергнуть критике, но то, что, зная о преступном заговоре, он не отказывается от мысли испытать судьбу, более того, пойти ей наперекор, вызывает восхищение. В то же время Грушницкий, уверенный в своем успехе, в самый последний момент демонстрирует свое благородство: он долго не решается на роковой выстрел. Но выстрел все же произведен, и теперь сам Грушницкий оказывается перед лицом опасности. Какие неведомые силы заставляют его предпочесть верную смерть спасению путем признания ошибки? Эти неведомые силы - бесхарактерность и завышенное самолюбие. Белинский подчеркивал, что самолюбие - это главная слабость в характере Грушницкого: «Самолюбие уверило его в небывалой любви к княжне и любви княжны к нему; самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина».

Мы знаем, что Грушницкий всего на пять лет младше Печорина, а следовательно, живет в кругу тех же интересов, в каких живет Печорин, ощущает себя человеком того же поколения и той же культурной среды, к которой принадлежит и Печорин. Но мы видим, что между этими героями существует огромная пропасть. В противопоставлении Печорина и Грушницкого заложена идея противоположности личности и личины, индивидуальности и подражательности, свободной мысли и следования трафаретам.

Дуэль показала сквозь призму благородства одного участника и низость другого понятия о чести и этические воззрения русского дворянства девятнадцатого века.

Поводом дуэли между Печориным и Грушницким была ссора из-за женщины, но причина гораздо глубже. Оба ее участника очень разные люди. Печорин действительно смел, умен и пользуется успехом у женщин. Юнкер Грушницкий все лишь пытается доказать, что обладает качествами, поэтому он завидует главному герою повести. Печорин презирает своего соперника, видя, что тот многое делает напоказ.

Грушницкий договаривается с неким драгунским капитаном выставить своего противника на посмешище. По условиям поединка его участники должны были стреляться с шести шагов, то есть шансы выжить были крайне малы. Однако драгунский капитан должен был не зарядить пистолеты. Это дало бы возможность заставить Печорина проявить трусость, причем Грушницкий бы не рисковал.

План поменялся и превратился из забавы в убийство после инцидента в саду, когда главный герой повести ударил драгунского капитана. Юнкер совершает подлость согласившись. Печорин выдвигает условие, чтобы противники стояли на краю обрыва, что из-за падения на камни делает любую рану смертельной. Он безукоризненно следует правилам дворянской чести, требующей не пытаться увиливать от возможной смерти во время поединка. Только когда выстрел Грушницкого оцарапал Печорину ногу, он требует зарядить свой пистолет. Готовый умереть сам «лишний человек» поступает благородно, предлагая юнкеру примириться и прекратить дуэль.

Грушницкий отвергает попытки Печорина сохранить ему жизнь. Согласие подмочило бы репутацию юнкера. Кроме того, Печорин мог бы без всякого ущерба для своей чести рассказать о подлом плане Грушницкого. Причиной поединка стали слухи и разговоры, порочащие честь княжны Мэри (о ее ночных свиданиях с Печориным). Следовательно, человек, поступавший так сам, должен был ожидать подобного поведения и от других. Печорин вряд ли опустился до мелкой мести, но Грушницкий верил в такой исход. После того, как о его поведении стало бы известно, юнкера не стали бы терпеть в офицерской среде, он потерял бы карьеру и был бы покрыт несмываемым позором. Для человека, столько усилий прилагавшего для повышения своей репутации такой исход мог бы казаться хуже смерти.

Однако следует заметить, что при всей совершенной подлости, Грушницкий умер, как полагалось дворянину, потребовав выстрела соперника.

Сочинение 2

Взаимоотношения Печорина и Грушницкого описываются Лермонтовым в главе «Княжна Мери» романа Герой нашего времени.

Герои встречаются на Кавказе, как старые друзья, так как вместе проходили службу. Они практически одновременно встречают княжну Мери, и между ними начинает расти пропасть. Романтик Грушницкий увлекается ей очень серьезно, а Печорин же просто от скуки. Грушницкий хочет стать героем романа, он любит пышные фразы и жесты. Печорин же в свою очередь, давно изучил женщин, и ему просто наблюдать за развитием отношений Мери и Грушницкого, и самому в этом участвовать, он прекрасно знает, к чему это все приведет.

Однако, в душе герои не так уж тепло друг к другу относятся, и Печорин в свою очередь, решает сыграть на чувствах Грушницкого, что и повлекло за собой необратимые последствия. Печорин вызывает Грушницкого на дуэль за то, что тот его оклеветал. Всю ночь он размышляет о своем назначении в жизни и переживает, что утратил смысл жизни и ему не за чем жить.

Стоя под дулом пистолета, Печорин думает о том, что он не зарядил свой пистолет специально, и что его жизнь может вот-вот оборваться. Он хочет испытать Грушницкого. Но Грушницкий, забыв о великодушии, стреляет в безоружного Печорина и только лишь цепляет пулей его коленку. Печорина охватывает презрение к этому человеку, потому что он понимает, что тот легко готов был его убить. Однако, Печорин готов его простить, если он откажется от клеветы в его адрес. Грушницкий отвечает, что ненавидит Печорина, а себя презирает. И просит его стрелять, сказав, что им двоим нет места на земле. Печорин не промахивается и убивает Грушницкого.

Лермонтов в очередной раз показывает насколько двойственная фигура Печорин, так как ему очень жаль Грушницкого, но в то же время Печорин, в душе готовый простить Грушницкого, не смог отказаться от дуэли из-за предрассудков общества, хотя он и осуждал эту мораль, но сам стал рабом этого общества.

Так и заканчиваются отношения Грушницкого и Печорина, и не ясно, кого же больше жаль. Грушницкий больше никогда не сможет осуществить своих грандиозных планов мечтателя, а уехавший Печорин никогда и не о чем не мечтал, ему было все равно, будет он убит или нет, так как он не видит смысла в своей жизни, в чем и проявляется вся его трагедия.

Анализ дуэли Печорина с Грушницким

Произведение Лермонтова “Герой нашего времени” повествует нам множество историй, связанных с одним человеком – Печориным. Печорин – человек, который давно разочаровался в жизни, он предпочитает компанию себя любимого, чем компанию кого то другого. Автор рассказывает нам о нём как о человеке трагичном, чья судьба часто подвергалась жестоким ударам жизни, из-за чего нам становится даже чуть-чуть жаль данного человека.

В произведении Тургенев рассказывает его историю. У Печорина также был приятель по фамилии Грушницкий. Они познакомились с ним в военном отряде. Позднее они встречаются в Пятигорске, куда Грушницкий был отправлен после ранения. Но их взаимоотношения трудно назвать дружбой, а вернее, совсем невозможно. Так как Печорин человек, не признающий ни дружбы, ни какой либо другой привязанности, в особенности, если он знает человека всего ничего. Печорин по своей природе человек недоверчивый и постоянно придирающийся ко всему подряд, дабы проверить своего собеседника, и убедиться в нём. Печорин не считает Грушницкого своим другом, принимая его просто за приятеля. Впрочем, у Печорина на самом деле нет друзей.

Далее в ходе развития сюжета разгорается конфликт между Печориным и Грушницким, апогеем которого становится дуэль между приятелями. Грушницкий, обидевшись на княжну Мери, начинает распускать про неё лживые слухи, из-за чего Печорин просит своего приятеля прекратить, но тот отказывается. Далее Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, дабы защитить честь княжны Мери. Перед подготовкой к дуэли Печорин узнаёт, что Грушницкий задумал сжульничать, и дать Печорину незаряженный пистолет. Вовремя узнав об этом Печорин раскрывает Грушницкого и приносит свой пистолет. Во время самой дуэли Печорин предлагает Грушницкому в последний раз остановиться и прекратить это глупое зрелище. Но Грушницкий отказывается, и вследствие дуэли он погибает.

Исходя из всего этого мы видим что, Печорин, будучи человеком проницательным и скептическим, сразу выявил все плохие черты в Грушницком, из-за чего не стал поспешно клеймить его своим другом. А Грушницкий в свою очередь понял, что его раскрыли, из-за чего ему стало весьма досадно и он проникся ненавистью к Печорину.

В данном сочинении я проанализировал дуэль Печорина и Грушницкого. Мнение, описанное в сочинении является исключительно субъективным, из-за чего не претендует на звание истинно верного.

Вариант 4

Печорин и Грушницкий – одни из главных героев романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Они познакомились еще в крепости и были приятелями, хотя чуткий Печорин понимал, что между ними когда-нибудь будет конфликт. Спустя долгое время разлуки молодые люди встретились на лечебных водах. Прибывая в Пятигорске, Грушницкий и Печорин невольно попали в любовный треугольник. Грушницкий был влюблен в княжну Мэрии, а княжна Мери была влюблена в Печорина. Грушницкий в порыве злости распустил слух о том, что Печорин тайно посещает княжну Мэри. Такие слухи могли уничтожить репутацию юной девушки. Печорин заступился за княжну и вызвал Грушницкого на дуэль.

Ночь перед дуэлью выдалась не простой для Печорина. Его одолевали, мыли, он размышлял: «для какой цели я родился?». Грушницкий же задумал подлость. Он собирался подложить Печорину незаряженный пистолет. Он долго сомневался, но все же решился на подлость. Ночь для него была беспокойной и бессонной.

На место дуэли взволнованный Грушницкий приехал первым. Волнение читалась на его лице, внутри шла какая-то борьба. Печорин же был на вид спокойный, но пульс у него бешено бился. Он, пытаясь избежать дуэли, предлагает Грушницкому отказаться от клеветы и просить извинений. Но гордый Грушницкий, веря в свою правоту и победу, не отказывается от своих слов.

Тогда Печорин усложняет условия дуэли, теперь дуэль должна закончиться смертью одного. Каждый встанет на обрыве скалы даже небольшое ранение закончиться смертью (падением со скалы). Печорин, зная о подлом замысле соперника, решил проверить его великодушие. Печорин предоставил Грушницкому все выгоды и по решению жеребья Грушницкий стреляет первым. И, правда, Грушницкий весь побледнел, его колени дрожали, он даже опустил пистолет. Но, колеблясь, он все же выстрелил. Промахнулся, лишь оцарапал колено Печорина.

Теперь Грушницкий стоит на краю скалы. Печорин еще раз просит, раскается и отказаться от клеветы. Но Грушницкий непоколебим, он лучше выберет смерть, чем откажется от своих слов. Тогда Печорин требует зарядить свой пистолет. Грушницкий признал, что хотел нечестной дуэли. Печорин еще раз просит Грушницкого раскается. Грушницкий впадает в ярость: «Стреляй! Я себя презираю, я вас ненавижу!» Печорин выстрелил. Конечно же, он не мог промахнуться. Грушницкий, раненый в руку, упал со скалы.

После дуэли для Печорина мир потерял краски, а на сердце лежал тяжелый камень.

Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Главный герой - Печорин - личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого.

Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным. Он умеет подмечать в людях характерные черты и в двух-трех словах передать их. Но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.

Встречаются оба героя как старые приятели.

Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь - себя самого). Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.

Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.

С другой стороны - Печорин - человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.

Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.

Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.

Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком), тем шире становит-. ся пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться.

Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.

Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жалеть: погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина. Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний, а. у второго их никогда и не было. Печорину лучше умереть, так как он не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.

Печорин и Грушницкий в романе «Герой нашего времени»

Главный герой - Печорин - личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого.

Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным. Он умеет подмечать в людях характерные черты и в двух-трех словах передать их. Но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.

Встречаются оба героя как старые приятели.

Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь - себя самого). Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.

Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.

С другой стороны - Печорин - человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.

Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.

Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.

Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком), тем шире становит-. ся пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться.

Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.

Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жалеть: погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина. Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний, а. у второго их никогда и не было. Печорину лучше умереть, так как он не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.

В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов изображает Печорина в самой различной социальной среде: на Кавказе, среди черкесов; среди офицерства в казачьей станице; среди контрабандистов в Тамани, среди высшего общества, собравшегося на водах в Пятигорске. Печорин в романе окружен самыми разными персонажами, каждый из которых по-своему оттеняет внутренний облик главного героя.

Так, доктор Вернер, будучи приятелем Григория Александровича, подчеркивает то лучшее, что есть в герое, — искренность, образованность, высокие интеллектуальные запросы, аналитический ум. Одновременно при сопоставлении с Вернером становятся более заметными жестокость и бесчувственность Печорина. После дуэли с Грушницким Вернер не подает Печорину руки.

Максим Максимыч тоже в какой-то степени противопоставлен Печорину. При всем своем простодушии, штабс-капитан добр и человечен, способен к дружбе и любви. Это, по выражению Белинского, «чудесная душа», «золотое сердце». На фоне Максима Максимыча особенно отчетливо видна эгоистичность Печорина, его замкнутость, индивидуализм, одиночество.

Незаурядность личности Печорина, «подлинность» его духовных исканий и одновременно своеволие героя открываются в истории отношений его с Грушницким.

Грушницкий в романе является своеобразным двойником Печорина. Он в определенном смысле пародирует мироощущение Григория Александровича, выступая в роли «разочарованного».

Более всего на свете Грушницкий жаждет уверить всех в собственной исключительности, в необыкновенных жизненных обстоятельствах. Он напускает на себя таинственный, загадочный вид, постоянно драпируется «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Манеры и поведение этого персонажа рассчитанно-эффектны: «он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой», «говорит он скоро и вычурно», у Грушницкого «страсть декламировать». Рисовка и фальшь поведения в Грушницком граничат с пошлостью. По меткому замечанию Печорина, под старость такие люди делаются «либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим...».

Грушницкий не только воплощает в себе «моду скучать», но это еще и подлый, безнравственный, мстительный и завистливый человек, склонный ко лжи, интригам, сплетням. Грушницкий пытается ухаживать за Мери Литовской, однако она отвергает его. И вот уже он готов опозорить доброе имя девушки, распуская сплетни о ее тайных свиданиях с Печориным.

Грушницкий плетет интриги против Печорина. Считая его счастливым соперником, он мечтает отомстить, убить его на дуэли, приготовив для противника пистолет с холостыми патронами. Однако вскоре сам становится жертвой: Печорин узнает о заговоре и хладнокровно убивает Грушницкого на этой дуэли, вовремя перезарядив свое оружие.

Характерно, что Грушницкий испытывает некоторое смущение во время поединка, нечто вроде уколов совести. Однако он не отказывается от своих планов, даже поняв, что его заговор разоблачен. «— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...»

«У Грушницкого нет только характера, но... натура его не чужда была некоторых добрых сторон: он не способен был ни к действительному добру, ни к действительному злу; но торжественное, трагическое положение, в котором самолюбие его играло бы напропалую, необходимо должно было возбудить в нем мгновенный и смелый порыв страсти... Самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина; то же самое самолюбие сосредоточило всю силу его души... и заставило предпочесть верную смерть верному спасению через признание. Этот человек — апофеоз мелочного самолюбия и слабости характера», — писал Белинский. Примерно так же этого персонажа оценивает С. П. Шевырев. «Это в полном смысле слова пустой малый. Он тщеславен... Не имея чем гордиться, он гордится своею серою юнкерскою шинелью. Он любит без любви», — замечает критик.

Однако и Печорин в сцене дуэли ведет себя недостойно: он выбирает такое место для поединка, где один из них обречен на неминуемую гибель. Досада оскорбленного самолюбия, презрение и злоба — вот чувства, испытываемые Григорием Александровичем во время дуэли. В душе его нет места великодушию. Играя своей судьбой, он с удовольствием играет и судьбами других людей.

Так, во время дуэли Печорин готов простить Грушницкому ему подлость, если тот раскается в своем поступке. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью?» — размышляет Печорин в своем дневнике.

Однако, даже будучи готов простить своего противника, Григорий Александрович подсознательно надеется на то, что прощать Грушницкого не придется. Прекрасно разбираясь а человеческой психологии, Печорин уверен в малодушии своего соперника, в его упрямстве, в его болезненном самолюбии. Думается, эти размышления героя о возможности раскаяния и спасения Грушницкого в большей степени — лукавство перед самим собой. На самом деле Печорин не хочет щадить своего противника.

Григорий Александрович не фаталист, он любит «сомневаться во всем», но здесь он идет дальше сомнений, выказывая свое полное презрение и неуважение к Провидению. Вместо благодарности судьбе за собственное спасение, благодарности, рождающей в человеке великодушие и милосердие как чувства наиболее естественные, Печорин испытывает лишь презрение и ненависть, порождающие очередное злодейство.

Грушницкий с самого начала раздражает Печорина. «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать», — заявляет Григорий Александрович уже при первой встрече с юнкером в Пятигорске. Причину этой ненависти Печорина очень четко обозначил С. П. Шевырев. «Он играет роль разочарованного — и вот почему он не нравится Печорину; сей последний не любит Грушницкого по тому же самому чувству, по какому нам свойственно не любить человека, который нас передразнивает и превращет то в пустую маску, что в нас есть живая существенность», — замечает исследователь.

Таким образом, в истории с Грушницким герой раскрывается своими новыми гранями. На фоне этого персонажа становятся более заметными достоинства Печорина — искренность, сильная воля, решимость, глубокий интеллект. Одновременно здесь обнажается вся бездна печоринского самолюбия, его индивидуализм и своеволие.