Ольмеки достижения. Ольмеки

Цивилизация возникла 30 в. назад.

Цивилизация остановилась 25 в. назад.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Наиболее продуктивной цивилизационной территорией Американского континета, Зоной высоких цивилизаций, считается Срединная Америка. Она подразделяется на три района: Мезоамерика; Андская область (Боливия - Перу); промежуточный район между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор).

Мезоамерика считается зоной высоких цивилизаций. Сюда исследователи относят следующие цивилизации:
Цивилизацию Ольмеков .
Цивилизацию Ацтеков.
Цивилизацию Майя классического периода (I-IX вв. н. э.)
Теотихуаканскую цивилизацию.

+++++++++++++++++++++++++++

Цивилизация Ольмеков -- п ервая цивилизация Мезоамерики на южном побережье Мексиканского залива (Табаско, Веракрус).

Население этих областей в начале I тыс. до н. э. (800-400 гг. до н. э.) достигло высокого уровня культуры: в это время появляются первые «ритуальные центры» в Лa-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.

Среди последних выделяются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах, вес которых иногда достигает 20 тонн. Для «ольмекского» стиля искусства характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигура плачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти «младенцы-ягуары» украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные топоры-кельты (у «ольмеков» существовал культ каменного топора как символа плодородия), и гигантские базальтовые стелы.

Другой примечательной чертой «ольмекской» культуры был следующий ритуал: в глубоких ямах на центральных площадях поселений устраивались тайники с приношениями богам в виде отесанных блоков нефрита и серпентина, топоров-кельтов и статуэток из тех же материалов и т. д. общим весом в десятки центнеров. Эти материалы доставлялись в «ольмекские» центры издалека: например, в Ла-Венту - с расстояния 160 и даже 500 км.
Раскопки на другом «ольмекском» селении - Сан-Лоренсо - также выявили и гигантские головы, и ряды ритуально захороненных монументальных скульптур в чисто «ольмекском» стиле.

По серии радиоуглеродных дат это относится к 1200-900 гг. до н. э. Именно на основе вышеприведенных данных и была сформулирована гипотеза о том, что «ольмеки» - создатели самой ранней цивилизации Мезоамерики (1200-900 гг. до н. э.) и уже от нее происходят все остальные высокоразвитые культуры Мезоамерики - сапотекская, теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем сегодня приходится говорить о том, что «ольмекская» проблема еще весьма далека от своего решения.

Мы не знаем об этнической принадлежности носителей этой культуры (термин «ольмеки» заимствован от названия тех этнических групп, которые обосновались на южном побережье Мексиканского залива накануне конкисты). Нет ясности по поводу основных этапов развития культуры «ольмеков», точной хронологии и материальных признаков этих этапов.
Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, ее социально-политическая организация.

Культура ольмеков со всеми ее проявлениями отражает длительный путь развития: от конца II тыс. до н. э. до середины - последних веков I тыс. до н. э. Можно предполагать, что «ритуальные центры» с монументальной скульптурой появляются в Веракрусе и Табаско примерно в первой половине I тыс. до н. э. (возможно, даже и в 800 г. до н. э.), как в Ла-Венте.
Но все, что представлено там археологически в 800-400 гг. до н. э., вполне соответствует уровню «вождеств», «союзов племен», т. е. заключительной стадии первобытнообщинной эпохи.

Первые известные нам образцы письменности и календаря появляются на «ольмекских» памятниках только с I в. до н. э. (стела С в Трес-Сапотес и др.). С другой стороны, такие же «ритуальные центры» - с пирамидами, монументами и календарными иероглифическими надписями представлены в Оахаке с VII-VI вв. до н. э., а без надписей - в горной Гватемале, у предков майя, по крайней мере с середины I тыс. до н. э. Таким образом, вопрос о «культуре-родоначальнице», породившей все остальные, для Мезоамерики сейчас отпадает: видимо, имело место параллельное развитие сразу в нескольких ключевых областях - долине Мехико, долине Оахаки, горной Гватемале, равнинных областях майя и т. д.

Одно из первых мезо-американских обществ, ольмеки населяли тропические низины юго-цетральной Мексики. Первые следы ольмеков, датируемые 1400 г до н.э., были найдены в городе Сан-Лоренцо, где располагалось главное поселение, связанное с 2мя другими центрами, Теночтитланом и Потреро Нуэво. Ольмеки были искусными строителями. В каждом важном месте располагались церемониальные дворы, курганы, конические пирамиды и каменные памятники, включая известную огромную голову.

Ольмекская цивилизация зависела от торговли как между разными ольмекскими регионами, так и с другими мезо-американскими народами. Будучи одной из самых ранних и развитых мезо-американских культур того времени, ольмеки часто считаются культурой-прародительницей других мезо-американских народов. В 400 г до н.э. восточная часть ольмекских земель опустела возможно, из-за изменений окружающей среды. Люди могли также переселиться из-за вулканической активности. Еще одной популярной теорией является то, что их захватили, однако никто не может сказать кто.

Визитной карточкой ольмеков считаются гигантские скульптуры в виде голов, расположенные в современной Мексике. Расцвет ольмекского государства пришёлся на период между 1500-м и 400-м годами до нашей эры, по словам историков, этот народ достиг впечатляющих успехов в архитектуре, сельском хозяйстве, медицине, письменности и других отраслях знания. У ольмеков имелся довольно точный календарь и математическая система, в которой использовалась цифра «0», что можно считать настоящим прорывом.

Ольмеки - ц ивилизация, чье исчезновение до сих пор ставит ученых в тупик.

Просуществовав более тысячи лет, цивилизация ольмеков по невыясненным до сих пор причинам пришла в упадок, однако на её руинах возникли другие цивилизации.

Ольмеки -- о бщество и археологическая культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива во II - I тыс. до н. э. Самые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах. (Беляев)

В конце II тысячелетия до н. э. начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской (от ацтекского слова "олми" - каучук). Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом").

По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони. По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами. (Беляев)

О днако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями.

Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики. (Беляев)

Н екоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой. (Беляев)

П ервой и самой древнейшей столицей индейской Америки считается Сан-Лоренсо (1400-900 гг. до н.э.). Он расположен на естественном плато, склоны которого были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы. По данным археологов, в нём проживало до 5 тыс. жителей. Городу по-прежнему покровительствовал всемогущий бог-ягуар. Его масками были украшены углы ступеней пирамиды (самой древней из известных сегодня в Америке), которая представляет собой конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией.

В городе было найдено и 10 колоссальных голов ольмеков из базальта, а также алтари-троны и несколько десятков антропоморфных и зооморфных изваяний. Колоссальные головы, очевидно, изображали верховных вождей. Эти десять голов из Сан-Лоренсо, вероятно, представляют собой десять поколений династии, правившей в долине р. Коацакоалькос на протяжении 250 лет (1150-900 г. до н. э.). (Беляев)

В торым ритуальным центром-городом первого уровня Ольмеков был Ла-Вента. В городе был расположен большой архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и нескольких пирамидальных платформ. Древние поселенцы облюбовали это место ещё в 1400 г. до н.э., на котором они воздвигли одно из древнейших поселений. Ла-Вента был построен с наибольшим размахом. И к 900 г. до н.э. город становится важным центром другого важного вождества со своими колоссальными головами ольмеков. Наблюдается резкий взлет могущества Ла-Венты.

Возможно, это было связано с очередным изменением русла реки Бари. С рубежа II-I тыс. до н.э. оно пролегало в 2 км от Группы "А" в Ла-Венте, что давало возможность контроля за коммуникациями и облегчало перемещение ресурсов. В районе Ла-Венты окончательно формируется трехуровневая поселенческая иерархия: поселения без маундов - поселения с центральным маундом - поселения с несколькими маундами. Население зоны между Ла-Вентой и Сан-Мигелем (эти памятники разделяет около 40 км) составляло не менее 10 000 человек. (Беляев)

М ежду 900 и 600 гг. до н. э на побережье Мексиканского залива существовало минимум пять сложных вождеств - Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Лас-Лимас, Лагуна-де-Лос-Серрос и периферийный Трес-Сапотес. Они контролировали весь Ольман (около 12 000 кв. км). (Беляев)

4 00 год до н.э. выбрана исследователями как конец ольмекской археологической культуры, хотя это скорее условность. Скорее речь должна идти о конце одного этапа в истории региона и начале другого. Трес-Сапотес ещё жив, также как и Лагуна-де-Лос-Серрос. Однако в целом ядро политического и культурного развития смещается на север, к горам Туштлы и распространяется вдоль побережья Веракруса. Наряду со старыми центрами вырастают новые - Серро-де-Лас-Месас, Вьехон. Новые столицы сохраняют многие традиции своих предшественников; поэтому позднеформативное общество побережья Мексиканского залива получило название эпиольмекского. (Беляев Д)

С тирлинг обнаружил детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эта находка стала сенсацией - считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказалось, что это не так. Центральным местом в искусстве у ольмеков занимал персонаж, в облике которого сочетались черты рычащего ягуара и плачущего человеческого ребёнка.

Е го облик запечатлён как в гигантских базальтовых скульптурах, вес которых нередко достигает нескольких тонн, так и в маленьких резных изделиях. Нет сомнений в том, что этот ягуар-оборотень представлял собой божество дождя, культ которого возник раньше, чем культы остальных известных нам богов пантеона Мезоамерики. (Беляев)

Р ацион питания древних ольмеков был тоже основан на "кукурузной" диете, как и у других народов остальной доколумбовой Америки главной сельскохозяйственной культурой у ольмеков был маис. А основными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство. (Беляев)

О льмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки. (Беляев Д)

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики. (Беляев)

_______________________________

О льмеки представляли собой самую раннюю цивилизацию Центральной Америки, состоящую из множества маленьких поселений, процветавших на берегу залива Мехико в центральной Мексике с 1 200 по 600 год до нашей эры. Происхождение культуры ольмеков туманно, некоторые ученые предпочитают теорию о том, что это местные фермеры трансформировались в племена, а позднее – в культурные общества, а другие – что ольмеки – результат миграции из Герреро или Оакса.

Высокий уровень сельскохозяйственного производства стал ключевым моментом для их успехов. Поселения ольмеков основывались, в основном, на берегах медленно текущих рек, которые во времена разлива, напитывали плодородные аллювиальные почвы.

С ан-Лоренцо, занятый в 1 200 – 900 годах до нашей эры считается главным поселением ольмеков. Наряду с ним существовало два других центра: Теночтитлан (не столица ацтеков, а просто поселение с таким же именем) и Портеро Нуэво. Все церемониальные центры ольмеков предствавляли собой комплексы платформ, на которых зиждились церемониальные дворцы, насыпи, каменные статуи (включая резные валуны, алтари и огромные скульптуры на вольную тему) и большие конические пирамиды.

Огромные каменные головы представляются самым неординарным продуктом архитектурной мысли. Они достигают высоты три метра и, предположительно, представляют собой портреты правящих семей и элиты ольмеков. Чтобы соорудить эти вещи понадобился труд сельчан, проживающих в низинных районах.

Т орговля была очень важным делом и опять же сосредоточивалась в церемониальных центрах, здесь обменивались обсидианом, змеевиком, слюдой, магнитистым железняком и другими материалами. Существовали как местные торговые сети, так и сети регионального масштаба. Таким образом, способ жизни ольмеков и их сложная космология распространились вместе с предметами обмена на довольно большой территории.

Жрецы ольмеков придумали 260-дневный календарь, и комплекс верований, который включал в себя оборотня ягуара (мифическое существо, перекидывавшееся из человека в ягуара) и горящего змея. Стиль ольмеков в искусстве особенно проявлен в скульптуре, он очень реалистичен в представлении природных и сверхъестественных форм. Ремесла представлены работами из раковин и жадеита.

К 600 году до нашей эры культура ольмеков пришла в упадок, и системы обмена уменьшили свою интенсивность. Но все же, благодаря существованию ольмеков дальнейшие цивилизации Центральной Америки получили хорошее культурное наследие.

++++++++++++++++++++

Три тысячи лет назад на берегах Мексиканского залива зародилась индейская империя известная как ольмекская цивилизация. Само имя - “ольмеки ”, что с ацтекского языка переводится как “каучуковые люди” было дано древнему народу в четь небольшой области, располагающейся все там же, на побережье Мексиканского залива, где производился каучук. Ольмекская цивилизация на протяжении нескольких столетий развивала научные знания, изобретя календарь ольмеков , сформировав собственные представления о математике и астрономии, и оставив своим потомкам богатейшее мифологическое и культурное наследие, к сожалению, практически несохранившееся. Венцом цивилизации считается и религия ольмеков , которая за столетия до образования культур майя и ацтеков сумела перейти от поклонения тотемным животным, к почитанию богов, являющихся воплощениями сил природы. Известный факт, что ольмеки-боги стали первыми человекоподобными божествами в истории американского континента.

Календарь ольмеков и другие, исчезнувшие знания древнего государства.

Древняя ольмекская цивилизация, берущая свое начало еще во втором тысячелетии до рождества Христова, исчезла приблизительно в 50-100 годах нашей эры, что за полторы тысячи лет до появления испанцев у берегов Америки. За недолгий срок своего существования индейцы сумели до небывалых высот развить науки, в конечном итоге изобретя календарь ольмеков, собственную сложнейшую календарную систему, основывающуюся на астрономических знаниях.

Как не трудно догадаться ольмекская цивилизация является древнейшей народностью на территории Центральной, Южной и Северной Америки. Не зря ольмекские индейцы, создавшие календарь ольмеков, считаются праотцами всех народностей центральной Америки, а ольмекская культура является основоположницей мод и порядков, на которые равнялись и которым подражали все без исключения индейские племена. К слову о порядках и календарной системе древнего народа. Календарь ольмеков , по сути, является предшественником знаменитейшего майянского календаря. Он точно так же строился на цикличности вселенной, содержал в себе эпохи долгого счета протяженностью приблизительно в 5 тысяч лет, знания о продолжительности земных суток, года, циклах луны и Венеры. Календарь ольмеков является первой летописной системой, сумевшей интерпретировать астрономические явления под свои нужды. Ольмеки, календарь долгого счета, созданный ими - уникальное и неповторимое явление не только для американской, но и для мировой истории.

Религия ольмеков - мифологические знания древнего народа.

Но, что же жители древней империи, чем они запомнились еще кроме как своими научными знаниями? Располагает культура и религия ольмеков и еще одной визитной карточкой, а именно гигантским каменным головам, изображающим африканцев. Эти структуры позволяют предполагать, кто такие ольмеки, как они жили и каких верований придерживались.

Скульптуры невероятных размеров, весящие около 30 тонн каждая, изображают головы людей с негроидными чертами лица. Религия ольмеков создала практически портретные изображения жителей Африки. Мочки ушей проколоты, лица прорезаны глубокими морщинами. Уголки толстых, не свойственных индейцам губ, загнуты вниз.

Первая каменная голова была обнаружена в 1930 году американским археологом Мэтью Стирлингом. В своем отчете ученый писал: “Мексика, ольмеки , их искусство - удивительны. Голова высечена из каменного монолита, предположительно базальта. Скульптура покоилась на площадке из необработанных каменных пластов. Освобожденная от грязи, песка и оков земли, голова имеет довольно пугающий вид. Несмотря на размеры, скульптура филигранно обработана, ее пропорции идеальны, а черты лица выведены тщательно. Уникальная черта головы, отличающая от ее от других скульптур индейцев, - реализм”.

Ученые практически полностью уверены в сроках изготовления голов, приблизительно 1000-1500 года до нашей эры, что совпадает с эпохой расцвета ольмекского государства. Сроки были определены при помощи кусочков угля, обнаруженных на головах и неподалеку от них, но это лишь возраст самих угольков. Вполне возможно, что каменные головы были созданы гораздо раньше. Специалисты смело предполагают о религиозной принадлежности величественных скульптур. “Каменные головы - это лики древних богов, которых породила религия ольмеков ” - утверждают исследователи. Считается, что таким образом ольмекские индейцы увековечивали память о своих идолах и о себе, как о великих мастерах.

Ольмеки - невидимое наследие древнего народа.

Удивительно, но ольмеки практически не оставили после себя письменных или каких-либо других вещественных доказательств, подтверждающих высокое развитие этой цивилизации. Ученые уже не первый год рыщут в поисках наследия и признаков эволюции этой древнейшей народности. Но, все без толку. Буквально разобрав по камню все места обитания ольмеков у археологов сложилось впечатление, будто этот народ появился из ниоткуда, как уже полностью устоявшийся. Может быть причиной всему молниеносный закат империи, как это случилось с майя, а может особенности влажного климата Мексиканского залива. Кто знает?!

Ольмеки - структурная цивилизация. Однако, у науки в распоряжении не имеется фактов подтверждающих данную теорию, лишь догадки специалистов. Нам практически ничего не известно ни о социальной организации ольмеков, ни об их религии, ни о мифологии, ни о ритуалах этого исчезнувшего народа. Известно лишь то, что ольмеки, как и более поздние народы майя и ацтеков, усиленно практиковали жертвоприношения.

Догадки исследователей и те немногие крупицы информации, что все-таки удалось обнаружить, говорят о том, что ольмеки были такой же сельскохозяйственной цивилизаций “кукурузной народностью”, как и все более поздние культуры Мезоамерики. Основополагающими сферами жизнедеятельности, позволявшими ольмекам процветать, являлись земледелие и рыбный промысел.

Загадкой остается и то, на каком языке говорили , или к какой этнической группе они принадлежали. Существуют гипотезы о принадлежности индейцев ольмеков к майянской языковой группе, но опять же, это всего лишь гипотезы. Время и история были беспощадны по отношению к наследию ольмеков. Не лучшим образом на общей картине отразилась и испанская конкиста, во времена которой индейское достояние безжалостно уничтожалось.

Что радует, так это архитектура древнего народа. Ольмеки строили прочные и долговечные конструкции. Да, пусть в не большом количестве и далеко не в первозданном виде, однако до наших дней все же дошли их сооружения. Платформы, статуи и руины, некогда являвшиеся пирамидами и дворцовыми комплексами, говорят о том, что ольмеки для своего времени являлись превосходными инженерами и архитекторами. Индейцы выбивали из скал каменные блоки и высекали из них массивные скульптуры.

Ольмеки прекратили свое существование в начале нашей эры. Однако, даже по тем немногим данным, дошедшим до нас спустя 2 тысячи лет, можно судить, что Ольмеки, культура, лунный календарь, не исчезли, а были органично поглощены и усвоены цивилизациями майя и ацтеков.

  • Ок. 1200 г. до н. э. — строительство храмов в Сан-Лоренсо.
  • Ок. 900 г. до н. э. — разрушение Сан-Лоренсо.
  • Ок. 400 г. до н. э. — Ла-Вент покинута.

Конец Ольмеков

Примерно в 400 г. до н. э. храмы в Ла-Венте были покинуты. Ольмеки вымерли. Однако их жизненный уклад оказал влияние на многие сменившие их народы.

У Ольмеков не было домашнего скота, поэтому выращивание зерновых культур имело для них особую важность. Питались они в основном кукурузой, но умели выращивать также фасоль, тыкву, стручковый перец и плоды авокадо.

Религия Ольмеков

Примерно в 1200 г. до н. э. Ольмеки начали строительство храмов своим богам в местечке Сан-Лоренсо. Позже Сан-Лоренсо был разрушен и в Ла-Венте было возведено новое святилище для поклонения богам.

Головы Ольмеков

Ольмеков больше всего прославили вырезанные ими из камня массивные головы. Некоторые головы достигают в высоту почти трех метров. Ученые полагают, что головы, вероятно, принадлежат различным ольмекским правителям.

— ольмеках.

Архитектура ольмеков.

Постройки ольмеков не отличались сложными формами, как у более поздних племен, однако были массивны и своеобразны. Можно выделить несколько особенностей архитектуры первого американского племени. В основе древних храмов находился либо квадрат, либо прямоугольник. Сами по себе эти сооружения представляли пирамиду. Предполагается, что строения такой формы сооружать проще, чем, к примеру, кубической, получаются они выше и устойчивее. В отличие от египетских пирамид, мезоамериканские (а архитектурный стиль ольмеков переняли все без исключения племена Центральной Америки) возводились с лестницами, ведущими от подножия к расположенному на вершине храму (обычно с двумя помещениями). Если сооружение было большое, наверх поднимались уже не две, а четыре лестницы - по всем сторонам пирамиды. Второй тип построек - так называемые дворцы, которые скорее являлись жилыми домами знати. Эти здания также находились на небольших возвышениях, внутри же делились на несколько узких и вытянутых помещений. Главное тотемное животное ольмеков - ягуар (по легенде, это племя произошло от союза божественного ягуара и смертной женщины), что подтверждается многочисленными находками археологов, как скульптурными, так и архитектурными.

Удивительные археологические находки.

Один из центров культуры ольмеков - город Сан-Андрес, находившийся примерно в 5 км к северо-востоку от Ла Венты (сейчас это часть города Вильяэрмоса). При раскопках обнаружили удивительную находку, отодвинувшую дату появления первой письменности в Мезоамерике как минимум на 300 лет, - это размером с кулак цилиндр из керамики, с изображенными по бокам иероглифами. Он использовался в качестве орудия для письма. Каменные головы ольмеков, к сожалению, не так известны, как статуи острова Пасхи, тем не менее они также поразительны, в первую очередь своей монументальностью (их вес около 30 т, в окружности - 7 м, высота - 2,5 м) и реалистичностью. Можно выделить еще несколько наиболее примечательных и крупных ольмекских городов: это Сан-Лоренсо, Лас-Лимас, Лагунаде-Лос-Серрос и Льяно де Хикаро (в нем нашли руины мастерской по обработке базальта). Среди прочих находок стоит выделить сенсационные детские игрушки. Дело в том, что многие из них изображают различных зверей на колесах, а ведь долгое время считалось, что население доколумбовой Америки не было знакомо с колесами!

Сан-Лоренсо - один из первых городов Америки.

Самый известный и первый главный город ольмеков - Сан-Лоренсо (Сан Лоренцо), существовавший на протяжении 500 лет. Историки пришли к выводу, что здесь проживало 5 тыс. жителей. К сожалению, увидеть один из первых мезоамериканских городов довольно сложно. От некогда крупнейшего поселения Америки почти ничего не осталось из-за ужасных погодных условий, прожорливого времени и бездействия властей, а туристам куда интереснее майя и ацтеки. Тем не менее, на территории Сан-Лоренсо (сейчас это городок Теночтитлан) находится самая древняя пирамида Америки, чьи ступени украшены резным изображением богаягуара. Также здесь обнаружили дренажные системы, каменные головы и площадку для культовой игры в мяч. Последнее сооружение представляло собой две идущие параллельно наклонные стены из камня. Непосредственно игра происходила внизу, а зрители сидели на стенах.

Ла-Вента - музей под открытым небом.

Наиболее хорошо сохранившийся и богатый город ольмеков - это Ла Вента. Сан-Лоренсо постепенно приходит в упадок и к 900 г. до н. э. центр культуры ольмеков перемещается южнее. Связано это с завоевательными набегами (отношения между племенами ольмеков были отнюдь не мирными) и изменением русла реки, что играло в те времена одну из определяющих ролей. По реке доставляли товар, из нее отводили воду для обеспечения жизнедеятельности людей и в ней, помимо всего прочего, ловили рыбу, что наряду с земледелием было основным занятием ольмеков. В Ла Венте также наблюдается большое скопление знаменитых ольмекских скульптур из камня - огромных голов внешне негроидного происхождения, что наталкивает на определенные мысли о происхождении этого древнего народа. Обилие таких находок поразительно, потому что вблизи не было ни одной каменоломни.

Ко времени расцвета Ла Венты (начиная с IX в. до н. э.) в городе начинают создаваться сложные мозаики, сооружаются новые монументальные скульптуры - стелы и богатые захоронения, созданные при помощи поставленных вплотную друг к другу базальтовых колонн. В этих камерах найдены саркофаги, множество фигурок и украшений. Большинство находок перевезли в музей города Вильяэрмоса (столица мексиканского штата Табаско), в парк Ла Вента - на территорию, которую занимал древний город.

Заключение.

Долгое время считалось, что ольмеки - первая цивилизация Мезоамерики - внезапно покинули свои города и исчезли в неизвестном направлении, «как сквозь землю пропали, что балтийская водь». На самом деле, в отличие от той же води, в прямом смысле слова уходившей под землю, ольмеки просто оставили столетиями обжитую местность и стали передвигаться на север, вглубь континента. Причинами этого могли стать засухи, извержения вулканов или другие природные катаклизмы, приведшие к тому, что занимаемая ольмеками территория стала непригодной для жизни. Поводом к этому, в свою очередь, могло быть изменение направления русел рек или их полное исчезновение, ведь вода в те времена играла определяющую роль в жизни населения, особенно на такой сложной, в климатическом отношении, территории, как Центральная Америка (впрочем, для майя отсутствие воды не являлось препятствием, но об этом будет рассказано позже). Ольмекам не составило большого труда найти новые пригодные для существования территории, поскольку во время своих торговых походов они уже неоднократно бывали в поселениях соседних племен. Перемещение ольмеков на север привело к постепенному ассимилированию этой самобытной цивилизации с другими индейскими племенами. Необходимо заметить, что история майя длится практически параллельно с существованием ольмеков (первый из известных городов племени - Куэйо (Белиз) - датируется 2000 г. до н. э.), однако расцвет майя начинается именно с момента «исчезновения» ольмеков. Из этого можно сделать вы вод, что последние, ассимилируясь с другими индейцами, как бы в обмен на право проживать на чужой территории обучали своих бывших соседей и торговых партнеров общественному, политическому строю и обогащали своими навыками их культуру. Принципы построения общества, письменность, астрономия, математика - это только небольшая часть знаний, появлению которых майя и впоследствии другие индейские племена Америки обязаны ольмекам.

Ольмекская цивилизация имеет несомненное подтверждение своему существованию в виде археологических находок. Но тайны ее происхождения и гибели по сей день не разгаданы учеными. Само наименование «ольмеки» условно взято из исторических хроник ацтеков, где с таким названием есть упоминания одного из племен этой цивилизации. Слово «ольмек» в переводе с языка майя означает «житель страны каучука».

Ольмеки обитали на территории нынешней южной и центральной Мексики. Более древние следы цивилизации относятся к 1400 году до н. э. В городе Сан-Лоренцо были найдены остатки крупного (возможно, главного) поселения ольмеков. Но имелись и другие поселения, более крупные из которых - в местах Ла Вента и Трес-Сапотес.

Многие из исследователей считают ольмеков прародителями других мезо-американских цивилизаций, что находит подтверждение и в легендах индейцев. Точно известно только то, что ольмеки - одна из наиболее ранних культур Центральной Америки.

Обнаруженные артефакты

По обнаруженным артефактам возможно судить, что у ольмеков были развиты строительство, искусство и торговля. До наших дней дошли их пирамиды, дворцы, гробницы, храмы, курганы, водопроводная система и огромные памятники в виде каменных голов. Первая такая голова была обнаружена в 1862 году неподалеку от поселения Трес-Сапотес, после чего начался исследовательский «бум» по поводу открытой в лесах Мексики индейской культуры (хотя сразу после находки считали, что это «голова африканца», или, как ее называют и сейчас, «голова эфиопа»).

Эту знаменитую голову полностью откопали лишь в 1939–1940 гг. Как оказалось, высота каменной головы составляет 1,8 м, а окружность - 5,4 м, и этот огромный монумент высечен из цельного куска базальта. По сей день остается загадкой, как был доставлен такой большой кусок скальной породы на место, в котором сейчас находится статуя, если ближайшее месторождение базальта находится в десятках километров от этого места (ольмеки, согласно сведениям археологов, не знали колеса и не имели тяглового скота).

В последствии были обнаружены еще 16 таких голов, высотой до 3 м и весом до 20 тонн каждая. В большинстве своем ученые считают, что эти головы изображали вождей ольмекских племен. Но некоторые из современных исследователей полагают, что гигантские головы могли быть выполнены не ольмеками, а представителями более ранних цивилизаций: к примеру, легендарными атлантами, сами же ольмеки были только потомками этих цивилизаций и «хранителями» огромных изваяний.

В первой половине XX века археологами из Мексики был обнаружен город Син Кабесас, что переводится как «Безголовые». Такое название дали найденному городу сами ученые из-за множества обезглавленных статуй, расположенных в этом древнем поселении. Впрочем, некоторые каменные исполины дошли до нашего времени абсолютно целыми. Кроме голов и статуй, ольмекская скульптура представлена в каменных алтарях и резных стелах, а также в небольших нефритовых и глиняных (реже - гранитных) фигурках, которые изображают людей и животных.

Археологические экспедиции

Алтарь ольмеков

Разные экспедиции, снаряжавшиеся на поиски и исследование артефактов в первой половине XX века, приводили к многочисленным новым открытиям, но некоторые свидетельства существования ольмекской культуры вначале ошибочно были приписаны культуре майя из-за похожести ликов.

Археологам пробирались до остатков древних поселений и каменных скульптур по непроходимым джунглям, тропическим рекам и болотам, подниматься в горы: следы древней цивилизации оказались к тому времени уже довольно сильно отрезанными от современных поселений и дорог. Это усложняло исследования, но со временем на основе новых сведений ученым открывалась все более ясная картина существования ольмекской цивилизации.

Стилизованные маски и человеческие фигуры, вытесанные на стелах и каменных ящиках, как считают исследователи, являются изображениями богов, почитаемых ольмеками. А в обнаруженной в Ла-Венте роскошной гробнице погребен, предположительно, правитель ольмеков, живший за 9-10 веков до появления в этих местах ацтеков. В саркофагах и гробницах археологи находили украшения и статуэтки, необычные инструменты.

Пирамиды ольмеков

Пирамиды возможно, служили храмовыми комплексами. Они были устроены не по «обычной» пирамидальной форме, а с круглым основанием, от которого «отходило» несколько округлых «лепестков». Такую форму исследователи объясняют сходством с вулканическими холмами, сохранившимися после извержений: ольмеки считали, что в вулканах живут боги огня, и храмовые комплексы в честь тех же богов сооружались по подобию потухших вулканов. Сами пирамиды ольмеков были устроены из глины и облицованы известковым раствором.

Как выглядели ольмеки

Облик ольмеков возможно предположительно восстановить по множеству найденных изваяний: глаза монголоидного типа, приплюснутый нос, пухлые уплощенные губы. Скульптуры имеют целенаправленно деформированные головы. Более точные сведения могли получить по найденным в усыпальницах останкам ольмеков, но ни одного целого скелета не сохранилось.

Откуда они появились

По легендам ацтеков, ольмеки прибыли в места своего обитания на лодках, с северного берега. В месте, где сейчас находится город Панутла, они оставили лодки и двинулись по указанию богов до местности Тамоанчан (в переводе с языка майя - «страна дождя и тумана»), где и основали свою цивилизацию. В других индейских легендах не объясняется появление ольмекской цивилизации: сказано лишь, что ольмеки обитали в тех местах с древних времен.

Как считает норвежский исследователь Тура Хейердал, ольмекская цивилизация могла быть привнесена в Центральную Америку из Средиземноморья и Древнего Египта. На это могут указывать не только индейские легенды, но и сходство ольмекских сооружений, письменности, искусства мумификации с аналогичными свидетельствами культур Старого Света. Такое предположение объясняло бы тот факт, что при археологических исследованиях не было обнаружено признаков эволюции ольмекской цивилизации: она словно появилась в уже процветающем виде и так же неожиданно оборвала свое существование. Но это также только предположение. Многие из ученых по-прежнему убеждены, что цивилизации в различных частях Земли могли развиваться по аналогичной схеме, находясь в совершенной изоляции друг от друга.

Возникновение ольмекской культуры относят приблизительно ко второму тысячелетию до н. э. Если судить по более поздним археологическим исследованиям, она могла быть развита из раннеземледельческих культур Центральной Америки, которые постепенно эволюционировали из кочевых культур в результате изменения природных условий. Древнейшие кочевые племена Южной и Центральной Америки, как считают ученые, пришли из Азии в те времена, когда между этими континентами еще существовала сухопутная связь.

Как полагают палеоантропологи, на территорию Центральной Америки во время последнего ледникового периода могли попасть и представители негроидной расы. Это в некоторой степени объясняет черты лица, отраженные в гигантских ольмекских головах. Другие исследователи считают, что на мезо-американскую территорию могли попасть водным путем древние австралийцы и европейцы. Может быть, цивилизация ольмеков появилась и вовсе в результате смешения выходцев из разных континентов.

В 1200-900 годах до н. э. основное поселение ольмеков (в Сан-Лоренцо) было заброшено: возможно, как результат внутреннего мятежа. «Столица» ольмекского царства переместилась в Ла-Венту, находящуюся на 55 миль восточней, среди болот у реки Тонала. Ольмекское поселение в Ла-Венте существовало в 1000-600 годах до н. э. или в 800–400 годах до н. э. (согласно разным данным исследований).

Ольмеки покинули восточные части своих земель около 400 года до н. э. Среди возможных причин - изменение климата, извержение вулканов и захват части ольмеков представителями других цивилизаций. К последним столетиям до н. э. археологи относят даты, высеченные ольмеками на каменных стелах и статуэтках. Это наиболее древние письменные даты, обнаруженные на территории Центральной Америки, древнее, чем письменность цивилизации майя. Когда были найдены ольмекские артефакты с датами, ученые после продолжительных споров пришли к выводу, что майя заимствовали свою письменность и свой календарь у ольмеков.

Любопытно, что многие каменные статуи и гигантские головы, принадлежащие ольмекской цивилизации, были намеренно повреждены еще в древности: может быть, самими ольмеками. Кроме того, некоторые изваяния в то же древнее время были явно передвинуты из своих первоначальных мест или так же целенаправленно засыпаны землей, после чего «могилу» облицовывали плиткой или разноцветной глиной.

Некоторые исследования говорят о том, что расцвет ольмекской цивилизации приходится на I столетие до н. э. - I столетие н. э. Именно этим периодом датированы все образцы ольмекской письменности, а также наиболее совершенные предметы искусства. Таким образом, ольмеки и майя некоторое время сосуществовали рядом друг с другом.

Исследователь Майкл Ко считает, что предки майя жили когда-то на территории ольмеков: когда наступил упадок культуры Сан-Лоренцо и Ла-Венты, основная масса ольмеков переселилась на восток и превратилась постепенно в майянскую цивилизацию. По мнению других исследователей, майя и ольмеки развивались одновременно и, несмотря на имеющиеся родственные связи между этими двумя цивилизациями, майя не могут являться потомками ольмеков. Последнее предположение подкрепляется данными наиболее поздних археологических исследований. Но в таком случае - куда и по какой причине исчезли ольмеки? Ответить на этот вопрос еще предстоит ученым.