Обучение детей на гитаре. Обучение ребенка игре на гитаре при помощи видеоуроков

Чтобы игра на гитаре для детей не представлялась чем-то сложным, необходимо правильно проводить занятия. Кроме того, важно правильно подобрать инструмент.

Выбираем гитару для начинающих (детей дошкольного возраста)

Для ребёнка лучше выбрать классическую гитару с размерами 1/2 или 3/4, тогда малышу будет легче её удержать. Не покупайте дорогую модель, ведь через некоторые время захочется поменять её на другую. Но и самые дешёвые гитары приобретать не стоит, ведь их трудно настроить. А значит играть на них практически невозможно.

Учить детей игре на гитаре можно начиная с 5-летнего возраста.

Поначалу лучше использовать нейлоновые струны. Конечно, они звучат тише, но зато их легче прижимать. И пальцы ребёнка не будут болеть после уроков. Если же решили учиться на металлических струнах, то выбирайте самые тонкие. Причём они должны быть для акустической гитары.

Как научить игре на гитаре

Проще отдать ребенка в музыкальную школу, где детей дошкольного возраста обучают опытные педагоги. Но если решили давать уроки музыки самостоятельно, то придерживайтесь таких правил:

  • Подружите ребёнка с инструментом. Для начала обвяжите гриф носком и дайте малышу просто «побренчать» на инструменте. Он должен научится пользоваться пальцами.
  • Учите простые мелодии. Первыми лучше пусть будут «Кузнечик», «Цыганочка» или Seven Nation Army.
  • Повторяйте выученные уроки. Малышам нравится играть то, что у них получается. Поэтому с повторением проблем не будет.
  • Улучшайте скорость смены аккордов. Разучив новые, включайте таймер и предложите ребёнку переставить пальцы несколько раз за минуту. Потом разберите с ним ошибки и повторите упражнение.
  • Упрощайте аккорды. Если ребёнок учит мелодию, но некоторые места у него не получаются, то поменяйте тональность. Или подберите аккорды, которые играются на меньшем количестве струн.
  • Оставьте теорию на потом. Не нужно первого урока вываливать на малыша все названия аккордов. Это усложнит обучение.
  • Не задавайте слишком много на дом. Поощрять практику, конечно, нужно, но лучше чтобы малыш 5–6 раз повторил короткое задание, чем играл одно длинное.
  • Не забывайте хвалить малыша за успешное выполнение заданий. Если ребёнок совершил ошибку, не ругайте его, а укажите на просчёт спокойным тоном.

Научить ребёнка играть на гитаре не так уж сложно. Главное, проявить терпение и привить малышу любовь к музыке. И тогда он быстро освоит инструмент и добьётся отличных результатов в игре.

У многих пап и мам возникает вопрос - во сколько лет можно отдавать своего ребёнка на обучение игре на гитаре? Возможно ли обучение игре на гитаре для детей с 5-7 лет? Да, возможно, но не для всех. Предлагаю вам такой тест: покажите своему ребёнку ролики на канале Школы гитаристов Виктора Русинова в ютубе. Если, ему понравятся ролики и он станет проситься у вас записаться на обучение игре на гитаре, то смело ведите его ко мне. Из этого ребёнка будет толк.

Ваня Маслов пришёл заниматься ко мне в 7 лет. Сейчас ему 10 лет. Посмотрите как он играет на гитаре. Ваня молодец.

Обучение игре на гитаре для детей возможно лишь в одном случае, если ваш ребёнок очень хочет играть на гитаре. Для этого вам необходимо купить специальную трёхчетвертную (3/4) гитару и отдать её своему педагогу, который отрегулирует её под руки вашего сына или дочки. Хотя, некоторые мои ученики играют на полноценной классической гитаре с 5 лет. Как правильно выбрать себе гитару , вы узнаете, когда придёте ко мне на первое занятие. Посещая регулярно уроки игры на гитаре, мы доведём вашу гитару, до нужной кондиции самостоятельно. Но, в особых сложных случаях, мы обратимся к гитарному мастеру.

Если, родители помогают учителю в некоторых моментах воспитания музыкальной культуры ребёнка (как это делать я вам расскажу при личной встрече, то процесс обучения игре на гитаре и для ребёнка, и для вас, станет большим наслаждением. Главное - это процесс: удовольствие от обучения игре на гитаре, удовольствие от выступления на концерте, удовольствие от того, что он или она получает, наслаждение от общения с музыкой через гитару. Первая радость, для маленького ученика или ученицы, это когда он научится настраивать гитаруи это у него получиться

Это тема, которая интересует многих родителей. Мамы и папы часто спрашивают, в каком возрасте лучше всего начинать ? Можно ли начинать обучение с 6 лет? Специалисты утверждают, что учить детей игре на гитаре можно с любого возраста, важно, чтобы ребенок искренне хотел научиться играть на гитаре. Также очень важно подобрать правильный подход к обучению ребенка того или иного возраста игре на гитаре.

Обучение детей игре на гитаре : от 6 до 9 лет

Первое, что необходимо для игре на гитаре - это уменьшенная гитара, так называемая «половинка». Это связано с тем, что мышцы пальцев рук в этом возрасте еще недостаточно развиты, они пока находятся в процессе укрепления, развития. Важно, чтобы в этом возрасте обучение детей игре на гитаре происходило плавно, без перегрузок организма.

По поводу подачи материала педагогом, важно знать, что в этом возрасте ребенок будет хорошо воспринимать, исполнять ту музыку, которая ему интересна. Все остальное он будет игнорировать, как ненужное. Заставить или уговорить ребенка в таком возрасте делать то, что ему не интересно - невозможно.

Основная цель преподавателя в работе с детьми 6-9 лет - это развитие и становление правильной мотивации, которую можно развить в игровой форме. Только когда интерес к гитаре присутствует, можно осторожно предложить все нужные профессиональные навыки игры на гитаре.

В возрасте 6-9 лет вместе с главным процессом обучения детей игре на гитаре у малышей также развивается связь восприятия музыки с нервной системой.

Таким образом, ребенок учится не только воспринимать музыку, но также и выражаться с ее помощью, например, самому играть на гитаре именно то, что ему нравится, в свободное от занятий время.

В этот период также развивается слуховое восприятие ребенка, становятся шире границы его эмоционального восприятия музыки.

Можно сказать, что обучение детей игре на гитаре в этом возрасте дает не такой стремительный результат, как обучение детей старшего возраста, но этот результат достаточно стабилен и остается на всю жизнь.

Обучение детей игре на гитаре : от 10 до 13 лет

С этого возраста начинается следующая возрастная категория. В 10 лет у ребенка уже достаточно развита мускулатура пальцев, рук. Также к этому возрасту у ребенка уже сформирован определенный музыкальный вкус, он уже развит эмоционально. Самое важное, что в этом возрасте дети могут воспринимать достаточно сложную интеллектуальную информацию.

Ребенок в этот период развивается достаточно быстро, поэтому достаточно стремительно идет и процесс обучения детей игре на гитаре. Сейчас для обучения уже можно использовать гитару обычного размера.

Сейчас главная задача для педагога - это развитие концентрации ученика во время уроков, мотивирование его на плодотворную работу ради хорошего результата.

Обучение детей игре на гитаре : от 13 лет и старше

С 13 лет у ребенка начинается «переходный возраст». С точки зрения педагогики этот возраст считают очень продуктивным. Сейчас успехи музыкальных занятий будут зависеть от степени доверия между учителем и учеником.

Задача педагога во время занятий с подростками - это направлять музыкальное развитие, не мешая ему. И уже под это подкладывать действительно профессиональные музыкальные навыки игры на гитаре.

Педагоги считают, что начинать уроки игры на гитаре можно с любого возраста. Но важно учитывать, что каждый возраст имеет свои особенности. Учитывая эти возможности, успехов в обучении ребенка игре на гитаре можно достичь в любом возрасте.

Традиционно считают, что в юном возрасте процесс обучения музыке идет значительно медленнее, чем в старшем возрасте. Но именно юные годы очень важны для определения вкусов и желаний человека в будущем.

Самое важно для педагога - это избегать любого давления на подопечного. Музыка - это не рутина. Занятия музыкой - это в первую очередь развитие эмоциональной сферы. Именно "мягкий" подход педагога к обучению, концентрация внимания ребенка на предмете, серьезное отношения к занятиям обычно и дают положительный результат обучения.

Смотри наш раздел

«Гитарный журнал» начинает серию публикаций, посвящённых начальному обучению игре на гитаре. Предлагаем вашему вниманию, дорогие друзья, размышления московского педагога Ильи Шумайлова о его нестандартном подходе к тому, «как весело обучать игре на гитаре детей малого возраста».

Многоуважаемый “Гитарный журнал”! Обращение, может быть, и высокопарное, но это аванс!
Время стремительно! Недавнее удивление обычному телефону сменяется удивлением Интернету, электронной почте и вот теперь – электронный “Гитарный журнал” – “прямо эмейлом по фэйсу” (читай – по мозгам)! Но сменим этот сленг на “Я встретил Вас…” – это мне как-то ближе. А теперь по существу.

Как весело обучать гитаре детей малого возраста

В настоящее время заметно омолодился возраст начинающих обучаться игре на гитаре. К этому замечательному явлению гитарная педагогика не вполне готова, в чем мне пришлось убедиться на собственном опыте. Применяя в работе с детьми младшего возраста общепринятые методики, я стал замечать, что они малоэффективны и не дают ожидаемого результата – детям и трудно, и скучно, и больно, и неинтересно, а мне как педагогу – плачевно. В раздумьях, что же делать, стал изучать литературу, посещать семинары Вальдорфской педагогики (Рудольф Штайнер, Германия), курсы элементарного музицирования преподавателей Института им. Карла Орфа (г. Зальцбург, Австрия), анализировать опыт таких педагогов, как Ирины Шуваловой, Вячеслава Жилина, Татьяны Тютюнниковой, Татьяны Рокитянской, Ильи Подкаминского, Елены Робашевской, свой собственный опыт. Из сонма вопросов и множества вариантов стала выкристаллизовываться характерная особенность детей этого возраста: жажда познания окружающего мира через игру. Конечно, ничего нового в этом нет, но прежде я об этом не задумывался. Постепенно, от урока к уроку, стал накапливаться багаж дидактических (обучающих) игр. Одни из них помогают воспитанию внимания, сосредоточенности, терпения, усидчивости, другие – развитию фантазии, воображения, третьи – вводят в мир гитары и музыки.

Первые уроки
Первые занятия рекомендую проводить в группе из 3–4-х человек. Первое знакомство важно не только для детей, но и для педагога – малейшую фальшь, неискренность с его стороны дети мгновенно чувствуют. Об этом тоже все знают. Вопрос в том, как познакомиться с ребятами и расположить их к доверительному общению? Использую игру “Интервью”.

Интервью
Педагог – задает вопросы, дети – отвечают или один ребенок берет интервью у других, вопросы дозволяется задавать и педагогу. В результате игры педагог и ребята познают характер, привычки, вкусы, любимые занятия, окружение друг друга. Устанавливается непринужденная обстановка, и мы переходим к следующей игре “Магнит” на удержание внимания.

Магнит
Сначала выясняем, что такое магнит. После чего педагог предлагает детям проверить “магнитность” их рук и коленей, ног и пола, рук и головы, ладоней и т.д. Сила “магнитности” проверяется педагогом или одним из детей: надо разомкнуть смагниченные руки, ноги… Конечно, взрослому человеку сделать это нетрудно, здесь важно вызвать у ребят необходимость концентрации воли, силы. Детям игра нравится, она вливает в них мышечную энергию, активизирует тело при достаточно пассивном поведении. Другой уровень игры “Магнит” – “Магнитные глаза”. Поначалу примагничиваемся взглядом к полу, потолку, двери, шкафу, окну (дети так любят поглазеть по сторонам, тем более что помещение, в котором они оказались, незнакомо, а посмотреть хочется, и это прекрасная возможность познакомиться с кабинетом гитары), затем к другим ребятам, их носам (это очень смешно), ушам, глазам, коленкам, и впоследствии к правой и левой рукам педагога, его пальцам, кисти, глазам. Все это необходимо для удержания сосредоточенного взгляда, внимательной наблюдательности. Впоследствии, голосовая команда педагога: “Магнит!” моментально собирает и организует детей.

Зеркало
Эта игра имеет несколько уровней. Переход к следующему уровню осуществляется только после свободного и точного выполнения предыдущего уровня. Поначалу воспитываем у детей подражательные (имитационные) способности, впоследствии не только координацию движений, но ещё и чувство метро-ритма, затем переходим к постановке исполнительского аппарата – положение гитары, посадка гитариста, постановка рук.

Имитационность – педагог делает различные движения спонтанно, вне ритма (чешет нос, затылок, зевает, чихает, прыгает, наклоняется, дирижирует и т.д. – насколько хватит вашей фантазии), а дети их повторяют. Эта легкая и веселая игра приучает учеников быть внимательными, без словесного предупреждения вслед за педагогом изменять движения и действия, буквально “поедать” его глазами, чтобы ничего не пропустить. Для усиления организованности и полного включения воли, устраиваем игру “на победителя” – тогда моментально все начинают действовать слаженно. Слаженность, как известно, одна из необходимых особенностей любого музыкального ансамбля и она нам в недалеком будущем очень пригодится.

Метро-ритмичность – педагог делает различные движения и звуки уже в определенном темпе и метро-ритме. Конечно, первые игры проводятся на телесное и внутрислуховое ощущение меры или пульса, так как от этого зависит чувство метро-ритма детей на всю дальнейшую исполнительскую жизнь. Дети должны воспроизводить те же действия, звуки, движения, что и педагог. Эта игра закладывает и формирует навык ансамблевого исполнительства, удержанию единого темпа, как единого для всех исполнителей дыхания.

Налаженность исполнительского аппарата – игра смешная и увлекательная, потому что помимо правильных установок педагог, а за ним и дети показывают самые невероятные способы посадки, положения гитары (только, чур, безопасные для инструмента – это мы заранее оговариваем) и рук. Ребята играючи уясняют важнейшие гитарные постулаты и при этом развивают бурную фантазию.

Дальнейшее обучение я условно подразделяю на три периода:

Элементарное музицирование на гитаре
донотное музицирование на гитаре
первоначальный нотный период

Элементарное музицирование
Элементарное музицирование – это практический способ введения ребёнка в мир музыки, в мир этико-эстетических категорий через метроритмические и звуковысотные “праэлементы”, которые выросли из речи и пока ещё не музыка в нашем понимании. Тем не менее, они уже являются составной частью основного музыкального закона, открытого Пифагором.
Этому закону подчиняется всё – макро- и микрокосмос, его живая и неживая материя. Если согласиться с такой формулировкой, становится ясно, почему ребёнок в утробе матери реагирует на внешние, в частности, музыкальные раздражители; почему после рождения он адекватно реагирует на разнообразные интонации человеческой речи; почему, постепенно взрослея, эмоционально имитирует окружающие его музыкальные звуки; почему занятия музыкой для многих детей становятся естественной частью их существования. Напрашивается важный вывод, что система элементарного музицирования, включающая пение, импровизацию и игру на простейших ударных инструментах, разработанная в 30-е годы ХХ века австрийским композитором Карлом Орфом (1895-1982), угадала потребность в этико-эстетическом воспитании человечества (простите за пафос).

Как известно, Карл Орф разработал и специальный детский инструментарий для элементарного музицирования, в основе которого лежали профессиональные музыкальные инструменты, приспособленные для детей: ксилофон, вибрафон, флейта, арфа, ударные инструменты. Почему-то гитара осталась вне поля его внимания, видимо, Карл Орф не предполагал универсальных возможностей гитары, иначе он бы использовал широкие возможности подражательного свойства этого до сих пор ещё до конца непознанного инструмента. Перефразируя Робера Видаля и Андреса Сеговию, можно сказать, что гитара – благодатный инструмент, известный с древнейших времен, избалованное дитя музыки, каждому близкий, готовый на всё, самый легкий инструмент в мире для элементарного музицирования. Подтверждение тому – “Венецианский карнавал” и Вариации на тему Хоты Франсиско Тарреги, пьесы Никиты Кошкина и др., где композиторы блестяще демонстрируют имитационные возможности гитары.

Продолжение следует…

Илья Шумайлов – педагог структурного подразделения ГОУ СОШ № 1992, ЦТРИГОД “Лидер” (город Москва).

Гитара — один из самых популярных музыкальных инструментов в мире. В прошлом веке ее новые виды произвели революционные изменения в музыке, дав начало новым стилям и направлениям. Это относится, в частности, к электрогитаре, бас-гитаре. Не теряет своей популярности и акустическая гитара, или «акустика», игре на которой обучают во многих специализированных школах, студиях, кружках нашего города.

Квалифицированные педагоги научат ребят всем нюансам и особенностям игры на гитаре, не ограничиваясь, разумеется, «тремя дворовыми аккордами». Стоит помнить, что процесс обучения редко бывает быстрым: особо нетерпеливые любители должны все-таки следовать советам мастеров, а не торопить их, желая поскорее удивить свою компанию.

Обучение игре на гитаре — это важная составляющая эстетического развития ребят. Овладев игрой на этом струнном инструменте, мальчики и девочки легче освоят другие, помня о навыках, полученных на занятиях. Каждый может выбрать свой курс: кто-то желает работать исключительно с индивидуальным репетитором, кто-то — в группе. Кому-то важен базовый уровень, кто-то намерен взяться за дело со всей серьезностью и изучать его в течение нескольких лет.

Первые шаги во время обучения

Если говорить техническим языком, то процесс игры на гитаре - это зажатие одной рукой струн на ладах и защипывание их другой рукой (или удар по ним пальцами или медиатором). Поэтому первое, что нужно сделать - это правильно «поставить» руки. То есть привыкнуть к такому их положению, которое будет необходимо для игры. Многие пренебрежительно относятся к этому, но ведь постановка важна и для удобства, и для техники игры, и для предотвращения усталости во время нее. Следующим шагом является звукоизвлечение. То есть руки должны двигаться «согласованно»: одна зажимает струны, другая извлекает звук. И только после этого можно переходить к изучению аккордов. Сначала общих, а только после того, как вы «набили» руки, следует переходить к песенным.

Игра на гитаре. Памятка для родителей

Новейшие методики обучения игре на гитаре позволяют приобщать к этому искусству уже с 4-5 лет. Но еще далеко не все дети в этом возрасте справляются с элементарными социальными навыками, поэтому вряд ли смогут подступиться к гитаре. Ребенок как минимум должен уметь разговаривать, формулировать свои мысли, не закрываться при встрече с чужими людьми, быть готовым к обучению. Не стоит списывать со счетов предрасположенность к занятиям музыкой. Педагог, конечно, проверит слух и способности чада. Но важно еще в семье разглядеть склонность ребенка к освоению гитары. Ко всему прочему нужно решить для себя, готовы ли вы сами посвящать время и силы занятиям на гитаре. Ведь отвести ребенка в музыкальную школу еще не значит, что на этом ваша миссия окончена. Нужно мотивировать будущего гитариста регулярно заниматься дома, помогать ему, присутствовать на занятиях. Только так вы увидите результат. Немаловажна и готовность к финансовым затратам. Сама гитара и набор атрибутов, без которых не обойтись, должны быть хорошего качества. По мере взросления ребенка будет возникать необходимость в обновлении музыкального арсенала.

Несколько слов об укулеле - «младшей сестре» гитары


Свое современное название инструмент получил на Гавайских островах, поэтому многие величают укулеле «гавайской гитарой». Но еще в XV в. некоторые европейцы играли на ее «предке» - и дело было не в моде, а в том, что мандолины и гитары стоили очень дорого и были не по карману почти всем. На островном же американском штате укулеле стали изготавливать из местной акации Коа - символа ост. Гавайи. Тихоокеанская выставка 1915 года, прошедшая в Сан-Франциско, открыла многим жителям США и гостям страны этот инструмент. В XXI веке укулеле остается популярным и востребованным атрибутом многих музыкантов.