Народы новой гвинеи. Папуасы из племени скелетов (18 фото)

Папуа - Новая Гвинея , особенно ее центр - один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков.

На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный - английский - язык. С ними много лет работали миссионеры.

Однако в центре страны что-то вроде резервации - кочующие племен а, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима.

Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.

Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре - что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей - каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.

В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок - самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание - одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.

Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.

Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями…

Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть.

Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.

Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?

Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус - «русский человек», или Караан-тамо - «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.

Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства - если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.

Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси - обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.

Сюда кладут ракушки и священные камни вуса - обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.

Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.

И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.

ПАВШИМ В БОЮ - СЛАВА!

Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.

Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.

Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.

Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие - возможность вернуться с того света, как его жена.

Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук - отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.

После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.

Загробный мир в представлении папуасов - это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ

В Папуа - Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.

Каннибализм для папуасов - вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.

Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).

Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха.

Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное - жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.

Это народ, проживающий на севере реки Сепик (её среднего течения), которая протекает на северо-востоке Папуа — Новой Гвинеи.
Общая численность этого народа составляет около 70 тысяч человек. Обычно выделяются две субэтнические группы — южная субэтническая группа Возера, северная субэтническая группа Маприк. Представители народа Абелам говорят на оригинальном языке амбулас (абелам) семьи сепик-раму (точнее ее среднесепикской группы, ветвь нду). По аналогии можно выделить основные три диалекта — это сам абелам, маприк и возера соответственно. Кроме этих трех, существуют и другие диалекты, такие как английские языки или ток-писин. Если речь зайдет о религии и вере — можно утверждать, что Абелам — христиане, делятся на протестантов и католиков. Но это не значит, что они полностью забывают свои традиционные верования.

Представители народа Абелам занимаются ручным подсечно-огневым земледелием, то есть это основа их хозяйства — выращивание ямса, бананов, таро, кокосовой и арековой пальм, сахарного тростника. Кроме того Абелам разводят кур и свиней, в свободное время собирают саго или занимаются собирательством. Абелам — прирожденные охотники. Занятие земледелием не мешает им охотиться на древесного кенгуру, диких свиней, казуара, летучих собак и птиц. Основная пища все же была больше растительной. Основными видами оружия являются лук и копье.
Плетение, изготовление лепной керамики, гапы, резьба по дереву и кости очень популярны среди представителей народа Абелам.

Что касается поселений и расположения народа Абелам, — они делятся на два типа: Южные Абелам и Северные. Северные проживают на вершинах холмов, преобладает застройка главной улицы. Дома с крышами до земли из листьев саговой пальмы, постройки — каркасно-столбовой конструкции, т.е. наземные.
В свою очередь, Южные Абелам предпочитают высоким холмам просторные равнины. Дома обычно являются свайными.
Как у южных, так и у северных Абелам культовым и общественным центром поселения является мужской дом,- тамбаран, на языке ток-писин; и площадь перед ним (называется амай). Тамбаран имеет треугольный фасад, который обычно достигает в высоту как минимум 30 метров и украшен расписанным минеральными красками (всего четыре цвета — красная, черная, желтая и белая) на особым способом прогрунтованных глиной «влагалищах» листьев саговой пальмы, и красочными панно. Кроме того, мужской дом может похвастаться солидными балками и столбами, которые представляют собой многофигурные композиции — изображения предков Абелам.

Теперь поговорим о так называемой системе родства. У Абелам она ирокезского типа. Абелам делятся на патрилинейные тотемические кланы (гем, кум и др.), которые не имеют наследственных вождей. По своему обыкновению, представители Абелам выбирают своего лидера клана по его личным достоинствам.

Интересный факт заключается в том, что все представители мужского населения Абелам в деревне делятся на две группы ритуальных партнёров по церемониальному обмену свиньями и ямсом, называемые ара. Мужчины из одной ара производят инициации подростков из другой ара. Обычно, семья Абегам моногамная, но так же допускается и полигиния.

Одежда и украшения Абегам были очень уникальными и своеобразными. Например, мужчины носили фаллокрипт, а женщины всегда ходили обнаженными. На праздники представители мужского населения Абегам обязаны были одевать юбочку из окрашенных растит, волокон, серьги, плетёные и раковинные браслеты (ручные и ножные), гребни, ожерелья из цветов, плодов, раковин и головные украшения из перьев казуара или плетеные.

Праздничная женская одежда - плетёная сумка, расшитая кольцами из раковин, которая крепилась к голове и небольшой кусок белой тапы. Конечно же было распространено раскрашивание как лица, так и всего тела и среди представителей обоих полов.

Когда речь идет о чем-нибудь устаревшем, мы говорим: каменный век. Мы пытаемся представить, как жили наши предки, и в этом нам отлично помогают музеи, в которых мы можем лицезреть всю атрибутику «того века» - каменные топоры, кремневые скребки и наконечники стрел. Этому посвящено много книг, картин и фильмов. Но не каждый знает, что у нас есть уникальная возможность наблюдать за людьми «того времени» в настоящем.

Пространства Земли сегодня освоены, обжиты, заполнены людьми, местами до большой тесноты. И все же есть на Земле «закутки», где без так и не изобретённой «машины времени» с удивлением обнаруживаешь жизнь такой, какой была она в каменном веке, когда люди ещё не знали ни железа, ни бронзы, когда нестареющий желтого цвета металл ещё не сводил с ума род человеческий. Один из таких уголков реликтовой жизни находится в восточной части острова Новая Гвинея, на архипелаге Бисмарка и северной части Соломоновых островов, именно там расположено государство Папуа - Новая Гвинея.

Племена, сохранившие самобытный жизненный уклад предков, не умеющие писать и читать, не знающие, что такое электричество и автомобиль, добывающие себе пищу рыбалкой и охотой. Они верят, что это боги посылают им дождь и пытаются оградить себя от контактов с нашим современным миром. Именно Папуа Новая Гвинея вмещает на своей территории несколько десятков уникальных племен.

Многие ученые-миссионеры пытались проникнуть в жизнь представителей различных племен, но мало кто возвращался оттуда живыми…практически никто!.. А причина «путешествия в один конец» банальна - «чужого человека» съедали. Выражаясь научным языком - смельчаков губил каннибализм племен Папуа. Они не принимали чужаков - нарушение их пространства приводило к смертельному исходу.

Сейчас все изменилось. Жители многих племен с радостью принимают гостей и с не меньшим обоюдным интересом наблюдают за представителями цивилизации.

Мало найдется мест на Земле с таким разнообразием языков, обычаев и культур. Представьте - на одной части острова живут чиновники, бизнесмены, рабочие, носящие европейскую одежду и имеющие образование - современные люди, а на другой - так и не перешагнувшие каменный век горные племена. Они воюют между собой и не понимают языка племён из соседней долины. И для нас их жизнь удивительна. Так странно, что в 21 веке ещё существуют народы, живущие в первобытности. Но мы для них настолько же дики, как и они для нас.

Вот несколько из племён Папуа Новой Гвинеи.

Племя дани долго являлось неизвестным, а высокие горы на Западном Папуа долгое время считались необитаемыми.

Места здесь красивые и люди милые, одна проблема - чужаки никак не могли установить с ними контакт. Все пропадали без следа - и путешественники и миссионеры.
В 1954 году сюда спустился на парашюте первый христианский миссионер. Так местное население узнало, что они не одни на этой земле.
В это почти невозможно поверить, но каменный топор здесь остается главным орудием труда, а стрела и лук - главным оружием. Но охота кормит их все меньше и меньше, т.к. количество животных сокращается - цивилизация наступает.

Дани заядлые курильщики. Курят у них все - от детей до стариков. Первая встреча с Дани может показаться агрессивной - это ритуал в виде боевых действий, которым они приветствуют туземцев. Так что к встрече с ними лучше морально подготовится.

Папуа - удивительный остров. Здесь проживает сотая доля процентов всего человечества, которая говорит на 15% всех существующих в мире языков! Даже Дани используют четыре различных диалекта.
Некоторое время голландские миссионеры не понимали, зачем их просили вставать с подветренной стороны, когда они ходили вместе с членами этого племени - оказалось, что дани не очень нравится запах белого человека. Ощущения были взаимными - запах, который исходит от дани, для белого человека тоже непривычен.

У дани есть жуткая традиция - они очень тяжело переживают потерю близких, и когда это происходит, мужчина отрезает себе бамбуковым ножом кусочек уха, а женщины - фаланги пальцев.

Наверное, пройдет немало времени, прежде чем в племена Папуа Новой Гвинеи доберется интернет, социальные сети и прочие глупости цивилизации. Вот тогда, быть может, и здесь заговорят об одиночестве и эгоизме, тщеславии и цинизме. Пока же у дани все общее и у них гораздо меньше проблем, или они совершенно иные, нежели в «нашем» мире.

Главное богатство народа дани - свиньи. Все здесь измеряется хрюшками. Богатство человека здесь можно определить двумя вещами - количеством жен и количеством свиней. Для церемоний и праздников для дани очень важна свинья. Если вы соберетесь к ним в гости и хотите подружиться - купите хрюшку и будете желанным гостем!
Дани отличные земледельцы - их урожай - это обилие овощей и фруктов. Женщины носят травяные юбки, а мужчины - катеку, предмет, который одевается на причинное место и является единственным элементом одежды мужчины. На вопрос: «Может ли мужчина ходить без катеки?» один путешественник получил ответ: «Нет, конечно, без харима ты как голый! Придется прикрываться руками, чтобы женщины не увидели!». Конечно, люди, которые живут поближе к Вамене и часто там бывающие, уже носят одежду. Но, несмотря на некоторую эротичность костюма местных мужчин, нравы у дани строгие. Распущенности, свойственной людям в других частях света, там не место!

Дани живут довольно долго и редко болеют - тут сказывается и жизнь на свежем воздухе, и физический труд. Понятно, что это способствует долголетию. И это - при жуткой антисанитарии, которой они так щедро будут с вами делиться, угощая своими диковинными блюдами. Но живут и даже не жалуются! В общем, их иммунитету можно только позавидовать.

И есть в этих людях что-то невероятно трогательное и то, чего нет уже у нас - простоты и искренности.

Когда-то и до этого племени доберутся плоды цивилизации и технического прогресса и дани изменятся. И станут похожими на нас…

Следующими представителями «каменного века» является племя лани . Прибыв на их землю, не удивляйтесь, если увидите немалое количество брошенных хижин. Дело в том, что люди племени лани, где бы они ни останавливались, пусть даже на несколько часов, строят хижины из ветвей, бамбука, листьев и папоротника для защиты от дождя.

Не так давно за племенем лани ходила слава каннибалов. Связь лани с цивилизованным миром до сих пор практически не установлена. В обмен на ножи, спички и кастрюли они предлагают гостеприимство в хижине, наполненной едким дымом.

Вообще, племенной народ Папуа — народ удивительный, умеющий жить в совершенной гармонии с природой, добывающий пропитание охотой и земледелием. Мужчины выглядят крепкими и носят ту же «одежду», что и мужчины дани. Одежду здесь не носят даже в холода, в таких случаях тело натирают свиным жиром.

Внешний облик женщин будет попроще - они одеты в юбки из растительных волокон, на голове носят длинную сеть, спускающуюся на спину подобно мешку, в котором держат личные вещи, включая младенцев или поросят. Их пальцы часто ужасно изуродованы: это результат ритуальной ампутации в знак траура по родным. Так, палец за пальцем, племя лани жертвует часть себя в память о близких...

По утверждениям властей, в племенах Папуа случаев каннибализма уже нет, но кое-кто уверяет, что в глубине острова, в самых отдаленных и труднопроходимых местах, до сих пор вспыхивают кровавые битвы между племенами, являющиеся продолжением долголетней вражды. В случае победы, они просто совершают традиционный ритуал - поедание тела врага.

Но, несмотря на всю «каменность» жизни лани у них все же состоялась неизбежная встреча с белым человеком, а значит и с металлическими ножами, пластмассовыми ведрами, майками, джинсами, миссионерами, антропологами и туристами.

Племя яли ещё 35 лет назад употребляло в пищу «человечину». Сегодня настала очередь цивилизации - она «съедает» их. Миссионеры своим вмешательством в их жизнь постепенно разрушают самобытную культуру, а правительство Индонезии бесцеремонно захватывает территорию, принадлежащую яли с древности. Сейчас племя яли составляет около 20 тысяч человек.

Самое первое знакомство яли с белыми людьми произошло более 50-ти лет назад, но эта встреча практически ничего не изменила в жизни папуасов. Если не считать за изменения такие мелочи, как появление в жизни яли металлических котелков и сковородок. Внешний вид их мало отличается от внешности других аборигенов Новой Гвинеи. Рост у них очень маленький (самый высокий ялиец - полтора метра), и они по-прежнему ходят обнаженными. На женщинах из одежды присутствует только некое подобие мини-юбки, а мужчины на свое мужское достоинство надевают катеку - подобие чехла из высушенной тыквы.

Яли очень трудолюбивые, основное их занятие - земледелие, они выращивают сладкий картофель, бананы, кукурузу, табак. Едят только то, что вырастили сами и то, что дает им природа. Единственный продукт питания фабричного изготовления, который пользуется у яли огромной популярностью - сухая вермишель «Мивина»! В чем можно убедиться, проехав через Джунгли, где местами валяются обертки от этого фастфуда.

Яли - одно из немногих племен, которые известны каннибализмом. Аборигены имеют различные уловки и оружие для нападения на людей, чего стоит один черный лук, сделанный из пальмового дерева и для которого имеется целый арсенал стрел для разной добычи. И среди этих стрел на птиц и другую живность имеются стрелы на людей. По утверждениям яли, ягодицы считаются самым вкусным лакомством. В каннибализме они не видят ничего предосудительного. Но по утверждениям многих путешественников и властей острова, яли больше не едят людей с белым цветом кожи. Так как белый цвет для них - это траур. Им кажется, что белые люди - слуги смерти.

Живут они по принципу «девочки - налево, мальчики - направо», т.е. женщины с детьми живут раздельно от мужчин. Но когда мальчики достигают 4-х летнего возраста, они переселяются в «мужской дом».

Что может нарушить такой упорядоченный образ жизни? Ответ прост - война. Самое удивительное, что причиной может стать совершенная мелочь, но если уж не мелочь, то точно не причина для начала войны. Свинья, а точнее её исчезновение - вот она, «глобальная» причина распрей. И случись подобное, яли тут же берутся за луки и копья, готовые к атаке. Все объясняется тем, что свинья у папуасов ценится на вес золота, за одного упитанного кабанчика можно купить себе жену. Вот такой вот обмен.

Но порадовать себя жареным кабанчиком яли могут крайне редко, исключительно по праздникам. Например, свадьба или обряд инициации, то есть становление мальчика яли мужчиной - вот тут и свинью можно закоптить. А в будни приходится ходить вокруг аппетитной хрюшки и «радовать» себя полусъедобным корешком или новогвинейской морковкой.

Миссионеры все больше «внедряются» в жизнь племени, пытаясь сделать их жизнь более цивилизованной. Они привозят им медикаменты, обучают детей грамоте, строят маленькие гидроэлектростанции, посадочные площадки для вертолетов, мосты на реках... Но при этом территория, на которой проживает племя яли, объявлена национальным парком, и, следовательно, там запрещена охота, что лишает племя пропитания. Были попытки переселить яли ближе к цивилизации, т.к. здесь часты землетрясения, но в долине люди яли начинают болеть малярией.

В то время, когда каннибализм в Новой Гвинее ещё не сбавил свои обороты, местные власти для обеспечения безопасности туристов обязали всех приезжих брать разрешение в полиции и сообщать им свои данные - приблизительный маршрут экспедиции. Наверное, чтобы хотя бы знали, в каком котелке их потом искать…

Волею судеб племя асматы поселилось в самой мокрой и болотистой местности с высокой степенью влажности и самым богатым источником заболеваний.

Они проживают в одноимённом регионе провинции Папуа в Индонезии. Численность асматского народа оценивается примерно в 70 000. Асматы являются профессионалами в области резьбы по дереву, их изделия высоко ценятся среди коллекционеров.

Культура и образ жизни асматов очень зависят от природных ресурсов, добываемых в лесах, реках и морях. Асматы живут за счёт добываемого из пальм саго крахмала, рыбы, лесной дичи и других видов животных и растений, которых можно встретить на острове. Из-за частых наводнений асматы ставят свои жилища на деревянные балки - на два или больше метра выше уровня земли. В некоторых регионах жилища папуасов расположены в 25-ти метрах от земли.

Асматы, также как и другие племена Папуа, в свое время «грешили» каннибализмом.
У них осталось много занятных способов использования частей человеческого тела - использование черепа в качестве «подушки» под голову или детской игрушкой, человеческая берцовая кость использовалась в качестве дротика.
А сейчас гостям они помогут построить дом, каждый день будут снабжать вас рыбой, креветками и кабаньим мясом в обмен на леску, крючки, бритвенные лезвия, спички, соль, ножи, топоры или мачете. Кое-кто из них найдет время, чтобы помочь вам выучить их язык, который вначале ошеломит вас невероятной смесью бессвязного бормотания, кулдыканья и кудахтанья.

Короваи - племя, живущее на деревьях

Племя короваи - одно из интереснейших и уникальнейших находок для антропологов и других исследователей. Они живут в восточном регионе Индонезии на деревьях и разговаривают на одном лишь им понятном языке. По данным переписи населения, проводимой в этом году, аборигенов этого племени насчитывалось около 3000 человек. Они умело взбираются по лестницам к своим деревянным домам, располагающимся на высоте 50-ти и более метров от земли. Высота, на которой находится дом, зависит от отношений с соплеменниками. Чем хуже отношения, тем выше дом. Для постройки спиливают деревья, на которые и устанавливают довольно специфическое сооружение. Это невероятно: там, на высоте, вместе с членами одной или двух семей живут еще и собаки, свиньи и прочая живность. Подняться к этому дому можно только по очень тоненькой деревянной лесенке - по стеблю бамбука с вырубленными ступеньками.

До конца 1970-ых годов, когда антропологи начали изучать это племя, короваи не знали о существовании других людей помимо своего племени. Любимое блюдо племени - личинки жуков. Для этого деревья саго срубают за 4-6 недель до пира и оставляют гнить в болоте, где их наполняют эти личинки. На подходящей стадии развития личинок деревья «вскрывают» каменным топором или острым копьем. Жуков едят как сырыми, так и жареными. У них довольно приятный вкус. В мире племени короваи, где не хватает протеина, эти жуки - один из нескольких важных источников жира.

Встречают гостей они внимательно, но настороженно. Могут угостить своим деликатесом - блюдом из сагового крахмала. Еще они питаются бананами, ананасами. Свинина для них - роскошь, ее едят, наверное, раз в год. Но общаться с представителями этого племени не так просто - что-то им не понравилось, сразу забежали вверх и закрылись.

Один из самых загадочных народов земли - племя комбаи . До недавнего времени они практиковали каннибализм. Многие миссионеры пытались понять, что же заставляет племена есть себе подобных?

Для того чтобы понять другую культура, нужно стать её частью. Что и делали многие ученые-путешественники. Ни дорог, ни бетона, ни зданий, ни телеграфных столбов - только километры джунглей. Эти люди живут глубоко в чаще леса и занимаются охотой и собирательством. Путь к ним мог бы занять несколько недель, если бы не сеть аэродромов, построенных миссионерами. В Вангамале, построенной в 70-х годах живут около ста представителей племени комбаи. Они носят европейскую одежду, дети ходят в школу, а по воскресеньям все собираются на мессу. После прихода к ним миссионеров, комбаи не сразу их приняли и были настроены весьма враждебно. Но после того, как миссионеры выдали им одежду, посуду, табак, отношение к ним изменилось. Людям, которые живут в деревнях, намного легче, чем тем, которые живут в джунглях. Видя человека в одежде, они прячутся и стреляют в него. Эти люди по сей день едят друг друга.

Не удивляйтесь, если при встрече они попросят вас раздеться. Возможно, для того, чтобы убедиться, что вы готовы говорить на Их языке, следуя Их традициям. Комбаи ходят обнаженными, прикрывая только область паха листьями. Для чужака вторжение в один из кланов может стоить жизни. Если к одной из хижин подойти в одиночку, то вас могут застрелить. Здесь нет утвари, которой пользуемся мы. Представьте, каково жить без сковородок и посуды, в которой можно кипятить воду и даже без посуды для питья - здесь есть только листья и камни.

Курение их любимое занятие и удивительно, что у этих людей нет проблем с легкими, по крайней мере, они спокойно передвигаются по горам и склонам, не испытывая отдышки.

В этом обществе обязанности четко разделены на мужские и женские. Когда мужчины срубают дерево, женщины достают из него сердцевину. Их жизнь кажется легкой. Когда им хочется есть - они отправляются на охоту, а остальное время - отдыхают.

Трудно представить, что эти спокойные и добродушные люди могут быть каннибалами. В разных мировых культурах каннибализм объясняется по-разному. Причины варьируются от обычного голода до воздания почести мертвым. У некоторых племён каннибализм считается формой казни - едят только преступников. Считается, что если человек злой, его нужно съесть. Комбаи верят, что душа живет в животе и мозге. Именно поэтому эти части тела нужно съедать. «Если плохой человек убьет кого-то из моей семьи, я убью его. Если он из другого селения - я съем его. Если он из нашего селения - я отдам его на съедение всем своим соседям». Вот так. Этой морали они следуют и сейчас.

Джунгли покрыты ковром их колючек, но комбаям все нипочем. Они не носят обуви - от этого их ступни жесткие и нечувствительные.

Путешествие по Папуа может стать хорошей школой жизни. Побывав рядом с опасностью и тяжелыми условиями жизни, по-новому оцениваешь свою жизнь и находишь крайне важным то, к чему раньше относился непростительно небрежно.

Новая Гвинея притягивает внимание исследовательских групп необычностью их уклада. Кроме этого, нравы и обычаи современных племен имеют долгую историю – так жили их предки, и именно это интересно для этнографических экспедиций.

Особенности быта народа Новой Гвинеи

Количество человек, живущих в одном дворе-семье, достигает 40 человек. Их жилье представляет собой дом из травы и бамбука на сваях – так племя Папуа спасает себя от возможного наводнения. Огонь мужчины добывают обычным для них способом – трением. Мясо народ Папуа ест редко – свинья считается домашним животным и оберегается, но иногда попадает на огонь. Также добывают змей, грызунов кускусов. Возделывание огорода папуасам также не чуждо, основным орудием труда является палка-копалка. Они выращивают батат, ямс. В день папуасы совершают два приема пищи. Жевание смеси листьев, бетели - обычное для папуасов занятие – оно одурманивает и успокаивает.

Семейные обычаи

Во главе племени стоят старейшины, которые пользуются авторитетом, и их решение считается последним. Если он умирает, его тело смазывают снадобьем, заворачивают в листья – так его готовят к копчению. Тело коптят на протяжении нескольких месяцев – получается мумия. Такой обычай был у предков современных папуасов. Он означал жизнь старейшины после . В праздники сидячая мумия присутствовала на торжестве. Сейчас такая мумия считается реликвией, т.к. современные народы не знают секрета ее создания.

Женский возраст для вступления в брак – от 11 до 14 лет. Решение о браке принимает старейшина. Накануне свадьбы родители невесты принимают сватов, которые им дарят бетель. Родственники обеих сторон должны договориться и о цене невесты. В назначенный свадебный день жених со своим племенем идет к невесте. Обычай выкупать невесту, присутствует и в этой культуре. Иногда совершается похищение невесты. Свадебными цветами у папуасов считаются и , именно в наряд таких цветов разодета невеста. Кроме этого, на нее вешают , которые составляют сумму выкупа. Далее следует свадебный пир.

Интересно, что покинувшая свое племя невеста не забирает свои вещи – они делятся между членами общины. Мужчины живут от женщин и детей отдельно. Не исключено и многоженство. К некоторым местам женщине вообще приближаться запрещено. Женщинам отведена обычная роль – ведение хозяйства, их обязанностью также считается сборка кокосов и бананов. После одного родственника женщине отрубают одну фалангу пальца. Со родственников связано и ношение бус весом 20 кг., которые женщина носит 2 года.

Муж и жена уединяются в отдельных хижинах. Интимные отношения свободны, допускаются супружеские измены.

Девочки живут рядом с мамами, а мальчики по достижении семилетнего возраста переходят к мужчинам. В мальчике воспитывают воина – прокол носа острой палочкой считается посвящением.

Верят папуасы в природы. Далекие от цивилизации, они перенимают опыт своих предков и передают его от поколения к поколению.


Как известно, в каждой стране есть свои обычаи, и не всегда представители одной народности понимают особенности менталитета другой. Традиции папуасов, например, многих просто шокируют и отталкивают. Именно о них и пойдет речь в этом обзоре.




Папуасы по-своему демонстрируют уважение к умершим вождям. Они не хоронят их, а хранят их в хижинах. Возраст некоторых жутких, искаженных мумий достигает 200-300 лет.



За самым крупным папуасским племенем востока Новой Гвинеи Хули закрепилась дурная слава. В прошлом они были известны как охотники за головами и поедатели человеческого мяса. Сейчас считается, что ничего подобного уже не происходит. Однако отдельные свидетельства указывают на то, что расчленение человека время от времени происходит во время магических ритуалов.



Папуасы, живущие в высокогорных районах Новой Гвинеи, носят котеки – футляры, надеваемые на их мужские достоинства. Котеки изготавливаются из местных сортов тыквы-калебаса. Они заменяют папуасам трусы.



Женская часть папуасского племени дани часто ходила без фаланг пальцев. Они сами себе их отрубали, когда теряли близких родственников. Сегодня в деревнях еще можно увидеть беспалых старушек.



Обязательный выкуп за невесту измеряется в свиньях. При этом семья невесты обязана заботиться об этим животных. Женщины даже выкармливают поросят своей грудью. Впрочем, их грудным молоком питаются и другие животные.



В папуасских племенах всю основную работу выполняют женщины. Очень часто можно увидеть картину, когда папуаски, будучи на последних месяцах беременности, рубят дрова, а их мужья отдыхают в хижинах.



Еще одно племя папуасов короваи удивляют своим местом жительства. Они строят свои дома прямо на деревьях. Иногда, чтобы добраться в такое жилище, нужно вскарабкаться на высоту от 15 до 50 метров. Любимое лакомство короваев – личинки насекомых.
Не менее интересные обычаи присутствуют у папуасского племени