Музейный маркетинг. Как музеи увеличивают целевую аудиторию с помощью digital История изучения музейной аудитории

Популярность музеев растет год от года. Современный музей распахнут для посетителей, он ждет их, выходит им навстречу, стремится завязать с ними диалог. Люди приходят в музей организованными группами или поодиночке, слушают объяснения экскурсовода или осматривают музей самостоятельно. В каждом музее можно встретить людей разных возрастов и профессий, интересов и склонностей, по-разному подготовленных к восприятию музейной экспозиции.

Совокупность всех посетителей музея обозначают в современном музееведении термином «музейная аудитория».

Внимание к аудитории становится в наши дни едва ли не самой характерной чертой развития музейного дела, ибо идеологическая эффективность работы музея находится в прямой зависимости от продуктивности его контактов с различными категориями посетителей.

В живом, непосредственном взаимодействии с аудиторией работает экскурсовод. Ёкспозиционер и художник, создавая экспозицию, пытаются представить себе будущего посетителя, восприятие которого станет непосредственным критерием качества их работы. Даже хранитель, казалось бы, наглухо отделенный от аудитории стенами фондохранилища, рассматривает не только научные достоинства предметов или коллекций, но и их экспозиционную ценность, способность привлечь внимание посетителя, рассказать что-то о себе, о людях и событиях прошлого.

Поэтому, отвечая на вопросы, кто приходит сегодня в музей, что интересует в музее разных посетителей, как проявляются особенности их восприятия, каковы для них результаты осмотра экспозиции, мы получаем ключ к решению многих важных проблем музейной методики, которые не ограничиваются только областью научно-просветительной работы.

Изучение музейной аудитории началось в нашей стране еще в 20-30-е годы. В настоящее время в ряде научно-исследовательских организаций и в некоторых музеях накоплен большой опыт проведения социологических и психологических исследований посетителей. В исследованиях выявляется динамика посещаемости, устанавливаются ее «пики» и «спады», факторы, влияющие на приток различных групп посетителей. Есть исследования, предметом которых являются конкретные условия восприятия экспозиции, они позволяют определять оптимальное время осмотра экспозиции, оптимальное количество экспонатов и т. д. Наконец, есть исследования, в которых выявляется интерес посетителей к тематике экспозиции, к отдельным музейным предметам.

Разнообразны и методы исследований: анкетирование посетителей, беседы с ними, наблюдение за поведением людей в залах музея, опрос экспертов - музейных работников, педагогов, деятелей культуры, а также организация специальных экспериментальных экспозиций, экскурсий и других мероприятий. Все это позволяет исследователям, во-первых, выявлять интересы и потребности различных категорий посетителей, устанавливать особенности их восприятия, а во-вторых, оценивать эффективность приемов и методов музейной деятельности, конкретных экспозиционных решений или форм научно-просветительной работы.

Данные такого рода создают «обратную связь» между музейной аудиторией и профессиональной деятельностью музейных работников, во многих случаях они позволяют корректировать цели и методы профессиональной музейной работы. Аудитория конкретного музея складывается под влиянием целого ряда факторов - профиля, тематики, форм работы музея, его масштаба, географического положения, места в системе учреждений культуры региона. В каждом случае существуют довольно определенные соотношения между различными категориями посетителей - приезжими и местными жителями, детьми и взрослыми, специалистами и непрофессионалами и т. д. Установление этих соотношений является важным условием планирования работы музея, поскольку к каждой группе посетителей необходимо обращаться «на их языке», учитывая их интересы и склонности, знания и возможный уровень восприятия экспозиционных материалов.

В музеях, расположенных в больших городах или на оживленных туристских маршрутах, значительную часть аудитории составляют приезжие, восприятие которых отличается от восприятия местных жителей. Человек попадает в новое, незнакомое место и должен, во-первых, что-то о нем узнать, а во-вторых, пережить ощущение, которое можно обозначить словами «я был там». Так, человек, посетивший Ёрмитаж, Петропавловскую крепость и квартиру Пушкина на Мойке, может смело сказать, что он был в Ленинграде, пусть даже пробыв в городе всего полдня. Почему? Потому что впечатления, которые он здесь получил, нельзя обрести нигде иначе. Музей всегда связан с конкретным местом и является его символом, культурным знаком. Будь то краеведческий музей, раскрывающий историю и природные особенности региона, или картинная галерея, где собрана уникальная коллекция живописи, для приезжего это - достопримечательность, ключ к пониманию места, в которое он попал и к которому испытывает интерес.

Иной является психология местного жителя. Для него смысл посещения музея - открыть в привычном, хорошо знакомом нечто еще неизвестное и важное, освещающее новым светом размеренную повседневную жизнь. В отличие от путешественника, местный житель зачастую не нуждается в развернутых объяснениях, в изложении фактов, относящихся к местной истории или культуре. Скорее, он нуждается в напоминании; он ищет возможность взглянуть по-новому на жизнь, которая окружает его изо дня в день.

Из числа местных жителей выделяется категория постоянных посетителей музея - круг людей, хорошо знающих экспозицию, приходящих на выставки и другие мероприятия. Многие из них принимают в работе музея и более активное участие - помогают в организации музейных вечеров, встреч, праздников. Их часто называют друзьями музея; к ним принадлежат и дарители и коллекционеры, предоставляющие для экспозиций материалы из своих собраний, и педагоги, регулярно приводящие в музей своих питомцев, и деятели науки и культуры, так или иначе связанные с его работой, и просто люди разных возрастов и профессий, которым небезразлична деятельность музея и которые всегда готовы принять в ней посильное участие. Постоянные посетители и друзья музея - это поистине его «золотой фонд». Знать этих людей, советоваться с ними, приглашать их на все мероприятия и не упускать случая выразить им свою благодарность - не просто моральный долг сотрудников музея, но и залог успеха всей музейной работы, ибо постоянное бескорыстное участие в деятельности музея этих людей создает в нем атмосферу жизни и тепла, бесконечно расширяет его возможности.

В разное время относительная численность категорий посетителей может изменяться. Такие изменения в структуре аудитории музея характерны, например, для периода школьных каникул или туристского сезона. Различен состав посетителей в дневные и вечерние часы, в будни и праздники. Прогнозирование этих изменений позволяет повысить эффективность планирования музейной работы.

Важнейшая задача музея - не только изучать свою аудиторию, но и активно ее формировать.

В каждом музее наряду со сложившейся аудиторией существуют также скрытые резервы - потенциальные посетители, которые, в принципе, могли бы заинтересоваться темой музея, но не бывают в нем либо потому, что не знают о его работе, либо потому, что музей не нашел соответствующих форм контакта с ними. Например, если посетителями ведомственного технического музея являются преимущественно рабочие и служащие отрасли, то перспективным направлением развития аудитории может стать работа со студентами отраслевых вузов и учащимися ПТУ, со школьниками. Выбор такого направления позволит сделать музей важным звеном в решении задач подготовки кадров для отрасли.

Вообще «омоложение» аудитории является характерной чертой развития современных музеев. И если в музее принято решение о расширении работы с детьми, то должна начаться планомерная деятельность, направленная на «завоевание» детской аудитории. Будет ли это разработка экскурсий или создание выставок, рассчитанных на детское восприятие, организация при музее детских кружков или клубов - решение такой задачи требует специальной программы, охватывающей все направления музейной деятельности. В частности, она должна предусматривать расширение связей музея со школами, домами пионеров, другими детскими центрами, целенаправленную информацию о мероприятиях для детей.

С детьми в музей часто приходят родители. Семейные посещения чрезвычайно активизируют восприятие как детей, так и взрослых. Взрослый является для ребенка естественным проводником внешних впечатлений; он помогает ребенку ориентироваться в новой обстановке, отвечает на его вопросы. С другой стороны, необходимость давать ребенку пояснения мобилизует внимание взрослого, заставляет разобраться в логике экспозиции.

Групповой эффект в восприятии музея очень важен. Возможность обменяться впечатлениями, обсудить увиденное многократно усиливает воздействие экспозиции. Поэтому диалогическая форма общения экскурсовода с группой посетителей эффективнее, чем простой монолог. Но для того, чтобы в ходе экскурсии состоялся разговор, интересный для всех, необходима достаточно однородная группа. В организованных группах, состоящих из людей, которые вместе работают или учатся, общность языка, интересов и уровня знаний, как правило, присутствует с самого начала. Сложнее организовать подлинное общение в группах, которые формируются прямо в музее. Их целесообразно комплектовать по принципу однородности, разделяя, например, школьников и взрослых или приезжих и местных жителей.

Однако однородность аудитории не всегда обязательна. Вполне возможно, например, проводя в музее вечер, соединить аудиторию школьников с аудиторией ветеранов войны и труда. Но такое мероприятие необходимо готовить как диалог, с учетом того, какой смысл оно будет иметь для каждой группы участников.

Современный посетитель - не пассивный «объект воздействия», а активная личность, полноправный собеседник. Поэтому на диалоге должна строиться не только научно-просветительная работа. Когда, например, экспозиционер или художник выделяют композиционно какой-то предмет или группу предметов, они стремятся привлечь к ним внимание посетителя, вызвать увиденным целый ряд определенных вопросов: почему эти экспонаты выделены, что их объединяет? Такая установка определяет дальнейшее поведение посетителя: он либо ждет пояснений экскурсовода, либо отвечает на возникшие вопросы сам, рассматривая предметы, читая этикетки.

Психологи установили, что воспринимая новое, человек опирается на известное, хорошо знакомое. Взаимодействуя с конкретной группой посетителей, работник музея может передать им лишь определенную информацию, к восприятию которой данная аудитория готова. Например, молодые рабочие, хорошо знакомые с современной техникой, могут не знать техники вчерашнего дня. В этом случае заводской музей может не только расширить круг их знаний, но и настроить их на восприятие современных технических достижений сквозь призму истории, необходимое для творческого, сознательного отношения к технике, для решения проблем ее дальнейшего развития.

В сущности, всякий музей, сообщая посетителю какие-то сведения о прошлом, апеллирует прежде всего к его знанию настоящего. Историческая дистанция, контраст прошлого и настоящего и в то же время их неразрывность, единство в процессе общественного развития - вот главное содержание, которое должен донести до своего посетителя музей, ибо знакомство с историей призвано обогатить восприятие современной жизни, обеспечить ему глубину и перспективу.

В крупных центральных музеях, в музейных объединениях есть возможность вести работу с посетителями по многим направлениям одновременно. В небольших музеях положение иное: здесь приходится сосредоточиваться лишь на отдельных формах работы, ориентированных на определенные категории посетителей. Но если музей правильно определил адресат своей деятельности - будь то рабочие предприятия, труженики колхоза или учащиеся окрестных школ, - он может целенаправленно развивать формы контакта с ними, отталкиваясь от уже известных в музейной методике форм работы и, через эксперимент, продвигаясь к новым, учитывающим специфику имеющейся коллекции и аудитории. Сознательное изучение и формирование аудитории является важнейшим фактором, определяющим общественное значение, эффективность работы музея.

Характеристика музейной аудитории

Аудитория музейная, общность людей, на которых направлено воздействие музея. Характеризуется в соответствии с присущими ей социально-демографическими параметрами (пол, возраст, образование, место жительства). А.м. делится на реальную и потенциальную, постоянную и нестабильную, традиционную и новую (люди с ограниченными возможностями, мигранты, безработные, молодежь, индифферентная к музею). Детальная сегментация А.м., учет особенностей различных категорий посетителей, ориентация на ее расширение являются источниками качественных показателей культурно-образовательной деятельности музея. А.м. является объектом изучения социологии музейной и психологии музейной.

Каждый из социально - демографических признаков необходимо принимать во внимание при работе с реальными и потенциальными посетителями, но, как показывают исследования, отношение к музею, его экспозиции и программам определяется прежде всего образовательным уровнем человека.

Важным параметром характеристики музейной аудитории является степень ее подготовленности и предрасположенности к восприятию, что иногда обозначается понятием «музейная культура посетителя». Речь идет об умении человека ориентироваться в музейной среде и воспринимать специфический музейный язык. Критериями оценки музейной культуры могут служить частота и избирательность посещения музеев, целенаправленный осмотр экспозиций и памятников, наличие предварительной информации о музее, полученной из книг, статей, радиопередач, телепередач и других источников.

анкетирование детский портрет музей

История изучения музейной аудитории

Музей начинает интересоваться проблемой результативности своего влияния на аудиторию по мере того, как ощущает себя образовательным институтом, деятельность которого направлена на общество.

Прослеживая «историю вопроса» в России, мы увидим, что интерес к проблеме изучения аудитории, воздействия экспозиции и культурно-образовательных программ был весьма неравномерным. Активизация подобных исследований, как правило, совпадала с периодами повышения интереса общества к музею, увеличения численности музейной аудитории. Ослабление интереса к проблеме обратной связи определялось как факторами внутримузейной жизни, так и общественно-политическими реалиями.

Самые первые попытки выяснения состава музейной аудитории относятся к началу века (таковым было, в частности, исследование Педагогического музея военно-учебных заведений 1908 г.), однако систематически исследования начинают проводиться с середины 1920-х гг.

Наиболее заметным было исследование, проведенное сотрудниками методическо-просветительного отдела Третьяковской галереи во главе с Л.В. Розенталем. Итогом его стало первое издание музейно-социологической проблематики - сборник «Изучение музейного зрителя» (1928), который стимулировал проведение подобных исследований в других музеях. Уже в самом начале проблема ставилась глобально: «путем сопоставления данных наблюдений в разных музеях, - как писал Розенталь, - использовать их для выработки новых рациональных форм музейного строительства» .

Также в Историческом музее проводилось массовое обследование аудитории с помощью анкет, в которых содержались вопросы о частоте посещения музея (в который раз Вы посещаете Государственный Исторический музей?), об особенностях осмотра экспозиции (сколько времени, приблизительно, пробыли в музее?, осматривали ли музей самостоятельно или присоединялись к экскурсии? читали ли Вы пояснительные надписи?), о степени удовлетворенности интересов (что Вас наиболее заинтересовало в музее? что Вас не удовлетворило в музее?) и конечных результатах (помог ли Вам музей понять прошлое по марксистски?). Посетителей просили также сообщить сведения о возрасте, профессии, образовании и месте жительства.

В этом опросе были сформулированы те ключевые для характеристики взаимодействия музея и его аудитории вопросы, которые и впоследствии будут интересовать специалистов.

Это частота и мотивы посещения музея, предпочтения и интересы аудитории, ожидания и результаты (хотя форма вопросов в большей степени провоцировала выявление стереотипов, а не мнений и объективных реалий).

К числу наиболее интересных и, безусловно, обогативших методику изучения обратной связи между музеями и аудиторией следует отнести исследования по изучению юного посетителя Исторического музея. Этой работой занималась сотрудница ГИМ О.Т. Козлова, крупный музейный педагог того времен, и методист Центральной экскурсионной станции А.М. Кобылина. Объектом одного из экспериментальных исследований стали школьники пятых классов, которые приходили в музей на учебную экскурсию по теме «Крепостная Россия» в связи с программой по литературе. В исследовании ставилась цель узнать, помогает ли созданная экспозиция «усвоить определенные социально-исторические понятия, без которых невозможно воспринять... произведения наших классиков, входящие в курс литературы... точно установить, меняя различные приемы экскурсионной работы... какой прием дает нам наивысшие показатели усвояемости».

Исследование дало очень конкретные результаты. В частности, было выявлено, что нередко экскурсоводы оперируют понятиями, значение которых дети не понимают (например, дети путали понятия «придворный» и «дворовый»), что различные методы ведения экскурсии дают разные результаты. Наиболее действенным при работе с детьми оказался метод художественного рассказа - «живого слова», затем метод предварительного задания, связанный с самостоятельной поисковой деятельностью учащихся, после него вопросно-ответный метод и, наконец, метод демонстрации. Полученные результаты вызывают удивление, в частности, наибольшая эффективность в экскурсии «живого слова» - приоритет рассказа. Тем интереснее, проведя аналогичное исследование сегодня, сопоставить полученные тогда результаты с данными о восприятии экспозиции современными подростками.

Работа по всестороннему изучению музейной аудитории набирала силу. Но в 1936 г. публикуется Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Из серии запретительных постановлений 1930-х гг. это, несомненно, наиболее сильное. В нем, в частности, со всей определенностью говорилось: «Практика педологов свелась в основном к лженаучным экспериментам и проведению среди школьников и родителей бесчисленного количества опросов в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т.п., давно осужденных партией». Эта установка немедленно была воспринята теми, кто стоял у руля музейного дела. В статье с безыскусным названием «Педологические извращения в работе по изучению юного посетителя музея» руководитель музейного отдела Наркомпроса пишет: «Изучение юного посетителя музея и восприятия им экспозиции - вот тот участок, который в порядке прожектерского экспериментаторства начал в последние годы завоевываться педологами... Вся эта писанина, анкеты и т.д., - дает автор статьи оценку работе Козловой и Кобылиной, - считалась глубоким “научным” исследованием. На самом же деле это было не что иное, как издевательство над действительной наукой» .

Специальным постановлением Наркомпроса от 26 июля 1936 г. в музее запрещалось применять «лженаучные» педологические методы. Проблема изучения музейной аудитории, в частности, восприятия посетителей тогда не снималась с повестки дня, но отсутствие научных методик фактически свело это направление на нет. Единственным источником изучения мнений и реакций посетителя оказывается книга отзывов, которая в силу своего жанра обычно становится средством «публикации» выхолощенных и комплиментарных оценок. Таким образом, к середине 1930-х гг. проблема музей и посетитель перестает быть предметом специального анализа.

Вновь к этой проблеме возвращаются только на рубеже 1960-1970-х гг., когда, с одной стороны, наблюдается рост музейной аудитории, а с другой - вновь начинает развиваться социология. Анализ обратной связи, эффективности музейной коммуникации становится одним из аспектов музейной педагогики. Первые исследования проводятся Н.С. Зузыкиной в Историческом музее (1961), Е.М. Торшиловой в Музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина (1968), Б.И. Агафошиной, Л.В. Родионовой, Л.Е. Фельдман в Политехническом музее (1973). Но особенно большую роль в становлении конкретных социологических исследований в музее сыграло комплексное исследование «Музей и посетитель», осуществленное в Научно-исследовательском институте культуры под руководством Ю.П.

Пищулина сначала в краеведческих музеях России (1973-1974 гг.), а затем - в музеях- Заповедниках.

Дальнейший комплексный характер исследования заключался в изучении различных сторон музейной деятельности с помощью целого ряда процедур: опрос посетителей и местных жителей, экспертов (т.е. специалистов, связанных с музеями профессиональными контактами) и музейных работников, визуальные наблюдения, фиксирующие характер осмотра экспозиции индивидуальными посетителями и экскурсантами, изучение музейной документации.

В исследовании «Музей и посетитель» вновь была поставлена проблема экскурсии. Было зафиксировано, что хотя в 1970-е гг. явно обозначилась тенденция роста в музеях числа индивидуальных посетителей, экскурсия как наиболее традиционная и специфичная для музея форма культурно-образовательной деятельности отнюдь не утратила своего значения: 39% опрошенных посетителей краеведческих музеев и 57% посетителей музеев-заповедников указали на потребность участвовать в экскурсии, а соответственно 29% и 38% респондентов отметили, что хотели бы сначала прослушать экскурсию, а затем осмотреть музей самостоятельно. Визуальные наблюдения в залах подтверждали стремление к сочетанию экскурсионного и самостоятельного осмотра. Эти же наблюдения, в сочетании с последующим опросом посетителей, позволили зафиксировать ряд негативных моментов и противоречий в экскурсионной деятельности музея.

Сошлемся на данные по разделам современной жизни края, которым тогда уделялось особое внимание. В ряду тематических предпочтений эти разделы занимали более скромное место, чем отдел природы или дореволюционного прошлого края, однако включались как в индивидуальные маршруты, так и маршруты экскурсионных групп. Визуальные наблюдения в разделе современности показали, что экскурсия продолжалась здесь обычно 40 - 45 минут. За это время экскурсоводы стремились познакомить группу со всеми аспектами современной жизни края и показать как можно больше экспонатов. При этом из-за свойственной этим разделам чрезвычайной перегруженности они вынуждены был демонстрировать материалы достаточно бегло, чаще всего используя прием укрупненного показа, т.е. обобщенной демонстрации музейных предметов. Это естественным образом сказывалась на восприятии экспозиции экскурсантами, которое было лишено конкретности. Так, в одном из музеев экскурсоводом было показано 132 экспоната, тогда как все члены группы назвали в качестве запомнившихся только 13. Стремление экскурсоводов дать максимум информации, почти не подкрепляя ее конкретикой, практически сводило на нет результаты его труда.

В дальнейшем развитие изучения музейной аудитории опять идет на спад, а в 90-х годах достигает уровня почти схожего с 1930-ми годами. На сегодняшний момент развитие музейной социологии продвигается медленно, и все еще далеко от опыта европейских стран и США. Например, по исследованиям проводимым в Штатах музейные социологи смогли выяснить, что одним из главных минусов работы американцы считают отсутствие парковочных мест у музея, а в преимущество приводят возможность посещать музеи поздним вечером. В российских же музеях такие объемные полноценные исследования проводятся нечасто, провинциальные же музеи почти не занимаются проблемой изучения аудитории.

Трудно представить человека без смартфона в руках. Технологии повсюду. В музей идут не за искусством, а чтобы сделать фотографию на фоне картины или фасада исторического здания. Почему бы работникам культуры не использовать это? Так музеи и начали внедрять digital во все отрасли музейного дела.

В музейном лексиконе появились слова «ребрендинг» и «pr». Появилось понимание, что музей - не только экспозиции, фонды, экскурсии, это бренд. Просто создать интересную экспозицию недостаточно. Ее нужно суметь продать.

Основная проблема продвижения музеев - отсутствие денег. Нужно найти спонсоров или способы, как продвигать свой продукт без больших финансовых вложений. С развитием digital такие способы появились.

Мы выделили семь основных инструментов , которые помогают российским и зарубежным музеям продвигать бренд.

1. Дать доступ к скрытой информации. Информация, доступ к которой имеют единицы, интригует. Человек так устроен. Попасть в музейные фонды могут лишь специалисты, а как быть с простыми посетителями? Нужно показать музей изнутри: как работает, чем живет. Дать доступ не только в экспозиционные залы, но и на «музейную кухню».

Королевский музей Онтарио (Royal Ontario museum, ROM) в Канаде указал на карте-схеме с музейной навигацией личные твиттер-аккаунты сотрудников. 98 сотрудников рассказывают о внутренней жизни музея со своих личных аккаунтов. Подписчики могут задать вопрос конкретному человеку, который стоит за созданием выставки или отдела. Сотрудники мотивированы рассказывать о своем деле. Чтобы аккаунты были информативными, руководство проводит обучающие тренинги и семинары. Рассказывает как эффективнее работать с твиттер.

Почему это выгодно. Теперь посетители могут следить не только за новостями музея, но и за людьми, которые их создают. Наблюдать за жизнью и работой людей всегда интереснее, чем читать безымянные посты о новостных событиях. Информация от первого лица вызывает больше доверия. Этот прием дал музею Онтарио 98 дополнительных информационных площадок. Отличный способ рекламы без вложений.

Богатство любого музея - это его собрание. Получить разрешение на публикацию изображения из собрания крупного музея сложно. Музеи продавали права на публикацию до тех пор, пока не поняли, что могут заработать больше, если поделяться своим достоянием.

Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art) разместил на сайте компании-партнера Creative Commons 375 тыс. изображений произведений из своей коллекции. Посетители сайта могут скачивать и использовать картинки на свое усмотрение, в том числе и в коммерческих целях.


Почему это выгодно. В результате музей стал сотрудничать с рядом крупных компаний, среди которых Pinterest, Wikimedia, Artstor, Art Resource, Digital Public Library of America (DPLA), обеспечив себе дополнительные интернет-площадки.

2. Музейный блог. Многие музейщики все еще с недоверием относятся к этому определению. Но галерея Тейт (Лондон) не из их числа.

Команда галереи ведет блог в Fаcebook, где рассказывает о событиях и новых проектах. Сотрудники много времени уделяют работе с соцсетями. В своем сообществе они рассказывают о ежедневной жизни галереи, иногда в контексте важных исторических событий.

Почему это выгодно. Блог о жизни музея может быть популярным. Об этом свидетельствуют миллион подписчиков, которые следят за ежедневными постами галереи Тейт.

Российские музеи действуют медленнее и осторожнее, чем их западные коллеги. Но постепенно и они вливаются в мир интернет-продвижения и digital-технологий.

Гатчинский музей к своему юбилею в 2016 году запустил блог «Один день в Гатчинском музее» . Проект представляет собой посадочную страницу в формате лонгрид. С его помощью можно узнать о событиях, происходящих в музее в течение дня и послушать 10 историй сотрудников.

Почему это выгодно. Посетитель получает больше ресурсов о музее, а музей увеличивает свое присутствие в интернете. Люди любят истории про людей, поэтому такой прием вызывает интерес.

3.Интерактивный сайт + интернет магазин. Сайт - лицо музея и должен привлекать посетителей. В интересах музея сделать его ярким, интересным и удобным в использовании. Музейщики стремятся к тому, чтобы сайт работал на музей, а не против него.

Основные инструменты, которые для этого используют: виртуальный визит и интернет магазин. Виртуальный визит - посещение музейных залов онлайн. Подходит, чтобы спланировать поход в музей или найти в залах интересующий предмет. И просто делает сайт музея более интерактивным и живым. Немного ярких картинок + технологии и любой сайт станет выглядеть привлекательнее.

Сайт Государственного Эрмитажа позволяет побродить по залам музея, не выходя из дома. Виртуальный тур работает по принципу Google maps.

Когда музейщики поняли, что продавать можно не только билеты, стали появляться музейные интернет-магазины. Содержание интернет-магазина при наличии сайта не требует особых знаний и затрат. Зато, если функционал сайта позволяет покупать билеты и сувенирную продукцию онлайн, то польза от интернет-площадки возрастает вдвое.

Почему это выгодно. Виртуальный тур дает частичное представление о масштабах музея. Жители других городов и стран могут подготовиться к визиту в музей. Эрмитаж известен во всем мире. Даже среди людей, которые в нем никогда не были. Продажа сувениров с репродукциями шедевров коллекции позволяет не только пополнить музейный бюджет. Сувениры - это дешевая реклама. Так частички бренда разлетаются по миру.

4. Мобильные приложения. Крупные и не очень музеи выпускают именные приложения для смартфонов. Это могут быть аудиогиды, виртуальные экскурсии, навигаторы, игры. С их помощью можно оценить основные музейные шедевры, проверить свои знания в области искусства, создать картину или купить билет в музей. В основе всех мобильных приложений идея, которую можно сформулировать как «музей в кармане». У посетителя всегда есть доступ к музейным сокровищам. Нужно просто взять в руки смартфон.

Нью-йоркский Музей современного искусства (Museum of Modern Art) предлагает бесплатное приложение. С его помощью на экране смартфона можно рассмотреть произведения из коллекции, прослушать факты и комментарии экспертов. Есть календарь мероприятий и возможность купить билет.


Развлекательные приложения. Их создают, чтобы вовлечь молодежную аудиторию в музейный мир постепенно, не перегружая информацией. Увидел яркое, красочное приложение, скачал, поиграл, еще поиграл, а потом сам не заметил как пришел в музей.

Tate Britain Quiz Trail - приложение-игра галереи Тейт. Если пользователь ответит правильно на 10 вопросов по искусству, то получит скидку в интернет-магазине галереи.

Почему это выгодно. Дают доступ к музейному собранию. Позволяют быть в курсе новостей и покупать билеты онлайн. Некоторые приложения работают офлайн, что является отдельным преимуществом. Развлекательные приложения вовлекают молодежную аудиторию в музейный мир.

5. Доступ к знаниям. Конференции и стажировки для специалистов в музейной сфере - обычное дело. Так музейщики обмениваются опытом. Образовательные онлайн-программы на порталах типа Coursera позволяют делиться знаниями и опытом не только с коллегами. Лекции, где специалисты музея рассказывают о картинах или работе музейных отделов, подходят для всех желающих.

Нью-йоркский Музей современного искусства (Museum of Modern Art) выпускает видео-курсы на Coursera . Курсы бесплатные. Но, чтобы получить сертификат, придется заплатить.

Почему это выгодно. Люди хотят получать новые знания в разных областях. Сервисы, которые делятся знаниями бесплатно - выгодные партнеры для музеев. Они дают возможность получить больше онлайн и офлайн посетителей, привлечь дополнительную целевую аудиторию, увеличить присутствие бренда в интернете.

6. Общение и поощрение. Музейщики задумались о том, как сделать посетителя лояльным. И поняли, что нужно показать не только богатство собрания, но и взаимодействовать с аудиторией. В этом помогают конкурсы в соцсетях.

Русский музей в рамках выставки «Автопортрет» в 2016 году проводил конкурс селфи в инстаграм. Основным условием было прийти на выставку и сделать фото с понравившейся картиной, а потом разместить фото в своем аккаунте инстаграм. Посетители охотно поддержали идею музейного селфи. И дело вовсе не в обещанных призах. Дело в том, что обычно на временных выставках Русского музея запрещена фотосъемка, а в рамках конкурса было сделано исключение.

Почему это выгодно. Неизвестно, что сыграло решающую роль, возможность сделать снимки на временной выставке или просто человеческая страсть к соревнованиям. Но в итоге участников оказалось больше, чем ожидали музейщики. В результате посещаемость выставки выросла вдвое. За счет популярности выставки, музей продал больше билетов и на основную экспозицию.

7. Комплексный подход. Музейщики поняли, что хорошая концепция выставки - это еще не залог успеха. Даже качественный продукт придется продавать. Какой способ выбрать? Как сделать хорошую выставку событием года?

Сотрудники Третьяковской галереи ответственно подошли к этой проблеме. Для продвижения выставки В.А.Серова в 2015 году они использовали целый комплекс digital-инструментов:

- за месяц до открытия запустили тизер с ожившей картиной Серова «Девочка с персиками», который побил все рекорды по количеству просмотров, даже по сравнению с тизерами западных музеев;

- создали промо-сайт выставки;

- сняли серию видео-сюжетов по местам биографии Серова;

- разработали мобильные приложения по картинам Серова.

Почему это выгодно. В результате о выставке Серова не говорил только ленивый. Упоминание выставки в СМИ превысило все лимиты. А в музейной среде дело почти дошло до скандала. Но такой подход сработал эффективно. О чем говорят нескончаемые очереди из желающих посетить выставку в течение всей ее работы. Сотрудникам пришлось продлевать сроки выставки несколько раз.

Семь digital инструментов, которые мы рассмотрели, работают в рамках простого, но действенного алгоритма:

  • Информация
  • Интерактив
  • Мобильность

§ 5. Динамика посещаемости и структура посетителей Русского музея

Русский музей во время перестройки и в постсоветский период предложил обществу культурное многообразие – постоянную экспозицию, в которой представлена история русского искусства вплоть до сегодняшнего дня, всеобъемлющую выставочную политику с акцентом на современном искусстве. Общество адекватно отреагировало на это культурное предложение, музей стали активно посещать студенты, художники, представители гуманитарных профессий, творчески ориентированные и компетентные зрители. В течение 5 лет с 1988 по 1992 год единое унифицированное официальное «культурное тело» общества развалилось, и вместо него сформировались новое – разнородное, структурно дифференцированное, отвечающее критериям культурного многообразия. Аудитория Русского музея не просто кардинально изменилась по сравнению с доперестроечным периодом, она стала «многоликой», ценностно ориентированной, сформированной на принципах свободы выбора. Таким образом, культурное многообразие экспозиционной и выставочной политики Русского музея привело к формированию разнообразных аудиторий, каждую из которых объединяют общие художественные приоритеты и уровень художественной компетенции.

Новая художественная политика Русского музея стартовала с выставок классического русского авангарда, для восприятия и понимания которого требовался более высокий уровень художественной компетенции, поскольку язык авангарда значительно сложнее, чем язык классического искусства и продолжающего его традиции

советского искусства. На эти выставки пришло гораздо больше студентов, художников и представителей гуманитарных и творческих профессий, для которых художественная культура если и не входит в сферу профессиональных интересов, то затрагивает их. Соответственно увеличилась более чем в два раза доля компетентных зрителей, регулярно посещающих Русский музей. Последовавшие за этим выставки различных периодов русского искусства – древнерусского, традиционного XIX века, рубежа XIX и XX веков, советского андеграунда и новейших течений – собирали целевую аудиторию, ядро которой составляли любители именно того искусства, которое экспонировалось на выставке. При различной социально-демографической структуре посетителей различного типа выставок уровень компетенции аудитории всех выставок был неизменно чрезвычайно высоким – более половины посетителей были компетентными зрителями, регулярно посещавшими Русский музей.

В период перестройки художественной политики ГРМ его посещаемость была самой высокой за всю историю музея – в среднем 1,3 млн. человек в год. За это время оформились целевые аудитории различного типа выставок – традиционного искусства XIX века, рубежа XIX и XX веков, классического авангарда, советского андеграунда и новейших течений. Кроме того, целое поколение молодежи сформировалось в условиях свободного выбора среди всего спектра художественных периодов, направлений и школ изобразительного искусства, что способствовало культурной самоидентификации посетителей Русского музея, с одной стороны, с другой – пополнились ряды целевой аудитории выставок различного типа.

Политический, экономический, социальный кризис в стране начала 1990-х привел в конце концов к снижению культурного потребления и к резкому падению посещаемости художественных музеев. В Русском музее в 1994 году посещаемость снизилась на 31 % по сравнению с предыдущим годом и продолжала конвульсивно снижаться до 1997-го. Однако и после 1997 года посещаемость на протяжении 7 лет колебалось между 0,5–0,8 млн. человек в год, что соответствует количеству посетителей в 1950-е и 1960-е годы, но в два – три раза ниже, чем в период перестройки. И только в 2006–2010 годах посещаемость ГРМ стабилизировалось – музей в это время посещало 0,9–1 млн. человек.

Однако, несмотря на резкое снижение посещаемости, аудитория основной экспозиции и различного типа выставок сохранила свои

особенности, сформировавшиеся в годы перестройки. Имеются в виду социально-демографическая структура и социокультурные характеристики публики.

В 1993–1994 годах Русский музей посетило 1 064 650 человек (в среднем в год), в 1998 году – 550 000 человек, т. е. в два раза меньше. Однако социально-демографическая структура посетителей основной экспозиции не претерпела столь же кардинальных изменений.

В 2010 году ГРМ посетило 938 000 человек. Возрастная, профессиональная и образовательная структура посетителей основной экспозиции вполне сравнима с аналогичными показателями за 1998 год. Существенно повысился уровень образования (на 15 % увеличилась доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием), но этот показатель систематически повышался на протяжении последних 25 лет.

Социокультурные характеристики аудитории основной экспозиции, несмотря на падения и взлеты посещаемости, также оставались достаточно стабильными. Например, доля постоянных посетителей Русского музея в 1993–1994 годах составляла 28 %, в 1998 году – 24,3 % и в 2010-м – 23,9 %. Колебания в диапазоне 4 % при снижении и подъеме посещаемости на 50 % можно считать незначительными.

Таким образом, направление структурных изменений, которое впервые проявилось на первых выставках классического русского авангарда в конце 1980-х и оформилось как тенденция в начале 1990-х, остается неизменным, несмотря на значительные спады и подъемы посещаемости в последующие годы. Следовательно, по-видимому, можно констатировать относительную независимость динамики посещаемости и динамики структурных особенностей аудитории Русского музея.

Это поразительный факт. «Тело» аудитории катастрофически сохнет или толстеет, а его «костяк», «остов» остается неизменным. В стране происходят бескровные революции, кризисы, стабилизации, посещаемость музея конвульсивно падает или поднимается, а структура аудитории остается неизменной. Это при том, что за последние 20 лет музейная аудитория пополнилась новыми поколениями молодежи и, соответственно, лишилась представителей старших поколений по естественным причинам. Если учесть, что молодежь до 30 лет составляет примерно половину аудитории Русского музея, то следует признать, что сегодня более 50 % посетителей музея – это другие люди по сравнению с периодом перестройки, поскольку их культурная социализация проходила в постсоветское время. Следовательно, помимо всего

прочего идет постоянное обновление аудитории музея, но это обновление происходит в рамках заданной структуры.

Создается впечатление, что аудитория основной экспозиции и различного типа выставок систематически себя воспроизводит. Как это возможно? Это понятно в случае какой-либо бюрократической структуры – на место ушедшего работника в том или другом подразделении нанимается новый – соответствующей специальности и квалификации. В случае музея воспроизводство аудитории с определенного рода социально-демографическими характеристиками, художественными предпочтениями и уровнем художественной компетенции происходит спонтанно.

Понятно, что такое воспроизведение происходит не на пустом месте, а в соответствии со структурно заданной художественной политикой и практикой музея, в рамках которой функционирует основная экспозиция и систематически проходят выставки различного типа – от древнерусского искусства до актуального, от монографических до тематических и т. д.

Непонятно, каким образом на протяжении длительного времени, несмотря на социальные и экономические кризисы в обществе, на значительные спады и подъемы посещаемости, воспроизводится специфическая аудитории выставок различного типа – с некоторым заданными константами – социально-демографическими и социокультурными.

Другими словами, музей предлагает в течение длительного времени определенный ассортимент культурных продуктов в виде основной экспозиции и различного рода выставок. Но каждый культурный продукт потребляет вполне определенная аудитория, у которой есть потребность именно в нем и соответствующая этому продукту художественная компетенция.

Причем в музей попадают люди, которые уже имеют некоторый базовый культурный капитал – две трети посетителей в детстве посещали художественные кружки и учились в школах искусств, позднее получали художественные знания из книг по искусству и альбомов. Большинство посетителей Русского музея (от 75 % до 90 %) – широко образованные люди. В их интересы входит не только изобразительное искусство, но и литература, музыка, театр, кино. Они имеют вполне определенные предпочтения в каждой из этих сфер художественной культуры. Если учесть, что половина посетителей Русского музея – молодежь, то следует признать, что этот базовый культурный капитал получен в семье или инициирован семьей.

Следовательно, культурная элита общества воспроизводит себя, прежде всего, через механизмы семейной социализации. Это действительно элита. Русский музей посещает примерно 7 % жителей Петербурга, имеющих высшее образование. Причем в 2009–2010 гг. у 60 % посетителей родители имели высшее или незаконченное высшее образование. Родители, имеющие высшее образование и ориентированные на художественную культуру, стремятся приобщить к ней своих детей и дают им возможность также получить высшее образование. Вообще чем выше образование родителей, тем больше они вкладывают сил и средств в образование детей. Причем, обычно это не узко специализированное, а широкое общекультурное образование.

Для культурной элиты общества чтение художественной литературы, посещение концертов, театральных постановок, выставок, просмотр кинофильмов является не чем-то эксклюзивным, экстраординарным, а обычным, повседневным, вписанным в уклад жизни явлением, как, например, для любителя футбола посещение стадиона или просмотр футбольных матчей по ТВ. Культурные практики в данном случае являются неотъемлемыми элементами образа или стиля жизни с детства.

В семьях, ориентированных на художественную культуру, дети осваивают традиционную, классическую художественную культуру в процессе первичной социализации. В старших классах школы и на первых курсах высших учебных заведений они уже имеют базовый культурный опыт, который позволяет им выбирать из всего спектра художественных продуктов те, которые отвечают их индивидуальным склонностям. Собственно в процессе вторичной социализации и происходит формирование культурной идентичности личности.

В Русском музее, по-видимому, основная экспозиция предоставляет материал для формирования базового художественного опыта (первичная культурная социализация), тогда как экспозиции различного типа выставок – от древнерусского искусства до искусства новейших течений – служат основой для вторичной культурной социализации и формирования культурной идентичности.

Аудитория каждого типа выставок формируется из тех, кому представленное искусство интересно и доступно. Интерес связан с ценностями личности, художественными предпочтениями, доступность – с уровнем художественной компетенции. И то, и другое формируется в процессе первичной социализации и закрепляется в процессе вторичной социализации. В интегрированном виде художественные

предпочтения и компетенцию называют в различных теоретических контекстах эстетическим вкусом, культурным капиталом, художественным опытом, культурной идентичностью личности.

Аудитории различных выставок отличаются, прежде всего, по тому культурному капиталу, который необходим для символического усвоения-присвоения произведений, представленных на выставке. Если считать, что наибольший культурный капитал у профессионалов (художников и искусствоведов) как у практиков и теоретиков изобразительного искусства, а наименьший – у школьников, поскольку они находятся на завершающей стадии первичной социализации, то их соотношение на той или другой выставке и может служить показателем объема капитала, необходимого для символического освоения выставки. Например, на выставке «И. Шишкин» (2008) было 3,2 % художников и 9,4 % школьников, тогда как на выставке новейших течений «Искусство про искусство» (2009) – 9,4 % художников и 3,2 % школьников. Следовательно, выставки актуального искусства предполагают у посетителей существенно больший культурный капитал, чем выставки традиционного искусства XIX века, и в соответствии с этим структурированы аудитории различных выставок.

Культурный капитал напряму ю связан с уровнем образования. Соответственно, уровень образования посетителей выставок актуального искусства выше, чем зрителей выставок традиционного искусства – на выставке «Искусство про искусство» (2009) посетители с высшим и незаконченным высшим образованием составили 88,2 %, тогда как на выставке «И. Шишкин» (2008) – 75,9 %. Художественное образование тесно связано с гуманитарным, поскольку гуманитарное образование получают представители других сфер художественной культуры (литераторы, музыканты, актеры, историки культуры, философы, культурологи), и, следовательно, культурный капитал определенного профиля у категорий посетителей, имеющих художественное и гуманитарное образование выше, чем у посетителей с техническим и естественнонаучным образованием. На выставке «Искусство про искусство» (2009) посетители с гуманитарным и художественным образованием составили 51,9 %, на выставке «И. Шишкин» (2008) – 31,3 % от всех посетителей.

Общеизвестно, что пожилые люди более консервативны и ориентированы на традиционные ценности, а молодежь – мобильна, динамична и открыта всему новому, экспериментальному, неоднозначному. И если у молодежи порой не хватает художественной компетенции,

чтобы полноценно оценить то или другое явление художественной культуры, то это компенсируется активностью, с которой она осваивает поле художественной культуры. Собственно молодые и формируют свою культурную идентичность, выбирая художественные приоритеты из имеющихся. Кроме того, новое, актуальное искусство создает поколение молодых художников, поэтому их искусство, пронизанное экзистенциальным опытом поколения, гораздо ближе молодым зрителям, чем пожилым. На выставке «Искусство про искусство» (2009) молодежь до 30 лет составила 48,4 %, а посетители старше 55 лет – 8,5 % от всех посетителей, тогда как на выставке «И. Шишкин» (2008) – 38,7 % молодежи и 25,5 % – посетители старше 55 лет. Различия красноречивы.

Молодежная аудитория состоит из различных категорий посетителей, в частности – из школьников и студентов. При этом школьники находятся на стадии первичной культурной социализации и осваивают базовый культурный опыт, тогда как студенты, уже имея такой опыт, формируют культурную идентичность, выбирая художественные приоритеты. Соответственно на выставках традиционного искусства больше школьников и меньше студентов, чем на выставках новейших течений. На выставке «И. Шишкин» (2008) школьники составили 9,4 %, а студенты – 10,6 %, тогда как на выставке «Искусство про искусство» (2009) школьники – 3,2 % и 16,7 % – студенты.

Таким образом, можно видеть, что уровень художественной компетенции и интерес к изобразительному искусству, которые составляют культурный капитал, неравномерно распределяются среди различных социально-демографических категорий посетителей. Однако аудитория каждой выставки характеризуется специфическим профилем, где объем культурного капитала соотносится с вполне определенной социально-демографической структурой.

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

07.10.09 Касаткина Т.А. Достоевский: структура образа - структура человека - структура жизненной ситуации Хоружий С.С.: Сегодня у нас доклад Татьяны Александровны Касаткиной по антропологии Достоевского. И я должен сказать в качестве малого предварения, что я особое

Из книги Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

План музея Посетителю крупного музея - такого, как Лувр в Париже или Национальная галерея в Лондоне, - для осмотра всей экспозиции потребуется не один день, а может быть, и не одна неделя. Даже в небольших музеях зритель не в состоянии уделить одинаковое внимание всем

Из книги Фотография и ее предназначения автора Берджер Джон

Из книги Художественная культура русского зарубежья, 1917–1939 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

И. В. Щеблыгина Художественная коллекция русского культурно-исторического музея в Праге (1934–1944): из истории создания Общепризнанно, что преобладающее влияние на облик эмиграции первой волны оказала интеллигенция, обусловив его высокий интеллектуально-духовный

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2 автора Коллектив авторов

И. Ю. Кирцидели Микроскопические грибы в воздушной среде Русского музея Санкт-Петербург является городом-музеем с мировой известностью и богатым культурным наследием. Сроки хранения и эксплуатации исторических ценностей исчисляются сотнями лет. Деструкция памятников

Из книги Музей и общество автора Потюкова Екатерина Владимировна

Р. В. Салтыкова Методика организации потока посетителей, разработанная в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля Вопросы, связанные с организацией потока посетителей в музее, волнуют музейных специалистов давно. Актуальна эта проблема не только

Из книги Образ России в современном мире и другие сюжеты автора Земсков Валерий Борисович

§ 1. Функции художественного музея Однажды, это было в начале перестройки, сотрудница Третьяковской галереи увидела перед картиной Шишкина «Утро в сосновом лесу» плачущего человека. Она спросила, почему он плачет. Оказалось, что этот пожилой, респектабельный немец –

Из книги автора

§ 2. Экспозиционная и выставочная политика Русского

Из книги автора

§ 3. Динамика посещаемости и просветительская деятельность Русского музея Художественное просвещение в музее в целом репрезентирует экспозиционную и выставочную политику. Тематика экскурсий и лекций, тесно связанная с имеющейся экспозицией и проводимыми выставками,

Из книги автора

Посещаемость Русского музея Посещаемость музея складывается из индивидуальных и групповых (в составе экскурсионных и лекционных групп, эстетических классов для школьников) посещений, из посещений основной экспозиции и выставок. Число посетителей – величина не

Из книги автора

Глава 2. Структура и динамика посетителей русского музея В основной экспозиции музея представлена история отечественного искусства в концентрированном виде. Музей не просто хранит художественные ценности, которые являются национальным достоянием, он их транслирует в

Из книги автора

Место проживания посетителей В 1990-е годы по сравнению с 1980-ми на основной экспозиции существенно снизилась доля иногородних, и за счет этого увеличилась доля посетителей, проживающих в Петербурге. В 1980-е годы на основной экспозиции иногородних было более чем в два раза

Из книги автора

§ 4. Социокультурные характеристики посетителей Русского музея Социально-демографические характеристики публики Русского музея описывают не столько реального посетителя музея, сколько потенциального. Около 80 % посетителей основной экспозиции ГРМ имеют высшее и

Из книги автора

Историческая динамика Исходя из сказанного можно выстроить такую схему исторической динамики развития имагологической рецепции и репрезентации.1. Архаика, древние цивилизации, Средние века – родо-племенные, эпико-мифологические, сказочные, ранне-цивилизационные,

Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория – это «совокупность людей, включенных в сферу культурно-образовательной деятельности музеев. Термин «музейная аудитория» употребляется в отечественном музееведении с 1970-х годов (наряду с традиционными понятиями – музейный посетитель, музейный зритель, музейная публика), когда формируется подход к музею как особой коммуникативной системе, обусловивший потребность в изучении «обратной связи» между музеем и обществом».

Музейная аудитория делится по следующим признакам: возрастному, социальному, профессиональному, национальному и другим. По степени активности отношения к музею аудитория подразделяется на реальную (те, кто пришел в музей) и потенциальную (те, кто может, но пока не пришел в музей). Потенциальной аудитории необходимо уделять больше внимания. Динамизм – основное качество музейной аудитории. Экскурс в историю музейной аудитории показывает, что она постоянно меняется, а значит должен меняться и музей.

Для эффективности культурно-образовательной деятельности сотрудники современного музея должны знать свою аудиторию, а значит, регулярно проводить исследования по ее изучению. При этом необходимо владеть основными методами (наблюдение, анкетирование и другие) и приемами музейной социологии.

Музейная социология изучает функционирование музея как социального института, воздействие музея на общество, отношение различных групп населения к музею, их потребности и ценностные ориентации.

Первое исследование музейной аудитории было проведено в США в 1897 году музеем города Милуоки, но систематичные исследования стали проводить гораздо позднее.

Начало исследований музейной аудитории в России было положено в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. Инициатором выступила Третьяковская галерея в Москве. В 1928 году на основе проведенных исследований появился сборник «Изучение музейного зрителя» под редакцией Л. В. Розенталь. Один из выводов гласил, что среднее время осмотра Третьяковской галереи составляет полтора часа, после чего наступает порог утомляемости. В начале 1930-х годов проводилось исследование по изучению юного посетителя Исторического музея в Москве (авторы О. Т. Козлова и А. М. Кобылина). В конце 1930-х годов практика опросов посетителей музеев признали бессмысленной и вредной. Единственным источником по изучению их мнения осталась книга отзывов.

Интерес к изучению музейных посетителей вернулся в 1960–1970-е годы. Сотрудники НИИ культуры РФ провели широкомасштабное исследование, охватившее все краеведческие музеи и музеи-заповедники на территории Российской Федерации. Исследование состояло из опроса, визуального наблюдения и изучения музейной документации. По его итогам вышли в 1974 и 1975 годах труды института под названием «Музей и посетитель».

В 1970–1980-х годах были созданы социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, в Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В штат этих музеев были введены социологи.

В 1989–1991 годах сотрудниками НИИ культуры РФ (с 1994 года – Российский институт культурологии РФ) проводилось исследование «Музей и дети». По его итогам появилось издание «Музееведение. Ребенок в музее» (1993). Выяснилось, что сотрудники музея, работая с детьми, ощущали недостаток знаний по возрастной психологии и педагогике.

В настоящее время музейно-социологические исследования проводятся отдельными российскими музеями, обычно они носят разовый характер.

В зарубежных странах, кроме разовых исследований по различным проблемам, планируют долгосрочные опросы. В 1991 году во Франции по решению Управления музеев осуществлялся проект постоянного изучения посетителе в 40 музеях. В Германии Институт музееведения в 1990-е годы осуществил двухгодичный проект по изучению посетителей в четырех музеях местной истории Берлина.

Во многих музеях за рубежом работают отделы маркетинга или связи с общественностью или отделы по изучению посетителей. Подобные структуры создаются и на государственном уровне: комитеты по исследованию посетителя и оцениванию при национальных ассоциациях в США, ассоциации изучения посетителей в Канаде.

Задание.

Следуя правилам музейной социологии, составьте анкету для проведения опроса в одном из ярославских музеев. Темы для анкетирования предлагаются следующие: отношение посетителей к новой выставке; посещение экспозиции индивидуальными посетителями; оценка музейного сайта; обслуживание в музее; работа музейного киоска и др.

Темы рефератов

Музейная аудитория, ее признаки и характеристики.

Первые исследования музейного посетителя в СССР (1920–1960 годы).

Социологическое исследование «Музей и посетитель» в 1970-е годы и его влияние на деятельность советских музеев.

Музейные социологические исследования в отдельных российских музеях в 1990–2000-е годы.

Вопросы для контроля

Почему термин «музейная аудитория» является наиболее универсальным для определения музейных посетителей?

Какие существуют признаки музейной аудитории?

Какое основное качество музейной аудитории?

С какого времени проводятся исследования музейных посетителей в нашей стране?

В каком отечественном музее впервые было проведено исследование аудитории?

Какое влияние на деятельность советских музеев оказало социологическое исследование, проведенное в 1970-е годы?

Почему важно проводить изучение музейной аудитории регулярно?