Структуры в русском музее. Выставка «Структуры

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

«Экспозиция представит модели или матрицы структур, наиболее распространенных в искусстве прошлого и нынешнего столетия и превратившихся в устойчивые пластические мотивы (решетка/сетка, кристалл, цепочка, спираль и т.п.)».

Олег и Ольга Татаринцевы. «Хранилище», 2013. rusmuseum.ru

«Выставка представляет собой большой проект, включающий в себя произведения, начиная с 1960-х годов до настоящего времени, который обращен к понятию "структуры" - качеству формы, имеющему серьезные мировоззренческие следствия. Экспозиция представит модели или матрицы структур, наиболее распространенных в искусстве прошлого и нынешнего столетия и превратившихся в устойчивые пластические мотивы (решетка/сетка, кристалл, цепочка, спираль и т.п.) », - сообщили в пресс-службе музея.

Посетители увидят работы Виталия Пушницкого, Александра Кожина, Алексея Костромы, Франциско Инфанте-Арана и других художников. Всего в экспозицию войдут более 200 произведений - объектов, скульптур, живописи, графики из собраний Русского и Нового музеев, Музея органической культуры в Коломне, галерей, частных коллекций, а также из собственности авторов.

К. Александров. «Тесcеракт (куб в четвертом измерении)».


В. Пушницкий. «Структура вращения».

Источник изображений: rusmuseum.ru

Выставка "Структуры", открывшаяся в "Русском музее", представляет более 200 работ почти 50 художников. Лет пятьдесят назад участникам бы не поздоровилось: официальная критика заклевала бы за формалистические изыски! Слово "формализм" в нашем искусствоведении долгое время было ругательным. Хотя это лишь поиск точного выражения мысли.

Фрагмент работы. Алексей Кострома "Нано 720" (2012). Фото: Алексей Кострома

Вот, например, "Небоскребженщина" Игоря Шелковского или его же "Дом-клетка": подобные здания каждый вполне мог видеть на улицах мегаполисов. А его деревянная скульптура "сидящий" чем-то неуловимо напоминает старинные шезлонги. А вот этот гигантский сруб, причудливо составленный из деревянных "уголков" ("структура вращения" Виталия Пушницкого), вполне мог бы украсить какую-нибудь городскую площадь.

Многие работы, кажется, разумнее было бы описывать математическими формулами. Например, триптих Кирилла Александрова "Разрушение сферы": автор "взрывает" шар, превращая его кусочки в новые пространственные объекты.

Об анатомии вещной среды говорил здесь и искусствовед Александр Боровский: "Концептуализм доказал, что изобразительное искусство может жить на одних идеях, акционизм - на прямых действиях. Но формализм убеждает: исследование форм, структур предмета - более продуктивно для художника. Оно - вечно".

В сущности, выставка показывает, что у каждого предмета есть скелет, конструкция. Выявление ее делает очевидным важные, может быть, главные свойства изображаемого. Неслучайно "Пространственный иероглиф" Вячеслава Колейчука заставляет увидеть в черно-белом нагромождении крестов - выгоревший лес, а в "Общежитии" Александра Дашевского - соты человеческого улья, их куратор выставки Ирина Карасик остроумно называет "человейником".

Выставка демонстрирует неразрывную связь художественного сознания с научным подходом. Так на полотне Глеба Гавриленкова "структура мысли" мы видим переплетение не то проводов в "начинке" компьютера, не то - нейронов под микроскопом, а в целом - выразительное декоративное панно, кажется, наполненное говорящими знаками, как древний орнамент.

"В дневниках ученика Малевича Льва Юдина, - рассказывает Ирина Карасик, - есть записи, которые излагают понимание Малевичем феномена структуры. "Структура - строение внутреннее, - говорил он. - Ее можно определить, разрезав вещь. Мы узнаем ее, когда вещь строится. Все живые вещи обязательно структурны".

Выставка охватывает большой временной пласт: от работ 60-х годов, например, Франциско Инфанте-Арана, до инсталляций типа "Кристаллы времени" Сергея Катрана, в которой множество песочных часов, погруженных в дюжину аквариумов, плывут, позванивая.

"Современное искусство в России, - отмечает Ирина Карасик, - обращается преимущественно к социальным аспектам, оставляя вне внимания зрителя свои внутренние, визуальные поиски. Если западная художественная практика прошла через подобный опыт в 1960-х годах, то в России этот этап в был пропущен, а впоследствии так и остался неосвоенным".

Выставка "Структуры" восполняет этот пробел.

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.