Музей-усадьба Шереметьевых Кусково: история, как добраться, что посмотреть. Кусково - усадьба дивной красоты Почему усадьба называется кусково

Усадьба Кусково в Москве является великолепным образцом зодчества и ландшафтного дизайна 18 века. Архитектурно-парковый ансамбль состоит из нескольких частей, представляющих разные европейские стили (английский, французский, итальянский, голландский). Центром композиции выступает дворец графов Шереметьевых. В нем сбереглась старинная обстановка – мебель, предметы декора, художественные произведения. На территории имения функционируют 2 музея, привлекающие многочисленных посетителей.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 августа:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Род Шереметьевых издревле владел территорией, на которой располагается Кусково. В летописных документах название резиденции упоминается еще в 16 веке. По записям, датируемым 20 гг.17 в. в Кусково находилось боярское поместье, окруженное жилищами крепостных крестьян. Среди строений имелась также деревянная церковь. Название поселения произошло от слова «кусок», поскольку участок принадлежавший Шереметьевым со всех сторон окружали земли Черкасских. Дочь А.М.Черкасского вышла замуж за Петра Борисовича Шереметьева. В качестве приданного ей достались земли вокруг Кусково. Таким образом, усадьба стала центром обширного поместья.

В середине 18 столетия (1750-70гг.) П.Шереметьев задумал перестроить свою резиденцию и придать ей черты стиля, получившего название «елизаветинское барокко». С этой целью планировалось видоизменить внешний облик дворца, разбить парк, создать искусственные водоемы, украсить территорию различными архитектурными формами и произведениями искусства. Для создания проекта реконструкции Кусково были привлечены крепостные мастера-зодчие Алексей Миронов и Федор Аргунов. Под их руководством был обустроено здание дворца (1774 г.). Особенностью его планировки стало одноосевое расположение помещений. Все помещения тянулись одно за другим, вдоль единой линии.

По замыслу владельца, Кусково должно было исполнять роль загородного комплекса, предназначенного для приема и увеселения гостей. С этой целью создавались места отдыха (беседки, павильоны, гроты) и всевозможные аттракции:

  • Зверинец
  • Оранжерея
  • Кунсткамера
  • Прудовая флотилия

Одновременно резиденция могла принять св.30 тыс.человек.

Последним собственником Кусково стал С.Д. Шереметьев. Сразу после революции 1917 г. поместье было национализировано советским правительством и с 1919 г. обрело статус музея. В конце 30-х гг. на его территории разместилась коллекция керамики. С тех пор оба музея сосуществуют вместе. В начале 60-х гг. район поселка Вешняки, к которому территориально относится усадьба Кусково, оказался в черте Москвы.

Архитектурный ансамбль

Композиционно пространство имения делилось на 3 части:

  1. Дворец в окружение французского парка
  2. Зверинец с искусственными прудами
  3. Английский парк

Здание дворца, иначе именуемого Большим Домом, было сооружено по проекту архитектора К.Бланка, признанного мастера барочного стиля. В первозданном виде дом строился из дерева, которое сверху покрывалось слоем штукатурки бледно-розового оттенка. Фасад был оформлен колоннами. Поверх них красовалась родовая эмблема графов Шереметьевых. Портики по бокам украшала резьба, в виде всевозможных воинских принадлежностей. Армейский декор должен был напоминать про фельдмаршальский чин Бориса Петровича Шереметьева.

Дом имел 2 этажа, выполняющих собственные функции:

  • В цоколе находились подсобные помещения, винные погреба, кладовые;
  • На верхнем этаже располагались комнаты для гостей, залы для приемов и балов.

От остальной части поместья дворец отделяет Большой пруд. На Запрудной территории воздвигались разного рода небольшие сооружения. Они предназначались для увеселения приезжих. В число построек входили:

  • Оранжереи – Большая каменная и Американская
  • Птичий вольер
  • Зверинец
  • Воздушный театр

Для обслуживания нужд хозяев и гостей предназначалась кухня во флигеле, сарай для карет, сушилка. Кроме того, отдельное здание занимал управляющий. В усадьбе имелась собственная церковь, оборудованная колокольней. Особую группу образуют строения, расположенные в парковой зоне. Каждое из них представляло определенное направление в архитектуре. Помещения использовались для приема гостей.

Большой дом

Летний дворец был построен согласно основным требованиям классического стиля. Для него характерен торжественный декор помещений, использование в качестве украшений многочисленных произведений искусства (картины, скульптуры). Комфортабельность условий (дощатые полы, камины, осветительные приборы) сочетаются с элементами декораций (лепнина, резьба, роспись).

Над созданием Большого дома трудились мастера разных специальностей — скульпторы, художники, резчики. Ими руководил талантливый архитектор Карл Иванович Бланк, представитель московской зодческой школы. Благодаря стараниям музейных работников, интерьеры Шереметьевского дворца в Кусково удалось сохранить в первозданном виде. В конце 70-начале 80-х годов была осуществлена их масштабная реставрация. Посетители имеют уникальную возможность прикоснуться к творениям мастеров 18 века.

Итальянский домик

Прекрасным образцом южноевропейской архитектуры является павильон под названием Итальянский домик. Он был воздвигнут в 50-е годы 18 века. Непосредственным куратором строительства выступал прославленный дипломат и знаток западного искусства Юрий Иванович Кологривов. Он долгие годы провел разъезжая по странам Европы в поисках раритетных вещей. Прошел обучение навыкам архитектора в Риме.

Разработанный Кологривовым проект Итальянского домика предусматривал обустройство 2 этажей:

  • 1 этаж предназначался для размещения коллекционных экспонатов (античная скульптура, модели храмов в Вифлееме и Иерусалиме, мраморная мозаика, картины из бисера и т.п.)
  • 2 этаж был оборудован для проведения массовых приемов

Голландский домик

В отличие от пышности Итальянского павильона, Голландский домик демонстрирует простоту и скромность. Его убранство повторяет традиционный облик жилищ голландцев 17 века. Основным декоративным элементом служит керамическая плитка, которой облицовывали помещения. Для оформления здания было использовано свыше 10 тыс. изразцов, изготовленных в Делфте и Роттердаме.

Украшение интерьера состоит из богатой коллекции фарфоровых изделий: статуэток, посуды, ваз, тюльпанниц. Кроме того, в павильоне находится единственное в России собрание фигурок-обманок. Перед домом был воссоздан уголок Голландии с огородом, садом, беседками. Здание было построено в 1749 г и сохранилось до наших дней без изменений.

Павильон «Грот»

Обустройство Грота на территории поместья было поручено немецкому мастеру Иоганну Фохту. Процесс занял более 10 лет (1761 – 1775). Искусственное сооружение должно было максимально точно воспроизводить внутреннюю обстановку настоящего грота. С этой целью были задействованы природные материалы: туф разных оттенков (розовый, желтый, белый), раковины.

Атмосфера подводного царства имитируется с помощью искусно выполненных изображений рыб, моллюсков, морских обитателей. Внутри грот делится на 3 части:

  • Северный кабинет
  • Южный кабинет
  • Центральный зал

Настоящая «изюминка» павильона – куклы из глины и дерева, украшенные раковинами. Они были приобретены графом Шереметьевым в Европе в конце 18 века и представляют подлинные раритеты. Чтобы подчеркнуть связь Грота с водной стихией возле него был обустроен пруд с рыбками.

Павильон Эрмитаж

Для уединения и раздумий был создан павильон Эрмитаж. В нем гости могли проводить встречи тет-а-тет. Однако граф сделал свой Эрмитаж доступным лишь для ограниченного круга близких людей. Небольшое здание имело 2 этажа. Внизу размещалась прислуга, готовились кушанья. Было оборудовано специальное устройство для подъема еды.

Оформление усадебных парков

Парковая зона Кусково разбита на несколько частей. Они отражают основные черты, присущие ландшафтному дизайну Франции и Англии. Единственный в России сохранившийся без изменений Французский парк существует уже более 200 лет. Его украшают многочисленные скульптурные композиции. Повсюду разбиты цветники. Редкие декоративные растения были собраны в оранжереях.

В пейзаж органично вписываются разбросанные по территории павильончики – Голландский и Итальянский дом, Эрмитаж, Грот. Английский Гай во многом похож на естественный пейзаж, который дополняют живописные мостики и павильоны. Здесь расположен Дом Уединения, где проживала графская семья. Также был обустроен зверинец с дикими животными и птичий вольер.

Усадьба в наши дни

Уже почти 100 лет усадьба Кускова имеет статус музея. Это прекрасный памятник истории и культуры русского народа. Посетители могут осмотреть внутренние интерьеры помещений, прогуляться по тропинкам парковой зоны, а также посетить Музей керамики. Для размещения экспозиций использована оранжерея. В ней представлены портреты выдающихся личностей из рода Шереметьевых. Большой интерес у публики вызывает ценное собрание фарфора и керамики.

Усадьба Кусково не один раз становилась съемочной площадкой для популярных фильмов и сериалов. На территории поместья проходили съемки:

  • «Здравствуйте, я ваша тётя!»
  • «Виват, гардемарины!»
  • «Ширли-Мырли»
  • «Тайны дворцовых переворотов»

Время работы и стоимость билетов

Осмотреть усадьбу можно со среды по воскресенье. В понедельник и вторник музей закрыт. Кроме того, ежемесячно в последнюю среду проводится санитарный день. Музей керамики открыт для посещений с мая по сентябрь. Павильон Грот в настоящее время находится на реставрации.

Усадьба Кусково — уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России. Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а также единственный в французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами. В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». Сегодня — это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки; проводятся концерты классической музыки; возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний.

История усадьбы Кусково.

Впервые Кусково упоминается в конце XVI в. и уже как владение Шереметевых. В 1623-1624 гг. здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года - случай в истории усадеб довольно редкий. Расцвет имения связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого петровского фельдмаршала. В 1750 - 1770-х гг. в Кускове была организована обширная резиденция с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс сооружён в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. Постройки этого стиля сохранились в основном в окрестностях , для и Подмосковья этот комплекс уникален.

История усадьбы Кусково.

В 1774 году по проекту французского архитектора Шарля де Вайи (по другим источникам К. Бланка?) был сооружён дворец (Большой дом), который вовсе не был призван поражать своими размерами, а поражал изысканностью и великолепием внутреннего убранства. Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Кроме того французский парк украшают многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей богини Минервы.

Достопримечательности. Дворец в Кусково.

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно — пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера.

Голландский домик в Кусково.

Этот павильон был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В настоящее время гости музея имеют возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в «быт голландского бюргера» того времени.

Итальянский домик в Кусково.

Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.

Эрмитаж в Кусково.

В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника). Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными. Эрмитаж был построен в 1765 –1767 гг., под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.

Грот в Кусково.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б. Шереметевым по «заключенному контракту». Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Американская оранжерея в Кусково.

Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго — восток и юго — запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение.

Большая каменная оранжерея в Кусково.

К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова — самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» — небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника. Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики.

Главный дом усадьбы Кусково. Москва. Кусково (усадьба) усадьба, обширный дворцово парковый ансамбль в подмосковном владении графов; с 1919 музей усадьба, с 1938 часть музейного комплекса и «Усадьба Кусково XVIII века». Деревянные постройки,… … Москва (энциклопедия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Кусково (значения) … Википедия

КУСКОВО, усадебный ансамбль 18 в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым. С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века). Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка во … Русская история

Архитектурно художественный ансамбль XVIII в., бывшая загородная резиденция графов Шереметевых (с 1960 в черте Москвы). Композиция регулярного парка (около 30 га) с системой прудов и каналов и расположение построек сложились в основном к… … Художественная энциклопедия

Координаты: 55°41′18″ с. ш. 37°44′36″ в. д. / 55.688333° с. ш. 37.743333° в. д. … Википедия

КУСКОВО, усадебный ансамбль 18 в. к востоку от Москвы (с 1960 в городской черте), бывшая загородная резиденция графов Шереметевых. С 1918 Музей (с 1938 Музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века). Включает деревянный дворец (2 я половина 18 в … Современная энциклопедия

Усадебный ансамбль 18 в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым. С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века). Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка во 2 й пол … Большой Энциклопедический словарь

Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Eё содержимое, вероятно, скопировано с http://kuskovo.ru/arhitekturno parkovyj ansambl/ практически без изменений. Пожал … Википедия

Архитектурно художественный ансамбль XVIII в., расположенный на востоке Москвы. Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка,во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с… … Википедия

Усадебный ансамбль XVIII в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым. С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»). Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка во… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Русское стекло XVIII века. Собрание Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" , Е. В. Долгих. В альбоме представлена коллекция русского художественного стекла XVIII века, из собрания Государственного музея керамики, насчитывающего около двухсот произведений. Хотя она во многом…
  • Усадьба Михалково , Петрова Елена Геннадиевна. Усадьба Михалково не столь известна, как Царицыно или Кусково, но вполне достойна того, чтобы занять почетное место в ряду достопримечательностей Москвы. Ведь, по мнению многих…

В Москве сохранилось несколько дворянских усадеб, и, безусловно, одной из самых красивых и интересных для посещения является усадьба «Кусково», которая почти 300 лет принадлежала древнему роду Шереметевых. Они владели домами в Москве и Санкт-Петербурге, усадьбами «Останкино», «Остафьево» и многими другими имениями, однако именно Кусково создавалось для развлечений: балов и роскошных приемов, поэтому каждый уголок усадьбы предназначен для того, чтобы радовать глаз.

Усадьба Кусково. Дворец

История усадьбы Кусково

Уже в XVI село Кусково упоминается как собственность Шереметевых, здесь существовал барский дом, помещения для крепостных и деревянный храм. В Петров-скую эпоху Борис Петрович Шереметев отличился как видный военачальник и государственный деятель, он первым в России удостоился графского титула. Позднее он породнился с Петром Великим, женившись на вдове его дяди. Известно, что на пышной свадьбе присутствовал сам император. Тем не менее, на тот момент граф Шереметьев называл свои владения к востоку от Моск-вы «куском», так как они были очень небольшими, отсюда и появилось название Кусково. А соседние земли принадлежали важному государственному деятелю князю А.М. Черкасскому. На его единственной дочери и наследнице всего несметного состояния женился сын графа Шереметева Петр Борисович, увеличив тем самым свои владения в несколько раз. В XVIII веке усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар (для сравнения сейчас она занимает примерно 32 гектара).

При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, которая делилась на три части: за прудом размещался зверинец и псарня, в центре регулярный французский парк с Большим дворцом для приемов, а также существовал еще и английский парк. Сотни крепостных вырыли Большой пруд, в котором разводили рыбу, подаваемую на торжественные обеды. Также использовался этот пруд для катания на лодках. До наших дней лучше всего сохранилась именно центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.


План усадьбы Кусково. Источник: http://kuskovo.ru/

От ворот к Большому дому ведет липовая аллея, причем кронам деревьев в парке придали форму шара. Это и отличает французский парк от английского: считается, что во французском парке все должно демонстрировать подчинение природы человеку, в то время как английский парк выглядит более естественным, а человек только приспосабливается под естественный ландшафт. По пути мы видим самую старую постройку имения - церковь Спаса Всемилостивого с колокольней, построенную в 1737 г. на месте старого деревянного храма.


церковь Спаса Всемилостивого

Затем идет Большой дворец, построенный специально для торжественных летних приемов. С виду он кажется каменным, хотя выполнен из дерева. Для проектирования господского дома были приглашены лучшие архитекторы, но в конечном итоге выбрали проект К.И. Бланка.


Дворец в Кусково

Сейчас в глади воды Большого пруда отражается нежно-розовый дворец с парадным крыльцом. К главному входу ведут пандусы, которые были созданы для того, чтобы гости могли подъехать прямо к входу в дом. Венчают эти пандусы фигуры сфинксов.

Дворец в Кусково

Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.


Дворец в Кусково

Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.


Прихожая-гостинная

Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.


Портрет Петра Борисовича Шереметева


Малиновая гостинная

Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.



Парадная спальня

Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.


Кабинет-конторка


Диванная

Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.


Вседневная опочевальня

Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.


Портрет калмыцкой девочки Аннушки

Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.

В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.

За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.


Картинная

А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома - Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.


Зеркальный зал

Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.

В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.

Парк усадьбы Кусково

Все элементы парка подчинены определенным правилам, его отличает геометрическая планировка, симметричность всех объектов, использование для украшений мраморных статуй и придание кустарникам и деревьям различных форм. В XVIII веке это был самый большой французский парк в России, в котором размещалось несколько павильонов.


Парк усадьбы Кусково


Парк усадьбы Кусково

Голландский домик

Самым первым в 1749 г. был построен голландский домик в память об эпохе Петра Великого. Этот павильон также предназначался для отдыха гостей.


Голландский домик

На первом этаже размещалась кухня, а на втором этаже комната для гостей. Стены этой залы выложены роттердамской плиткой от пола до потолка и украшены предметами с самых разных уголков мира. Хозяин имения подбирал их так, чтобы они проиллюстрировали быт голландцев, каким его себе представлял Петр Борисович Шереметев.


В голландском домике


В голландском домике

Стены голландского домика украшало около 120 картин фламандских художников. С другой стороны парка симметрично голландскому домику был выстроен Грот.

Грот в Кусково

В отличие от деревянного дворца он был возведен из камня, поэтому в жаркий день внутри царила приятная прохлада. В Италии в подобных гротах размещались купальни, однако в Кусково этот павильон также был создан для отдыха и приятного времяпрепровождения.


Грот Кусково

Известно, что Екатерина II во время одного из своих визитов обедала в этом Гроте. Несмотря на то, что построен он был достаточно быстро, внутренняя отделка его длилась около двадцати лет. Для украшения стен использовались раковины, привезенные со всех уголков мира: от дальних океанов до подмосковных водоемов. Кроме того в отделке использовали мраморную крошку и цветное стекло.


Внутри грота

Итальянский домик

В XVIII веке в Кусково было 17 прудов, полных рыбы, которую могли кормить гости Шереметевых.

Павильон Эрмитаж

Сохранился в парке и павильон Эрмитаж, в котором отдыхали самые приближенные к графу Шереметеву гости. Подобный домик с таким же названием существует в Петергофе.


Павильон Эрмитаж

Также как в Петродворце, в Эрмитаже в Кусково два этажа. Внизу размещалась прислуга, которая готовила угощения и сервировала стол. Гости размещались на втором этаже, на который их поднимал специальных лифтовой механизм. Когда приходило время обеда, стол опускался вниз, также с помощью специального устройства, и поднимался уже с самыми разнообразными блюдами. Это позволяло знатным посетителям совсем не сталкиваться с обслуживающим персоналом. В XIX веке подъемный механизм Эрмитажа сломался и в настоящее время мы уже не сможем увидеть его в действии. К сожалению, были утрачены многие предметы интерьера этого павильона. Сейчас его в основном используют как выставочный зал.

Оранжерея в Кусково

В Большой каменной галерее когда-то выращивали экзотические растения, а в день нашего посещения усадьбы проходила выставка изделий из стекла. В соседней американской оранжерее разместились экспонаты уникального в России музея керамики, насчитывающего более 40 тысяч предметов со всего мира с древних времен до наших дней. Создавался этот музей уже после революции на основе коллекции фарфора представителя старинного купеческого рода А. Морозова.


Оранжерея

К счастью, до наших дней усадьба Кусково дошла в отличном состоянии, в том числе благодаря тщательным реставрационным работам. Здесь очень хорошо сохранился дворцово-парковый ансамбль усадьбы XVIII века, не имеющий аналогов в нашей стране. Прогуляться по парку в Кусково приятно в любое время года, а интерьеры дворца и павильонов восхищают своим изяществом и безупречным оформлением. Прошли годы, но созданные на средства графа Шереметева шедевры архитектуры и садового искусства до сих пор радуют гостей усадьбы.

Как добраться до усадьбы Кусково:

Адрес: 111402, Москва, улица Юности, дом 2

Официальный сайт Кусково

Часы работы: Грот, Дворец, Итальянский домик, Голландский домик, Американская оранжерея, Эрмитаж, Большая каменная оранжерея работают с 10.00 до 18.00 (пн, вт., и последняя среда месяца музей закрыт).

  • м. "Новогиреево" (от метро - троллейбус 64, автобус 615, 247 , остановка "Улица Юности").
  • м."Рязанский проспект" (от метро автобус 133 и 208, остановка "Музей Кусково")
  • м. "Выхино" , далее автобусом 620, маршруткой 9М, остановка "Музей Кусково").
100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Усадьба Кусково

Усадьба Кусково

Регулярный парк усадьбы Кусково – один из самых древних парков Москвы. И парк, и сама усадьба, наверное, одни из самых любимых как у москвичей, так и у гостей. Возможно, потому, что изначально Кусково задумывалось не как хозяйственная усадьба, а как «увеселительное» место, где все предназначено для «приятного препровождения времени». Для этих целей были выстроены дворец, парк, парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала даже небольшая флотилия гребных судов.

Впервые Кусково упоминается в самом конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623–1624 годах, при царе Михаиле Фёдоровиче, здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года, – случай в истории усадеб довольно редкий.

Родоначальником графов Шереметевых был фельдмаршал Борис Петрович Шереметев.

Графский титул ему пожаловал Пётр I за усмирение Астраханского стрелецкого бунта в 1706 году. Борис Петрович участвовал в Северной войне и за первую победу, одержанную над шведами после поражения русских под Нарвой, был произведён в фельдмаршалы.

Царь Пётр не скупился на награды, щедро одаривая Шереметева землей и крестьянами.

Когда же шестидесятилетний фельдмаршал и первый граф России собрался уйти в отставку и постричься в монахи в Киево-Печерской лавре, Пётр сосватал ему двадцатипятилетнюю вдову своего дяди Льва Кирилловича Нарышкина – Анну Петровну Салтыкову.

Усадьба Кусково

Вместе с Анной Петровной фельдмаршал был отправлен в Прусский поход. Поход был неудачным с точки зрения военной стратегии, но весьма плодотворным для новобрачных. Они одного за другим произвёли на свет пятерых детей. Старший из них, Пётр Борисович Шереметев, в шестилетнем возрасте, после смерти отца, унаследовал огромное состояние.

Пётр Борисович, в отличие от отца, не отличался призванием к военному делу, зато числился камергером во дворе, исправно получал чины и приумножал своё богатство. Он женился в тридцать лет на самой богатой невесте страны – княжне Варваре Алексеевне, единственной дочери канцлера Российской империи князя Алексея Михайловича Черкасского. Тем самым объединились два огромных состояния, и Шереметев стал счастливым обладателем 44 имений в 28 губерниях России. Как не удивительно, но брак по расчёту принёс Петру Борисовичу и счастье в семейной жизни.

После свадьбы граф с супругой поселились в Петербурге, в особняке на Фонтанке, 34, в так называемом Фонтанном доме. Однако Пётра Борисовича тянуло в Москву: он задумывает перестройку своей подмосковной усадьбы Кусково, благо, вместе с приданым жены он присоединил к Кускову соседние земли Вешняки и Выхино.

Имение состояло из трёх частей: запрудной со зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Главным сооружением в имении Шереметева был Дворец, или, как тогда его называли, Большой дом. Здесь Пётр Борисович устраивал парадные приемы.

Первоначально проект дворца был заказан французскому архитектору Шарлю де Вальи, но чертежи из Парижа запоздали, поэтому постройка была поручена московскому архитектору Карлу Ивановичу Бланку. Согласно чертежам де Вальи после внесли некоторые дополнения.

Пологие пандусы дворца, украшенные фигурами сфинксов, предназначались для того, чтобы кареты со знатными гостями могли подъезжать к самому входу во дворец.

Над входом в треугольном фронтоне – фамильный вензель Шереметевых.

Традиционные для XVIII века анфилады залов включали в себя Гостиные, Карточный и Бильярдные залы, Столовую, Парадную и Вседневную спальню, Библиотеку и так далее. Главным залом считался Белый Танцевальный. Одна его сторона обращена в сад, другая – полностью зеркальная.

Французский регулярный парк украшала мраморная скульптура. Здесь были пруды и павильоны, несколько оранжерей, зверинец, менажерия, то есть архитектурно оформленный дом с певчими птицам, Зелёный театр. Существовало около пятидесяти разнообразных экзотических павильонов и затей (например, стог сена или поленница дров могли внутри оказаться комфортным павильоном), садовые лабиринты, фонтаны, гроты, подъёмные мосты, карусели и много всего другого. После смерти жены Пётр Борисович покинул дом на Фонтанке и окончательно поселился в Кускове.

Вместе с сыном Николаем Пётр Борисович основал крепостной театр и собственную театральную школу для крепостных актёров.

С того времени праздники со спектаклями и фейерверками стали обыкновением. Начиная с 1770 года и до самой смерти в 1788 году Шереметев устраивал грандиозные гулянья, на которые приглашались все желающие. У дороги в имение стоял столб с надписью, приглашавшей веселиться как кому угодно, в доме и в саду.

Но во время веселья строго следили за тем, чтоб «гуляли смирно, и в саду ничего не ломали и не рвали, бесчинств, ссор и драк не заводили».

Число гостей на таких празднествах доходило до тридцати тысяч. Программы праздников включали в себя театральные и народные представления, катание на лодках под пение хора, фейерверки, дивертисменты, морские парады и карусели.

По четвергам и воскресеньям в трёх усадебных театрах проходили бесплатные спектакли. В Кускове были не только свои крепостные архитекторы и художники, как, например, семья Аргуновых, но и свой драматург – Василий Вроблевский, свой композитор – Степан Дегтярёв и знаменитые оперная и балетная труппы. А ведущими солистками были крепостные актрисы Татьяна Гранатова и Прасковья Жемчугова (Ковалёва). Та самая Жемчугова, которая стала в 1803 году женой графа Николая Петровича Шереметева.

Одним из увлечений графа Петра Борисовича было создание портретной галереи знаменитых современников, «государей и владетельных особ». Большая часть этой коллекции портретной живописи по сей день хранится в Кускове и насчитывает более 280 произведений русских художников и иностранцев, работавших в России. Здесь можно увидеть портреты Петра I работы немецкого живописца И.Г. Таннауэра, Екатерины II кисти Фёдора Степановича Рокотова. Представлены портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны, созданные академиком живописи Дмитрием Григорьевичем Левицким, а также изображения графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны кисти итальянского художника Пьетро Ротари, портрет Прасковьи Жемчуговой работы крепостного художника Николая Аргунова и много других замечательных работ.

После того как завершилась эпоха Екатерины, начался закат усадьбы Кусково. Интересы Николая Петровича Шереметева переместились в усадьбу Останкино, где он сосредоточил лучшие произведения искусства, часть из которых была перевезена из Кускова, и создал лучший в России театр.

После смерти Николая Петровича владельцем усадьбы становится Дмитрий Николаевич Шереметев, сын Николая Петровича и Прасковьи Жемчуговой. В то время москвичи любили приезжать в Кусково, чтобы устроить пикник, посмотреть театральное представление или поудить рыбу, благо, удочки выдавались прямо на месте, и в пруду в большом количестве водились караси.

После 1917 года имение было национализировано. Сегодня в усадьбе Кусково расположены два музея: единственный в России музей керамики и музей-усадьба «Кусково».

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 15 Помещичья усадьба «Есть милая страна», – эти строки поэта Е. А. Баратынского обращены к его подмосковной усадьбе Мураново, которой он не просто владел, но которую обустроил по своим планам и вкусу, где он творил, где растил и воспитывал детей. «Русская усадьба –

автора

Усадьба Салтыкова – Черткова Его считают истинным аристократом в ряду московских особняков. И прежде всего потому, что это единственное сохранившееся в городе светское здание в стиле классического барокко. Конечно, в столице есть и другие барочные строения, но все они –

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Усадьба Лопухиных Этот памятник городской усадебной культуры Москвы уникален не только своей архитектурой и своей историей. За более чем три века существования он был связан с именами выдающихся деятелей Российского государства, среди которых Петр I и Екатерина II, род

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Усадьба Кузьминки-Влахернское Когда-то эту усадьбу называли Русским Версалем. Называли при жизни хозяев – князей Голицыных. И ведь было за что!С давних времён эти земли принадлежали московскому Симонову монастырю. Здесь располагались его лесные и рыбные угодья.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Музей-усадьба «Останкино» Уникальная сохранность дворца в Останкине доносит до нашего времени дух старой, легендарной, допожарной Москвы. Этот неповторимый дух живёт и в подлинных интерьерах Останкинского театра, в резном великолепии иконостаса церкви Живоначальной

Из книги Тигры моря. Введение в викингологию автора Будур Наталия Валентиновна

НОРМАННСКАЯ УСАДЬБА Благодаря археологическим раскопкам, мы знаем, как выглядели усадьбы в средневековой Скандинавии.В то время королевский двор мало чем отличался от усадеб богатых людей - в основном, лишь размерами домов.Самой известной сохранившейся до наших дней

Из книги Русский капитал. От Демидовых до Нобелей автора Чумаков Валерий

Усадьба В 1879 году Сорокоумовские переехали в новый дом. Сейчас адрес звучит так: Москва, Леонтьевский переулок, 4. А в конце XIX – начале XX века на конвертах с корреспонденцией писали просто: «Москва, Петр Сорокоумовский, собственный дом». Петр Ильич Сорокоумовский

Из книги Я послал тебе бересту автора Янин Валентин Лаврентьевич

Глава 17 Усадьба Феликса Возвратимся теперь к берестяным грамотам. Уже в годы работ на Неревском конце территория находок древних берестяных писем раздвинулась далеко за пределы изучаемого раскопками квартала. В 1955 году грамоту нашли в Славенском конце Торговой стороны,

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Из книги Берестяная почта столетий автора Янин Валентин Лаврентьевич

Усадьба и город Вернемся, однако, на городскую боярскую усадьбу, Выше упоминались берестяные грамоты, адресованные ремесленникам или связанные с ремесленным производством. А еще раньше, когда речь шла о новгородском ремесле, говорилось о многочисленные следах

Из книги Тайны российской аристократии автора Шокарев Сергей Юрьевич

Русская усадьба – явление и миф «Манифест о вольности дворянства» породил расцвет усадебной культуры. Свобода, образованность, европейские увлечения и, что немаловажно, бесплатная рабочая сила в лице крепостного крестьянства обусловили активную деятельность дворян по

Из книги Любовь диктаторов. Муссолини. Гитлер. Франко автора Патрушев Александр Иванович

Альпийская усадьба Летом 1935 года Гитлер решил перестроить свой скромный горный дом в Оберзальцберге в представительную усадьбу «Бергхоф». Он оплачивал стройку из собственного кармана и даже брал в издательстве авансы под переиздания «Майн кампф», но это была фикция.

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

«Губерния», «деревня», «усадьба» Во второй половине XVIII века понятие «провинция» встречалось преимущественно в официальных документах, регламентирующих административное управление так или иначе удаленных от столицы районов, и было лишено какого-либо оценочного

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей