Милан: по следам Леонардо да Винчи. Леонардо да винчи - живописец, скульптор, архитектор, инженер Леонардо да винчи скульптор

В 1492 Людовико Моро, правитель Милана, заказывает Леонардо самую большую в мире конную статую как памятник своему отцу Франческо Сфорца, который был правителем/герцогом/князем Милана с 1452 по 1466 год, и даже выплачивает ему щедрый аванс.
Cavallo di Leonardo был частью задуманного Леонардо да Винчи в 1482-1493 гг конного памятника Франческо Сфорца. Он должен был отлит из бронзы, но Леонардо успел только сделать глиняную модель, впоследствии утерянную.

В 1977 году американский пилот Charles Dent, меценат и любитель скульптуры, решает через 5 веков осуществить мечту Леонардо и воссоздать статую по его эскизам.Рассказывают, что пилота не отпускало чувство вины за бомбардировки Милана во время второй мировой войны, когда город был превращен в руины.

Под катом 3 фото и 2-минутное /плохое и не моё/ видео


На поиск финансирования ушло 15 лет, а смета составила 2,5 млн долл. В 1994 году Charles Dent умирает... Его проект продолжил Frederik Meijer, хозяин сети супермаркетов в Мичигане, США.
С большими трудностями задуманное осуществилось, в окончании работ участвовала скульптор Nina Akamu. Высота коня 3 м, длина 8 м.
Статуя, отлитая из бронзы по частям, всего их 7, была перевезена в Милан, части соединены, и Конь Леонардо был установлен на пьедестал из гранита и мрамора в 1999 году у входа на ипподром Милана /Ippodromo del Galoppo-- бега, рядом со стадионом Меацца/Сан Сиро.

В возрасте примерно 30 лет Леонардо приезжает в Милан. Как и многие, он хочет добиться славы и денег. В дар правителю Милана Лодовико Моро он преподносит диковинный музыкальный инструмент, лиру, на которой, кроме него, никто не умел играть. Он выбрал Милан за его зажиточность, надеясь конструировать здесь оружие и военные машины для местной знати.

Вконтакте

К счастью, жизнь распорядилась так, что он создавал здесь совсем другие вещи. А ещё от него остались чертежи никогда не реализованных проектов, например, тибуриума (башни) миланского собора и системы шлюзов миланских каналов. Некоторые произведения Леонардо, включая «Мадонну в гроте» и «Даму с горностаем» были завершены именно здесь, но затем проданы и покинули город.

Фрагмент рельефа на пьедестале памятника Леонардо Да Винчи на Пьяцца делла Скала / Shutterstock.com

Но многие произведения остались в Милане навсегда, и сегодня полюбоваться ими приезжают со всех концов мира. Это и «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие, и «Портрет музыканта», и «Атлантический кодекс», хранящиеся в Амброзианской библиотеке, и залы замка Сфорца, предназначенные для свадьбы Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской, и гигантский бронзовый конь напротив ипподрома, которого за шестнадцать лет Леонардо не успел закончить, достроенный лишь спустя пять веков американским филантропом.

Этот маршрут поможет Вам ознакомиться с местами, связанными с художественной, инженерной и культурной деятельностью Леонардо за те 20 лет, что он провел в Милане. Он начинается от трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие на корсо Маджента, в которой сохранился шедевр мастера – фреска «Тайная вечеря». Затем мы проследуем в дом Ателлани, чтобы зайти в . Образ художника и ученого постепенно раскрывается по мере того, как мы проходим от замка Сфорца к центру. Проходя вдоль наружных стен замка, мы попадаем в Пинакотеку Брера, а затем – в Амброзианскую картинную галерею. Последним этапом станет Научно-технологический музей Леонардо да Винчи на виа Сан-Витторе, где можно лучше всего прочувствовать его гениальность и намного опередившую время интуицию, позволившие создать инженерно-архитектурный шедевр – Навильо Гранде (Большой канал).

Памятник Леонардо да Винчи на Пьяцца делла Скала


Памятник Леонардо да Винчи/ Shutterstock.com

Памятник Леонардо да Винчи установлен на площади перед знаменитым театром «Ла Скала». Он представляет торжественный и строгий образ ученого с четырьмя учениками. Сама статуя выполнена из белого каррарского мрамора, для постамента использовался бавенский гранит.

Трапезная церкви Санта-Мария-делле-Грацие (фреска «тайная вечеря»)

Трапезная монастыря Санта-Мариа-делле-Грацие хранит один из главных шедевров итальянского искусства, фреску «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Фреска совсем не случайно размещена там, где монахи собирались на трапезу: не стоит забывать, что трапезная находится в нескольких шагах от церкви, где они слушали Священные писания и получали причастие. Таким образом, присутствие этого произведения в месте, где ежедневно обедали и ужинали монахи, должно было служить постоянным напоминанием им о том, что жизнь религиозного сообщества является продолжением жизни Христа и апостолов.


Санта-Мария-делле-Грацие © Luciano Mortula / Shutterstock.com

«Тайная вечеря» была заказана Леонардо Лодовиком Сфорца, тогдашним миланским герцогом, в рамках проекта украшения монастыря и церкви Санта-Мариа-делле-Грацие. Лодовико Сфорца этот проект был особенно дорог, так как именно в этой церкви он желал устроить свою усыпальницу.


«Тайная вечеря» © Wikimedia Commons

«Тайная вечеря» Леонардо стала прекрасным примером новой техники изображения перспективы, возникшей во флорентийском искусстве. Леонардо «открыл» заднюю стену трапезной, создав иллюзию того, что это просторное помещение с кессонными потолками.

Палаццо делле Стеллине

Палаццо делле Стеллине расположен недалеко от церкви Санта-Мариа-делле-Грацие, одной из самых известных и высоко ценимых миланских достопримечательностей. В этом дворце особый интерес представляют каменные парадные лестницы и, самое главное, — красивый внутренний двор, в котором царит умиротворенность и ощущение почти полной изоляции от внешнего мира.


Внутренний двор Палаццо-делле-Стеллине © Institut français Milano / Flickr.com

Это старинное здание получило свое название по имени старинного женского бенедиктинского монастыря Санта-Мариа-делла-Стелла (монахинь называли «стеллине», т. е. «звездочки»), который на протяжении нескольких веков несколько раз преобразовывался и в середине XVIII века стал сиротским приютом, благодаря милосердию миланцев, которые не желали бросать детей на произвол судьбы. Обязательно загляните в большой парк, площадь которого 5 тыс. квадратных метров, разбитый на месте так называемых «огородов Леонардо». По легенде, Лодовико Моро подарил Леонардо виноградник за его заслуги перед герцогством.

Замок Сфорца

Оборонительная крепость, резиденция, казарма, музей: многочисленными были трансформации замка Сфорца, одной из самых впечатляющих и популярных достопримечательностей Милана.


Замок Сфорца © Nattee Chalermtiragool / Shutterstock.com

Внутри замка стоит обратить внимание на зал Ассе, который находится на втором этаже северо-восточной башни замка. Растительный орнамент, украшающий стены (темпера по штукатурке) принадлежит кисти Леонардо. Работа датируется 1498 годом.

Также внутри замка находится фонд, который издаёт журнал, посвящённый Леонардо да Винчи «Raccolta Vinciana».

Амброзианская пинакотека

В этой пинакотеке (галерее) хранится самая обширная, самая удивительная коллекция записок Леонардо да Винчи, «Атлантический кодекс», который выставляется на тематических выставках, сменяющих друг друга каждые 3 месяца в Амброзианской пинакотеке и в церкви Санта-Мариа-делле-Грацие на корсо Маджента).

По случаю первой из этих выставок, в Амброзианской пинакотеке, были открыты для посещения «зал Леонардо» с прекрасной фреской «Терновый венец» Бернардино Луини и новой экспозицией «Портрета музыканта» Леонардо; великолепный «Зал Федерико», где изначально размещалась Амброзианская библиотека; и перистиль XVII века, в котором представлены другие работы мастера, например, узлы Леонардо и его портрет, сделанный одним из его учеников. Ранее ни один из этих трех залов не был доступен для посещения.

В пинакотеке представлена копия «Тайной вечери» авторства Веспино, художника ломбардской школы, работавшего в Милане в первой половине XVII века, из коллекции, принесенной в дар городу кардиналом Федерико Борромео. В пинакотеке хранится ещё одна копия картины Леонардо «Мадонна в скалах», сделанная Веспино. Оригинал находится в Лондоне.

Национальный научно-технологический музей Леонардо да Винчи

Национальный научно-технологический музей им. Леонардо да Винчи находится в здании бывшего монастыря оливетанцев постройки XVI века и, занимая площадь в 40 тысяч кв. метров, является крупнейшим научно-технологическим музеем Италии.


Внутренний двор в монастыре Сан-Витторе-аль-Корпо, где находится музей © drivingexpo2015.com

Коллекция моделей по проектам Леонардо приурочена к 500-летию со дня рождения этого великого гения. Представленные модели были изготовлены на основе рукописей Леонардо с проектами новых машин, замерами и проектами усовершенствования уже существующих объектов, а также исследованиями природы.

Рядом с Галереей Леонардо, в которой экспозиция моделей дополняется серией рисунков, связанных с его многочисленными областями интересов, расположена лаборатория, в которой находятся интерактивные модели, позволяющие понять принцип действия изобретений и поэкспериментировать с художественными методами эпохи Возрождения.

Конка делл’Инкороната

Шлюз называется в честь одноимённой церкви XIV века в глубине корсо Гарибальди. Это то немногое, что осталось от частично засыпанного канала Мартезана. Шлюз был построен в 1496 году, а консультировал строителей Леонардо да Винчи. Сейчас от канала осталось совсем немного, а его деревянные створки до сих пор находятся на своём историческом месте.


«Створки да Винчи» © manoxmano.it

Из называют «створками да Винчи», так как они идентичны изображённым в его «Атлантическом кодексе», выставленном в Амброзианской библиотеке.

Конь Леонардо да Винчи

Большая бронзовая статуя коня, созданная по рисункам Леонардо, находится перед входом в парк Миланского ипподрома. Памятник на фоне архитектуры ипподрома в стиле Либерти был установлен здесь в 1999 году на постаменте из мрамора и гранита, возносящем статую ввысь. Памятник примечателен тем, что Леонардо намеревался создать самую большую конную статую в мире. Это была трудная задача, при решении которой он желал объединить художественное мастерство и вдохновенье с возможностями техники того периода.


Конь Леонардо при входе на ипподром © VisitaMilano / Flickr.com © VisitaMilano / Flickr.com

Идея создания памятника в честь подвигов Франческо Сфорца возникла у Галеаццо Мариа Сфорца, который хотел создать конную статую в натуральную величину для замка Сфорца или другого значимого места города. Были приглашены различные мастера, однако реализация проекта так и не началась. Позднее к этой идее вернулся его брат, Лодовико, в первые годы своего правления в Милане.

Однако Леонардо не отступил и попытался возобновить работу, но надежда на завершение произведения окончательно угасла в 1499 году со свержением Моро. Леонардо уехал из Милана, а модель коня была разрушена французскими солдатами, которые выбрали ее в качестве мишени для стрельбы из арбалетов.


Королевская библиотека в Турине. Штудии Леонардо да Винчи © blog.turismotorino.org

Великолепная подделка или шедевр Ренессанса?
Список сохранившихся произведений Леонардо да Винчи очень короткий. И он все время сокращается за счет переатрибуций (кейсы с надувательством русских олигархов и арабских шейхов не берем, это отдельная история).

О том, как недавно будто бы нашли рельеф его работы (на самом деле, конечно, не его) .

А вот намного более известное "его" произведение, споры о котором не утихали намного дольше.
Это бюст богини Флоры, изготовленный из раскрашенного воска.


Отрывок из книги: A.C. Бернацкий. "Идеальные преступники"

В 1909 году директору берлинских музеев Вильгельму Боде предложили для приобретения восковую статую Флоры. Боде тотчас заинтересовался предложением, так как, согласно семейным легендам владельцев статуи, ваял ее сам Леонардо да Винчи. Важным аргументом в пользу такого предположения служила одна характерная деталь произведения — загадочная улыбка, присущая некоторым женским образам великого итальянца.

Очарованный красотой статуи и мыслью, что один из его музеев пополниться уникальным творением да Винчи, Боде приобрел «Флору» за внушительную по тем временам сумму в 150 тысяч марок. Статуя была поставлена на самое почетное место среди экспонатов эпохи Возрождения в музее императора Фридриха.

Лондонские журналисты, всегда внимательно следившие за перетеканием национальных сокровищ в другие страны, через несколько месяцев после сделки поместили язвительную статью о том, что немцы приобрели под видом шедевра работу некоего Ричарда Лукаса , выполненную в XIX веке в Англии.

Richard Cockle Lucas. "Lady Catherine Stepney as Cleopatra", c. 1836

Конечно же, Боде со своими немецкими сотрудниками не поверил английским репортерам. Более того, он даже высказал претензии своим английским коллегам за то, что они выдали прессе информацию о сделке.

Но англичане настаивали на своем и в подтверждение своей правоты разыскали восьмидесятилетнего сына Лукаса. Он не только подтвердил авторство отца, но также указал, что статуя лепилась с какой-то старинной картины, которую он, в то время семнадцатилетний юноша, хорошо запомнил.

Немцы опять не поверили журналистам, заявив, что изваять такой шедевр под силу только гениальному скульптору, а Лукас, как известно, к таковым не относился.

Фотопортрет скульптора

Тогда от имени англичан выступил некий Томас Уайтборн, бывавший в доме Лукаса-отца и наблюдавший за его работой над статуей. Именно этот свидетель вспомнил, что картина, с которой лепилась статуя Флоры, не принадлежала Лукасу, а была на время одолжена у антиквара Бьюкенена, выступавшего заказчиком восковой скульптуры. Он же указал улицу и дом, где располагалась лавка заказчика.

Но и эта история не поколебала уверенности берлинцев в своей правоте.

Не нашла, какая картина имелась в виду. Видимо, нечто вроде вот этой "Флоры" ученика Леонардо по имени Мельци ()

Тогда англичане, понимая, что слово к делу не пришьешь, стали искать вещественные доказательства для подтверждения своих заявлений. И вскоре они предъявили торговую книгу магазина за 1846 год, в которой было зарегистрировано наличие картины с названием «Флора».

Или вроде такой "Флоры", тоже Мельци

Была также найдена литография с этой работы, датированная 1840-м годом и, кроме того, документы аукциона «Кристи», на котором собственность антиквара была продана коллекционеру Моррисону за 640 гиней. А еще через некоторое время была найдена и внучка Моррисона, у которой английские исследователи обнаружили последнее доказательство своей правоты: картину «Флора».

Или, возможно, это "Флора" работы Карло Антонио Прокаччини (которая вообще кстати представляет собой раздетую "Мону Лизу")

Однако перипетии на этом не закончились. Уже почти разложенные на лопатки, немцы вдруг заявили, что к Лукасу попала подлинная статуя Леонардо, с которой и была выполнена картина Моррисона.

О, вроде нашла старинную статью. Там репродукция вот этой "Флоры" в качестве образца. Сегодня картина приписывается Бернардино Луини

В спор снова вступил Уайтборн, внезапно припомнивший, что Лукасу по какой-то причине приходилось наслаивать воск пластами, и он жаловался на то, что новые восковые свечи, использовавшиеся для этих целей, ужасно плохого качества.

Репродукция из London Times

Теперь дело оставалось за химиками. И они установили, что к воску, из которого выполнена статуя, примешан некий суррогат для его удешевления. А применяться он стал лишь с 1840 года. А ветхость скульптуры объяснялась тем, что некий Симпсон, купивший дом Лукаса со всеми его работами, держал «Флору» на открытой галерее целых шестнадцать лет.

Бюст на иллюстрации из книги Боде начала 20 века

Как раз в тот момент между Англией и Германией были напряженные отношения, и поэтому английские журналисты с наслаждением подняли эту историю на щит, и с помощью ее издевались над "тупыми дойчами", которых обставил британский талант. За три года на эту тему было напечатано рекордное число газетных заметок и статей - около 700 штук.

Несмотря на эти доказательства, Боде продолжал утверждать, что его первоначальная атрибуция была правильной. Чтобы доказать это, он выставил бюст Флоры среди работ Лукаса - однако эта выставка, скорее, имела неприятные последствия, поскольку показала, что Лукас регулярно делал восковые скульптуры, вдохновленные великими работами старых мастеров.

"Нимфа", восковая статуэтка работы Лукаса.

Его же восковая "Леда и лебедь"

Поскольку некоторые продолжают цепляться за авторство Леонардо, его все пытаются доказать.
Например, этот бюст стал первой скульптурой, которую изучили с помощью рентгена.

Спермацет, обнаруженный в химических образцах, позже доказал, что материал слишком стар для авторства Лукаса и слишком молод для Леонардо. В 1986 году химический анализ показал, что воск содержит синтетически произведенный стеарин, вещество, которое было впервые произведено в 1818 году.

Сегодня он выставляется в Берлинских музеях с табличкой "Англия, 19 век".

Эта история очень старая, но удивительная. Леонардо да Винчи в 1841 году задумал сделать конную статую Лодовико Сфорца в Милане. И сделал, только гипсовую статую коня, 7 метров высотой. Необходимо было отлить статую из бронзы. Но началась война. Металл, закупленный на пожертвования граждан Милана, ушел на пушки. Гипсового коня расстреляли вошедшие в город французы. И гениальная задумка великого Леонардо осталась не воплощенной в жизнь. Сохранились многочисленные эскизы, рассчеты. И только в наши дни нашлись люди, которые по эскизам Леонардо да Винчи все-таки отлили эту прекрасную и мощную скульптуру...=

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ОСУЩЕСТВЛЁННАЯ ИДЕЯ В 1997 году специальным авиарейсом из Нью-Йорка в Милан была доставлена скульптура коня, которую здесь давно ожидали. Красота скульптуры, тщательнейшая проработка всех анатомических деталей лошадиной стати, и, конечно же, её размеры (высота без пьедестала около 7,5 метров) сразу привлекли и продолжают привлекать к ней особое внимание. Но главное, что наполняет гордостью сердца миланцев (да и не только миланцев) при взгляде на столь уникальное творение зодчих - это то, что необычная скульптура является восстановленным творением великого итальянца и гения мировой культуры Леонардо да Винчи. В наши дни конь Леонардо стал одним из символов Милана, наряду с такими шедеврами зодчества и изобразительного искусства, как собор Дуомо, замок Сфорца и "Тайная вечеря" в бывшей трапезной монастыря "Санта Мария делла Грацие". Об интересной, а порой и драматичной истории создания этой скульптуры повествует настоящий фотоочерк. *** В 1481 году Леонардо да Винчи предложил свои услуги в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и художника новому миланскому герцогу Лодовико Сфорца, известному меценату и покровителю искусств. Предложение было принято, и с этого времени начинается длительный и плодотворный миланский период жизни и творчества Леонардо. В эти годы он написал знаменитую "Тайную вечерю", "Мадонну в скалах", "Даму с горностаем", украсил фресками стены зала della Asta в замке Сфорца. Во многом благодаря Леонардо и архитектору Донато Браманте замок Сфорца во время правления Лодовико стал одним из самых красивых и богатых герцогских дворцов на территории Италии. В числе прочих работ по совершенствованию архитектуры и интерьеров этого замка он приступил к исполнению ещё одной своей идеи - созданию величественной бронзовой конной скульптуры с всадником, которая символизировала бы отца Лодовико, герцога Франческо Сфорца, послужила бы ему памятником и была бы установлена на площади перед замком Сфорца, который в то время уже являлся герцогской резиденцией. Леонардо выполнил огромное число набросков и эскизов фигуры коня, на котором должен был восседать Франческо, и сделал, наконец, свой выбор. Вот один из эскизов, послуживших основой для создания скульптуры. На работы по подготовке и созданию гипсовой модели коня ушло почти десятилетие - огромная требовательность Леонардо к тонкости передачи анатомических и художественных деталей скульптуры требовала постоянных уточнений и изменений. Да и размер её впечатлял - без всадника она достигала высоты более семи метров, а на её последующую отливку в бронзе требовались многие тонны меди. Модель поэтому была готова и выставлена на обозрение только в 1493 году. Считается, что именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым. Далее Леонардо должен был приступить к скульптуре всадника, но работа над "Тайной вечерей", начавшаяся в 1495 году, и сбор пожертвований на покупку меди задержали лепку этой фигуры, а последующие неожиданные обстоятельства и вовсе её прервали. В 1499 году миланцы, недовольные правлением Лодовико, взбунтовались, и в отсутствие герцога впустили в свой город войска французского короля Людовика XII, претендовавшего на Милан. И хотя пробыли здесь эти войска недолго, они разрушили созданную Леонардо гипсовую модель коня, превратив её в мишень для своих стрелковых упражнений. Осталась от неё лишь груда гипсовых обломков. Да и медь, заготовленная, якобы, к этому времени, была потрачена Лодовико на изготовление пушек, которые, кстати, не смогли ему помочь - вскоре он был выдан французам и умер в 1508 году в заключении. Миланский период жизни и творчества Леонардо на этом закончился, и он вернулся во Флоренцию. *** Идея возродить утраченную конную статую возникла почти через половину тысячелетия со времени утраты этого шедевра, в 1977 году, у бывшего американского военного лётчика и скульптора-любителя Чарльза Дента. Он прочитал очерк о "коне Леонардо" в журнале National Geographic, и, как об этом пишут, был потрясён варварством французских войск, уничтоживших этот скульптурный шедевр. При этом у него возникли определённые ассоциации с бомбардировками, которым подвергалась Италия в годы второй мировой войны (в них участвовала и авиация США), приведшими к разрушению многих исторических памятников. Дент разыскал подлинные, выполненные Леонардо эскизы рисунков этого коня в мадридской библиотеке, и решил за счёт пожертвований осуществить идею её автора - отлить бронзовую скульптуру такой, какой её изваял из гипса Леонардо да Винчи. Кстати, конечной целью своей Дент ставил возвращение скульптуры в Милан, как своеобразное покаяние за разрушение во время бомбардировок памятников культуры Италии. Благородная цель, не правда ли? Всю оставшуюся жизнь (он скончался в 1994 году) посвятил Чарльз Дент воплощению в жизнь своей идеи, но так и не успел закончить эту работу, хотя и создал модель коня в "натуральную" (т.е. такую же, как у Леонардо) величину. Однако, эта модель, по мнению специалистов, требовала доработки, и после смерти Дента к работам была привлечена скульптор Нина Акамо, американка японского происхождения, увлечённая идеей Дента. Наконец, в 1997 году окончательная модель была готова, и по ней была отлита бронзовая фигура огромного коня, восставшего с эскизов Леонардо. Весила эта скульптура 13 тонн, высота её - 7,5 метра. Как уже было сказано в предисловии, специальным рейсом итальянской авиакомпании она была отправлена из Нью-Йорка в Милан. К сожалению, бронзового колосса не удалось установить там, где хотели видеть его Леонардо и Дент - на площади перед замком Сфорца. Миланский мэр и городской совет нашли для него другое место, в новом парке около ипподрома Сан Сиро. У этой фотографии, сделанной в Милане, есть небольшой недостаток - при взгляде на неё не создается впечатление всей монументальности этого творения зодчих, так как на ней нет фигуры или предмета, величину которых можно было бы сравнить с размерами скульптуры.. К счастью, этого недостатка лишена другая фотография. Но прежде чем продемонстрировать её, я хочу рассказать, что копии скульптуры, установленной в Милане, имеются в США в парке Frederik Mejer Gardens and Sculpture Park, близ Гренд Рэпидса, шт.Мичиган (здесь установлена гипсовая копия, окрашенная под бронзу), и в Японии (копия из фибергласа, позолоченная). Вот какой великолепный снимок коня Леонардо, установленного в парке Мейера близ Грэнд Рэпидса, опубликовал на российском Фотосайте Олег Жданов (Oleg Zhdanov, ник oldet) из Детройта. На этом снимке прекрасно просматривается контраст между грандиозностью скульптуры, изготовленной по рисункам Леонардо и воспоминаниям его современников, и фигуркой ребёнка, пробегающего у ног коня. Кстати, обратите внимание - конь этот стоит без постамента, непосредственно на парковой площадке! Посмотрев этот снимок, можно в воображении представить себе, каким неповторимым и ещё более величественным был бы миланский памятник в виде восседающего на этом коне Франческо Сфорца, если бы Леонардо удалось в своё время полностью осуществить свою задумку. Ну, а то, что удалось сделать Чарльзу Денту и Нине Акамо, можно смело назвать воплощением идеи великого Леонардо. А.Шурыгин, 2010г.