Мастер-класс «Граттаж. Методы и приемы рисования

Граттаж – это удобная и простая техника рисования.

При этом используется особый способ нанесения рисунка путем процарапывания острым предметом верхнего высушенного слоя краски, нанесенного на картон. Слово «Граттаж» имеет французские корни и в дословном переводе означает «скрести». Такая техника нанесения рисунка имеет и другие названия, например, воскография или царапка.

Из этой статьи вы узнаете

Способ изображения рисунка для любого возраста

Любой ребенок может научиться рисовать, что мало зависит от его природных возможностей и способностей. Прежде всего, необходимо правильно подойти к процессу обучения. В этом и состоит задача взрослых: развить творческий потенциал ребенка. Хотите заинтересовать начинающего художника – ознакомьте его с нетрадиционными техниками рисования.

Одним из таких способов является граттаж. С этой техникой рисования можно ознакомить детей любого возраста, так как она удобна и интересна в исполнении. Для ребят младшего возраста основа для рисования делается взрослыми, более старшие дети могут выполнять ее самостоятельно.

Весь процесс делится на три основных этапа. Каждый из них будет интересен для детей. Такие занятия развивают у малышей воображение, внимание, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Работа над рисунками позволяет познавать детям окружающий мир и расширять кругозор, ребенок в несколько раз ускоряет развитие мелкой моторики и внимательности. Граттаж – это хороший способ для самовыражения детей старшего возраста, развития интеллектуальных возможностей.

Подготовительные этапы рисования

Перед началом работы техникой граттаж необходимо подготовить инвентарь. Для занятия понадобится:

  • картон (предпочтительнее белый);
  • свечка или воск;
  • кисточка (желательно толстая натуральная);
  • восковые мелки;
  • туш или гуашь;
  • кусочек поролона;
  • острый предмет (зубочистки, крючок для вязания, ручка с закончившейся пастой).

Первый этап рисования выполняется ребенком. С помощью цветных мелков или красок картон закрашивается. Сделать это можно одним цветом, а можно разукрасить разноцветными пятнами. Во многом выбор цвета и количество пятен зависит от того, какой рисунок будет выцарапываться.

Поэтому конечный вариант должен быть обдуман еще на начальном этапе.Желательно выбирать контрастные и яркие цвета, которые в дальнейшем будут гармонировать с черным. Если на этом этапе взять цветной картон, то этот этап рисования может быть опущен, так как основа уже имеет необходимый оттенок.

Этот этап можно пропустить, и тогда в результате получится черно-белое изображение, которое также смотрится очень красиво.

Следующий шаг в технике граттаж – это покрытие разрисованного картона воском. Для этого берется обыкновенная свеча или кусок парафина (воска) и натирается вся поверхность. Очень важно это действие выполнить тщательно, и за этим нужно проследить.

Последний подготовительный этап – это нанесение гуаши на восковой слой. Здесь есть маленький секрет, который позволяет краске хорошо впитаться и в дальнейшем не тянуться за рукой юного художника и не пачкать его. В отдельной посуде разведите необходимое количество гуаши с шампунем или мыльной водой.

Подготовленную краску наносим широкой кистью в одном направлении. Гуашь может скатываться. Если такое происходит, то после высыхания первого слоя наносится второй.

Даже если подготовительные процессы осуществляются взрослым, очень важно для детей объяснить, что и для чего делается, чтобы в последующем они сами могли легко и правильно сделать основу под рисунок, выполненный техникой граттаж.

Нанесение рисунка

Это третий и завершающий этап. Здесь ребенок процарапывает любым острым предметом рисунок, который изначально был ним задуман. В качестве инструмента для изображения можно выбрать любой предмет:

  • Палочки для суши. Для рисования ими один конец необходимо заострить. Они легкие и удобные для детских ручек.
  • Обыкновенная шариковая ручка – это более удобный предмет для детей, поэтому ее можно использовать для рисования. Техника граттаж подразумевает использование ручки с закончившейся пастой. Тогда не останется следов, и рисунок будет иметь необходимые тона.
  • Зубочистки можно использовать, но для маленьких детских ручек это не очень удобный предмет для рисунка, выполненного в технике граттаж.
  • Спицы для вязания также подходят для детей более старшего возраста, так как металлическая поверхность этого предмета может скользить в руках, и не очень удобна для использования.

Техника граттаж подразумевает два вида нанесения изображения. Выполнять рисунок можно самостоятельно, придумывая его и выцарапывая. Это очень хорошо развивает фантазию у малыша. Он просто рисует то, что ему хочется, и позволяют имеющиеся навыки.

Можно воспользоваться и готовым эскизом. Для этого на листе бумаге делается заготовка рисунка. Это может быть сделано и взрослым, и малышом.

После подготовки листок с рисунком накладывается на готовую основу, закрепляется скрепками, и ручкой наносят изображение, слегка надавливая по контурам эскиза. В результате этого на картоне становятся видны очертания, по которым ребенок и выцарапывает рисунок.

Таким образом, у ребенка получается картина, которая похожа на гравюру и смотрится очень эффектно.

Для детей техника граттаж очень интересна и полезна, поэтому стоит научить их этому способу изображения.

Современное творчество и рукоделие предлагает массу очень интересных и необычных техник, в том числе технику, когда картины рисуют путем процарапывания по воску. Называется такая техника рисования граттаж, или воскография. Результат такой работы похож на гравюру.

Граттаж - что это?

Что же такое техника рисования граттаж? Буквальный перевод этого термина - «царапанье» (что происходит от французского глагола gratter, в переводе "царапать"). Граттаж - это по своей сути вид гравюры. Правда, на этот счет мнения различных художников расходятся. Если принимать за гравюру любое изображение, полученное путем нанесения штрихов без наличия краски, то граттаж - типичная гравюра. Как, впрочем, и любой рисунок карандашом.

Если же принимать за гравюру только то, что наносится на особую твердую поверхность (такую как дерево или металл), то рисование в технике граттаж - это своеобразная имитация гравюры, выполненная на картоне или очень плотной бумаге. Рисунки в такой технике выполняются слегка острым предметом (таким как перо, специальный резец, заостренная палочка) на предварительно подготовленной для картины поверхности.

Этапы создания шедевра в технике граттаж. Шаг первый - как выбрать основу гравюры

Для создания шедевра в такой интересной технике для начала надо подготовить картон или лист плотной бумаги (можно ватмана). Далее у художника есть несколько вариантов.

Вариант первый - оставить бумагу просто белой.

Вариант второй - сделать эту основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель.

Вариант третий - хорошенько закрасить картон обычными восковыми мелками. Можно воспользоваться одним цветом, а можно набросать разноцветные пятна-полоски (потребуется довольно толстый слой), не оставляя пустых пятен.

Вариант четвертый - в качестве основы можно взять цветной картон.

Вариант пятый - подготовить картон уже с готовым рисунком на нем. Например, кусок коробки конфет или обложку тетради, что позволяет попробовать граттаж в домашних условиях, имея минимум материалов под рукой.

Шаг второй - нанесение воска

Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами.

Вариант первый - втереть в основу

Вариант второй - натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.

Вариант третий - зажечь (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон.

Если вы предварительно нанесли на основу шаг с воском нужно пропустить. Правда, если нанесение мелками показалось вам неравномерным, это можно исправить как раз на данном этапе. Попробуйте чуть улучшить ситуацию при помощи растворителя (например, возьмите скипидар).

Именно за счет использования таких материалов граттаж прекрасно подходит для детского развития. Но профессиональные мастера вместо воска применяют мел, специальную глину, яичный желток. Но эти материалы все же для тех, кто давно знает, что такое техника рисования граттаж, в детском саду использование таких основ нецелесообразно.

Шаг третий - придаем цвет

На этом этапе требуется закрасить нанесенный слой воска. И здесь могут быть варианты. Можно сделать это при помощи обыкновенной туши. Возможно, в процессе работы она будет скатываться по поверхности воска, тогда придется проявить терпение и нанести несколько слоев. Есть также вариант наносить тушь ватным тампоном или губкой.

Другой вариант закрашивания поверхности - с помощью гуаши. Краска может быть абсолютно любого цвета, а также ее можно нанести пятнами. Правда, этот способ хорош только тогда, когда художник имеет четкое представление о готовом результате. Такой вид гравюры будет менее долговечен, да и в процессе работы гуашь смазывается и пачкает все вокруг.

И наконец, третий вариант - техника рисования граттаж подразумевает и применение Правда, и здесь есть тонкости - как правило, акрил застывает пленкой, и, возможно процарапывание с небольшими неровностями, подобно тому, как процарапывается полиэтилен. С таким покрытием нужно быть предельно осторожными. Кстати, рабочую поверхность и пол вокруг стола лучше застелить, иначе все поверхности будут усеяны мелкой туше-восковой крошкой.

Шаг четвертый - волшебство появления гравюры

На данном этапе начинается настоящее волшебство. Здесь потребуется любой слегка заостренный предмет, например, спица, гвоздь, зубочистка, одноразовая вилка (которая прекрасно подходит для рисования волн на море) и т.п. Кстати, наиболее простой вариант - шариковая ручка, которая перестала писать. И начинаем творить! Конечно, профессиональные художники, для которых техника рисования граттаж не является новинкой, используют специальные резцы (резаки), но любителям и новичкам будет достаточно и перечисленных подручных средств. Вы будете расцарапывать верхний слой краски, а в царапинах будет проступать белое (или цветное, если основа была предварительно закрашена) пространство. Естественно, можно процарапывать не только точки, черточки или полоски, можно также снимать, если это требуется, целые участки красочного слоя, рисуя, к примеру, лепестки цветов.

Кстати, есть и вариант обратной техники граттаж - процарапывание темного картона, который сверху покрыт светлой краской.

Если гуашь (или тушь) скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском).

Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги.

А если вы хотите узнать, что такое граттаж и попробовать перенести на свой лист какой-либо рисунок из альбома, книги, журнала, знайте, что сделать это очень просто. Переведите рисунок сначала на кальку, а затем с кальки, слегка продавливая, нанесите легкий контур вашего рисунка на заранее подготовленный для граттажа лист. И только после этого его как следует процарапайте.

«Граттаж» - необычная техника рисования. Даже не рисования, а процарапывания элементов рисунка. Как правило, «граттаж» выполняется в чёрно-белой гамме, но экспериментировать с цветом рисунка или фона тоже можно!

Для изготовления рисунка в технике «граттаж» потребуются:
Картон белый,
Масляная пастель белая,
Гуашь чёрная,
Широкая кисть,
Жидкое мыло,
Копирка,
Карандаш,
Заострённая шпажка.

Итак, используя белую масляную пастель, покрываем лист картона толстым восковым слоем. Заменить масляную пастель можно восковыми мелками или свечой. Картон я пробовала использовать глянцевый и матовый. Результат больше понравился на глянцевом.


Чёрную гуашь смешиваем с небольшим количеством жидкого мыла, так как фактически придётся рисовать по восковому слою. Мыло можно заменить средством для мытья посуды, гелем для душа или шампунем. Требуется всего одна капля. Вода нужна только для того, чтобы смочить кисть перед началом работы.

Покрываем картон слоем гуаши так, чтобы не было просветов. Если вы добавили мыльное средство, их быть не должно.

Следим за тем, чтобы слой краски распределился равномерно. Неразбавленная водой гуашь сохнет быстро.

Продолжаем работать только с полностью высохшим картоном. Подходящий рисунок переводим на тёмный фон с помощью копирки или же просто рисуем неострым карандашом по высохшей гуаши. Ни в первом, ни во втором случае сильно надавливать на карандаш нельзя, иначе выцарапывание начнётся уже на этапе рисования.

Рисование на черном фоне пошагово

Мастер-класс Графическая композиция «Деревенька».

Мастер-класс для детей 9-12 лет, педагогов, родителей.

Автор: Кохан Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования, МБОУДОД "Центр развития творчества детей и юношества", город Вилючинск
Назначение: создание графической композиции, для украшения интерьера или подарка.
Цель: знакомство с приемом рисования белыми гелевыми ручками на черном картоне.
Задачи:
научить выполнять пейзаж белыми гелевыми ручками на черном картоне;
совершенствовать навыки работы в технике графика;
развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира;
развивать абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме;
развивать творческие способности, фантазию и воображение.
развивать глазомер, мелкую моторику рук;
воспитывать патриотизм;
воспитывать аккуратность и кропотливость в работе.

Материалы:

лист черного картона формата А4 для брошюрования с тиснением «кожа» (продается в полиграфических салонах и больших магазинах канцелярских товаров), белая гелевая ручка, простой карандаш 2Н-4Н (мягкий).

Этапы работы.


Перед началом работы следует помнить, что пользоваться ластиком при выполнении данной композиции не рекомендуется, все линии должны быть максимально тонкими, еле заметными, а их количество минимальным.
1. Расположить лист картона по горизонтали. Простым карандашом провести через середину листа горизонтальную линию, похожую на большую волну. Это будущий холм.


2. Над центральной частью холма нарисовать крышу домика, похожую на толстую букву «Л» широко расставившую «ноги».


3. Из под крыши провести вертикальные лини стен. Справа, чуть выше первого холма, провести линию второго холма. На нем наметить два домика стоящих рядом. С левой стороны листа, чуть ниже центрального холма, провести еще одну линию через весь лист изображающую холм. Над ним намечаем дом чуть крупнее предыдущих. С левой стороны от дома проводим тонкую вертикальную линию намечая ствол елки.


4. Слева от центрального домика намечаем две вертикальные линии разного размера. В верхней части каждой проводим круг или овал намечающий область кроны деревьев. С правой стороны от двух домиков намечаем стволы елочек. Необходимо следить за соблюдением пропорций. На правом краю листа наметить ствол и крону большого дерева, находящегося на одном холме с большим домиком. Над правым и левым нижними углами, наметить холмики переднего плана. В верхней части листа, чуть левее центра, наметить небольшой круг – луны. За домами провести плавно изгибающуюся линию заднего плана.


5. Над линией заднего плана проводим волнистую линию обозначающую лес на заднем плане. Над холмами переднего плана несколькими дугообразными линиями намечаем кусты. Оцениваем гармоничность композиции. На моей потребовалось наметить еще одну елочку слева от большого домика, чуть ниже первой. А так же тропинку от одного холма к другому.


6. Начинаем работу белыми гелевыми ручками. Работать следует без нажима на ручку, тогда линии будут получаться более белыми. Аккуратно обводим крышу центрального домика.


7. И заливаем ее белым цветом, получается крыша покрытая снегом.


8. С правой стороны крыши проводим два небольших штриха, а над ними маленькое белое пятно снега. Получается труба. На линиях стен рисуем срезы бревен – небольшие круги со спиралью в центре. Кругов должно быть 4-5 с каждой стороны.


9. На стене домика рисуем небольшое окошко прямоугольной формы.Вокруг и внутри окна прорисовываем раму.


10 Горизонтальными линиями намечаем бревна в нижней части домика. Для придания работе большей живости линии могут быть сплошными и прерывистыми.


11. Из трубы проводим легкие волнистые линии дыма, не более 2-3. Линии должны быть разной длинны и идти вертикально. Под домом проводим одну-две линии холма. Линии должны быть живыми соединяться, расходиться.


12. От холма провести две линии ствола дерева. В верхней части кроны линии должны соединиться.


13. По стволу проводим еще одну-две вертикальные линии показывающие структуру коры дерева.


14. От ствола в разные стороны проводим большие ветви по три с каждой стороны. Каждая ветвь должна заканчиваться на лини круга-кроны. У ствола линия ветви должна быть чуть толще.


15. От каждой большой ветви проводим маленькие ветви, каждая из которых должна доходить до лини круга-кроны.


16. Чем больше их будет, тем более густая крона получится у дерева.


17. Аналогичным образом выполняем второе дерево.


18. От среднего холма проводим одной, двумя линиями соседний холм. Выполняем домики на заднем плане, начиная с крыши.


19. Справа от домиков заднего плана выполняем ель. Она должна быть выше домика. В верхней части ели делаем небольшой штрих – это макушка ели. От макушки несколькими штрихами разной длинны выполняем первый ярус ветвей ели. Получается своеобразная «юбочка» плотно прилегающая к стволу в верхней части и расширяющаяся к низу.


20. Второй ряд ветвей выполняется аналогично, только верхняя и нижняя части «юбочки» становятся чуть шире. Важно чтобы между «юбочками» оставался небольшой зазор черного цвета. Продолжать опускать ярусы ветвей аналогичным образом опускаясь до линии холма. С левой стороны ветви ели вплотную прижимаются к домику.


21. С права выполняем большое дерево переднего плана. Проводим ствол двумя линиями, соединяющимися в верхней части. Несколькими линиями намечаем кору на стволе.


22. Верхнюю часть ствола доводим до края круга-кроны. По сторонам от ствола располагаем по 4 больших ветви. Основания больших ветвей усиливаем.


23. От каждой большой ветви отводим маленькие веточки, каждая из которых заканчивается на круге-кроны. Маленькие веточки могут пересекаться между собой.


24. Аналогичным образом у основания дерева выполняем пару кустиков.


25. Слева выполняем большой домик.


26. Проводим линии холма. Слева от большого домика выполняем высокую ель. Слева от высокой ели выполняем еще одну ель меньшей высоты.


27. Проводим линию дальнего плана без нажима. Над ней проводим линию леса. Мелкими штрихами намечаем стволы. Около домов рисуем небольшие кустики. Выполняем кусты переднего плана справа. А так же холмы одной-двумя линиями.


28. В небе прорисовываем луну, усиливая линию, для большей яркости. Дорабатываем кусты переднего плана слева. Легкими линиями намечаем дорожку между холмами.

Тема : «Сказка»

Цель : Ознакомить детей с новой техникой рисования.

Применение : работа рассчитана на детей подготовительной к школе группы, для воспитателей.

Оборудование : кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка.

Процесс выполнения работы:

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. Сложность заключается в том, что трудно исправить, что уже нацарапал.

По белой стороне картона натираем восковую свечку (а не парафиновую - эффекта не будет), так, чтобы не осталась проблесков бумаги.

Потом кистью (я брала из щетины) наносим чёрную гуашь. Она будет расползаться, поэтому следует её наносить без пробелов.

Даём высохнуть

Выбираем любую сказку, картинку, персонаж сказочный (я взяла картинку из сказки «Репка»).

Начинаете царапать стеком сверху вниз, чтобы рука меньше касалась нарисованного; тоненькими линиями, которые потом прорисовываются чётче. Я начала с солнышка, потом - репка.

Потом приступила к процарапыванию деда.

Остатки от процарапленного воска либо стряхиваются, либо аккуратно (без нажатия) сметаются тряпочкой.

Готовую картину вставляем в фоторамку, т.к. при любом касании острым предметом (ногтём, например) картина может видоизмениться.

А вот картина - ребус (моё творение). На этой картине (формат А3), выполненной в технике граттаж, изображено 10 героев и предметов из разных сказок. А Вы догадались какие это сказки??? (фото 11).