Маскарад в венеции. Италия

В Италии с конца января начинается сезон карнавалов. Помимо общеизвестного Венецианского, есть много других. Расскажем в чем их особенности.

1. РИМСКИЙ КАРНАВАЛ - самый многолюдный

Во время карнавала площади Рима напоминают шумные балаганы. Клоуны и знаменитые маски итальянской комедии дель арте десять дней развлекают публику.

«Гвоздь» программы - конный парад, проходящий в заключительный день карнавала. Всадники едут по тем же улицам, где карнавалы проходили еще в эпоху Возрождения.

Одна из главных улиц исторической части Рима, Вия дель Корсо, даже получила название в честь скачек. «Корсо» - скачки в переводе с итальянского.

2. АМБРОЗИАНСКИЙ КАРНАВАЛ В МИЛАНЕ - самый поздний

В Милане карнавал длится на 4 дня дольше, чем по всей Италии. Согласно легенде, это произошло в IV веке: миланский епископ Амвросий попросил горожан подождать, пока он не вернется из паломничества, и отложить начало Великого поста, чтобы самому отслужить великопостные литургии.

3. КАРНАВАЛ В САУРИСЕ - Фриули Венеция Джулия - самый короткий

Карнавал длится только один день и очень похож на русские святочные колядки. Ряженые толпой ходят от дома к дому, стучат в двери, поют и танцуют. Когда наступают сумерки карнавальный кортеж с факелами направляется в лес, где участники действия разводят большой ритуальный костер.

4. РЕНЕССАНСНЫЙ КАРНАВАЛ В ФЕРРАРЕ – Эмилия Романья - самый изысканный

Карнавал проходит в духе герцогов д’Эсте, которые жили здесь в эпоху Возрождения. Под их покровительством в Ферраре развивались наука и искусство, а двор был сказочно великолепен.

5. КАРНАВАЛ В МАМОЙЯДЕ - Сардиния - самый брутальный

Карнавал похож на древний обряд жертвоприношения богам. Участники делятся на Мамутонес, одетых в овечьи шкуры, с огромными бубенцами за спиной, черные мрачные маски и Исохадорес - в светлых одеждах и нейтральных масках.

Черные Мамутонес идут молча, а Исохадорес руководят шествием и своеобразным танцем Мамутонес.

Один из обычаев: Исохадорес ловят арканом девушек - считается, что это к плодородию и хорошему здоровью.

6. ИСТОРИЧЕСКИЙ КАРНАВАЛ КОУМБА ФРЕИДА на перевале Сен-Бернар Валле Д’Аоста - самый наполеоновский

Происхождение данного карнавала связывают с переходом наполеоновских войск через перевал Сен-Бернар в мае 1800 года. Поэтому костюмы стилизованы под мундиры солдат французской армии того время.

7. ИСТОРИЧЕСКИЙ КАРНАВАЛ В ИВРЕЕ - Пьемонт - самый боевой

Этот карнавал своеобразная реконструкция народного бунта. В Средние века в тех землях правил маркиз Райнери ди Бьяндрате, жестокий феодал, моривший народ голодом, изматывающий его поборами.

Придание гласит: дочь мельника, выйдя замуж, не захотела подчиниться «праву первой ночи» и кинжалом, спрятанным в одежде, отрубила маркизу голову. Поднявшись на высокую стену замка она показала ее всему народу. Это и стало началом восстания.

Карнавал знаменит по всей Италии и за рубежом, благодаря Апельсиновой битве, которая наполняет городок ароматом апельсин и весельем. По улицам ездит кортеж Мельничихи - она раздает всем подарки и сладости.

8. КАРНАВАЛ В ЧЕНТО - Эмилия Романья - самый бразильский

Этот карнавал побратим карнавала в Рио-де-Жанейро, проводится с 1993 года. Гулянья проходят в ритме самбо с участием зажигательных бразильских танцовщиц в национальных карнавальных костюмах.

9. КАРНАВАЛ В ВИАРЕДЖО - Тоскана - cамый политический

Карнавал стали отмечать с 1873 года. Это один из самых дерзких, популярных и обличительных в Италии. В фигурах на карнавальных повозках можно угадать современных политиков и общественный деятелей.

10. КАРНАВАЛ ФИЛЬИ ДИ БОККО - Тоскана - самый магический

Карнавал знаменит традиционными ночными гуляньями, шествиями при свете луны, фокусами и магическими представлениями.

11. КАРНАВАЛ В ФАНО (c 1347 года) - Марке - самый сладкий

На карнавальных повозках фигуры из папье-маше высотою до 18 метров взрываются, как хлопушки. Во все стороны из них разлетаются сладости - примерно 200 тонн шоколада, конфет и других угощений.

12. КАРНАВАЛ В АЧИРИАЛЕ - о. Сицилия - самый красочный

Как и на других карнавалах, здесь проходит парад аллегорических повозок, но они самые яркие и красочные в Италии.

13. КАРНАВАЛ В САТРИАНО - Базиликата - самый тихий

Второго такого карнавала в Италии нет. 131 человек, по одному из каждого селения Базиликаты, переодеваются в деревья и ходят по местечку - коммуне Сатриано ди Лукания. Их называют Румита - молчаливые люди-растения. Они просто трутся ветвями о двери домов.

Те, к кому приходит Румита, тоже молчат, в знак уважения и дарят Румите подарки. Считается, что Румиты приносят счастье.

14. ВЕНЕЦИАНСКИЙ КАРНАВАЛ - самый известный

Карнавал, известный во всем мире. Неповторимая атмосфера, запоминающиеся маски и костюмы. Самый старинный: первый официальный документ, в котором венецианский карнавал объявили народным праздником, датируется 1296 годом.

Итальянские карнавалы

История

Итальянские карнавалы имеют религиозную основу. Многие католические страны отмечают этот праздник.

Давайте для начала разберемеся, откуда же пошло слово карнавал или carnevale по-итальянски? Корни его из латыни "carnem levare ", что означает «убрать мясо». Почему же именно такое название? В древности этим словом называли банкет, который организовывали в последний день карнавального периода («жирный вторник» или «martedì grasso»), после которого начинался период ограничений и голодания, длившийся вплоть до Святой Пасхи.

Некоторые карнавалы в Италии

Самые крупные и всемирноизвестные карнавалы проходят в следующих городах: Венеция (Венето), Виареджио (Тоскана), Ивреа (Пьемонт), Сатриано ди Лукания (Базиликата), Ачиреале (Сицилия), Щакка (Сицилия), Фано (Марке), Манфредония (Апулия), Путиньяно (Апулия), Стриано (Кампания). Их слава вышла далеко за границы Италии и ежегодно привлекает огромное количество туристов.

Самый длинный карнавал в Италии проходит в городе Путиньяно, а один из самых древних карнавалов, дошедших до наших дней – в Вероне , история его началась с позднего средневековья и он носит ориганальное название - Bacan àl del Gnoco .

Венецианский карнавал известен своими великолепными масками и костюмами, а также различными показами: искусств, моды, театральных представлений.

Карнавал в Виареджио основан в 1873 году и является одним из самых грандиозных в мире. Главная характеристика праздника – это огромные платформы с куклами из папье-маше, передвигающиеся по улочкам города по воскресеньям в период с января по февраль. Эти куклы обычно изображают известных деятелей: культуры, театров и политических, высмеивая их характеристики и отрицательные стороны.


фото wikipedia.org

Исторический карнавал в Иврее знаминит своим кульминационным событием – апельсиновой битвой.

фото wikipedia.org

Карнавалы в Манфредонии и Путиньяно являются крупнейшими в Апулии . Главная достопримечательность карнавала в Манфредонии является так называемы «Парад чудес», в котором участвуют тысычи детей города. Карнавал зародился в 1952 году.

фото wikipedia.org

Карнавал города Щакка является самым древним на Сицилии , его корни уходят еще ко временам римской империи. Сегодня этот карнавал известен своими передвижными платформами с большими куклами папье-маше, передвигающимися по историческому центру города, в окружении большого количества наряженных в маски актеров, исполняющих песни и танцующих под традиционную музыку.

Другой известный карнавал, признанный самым красивым на Сицилии , проходит в городе Ачиреале. Он известнем огромными передвижными платформами с куклами и украшенными живыми цветами.

Это лишь небольшое количество самых красивых и незабываемых карнавалов в Италии.

Самые-самые карнавалы Италии

В этом списке указаны карнавалы, привлекающие наибольшее количество людей и являющиеся «самыми-самыми» по какому-либо признаку:

  • Карнавал в Фано (Марке) - самый древний после венецианского ;
  • Карнавал в Виареджио (Тоскана) – самые большие передвижные платформы с куклами в мире;
  • Карнвала в Ачиреале (

Венеция. Венеция! Венеция… Как много говорит название этого города. Ведь это и каналы, и гондольеры, ночные прогулки под полной луной. Ведь это старинные улочки и площади. И известные на весь мир храмы, и картины великих мастеров. И воспоминания о славных временах Казановы. И карнавал. Самый известный, самый первый Венецианский карнавал.



История Венецианского карнавала уходят ещё во времена Древнего Рима. В Древнем Риме раз в год, во время зимнего солнцестояния (в декабре) праздновались Сатурналии. Проходили они в честь бога Сатурна – одного из главных древнеримских божеств, покровителя земледелия. В этот праздник рабам разрешалось веселиться вместе со своими господами, сидеть с ними за одним столом. И для того, чтобы предрассудки не портили настроение, все наряжались в маски, и теперь не было видно, кто господин, а кто раб.



С исчезновением в пучинах времени Древнего Рима и приходом новой религии, христианства, традиция самого праздника не исчезла, а немного трансформировалась, изменилась. Теперь древнеримских богов больше никто не тревожил, а вот маски и сохранились, как сохранилось и безудержное веселье, когда можно забыть обо всех приличиях. Теперь карнавал стал проводиться перед постом, который предшествует Пасхе. И упоминание о первом Венецианском карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году Сенат Венецианской Республики официально провозглашает последний день перед Великим постом праздником.



Венецианский карнавал… А вот происхождение слова карнавал весьма запутанно. Есть несколько вариантов, первый - carne vale, что означает «прощай, мясо», и пошло это название, скорее всего, от католической церкви, которая таким образом дала название празднику перед Великим постом. Либо car val- что означает «корабль шутов» и, таким образом, даёт меткую характеристику самому празднику.


Венецианский карнавал был пышен и известен. А …А маски со временем стали популярны не только во время карнавала, но и в обыденной жизни. Церкви даже пришлось официальным указом запрещать ношение масок вне карнавала. А в 1608 году был издан декрет, по которому мужчины, замеченные в ношение масок в не карнавальные дни, подвергались тюремному заключению сроком на два года и денежному штрафу. С женщинами поступали проще – их просто секли на площади.



Венецианский карнавал был популярен вплоть до XVIII века (XVIII век это одновременно и самый расцвет, пик популярности карнавала, и его конец), кстати, большим не любителем венецианского карнавала оказался и Наполеон Бонапарт. А вот во второй половине ХХ века Венецианский карнавал вновь начинает набирать популярность.


Теперь Венецианский карнавал ежегодно посещают около полумиллиона туристов. При чём они не только зрители, они и весьма активно принимают участие в самом карнавале. Наиболее активны пожилые туристы из Италии и Франции. Они шьют костюмы и участвуют в костюмированных балах, которые проходят в старинных дворцах Венеции. Молодёжь чаще развлекается на площадях и в барах.



Венецианский карнавал начинается с праздника Festa delle Marie, который посвящён освобождению похищенных пиратами из Истрии венецианских девушек. Затем устраивается традиционное представление на главной площади Венеции Сан-Марко. Это представление – «Полёт ангела». Оно заключается в том, что девушка, ангел, спускается на ремнях с колокольни базилики Святого Марка. Спускается плавно и изящно, будто она и в самом деле ангел. На Венецианском карнавале 2010 года роль ангела досталась молодой и прекрасной девушке Бьянке Брандолини Д’Адд, дочери графини Джорджины Брандолини. В 2011 году «ангелом» была Сильвия Бьянкини, молодая жительница Венеции.


А далее следует карнавальное шествие и сами празднества, как во дворцах, барах и ресторанах, так и на площадях и улицах города. Вся превращается в сплошной карнавал. Везде можно встретить людей в потрясающих костюмах и невероятных масках. Кстати, сегодня кроме традиционных масок Венецианского карнавала, к примеру, Доктор чумы, можно встреть и разнообразные фантастические, и даже маски известных людей, к примеру, певцов или политиков. Можно увидеть и маску Наполеона, так не любившего Венецианский карнавал, и маску Фиделя Кастро с соратниками. На карнавале возможно всё, любая ваша фантазия воплощается в реальность.



В 1996 году у Венецианского карнавала появился и свой гимн, который написал известный модельер . (на видео – Вивальди)



Венецианский карнавал проходит ежегодно. Но так как дата карнавала связана с датой Пасхи, а праздник Пасхи, как известно не привязан к конкретному числу, то и дата Венецианского карнавала также перемещается. Венецианский карнавал проходит в марте или феврале, при этом если прошлогодний карнавал был в марте, то следующий будет в феврале, а затем опять в марте. Так карнавал 2011 года проходил в марте, поэтому карнавал года 2012 состоится в феврале. И не забудьте придумать маску.



Венецианский карнавал масок – это самый известный и самый оригинальный праздник: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской "комедии дель арте" выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие - каждый из них отличается определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. В одно мгновение хмурая зима расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими перьями масок. Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.

Слово «карнавал» можно перевести как «свобода для плоти». То есть, возможность поесть мяса перед началом Великого поста, и дать волю своим инстинктам, поскольку в давние времена карнавал отличался весьма свободными нравами. Венецианцы утверждают, что карнавал как таковой родился в их городе, в 1094 году (именно тогда он впервые был упомянут в официальных документах). На самом деле карнавалы проводились еще во времена Древнего Рима.

В отличие от большинства современных европейских городов, в Венеции всегда (еще со времен Венецианской республики) был высокий уровень жизни. Благодаря этому жители Венеции создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности человека стало первостепенным делом в повседневной жизни. Маскировка была очень удобна в повседневной жизни: людям не хотелось, чтобы другие видели, какие дельца они обстряпывают. Кроме того, маски выполняли очень важную социальную роль - они уравнивали всех, кто их носил. Слугу, носящего маску, могли принять за благородного дожа, и наоборот. Государственные инквизиторы и соглядатаи могли допрашивать жителей города не заботясь о том, что их личность будет раскрыта. Нравственность людей подкреплялась ношением масок - у них не было лиц, но были голоса.

Маски использовались даже в профилактических и медицинских целях. Говорят, что эпидемия чумы была первопричиной их массового использования. Одна из самых известных масок – Доктор Чума. Маска напоминает клюв, в который во время эпидемии клали ароматные целебные травы, чтобы отпугнуть болезнь. До сих пор на карнавале маска Доктора – одна из самых популярных. Еще один элемент костюма Доктора – длинный плащ.

Оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду. Огромное количество путешественников, посещающих город, отмечали, что беспорядочные половые связи были здесь в порядке вещей. А азартные игры шли с утра до вечера на всех улицах и во всех домах, даже в монастырях. Женщины одевались более легкомысленно, а гомосексуализм, несмотря на публичное осуждение, приобретал все большую популярность среди черни. Даже монахи и монахини, увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их невоцерковленных сограждан. Рим же старательно закрывал на это глаза, пока Республика делала щедрые отчисления в римскую казну.

Со временем ношение масок в повседневной жизни было запрещено и ограничивалось лишь определенными месяцами года. В последний год существования Республики этот период начался 26 декабря и растянулся на три месяца. Со временем Церковь разрешила носить венецианские маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Это послабление вылилось в Карнавал, 10-дневное празднование перед Великим постом. Несмотря на то, что Венецианский карнавал утратил свою популярность в эпоху Просвещения, когда упал спрос на венецианскую культуру, празднование было возобновлено в 1979 году.

Современный Венецианский карнавал также возродил ремесло создания венецианских масок. Всем известные венецианские маски продолжают поражать туристов, танцоров и участников пышного шествия не только во время Карнавала, но и на протяжении всего года. Венецианские маски теперь используются при проведении бал-маскарадов на День всех святых и во время празднования дня, который обе Америки называют Жирный Вторник, то есть Масленица, но при этом маскам всегда удавалось сохранить свою богатую итальянскую историю.

Маски комедии Дель Арте

Эти маски уходят своими корнями во вторую половину 16-го века и представляют персонажей, этнические традиции, профессии и ремесла, которыми славились различные города Италии, а играют их профессиональные актеры Театра масок.

Комедия дель арте, представляла собой некую разновидность театра импровизации, который зародился в 16-м веке и, несмотря на пик своей популярности в 18-м веке, существующий и по сей день. Группа бродячих артистов строила уличную сцену и развлекала жителей города жонглированием, акробатическими трюками и юмористическими этюдами на основе узнаваемых персонажей и грубой сюжетной линии под названием Кановаччо.

Арлекин, пожалуй, самый популярный из комических персонажей-слуг Комедии дель арте. Традиционно костюм Арлекина состоял из лоскутов и заплаток, который в наши дни превратился в костюм с ромбовидным узором. Он носил маску черного цвета с огромным красным прыщом на лбу, похожим на чирей.

Происхождение имени персонажа доподлинно неизвестно. Кто-то говорит, что оно происходит от имени одного из бесов Дантевской Комедии - Аликино. Другие утверждают, что прообразом персонажа стал Эрлкёниг, скандинавский витязь. По третьей гипотезе персонаж назван в честь английского джентльмена Арле, придворного короля Генриха III, чьим протеже был итальянский актер, исполнявший роль Арлекина.

Арлекина также называют следующими именами: Труффальдино, Тракканьино, Багаттино, Табаррино, Тортеллино, Наккерино, Граделино, Меццеттино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Фаджуолино, Трапполино, Цакканьино, Тривеллино, Пассерино, Баголино, Темеллино, Фаготтино, Педролино, Фрителлино, Табаккино.

Еще один персонаж масок – Бригелла. Это сребролюбивый злодей и подельник Арлекина. Его свободный костюм белого цвета обшит зелеными галунами, а сам персонаж часто держит в руках палку. Лицо его закрыто зеленой полумаской, изображающей противоестественную похоть и алчность. Обычно он характеризуется как один из персонажей-слуг, однако частенько выступает в роли представителя среднего класса, например владельца таверны. Другие имена этого персонажа: Фигаро, Скапин.

Капитан Скарамучча - один из главных персонажей. Он описывается либо как молодой авантюрист, либо как довольно возрастной моряк, хвастливый бесшабашный вояка, часто испанец, богатый костюм которого состоит из накидки, шляпы с перьями, высоких сапог и ремня со шпагой. Часто рассказывает невероятные байки о том, как он в одиночку справился с целой армией турок и оторвал бороду турецкому султану, но как только по ходу действия пьесы возникает реальная угроза, его пятки сверкают ярче всех. Этот персонаж, разумеется, есть не кто иной, как «Хвастливый воин» Плавта, который звался в Италии «Иль Капитано Спавенто делла Валле Инферно» или просто «Спавенто».
Другие имена: Капитано Скарамучча, Капитано Метаморос, Капитен Фракасс, Кэптен Хоррибиликрибилифакс, Ральф Ройстер Дойстер и Бобадиль.

Коломбина - комическая роль служанки, маска, которая прикрывает только глаза, не закрывая всего лица. По легенде, очень красивая актриса Комедии дель арте отказалась закрывать лицо маской, и специально для нее, чтобы не отходить от традиции, придумали маску, закрывающую лишь глаза. Платье Коломбины обычно состояло из лоскутов и заплаток и соответствовало костюму нанятого слуги, чаще всего им был Арлекино. Она носила платье из заплат, похожее на костюм ее партнера. Также Коломбина накладывала обильный макияж вокруг глаз и носила тамбурин, с помощью которого отмахивалась от настойчивых ухаживаний Панталоне. Частенько персонаж оказывался единственным «интеллектуалом» на сцене. Коломбина манипулировала Арлекином и строила контр-заговоры против Панталоне. Другие имена: Арлеккина.

Буратинно - второстепенный персонаж-маска. Часто выступает в роли трактирщика или бакалейщика. Будучи не очень популярным на большой сцене, Бураттино снискал настоящую славу на подмостках кукольного театра. По словам Пьера Луиса Дукартре, влияние куклы Бураттино в Италии было столь велико, что «к концу 16-го века все куклы, приводимые в действие с помощью нитей и веревок, стали называться бураттини, и это название вытеснило багателли и фанточчини - имена, под которыми куклы были известны ранее». Другие имена: Пиноккьо.

Иль Дотторе - местный аристократ и доктор медицинских или юридических наук. Традиционно представляется болонским юристом. Невероятно помпезен, обожает звук своего голоса и постоянно сыплет набором греческих и латинских терминов. Его роль в пьесе обычно ограничивается взаимодействием с Панталоне в качестве друга, наставника или конкурента. Персонаж описывается как пожилой человек, который говорит только вздор. Любит жестоко пошутить на тему противоположного пола и думает, что знает все обо всем. Имеет лишний вес и внешне выглядит как человек, не знающий меры ни в еде, ни в питье. Его маска уникальна тем, что это единственная маска Комедии дель арте, закрывающая только лоб и нос. Цвет маски либо черный, либо телесный, нос - всегда красный. Другие имена: Дотторе Баланцоне, Дотторе Балоардо, Дотторе Грациано.

Панталоне - скупой и похотливый возрастной персонаж Комедии дель арте. Обычно предстает лавочником из Вены, несколько глуповатым поклонником гастрономических изысков и привлекательных женщин. Персонаж разговорчив, легковерен, вспыльчив, постоянно становится объектом насмешек, часто непристойных. Традиционно носит огромный гульфик, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу, которая, как всем вокруг известно, давным-давно утеряна. Часто выступает в роли отца одного из инамората и состоит в деловых или личных отношениях с Дотторе или Капитано. Попытки Панталоне обогатиться за счет своих родственников или друзей стабильно пресекаются его слугой. Персонаж также одет в маску с длинным крючковатым носом, короткий жилет-куртку красного цвета, узкие красные штаны и чулки того же цвета, длинный черный плащ, туфли и колпак без полей. Другие имена: Маньифико.

Традиция карнавалов уходит корнями в языческое прошлое человечества. Историки возводят традиции празднования карнавалов к незапамятным временам и считают, что начало этим популярным и в наши дни народным гуляньям положили древнейшие земледельческие ритуалы встречи весны и начала сева. Во всех архаичных культурах празднования в честь богов плодородия были центральным событием года.
Дохристианские представления о единстве человека и природы сохранились в народных праздниках. Они скрашивали нелёгкую жизнь людей, давали им передышку, возможность на время отвлечься от суровой реальности жестокого мира с его изнурительным трудом, опустошительными эпидемиями и войнами, постоянным ожиданием кары небес за любые прегрешения. Неизменным атрибутом празднеств такого рода был ритуал возвращения к природному состоянию, когда человек, опьяненный вином, музыкой и коллективным энтузиазмом, снимал с себя запреты традиционной морали. Такие празднества сопровождались неистовством и были необходимы как важнейший элемент психологической «разрядки». Переодеваясь в чужой костюм, человек нарушал определенную табуированную норму и выходил за границу обыденного, бытового мира в сферу нарушения запретов, пародии, а то и вовсе вступал во взаимоотношения с потусторонними силами.

Происхождение слова «карнавал» однозначно не выяснено, предполагается связь либо с итальянским словом «carne» (мясо), либо с «carrus» (повозка). Сторонники происхождения от «carne» указывают на варианты этого слова в итальянских диалектах, утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост. По другой версии название этого мероприятия произошло от названия специальных платформ в виде кораблей - лат. "carrum navalis" ("морская повозка", "корабль праздничных процессий"), на которых передвигались по Древнему Риму участники сатурналий.

В первые века нашей эры древнее язычество в Европе повсеместно сменилось христианством, с его строгой дихотомией добра и зла: мир представал ареной смертельной борьбы Бога и Дьявола, моральные устои изменились и человек вынужден был признать многие из своих природных потребностей грехом. Карнавалы, несмотря на их откровенную оргаистичность, а может, именно благодаря ей, не исчезли и стали чуть ли не единственным мостиком, связывавшим слишком озабоченного спасением души средневекового человека с его земной природой.

Одним из самых известных, красочных и многолюдных карнавалов в мире является, безусловно, Венецианский.

Венецианский карнавал - праздник с почти тысячелетней историей. Он пережил свой расцвет, упадок, гибель и возрождение. Во времена подъема Венецианской республики, которая просуществовала более тысячи лет, с конца VII века до конца XVIII, костюмированные празднества продолжались шесть недель в году. А в конце существования республики маски носили с 5 октября до 16 декабря и с 26 декабря до Масленицы (то есть в холодное время года маскарад прерывался только на время рождественского поста). После того, как в 1797 году город без сопротивления сдался армии Наполеона, карнавал был отменен указом императора Бонапарта. Не по нраву пришлась идея маскарада и диктатору Бенито Муссолини - в 1930-х годах был издан особый документ, запрещающий карнавальные маски и наряды.

МАСКИ
Моретта (от итальянского la moretta или servetta muta - черная овальная маска из бархата, скрывающая лицо женщины. Старинная моретта крепилась при помощи маленького штырька, который женщина зажимала в зубах - молчаливость только добавляла красоткам загадочности.

Баута (от итальянского bautta - пугало) - мужская маска из белого атласа с черным шелком, дополненная черной накидкой и черной шляпой.

Маска кота - кошек, согласно старой легенде, в Венецию завезли китайские торговцы, которые спасли тем самым итальянский город от засилия мышей.

Вольто - нейтральная маска, закрывающая все лицо. Крепится к лицу при помощи лент или придерживается рукой за изящную ручку.

Доктор Чума - пугающая маска с длинным клювом. Хотя сейчас она является частью карнавального костюма, когда-то эта маска была отличительной чертой докторов во время эпидемий чумы. Остальные горожане во время эпидемий носили маски, чтобы обмануть «бродящую» по Венеции смерть.

Коломбина - полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.

Другие карнавальные развлечения - концерты классической музыки, театрализованные представления и тематические экскурсии по Венеции, посвященные самым интересным страницам истории города и знаменитым венецианцам. Можно посетить танцевальный мастер-класс, но не рассчитывайте, что вам покажут модные движения - скорее, шаг за шагом обучат основам котильона. И, естественно, любые мероприятия - от экскурсии на гондолах до завтраков с горячим шоколадом - требуют соблюдения дресс-кода: являться на них надо в карнавальных костюмах.

Карнавал в Венеции является самым известным карнавалом
Старого Света, но отнюдь не единственным. Карнавалы меньшего масштаба,
но не меньше привлекательности и оригинальности проводятся
и в других городах Италии.

Карнавал в тосканском городе Виареджио (Viareggio ) не менее знаменит в Италии, чем венецианский. Его стали отмечать с 1873 года, когда городская аристократия решила устроить в центре города парад карнавальных повозок, а простые жители воспользовались удобным случаем, чтобы нарядится в карнавальные костюмы и высмеять местных политиков. С тех пор Карнавал в Виареджо славится как самый дерзкий и обличительный во всей Италии, а в фигурах на карнавальных повозках недвусмысленно угадываются политики и общественный деятели наших дней. По бульвару, растянувшемуся вдоль морского берега, проносят огромные сооружения из папье-маше, некоторые из которых весят до 40 тонн. Каждая из них является произведением искусства и создается в течение года лучшими художниками города. Высота каждой повозки достигает 25 метров, т.е. высоты 8 этажного дома.

Один из красивейших карнавалов на Сицилии проходит в городе Ачиреале (Acireale ) в провинции Катания. Вас ждет парад с морем дивных персонажей, шествия с повозками и платформами, украшенными цветами, а также забавные игры и конкурсы. Не пропустите прыжки в мешках и местную забаву под названием «albero della cuccagna», что в переводе значит «жирное дерево». Задача участников соревнования взобраться на дерево, ствол которого намазан жиром. Повозки и украшения к ним, сицилийцы создают целый год, они тщательно готовятся к карнавалу, оттого он получается таким красивым и ярким, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов.

Самый известный карнавал на Сицилии - это карнавал в старинном, средневековом городе Шакка (Sciacca) в провинции Агридженто . Король карнавала Пеппе Наппа в чистый четверг открывает празднество символическими ключами, а по окончании карнавала его постигнет та же участь, как и всех королей итальянских карнавалов - он будет сожжен на площади. По средневековым улицам старого города с 2 часов дня до 5 часов утра следующего дня шествуют вереницы аллегорических повозок, построенных по строгим законам карнавала, коллективы танцоров различных танцевальных школ, непрерывно звучит ритмичная, карнавальная музыка.

Карнавал в Мамойяде (Mamoiada ) на Сардинии – один из самых древних народных праздников, отмечаемых на острове. Жители этого городка собираются на центральной площади, чтобы протанцевать несколько часов к ряду под традиционную музыку и полюбоваться праздничным шествием Mamuthones Issohadores – традиционных сардских масок. Маска «Juvanne Martis Sero» символизирует окончание карнавала. Во вторник эту куклу провозят на небольшой тележке по улицам городка. Тележку везут мужчины, оплакивающие смерть Juvanne Martis Sero и исполняющие душераздирающие жалостливые песнопения. По окончании ритуала на площади и на улицах городка всех участников потчуют винами и типичными местными блюдами из свинины и фасоли. Все больше и больше людей приезжают, чтобы стать свидетелями этого действа.

Карнавал в Путиньяно (Putignano ) в Апулии в первую очередь известен тем, что он один из старейших и самых продолжительных в Европе - все увеселительные мероприятия длятся в общей сложности около полутора месяцев, начинаясь сразу после Рождества. Главный символ карнавала - арлекин Фаринелла в традиционном бело-зеленом костюме. Одним из самых красочных событий карнавала является парад движущихся аллегорических платформ, на которых установлены огромные забавные, а подчас и ироничные композиции, нередко посвященные каким-либо насущным национальным проявлениям жизни, или просто веселые яркие сценки. Каждый день карнавала чем-то примечателен. Празднуется «аналог» американского Дня сурка - День медведя, которому приписывают необычные способности, к примеру, предсказывать погоду! Если погода не балует жителей в этот день, то медведя делают в виде стога сена, что бы в дальнейшем погодные неприятности проходили стороной. Но и сегодня по традиции карнавал завершается шуточным театрализованным похоронным шествием, оплакивающим господина Карнавала. Лица «плакальщиков» скрыты скорбными масками, они громко «стонут и рыдают». За «скорбящими» следует вдова Карнавала, ее сопровождают арлекины, которые завывают и подыгрывают ей. На главной площади Путиньяно вдова принимает соболезнования от высших чиновников Городского совета, после чего происходит сжигание символической куклы - господина Карнавала.

В нескольких километрах от города Ареццо (Arezzo) , на древней римской дороге, затеренный среди виноградников и оливковых рощ, стоит древний тосканский город Castiglionе Fibocchi . В последние дни перед Великим постом на его улицах появляются фигуры, облаченные в яркие мифические наряды, прячущие лица под загадочными масками. Карнавал Деи Фильи ди Бокко (Дети Бокко) славится своими традиционными ночными гуляньями, карнавальными шествиями при свете луны, магическими шоу и фокусами на площадях, костюмами и масками эпохи барокко, а также вкусными угощениями в честь Короля Бокко.

Побратим карнавала в Рио де Жанейро, карнавал в Ченто (Cento) в провинции Феррара) - один из самых зрелищных и забавных карнавалов в Европе. Целый год карнавальные ассоциации готовят аллегорические повозки, оспаривающие в нелегком праздничном состязании главный приз. Настоящие произведения искусства, «памятники из папье-маше могут достигать 6 метров в длину и ширину и быть высотой до 20 метров, соревнуются, чтобы выиграть 1-й премию карнавала. Символ карнавала - МАСКА TASI. Согласно легенде – этот Таси был большой любитель хорошего вина, и когда дело дошло до выбора между женой и стаканом Ламбруско, тот выбрал второй вариант. Таси открывает парад в первый день, а в последний день карнавала происходит традиционный обряд «сжигание Таси» и большой фейерверк.

Уже более 200 летнюю историю имеет карнавал в Иврее (Ivrea) в Пьемонте . Горожане, как и в прошлые столетия, наряжаются в исторические костюмы, проходят под звуки барабанов и волынок красочным шествием с флагами по городу. Carnevale d’Ivrea длится неделю, заканчиваясь известным Сражением Апельсинов, и включая парады, музыку, и гигантский костер. Но именно забрасывание друг друга апельсинами привлекает больше всего внимания. Горожане разделены на девять команд, которые ходят и бросают апельсины, и еще несколько команд, которые располагаются выше толпы на балконах и террасах зданий. Команды на балконах, носят огромные шлемы в дополнение к другим защитным приспособлениям, и представляют армию репрессивных феодальных повелителей, в то время как участники на земле - обычные граждане, которые пытаются бунтовать. Люди на земле носят некоторые защитные приспособления, но нет никаких шлемов. Также интересным моментов в этом сражении является тот факт, что все люди одеты в исторические костюмы. Апельсиновое побоище входит в число праздников, любимых и популярных не только в Италии, но и за ее пределами.

“Весь мир - театр, а люди в нем - актёры…“ , - говорил великий Шекспир. Эти слова как нельзя лучше характеризуют дух карнавала. Здесь спектакли не смотрят, здесь ими живут.

В статье использована информация с сайта italiamania.ru