Кто из писателей жил в переделкино. История Переделкино

Всего в нескольких километрах от МКАДа, между станциями Переделкино и Мичуринец, расположились уютные подмосковные писательские дачи. Переделкино – настоящий литературный заповедник.

Добраться сюда можно на машине по Минскому шоссе , или на электричке от Киевского вокзала .

Это удивительное место – красивые уютные домики, высокие березы и сосны, атмосфера спокойствия и творчества. В 30-е гг. по просьбе Максима Горького правительство СССР выделило земли под постройку писательского городка. Бытует легенда, что Сталин, когда подписывал документы, пошутил: “Лучше бы было не Переделкино, а Перепискино”.

Все дачи были построены по немецким проектам: огромные окна, эркерные фасады, просторные балконы и уютные веранды.

Такие дачи были мечтой любого советского человека, особенно в 30-е гг., когда вся Москва ютилась в коммунальных квартирах.

Но красивые немецкие проекты были плохо приспособлены к русским погодным условиям, новым владельцам приходилось многое переделывать, утеплять и видоизменять. Все дачи были собственностью Литфонда, они закреплялись за писателями пожизненно, а после смерти писателя жены и дети должны были покинуть помещение.

Жителями первых переделкинских дач стали Леонид Леонов, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Илья Ильф, Евгений Петров, Корней Чуковский, Вениамин Каверин и другие. В Переделкино жили также Валентин Катаев, Александр Фадеев, Константин Симонов, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина и другие советские классики.

Из этого неполного списка литературных имен очевидно, что Переделкино неразрывно связано со всей историей русской культуры 1930-1980-х гг. XX в.

Сейчас этот писательский городок с особенной атмосферой заинтересует всех, кто любит поэзию и интересуется русской литературой советского периода и жизнью советской интеллигенции. Здесь можно провести не один день, гуляя по музеям, которые раньше были домами великих писателей. Тут и уютный домик Бориса Пастернака , и сказочный дом писателя Корнея Чуковского , и дом-музей Булата Окуджавы , и галерея Евгения Евтушеко и новый музей скульптора Зураба Церетели . И сейчас Переделкино живет яркой культурной жизнью, многочисленные поэтические вечера, концерты под открытым небом.

Дом-музей Бориса Пастернака

Музей в доме Бориса Пастернака создан в 1986 г. В доме бывали музыканты и писатели.

В доме – огромные окна с видом на сад – Пастернак шутил над ним, называя “неясной поляной”.

В музее много картин, света, мало мебели – строгая простота и аскетизм во всем. В доме много места, ведь там всегда было много гостей. На дорогом рояле фирмы “Бехштейн”, который можно сейчас увидеть в музее, играли выдающиеся пианисты: Г. и С. Нейгаузы, С. Рихтер и М. Юдина. У Пастернака в разные времена бывали сосед К. Чуковский, близкая подруга Пастернака А. Ахматова, А. Эфрон, Б. Ливанов, А.Вознесенский, Е.Евтушенко.

Именно в этом доме Пастернак узнал, что 23 октября 1958 г. ему присуждена Нобелевская премия по литературе. В музее, кстати, есть фотография, на которой запечатлены Пастернак и его друзья в тот самый день.

Дом-музей Корнея Чуковского

Настоящее имя любимого “детского” писателя – Николай Корнейчуков. Чуковский был исключён из пятого класса гимназии “из-за низкого происхождения”, что не помешало ему в дальнейшем получить степень Доктора литературы Оксфордского университета.

Корней Иванович всегда занимался самообразованием. В его доме на полках огромное количество книг, причем он ставил на полки только те, которые прочел.

Все привыкли считать Чуковского детским автором. Но лишь единицы знают, что детские произведения Чуковского составляют всего один том (включая переводы сказок), остальные 14 томов собрания его сочинений – серьезная литература. Он занимался исследованием творчества Некрасова, Блока, Чехова, Достоевского.

А детские стихи Корнея Ивановича, которые знает каждый малыш, – не просто развлечение для детей. Они имеют лингвистическую основу. “И подушка, как лягушка, ускакала от меня” – постоянно повторяющийся звук “к”, заставляет тело как бы скакать, определённым образом при произнесении вслух работают лёгкие. Так стихи усваиваются на телесном уровне. Можно избежать походов к логопеду, если читать малышам стихи Чуковского.

В послевоенные годы и до своей смерти в 1968 г. Чуковский имел столь высокий авторитет, что мог позволить себе на несколько месяцев предоставить убежище опальному Солженицыну.

Внутренняя обстановка дома, в котором Корней Чуковский жил с 1938 года, после его смерти была сохранена дочерью писателя.

Фотографии, графика, живопись, собрание книг напоминают о связях Корнея Чуковского с крупнейшими представителями русской культуры первой четверти ХХ в. – Ильей Репиным, Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым.

Чего только нет в этом доме: здесь и мантия Доктора литературы Оксфорда, и удивительная люстра, и крокодил, который солнце проглотил, подарки детей и взрослых.

В гостиной мостоит кувшин, который стал моделью для художника, оформлявшего первое издание “Мойдодыра”, и черный дисковый телефон, по которому Чуковскому “звонил слон”. Знаменитое “чудо-дерево” можно увидеть в саду рядом с домом. В музее понравится не только взрослым, но и детям.

Чуковский очень любил детей, любил слушать их, замечать особенности детской речи. Он собирал ребятишек со всего Переделкино – читал им свои произведения, играл с ними, вел разговоры. На территории музея осталась костровая площадка, и традиционно осенью и весной здесь проходят “Костры”, как это было во времена писателя.

Дом-музей Булата Окуджавы

Переделкинская жизнь Булата Окуджавы началась летом 1987-ого года, когда получив от Союза писателей маленький дачный домик в аренду, он поселился в окружении своих литературных “соплеменников”: Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Ф. Искандера, В. Иванова и многих других.

На потолке в музее многочисленные колокольчики. Коллекция эта в доме Булата Окуджавы началась с колокольчика, подаренного Беллой Ахмадулиной.

Перед тем как ехать в Писательский городок лучше распечатать карту и отметить места, куда вы хотите попасть. Поездка в Переделкино – это настоящий тур по литературным местам, или даже квест по заповеднику. Одного дня будет недостаточно, чтобы обойти все дачи и все интересные места. Ведь здесь находятся еще музей-галерея Евгения Евтушенко , дом-музей скульптора Зураба Церетели , с множеством скульптур под открытым небом.

По соседству с посёлком находится резиденция Патриарха Русской православной Церкви. Рядом с патриаршей резиденцией красуется новый храм. Храм действительно сказочный, купола этого храма фарфоровые. На территории патриаршего подворья можно отведать невероятно вкусных яблочных пирогов с корицей.

А в Ново-Переделкино есть дом-музей архитектора Шехтеля, бывшая дача издателя Левинсона. В 1901 г. на Международной выставке в Глазго по проектам Шехтеля было сооружено пять теремков-павильонов. Единственный деревянный дом по проекту Шехтеля можно увидеть именно здесь. Сказочный домик с петушком не оставит равнодушным никого. На экскурсию в домик Шехтеля нужно заранее записаться в Москомнаследии.

Есть такие места на Земле, и даже не просто на Земле, а совсем рядом с нами, где ещё жива История. Она живёт в рассказах, разговорах, воспоминаниях очевидцев, на фотографиях и пожелтевших газетных вырезках, в самом воздухе. Одно из подобных мест, где голос истории ещё не затих, где в тени двухсотлетних сосен бродят по дорожкам, прогуливаясь, легенды русской литературы, находится совсем близко к Москве, и называется оно - писательский городок Переделкино.

История писательского городка берёт своё начало в 1933, когда Максим Горький, судя по дошедшей до нашего времени легенде, посоветовал Сталину перенять европейский опыт и построить поселок для советских писателей, где они смогут жить и творить на природе. Первыми поселенцами Переделкино стали Борис Пильняк, Борис Пастернак, Леонид Леонов, Исаак Бабель, Илья Ильф, Евгений Петров. Вскоре и другие писатели заселили переделкинские дачи, и началась здесь бурная жизнь советской интеллектуальной элиты, со зваными вечерами, казенными черными автомобилями, сплетнями, интригами, радостями и муками творчества.

Сегодня Переделкино уже совсем не то. Не кипит ключом жизнь на узких улицах поселка, ветхие домишки соседствуют с дворцами, всё до невозможности изменилось. Но не должна кануть в Лету память о таком исключительном месте, о сотнях жизней, здесь прожитых, книг, здесь выстраданных и написанных. А какой единственный способ не дать уйти памяти? Говорить, рассказывать, вспоминать. Так и жива будет память, пока живёт молва. А мы приведём сегодня несколько увлекательных историй из жизни Переделкино, и тем самым внесём свой вклад в сохранение памяти об этом удивительном месте.



«Святой колодец»

Естественно, что при таком скоплении творческой энергии, которое наблюдалось в Переделкино с того момента, как здесь появились писатели, ни одна деталь в окрестностях посёлка не могла уйти от их наметанного глаза. Источник «Святой колодец» известен в Переделкино давно. Ещё в 30-е годы знаменитые жители писательского городка ходили сюда за водой. Но и не только за водой. Некоторые черпали из колодца своё творческое вдохновение. Писатель Валентин Катаев описал источник в одноименной повести: «Святой колодец» - название небольшого родничка вблизи станции Переделкино Киевской железной дороги, возле которого я обдумывал эту книгу и размышлял о своей жизни».



«Свеча горела…»

Всем известно, что Борис Пастернак жил в Переделкино. Он поселился здесь вместе с первой волной, и вначале занимал дачу на ул. Тренёва, но в 1936 году переехал на ул. Павленко, где сегодня открыт дом-музей. Борис Леонидович Пастернак очень любил окрестности Переделкино и много гулял. Заходил он и в Храм Спаса-Преображения Господня, что находится недалеко от железнодорожной станции. Сохранилась легенда, будто именно красота и благолепие этого храма навеяли Б.Л. Пастернаку всемирно-известные стихи к роману «Доктор Живаго»:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

«Перлы маршала»

Неподалёку от писательского городка, в соседней Баковке, обосновались не менее значимые персоны. Дачи, находящиеся здесь, в народе называли «маршальскими». И действительно, здесь в разное время жили маршал Баграмян, маршал Рыбалко, легендарный маршал Семён Михайлович Будённый. Биография маршала Буденного наполовину, наверное, состоит из легенд о нём, которые то находят подтверждение, то кто-то пытается опровергнуть их все скопом.. Ни одна биография Буденного не обходится без истории о том, как он выставил пулемет в окно своей дачи в Баковке и дал несколько очередей по особистам, пришедшим его арестовывать. А после позвонил Сталину и сказал: «Иосиф, на меня напали контрреволюционеры!» Ордер на арест был отменен.
В 1960-е годы в ходу были злободневные цитаты из жизни Буденного. Например, история о том, как на вопрос, какую роль будет играть конница в, не дай бог ей случиться, ядерной войне, маршал якобы рубанул: решающую!

«Большая дача»

Неподалеку от Семёна Буденного жила на даче министр культуры Екатерина Фурцева. Со строительством этой дачи был связан настоящий скандал. Однажды пошел слух, будто Фурцева строит дачу из строительных материалов, предназначенных для Большого театра. На деле же оказалось, что только пол был сделан из паркета, выделенного для Большого. Партийные функционеры заставили Фурцеву отказаться от дачи, выплатив ей сумму, затраченную на строительство.



Заброшенная дача

Так вышло, что судьбы жильцов дачи № 3 в проезде Вишневского в Переделкино часто были отмечены трагической печатью. Владимир Зазубрин, первым поселившийся здесь около 1935 года, уже в 1937-м был арестован, в том же году расстрелян. Следующий обитатель, Александр Фадеев, прожил на даче № 3 примерно с 1937 и по 1956 год, пока не застрелился в собственном кабинете. Личная трагедия жизни Фадеева состояла, как ни парадоксально, в его успехе и карьере. Стоя во главе Союза писателей, он проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к неугодным писателям: М.М. Зощенко, А.А. Ахматовой, А.П. Платонову. Однако все это было лишь одной стороной жизни Фадеева. Чтобы понять эту личность целиком, нужно знать хотя бы то, что в 1948 году он хлопотал о выделении большой денежной суммы из фондов Союза писателей для оставшегося без копейки М.М. Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого, Л.Н. Гумилева. Несколько раз он тайно передавал деньги жене Андрея Платонова на его лечение.



«Зеркало»

«Зеркало» - четвертый фильм Андрея Тарковского, занимающий центральное место в творчестве режиссера, во многом благодаря своей автобиографичности.
Съемки «Зеркала» проходили в Юрьевце и в Переделкино - в двух домах, которые были для Андрея Арсеньевича Тарковского знаковыми местами, символами его детства, тесно связанными с детскими воспоминаниями об отце. Сцена, которую условно можно назвать «Встреча с отцом», снималась на даче № 2 по ул. Погодина в Переделкино. В этом доме Андрей с сестрой Мариной и матерью жили после возращения из эвакуации. Именно сюда в 1943 году неожиданно приехал с фронта Арсений Тарковский. Марина Тарковская вспоминает об этом дне в одном из своих интервью: «В Переделкино осенью сорок третьего года к нам неожиданно приехал с фронта папа. Помню, мама вымыла пол и послала меня за лапником, чтобы постелить у порога. Видимо, я провозилась в елках довольно долго. Вдруг у зеленого сарайчика, стоявшего поодаль от дачи, я увидела стройного человека в военной форме. Я не узнавала папу, пока он не крикнул: «Марина!». Не веря себе, я замерла на месте, потом со всех ног помчалась к нему. Какую радость и гордость мы тогда пережили! У папы на погонах было четыре звездочки, он был капитаном, а на груди - орден Красной Звезды».

Это была последняя встреча детей с отцом до его ранения. Он будет ранен разрывной пулей в ногу уже в декабре 1943 года. И вот спустя 38 лет Андрей Тарковский снова здесь, в Переделкино. Воссоздает картины прошлого, возрождает воспоминания.

Бездомные писательского городка

Не всем хватало дач в писательском городке, но тем не менее места хватило всем. Для тех, кто хотел просто провести немного времени в лесной тени и тишине, был построен Дом творчества писателей. А некоторые известные, но не совсем угодные власти личности тайно гостили на дачах своих друзей. Александр Исаевич Солженицын, в конце 60-х годов персона нон грата у советской власти, был приглашен Чуковским пожить на даче в Переделкино. Здесь Солженицын работает над книгой «Раковый корпус», здесь он находит верную помощницу - Люшу Чуковскую, которая втайне от всех, даже от семьи, перепечатывает рукопись и выносит готовые страницы из дома под одеждой. При этом, естественно, о пребывании Солженицына у Чуковских было известно властям, и за дачей постоянно велось наблюдение.
На даче № 15 по ул. Горького жил Вениамин Каверин. Он был одним из тех неравнодушных, кто постоянно защищал права опальных. В 1947 году к нему на дачу переехал Николай Заболоцкий, только в 1946-м добившийся разрешения жить в Москве после ссылки.

Так и живёт писательский городок: принимает гостей, участвует в съемках фильмов и сериалов. Переделкино повезло. Повезло именно в том, что когда-то это место заселили, в прямом смысле заселили творческими людьми. Это дало поселку возможность жить, жить историями, былями и небылицами о его жителях, которые переходят из уст в уста, не давая угаснуть памяти…

Ещё одним приятным и безусловно заслуживающим внимания местом в Москве является писательский городок в Переделкино. Как известно, в советские годы многим писателям раздавали здесь дачи, в связи с чем тут уже традиционно сложилась такая творческая тусовка. Можно сказать, место буквально пропитано литературной атмосферой:)) Ну и просто здесь хорошо и приятно гулять.


Переделкино - формально уже не Москва. Точнее, Москва начинается тут сразу за железной дорогой (спальные районы Новопеределкино, являющееся продолжением легендарного Солнцева и примкнувшая недавно к нему Рассказовка).

А здесь уже Московская область, Одинцовский район.

Начали выдавать здесь дачи писателям ещё в 1934 году. В связи с чем название Переделкино прочно ассоциируется с такими именами, как Корней Чуковский, Константин Паустовский, Исаак Бабель, Борис Пастернак и другие. Много здесь и исторических образов дачного строительства.

Дом творчества писателей

Рядом на улице Погодина расположилась вот таким образом раскрашенная трансформаторная будка.

Дом-музей К. Чуковского. Помнится, в его сказках про Бибигона это самое Переделкино и упоминалось. Вот, значит, куда этот лилипут прилетал.

Надо как-нибудь посетить все эти музеи.

На сайте писательского городка есть целая схема посёлка, где какой писатель жил. Очень познавательно.

Хотя сейчас писательский посёлок уже не торт. Уже здесь много гламурных современных дач, обнесённых высоченными заборами...

Но писательский юмор тут, всё же, сохраняется.

Пернатые жители посёлка.

Внезапно вышел к Киевской ж.д. магистрали. Отличная панорама на электрички!

Такая отличная, что аж сделал привал. Тут как раз Многоярославец мимо проехал.

Пока сидел наслаждался природой тут внезапно выехал синий УЗ-шный поезд "Москва - Хмельницкий".

Тут будет расположено традиционное неуместное совершенно в этом посте нытьё насчёт Украины, ж.д. сообщения с ней, что так горько, что мало таких синих поездов стало, что они уже постепенно становятся редкостью на территории России.

Ну если вы не согласны, не обращайте внимания - просто это очень красивая точка, с которой можно поезда снимать, и она, на мой взгляд, очень удачно местность дополняет.

Ну ладно, гуляем дальше по Переделкино. Вот такой магазинчик.

Значительная часть писательских дач располагается рядом с платформой Мичуринец.

Более того, если хотите посёлок посмотреть, лучше всего выходить именно на этой платформе. От самого Переделкина до окраины посёлка чапать минут 15. А тут выходишь - и сразу оказываешься в нём.

Больше всего торкает в этом посёлке то, что расположен он прямо среди леса.

Поэтому гулять тут приятно независимо от отношения к литературе.

Судя по схеме здесь жили некие Казанцев или Буртин.

Булат Шалович, мой любимый в прошлом автор, также здесь обитал. Не то чтобы он был писателем, более известен, как певец, композитор. Но да, книги же он тоже писал.

Улица Довженко, с которой были сделаны предыдущие фотографии, на которой и расположен музей Окуджавы, упирается в резиденцию главного архитектора лужковских времён - Зураба Церетели.

Скульптор умудрился размахнуться и здесь.

Как всегда, концептуально!

Пойдём по улице Лермонтова.

Напоремся на чью-то усадьбу. Новодел, конечно, откровенный. Но сделан не так уж и топорно.

Практически все участки кому-то из творцов принадлежали. В разное время здесь жил и Чингиз Айтматов и Ильф с Петровым, Катаев, Кассиль, Белла Ахмадулина, Константин Симонов, Фазиль Искандер и другие. Однако табличек почти нигде нет - узнать о том, что кто-то из известных людей тут когда-то обитал, можно лишь скачав схемку с официального сайта.

Есть только несколько литературных музеев: Окуджавы, Пастернака, Чуковского и Евтушенко.

Уже несколько недель я собираюсь рассказать о нашей загородной экскурсии в Переделкино.

Собственно, о ней, как и о многих других, мы узнали из журнала «Большой город».
Проводит их Сергей Брель - поэт, драматург, филолог, журналист, краевед.
Теперь у нас в планах попасть к нему на пешие экскурсии по историческим улочкам Москвы.
Так вот, про Переделкино...

Яндекс сообщил, что будет солнце и мы почему-то опять поверили. Поэтому накануне вечером мы вышли из дома без резиновых сапог и отправились в Матвеевское, чтобы переночевать у бабушки, а ранним утром оставить Федора и сесть на электричку в нужном нам направлении.



В электричке мы присоединились к основной части группы, стартовавшей с Киевского вокзала.
По-моему, предсказание погоды - самая бесполезная в мире деятельность. Дождь зарядил с утра и не прекращался всю экскурсию.
Я ни разу не достала фотоаппарат и все снимала одной рукой на телефон, потому что в другой был зонтик.
Это, конечно, немного обидно. Но зато я почти не отвлекалась от интересных рассказов.
В чем мы не прогадали в этот пасмурный выходной, так это в том, что взяли с собой напитки горячие и горячительные.

Началась экскурсия совсем не с писательского наследия, а у ворот дачи Левинсона - советского архитектора.
Сама дача, по всей видимости, - постройка уникальная, потому как это единственное деревянное сооружение Ф. О. Шехтеля.
"По всей видимости" - то есть рассмотреть из-за высокого забора мы его так и не смогли, а чтобы попасть внутрь двора и дома нужно отдельно заказывать экскурсию в Москомнаследии. Увидеть можно было только то, что дом увенчан башенкой со сказочным петушком.
Но Сашка поднял меня на плечи и что-то я все таки запечатлела.

"Начиная с этого здания, получила своё развитие национально-романтическая ветвь модерна в русской архитектуре. В конце XIX века архитектор, отходя от своего увлечения готикой, изучал древнерусские архитектурные формы, пытаясь найти свой русский стиль".
Тогда же Шехтель взялся за большую работу - проект здания Ярославского вокзала. Этот переделкинский домик, если внимательно к нему приглядеться, очень его напоминает. И своей формой, и даже росписью.
Фото из интернета:

От дачи-теремка по красивым ступеням мы спустились к роднику.

К тому самому, который описывал Валентин Катаев в своем произведении "Святой колодец".
Сергей читал нам отрывок...

Как-то во время очередной экскурсии один местный житель услышал"...Старик вынимал бутылки одну за другой из мешка, полоскал в воде и ставил шеренгой для того, чтобы они высохли, прежде чем он пойдет их сдавать в станционный продовольственный магазин. Здесь были самые разнообразные бутылки - белые и зеленые - из-под вермута, зубровки, портвейна, «столичной» и «московской», кагора, рислинга, «абрау-каберне», «твиши», «мукузани» и многие другие - и среди них лилипутики четвертинок, как маленькие дети среди нищих, - и каждую из них старик тщательно полоскал снаружи и внутри и ставил одну возле другой, причем мы заметили, что, хотя ряд и удлинялся, количество бутылок в мешке не убавилось, как будто бы мешок был волшебный, и это нас немного беспокоило, подобно простому фокусу, который трудно разгадать..." и сказал, что может показать все эти бутылки и пригласить всех посмотреть как живут обычные дачники в Переделкино.
Так наша экскурсия зарулила на дачу местного жителя Андрея, где он рассказывал про своего деда, ранее проживавшего здесь и оставшуюся после него коллекцию бутылок.

Тут наши взгляды с мужем чуть разделились. Я все же считаю, что это не совсем обязательная часть экскурсии и смотреть на пустые бутылки и чужой современный быт, пусть даже заполненный памятными вещами, не так заманчиво. Но Сашка узрел среди бутылок грузинский портвейн, о существовании которого даже не подозревал и еще какую-то старую литературу.

А потом началось то, ради чего мы собственно и приехали.
Вы когда-нибудь гуляли осенью по кладбищу под дождем, слушая стихи?
Атмосферно, знаете ли.
По дороге к могиле Пастернака мы останавливались возле нескольких памятников.
Сергей рассказывал истории из жизни этих людей и читал отрывки из их произведений...
На фото справа могила поэта и переводчика Семена Липкина.

У могилы Арсения Тарковского.

Могила Виктора Фёдоровича Бокова и семейная могила Пастернаков напротив:
Самого Бориса Пастернака, его жены Зинаиды Николаевны, его младшего сына Леонида и пасынка Адриана Нейгауза.
Рядом стоит скамейка и часто люди приходят на могилу Пастернака, садятся и читают его произведения.
Про это место существует много историй, мистических и не очень. Один факт я случайно нашла, когда писала этот пост:

В 2004 году, приехав на открытие 26-го Московского международного кинофестиваля, чтобы представить свой фильм "Убить Билла-2", Квентин Тарантино первым делом попросил свозить его в Переделкино на могилу Пастернака.
Позже его переводчик рассказал, что Борис Пастернак — литературный кумир Квентина с детства, он помнит его стихи и вообще любит читать и прекрасно знает русскую литературу, также как и российское кино, начиная с фильмов Эйзенштейна и Вертова.

Тут же недалеко, прошли мимо могил Корнея Чуковского и его жены Марии Борисовны.
Не знаю можно ли применить к могильной теме, но именно умилили памятники членов КПСС.
Всех их объединяет трогательное дополнение под датами жизни.

На фото справа могила Веры Звягинцевой - поэтессы, переводчицы и деятеля культуры советской эпохи.
Несколько десятилетий она переводила украинских, армянских, грузинских, белорусских, кабардинских и других поэтов СССР.
Особенно многочисленны её переводы с армянского.
Поэтому на могиле в 1975 году установлен памятник работы известного армянского скульптора Самвела Казаряна.

Дальше наш путь пролегал мимо храма святого Игоря Черниговского.
У меня к архитектуре современных громоздких русских православных храмов отношение, мягко говоря, ровное.
Собственно, этот эклектичный пирог с фарфоровыми куполами в стиле храма Василия Блаженного тоже восторга не вызвал.
Но Сергей уверил, что у него особенно и очень красиво решено подкупольное пространство, благодаря многочисленным окнам, и храм всегда заполнен солнечным светом. Жалко, что он был закрыт, мы бы с удовольствием зашли.
И почему, собственно, храмы в нашей стране имеют свойство закрываться, мне тоже не очень понятно. Это же все-таки "дом Божий", у человека в любое время может возникнуть потребность обратиться за помощью, а не по расписанию...

За храмом виднеется уже московский район Ново-Переделкино.
С другой стороны комплекс в псевдорусском стиле - усадьба Лукино, ныне одна из резиденций Патриарха.

Гулять по резиденциям простым смертным нельзя, поэтому чуть осмотрели у входа. Ну и пожалуйста.

А потом начались писательские дачи, те самые, о которых легенды.
В 1934 году, по настойчивой просьбе Максима Горького, правительство выделило землю под постройку городка писателей на правах безвозмездного и бессрочного пользования. За несколько лет по немецким проектам построили 50 двухэтажных деревянных дач.
Первыми обитателями переделкинских дач стали: А. Серафимович, Л. Леонов, И. Бабель, В. Иванов, Б. Пастернак, И. Ильф, Е. Петров и другие.
За забором довольно большая территория Дома творчества писателей. Здесь жили и работали профессиональные литераторы: поэты, писатели, драматурги.
"Выпью-ка я, пожалуй, коньячку возле Дома творчества писателей!" - сказал Саша.

По соседству уютно вписался скромный дачный домик Ренаты Литвиновой, очень даже не исторический.
Пишите письма!)
Как заметил мой муж: "Приусадебным хозяйством Рената Муратовна, похоже, себя не обременяет".

Сам Дом творчества.
Вообще там в саду совсем не ощущается двадцать первый век. Вот уж где благодатные декорации для фильмов о советском периоде.
Замазывать в кадре совсем ничего не нужно, разве что пару машин от входа отогнать.

И внутри дома время остановилось.

Сталинский ампир во всей красе.
Кстати, дом функционирует и принимает гостей. Ночь проживания в комнате со скромным трехразовым кормлением стоит чуть меньше полутора тысяч рублей.
Но, должно заметить, что условия не самые комфортные. Уж насколько я люблю "дома с привидениями", заставить меня переночевать здесь было бы наказанием. Дом - музей по сути. Туалеты и душевые общие на этаже и тоже много лет незатронутые ремонтом.
Мне было тяжело дышать. Такое бывает, когда работает адское отопление в сыром старом доме.
У администрации мы узнали, что напротив, в новом корпусе, можно снять комнату чуть подороже, с удобствами внутри и теми же обедами.
Теперь думаем приехать как-нибудь зимой на выходные. Наверняка там будет много снега, тишина, голые деревья позволят порисовать домики, а с Федькой можно будет сходить в музей Чуковского, о котором ниже.

Я фанат антикварных светильников. А это уже антиквариат.)

А потом мы шли по улице, одна сторона которой прятала за высоким забором элитный новострой, а другая за просвечивающими калитками открывала чудные старые домики. Немного жаль, что домики эти разглядеть тоже было трудно, потому как у всех теперь свои новые обитатели.
Сергей рассказывал истории и байки, которые он собирает про жителей поселка.
Была особенная атмосфера и сплочение среди соседей. Дети писателей и дети работников, строивших эти дома, вместе бегали по этим дорожкам. Говорят, внук Чуковского прибегал к дому работников и его там как своего угощали молоком, потому что у них была корова.
Дальше мы додумали, что когда дети работников прибегали в дом Чуковского, добрый дедушка Корней кормил их сказками.
Дом-музей Пастернака единственный, который удалось рассмотреть вблизи.
В сам дом не заходили. Это уже отдельная экскурсия по желанию.

Потом мы двигались по улице Серафимовича, или «Железного потока», как называют ее местные жители - к дому-музею К. И. Чуковского.
Рядом - то самое сказочное Чудо-дерево с чулками и башмаками.
Дом-музей как и остальные известные дачи сохраняет тот облик, который был при жизни его главного владельца.
Помимо обычной работы музея, здесь часто проводят встречи с писателями и детские праздники.

В 1957 году Корней Иванович Чуковский решил сделать переделкинской детворе подарок - построить библиотеку, украсить ее изнутри и снаружи так, как нравится детям. Мне вот очень понравилась живописная крыша этого домика, а надпись БИБ - ЛИО - ТЕКА, разбитую между двумя дверями я простить никак не могу. Надеюсь, это не дедушка Корней придумал.

"Аллея Полуклассиков" - еще одно неофициальное название этой улицы.
Здесь про каждый дом столько историй, что у меня в какой-то момент перемешались имена и факты))

Очередной рассказ про обитателей этой дачи я уже случайно прослушала.
Просто стояла и представляла себе, как из-за занавесочки на меня смотрит привидение, а под крышей ходят чьи-то тени.

Вообще настроение от пребывания в этих местах окрашивается в тона, присущие периоду репрессий.
Зловещей шуткой прозвучало у одного из домов: "Здесь жил поэт и умер ." Да, случалось и такое - не расстрелян, не сгинул в лагерях, а умер своей смертью, во второй-то половине тридцатых!

Вот дача, где осенью 1974 года после мытарств и страданий свел счеты с жизнью поэт и драматург Геннадий Шпаликов.
А позже здесь долгое время жил и работал писатель Сергей Козлов. Тот самый, чьи сказочные истории про ёжика и медвежонка мы теперь постоянно читаем с сыном.
И это был последний дом в нашем маленьком путешествии.

А потом мы пошли к станции...

Надо заметить, что не все достопримечательности Переделкина нам удалось увидеть, хотя и этих эмоций хватит надолго.
Еще раз спасибо всем организаторам и отдельно Сергею за чудесный и познавательный день.
Анонсы этой и других экскурсий по историческим достопримечательностям Москвы можно найти на сайте www.cozymoscow.me

  • Туры на Новый год по всему миру
  • О подмосковном дачном поселке Переделкино знают, пожалуй, даже далекие от искусства люди. И это неудивительно, ведь многие наши любимые литературные авторы 30-90-х годов 20 века так или иначе имели отношение к Переделкино.

    Переделкино находится в окружении сосновых лесов и известно своим целебным климатом. При советской власти писатель Максим Горький выдвинул предложение о постройке городка литераторов. Правительство поддержало его инициативу и выделило для этого землю в усадьбе Переделкино. В ближайшие годы здесь появились 50 деревянных дачных домиков.

    История Переделкино очень интересна. Еще в 17 веке существовала деревня Передельцы. Примерно в это же время появилось и название Переделкино. На реке Сетунь находилась судоремонтная верфь, где ремонтировали и переделывали суда. Отсюда и пошло наименование местности. К середине 20 века Сетунь так сильно обмелела, что с трудом верилось, что когда-то по реке ходили корабли. До революции здесь размещался государственный туберкулезный диспансер. Место было выбрано, разумеется, неслучайно. Переделкино находится в окружении сосновых лесов и известно своим целебным климатом. При советской власти писатель Максим Горький выдвинул предложение о постройке городка литераторов. Правительство поддержало его инициативу и выделило для этого землю в усадьбе Переделкино. В ближайшие годы здесь появились 50 деревянных дачных домиков. Первыми жильцами стали Исаак Бабель, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Илья Ильф, Евгений Петров. После войны в Переделкино перебрались многие классики 20 века - Николай Заболоцкий, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Валентин Катаев и другие.

    Переделкино. Музей Пастернака

    Конечно, далеко не все литераторы имели дачи в Переделкине - многие жили в съемных домах или просто подолгу гостили у друзей. Творческая интеллигенция, конечно же, не могла заниматься исключительно работой и выращиванием урожая, поэтому в свободное время литераторы устраивали вечера для жителей всех окрестных поселков. Так, например, Корней Чуковский любил собирать детей на так называемых кострах, где ребята вместе с писателем играли, общались, слушали его произведения.

    Корней Чуковский жил в Переделкино круглый год. Недалеко от усадьбы Измалково есть памятник писателя работы скульптора Замедянского. Автор изобразил Чуковского молодым человеком, сидящим на пне.

    Карты Переделкино

    Переделкино сыграло большую роль в жизни русских писателей и поэтов. Здесь были написаны многие произведения, разыгрывались семейные драмы, рушились и созидались судьбы известных людей. Именно в Переделкине умер Пастернак, застрелился Фадеев, ожидал перемен к лучшему Солженицын.

    С 1988 года поселок получил статус историко-культурного заповедника. Конечно, за время своего существования он сильно изменился. Тем не менее Переделкино - настолько интересное место, что посетить его нужно непременно. Тем более, что здесь есть на что посмотреть. Главные достопримечательности поселка - дома-музеи Пастернака, Чуковского, Окуджавы, музей-галерея Евтушенко, Дом творчества писателей. Кроме того, можно посмотреть кладбище, где похоронены многие известные литераторы. Если вы захотите сюда зайти, то лучше заранее уточнить, где именно расположены интересующие вас могилы. Недалеко отсюда - в Ново-Переделкине - находятся Храм Спасо-Преображения Патриаршего Подворья, построенный в 17 веке, и резиденция патриарха православной церкви. Долгое время здесь жил патриарх Алексий Второй. Многие местные жители вспоминают, что он любил гулять и общаться с простыми людьми.

    Валентин Катаев в повести «Святой колодец» описал святой источник с часовней, расположенный в Переделкино.

    Практическая информация

    Адрес: Московская область, Ленинский район, поселок Переделкино. До Переделкино можно добраться на общественном транспорте. На электричке с Киевского вокзала нужно доехать до станции Переделкино. Дальше придется идти пешком около 2 км в направлении Минского шоссе. С Белорусского вокзала нужно доехать до станции Баковка, дальше пешком через Минское шоссе.