Кропивницкий лев евгеньевич. Все стихи евгения кропивницкого Вещи прячутся
Изд. «Культурный слой», Москва, 2004. 672 с. илл .
Наследники и друзья почтили память Евгения Леонидовича Кропивницкого (1893-1979), выпустив великолепный во всех отношениях том его избранных произведений. Весомая красивая книга (дизайн Е. Корнеева), заботливо отобранные Иваном Ахметьевым стихи. Интереснейшие воспоминания его детей - художников Валентины и Льва Кропивницких; Холина и Сапгира, его учеников.
Миролюбивость Кропивницкого (сам он называл ее «снисходительностью») не спасла его от нападений власти. Как члену официального союза художников, ему полагалась персональная выставка; ее подготовили в 1962 г. К несчастью, Хрущева повели в те дни на выставку МОСХа в Манеж, и там глава супердержавы впервые увидел живопись Р. Фалька и других, не похожую на лучезарный соцреализм. Послезнаменитых высказываний генсека выставка Кропивницкого не только не состоялась, но его самого исключили из союза художников «за формализм»! С публикациями было не легче. При жизни Кропивницкого вышла тоненькая книжечка его стихов «Печально улыбнуться». Ее выпустил А. Глезер в Париже в 1977 г.
Е.Л. был представителем искусства спокойного сопротивления, молчаливого неприятия, благородной не принадлежности официальной культуре. Как выжить, не принимая советской власти и не вступая с ней в заведомо гибельный конфликт? Очень просто: описывать советский быт, как он есть. Его поэзия сохранила свежесть первозданности. Кропивницкий стал певцом «оголенной» действительности. Он отверг маньеризм и китч, этих китов партийного искусства, официально именовавшихся «правдивым отображением жизни». Люди жили в бараках, дрались, пьянствовали и гибли. Об этом надо было сказать средствами искусства. В сонете «Бандит»: Убили в проходном дворе:/Лежал на мусоре раздетый…/А рано утром на заре/Ее смутили вестью этой. Или: Опять я выпил водки./Опять я захмелел,/И закусив селедкой,/В мечтаньях разомлел. Впрочем, как на хрестоматийной картине, и в бараках «всюду жизнь»:
МОЛОДОСТЬ
Опять на огороде
Мы встретились с тобой.
Выходит, это вроде
Назначено судьбой.
Ты в кофточке лиловой,
Коса твоя туга.
А я такой здоровый,
Крепка как сталь рука.
Да и сама природа
За нас: цветы, трава.
И в блеске небосвода
Звенят любви слова.
1945
В стихах Кропивницкого отразились литературные эпохи, современником которых он был. Слышатся интонации обериутов, вещизм Заболоцкого, но вдруг звучат ритмы Сологуба и Тютчева:
У каждого свой смертный час уж есть.
Всяк обречен для гибели и баста.
Всяк в оных днях услышит смерти весть,
Бо смерть губить живущего горазда.
И содрогнется всяк - конец всему:
Реальность (он узнает) ускользает…
Всяк видел смерть - она пришла к нему
И в плоть его, как некий гад, вползает.
Заглохнет вдруг вся суета сует -
И станет всё ненужно и отвратно:
И звездна нощь, и солнца дивный свет -
Всё заменит гниение развратно.
…
(из стихотворения «Смертный час»)
Эта державинская «прапоэтика» осмыслена, казалось бы, в ироническом ключе. Как, например, и в «Секстинах»:
Молчи, чтоб не нажить беды,
Таись и бережно скрывайся;
Не рыпайся туды-сюды,
Не ерепенься и не лайся.
Верши по малости труды
И помаленьку майся, майся.
Уж раз родился - стало, майся:
Какой еще искать беды? -
Известно, жизнь - труды, труды -
Трудись, но бережно скрывайся,
Не поддавайся, но не лайся, -
Гляди туды, смотри сюды.
Хотя глядишь туды-сюды,
Да проку что? - сказали: майся.
Все ерунда, так вот, не лайся!
Прожить бы только без беды,
А чуть беда - скорей скрывайся.
Но памятуй: нужны труды.
Труды они и есть труды:
Пошел туды, пришел сюды,
Вот - от работы не скрывайся.
Кормиться хочешь - стало, майся,
Поменьше было бы беды,
Потише было бы, - не лайся.
Есть лают зло, а ты не лайся,
И знай себе свои труды:
Труды туды, труды сюды;
Прожить возможно ль без беды?
А посему трудись и майся,
И помаленечку скрывайся.
Все сгинет - ну и ты скрывайся,
И на судьбу свою не лайся:
Ты маялся? - так вот, не майся,
Заканчивай свои труды,
В могилу меть - туды, туды,
Туды, где больше нет беды.
1948
Е. Кропивницкого я встречал несколько раз в начале 70-х на квартире А.Глезера, тогда моего соседа на Преображенке, устроившего у себя настоящую галерею свободных художников. Вот было время! Новые и новые имена художников, писателей, музыкантов, встречи с иностранцами. Ощущение опасности от «людей в штатском» у подъезда, от неопознанных стукачей (или просто «назначенных» на эту роль молвою). Напряжение бывало с трудом выносимо. В сентябре 1974 года, после погрома бульдозерами первой выставки на пленэре, готовилась вторая. На квартире Оскара Рабина, признанного лидера движения (и зятя Е.Кропивницкого), шли разговоры. Посмеют ли власти, после негодования и удивления Запада, опять разгромить? Немыслимо! И, однако, кто знает? Вдруг они снова, если не хуже?.. Нужно максимальное журналистское прикрытие. Присутствие известных диссидентов. Я обмолвился, что меня представили А.Д. Сахарову, и взоры присутствующих остановились на мне. С трепетом набрал номер телефона… Ну вот, теперь и Сахаров знает! (И как удивительно это ничем материально не подтверждаемое тогда чувство защищенности!)
После всех колебаний и опасений на выставку в Измайловском парке пришли толпы и художников, и зрителей! День свободы искусства состоялся. Были там и картины Е.Л.
Его ироничность бывала обманчивой. К тютчевской теме краткости и бренности человека он относился очень серьезно. «Основной пунктик этой «философии» - «мы все помрем», - свидетельствует Игорь Холин в своем дневнике. - Глупо, но факт. Однажды я попытался сказать ему об этом. Но кончилось тем, что он порвал со мной всякие отношения. Теперь я просто помалкиваю, если мне что не нравится. И все равно это замечательный поэт. Свежий и новый даже теперь, в 1966 году. Однако поэзия для него второстепенное. Главное живопись. Тут он мастер непревзойденный». Кропивницкий повлиял на авторов, которые с тех пор далеко разбежались: Вс. Некрасов, Э.Лимонов, покойный Сатуновский.
В книгу вошла проза Е.Л., а также его бесценные воспоминания о поэте Филарете Чернове (†1940). Замечателен подбор фотографий и цветных репродукций рисунков Кропивницкого.
[«Русская Мысль» 24.11.2005]
"Вид из моего окна". Картон, масло. 1956
Девушка и кот. Рисунок.
- 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
- 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
- 08.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это тринадцать живописных работ и семь листов оригинальной графики
- 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
- 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
- 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
- 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
- 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
- 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
- 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
- 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
- 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
- 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
- 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
- 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие
В изостудии
Вот следы былой культуры:
Бюсты, торсы разные.
Это - фавны праздные,
Это, кажется, амуры.
Это, может быть, лемуры -
(Очень безобразные!)
Это - (дело ясное!) -
Троглодит... (Какой он хмурый!)
И срисовывают эти
Бюсты, торсы разные,
Лики несуразные -
Дети школ. Простые дети.
Пыжутся, стараются,
Сходства добиваются.
Вещи прячутся. Бывает...
Вещи прячутся. Бывает -
Ищешь, ищешь - не найдешь.
Все вокруг переберешь -
Нету вещи - как растает.
Но проходит день, другой -
Смотришь - вещь лежит на месте.
А ведь ты глядел раз двести
В этом месте, дорогой!
Вот фабрика. На ней...
Вот фабрика. На ней
Выделывают мыло.
А в сини прошлых дней
На этом месте было
Болото. Лягушня
Весной здесь страстно пела,
Звучащая мушня
Металась оголтело;
По дебрям пер медведь
Мохнатый... Это было -
Все это было ведь
До этого, до мыла.
Живые и мертвые
Все это только для живых,
Все для живых - и только!
А мертвые? - не спросят их, -
Что, как они? - нисколько. -
Нисколько дела нет до них:
Вот помер, ну и только.
Живым и то, живым и се,
А мертвые ни то ни се,
Отнимут и могилу.
Живой народец удалой -
Разроет - вышвырнет долой -
Плевать, что это жило -
Другим нужна могила.
Замараев
Приходил художник Замараев.
Не одобрил живопись мою...
И стою один я у сараев
И стихи печальные пою.
Поглядел художник Замараев
И нашел, что все совсем не так.
Объяснял мне долго Замараев,
Что писать мне следует и как.
Я стою печально у сараев
И стихи печальные пою...
Караул! - художник Замараев
Не одобрил живопись мою.
Земной уют
Граждане, располагайтесь
Поуютнее вот тут!
Ведь недаром люди прут,
Чтоб создать себе уют.
Граждане, располагайтесь,
Всем уютным запасайтесь,
Заводите то да сё;
Всем полезным занимайтесь -
Всем, наверно, нужно всё.
Нужен дом. Эй, стройте дом!
Комфортабельный притом.
Нужны платья и костюмы,
Нужен даже патефон,
Нестерпимо нужен он.
В головах роятся думы:
Телевизор бы купить,
Без него нет силы жить.
Нужны вещи для уюта,
Для уюта и красы:
На руку надеть часы,
Золотые вставить зубы,
Краскою покрасить губы,
На ноги надеть капрон
И купить себе бостон.
Граждане, располагайтесь
По хозяйски там и тут!
Эх, хорош земной уют!
Хороши земные вещи:
Керосинки, лампы, клещи.
Надо всё.
Надо всё.
Всё всем надо.
Всё всем надо.
Надо то и надо сё,
До безумия, до мата!
Граждане, располагайтесь:
Умершему нужен гроб:
Жил да был, а смерть вдруг - хлоп!
Вот погост, располагайтесь.
Может быть, и вправду тут
Обретете вы уют?..
Но, увы! - кладбищ нехватка -
Ликвидирован погост:
На кладбище, ан, помост -
Танцевальная площадка,
И идет на ней присядка...
Ну, а это что за хвост? -
Это хлебная палатка!
Иду я в сутолоке мира...
Иду я в сутолоке мира,
Иду к загадочной черте.
И надо мною звезд порфира,
Их кто-то, бросив, завертел.
Земной уют уныл, ненастен,
И под окном собачий вой.
И неужели ж я причастен
К великой тайне мировой?!
Медвежья Колыбельная
Хорошо в берлоге спать.
Бай! Бай! Бай!
Спать в берлоге благодать.
Бай! Бай! Бай!
За стеной метель слышна.
Бай! Бай! Бай!
А в берлоге тишина.
Бай! Бай! Бай!
Притаишься чуть дыша.
Бай! Бай! Бай!
Да, бер-ло-га хо-ро-ша.
Бай! Бай! Бай!
Мне очень нравится, когда...
Мне очень нравится, когда
Тепло и сыро. И когда
Лист прело пахнет. И когда
Даль в сизой дымке. И когда
Так грустно, тихо. И когда
Все словно медлит. И когда
Везде туман, везде вода.
На реке белье я мою...
На реке белье я мою.
По шоссе грядут полки.
Я косыночку мою
Поутру сымала с полки.
Я ему, конечно, пара,
(Ну эх, пила яво пили!)
И эх, в барак к яму пора:
Подошла: там водку пили.
Сел на стул, раздвинув полы,
Ненаглядный дорогой,
Рассказал, что за полы
Заработал он дорогой.
Ночной Грабеж
Караул! - Но темень. Жуть.
О-го-го! - Молчанье. Муть.
Гра-бят! - Сырость. Темень. Тишь.
Зря, любезный ты кричишь! -
Люди, люди, люди спят,
Люди спят, храпят, сопят.
В избах бродит полутень,
И еще не скоро день.
Он соскучился по водке...
Он соскучился по водке,
По гулянке. И
По соседке, по молодке,
По гармошке. И
По деревне по родимой,
Где все мило. И
По березыньке любимой,
Где был счастлив. И
Он запил. Запил он глухо,
Хмуро, жутко. И
Матом крыл и съездил в ухо
Гукал, гикал - ии - и!
По витринам - из картона...
По витринам - из картона
Хлеб и сыр, и колбаса.
Понаделано их тонны,
Разбегаются глаза.
Эти яства - тоже - проба -
Ну-ка кинь-ка на весы!
Ну-кась выкуси, попробуй
Деревянной колбасы!
Санитарка
Занялся мой муж мышами -
Он исконный враг мышей.
Я ж веду борьбу с клопами,
Умерщвляю вшей.
В душных скважинах матрацев
Только ночь - ползут кусаться,
Укусив, пускают яд.
Лето. Город. Душно. Жарко.
Нанимают санитарку
Чтоб возможно стало жить.
У меня халат. Он белый.
Прысну - клоп остервенелый
Побежит. Какая дрянь!..
Летом душно, летом жарко.
Нанимают санитарку:
Балахон, яды, лохань.
Муж мой не прельстился вшами,
Муж мой занялся мышами -
Травит он мышей.
Я ж веду борьбу с клопами,
Умерщвляю вшей.
Я с клопами, я со вшами,
Женщина с коровой Вот и женщина с коровой По тропинке пробирается: Меж кустов рога качаются... Хорошо! - Туман лиловый, Солнце сквозь туман ласкается. 1952 * * * На дворе тепло и тихо, Небосвод грозово-хмур. Петухи дерутся лихо, Вероятно из-за кур. На шоссе выходят гуси, Важно шествуют - их пять. В порыжелом автобусе Едут граждане гулять. Там река и там купанье: Голых тел там без числа. Хохот, визги, восклицанья, Взмахи пьяного весла. 1952 В пруду Расширила жабры и стала: Куда еще можно поплыть? У берега смерть ожидала: Там некто задумал удить. Но помнила памятью тайной Про то, как сорвался крючок... Уплыла... О, этот случайный И острый крючок и толчок! Теперь осторожность, неспешность Движений... Мерцает вода... Воды завлекательна нежность... Что ж, плыть?.. но зачем?.. и куда?.. 1952 Серебряные птицы Я вижу из своей светлицы Поля и голубой туман. Летят серебряные птицы За аэропланом аэроплан. Не сосчитать: их мнозе, мнозе, Их, вероятно, штук с полста. Их гул торжественен и грозен, Хоть не одна до них верста. Куда летят? С какою целью? Ученье это или что?.. В полете их мне нет веселья - К чему они? зачем? почто? Нет, птиц обычных перелеты Безмерно радуют меня: Люблю ворон косые взлеты На склоне золотого дня; Люблю их стаи, что маячат, Когда дожди, когда туман... Аэроплан! - что это значит? - К чему, зачем аэроплан? Так! выдумали и летают. Вот - далеко они видны... Но для чего? - Никто не знает. А впрочем, верно для войны. 1953 В изо-студии Вот следы былой культуры: Бюсты, торсы разные. Это - фавны праздные, Это, кажется, амуры. Это, может быть, лемуры - (Очень безобразные!) Это - (дело ясное!) - Троглодит... (Какой он хмурый!) И срисовывают эти Бюсты, торсы разные, Лики несуразные - Дети школ. Простые дети. Пыжутся, стараются, Сходства добиваются. 1954 Чертова кукла Ах, какая странная: Глазки оловянные, С толстеньким животиком, С выкрашенным ротиком; Под глазами синяки... Вот бы дать ей тумаки! 1954 Девочка Как тебя мне жалко: Ты тонка, как палка, Тонки ноги, руки. А твои подруги Толсты и упруги. Шейка тонка очень, Тусклый взгляд порочен. У тебя подруги Пышны и упруги, Смелы и нахальны. Смотришь ты печально, Под глазами круги, Как былинки руки, Талья тонка-тонка. А подруги звонко Весело смеются. К тебе тайно жмутся Во дворе, в бараке Юноши во мраке. Ты слаба до муки. А твои подруги Пялят свои груди: Поглядите, люди! Голос твой не звонок, Стан и слаб, и тонок, Ты тонка, как палка, И тебя мне жалко. 1957 * * * Если хочет оно жить - Я не стану давить. Пусть оно себе живет Незнакомое Насекомое... Пусть ползет. 1964 * * * Осень. Ветер завывает. Собака лает. Собака воет. Сердце ноет. Не люблю осенний мрак, Завывающих собак. 1964 * * * Длинные стихи Читать трудно И нудно. Пишите короткие стихи - В них меньше вздора И прочесть их можно скоро. 1964 * * * Вся жизнь во мне: То страшно мне, То не страшно мне, То приятно мне, То неприятно мне. 1965 * * * Девушка с лицом суровым Кто вы? Что вы? Для чего вы? Отчего вы так суровы? 1965 * * * Ю. В. Приехал толстый гражданин, Широкоплечий, бородатый И с шевелюрою мохнатой, Приехал толстый гражданин. На небе был ультрамарин, А тучки были, как из ваты. Какой роскошный гражданин Широкоплечий, бородатый! 1967 Лимонов Лимонов, Лимонов, Вы лучше лимонов, Не только лимонов, Но и апельсинов, Но и мандаринов. 1970 * * * Приходил художник Замараев, Не одобрил живопись мою... И стою один я у сараев, И стихи печальные пою. Поглядел художник Замараев, И нашел, что все совсем не так. Объяснял мне долго Замараев, Что писать мне следует и как. Я стою печально у сараев И стихи печальные пою... Караул!! - художник Замараев Не одобрил живопись мою. 1973 * * * Твое тело плотью пахло, Я дышал тобой всю ночь. Жаром женских излучений Исцелил свою я плоть. Мне на утро легче стало, Хворь моя как бы прошла. Я вздохнул уже живее И домой к себе ушел. И пока я шел, встречались Люди. Видел я дома И сады, и тротуары, И туманный серый пруд. 1974 Пропажа Бальмонта Пропал Бальмонт - любимый мой поэт. А он лежал, я знаю, на рояле. Увы, увы, Бальмонта книжки нет... Ужели черти оную украли? Кто взял ее, кто книжку утаил? - Я совершенно этого не знаю. Бальмонт всегда мне был особо мил, Он нужен мне, его я вспоминаю. Пропал Бальмонт! О, солнечный поэт! Я без него осиротел в печали. Увы, увы - Бальмонта книжки нет. А ведь она лежала на рояле. 1977 * * * Кекс противный, кекс невкусный В магазине я купил. Испекают же такое Да еще и продают! Наплевать! Займусь стихами. Полюбился мне хорей. Он давно мне полюбился - Первый стих мой был хорей. Все поэты им писали Пятистопный же хорей Написал я, сочиняя Первые свои стихи. Но люблю четырехстопный Так же очень я хорей - Он звучит оптимистично И прозрачно и легко. 1977
Кропивницкий Евгений Леонидович
(13 (25).07.1893, Москва – 19.01.1979, там же)
Поэт, художник, композитор. Окончил Императорское Строгановское художественное училище в 1911 со званием «ученый-рисовальщик». В 1912–1920 жил в Москве, учился в ун-те Шанявского на ф-те истории. В 1920–1923 жил и работал в различных городах Севера, Урала и Сибири. С 1923 поселился с семьей под Москвой. Стихи писал с 1909. Основная часть дошедших стихов написана начиная со второй половины 1930-х. Учитель И. Холина и Г. Сапгира. В 1950-х дом Кропивницких в подмосковной деревне Виноградово (рядом с Долгопрудным) становится одним из центров зарождавшегося московского неофициального искусства. В 1963 с подачи КГБ был исключен из МОСХа.
Печально улыбнуться...
Париж: Третья волна, 1977; Земной уют. Избранные стихи
. М.: Прометей, 1989; Избранное: 736 стихотворений + другие материалы
. М.: изд-во В. Орлова (Культурный слой), 2004.
_______
Русские стихи 1950-2000 годов. Антология (первое приближение). В двух томах. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. - М.: Летний сад, 2010. - 920+896 с. (пер.) - (Культурный слой; Волшебный хор.) - Тир. 1000 экз.
Пока собирался, старик Кропивницкий помер. Уходят киты. Учителя, мастодонты и могикане. Уходят, не увидев плодов своих трудов. 7 ноября 1976 года померла тетка Танька Гнедич, не пережив 59-й годовщины, на не знаю, каком, году. На могиле поэты клялись составить сборник в ее честь. Потом села Юлия Вознесенская, и поэты, потолковав, забыли. Так я забыл написать детские стихи сиротам художника Сани Юдина.
Помирают Учителя. Не потолковал я с Крученыхом, упустил Предземшара Арен-са и даже к Ахматовой зашел после смерти ее. Мантию оксфордскую примерил, в машинку пальцем потыкал, книжки, которые на полке, перелистал.
Но с Ахматовой мы в свойстве находились.
А вот Кропивницкого я не застал.
Имя же его, как возникло в послесталинскую эпоху /а подспудно, полагаю, и до/, так и продержалось в Учителях до самой смерти его. Поколения сменялись, а старик был один. Породил Рабина и дочку свою. Виду /Валентину/ Кропивницкую, третье поколение уже пошло - внук Саша Рабин, тоже художник, и - приемышей: поэтов Сапгира и Холина. Тем уже за 50, а на фотографиях появляются новые лица -поэт Лимонов, супруга его бывшая Леночка Щапова - живет отец Кропивницкий.
Патриарх Барака - имя ему.
Это он определил наши поколения люмпен-интеллигенции, определил и статусом и духом. Не купившись и не продавшись, выжив, не посещая салонов Ягоды /как Мандельштам или Бабель - за что посадили/, выжив с керосиновой лампой в век лампочки Ильича, с керогазом и примусом - не хотел он новой квартиры в Черемушках, ничего не хотел, только палых осенних листьев, только - тихо и мудро дышать.
И следы его - в Рейне /см. "Монастырь"/, и в Горбовском и в Уфлянде - что из того, что знакомы и не были - знали: живы еще старики и в Москве и в столичном Питере, жив был Стерлигов в Питере - я их смело сравню, не учились у Стерлигова /я не учился/, знали: жив.
19 января в
Москве скончался поэт и художник Евгений Леонидович Кропивницкий, один
из старейших представителей неофициального искусства: в июле ему
исполнилось бы 86 лет. ... Его жизнь останется примером честности и
принципиальности в искусстве, невзирая на обстоятельства, подчас едва ли
выносимые.
Е. Л. родился 25 июля 1893 г. в Москве в семье железнодорожного служащего, живо интересовавшейся музыкой и литературой. Это увлечение разделил и Е. Л. , написавший несколько инструментальных произведений и оперу "Кирибеевич" по мотивам "Песни о купце Калашникове" Лермонтова /вон где корни бунтарские - ККК/. До революции он закончил Строгановское училище. ... С 1934 года они обосновались в поселке Лианозово, неподалеку от станции Долгопрудная по Савеловской ж. д., давшем название течению в современном неофициальном искусстве, - критики подчас пишут о "Лианозовской школе". В 1974 году после смерти жены - художницы О. А. Потаповой - Е. Л. переехал в Москву к сыну. Долгие годы Е. Л. жил в стороне от магистрали официальной литературы, общаясь со своими друзьями, поэтами Арсением Альвингом и Филаретом Черновым. Оба не пережили войны; в 1951 г. Е. Л. одним из первых занялся тем, что позднее получило наименование Самиздата: собрал и перепечатал на машинке стихотворения Ф. Чернова, умершего в 1944 г. в психиатрической больнице. /ГДЕ ОНИ?! ГДЕ АЛЬВИНГ?! -ККК/. ... Впервые несколько стихотворений Е. Л. были опубликованы в Советском Союзе в 1976 г. в детском сборнике, и только в 1977 г. А. Глезер выпустил книжку, которая дает некоторое представление о его творчестве /"Печально улыбнуться..." в изд. "Третья волна", Франция/. Замечательные "Секстины" и другие стихи вошли в "Аполлон-77". Почти всю свою жизнь Е. Л. преподавал в школах, в изобразительных и литературных студиях. Средства к жизни это давало очень скудные, и 17 лет, по его собственному признанию, он голодал. До последних дней он был окружен учениками - начинающими художниками и писателями. ... Пять лет тому назад Е. Л. писал: "Хорошо бы просто жить на такой теплой тихой планете, где нет ни ветра, ни дождя - и ходить совсем нагишом, любоваться на дивные растения и плоды, которые НИЧЬИ, а просто Божьи, и просто цветут и растут. Любоваться на пейзажи, на прекрасных нимф, дышать чудным радостным воздухом - и бесконечно жить и чувствовать некое дыхание Духа Святого". Как знать, может быть, желание Е. Л. исполнилось..." |
Посмертно...
Всегда мы пишем о прошлом, всегда - взгляд назад. Когда же будет - взгляд вперед? Кропивницкий глядел вперед. Пишет Лимонов:
"Как-то я услышал от художника М. Гробмана следующие стихи:
Стихи удивили меня какой-то ласковой чудаковатостью, совершенной простотой и в то же время выразительностью. Совсем они не были похожи на то, что писали "Смогисты" - тогдашние мои друзья Алейников и Губанов /см, 3-й т. - ККК/. Кто написал эти стихи? Евгений Леонидович Кропивницкий - ответил Гробман.
Кропивницкий с 1939 по 1963 год состоял членом Союза художников СССР. В 1963 г. был исключен после хрущевского разгона. Он был единственным действительно пострадавшим /не Евтушенко, не Эрнст Неизвестный - "герои манежа", а он, именнo он. Настоящее, то, что нужно гнать, искоренять, всегда видно гонителям. -Ну, тут уже Эдик впадает в патетику. - ККК/. Кропивницкий живет уже более 40 лет на станции Долгопрудная, что по Савеловской жел. дороге, в маленькой 9м комнате. Печь отапливается углем, водопровода нет, деревянный туалет во дворе. Два года назад умерла его жена - художница Ольга Потапова. Они прожили вместе 50 лет. Какой чистотой веет от этого человека, сумевшего пронести через многие годы страшных событий незапятнанным свое творчество!
Врожденный педагог, он устроил для своих и чужих детей что-то вроде лесной академии. ... Бродил Кропивницкий с детьми по лесу, читал им стихи, рассказывал о писателях, художниках. Разводили костер, варили суп из крапивы - вспоминает Г. Сапгир, - открывали книгу, читали Пушкина.
Лучший сборник Кропивницкого "Земной уют" /ГДЕ ОН?! - ККК/ начинается стихотворением:
Это трудная пригородная военная и послевоенная жизнь. Архипелаг ГУЛАГ читали? Разве не близко?
Барачная подмосковная Москва разливается в стихах Кропивницкого, гуляет, доступными ей способами веселится, пьяная курахится и в будни глухо и черно работает. Одни названия его стихов чего стоят: "Осенью за поллитровкой", "Тритатушка", "Средство от туберкулеза", кстати, "Средство от туберкулеза" широко известно в Москве:
Лирический герой Кропивницкого живет рядом, в бараке. Он пока только скептический безвольный наблюдатель нечеловеческой этой жизни.
У Кропивницкого не найти открытого осуждения власти, но он осуждает, ненавидит эту жизнь, к которой привела русский народ эта власть. И вот вывод, итог, безжалостный и горький:
Стихи Кропивницкого не загромождены метафорами. Все пропорции строго и скупо соблюдены согласно внутреннему темпераменту поэта. "Украшений" в стихе мало.
Творчество Кропивницкого находится в русле старой "классической", пушкинской, тютчевской традиции. Традиции, к которой принадлежит А. К. Толстой; из более близких по времени поэтов - А. Рославлев, Помню, что при мне Кропивницкий неоднократно неодобрительно отзывался о "густой метафоричности" Пастернака. Парадоксально, но сейчас, на фоне полуофициально ставшего каноническим пастернако-ахматово-маяковского направления, стихи Кропивницкого выглядят авангардистскими."
Кто они? Мудрецы? Оборотни? Юродивые? Шуты выживают в России. Боятся шутов, Смотрю на портрет Кропивницкого - вспоминаю Давида Дара, отца Алипия . Хулиганы, а то и ерники. "Алька" /Алипий/, кормилец многих и многих художников, наместник Псковско-Печерской Лавры, в прошлом - художник-баталист студии Грекова, капитан артиллерии, орденоносец, член КПСС /партбилет так и не сдал, уйдя в монаси!/, рисовал слащавых ангелочков, поил коньяком безместных художников, крыл матом с балкона своего домишки туристов /а заодно рассказывал, что послал на хуй вступившегося за туристов же секретаря пскопсково обкома партии - своими ушами слышал! - ККК/, таков был Алипий, "Алька". Это он выдал мне 700 рублей за посвященную ему антологию "12-ти", об этом можно уже говорить, монаси наверняка выдали ее КГБ после Алькиной смерти /сам говорил о картинах: "Умру, монаси всё повыбрасывают!..." Мурильо, подлинник, и Клевера они наверняка сохранили - или продали, но - сколько безвестных художников, тащивших картины Алипию со всех концов Союза - где они?/. Помер Алипий. Помер в 1975 году, перед моим отъездом. Так и не повидались на прощанье.
Дар же, слава тебе. Господи, жив. И в Израиле. По арапским персикам ударяет. Шут гороховый, отец, Учитель и друг - о нем смотри в 4-м томе . Напишу.
Стерлигов тоже преизрядным шутом был. Да и что остается в этих бесчеловечных условиях? Смеятися, или мудро улыбатися. "Тебе не больно, Хаим /распятому/? - Нет, не очень, только когда смеюсь."
Улыбнулся старик Кропивницкий.
Последней улыбкой.
* * * Блеют
белые козлы
* * * Смотрит
старая старушка 1940
* * * Мне очень
нравится, когда ПОЛУСТЕРТАЯ ЭПИТАФИЯ Здесь
похоронен /временно - РАЗВОД Её муж
сказал: Он сказал:
ДЕВОЧКА Как тебя
мне жалко! А твои
подруги Шейка
тонка очень, У тебя
подруги Смотришь
ты печально, А подруги
звонко, К тебе
тайно жмутся А твои
подруги ТЕЛО И ДУША Известно:
тело. А душа? - Вот
девушка: как хороша! Вот
парень: истый жеребец, А вот
старик: он слаб и хил, А если нищ
старик? - ай-ай! СЕКСТИНЫ Молчи,
чтоб не нажить беды, Уж раз
родился - стало, майся: Хотя
глядишь туды-сюды, Труды они
и есть труды: Есть -
лают зло, а ты не лайся, Всё сгинет
- ну и ты скрывайся, 1948 |