Крещение христа - творчество леонардо да винчи. Евангельский сюжет в живописи: Крещение Господне


Леонардо да Винчи в образе Платона| на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа»|1510-1511|Станца делла Сеньятура| Ватикан|Рим

Что же касается его собственных художественных работ, о которых мы можем судить по-настоящему, имея дело с конкретными вещами, то наиболее ранние восходят еще к его пребыванию в мастерской Верроккьо.
Нужно сказать, что искусствоведческая проблема Леонардо с тех пор как началось его научное изучение, во многом состояла в том, чтобы, как это ни странно на первый взгляд, сократить количество вещей, которые ему приписывались. В конце XIX - начале XX века в музеях и собраниях мира насчитывались сотни работ Леонардо. Произведений, иногда весьма сомнительного качества, которые традиционно связывались с его именем. Леонардо впоследствии очень много подделывали. Существовала большая группа художников, последователей Леонардо, так называемых леонардесков, - это его ученики, ученики его учеников и так далее. И понадобились десятилетия работы для того, чтобы расчистить реальный облик художника, чтобы убрать безусловно сомнительные вещи, вещи которые вряд ли могут быть приписаны Леонардо. Хотя единого, так сказать, общепринятого корпуса работ Леонардо до сих пор нет.

В разных научных изданиях фигурируют или отсутствуют некоторые вещи, которые входят или, в соответствии с установкой того или иного автора, исключаются из «oeuvres», из творчества Леонардо. И ранние его флорентийские произведения до 1482 г., времени его отъезда в Милан, определяются либо по свидетельствам Вазари, либо на основании других литературных источников того времени.


«Ангел»|Фрагмент картины Верроккьо «Крещение Христа»| 1472-1475 | дерево, масло|Галерея Уффици|Флоренция

Обыкновенно первым по времени в ряду леонардовских произведений называют ангела из коллективной работы мастерской Верроккьо «Крещение Христа». Участие учеников или подмастерьев в работе учителя – вещь более чем распространенная, совершенно естественная в художественной практике Ренессанса в XV веке. Иногда предполагают, скажем, участие молодого Боттичелли в работе мастерской Фра Филиппо и других художников, которые впоследствии получили известность благодаря их участию в произведениях тех мастеров, из чьих боттег они вышли. Вазари совершенно определенно пишет, что фигуру крайнего левого ангела в этой картине написал Леонардо. И действительно, эта фигура весьма отличается по живописи от всего остального. Эта картина продолжает оставаться несколько загадочной до сих пор. Во-первых, в ней смесь техник – частично она написана темперой, частично маслом. Кое-где масло лежит поверх темперы. Сам Леонардо экспериментировал много и не всегда удачно. Фигура ангела, которая нас в данном случае интересует, написана маслом. Маслом написана вода и ноги Христа, виднеющиеся сквозь прозрачную воду неглубокого ручья. Но это не обязательно свидетельствует о том, что ноги Иисуса тоже написаны Леонардо. Пейзаж, фигура Христа, фигура Иоанна Крестителя исполнены в темпере. В целом произведение достаточно архаично, в духе живописи Верроккьо.


«Св.Иероним»| ок.1480|дерево, масло|Пинакотека Ватикана|Ватикан, Рим

К 70-м гг. относится еще одна незаконченная картина, которая приписывается Леонардо практически всеми исследователями. Она изображает св.Иеронима. У нее фантастическая история. Нижняя часть доски с изображением фигуры святого на покаянии и фигуры льва на переднем плане (без изображения головы святого), была найдена у одного из римских антикваров, она служила крышкой ящика. А некоторое время спустя, совершенно в другом собрании, случайно была найдена верхняя часть доски с головой св.Иеронима. Они были смонтированы уже впоследствии.
Сцена покаяния св.Иеронима отнюдь не нова для итальянского искусства. Новое здесь в другом – Леонардо как мастер Высокого Возрождения предпочитает писать крупные фигуры, фигуры большого масштаба, довольно близко расположенные к переднему плану. В эпоху Высокого Возрождения мы с вами практически не найдем изображения пространства, усеянного массой небольших фигурок, как это многократно встречалось в эпоху Кватроченто. Вспомним композиции Филиппо Липпи или Беноццо Гоццоли во Флоренции, вспомним Джентиле Беллини или Карпаччо в Венеции. В центре искусства Высокого Возрождения – выделенная масштабом фигура или несколько фигур в пластической определенности. Зато линейно-пространственная, ритмическая и объемная разработка этих фигур становятся гораздо более целостными. Для Леонардо здесь чрезвычайно важно как-то пластически оправдать сложную и неудобную позу св.Иеронима, найти какой-то не только динамический, но и выразительный, эстетический эффект в этой неправильной, исхудавшей фигуре, в изможденном и далеко не классическом лице. Посмотрите, как соответствуют друг другу направление руки с камнем, отставленной в сторону, и диагональ фигуры льва, лежащего внизу. Совершенный повтор, вроде бы не уравновешивающий части композиции, и в то же время удерживающий ее в целом.


«Поклонение волхвов»|дерево, масло|1481-1482|Галерея Уффици|Флоренция

В свой первый флорентийский период, то есть до первого своего отъезда в Милан, Леонардо оставил несколько вещей незавершенными. Незавершенной осталась и, пожалуй, центральная работа этого периода, которую датируют концом 70-х или самым началом 80-х годов. Это большая алтарная заказная картина «Поклонение волхвов». Она была заказана Леонардо священниками монастыря Сан Донато, доведена до подмалевка, а затем оставлена. В конце концов этот заказ много лет спустя выполнил Филиппино Липпи, мастер, которому судьбой было как бы предопределено заканчивать, дописывать за других художников; напомню, что он дописывал и фрески капеллы Бранкаччи за Мазаччо.

В момент крещения Христа Иоанном свершились три чуда, не происходившие ни с кем другим, кто принимал крещение. ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины «Крещения Христа».

Часть картины (некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева) написаны Леонардо. С ангелом Леонардо связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе». И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио».

Будучи прежде всего скульптором, Андреа Верроккьо (1435/1436-1488) выполнял живописные заказы с перерывами, вследствие чего одну из своих картин — «Крещение Христа» — никак не мог закончить. Он попросил довершить начатое своего ученика Леонардо да Винчи (1452-1519), молодого, но уже достигшего к тому времени больших успехов, хотя и остававшегося в мастерской учителя. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

Троица, многократно, хоть и не вполне ясно, ощущаемая в Ветхом завете, здесь впервые появляется во всей своей полноте”, – констатирует известный богослов Ч. Скоуфилд. В-третьих, “глас был с небес” – глас Отца Небесного, которым Он выразил безоговорочное одобрение Иисусу и Его миссии.

Крещение, согласно учению всех христианских конфессий, рассматривается как введение человека в лоно церкви. Это одновременно и акт очищения от греха, и второе рождение, в котором купель – символ непорочного чрева Девы, из которого посвященный вновь рождается. Крещение – первое из Семи Таинств и одно из Богоявлений Христа. Крещение Иоанном Крестителем Иисуса Христа – кульминационный момент земной миссии Иоанна.

В житийных циклах Христа крещение обычно занимает место после сюжета “двенадцатилетний Иисус в храме” и перед искушением Христа в пустыне. В циклах из жизни Иоанна Крестителя, получивших особое распространение в Италии в XIV – XV веках, оно следует за Крещением всего народа и предшествует аресту Иоанна Крестителя.

Однако имеются серьезные отличия, с одной стороны, синоптических Евангелий (в целом) от рассказа Иоанна и, с другой, различия между собой трех евангелистов.

Картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Сюжет крещение Христа в искусстве завершил свое иконографическое развитие примерно к Х веку. В более позднее время варьировались лишь отдельные детали композиции. Описаний полного крещения у древних авторов нет. Они тоже повторяют рассказ канонических Евангелий. Уяснение этих форм помогает понять особенности изображения крещения Христа западными художниками. Главное действующее лицо рассматриваемого сюжета – Иисус Христос.

Объяснение такого анахронизма следует искать в самой концепции христианского крещения: Христос дал образец крещения. Иоанн Креститель обычно помещается на правом от Христа берегу Иордана, он возлагает руку на голову Иисуса. Руковозложение это как факт, имевший место при крещении Спасителя, отмечено у ранних церковных писателей.

Ответ на вопрос, чем оправдано их введение, опять-таки находится в плоскости традиции, согласно которой ангелы, как служители Божии, присутствуют при всех важнейших событиях жизни Христа. В памятниках западноевропейского искусства исходным пунктом для установления иконографии крещения Христа послужили византийские образцы.

Особого внимания требует к себе способ, каким производилось крещение: либо крещение посредством погружения в воду, либо обливанием (или окроплением). Как правило, предпочтительным было крещение погружением.

На Западе до XV века господствующим было крещение погружением. В центре ее Христос. Он по щиколотку в водах реки, его руки сложены в католическом молитвенном жесте. Рядом Иоанн Креститель, он льет воду из блюдца на голову Христу (крещение обливанием). Еще более загадочен вид трех ангелов (мы судим о них как об ангелах, во-первых, по их крыльям, во-вторых, по тому месту, которое они занимают, – обычному месту для ангелов в этой сцене).

Крещение Христа, утверждали они, произошло в тот же день тридцать лет спустя, что и поклонение волхвов, а чудо в Кане – в тот же день через год после крещения. Этот сюжет является центральным в алтаре, с двух сторон от него изображены “Рождение Иоанна Крестителя” (слева) и “Смерть Иоанна Крестителя” (справа).

Они следуют непосредственно за Крещением в том их порядке, который дает Матфей (см. ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА В ПУСТЫНЕ). Ангел с право кистей Леонардо… Леонардо начал свою деятельность в семидесятых годах XV в. Покинув мастерскую Верроккьо, он был принят самостоятельным мастером во флорентийскую гильдию художников. Так, по его инициативе, была основана герцогом Академия Леонардо да Винчи. В Милане он читал лекции и, вероятно, многие из дошедших до нас его рукописей были не более чем конспектами лекций.

Значение Леонардо да Винчи в истории итальянского искусства

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть по очереди картины Леонардо да Винчи и попытаться уяснить себе, что они содержали нового в смысле чувств, форм и красок. Вазари сообщает, что кисти Леонардо принадлежит на этой картине стоящий справа на коленях ангел, держащий одежды Спасителя.

Живопись XV-XVI вв.

Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Исполненный Леонардо портрет Джиневры де Бенчи, в свою очередь, лишен той меланхолии, которой веет от девичьих головок Боттичелли. За этими юношескими произведениями, относящимися к ранней молодости художника, следуют картины, созданные Леонардо да Винчи в Милане.

Художник или изображал, как Христос подходит к ученикам и наделяет их гостией, или же, как они сидят за столом. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства.

На основании одних лишь рассказов евангелистов о крещении Христа невозможно охарактеризовать все встречающиеся в живописи детали этого сюжета. Рассказ о крещении Христа содержится во всех четырех Евангелиях. Джотто. Крещение Христа (1304 — 1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Крещение Христа

Андреа дель Верроккио и Леонардо да Винчи
(~1470-1475) Дерево, темпера, масло.
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Леонардо да Винчи сложился как художник в мастерской своего учителя - Андреа дель Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом.

Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда не упоминал о своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.

Будучи еще подмастерьем, Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы.

Первоначально заказ на картину "Крещение Христа" от одного из монастырей получил Андреа Вероккьо - скульптор и в то же время художник Тосканы. В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями: Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше руки Бога-Отца. Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа. На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы.

Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела).

«Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)

Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти. Нужно оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет. Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов)

Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины "Крещения Христа".

Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику?
Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины, действительно, отличается по технике и стилю от других фигур. Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, сохнущие дольше и позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась ставшая потом знаменитой леонардовская техника «сфумато».

Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки. Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио.
Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований: тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок(tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем.
Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.

Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков ангелов Леонардо и необычного изображения пальмы на фоне красивого пейзажа за главными действующими фигурами.

А потому и картины его часто могут рассматриваться не только как уникальные произведения искусства, но и как результат серьезных научных наблюдений и выводов.

Леонардо да Винчи - гений эпохи

Все его научные выводы и открытия воплощались в чертежах, зарисовках, макетах, многие из которых могут быть приравнены к произведениям искусства, равно как произведения искусства - живопись, графика, скульптура и др. - являются средоточием его научной мысли. Многие из них, казавшиеся когда-то фантастическими, сейчас воспринимаются как пророчества. Его открытия опережали его время. Потому многие не были воплощены тогда в реальность. Именно по отношению к творчеству да Винчи вполне применима фраза: "Нет предела совершенству". И вовсе не потому, что последователи могут сделать задуманное и созданное им лучше, а потому, что сам мастер настолько всегда стремился к идеальному воплощению замысла, что идеал этот отодвигался все далее, и в конечном итоге Леонардо работу не заканчивал, так как не мог достигнуть желаемого идеала.

История создания картины

Картина "Крещение Христа" для Леонардо да Винчи стала последним совместным творческим проектом с его учителем Андреа дель Вероккьо. В то время Леонардо уже окончил обучение в мастерской известного живописца и начал самостоятельный путь в искусстве. К моменту создания произведения ему было около 20 лет.

Собственно фигура Иисуса Христа и образ принадлежат кисти Вероккьо, а коленопреклоненный ангел и окружающий пейзаж созданы юным Леонардо. Существует история, изложенная что будто бы образы, созданные да Винчи, были настолько прекраснее, чем те, что писал его учитель, что Вероккьо с того момента совсем перестал творить. Однако эта информация не подтверждается фактами.

Именно с картины "Крещение Христа" начал проявляться в работах Леонардо да Винчи его удивительный стиль, названный мучительно-нежным.

Сейчас картина Леонардо да Винчи "Крещение Христа" экспонируется в коллекции Италии, в галерее Уффици во Флоренции.

Сюжет произведения

Сюжет картины "Крещение Христа", или Богоявление - один из популярных в мировой живописи разных исторических эпох и стилевых направлений. Не прошел он мимо и творчества титана Возрождения Леонардо да Винчи.

Согласно библейским текстам, в то время, когда на берегу в Иерусалиме пророк Иоанн Предтеча совершал священные омовения людей, подготавливая их к грядущему приходу Мессии, неподалеку находился Иисус Христос. Явился он однажды на берег Иордана и обратился к Иоанну с просьбой крестить его. Удивился Иоанн: "Не я тебя, но ты меня крестить должен". Однако крестил Иисуса и стал прозываться с той поры Крестителем.

Описание картины Леонардо да Винчи "Крещение Христа"

В картине "Крещение Христа" Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи в центре полотна на переднем плане стоит Иисус Христос. Слева от Иисуса (справа для зрителя) - Иоанн Креститель. В левой руке он держит посох с крестообразной верхушкой, а в правой - чашу с миртом, которым он крестит Сына Божия. Справа расположены два коленопреклоненных юных ангела - свидетели таинства ведут неспешную беседу.

Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего. Иордан тихо катит свои воды мимо на заднем плане, будто бы созерцая и поощряя происходящее. В небесах мы видим две раскрытые в сторону зрителя ладони, из которых выпархивает белый голубь. Ладони символизируют Бога-отца, голубь - Бога-Духа Святого. С одной стороны, это символы Божьего благословения происходящего таинства, а с другой - обозначение триединства Божественной сущности, Всезнающей и Всевидящей, Вездесущей. В пользу первого говорит цитата из Евангелия от Марка: "И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение".

Пейзаж в картине, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает вид Монсуммано - местечка, находящегося неподалеку от родины Леонардо - деревеньки Винчи - один из тех дорогих сердцу уголков, которые да Винчи изображал в своих полотнах.

Символика цвета в картине

Если обратиться к цветовому решению картины "Крещение Христа" Леонардо да Винчи, то можно выделить преобладание сине-голубых и белых оттенков. И это не случайно, ведь с точки зрения их культового значения сине-голубые тона олицетворяют бесконечность неба, иного вечного мира, соединение земного и небесного, а белый цвет олицетворял Божественный свет, чистоту и святость. Именно эти цвета использованы авторами при создании образов ангелов и Иоанна Крестителя, однако у Иоанна на тело надета рубаха черного цвета, который обозначает смерть. И это неспроста - служение Иоанна Крестителя Господу привело его в итоге к трагической гибели. А красный цвет рукавов Бога-отца и набедренной повязки Иисуса Христа означает победу жизни над смертью и любви к ближнему и ко всем людям. О грядущей же кончине Иисуса напоминают черные полосы на его одежде. Золотые полосы, нимбы и сияние, идущее от кистей и голубя, олицетворяют сияние, идущее от Бога, символ Его благословения.

Шедевр Леонардо да Винчи и Андреа Вероккьо неизменно вызывает восхищение у созерцателей. Однако в книгах и других информационных источниках практически нет отзывов наших современников о произведении. Возникает вопрос: "Почему в блогах и на туристических страничках в VK среди обсуждаемых произведений не встречается подробного описания картины и отзывов о "Крещении Христа" Леонардо да Винчи?"

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Равеннская мозаика – первое известное изображение Крещения Господня

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв.

В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками;

Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду.

Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе

По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.

Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские;

Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17);

Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду.

На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко:

“Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа.

Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Более поздние тексты дают описание подробнее:

“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан.

С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета);

Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы.

На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая).

С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя.

Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27).

В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31).

Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9).

Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца.

Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы.

Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем;

Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне.

И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Икона "Богоявление"

Киево-Печерская Лавра. Фреска

источник о Крещении:текст – фрагменты стати прот. Николая Погребняка (ныне – епископа) «Троицы явление во Иордане бысть…». Заметка о иконографии и географии Богоявления. Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2

А Иванов.Явление Христа народу

Явление Христа народу.

Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х 750.

Русский музей, Санкт-Петербург

Александру Андреевичу Иванову

Я видел древний Иордан.

Святой любви и страха полный,

В его евангельские волны,

Купель крещенья христиан,

Я погружался троекратно,

Молясь, чтоб и душа моя

От язв и пятен бытия

Волной омылась благодатно.

От оных дум, от оных дней,

Среди житейских попечений,

Как мало свежих впечатлений

Осталось на душе моей!

Они поблёкли под соблазном

И едким холодом сует:

Во мне паломника уж нет.

Во мне, давно сосуде праздном.

Краснею, глядя на тебя,

Поэт и труженик-художник!

Отвергнув льстивых муз треножник

И крест единый возлюбя,

Святой земли жилец заочный,

Её душой ты угадал,

Её для нас завоевал

Своею кистью полномочной.

И что тебе народный суд?

В наш век блестящих скороспелок,

Промышленных и всяких сделок,

Как добросовестен твой труд!

В одно созданье мысль и чувство,

Всю жизнь сосредоточил ты;

Поклонник чистой красоты,

Ты свято веровал в искусство.

В избытке задушевных сил,

Как схимник, жаждущий спасенья,

Свой дух постом уединенья

Ты отрезвил, ты окрилил.

В искусе строго одиноком

Ты прожил долгие года

И то прозрел, что никогда

Не увидать телесным оком.

Священной книги чудеса

Тебе явились без покрова,

И над твоей главою снова

Разверзлись в славе небеса.

Глас вопиющего в пустыне

Ты слышал, ты уразумел -

И ты сей день запечатлел

С своей душой в своей картине.

Спокойно лоно светлых вод;

На берегу реки - Предтеча;

Из мест окрестных, издалече,

К нему стекается народ;

Он растворяет упованью

Слепцов хладеющую грудь;

Уготовляя Божий путь,

Народ зовёт он к покаянью.

А там спускается с вершин

Неведомый, смиренный странник:

«Грядёт он, Господа избранник,

Грядет на жатву Божий Сын.

В руке лопата; придет время,

Он отребит своё гумно,

Сберёт пшеничное зерно

И в пламя бросит злое семя.

Сильней и впереди меня

Тот, кто идёт вослед за мною;

Ему - припав к ногам - не стою

Я развязать с ноги ремня.

Рожденья суетного мира,

Покайтесь: близок суд. Беда

Древам, растущим без плода:

При корне их лежит секира».

Так говорил перед толпой,

В недоуменье ждавшей чуда,

Покрытый кожею верблюда

Посланник Божий, муж святой.

В картине, полной откровенья,

Всё это передал ты нам,

Как будто от Предтечи сам

Ты принял таинство крещенья.

Пётр Андреевич Вяземский

Крещение Господне (Богоявление)

Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1894.

Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве

Крещенское водосвятие.

Борис Кустодиев. 1921 г.
Частное собрание



отрывок из стихотворениея...(...)

В России в это время года
Стоят крещенские морозы.
На реках толстый лед лежит,
Под солнцем северным блестит.

А накануне Дня Святого
Во льду том прорубь прорубают
«Крестом». В нем воду освящают
И Иорданью называют.

В Крещенье в Иордани может,
Кто хочет, или окунуться,
Или Воды набрать Святой
И принести ее домой.

И в церквях сию воду освящают.
Крещенская Вода- целебна,
Свята и Богоявленна,
Жилища ею окропляют.

Святой водой священник крестит,
Нисходит Дух Святой с небес.
Крещеные- мы члены Церкви,
Нас всех роднит нательный крест.

Он от несчастий охраняет,
Христос в нем с нами пребывает,
С ним крестным мы идем путем,
По жизни крест мы свой несём.

Ариадна Лещинская, прихожанка
Январь 2003г.
Написано для Церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном
Острове г. Санкт- Петербурга.
источник Русская Православная Община Св. Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине

От Рождества до Крещения проходит всего 12 дней, и два этих праздника неразрывно связаны традицией. Дело в том, что почти четыре столетия, начиная с III века, они отмечались в один день – 7 января, и назывался этот праздник Богоявлением.
В день Богоявления вспоминали два главных события, связанных с пришествием Христа в мир:
Рождество – это начало его земной жизни, Крещение – выход Спасителя на общественное служение.
Приняв Крещение в водах Иордана, Христос удалился на 40 дней в пустыню, а затем вернулся к людям и начал проповедовать.
Интересно, что в текстах Евангелий почти не описывается тридцатилетний период жизни Спасителя, следовавший от Рождества до Крещения.
Упоминается лишь один эпизод, когда в возрасте 12 лет он проповедовал в храме.
В VI веке праздники разделили: Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение 7 января.
В настоящее время они отмечаются православными христианами по новому стилю –
Церковные службы Рождества и Крещения по причине того, что когда-то это был единый праздник, очень похожи.
Праздником Богоявления называется теперь только Крещение – 19 января.
Сейчас это синонимы.

Для сравнения западная живопись

Хуан Карреньо де Миранды. Крещение Христа. Испания, приблизительно 1680 г.

Коллекция Уильям Coesvelt, Амстердам, 1814 г.

Мазолино да Паникале. Крещение Иисуса. 1430-е годы

Эль Греко. Крещение Христа. 1596 -1600 г.г.

Салимбени. Крещение Христа. 1416 г.