Краткая история санкций. История экономических санкций

На сегодняшний день в России даже школьники могут растолковать значение слова «санкции». Но кто и когда на государственном уровне заговорил языком ограничений, и какова его роль в современном мире, знает не каждый.

Исторические данные

Самый древний пример использования санкций относится к 423 году до нашей эры. История гласит, что древние Афины наложили запрет на посещение собственных рынков и портов купцами области Магера.

Правда, в дальнейшем, вплоть до XX века, подобные меры применялись государствами крайне редко – в те времена нормой считались бесконечно ведущиеся войны. Причем, невзирая на боевые действия, торговля даже между воюющими сторонами осуществлялась почти беспрепятственно.

Еще одним ярким эпизодом из истории санкций является континентальная блокада, введенная Наполеоном против Англии в 1806 году. Против Британии Наполеон решил применять альтернативные обыкновенной войне методы, так как не мог добраться до своего конкурента. Полководец хотел добиться полнейшего экономического и социального кризиса в вышеупомянутой стране путем запрета на торговлю. И в принципе ему это удалось – многие историки утверждают, экономически ориентированная на экспорт Англия настолько пострадала от дефицита, что готова была согласиться с условиями Наполеона, если бы тот не потерпел поражение в войне с Россией.

В это же время выяснилось, что санкции наносят ущерб не только тому государству, против которого они вводятся, но также бьют и по стране-инициатору.

После Первой мировой войны общественность стала тяготеть к поиску более гуманных способов решения конфликтов. Появилась необходимость заменить вооруженные столкновения непрямыми действиями. Именно в этот период в сфере международного права, наравне с Уставом Лиги Наций, появляется понятие «санкции».

Однако в период между двумя войнами всемирного масштаба опыт применения санкций нельзя назвать успешным :

  • из-за конфискации большевиками иностранной собственности, прекращения нэпа некоторые страны отказались вести торговлю с СССР, хотя тут же приобретали у страны необходимые товары. Советский Союз, в свою очередь, также покупал у Запада промышленное оборудование, наращивая собственную военную мощь;
  • за агрессию в отношении Эфиопии Италия в 1935 году подвергалась санкциям со стороны Лиги Наций. Правда, Муссолини не усмотрел в этом особого препятствия для временной оккупации африканской страны;
  • в 1939 году Франклин Рузвельт установил на торговлю с СССР, напавшего на Финляндию, так называемое моральное эмбарго, в соответствии с которым Москве не продавались некоторые технологические разработки. Санкции, в общем, никак не сказались на экономике и развитии страны.

Чуть ли не единственным на тот момент примером возымевших действие санкций являются ограничения на поставки нефти в Японию от 1940 года. Меры были приняты правительством США в ответ на захват части Китая. Под давлением санкции Токио пришлось выбирать между атакой на Перл-Харбор и выводом войск из Китая. Исход ситуации для Японии оказался довольно плачевным.

Очередной этап

Наибольшее распространение международные санкции возымели в период после Второй мировой войны. Арсенал санкций стал значительно шире – теперь ограничения могли коснуться не только торговли, но и других сфер.

Вводить санкции, согласно уставу ООН, может лишь Совет Безопасности.

Однако частые разногласия между пятью постоянными членами Совбеза не дают прийти к единому мнению. Кроме того, каждый из них обладает правом единоличного вето, ввиду которого, соответственно, не может подпасть под санкции.

Отдельные государства также вправе вводить санкции друг против друга. Ведь в этом и заключается свобода выбора – каждое государство решает самостоятельно, с кем лучше вести торговлю и сотрудничать.

В современном мире чаще других стран к использованию санкций прибегают США. За период с 1918 по 1992 год страна применила ограничения 54 раза. Дале, количество вводимых Штатами санкций резко возросло - с 1993 по 2002 год страна обратилась к ним 61 раз.

Санкции в политической жизни России

За последние полстолетия СССР и современная Россия подпадали под действия санкций всего шесть раз (не считая нынешних ограничений, связанных с кризисом на Украине). Санкции в основном выражались в ограничении свободы миграции, в запрете на экспорт и воздушное сообщение, в замораживании активов. За публичные высказывания против суверенитета других стран санкции были применены к отдельным гражданам РФ. Впоследствии часть ограничений были сняты.

Россия также пользуется санкциями, как инструментом влияния на другие государства. В основном под ограничения попадают страны зависимые от России и более слабые в экономическом отношении. Само слово «санкции» руководители предпочитают не употреблять, но претензии к продукции той или иной страны возникают именно в момент разногласий с Москвой.

Официально Россия использовала санкции лишь единожды - в 2008 году против Грузии ввиду вооруженного конфликта.

Эффективны ли санкции

Дать точную оценку тому, какое конкретно действие окажут санкции на ту или иную страну, невозможно. Результат введения санкций можно увидеть лишь спустя время. Несмотря на то, что в большинстве случаев подобные ограничения недостаточно эффективны, они все же указывают на ухудшение инвестиционного климата, прекращение сотрудничества и неизбежную трату бюджетных средств.

В целом превалирует мнение, что в сравнении с войнами санкции являются более гуманным методом противостояния.

Использование санкций, связанных с наложением запрета на разного типа сотрудничество, прежде всего торговое взаимодействие с определенной страной, - довольно распространенный инструмент давления, относящийся исторически к военным действиям, как правило предшествующий военным действиям или применяемый для усиления своих позиций во время военных действий. Институт санкций в истории также применялся против политических конкурентов. Постепенно санкции стали использоваться по большей части как инструмент нечестной экономической конкуренции и влияния на политическую ситуацию в конкретной стране.

Сначала наиболее часто инструмент санкций использовали британцы, которые, производя наибольший объем промышленных товаров, имели возможность экономически и политически давить на другие государства. Кстати, именно стремление британцев защитить свои экономические интересы стало одной из причин вступления страны в Первую мировую войну. Как и для США, если вспомнить их стремление противостоять Японии, против которой они ввели санкции на поставки энергоносителей. Это также объясняет, почему Япония сочла главным врагом именно США, а не СССР. Или вот другой пример, связанный с экономическими интересами: в 1973 году арабские страны - экспортеры нефти ввели эмбарго на поставки нефтепродуктов в США, выступая против их поддержки Израиля, что вызвало затяжной энергетический кризис. В ответ США разорвали технологическое сотрудничество с этими государствами.

В дальнейшем США сменили британцев на полях санкционных войн и часто стали использовать инструмент санкций, особенно в период холодной войны. Но за последние годы этот инструмент используется ими намного чаще, нежели ранее. Да к тому же как минимум половина мира, если не большая его часть, была подвергнута тем или иным санкциям со стороны США. США также активно поддерживают международные санкции на поставки технологий, оружия или конкретных товаров в те или иные страны. Важно, что в 1990-е США признали, что под санкции, наложенные ими, могут попадать продукты питания и даже лекарства, и в таком случае санкции вполне можно рассматривать как инструмент войны. В целом США очень привержены институту санкций и считают себя вправе налагать их тогда, когда им заблагорассудится. При этом в США санкции против других стран вводятся не только федеральным правительством, но и штатами, и местными властями - даже на уровне городских властей.

Россия традиционно часто сталкивалась и сталкивается с санкциями, введенными против нее, как правило, Британией и США. И в этом контексте сейчас это инструмент геополитической борьбы, направленной на сохранение однополярного мира во главе с США. Поэтому поддержка санкций, введенных странами англосаксонского мира против России, другими государствами – это лакмусовая бумажка позиционирования государств на мировой арене. Вообще же Россия имеет очень большой опыт жизнедеятельности в условиях санкционного режима. Важно отметить и тот факт, что ввод санкций, как правило, сопровождается негативной информационной пропагандой против страны, подвергнутой санкциям.

История антироссийских санкций

Как правило, когда говорят о первых санкциях против России, упоминают период правления Ивана Грозного, который, вступив в Ливонскую войну, вызвал против себя шквал информационного негатива, лившегося из соседних стран, а также экономические санкции. В частности, санкции коснулись поставок меди и бронзы из европейских государств в Московское государство. Попытки влияния и давления были продолжены уже в XVII веке и имеют отголосок в событиях Смуты. Тем не менее реформы и создание огромного и мощного в военно-политическом плане государства обеспечили ему спокойствие. И фактически к целенаправленной войне с Россией посредством санкций некоторые европейские страны вернулись только в XIX веке. Тогда страны Европы, прежде всего Британия, стремились ограничить российское влияние в Европе, ослабить позиции России, что и случилось после Крымской войны. При этом именно события Крымской войны и послевоенного периода были отмечены масштабной информационной войной против России. С окончанием XIX века информационная война против России не закончилась. А Россию продолжали изображать в качестве того или иного чудовища (довольно часто на картах Россию изображали в виде осьминога-монстра, или огромного медведя, или даже катка), якобы угрожающего «цивилизованному миру».

После Великой Октябрьской революции и подписания договора Советской России с Германией последовали новые санкции. Их ввели в 1919 году США и страны Антанты. Притом что еще до ввода санкций эти государства осуществляли интервенцию на территории России. Данные санкции, по мысли указанных стран, должны были усилить проблему голода в новом государстве, дабы таким образом ослабить советскую власть. Более того, в 1925 году была введена «золотая блокада», когда государства Европы и США отказались торговать с СССР за золото, в результате чего СССР нарастил поставки зерна и нефти для покупки необходимого оборудования для возникающей индустрии. В 1930 году последовал запрет этих же стран на импорт из СССР всех товаров, кроме зерна. Эта ситуация привела к плачевным результатам, поскольку масштабный вывоз зерна усугубил ситуацию с обеспечением продовольствием в СССР. Так, период 1932-1933 годов был ознаменован масштабным голодом («голодомор»). Собственно, к нему, таким образом, также приложили руку «западные партнеры». Только в 1934 году золото снова стало средством платежа. Очередные санкции были введены против СССР в 1939 году в связи с советско-финской войной. Тогда были запрещены поставки в СССР из США определенных металлов и компонентов для авиационной промышленности. Однако в этот же период 1920-1930-х годов из США прибывали в СССР автомобили, станки и некоторое другое оборудование.

Во время Второй мировой войны санкции против нашей страны, конечно, не вводились, так как СССР был союзником для США и Великобритании. Однако после ее окончания и речи У. Черчилля в Фултоне их можно было ожидать уже в скором времени. И это при том, что, казалось бы, после Второй мировой войны всем участникам международных отношений стало ясно, что торговать по оговоренным правилам выгоднее, нежели придерживаться политики изоляционизма и протекционизма. Но идеология возобладала. В 1948-1949 годы США ограничили экспорт оборудования в СССР. Они даже приняли закон об экспортном контроле. Для этой же цели США инициировали создание Координационного комитета по экспортному контролю для реализации задачи сохранения «технологического отставания СССР», что означало уже системный характер американской санкционной политики. В дальнейшем подобные ограничения продолжались и вводились новые. Например, в 1962 году был введен запрет продавать в СССР трубы большого диаметра. Нельзя также не сказать о поправке Джексона-Вэника, которую ввели в 1974 году и отменили лишь в 2012-м, хотя проблема взаимоотношений России и Израиля была уже давно разрешена. Благодаря этой поправке в отношении товаров, поступавших в США из СССР, вводились высокие тарифы.

В 1981 году США продолжили борьбу с СССР в сфере энергетики и обороны. Они запретили своим компаниям поставлять в СССР оборудование для строительства нефте- и газопроводов (речь идет прежде всего о блокаде строительства газопровода Уренгой - Помары - Ужгород), которые связывают Россию и страны Европы. Санкционная политика США позволила нашим европейским партнерам взвинтить цены, что заставило СССР значительно увеличить экспорт золота. Очередной виток санкционной войны случился после инцидента с корейским авиалайнером в 1983 году. Тогда США блокировали воздушное сообщение с СССР. После этого США сосредоточились на углеводородной сфере через влияние на ценообразование в торговле нефтью.

И даже после распада СССР введенные ранее санкции продолжали действовать - хотя бы в рамках запретительных мер. Более того, появились новые санкции, под которые попадали российские научные учреждения. Например, под американские санкции попали 10 научных учреждений России за сотрудничество с Ираном в ракетной области, хотя в 2010 году они были отменены. В это же время усилилось персональное давление через инструмент санкций. В 2012 году был принят «акт Магнитского», согласно которому вводились конкретные санкции против конкретных лиц. Этот акт позволил США заявить о том, что политическое руководство России в целом представляет собой авторитарный режим, с которым нет необходимости считаться.

Новый масштабный виток санкционной политики США начался в 2014 году.

Вторая часть статьи Н. Ереминой будет опубликована на нашем сайте в ближайшее время.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 сентября 2018 года министерство торговли США объявило о решении наложить санкции на 12 российских компаний, которые, с точки зрения Вашингтона, действуют вразрез с интересами национальной безопасности Соединенных Штатов. В черные списки попали компании «Аэрокомпозит» , «Дайвтехносервис», Научно-производственное предприятие (НПП) «Гамма», научно-исследовательский институт «Вектор», компания Nilco Group ("Нилко груп"), Обнинское научно- производственное предприятие «Технология» , научно- производственное предприятие подводных технологий «Океанос», конструкторское бюро «Авиадвигатель» , группа компаний «Инфотекс», компании «Сайрус Системс», Научно- производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» и Воронежский НИИ «Вега». Для всех этих организаций теперь будет действовать так называемая презумпция отказа на экспорт им американской продукции двойного назначения. Среди причин введения ограничений: содействие «деятельности злонамеренных российских субъектов в киберпространстве», «поставки оборудования и оказание поддержки ВМФ России» и «поддержка российской военной аэрокосмической отрасли». Ожидается, что санкции будут введены в силу 26 сентября.

2 августа 2017 г. президент США Дональд Трамп подписал закон «о противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России (а также Ирана и Северной Кореи), принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные. Так, в российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в нарушениях прав человека «на оккупированной территории», в поставках оружия сирийскому правительству, подрыве кибербезопасности США, вмешательстве в американские выборы 2016 г., в коррупции и проч. Закон предусматривает замораживание активов и усложнение процесса получения кредитов российскими предприятиями, а также распространяет действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые оформлены после 29 января 2018 г.). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).

В январе 2018 г. в дополнение к закону (вступил в силу 29 января) был опубликован список, получивший в СМИ название «кремлевский». В него были внесены члены российского правительства , в том числе премьер-министр Дмитрий Медведев , руководство президентской администрации , руководители ряда госкорпораций и госбанков, а также бизнесмены, состояние которых, по данным американских источников, составляет $1 млрд и более - всего 210 человек. На них не распространяются какие-либо ограничения или запреты, но попадание в этот список может стать в будущем основанием для возможного введения санкций.

13 сентября 2018 г. Дональд Трамп подписал указ об автоматическом введении санкций против иностранных физических лиц и компаний, уличенных в попытках вмешательства в промежуточные выборы в Конгресс в 2018 г., а 20 сентября - указ об ужесточении соблюдения режима американских санкций в отношении России в связи с «агрессией на Украине».

Первые санкционные списки были опубликованы в октябре и декабре 2017 г. и вступили в силу вместе с законом CAATSA. Затем появились списки, составленные на основании разных статей этого закона в связи с обвинениями в угрозе национальной безопасности США, вмешательстве в американские выборы, кибератаках и проч. В частности, в них числятся концерны «Калашников» и "Ижмаш" , корпорация «МиГ» , компании «Сухой» и «Вертолеты России», оборонные предприятия "Опытное конструкторское бюро «Новатор» . В черный список занесены

120737 | 16

Экономические санкции, направленные против России, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т. е. ограничения накладываются не на государство в целом, как на единый геоэкономический субъект, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица. Также, отдельно следует отметить, что санкции исходят не только от отдельных суверенных государств, но и от экстерриториальных организаций.

Причины экономических санкций против России [РФ].

Причины санкций против России [РФ] многосложные в своей основе и хронологии. Но их можно поделить на политические и финансово-экономические.

Политические причины санкций против России [РФ] .

Лейтмотивом необходимости применения санкций против России послужило Её участие в событиях, которые развернулись на территории сопредельного государства - Украины. К концу 2013-го года в Украине началась гражданская революция, которая привела к государственному перевороту. Одна [западная и центральная] часть населения Украины поддержала государственный переворот, другая [юго-восточная] часть населения страны воспротивилась. Поскольку конфликт политических и иных интересов сопровождался актами насилия в разных частях страны, в Украине резко усилились сепаратные настроения на юго-востоке страны. Первой о выходе из состава унитарной Украины объявила Автономная Республика Крым [и город Севастополь], проведя 16 марта 2014 года референдум об образовании Республики Крым с последующим намерением присоединения к России на правах субъекта Федерации. Россия поддержала проведение референдума военным присутствием на полуострове. На референдуме проголосовало 82,71 % избирателей, с результатом 96,77 % за присоединение к Российской Федерации. 17 марта руководство Республики Крым обратилось к России с просьбой о присоединении на правах субъекта. В конечном итоге РФ признала референдум в Крыму и удовлетворила просьбу о присоединении полуострова к России, поскольку Крым имеет важное стратегическое значение для РФ в черноморском регионе.

Международное сообщество, в лице государств с развитой рыночной экономикой, прежде всего США, не признало референдум в Крыму и сочло присоединение Крыма к России, несмотря на само волеизъявление населения Крыма, актом военной агрессии по отношению к территориальной целостности Украины.

Сепаратные тенденции охватили и восток Украины - Донбасский регион. На базе Луганской и Донецкой областей Украины 11 мая 2014 года через референдум были провозглашены Луганская Народная Республика и Донецкая Народная Республика. В Украине началась война, с одной стороны за сохранение территориальной целостности унитарного украинского государства, с другой стороны за образование на базе юго-восточных областей Украины нового [кон]федеративного государственного образования «Новороссия». Несмотря на то, что Российская Федерация до сегодняшнего дня официально так и не признала ЛНР и ДНР, не ввела свои миротворческие войска на территорию Украины, тем не менее, всю вину за события и эскалацию конфликта и насилия на юго-востоке Украины западные страны, включая Австралию и Японию, стараются возложить исключительно на Россию. Хотя сами западные страны оказывают финансовую, гуманитарную, техническую и иную помощь властям Украины в текущей гражданской войне, что автоматически их делает сопричастными, т. е. равно ответственными. Обоюдное участие сторон в украинском конфликте указывает на характер геополитического противостояния. Поэтому первая причина - геополитика.

Экономические причины санкций против России [РФ] .

Распад СССР для развитых капиталистических стран и их компаний имел номинально три «положительных» следствия:

1. Производители развитых капиталистических стран избавились от главного конкурента на мировом рынке, следовательно, получили возможность увеличить торговый оборот и свою долю в структуре мирового рынка.

2. Получили новый рынок сбыта в лице стран бывшего социалистического блока [Восточной Европы и СНГ].

3. Смогли приобрести материальные активы на постсоветском пространстве.

Полукриминальная приватизация советских производств в 90-х годах привела к фактической стагнации и исчезновению с мировых рынков многих видов продукции российского [советского] производства. С распадом СССР у экономики Российской Федерации оказалось не так много отраслей, способных конкурировать на мировом рынке.

Конкурентоспособные отрасли экономики Российской Федерации [РФ] :

1. Нефтегазовая отрасль.

2. Оборонно-промышленный комплекс [ОПК, ВПК].

3. Атомная энергетика.

4. Авиационная и космическая промышленность.

5. Банковская сфера.

6. Прочие.

Де-факто главной отраслью и локомотивом роста экономики России стала нефтегазовая промышленность, продукция которой в структуре экспорта РФ колеблется от 50% до 80% ежегодно. Основным рынком сбыта для российского экспорта является Европейский Союз, доля в товарообороте которого составляет до 50%. Рост спроса и цен на нефть и газ на мировом рынке обеспечил экономике РФ ликвидность и приток иностранной валюты. Сложилась тенденция взаимной зависимости экономик РФ и ЕС, Евросоюз зависит от поставки российских энергоресурсов, Россия зависит от валютных поступлений из Европейского Союза.

Углубление экономической кооперации Евросоюза и России позволило РФ накопить достаточные финансовые ресурсы для начала процесса выравнивания [диверсификации] экономики и оживления других потенциально конкурентоспособных отраслей.

С 2007-го года в России начался процесс образования государственных корпораций и консолидации акционерного капитала предприятий различных стратегически значимых отраслей экономики РФ под их началом. Так оформились российские госкорпорации [«Ростех», «Роснано», «Росатом», Внешэкономбанк, и т. д.] и крупные отраслевые [государственные и полугосударственные] компании [«Газпром», «Роснефть», «Сбербанк России» и т. д.], которые стали наращивать своё присутствие на мировом и прежде всего - европейском рынке.

Соответственно к 2007-му году в России оформились отраслевые [государственные и полугосударственные] компании, которые стали составлять глобальную конкуренцию ведущим транснациональным компаниям и корпорациям стран развитых капиталистических экономик, прежде всего США.

Из вышесказанного можно сделать два предположения:

1. Украинский конфликт является удобным формальным поводом для ограничения [устранения] конкуренции со стороны российских компаний на мировом и прежде всего - европейском рынке. Т. к. транснациональные компании стран развитых экономик не заинтересованы в [перспективном] уменьшении своей доли и росте конкуренции на мировом рынке.

2. Механизмы для устранения конкуренции со стороны российских компаний выбраны не рыночные, а политические, посредством информационного и политического лобби.

Экономические санкции против России [РФ] по отраслям.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России [РФ], то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых [т. е. конкурентоспособных] отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности РФ, а также против российского банковского капитала.

Поскольку львиная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике санкции направленные против РФ означают вытеснение российских компаний с европейского рынка. Разберём подробнее.

Санкции против России [РФ] в нефтяной отрасли [сфере]. Отраслевые тенденции и предпосылки.

Мировой рынок нефти и нефтедобычи в большинстве своём контролируется американскими и британскими транснациональными компаниями: ExxonMobil, Shell, BP, Chevron, ConocoPhillips, прочие. Акционерами многих национальных нефтедобывающих компаний разных стран являются также американские и британские компании или капиталы, по крайней мере, им принадлежит определённая доля, а значит и доходы.

С 2007-го года в США растут объёмы внутренней нефтедобычи. Если в 2006 году США ежедневно производили 8316 тыс. баррелей нефти в сутки, то в 2013 году ежесуточная добыча нефти уже составила 12304 тыс. баррелей. Т. е. рост объёмов добычи нефти в США с 2006-2013 г. составил 48%.

Вместе с увеличением внутренней добычи нефти в США снижалась потребность в её импорте. Если в 2005 году США ежедневно нуждались в импорте 12477 тыс. баррелей нефти, то в 2013 году эта потребность была снижена до 6582 тыс. баррелей в сутки, т. е. фактически наполовину.

Вторым крупнейшим потребителем нефти после Соединённых Штатов является Европейский Союз. Суточная потребность Европы в нефти составляет от 13 до 15 млн. баррелей. Континентальная Европа на 90% зависит от импорта нефти, и данная зависимость только увеличивается ввиду падения объёмов внутренней добычи. Единственной страной-экспортёром нефти в Европе является Норвегия [не входит в ЕС], она производит 1,8 млн. баррелей в сутки, из которых 1,19 млн. экспортирует. Все остальные страны Европы являются в большей или меньше степени импортёрами нефти. Поэтому ЕС - самый перспективный и привлекательный рынок для экспортёров нефти. Треть поставок [более 5 млн. баррелей в сутки] нефти в Европу обеспечивается Россией. Ввиду увеличения объёмов добычи нефти внутри России российские нефтяные компании готовы удовлетворять растущий спрос на европейском рынке.

Но существенный рост добычи нефти внутри США заставляет американские и британские нефтяные компании, которые ранее поставляли ближневосточную [и в иных местах добытую] нефть в США, искать альтернативные рынки сбыта для «высвободившейся» нефти [≈ 6 млн. баррелей/сутки] и Европа в данном случае представляется безальтернативной. Поскольку Европейский Союз стабилен, много потребляет и платежеспособен. Вот и получается, что американские и британские нефтяные компании готовы удовлетворять европейский рынок нефти, но наталкиваются на экспансию российских нефтяных [гос]компаний.

Вывод из предпосылки : Украина представляется удобным поводом активизировать информационное и политическое лобби, которое посредством санкций, опосредовано, выдавит российские нефтяные компании с европейского рынка и позволит американским и британским компаниям занять их место и рыночную долю.

Векторы налагаемых санкций в нефтяной отрасли :

· Санкции против российских нефтяных компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки.

· Отказ от совместных проектов в нефтяной сфере и инвестирования перспективных проектов.

Санкции против России [РФ] в газовой отрасли [сфере]. Отраслевые тенденции и предпосылки.

Россия - крупнейший в мире производитель природного газа. Монополистом в российской газовой сфере является полугосударственная компания «Газпром», которая сумела монополизировать экспорт не только российского газа, но и производимого странами СНГ. ≈ 40% производимого газа в постсоветских странах идёт на экспорт в Европу, которая занимает долю в 80% в общем объёме экспорта газа. Компания «Газпром» ежегодно покрывает треть потребности Европы в газе. Зависимость отдельных европейских стран от российского газа сильно дифференцируется: от 0 до 100 %.

Ситуация с газом отчасти аналогична ситуации с нефтью, с некоторыми отличиями. Треть потребности в газе Европейский Союз покрывает собственным производством, треть - поставками «Газпрома». Четверть потребления обеспечивает газ из Норвегии и Алжира. Оставшуюся часть потребности в газе обеспечивают поставки сжиженного природного газа из ближневосточных стран и иных регионов. Если Россия стремиться диверсифицировать каналы поставок газа в Европу, то Евросоюз стремится диверсифицировать самих поставщиков. И здесь отмечается следующая тенденция.

С начала 2000-х годов американские компании, в частности Devon Energy Corporation, Chesapeake Energy, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, BHP Billiton и другие, стали инвестировать огромные средства в разработку нетрадиционных источников газа. Начиная с 2006-го года в США отмечается стремительный рост производства газа. Происходит так называемая «сланцевая революция». Сланцевый бум к 2010-му году привёл к избыточному предложению газа на внутреннем рынке, а к 2012-му к обвалу цен на газ в США .

Логика поддержания ликвидности отрасли, при дальнейшем стремительном росте объёмов производства газа внутри США, требует от американских компаний поисков рынка сбыта. Насыщение газового рынка Северной Америки не может повлиять на тенденцию падения цен. Поэтому американские компании в ближайшей перспективе нуждаются в крупных рынках сбыта, прежде всего - Европы и Азии. Поставка «дешевого» американского газа на рынок Европы, где средняя рыночная цена на газ превышает $400, кажется взаимовыгодной, как для США, так и для Европы.

Проблема экспорта американского газа на рынок Европы в настоящее время ограничивается тремя основными факторами:

Первое ограничение - это отсутствие достаточного количества в Европе регазификационных СПГ - терминалов. В настоящее время их всего 20, пропускная их способность составляет 198 млрд. м3/год. 6 терминалов в процессе строительства. После введения их в эксплуатацию пропускная способность вырастит на 30 млрд. м3/год.

Второе ограничение - отсутствие экспортных СПГ - терминалов в США. Первый такой терминал строится в штате Луизиана.

Третье ограничение - текущие долгосрочные контракты с Газпромом на поставку российского газа в ЕС.

Хотя львиная доля доходов Газпрома зависит от экспорта газа, тем не менее, компания не ограничивается разработкой газовых месторождений в одной России, но работает по всему миру, в частности в Ливии, Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Индии, Вьетнаме, Венесуэле, Иране, Нигерии и т. д. Т. е. де-факто российская госкомпания составляет глобальную конкуренцию на мировом газовом рынке.

Когда США решать вопрос с экспортными терминалами достаточных пропускных мощностей, а Европа с импортными терминалами, то Газпром станет систематически и более активно выдавливаться с европейского рынка.

Вывод из предпосылки : В отношении Газпрома в ближайшие годы санкции применены вряд ли будут, ввиду отсутствия технической возможности альтернативных поставок газа в ЕС в настоящее время. Но поскольку для американских и британских компаний рынок Европы выглядит крайне перспективным, то налагаемые санкции в настоящее время будут направлены на все перспективные проекты Газпрома, как внутри России, так и за её пределами.

Векторы налагаемых санкций в газовой отрасли :

· Санкции в отношении российских газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Отказ от совместных проектов в газовой сфере и инвестирования перспективных проектов.

Санкции против России [РФ] в финансовой и банковской отрасли [сфере]. Отраслевые тенденции и предпосылки.

Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным и полугосударственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.

Локомотивами банковской сферы России стали полугосударственные банки - ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ» [Внешторгбанк], ОАО «Газпромбанк» и другие.

Сбербанк России : До настоящего времени сумел освоить рынки 20 стран. Помимо России открыть прямые представительства в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии (Мюнхене), Китае и Индии. Приобрел активы в Швейцарии - SLB; Австрии - Volksbank International AG, с филиальной сетью в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Румынии, Сербии, Чехии, Словакии, Словении, Украине; Турции - Denizbank, с филиальной сетью в Турции, России, Австрии, Кипре. Является крупнейшим коммерческим банком России и Европы.

Внешторгбанк [ВТБ] : Второй крупнейший банк России по размеру активов, работает на финансовом рынке многих стран, имеет представительства в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Анголе, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, Германии, Франции, Сербии.

Внешэкономбанк : С 2007 года является государственной корпорацией, целью которой является обеспечение и привлечение финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта и обслуживание внешнего госдолга. Имеет представительства во многих странах, участвовал в финансировании крупных инфраструктурных проектов (строительство завода Ford Sollers, реконструкция аэропорта Пулково, строительство олимпийских объектов в Сочи, поддержка проектов и компаний «Сколково», прочее).

Газпромбанк : Отраслевой банк, третий в России по размеру активов. Участвует в финансировании крупных международных проектов нефтегазовой отрасли как внутри России, так и за её пределами [Европа, Азия]. В частности участвует в проектах строительства газопроводов «Голубой поток», «Ямал-Европа», в развитии ГТС Европы. Также обслуживает компании машиностроительной, химической, атомной и иных отраслей. Представлен в России, Швейцарии, Армении, Беларуси, Китае, Индии, Монголии.

Вывод из предпосылки : рост валютных резервов и капитализации российских банков, а также финансовые затруднения [вызванные мировым финансовым кризисом] ведущих мировых банковских институтов, позволил России осуществить экспансию на внешние финансовые рынки и закрепиться на них с целью поддержки российских компаний за рубежом. Ведущие российские [гос]банки операционно и финансово поддерживают деятельность нефтегазовых, атомных, авиационных, оборонных, информационных и иных компаний России на внешних рынках. Введение санкций против российских банков расширит инструментарий для вытеснения российских компаний с внешних рынков, и прежде всего - европейского.

Векторы налагаемых санкций в банковской отрасли :

· Заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц.

· Отключение российских банковских структур от международных платёжных систем.

· Сокращение клиентского портфеля за рубежом.

· Ограничение доступа к инвестиционным проектам.

· Ограничение доступа к внешним заимствованиям [кредитам].

· Ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом.

· Прочее.

Список российских компаний попавших под санкции против России [РФ].

Компания

Volga Resources Group

Академия безопасности бизнеса

АО "Феодосия"

ГАО "Черноморнефтегаз"

ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

ГК НПАО «Массандра»

ГП "Агрофирма «Магарач»"

ГП "Азовский ликеро-водочный завод"

ГП "Завод шампанских вин "Новый Свет"

ГП "Керченский морской торговый порт"

ГП "Севастопольский морской торговый порт"

ГП "Универсал-Авиа"

ГСК «Керченская паромная переправа»

ЗАО "Зест"

ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть»

ИА "Россия сегодня"

ИК "Аброс"

Институт радиотехники и электроники РАН

НИВиВ «Магарач»

НПО «Базальт»

НПО «Ижмаш»

ОАО "Банк "Россия"

ОАО "Банк Москвы"

ОАО "Внешторгбанк - ВТБ"

ОАО "Газпромбанк"

ОАО "ИнвестКапиталБанк"

ОАО "Концерн «Калашников»

ОАО "НК "Роснефть"

ОАО "НПК „Уралвагонзавод"

ОАО "Россельхозбанк"

ОАО "Российский национальный коммерческий банк"

ОАО "Сбербанк России"

ОАО "Стройтрансгаз"

ОАО «Военно-промышленная корпорация „НПО машиностроения“»

ОАО «Воентелеком»

ОАО «Констру́кторское бюро́ приборострое́ния»

ОАО «Концерн „Созвездие“»

ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“»

ОАО «Новатек»

ОАО «Объединённая судостроительная корпорация»

ОАО «РосЭнергоБанк»

ОАО «Телекомпания НТВ»

ОАО «Экспобанк»

ОАО Концерн «Радиоэлектронные технологии»

ООО "«Нуклин»

ООО "Авиа Групп Норд"

ООО "Авиа Групп"

ООО "АкваНика "

ООО "Насосы Ампика"

ООО "Русское время"

ООО "Сахатранс"

ООО "Стройтрансгаз"

ООО "Стройтрансгаз-М"

ООО "Трансойл"

ООО «Добролёт»

Санаторий "Нижняя Ореанда"

ОАО «СМП банк»

ОАО «Собинбанк»

Санкции против России [РФ]: список стран и отраслей.

Австралия

Болгария

Великобритания

Германия

Ирландия

Исландия

Лихтенштейн

Люксембург

Молдавия

Нидерланды

Новая Зеландия

Норвегия

Португалия

Словакия

Словения

Соединённые Штаты

Финляндия

Хорватия

Черногория

Швейцария

Страны, не поддержавшие санкции против России [РФ]: Китай, Бразилия, Индия, ЮАР.

Санкции против России [РФ]: список экстерриториальных организаций.

Список экстерриториальных организаций

Организация экономического сотрудничества и развития

Организация Североатлантического договора

Европейский Союз

Совет Европы

Европейская организация по безопасности аэронавигации

Большая восьмёрка

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

Европейский банк реконструкции и развития

Санкции против России [РФ]: список международных компаний официально признавших и/или поддержавших санкции.

Компании

Deutsche Post AG

International Paper Company

Regent Seven Seas Cruises

Renault Trucks Defense

Windstar Cruises

Эффект и последствия санкций против России [РФ].

Анализ санкций показывает, что они направлены на ограничение присутствия российских [гос]компаний в различных сегментах мирового и, прежде всего, европейского рынка, на долю которого приходится половина внешнеторгового оборота РФ. Опираясь не на рыночную конкуренцию, а на политические и информационные механизмы, западные [прежде всего американские и британские] компании посредством международного лобби получают возможность в перспективе увеличить свою долю в желаемых сегментах рынка Европы. Гражданская война в Украине выступает удобным формальным поводом к действию.

Стремительный рост нефтедобычи и газодобычи внутри США ведёт к глобальному переделу мирового рынка в данном сегменте. В настоящее время разворачивается борьба за рынок Европы.

При сохранении или расширении текущих санкций, можно ожидать уменьшения доли российских компаний на нефтяном [и в перспективе на газовом] рынке Европы и замещение их американскими и британскими компаниями, которые ранее работали на рынок США.

Зависимость России от поставок сырья на рынок ЕС рано или поздно должно было дать о себе знать, соответственно диверсификация рынков сбыта становится приоритетной задачей для экономики РФ, требующей форсированного разрешения.

Полная экономическая изоляция России выглядит сомнительной, ввиду глубокой интеграции мировых капиталов. К примеру, США и ЕС, вводя санкции против «Роснефти» ущемляют интересы британской компании BP, которой принадлежит 19,75% акций компании. Ограничения поставок российского газа на рынок ЕС, что в настоящее время невозможно, скажется на доходах Bank of New York, которому принадлежит 27% акций «Газпрома». Ситуация аналогична и с другими отраслями. Больше всего страдают от санкций те компании, в которых меньше доля иностранного капитала и выше доля Российской Федерации или её резидентов.

Мировая экономика может пострадать от экономической конфронтации между РФ и ЕС/США.

Россия в числе мировых лидеров по производству нефти и газа и эскалация конфликта с ней может привести к глобальному росту цен на нефть и газ, что может существенно усугубить и без того тяжелое посткризисное экономическое положение развитых капиталистических экономик.