Корабельный музей. Плавучие музеи

К рейсеры и ледоколы, подводные лодки и пароходы. Корабли, некогда бороздившие водные просторы, сегодня стоят на вечном приколе. Первые попытки сделать из морского судна музей были еще во времена Петра I: в 1723 году император издал указ о сохранении Переяславской флотилии. А первый корабль-музей - легендарная «Аврора». Крейсер-ветеран Первой мировой и Русско-японской войны стал филиалом Центрального военно-морского музея в 1956 году .

Революционный символ - крейсер «Аврора»

Мемориальное судно и уникальный памятник кораблестроения. Бронепалубный корабль назвали в честь парусного фрегата Русского флота, на счету которого три кругосветных путешествия и Крымская война. Боевое крещение крейсер принял в составе 2-й Тихоокеанской эскадры при Цусиме. Шесть раз с «Авроры» сбивали флаг, но он взмывал вновь. Крейсер вышел из сражения лишь после его завершения. Боевой путь он продолжил во время Первой мировой войны. В 1916 году в ходе планового ремонта экипаж поддался революционным настроениям, а год спустя выстрелил холостым, став символом революции, а затем учебным кораблем и музеем в Санкт-Петербурге .

Единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»

Плавучая научно-исследовательская станция с музейной экспозицией на борту. Судно совершило 14 научных рейсов, входило в состав отряда морского космического флота, создававшего ракетно-ядерный щит страны. Экипаж обеспечивал испытания и полеты космических аппаратов. Корабль носит имя космонавта-калининградца Героя Советского Союза Виктора Пацаева. Вымпел Академии наук СССР был поднят над палубой в 1978 году, с 2001 года судно пришвартовано у причала Музея Мирового океана . В музейной экспозиции - личные вещи космонавтов, и даже на приколе корабль выполняет прежние задачи: обеспечивает связь с Международной космической станцией.

Субмарина доатомного периода подводного флота

Б-413 - единственная в стране и одна из немногих сохранившихся в мире дизель-электрическая подводная лодка. Несла военную службу с 1969 года на Северном флоте. Экипаж субмарины ходил на Кубу и в Гвинею. В 1970 году участвовал в спасательной операции по оказанию помощи атомной подлодке К-8. Подводные корабли этой серии были признаны удачными - всего их построили 75, в том числе для военно-морских сил Польши, Индии, Ливии и Кубы. Спустя 40 лет после спуска на воду субмарина сохранена в первозданном виде на вечном приколе в Калининграде . В отсеках разместилась экспозиция «Из истории подводного флота России» с макетами подлодок.

Подводная лодка как часть столичного музея

«Новосибирский комсомолец» Б-396 на вечной стоянке в Москве. С 1980 по 1998 год подлодка несла боевую службу на Северном флоте, выполняла задачи в Атлантическом океане, Средиземном море, у Западного побережья Африки, охраняла государственные границы в Баренцевом и Норвежском морях. После списания лодку выкупило правительство Москвы для Музея истории отечественного флота и кораблестроения . На субмарине сохранили шесть торпедных аппаратов, а центральный пост управления и семь отсеков стали экспозиционными залами. По соседству расположились экраноплан «Орленок», катер на воздушной подушке «СКАТ» и экспозиция боевой техники ВМФ.

Научно-исследовательское судно «Витязь»

800 тысяч морских миль. Легендарная научная станция по изучению Мирового океана, пришвартованная в Калининграде, совершила под флагом Академии наук СССР 65 научных рейсов. Экипаж корабля проводил поистине уникальные исследования: к примеру, измерил максимальную глубину Марианской впадины в 11 022 метра и открыл новый тип животных - погонофоры. Судно стало настоящей международной научной станцией: на «Витязе» работали ученые из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира. Именно с этого корабля началась история Музея Мирового океана с Полярным залом, Залом Великих географических открытий, лабораторией и мемориальными каютами.

Один из первых ледоколов в мире

«Ангара» - паровой ледокол дореволюционной постройки. Служил и в дореволюционной России, и в эпоху СССР. Судно было спущено на воду в 1900 году. Доставляли в Иркутскую область ледокол из Ньюкасла по частям. Заказывал «Ангару» Комитет по постройке Сибирской железной дороги, чтобы переправлять составы через льды Байкала , пока будет построена дорога в обход гигантского озера. После революции пароход стал возить пассажиров, в Гражданскую войну - участвовал в боях, а в Великую Отечественную - перевозил грузы. В 1975-м ветерана флота едва не пустили на металл, судно уцелело чудом, сев на мель при транспортировке.

Ледокол-эпоха: исследователь и спасатель

«Красин» был пионером в освоении Северного Ледовитого океана. Построенный в Англии, ледокол начинал службу сто лет назад под именем «Святогор», а после революции стал именоваться «Красиным». Именно этому судну обязана своим спасением арктическая экспедиция Умберто Нобиле, пережившая катастрофу дирижабля «Италия». Лишь «Красин» смог добраться до лагеря экспедиции, застрявшей в ледяной пустыне. На обратном пути ледокол спас полторы тысячи пассажиров германского судна «Монте Сервантес». В годы Великой Отечественной войны за одним из караванов транспорта, ведомых «Красиным», охотился немецкий линкор «Адмирал Шеер». Опасной встречи удалось избежать, и ледокол еще долгие годы трудился в Арктике на геологоразведке, пока не стал кораблем-музеем.

Ледокол «Ленин»

Первое в мире надводное судно с движущей силой мирного атома. Решение о строительстве принял Совет Министров СССР. Работали над проектом всей страной - участвовало около 30 НИИ, 60 конструкторских бюро и две сотни предприятий. Перед гигантским кораблем весом 11 тысяч тонн - и задача ставилась большая: прокладывать дорогу во льдах Северного морского пути. За 30 лет работы атомоход преодолел более 650 тысяч морских миль и провел через льды почти 4 тысячи кораблей. Место последней приписки - Мурманск. Плавучий музей можно обойти за час: от кают-компании с музыкальным салоном, до машинного отделения и поста, откуда управляли силовыми установками огромного судна.

    Основные статьи: Подводная лодка, Корабль музей Список музейных подводных лодок включает подводные лодки, на которых размещены музейные экспозиции, посвящённые истории кораблей, экипажей, событиям, в которых принимали участия корабли, а также,… … Википедия

    Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия

    Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия

    Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия

    Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина) корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность … Википедия

    - «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия


Для человека сухопутного побывать на судне – большое событие и масса впечатлений. Но еще больше позитивных эмоций и интереса вызывает визит на боевой корабль. А ведь многие россияне и не знают, что корабли-музеи можно найти там, где они живут, или совсем рядом.

Крейсер «Аврора» (Санкт-Петербург, Россия)



Пожалуй, мало найдется людей, не слышавших об «Авроре». Знаменитый бронепалубный крейсер был спущен на воду в 1900 году и после этого пережил множество событий. В составе Второй Тихоокеанской эскадры экипаж крейсера совершил поход на Дальний Восток, где участвовал в Цусимском сражении. После завершения русско-японской войны «Аврора» вернулась на Балтику, где, спустя годы, стала самым знаменитым советским кораблем. Для этого понадобился один холостой выстрел, возвестивший о начале штурма Зимнего дворца 25 октября (7 ноября) 1917 года.



Крейсер участвовал в Первой мировой войне, а затем и в Великой Отечественной. В 1945 году корабль восстановили до ходового состояния и он принял участие в съемках фильма «Крейсер «Варяг». Далее из «Авроры» сделали плавучий музей, который можно посетить и сегодня.

Ледокол «Красин» (Санкт-Петербург, Россия)



Недалеко от «Авроры» стоит еще одно историческое судно. Ледокол «Святогор» был построен в Великобритании в 1916 году специально для российской флотилии Северного Ледовитого океана. Во время интервенции стран Антанты на севере России судно было затоплено, а затем поднято и уведено в Англию. В 1920-е годы ледокол, уже переименованный в «Красин», вернулся в СССР. В 1928 году в тяжелейших навигационных условиях команде судна удалось спасти экипаж Умберто Мобиле и пароход «Монте Сервантес» с 1500 человек на борту.



В годы Великой Отечественной войны ледокол «Красин» проводил караваны Союзников через ледовые поля Арктики. Затем «Красин» прошел ремонт и теперь служит кораблем-музеем.

Ледокол «Ангара» (Иркутск, Россия)



Еще один ледокол-музей можно найти в другой части России – в Сибири. «Ангара» была построена в 1900 году из деталей машинокомплекта, выпущенного в Великобритании. Десятилетиями судно ходило по озеру Байкалу, обеспечивая навигацию парому.

В 1917-1920 годы «Ангара» неоднократно переходила из рук в руки. Как белым, так и красным требовался транспорт на Байкале.



В 1962 году пароход был исключен со службы из-за износа оборудования и, спустя время, превращен в музей.


Пароход «Святитель Николай» (Красноярск, Россия)



В другом сибирском городе, Красноярске, на реке Енисей стоит пароход-музей «Святитель Николай». Его построили в Тюмени в 1886 году по заказу купца-миллионера А.М. Сибирякова. Судно с экипажем в 12 человек много десятилетий возило пассажиров и грузы. На его борту побывал российский император Николай II, а также будущий Вождь революции В.И. Ульянов. Пожалуй, именно память о Ленине повлияла на то, что в 1970-е годы пароход «Николай» не разобрали на металл, а, напротив, восстановили.


Крейсер «Михаил Кутузов» (Новороссийск, Россия)



Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис был построен в Николаеве и принят на вооружение в 1955 году. До 1992 года крейсер ходил в походы под флагом советского ВМФ, посетил Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию, Египет, Сирию, Алжир. В данный момент корабль числится в резерве ВМФ и одновременно служит музеем.

Яхта «Красный вымпел» (Владивосток, Россия)



Парусно-винтовая яхта «Адмирал Завойко» была спущена на воду в 1910 году по заказу губернатора Камчатки. Судно использовалось для перевозки пассажиров и сообщений. В 1917-1923 годах оно побывало в руках большевиков, белогвардейцев, числилось в составе Дальневосточной республики. До 1950-х годов яхта, переименованная в «Красный вымпел», была гидрографическим и учебным судном.

К-21 (Североморск, Россия)



В 1941 году дизель-электрическая подводная лодка К-21 вошла в состав Северного флота СССР, а уже через год ее название знала вся страна. Именно на этом корабле под руководством Н.А. Лунина была совершена торпедная атака на немецкий линкор «Тирпиц» у берегов Норвегии. Всего за годы войны экипаж лодки заявил об уничтожении 17 единиц кораблей и другого транспорта противника.



После Великой отечественной войны лодка использовалась как тренировочная база, а затем ее превратили в музей боевой славы.



Подводные лодки СССР сегодня можно увидеть во многих городах России: Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Островной, Краснодар, Калининград, Вытегра Вологодской области, Тольятти. Лодка М-296 украшает Мемориал героической обороны Одессы (Украина).

Галеон «Ваза» (Стокгольм, Швеция)



Галеон «Ваза» получил название в честь династии, правящей в Швеции. Корабль строился под пристальным присмотром короля Густава II Адольфа, который стремился сделать Швецию великой морской державой. Но проект корабля, утвержденный лично Его Величеством, оказался неудачным и уже во время первого плавания в 1628 году «Ваза» затонул.



О судне надолго забыли, пока инженер-историк не обнаружил «Вазу» в 1955 году. Благодаря соленой воде Балтийского моря, дубовый корпус галеона хорошо сохранился. Корабль подняли и поместили в музей.

Часть Первая.
Парус.

Солнечная ладья — исключительно хорошо сохранившееся полноразмерное гребное судно запечатанное в тайнике у подножия пирамиды Хеопса около 4,5 тыс. лет тому назад (около 2500 г. до н. э.).
В мае 1955 г. во время уборки территории у пирамиды обнаружены 2 герметически закрытых котлована треугольной формы. Сверху на них были положены 40 известняковых плит. После того как были подняты крайние северные плиты, на которых был изображен картуш фараона Джедефра — сына Хеопса, в котловане нашли большую деревянную ладью, разобранную на 1224 детали.

Процесс сборки продолжался 10 лет, применялись только деревянные колья и канты, никаких гвоздей и металлических приспособлений. Собранную ладью поместили в специальный ангар — Музей Солнечной Ладьи, недалеко от её места погребения.

_____

«Олимпия» (греч. Ολυμπιάς)— современная реконструкция древнегреческой триремы. Корабль принадлежит Военно-морским силам Греции. «Олимпия» экспонируется в сухом доке как корабль-музей.

Корабль был построен в 1985—1987 годах на судоверфи в Пирее на средства ВМС Греции и британского мецената банкира Фрэнка Уэлша (Frank Welsh).
Ходовые испытания триремы проводились в 1987, 1990, 1992 и 1994 годах. Наиболее информативными с научной точки зрения были испытания 1987 года, в ходе которых были установлены ходовые характеристики корабля. Команде гребцов, состоявших из 170 добровольцев, удалось разогнать корабль до девяти узлов (17 км/ч).

В 1993 году «Олимпия» была перевезена в Великобританию для участия в торжествах, приуроченных к 2500 летию с возникновения демократии. В 2004 году доставила в Пирей Олимпийский огонь.
С тех пор «Олимпия» размещается в сухом доке в афинском пригороде Фалер.
______

Ва́за (также Ва́са, швед. Vasa)— шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза. Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Ваза» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в своём первом плавании 10 августа 1628 года.

В 1961 году корабль был поднят, законсервирован и ныне экспонируется в специально построенном для него музеe .«Ваза» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

_______________________________________________________________________________

Сан-Хуан-Батиста(исп. San Juan Bautista)
Исиномаки (Япония)
Галеон 1613г.
Первый японский корабль по типу европейских, реконструкция продолжается.

Судно пересекло Тихий океан в 1614.Он был на испанским галеоном, известным в Японии как Nanban-Сен. Корабль был построен для японской делегации ко двору Папы римского, а так же для испанского монаха Луиса Сотело.
Реконструировано судно в 1993 году в Японии фирма DomeDate.
Точных чертежей не сохранилось, но архивах были указаны основные параметры судна, и сохранились так же некоторые изображения судна. Сейчас судно является частью тематического парка Ишиномаки.

__________________________________________________________________________________

Корабль Амстердам Голландской Ост-Индской компании, современная реконструкция.
Корабль построен энтузиастами в 90-ые годы прошлого столетия.
Во-первых, она сделана из других материалов (дуб заменен тропическим деревом), во-вторых, шканцы (кватердек) и каюта капитана сделаны более удобно, чем это было в 18-ом веке, но из-за этого пострадало удобство нижних палуб так, что из каюты капитана теперь можно попасть в женский туалет.

На судне иногда проходят выступления молодежного театра, актеры которого, на нидерландском =(распевает старые морские песни, играют музыкальные мини-спектакли о радостях и тяготах жизни моряков на судах ост-индской компании.

__________________________________________________________________________________
HMS Victory — Her Majesty Ship Victory.

Принимал участие во многих морских боях и в том числе в Трафальгарском сражении во время которого на его борту был смертельно ранен Нельсон.

После 1812 года не принимал участия в боевых действиях, а с 12 января 1922 года находится на постоянной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте.

В настоящее время корабль приведён в то состояние в котором он был во время Трафальгарского сражения и превращён в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута.

USS Constitution (Конститьюшн)

Второй (после английского линейного корабля «Виктория», переоборудованного в музей) из самых старых парусных кораблей в мире. Всё ещё числится в боевом составе американского флота.

Известен как «Old Ironsides» («Железнобокий старина»). Это прозвище было дано кораблю после того, как во время Англо-американской войны 1812—1814 гг. было отмечено, что ядра британского корабля HMS Guerriere отскакивали от его бортов, которые был сделаны из дуба виргинского (англ. Quercus virginiana)

Спущен на воду 21 октября 1797 года. 23 июля 1798 года совершил первое путешествие, в 1798—1800 годах участвовал в «Квази-войне» США и Франции, триполийской войне, англо-американской войне 1812—1814 годов. В 1830 году корабль, 31-летний возраст которого был весьма почтенным для того времени, чуть было не отправили на слом. Однако, опубликованная в это же время посвящённая кораблю поэма «Old Ironsides», имела большой успех у граждан, настоявших на сохранении фрегата. Вместо слома корабль прошёл первый из своих многочисленных восстановительных ремонтов. Во время американской гражданской войны «Конститьюшн» служил учебным кораблём, его вооружение было уменьшено до 16 орудий и он был переклассифицирован в корабль 2-го ранга. В 1878 году «Конститьюшн» принял участие во Всемирной выставке в Париже.

В 1900 году Конгресс утвердил проект сохранения «Конститьюшн» в качестве музейного корабля, однако финансирование из госбюджета предусмотрено не было. В 1905 году было предложено вывести корабль в море и использовать в качестве мишени для артиллерийских стрельб, однако поднявшаяся волна протеста привела к тому, что в 1906 году из бюджета было выделено $100 000 на содержание и текущий ремонт корабля, а в 1907 году он был открыт для посещения.

Последний раз «Конститьюшн» проходил ремонт в 1995 году. В 1997 году в честь празднования 200-й годовщины своей постройки фрегат совершил выход в море под парусами. До этого корабль не выходил в море примерно 116 лет.

В настоящее время находится в гавани города Бостон, штат Массачусетс, по нему проводятся экскурсии.
_______________________________________________________________________________________

Тринкомали (англ. HMS Trincomalee)
Хартпул (Великобритания)
Фрегат 1817г.
Фрегат, в последующем учебное судно британского военно-морского флота в период с 1817 по 1897 год.
_______________________________________________________________________________________

Корабль — музей "Prins Willem"
Голландия Den Helder
К сожалению корабль-музей (копия оригинального корабля " Принц Вильям ") построенный в 1984 г сгорел.
Он был самой большой достопримечательностью небольшого городка, .
Вероятно, из-за короткого замыкания, огонь очень быстро охватил корабль и пожарные не успели потушить его.

Оригинал "Принс Вилльям" (построен в 1650 г) был так же несчастлив и всего после 12 лет плавания умудрился затонуть недалеко от Мадакагскара, унеся с собой на дно 250 человек.
_______________________________________________________________________________________

«Ка́тти Сарк» (англ. «Cutty Sark») — один из наиболее известных и единственный сохранившийся на данный момент чайный клипер. Был построен в 1869 году.
В настоящее время находится в сухом доке в Гринвиче (Великобритания).

и в данный момент находится на реставрации.
_______________________________________________________________________________________

Уорриор (англ. Warrior)
Портсмут (Великобритания)
Броненосец 1860г.
Первый в мире цельнометаллический броненосец.
_______________________________________________________________________________________

Фрам (норв. Fram, «Вперёд») — знаменитый корабль, на котором с 1893 по 1912 годы осуществлялись три норвежские экспедиции к Северному и Южному полюсам. Название корабля в переводе с норвежского означает Вперед. Был специально построен как экспедиционное судно.
От самой постройки является государственной собственностью.
_______________________________________________________________________________________

Суомен Йоутсен (фин. Suomen Joutsen)
Турку (Финляндия)
Трехмачтовый барк 1902г.
Парусник построен в Нанте

_________________________________________________________________________________

Померн (нем. Pommern)
Марианхамина, Аландские острова (Финляндия)
Четырехмачтовый барк 1903г.
Один из последних торговых парусников
_______________________________________________________________________________

Пассат(нем. Passat)
Любек (Германия)
Четырехмачтовый барк 1911г.
Один из последних торговых парусников, позже учебный парусник

_______________________________________________________________________________

Морские музеи считаются идеальным местом для сохранения морских традиций и многолетних артефактов, иногда датируемых столетиями назад. В морских музеях сохранены уникальные экспонаты кораблей и подводных лодок, представлены фотографии и очень интересные документы, одежда и приборы, картины и другие старинные предметы. В мире довольно много музеев, отображающих морскую историю тех или иных флотов, но в этой публикации я вам представлю восемь самых старых морских музеев мира.

морской музей в Роттердаме

Один из старейших морских музеев основан в 1874 году, и расположен в Роттердаме. Его основателем стал князь Генри. С тех пор в этом здании нескончаемый поток туристов - любителей морской истории и военно-морской техники, сосредоточенной в одном месте.

морской музей в Австралии

Музей Tapestry считается самым старым морским музеем в Австралии и входит в число старейших в мире. Его экспонаты являются непревзойденными сокровищами австралийского искусства, поступающих сюда на протяжении нескольких веков. Музей Tapestry музей был основан в 1872 году при поддержке правительства. Среди его предметов редкие экспонаты, найденные людьми, связавшими свою жизнь с морем. Морской музей Tapestry расположен в городе Мельбурн, и можно посетить с 10:00 до 17:00 ежедневно.

маяк-музей в США

Существуя уже более 200 лет, морской музей Montauk Point Lighthouse Museum сам является ценностью, отображая историю маяков. Сооружение было построено и открыто в 1796 году. Маяк-музей претерпел ряд изменений, но при этом сохраняет свой первоначальный вид.

В архивах маяка-музея имеется множество экспонатов, подтверждающих факт пиратских нападений, кораблекрушений и других исторических событий. Кроме того в здании расположенном недалеко от Лонг-Айленда работает отель. Музей можно посетить с 10:00 до 16:00.

морской музей в Англии

Maritime Museum Southampton один из первых морских музеев в Англии созданных в 1898 году. Данное историческое учреждение открыло свои экспонаты морского искусства, достижения науки и техники для посетителей, в 1910 году. Теперь это довольно популярное место отдыха туристов и любителей морской истории. Двери музея открыты со вторника по субботу с 10:00 до 16:00.

Музей Sandy Bay Historical Society является отдельным зданием в замке городка Rockport, штат Массачусетс и отображает важное значение судоходства в данном регионе. Сам замок построен в 1711 году, а музей морской тематики начал свою работу в 1832 году. Чтобы узнать об уникальных коллекциях морской истории Америки, сотрудники музея ждут своих посетителей с 14:00 до 17:00 со вторника по субботу и с 09:00 до 13:00 в понедельник.

морской музей в США

Этот морской музей был образован в 1936 году в здании, построенном в 1845 году. Здесь морская история отображается как нигде лучше. В настоящее время морское учреждение включает 13 зданий, каждое из которых является отдельной частью истории. Побывать в этом сооружении можно с 10:00 до 17:00 в будние дни и субботу, а в воскресный день с 12:00 до 17:00.

морской музей в Галифаксе

Морской музей Maritime Museum of Atlantic является одним из старейших морских музеев мира и старейшим в Канаде. В нем представлено более 30000 экспонатов истории канадского военного и торгового флотов, включая 70 малых судов и пароходов.