Контраст в композиции вызывает необходимость в тонком аккомпанементе, в сопровождающих нюансах – без этого композиция, как правило, становится жесткой и примитивной. Основы композиции

Education

Сделать задания по композиции и цветоведенью

Сделать все задания и сдать их во время.

Goal Accomplishment Criteria

Все задания сделаны

  1. Ритм

    ритма. В данной работе возможно применение или статического или динамического ритма или их сочетание (на выбор). Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная или замкнутая (на выбор). Из того или иного вида ритмических рядов необходимо создать композицию уравновешенного характера. В композиции возможно использование не строгой ритмической последовательности, а лишь сохранение определенных принципов ритмического построения.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон – белый, элементы – черные).

  2. 12-ступенный цветовой круг

    Выполнить 12-ступенный («физиологический») цветовой круг, разделенный на сектора. Каждый цвет в круге необходимо подписать.

    Данный круг должен состоять из следующих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, пурпурный.

  3. Контраст по размеру

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы одинаковые по форме значительно отличаются друг от друга только по размеру. Это способствует выявлению главного и второстепенного в композиции. Конфигурация элементов в этом случае не имеет значения.

  4. Контраст по форме (конфигурации)

    Выполнить одну формальную композицию, организованную средствами контрастных взаимоотношений элементов по такой категории, как противоположность элементов друг другу по конфигурации: четкость и резкость очертания одних противопоставляется мягкости и неопределенности других.

    В данной работе должны быть две группы элементов имеющих противоположные формы. Количество и тех и других элементов должно быть примерно одинаковым, для обеспечения максимального контраста и противостояния противоположных форм.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  5. Многомерный контраст, включающий контраст по размеру, форме и тону

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы должны быть противоположны по следующим категориям: размеру (большие и малые элементы), форме (элементы противоположные по конфигурации) и тону. В данной композиции должны присутствовать три тона: белый, серый (средний) и черный . В данном случае серый тон может быть равномерным, выполненный с помощью однородной заливки или с помощью графических фактур. Данные три тона по количеству должны быть примерно одинаковыми. Особое внимание в данной работе необходимо уделить равновесию элементов и частей композиции.

    Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.).

  6. Названия цветовых оттенков

    Выбрать произвольно один цветовой тон (например, красный, зеленый, серый). Изобразить 9 оттенков данного цвета и дать им названия, основываясь на ваших личных ассоциациях, образах и эмоциональном восприятии.

  7. Нюанс по размеру

    Выполнить одну формальную композицию, где трансформации подвержен элемент, который постепенно изменяет свой размер, при этом сохраняя первоначальную форму.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  8. Нюанс по форме

    Выполнить одну формальную композицию, где необходимо последовательно трансформировать элемент, который после нюансных преобразований принимает форму, противоположную конфигурации первоначального элемента. В данном задании внимание следует направить на изобретательность в трансформации самого элемента, а также на расположение элементов в изобразительной плоскости.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  9. Многомерный нюанс, включающий нюанс по размеру, форме и тону

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы постепенно изменяя свой размер, форму и тон создают эффект последовательной их трансформации. В данной работе элементы постепенно изменяют свой тон: от темного к светлому (или наоборот), через все градации.

    Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.). Композиция решается в черно-белом варианте с применением всех градаций промежуточных серых тонов. Графическое решение композиции: черно-белое, а также использование различных градаций серого цвета в нюансе по тону.

  10. Монохромия в холодной и теплой гамме

    Выполнить две работы, одинаковые по композиции элементов (в технике мозаики). Тип цветовой композиции этих работ – монохромия одного цвета. При этом, первая работа (монохромия) должна быть выполнена в теплой гамме – т.е. построена на теплых оттенках выбранного цвета, а вторая работа – в холодной гамме, т.е. на холодных оттенках того же цвета.

    Формат каждой композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. квадратный (например, 10х10 см.).

  11. Полярная цветовая композиция в разбеленном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции – полярная (т.е. два цвета расположенные друг против друга в 10- или 12-ступенном круге). При этом цвета должны быть разбелены , что в целом даст разбеленный колорит в работе. В данном задании возможен одинаковый разбел цветов, или же различная степень разбела различных элементов мозаики.

  12. Трехцветная цветовая композиция в насыщенном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие, т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий. При этом цвета должны быть предельно чистыми и насыщенными , что в целом даст насыщенный колорит в работе. В данном задании, прежде всего надо обращать внимание на гармонизацию цветов, на то насколько оттенки цветов подходят друг другу. Основным способом гармонизации цветов и оттенков, в данном случае, является гармонизация с помощью гаммы – т.е. приведение трех цветов или к теплой или холодной гамме.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  13. Трехцветная цветовая композиция в приглушенном (ломаном) колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие (т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий.). При этом цвета должны быть приглушены , за счет подмеси серого цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст ломаный колорит в работе. В данном задании возможно одинаковое приглушение цветов, или же различная степень приглушения различных элементов мозаики.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  14. Многоцветие в зачерненном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: многоцветие (четырехцветие), т.е. берутся четыре цвета при вершинах квадрата, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий. При этом цвета должны быть зачернены , за счет подмеси черного цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст зачерненный колорит в работе.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  15. Главное в композиции – элемент больший по величине

    Необходимо выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент больший по величине. Таким образом, один главный элемент (как доминанта) должен быть расположен среди малых. Здесь масса крупного элемента будет доминировать, и притягивать визуально малые элементы. Главный элемент не должен быть расположен строго в геометрическом центре формата изобразительной плоскости. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

  16. Главное в композиции – элемент меньший по величине

    Выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент меньший по величине. Меньший элемент должен быть расположен среди крупных элементов. Основная задача, в данной композиции, также решается направлением сторон крупных элементов по отношению к малому элементу, а также организацией свободного пространства вокруг элемента меньшего по величине. В данном задании главный элемент всегда является обособленным по отношению к остальным, которые как можно больше сближаются. Количество элементов в композиции – не более 8.

  17. Главное в композиции – пространство

    Выполнить формальную композицию, где главным (центром композиции) будет являться пространство, т.е. поле плоскости, не заполненное композиционными элементами. В данном случае ведется поиск силуэта самого пространства при активной помощи остальных элементов, которые сближены между собой. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

  18. Зеркальная симметрия

    Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу зеркальной симметрии . Композиция - формальная, плоскостная, неограниченная. Главной задачей является достижение покоя и равновесия. Общий силуэт композиции – близкий к прямоугольнику. Рекомендуется применять четкие, спокойные очертания силуэтов, подчиненные центру композиции.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Решение композиции: черно-белое или цветное (один - два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

  19. Асимметрия

    Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу асимметрии, а именно – вариант дисимметрии. Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная.

    В данной работе, за основу необходимо взять зеркальную симметрию (композицию, выполненную в рамках задания 3.1) и изменить ее, нарушив несоответствием различных характеристик парных элементов. Это нарушение может быть за счет изменения размеров, формы, расположения в пространстве, тона, цвета. Может быть выбрана или одна или несколько характеристик, по которым будет нарушена симметричность.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции – на выбор: черно-белое или цветное (один – два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

  • 19 February 2016, 08:30

Любой макет полиграфии состоит из определенных элементов, например: текст, фотографии, иллюстрации, фигуры и линии, цветовые пятна, различные элементы дизайна и т. д. От того насколько грамотно элементы подобраны друг у другу и зависит целостность композиции и Среди законов компоновки элементов можно выделить контраст, нюанс и повторение (тождество). Это основные принципы построения композиции, которые прослеживаются в той или иной мере почти в каждом дизайне полиграфии. Так как без них практически не возможен, они заслуживают более детального изучения. Итак, в этой статье я расскажу о том, что такое контраст, нюанс, повторение и покажу где оно используется на конкретных примерах.

Контраст - резкое различие элементов по тону, цвету или размерам. Самым контрастным можно назвать черный текст на белом фоне, который вы читаете или на оборот - белый текст на черном фоне. Всю информацию в макете можно разделить на более важную и менее важную, поэтому контраст используют, чтобы выделить один элемент относительно другого или обратить больше внимания на какую-то часть макета.

Нюанс - противоположность контраста. Очень слабая между элементами макета. Его используют для дополнения макета менее важной информацией, едва просматривающейся на фоне или среди другой информации. Часто нюанс применяют в сочетании с повторением. Например, линии или фигуры могут дублироваться на других частях макета, но не такие контрастные, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Повторение (тождество) - повторение элементов. Возможно видоизмененных, но легко узнаваемых. Повторяющиеся элементы дизайна придают макету целостность и единый стиль оформления.

Все эти три принципа свободно уживаются в одном макете. Хотя их сочетание может различаться в любом дизайне просматриваются контрастирующие элементы, повторение стиля и менее контрастные детали хорошо дополняющие макет. Теперь приступим к конкретным примерам:

В данном буклете представлена реклама рыбного продукта - икры. В качестве основных дизайнер использовал два цвета: красный (цвет икры) и зелёного (цвет зелени или воды). Красный цвет очень хорошо контрастирует с желто-зеленым. Если присмотреться к фону, можно заметить пузырьки воздуха или увеличенную икру. Они едва видны и почти сливаются с фоном, поэтому здесь явно используется нюанс. Красная заливка в верхней части макета и красная волна в нижней повторяется и на внутренней стороне. Также главное слово "рыбспецпродукт" выделено с помощью размера и белой обводки, которое делает его видным даже на красном фоне.

Тема следующей листовки - какой-то аппарат для поездов. Здесь, как и на прошлой на фоне едва просматриваются железная дорога, что тоже напрямую связано с темой листовки. Чередование контрастных блоков позволяет легко воспринимать информацию, а также благодаря их правильно подобранному повторению создается ощущение целостности макета. Интересно, что сами блоки сделаны в технологичном стиле по форме рекламируемой детали.

В этом макете в качестве повторяющегося дизайнерского элемента используется дуга или овал выходящий за пределы листовки. Если присмотреться, во внутренней части листовки можно увидеть те же дуги полу прозрачные и не очень заметные. Это использование нюанса. Контраст виден в том, насколько хорошо выделены заголовки каждой полосы буклета и другая важная информация.

Итак, абсолютно в любом макете можно заметить использование контраста, нюанса и тождества. Их сочетание может быть различным, однако применение этих простых законов композиции сделает ваш для зрителя и грамотным с точки зрения рекламы.

Подробнее о законах композиции в этом видео:

(Visited 11 776 times, 8 visits today)

Урок №6.

Учет колористической системы для создания гармоничной композиции. Контраст и нюанс.

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения.

Гармонические сочетания , по характеру психофизиологического восприятия принято подразделять на пять цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада».

Первое с чем нам предстоит познакомиться, это классификация цветов. Какие цвета мы можем назвать слету? В основном это базовые цвета те, что дети рисуют в радуге, и что бы нам было не так сложно пока проработаем эти правила именно на них. КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН – знакомо? Конечно! Это правило, какой цвет за каким следует в цветовом круге. И выглядит он так:

Есть более сложные цветовые круги, например:

Первая группа гармоничных цветов это:

Монохромные (одноцветное) гармонические сочетания построены на основе одного цвета. На более сложном круге шкала одного цвета и будет монохромным гармоничным сочетанием. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.

К примеру, палитры цветов, которыми пользуются дизайнеры:

Второе гармоничное сочетание это родственные (аналогичные) гармонические цвета , в названии уже понятно, что цвета «родственники», это те цвета, что располагаются радом друг с другом в цветовом круге, например:

В палитрах дизайнеров это выглядит так:

Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых тонов и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия. Даже при небольшом тональном контрасте цветовое единство красок всегда сохраняет внутреннюю стабильность и благородство.

Третья группа: гармония контрастных (дополнительных, противоположных) цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге.

Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном. Используя такое сочетание очень важно соблюсти пропорции, когда фонового цвета значительно больше и его звучание менее значительно, чем цветовой доминирующий на его фоне акцент.

Посмотрим примеры такого сочетания

Один цвет ведущий, остальные цвета его окружают и их количество по массе значительно больше.

Существует и более сложная комбинация гармоничных контрастных цветов по принципу «Триада» . Это разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга. Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам.

В работе с таким сочетанием нужно понимать, что это самое сильное звучание практически всех цветов, и уравновесить такую гамму можно погружая их в среду, где они не мешали бы друг другую, а оставались полноценными (равнозвучными), такие сочетания удачно смотрятся на очень светлом фоне или в тёмной среде.

Часто используют и понятие «Триада». Это гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга. Эти цвета демонстрируют очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.

Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Но на самом деле эти принципы весьма сложны, к ним нужно подходить осторожно, чтобы не получилось «психоделического винегрета», в котором некомфортно будет человеку.

Четвертая группа - это гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов. Наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие нежели сочетание просто двух дополнительных цветов. Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является приоритет родственных цветов, где дополнительный (противоположный в круге) цвет присутствует в композиции не более чем на 10-20%. Это сочетание одно из самых выразительных, сложных и глубоких. Им можно любоваться бесконечно.

Все цвета делятся на две категории теплые и холодные. Холодные в основе имеют сине-голубые оттенки, а теплые в свою очередь желто-красные.

Теплые:

Их можно назвать в целом родственными цветами , и составлять гармоничные сочетания по четырем выше перечисленным принципа.

Холодные:

Холодные цвета так же можно обозначить как родственные.

И еще один момент: цвета, вернее их оттенки, могут быть отнесены к группе совершенно противоположных цветов. Так, розовый, который изначально можно причислить к разряду теплых цветов, может быть в определенном оттенке быть холодным цветом, например:


И таких примеров очень много, даже самый теплый цвет желтый может в определенном оттенке быть холодным, вот такие чудеса встречаются в мире цвета!

Главное знать, что любая гармоничная композиция строится либо на принципах контраста (противопоставление цветов, тонов), либо на принципах нюанса (монохромность или однотонность цветовых комбинаций).

Контраст


Контраст - это сильно выраженное различие свойств, как цвета материала, так и пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый - темный, высокий - низкий, большой - маленький. Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах цвета имеющих сходство. В ландшафтном искусстве особенно интересно использование цветовых нюансов растений, подбираемых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гаммы.

В ландшафте при работе с цветом важно учитывать:

Что для визуального увеличения небольшого участка надо отказаться от большого разнообразия цветовых сочетаний и ярких контрастов;

Что голубые тона растений, размещенные на дальнем плане, визуально будут увеличивать размеры участка;

Что большая доля зеленого цвета в саду позволяет использовать разнообразные тона и цвета при создании композиций;

Что яркие, контрастные композиции должны уравновешиваться спокойным фоном и составлять 10-15% от общего выбранного цветового тона.

Приступая к созданию любой композиции, будь то композиция из древесно-кустарниковых растений или из травянистых (многолетников, однолетников), надо определиться с цветом, еще раз посмотреть цветовой круг и не забывать про форму растительного материала, его текстуру. Как советует знаток по созданию цветников Татьяна Койсман - повторяем «… как заклинание: цвет, форма, текстура; цвет, форма, текстура…»

Родственные цвета - гармоничный цветник

Родственные цвета - цветник на нюансах

Родственные цвета - яркий цветник

Противоположные цвета - контрастная композиция

Монохромная композиция из одного цвета

Монохромная композиция на основе одного тона.

Если подходить к выбору цвета с позиции особого представления реальности, то становится понятным, почему чёрно-белая фотография не утрачивает своей популярности.

Во-первых, такое цветовое решение совсем не похоже на то, как мы видим окружающий мир. Во-вторых, противопоставление чёрного и белого производит достаточно сильный эффект на зрителя, подсознательно вызывая ассоциации со светом/тьмой, добром/злом и т.п. Поэтому создается впечатление, что чёрно-белая картинка смотрится выигрышнее своего цветного аналога. Отчасти это происходит из-за того, что переводя картинку из цветного в черно-белый вариант, мы как бы упрощаем композицию. Это утверждение не совсем правильное, но смысл его в том, что мы убираем из кадра цвет как объект привлечения внимания. Тем самым уделяем больше внимания остальному содержанию снимка. Сразу оговоримся, что такой способ работает не всегда. И совсем не работает в тех случаях, когда вы целенаправленно подбирали сочетание цветов в кадре, осознанно делая цвет важным элементом композиции. Поэтому самое время поговорить о цвете.

Чёрно-белая фотография имеет мало общего с тем, как мы воспринимаем окружающую действительность. Казалось бы, для цветной фотографии должно быть верно обратное утверждение. Но это не так. Дело в том, что даже самые совершенные камеры воспроизводят не все оттенки, которые видит человеческий глаз. Или воспроизводят их не совсем так, как мы привыкли. Кроме того, фотограф может изменять оттенки и насыщенность цветов, делая картинку более или менее похожей на реальную. То есть цвет можно использовать одновременно и как средство наиболее точной передачи картины реального мира и, наоборот, как средство представления альтернативного видения действительности.

Возвращаясь к первому вопросу - цвет или ч/б - мы смело можем сказать, что и то, и другое. Всё зависит от вашего замысла.

Работа с цветом

Попробуем освоить несколько простых приёмов работы с цветом, но сначала вкратце поясним основные термины, которые мы будем использовать при описании цвета.

Цвет

Физика говорит, что цвет - это длина электромагнитной волны, которой и является видимый нами свет. Нам в такие технические подробности можно не вдаваться. Достаточно знать, что восприятие цветов - физиологическая особенность человеческого зрения. Свет, падая на поверхность объектов, отражается не полностью, в результате чего мы различаем цвета.


Больше всего для нам интересно то, что выделяет несколько основных цветов. С детства они известны нам как «цвета радуги». Смешение всех цветов образует белый цвет, а полное отсутствие света - чёрный. Так как существуют разные цветовые модели, стоит упомянуть и ту, в которой основных цветов только 3, а все остальные получаются путём их смешения. Это модель RGB (Red Green Blue). Она включает такие основные цвета: красный, синий и зелёный. На её основе функционирует почти вся современная электроника, воспроизводящая цвет.


Оттенок

Оттенок - это разновидность цвета. Оттенки получаются добавлением к основному цвету светлого или тёмного тона и примеси других цветов. Совокупность схожих оттенков образует цветовой тон (например, светло-красный, тёмно-красный, кроваво-красный, всё вместе - красный тон). По цветовому тону оттенки часто разделяют на тёплые и холодные. К тёплым относятся красные, оранжевые и жёлтые оттенки. К холодным - голубые, синие и фиолетовые. Переход от чёрного к белому происходит через различные оттенки серого, «градации серого».

Яркость, насыщенность

Важными характеристиками цвета являются яркость и насыщенность.

При уменьшении яркости любой цвет стремится к чёрному.

Оттенки одного цвета могут отличаться насыщенностью. Чем меньше насыщенность, тем более блёклый оттенок. При уменьшении насыщенности все цвета приближаются к серому.

Контраст

Понятие контраста не всегда относится к цвету, но я считаю важным привести его именно здесь. Контраст - это степень различия между областями изображения. Чаще всего говорят о контрасте по свету. То есть о том, насколько сильно отличаются светлые и тёмные части изображения и насколько плавные между ними переходы. Например, снимок дорожного полотна будет, скорее всего, неконтрастным, так как в нём будут присутствовать только плавные переходы между оттенками серого.

Можно выделить и цветовой контраст. Например, красное на синем - контрастное сочетание, а синее на фиолетовом - нет.


Цветовой круг

Существует не одна модель, описывающая соотношение цветов, но в фотографии чаще всего используется так называемый цветовой круг. Он состоит из нескольких секторов разных цветов (есть много вариантов цветового круга с различным количеством оттенков). В круге выделяют 3 основных цвета: красный, жёлтый и синий. Оранжевый, зелёный и фиолетовый называют промежуточными, их можно получить путём смешения основных. Можно встретить разные интерпретации цветового круга, в том числе и такую, где круг не разбивается на сектора, а все цвета плавно переходят один в другой.


Теперь, когда мы немного подкрепили наши теоретические познания, пора переходить к практике.

Как применять это на практике

Цветовой круг - это наша отправная точка к пониманию взаимодействия цветов. Здесь действуют 2 простых принципа. Соседние цвета в круге образуют спокойные гармоничные сочетания, а противоположные цвета образуют наиболее контрастное сочетание. При этом каждый из противопоставляемых цветов кажется более ярким и насыщенным.

Помимо этого, все цвета можно условно разделить на тёплые и холодные.

Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий, фиолетовый.

Как можно догадаться из названия, именно такие ощущения вызывают сочетания перечисленных цветов. Тёплые цвета будут более притягивающими и спокойными, в то время как холодные цвета имеют слегка отталкивающий характер.

Изучать воздействие сочетаний цветов очень легко на примере рекламы. Дизайн всевозможных банеров и логотипов подбирается так, чтобы воздействовать на покупателя. Наибольшее внимание обращают на себя контрастные сочетания. Причём, как можно заметить, удачно противопоставляются не только цвета из нашего круга. Белый эффектно смотрится на фоне насыщенных и тёмных цветов: красного, синего, чёрного и др. Чёрный часто можно встретить рядом с жёлтым, красным, оранжевым.

Существует и ещё одна интересная система, описывающая соотношение цветов. Гёте присвоил основным цветам своеобразный индекс интенсивности. Выглядит это следующим образом: желтый = 9 оранжевый = 8 красный = 6 зеленый = 6 синий = 4 фиолетовый = 3


То есть для достижения гармонии между зелёным и синим, к примеру, синего следует взять больше, чем зелёного. Главное - не пытаться применить эту схему каждый раз, когда вы пытаетесь уравновесить цвета в кадре. Это просто ещё один инструмент, своеобразная палочка-выручалочка, которой можно воспользоваться, когда есть серьёзные сомнения при построении кадра.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении приводятся задания для практической работы по основам композиции на зависимость эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы и других свойств, рассмотренных в разделе 1.

Задание 1. Силуэт и поле

Тема: Закономерность равновесия как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.1).

1. Изобразить любую правильную геометрическую фигуру в квадрате так, чтобы соблюдалось равновесие фона и фигуры: темный фон – светлая фигура; светлый фон – темная фигура (рис. 19 а).

2. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура стремится занять место за плоскостью квадрата. Два варианта – на темном и светлом фоне (рис. 19 б).

3. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура выглядит маленькой, теряется на фоне. Выполнить два варианта (рис. 19 в).

Примечание: размер квадратов для компоновки фигур 16´16 см.

Материал:

Задание 2. Главное – второстепенное

Тема: Организация доминантных отношений формальных элементов композиции (п. 1.2.2).

Последовательность выполнения задания:

Построить три композиции, в каждой из которых добиться доминирующей композиционной роли: 1) большего элемента, 2) меньшего элемента, 3) зоны пространства – исключительно за счет различных способов их формально-композиционной организации на плоскости (рис. 20, 21).

На втором этапе работы в одной из полученных композиций, не изменяя ее общего композиционного решения, нужно осуществить смещение активной роли доминирующего элемента на противоположный элемент (например, с меньшего на больший или наоборот) за счет изменения внутренних характеристик композиционных элементов (тон, фактура, графическая структура).

Рис. 19. Силуэт и поле:

а) равновесие фона и фигуры. Светлота как объективное свойство может корректировать нашу эмоциональную оценку размеров формы. Благодаря иллюзиям зрения, форма кажется тем больше, чем она светлее. Из двух равновеликих фигур белая кажется больше, чем черная. А масса больше у той из форм, которая темнее;

б, в) нарушение равновесия фона и фигуры


Рис. 20. Организация доминантных отношений формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве


Рис. 21. Организация доминантных отношений
формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве;

г) изменение главного за счет внутренних характеристик элемента

Примечание:

композиции выполняются с использованием пяти или семи элементов, все характеристики которых должны оставаться постоянными в каждой композиции;

организация плоскости как двухмерного композиционного пространства ведется с активным использованием понятия силовых линий и силовых полей, а также положительного и отрицательного пространства;

в каждой композиции главный элемент должен находиться в различных зонах пространства.

Материал: формат листа А-3, белая и черная бумага, клей ПВА.

Задание 3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.3).

Последовательность выполнения задания:

1. Изобразить набор из трех фигур, разных по геометрической характеристике и размерам, но близких по эмоциональной оценке массы (то есть приблизительно равных по площади).

2. Преобразить геометрическую характеристику и размеры этих фигур так, чтобы масса каждой фигуры оценивалась более легкой, но в то же время близкой друг другу по эмоциональной оценке. Три формы должны сопоставляться между собой как близкие по массе (рис 22).

Материал:

Задание 4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.4).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать произвольную геометрическую фигуру.

2. Постепенно, за 4 этапа, путем изменения ее геометрической характеристики при равной площади, преобразовать ее массу в более легкую. За счет достижения различной геометрической характеристики добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы (рис. 23, 24, 25).

Примечания:

1. Фигуру можно делить на части, но так чтобы площади всех частей были приблизительно одинаковыми.

2. Формы не должны изображать конкретные предметы во избежание воздействия содержания на эмоциональную оценку массы.

Типичные ошибки:

неравенство площадей фигур после преобразования;

нет постепенности преобразования, резкий переход от одной стадии к другой;

нет стилевого единства членений.

Материал: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.


Рис. 22. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе.

Преобразование массы фигур в более легкую за счет изменения их геометрической характеристики и размеров.
Площади всех фигур приблизительно равны

Рис. 23. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Рис. 24. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа


Рис. 25. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа

Задание 5. Членение формы на элементы статические и динамические

Тема: Зависимость эмоциональной оценки статичности или динамичности формы от ее расчлененности на элементы, составляющие единое целое (п. 1.2.5).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать три простые геометрические фигуры с различными геометрическими характеристиками.

2. Расчленить их статически, соблюдая целостность.

3. Расчленить их динамически. Сформулировать любое динамическое состояние во всех трех фигурах. Например: кручение, растяжка, сжатие, вспышка, излучение, волна и т. д. (рис. 26, 27, 28).


Рис. 26. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “сжатие”

Рис. 27. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “кручение”


Рис. 28. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “поворот”

Цель задания: Показать, каким образом расчлененность формы может корректировать ее эмоциональную выразительность, а также целостность.

Типичные ошибки:

фигура распадается на два элемента;

направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях, что разрушает форму;

элементы очень крупны по отношению к целому, слишком самостоятельны, форма распадается, нет целостности.

Материалы: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.

Задание 6. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Тема: Пропорции и отношения (п. 1.2.6).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать простую геометрическую фигуру.

2. Используя различные виды пропорционирования (арифме­тическую, геометрическую прогрессию, золотое сечение, пропорциональное деление), выполнить построение ряда геометрических фигур, связанных полученным отношением.

3. Выполнить композицию с использованием различных видов спропорционированных фигур (рис. 29, 30).

Материалы: Формат листа А-3; черная бумага, клей ПВА.

Задание 7. Организация плоскости с помощью метра и ритма

Тема: Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.7).

Последовательность выполнения задания:

1. Разделить лист на две части. В первой части листа закомпоновать шесть квадратов размером 6х6 см. Изобразить в них метрические и ритмические композиции.

2. На второй половине листа из простых геометрических фигур построить выразительную композицию. Выбрать один из вариантов:

а) на основе взаимного проникновения трех или более встречных ритмических рядов;

б) на основе сочетания метрических и ритмических рядов.

Примеры выполнения данной работы показаны на (рис. 31, 32, 33).

Материалы: Формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА, тушь, рапидограф, ножницы.

Задание 8. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений

Тема: Закономерности контраста, нюанса как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.8).

Последовательность выполнения задания:

Лист условно разделить на две части. В первой части листа:

1. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения простых элементов (геометрических фигур) друг на друга с использованием контраста по размеру и форме.


Рис. 29. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 30. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 31. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 32. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 33. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему


2. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения элементов друг на друга с использованием нюансных отношений по размеру и форме.