Конкурс проектов по литературе. Темы исследовательских работ по литературе Бажов Павел Петрович
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – Теренгульская средняя общеобразовательная школа
« Баба Яга – ведьма или богиня?»
Выполнила:
ученица 5 класса
Квас Наталия
Руководитель:
Цымбал Е. В.
учитель русского языка
И литературы
Тема проекта: « Баба Яга- ведьма или богиня?»
I .Введение
Актуальность проекта : Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?
Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.
Задачи:
1) Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы с участием Бабы Яги и выявить ее добрые и злые поступки.
2) Изучить некоторые традиции русского народа.
Методы исследования:
1) Изучение литературы (анализ русских народных сказок).
2) Работа с Интернет- ресурсами.
3) Практическая работа (систематизация и обобщение полученных данных).
II . Практическая часть
Баба Яга-это очень запоминающийся персонаж: и по своему виду, и по характеру. Но вот что удивило нас: а такая ли уж плохая, эта Баба Яга? Перечитав множество сказок, пересмотрев большое количество художественных фильмов и мультфильмов, где мы встретились с самой Бабой Ягой, мы разобрались в ее характере и сделали поразительное открытие – Бабу Ягу не справедливо обвиняют в злодействах. Мы беремся доказать, что Баба Яга положительный сказочный герой.
Многие говорят, что Баба Яга – ведьма. Я обратилась к большой советской энциклопедии и узнала что Ведьма, колдунья, женщина – служительница дьявола, якобы обладающая сверхъестественной способностью вредить людям и животным.
Другие имена Яги вы видите на слайде.
Проанализировав множество сказок с участием Бабы Яги можно предположить что она Ведьма, потому что:
Она всем вредит.
Создает на пути трудности.
Похищает детей.
Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.
У неё страшный вид.
Исходя из этого я узнала, что Баба Яга - одноногое божество -божество, имеющее недостаток в ноге (хромоногое);
Баба Яга – змея -человекоподобное существо со змеиным хвостом;
Баба Яга - вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой.
Я предполагаю что Баба Яга все таки не такой уж отрицательный персонаж в сказках. И мы решили узнать кто же такая богиня, обратившись к советской энциклопедии.
Мы выяснили что Бог - фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающего как предмет религиозного поклонения и веры.
Просмотрев ряд мультфильмов и сказок, а также изучив некоторые материалы о некоторых традициях русского народа, я пришла к мыслям что, Баба Яга может быть богиней, потому что она Умеет делать волшебство.
Указывает герою дорогу.
Дает добрые советы.
Может понимать язык зверей и птиц, повелевает ими.
Её боятся отрицательные персонажи.
В доказательство этому представляю вам иллюстрации, взятые из сказок и мультфильмов.
Выводы по результатам исследования:
Так как Баба Яга живет в лесу и повелевает животными, то она-богиня леса, БЕРЕГИНЯ леса и природы.
Баба Яга могла лечить людей-она хорошо знала все лекарственные травы, толкла их ПЕСТОМ в СТУПЕ и делала отвары. Во многих сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в ПЕЧИ. Но в прежние времена больного ребенка обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и трижды засовывали в натопленную печь.
Баба Яга- древняя славянская БОГИНЯ.
Список использованной литературы:
1.Афанасьев А.Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002.
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.
3. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М.: Вече, 2001.
4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.
5. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе
для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.
Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.
Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.
Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.
Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.
Темы проектов по литературе
Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.
Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.
Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.
Темы исследовательских работ по литературе
Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).
Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.
Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.
Темы проектов по современной литературе
Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:
Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.
Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?
–– .
––
––
––
–– .
–– .
––
–– .
основная общеобразовательная школа №3) УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ «Семейные традиции в «Повести о Петре и Февронии Муромских»»:––
В этом разделе темы исследовательских работ и проектов по литературе для 5 класса
посвящены античной мифологии, творчеству Астафьева Виктора Петровича, Гоголя Николая Васильевича, Крылова Ивана Андреевича, Пушкина Александра Сергеевича, Тютчева Фёдора Ивановича, Фета Афанасия Афанасьевича, Чехова Антона Павловича и др.
В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 5 класса , распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе общеобразовательной школы.
Представленные темы проектов по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, написания школьнику наиболее актуального индивидуального проекта.
Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять, добавляя новые задачи в предстоящее исследование.
Темы проектов по литературе 5 класс (античная мифология)
Примерные темы проектов по литературе для учащихся 5 класса:
Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").
Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе (мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Лексика любовной лирики русских поэтов.
Миф об Орфее в произведениях живописи.
Образ Геракла в произведениях живописи.
Образ дракона в детской литературе.
Подвиги Геракла на античных вазах.
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Красна речь пословицей
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной.
Мы в зеркале пословиц
Малые жанры фольклора
Мифологический сюжет в изобразительном искусстве.
Пословица не даром молвится.
Пословицы, поговорки, загадки нашего края.
Русская народная тематика в курсе математики 5 класса.
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
Сказка ложь, да в ней намек.
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка.
Астафьев Виктор Петрович
Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка».
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Н.В. - словесный кулинар.
Гоголь и Пушкин.
На родине Гоголя.
Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Славянские предания и легенды в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Крылов Иван Андреевич
Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
Лесков Николай Семёнович
"Необычные" слова в повести Н.С. Лескова "Левша".
Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.
Сказ и его воплощение в повестях и рассказах Н.С. Лескова.
Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова.
Чехов Антон Павлович
Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова.
Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте.
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Книга в жизни Чехова.
По чеховским местам (Мелихово).
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Приемы создания комического в ранних рассказах А.П. Чехова.
Рассказы "для детей" в раннем творчестве А.П. Чехова.
"Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова.
Человек и художественное пространство в «маленькой трилогии» А.Чехова
Энциклопедия жизни и творчества А.П. Чехова.
Пушкин Александр Сергеевич
Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
Архетип старца в романтических поэмах А.С. Пушкина.
Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Пушкин и книги.
Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в поэзии Ф.И. Тютчева.
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А. Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А. Фета.
Образы деревьев в стихотворениях А.Фета.
Тургенев Иван Сергеевич
Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму».
Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.
Бажов Павел Петрович
Екатеринбург П.П. Бажова.
Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.
Особенность языка сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».
Лермонтов Михаил Юрьевич
Лермонтов и книга.
Литературное путешествие по лермонтовским местам.
Темы исследовательских работ по литературе (дополнительно темы)
Примерные темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5 класса:
Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Стихотворение Н.М. Рубцова "В горнице" и его черновые варианты.
Анализ стихотворения И. Бунина "Листопад".
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".
Герои английских лимериков.
Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.
"Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.
Кавказ в русской живописи.
Какие загадки знают современные школьники?
Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся).
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
В лаборатории поэта
Интерпретация лирического произведения (не из школьной программы).
Исследовательская работа по рассказу Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни».
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес».
Литература и мой край
Мои любимые басни
Мои ровесники в литературных произведениях.
Ожившие картинки (мультфильм по любому прочитанному произведению).
Писатели, поэты рядом
Прозвища моих одноклассников и их значения.
Произведения в интерпретации иллюстраторов.
Противопоставление Жилина и Костылина.
Родная природа в лирике Сергея Есенина.
Родная природа в русской поэзии XX века.
Роза в произведениях литературы
Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности).
Сборник сочинений нашего класса о животных.
Сборник стихов и рассказов о животных.
Сельская школа в XIX веке.
Толстой и Ясная Поляна.
Экранизация произведений Носова в отечественной анимации.
Энциклопедия одного слова. Счастье.
Энциклопедия слова "Ворона"
Энциклопедия слова "Декабрь"
Энциклопедия слова "Сентябрь".
Предварительный просмотр:
Титульный лист
Проектная работа
По литературе
на тему__________________________
учащегося ________класса
Ф.И. ____________________________
Требования к выполнению работы
- Работа должна быть выполнена в строгом соответствии одной из тем, заявленных в перечне проектных работ.
- Содержание работы должно раскрывать тему.
- Работа должна быть написана от руки по трафарету или распечатанным линиям (допускается использование линованой бумаги формата А4).
- Работа не должна содержать орфографических, пунктуационных и других ошибок.
- Допускается использование картинок из Интернета с подписями к ним.
- Работа должна быть аккуратной и эстетически привлекательной.
проектных работ по литературе
В 5 классе
- Иллюстрации к произведению.
- Литературная география.
- Викторина для друзей.
- Живое слово
- История в литературе
- Сценарий.
Инструкции по выполнению проектных работ
«Иллюстрации к произведению»
Основное задание предполагает создание цветных рисунков к изучаемому художественному произведению в количестве 1-3 .
Каждое изображение должно сопровождаться выдержкой из текста произведения или выпиской фрагмента, которому соответствует.
Допускается раскрашенное красками (карандашами) контурное изображение, распечатанное из Интернета.
Как выполнить задание под рубрикой
«Литературная география» и
«История в литературе»
Основной вид деятельности заключается в подборе информационного материала по одной из тем, заданных в перечне работ.
Материалы можно брать из любых доступных источников. Его следует переработать и оставить самое основное.
Далее нужно от руки переписать текст сообщения на линованую бумагу формата А4 и оформить титульный лист в соответствии с заданными требованиями.
Не допускается использование слов «реферат», «доклад» и др. в оформлении итоговой работы.
Как выполнить задание под рубрикой
«Живое слово»
Задания в данной рубрике предполагают исследование словарного состава художественного произвдения или творческой лаборатории писателей.
- Задание «Словарик» должно содержать толкование слов и оформляться по типу словарных статей.
- Задание «Афоризмы» включает поиск высказываний писателей и поэтов, которые известны многим людям и используются в качестве цитат. Данные высказывания следует оформлять крупно, так, чтобы они были легко читаемы в классе с доски.
- Задание «Что бы это значило?» должно содержать объяснение смысла какого-либо заданного высказывания, фразы и состоять из 3-4 предложений.
Как выполнить задание под рубрикой
«Викторина для друзей»
В данной рубрике размещаются задания, в которых учащиеся придумывают вопросы и упражнения по тексту изучаемого художественного произведения или биографии писателя. Вопросы могут быть с ответами или без них. Допускается свободное оформление: обычный перечень заданий, кроссворды, анаграммы, ребусы и др.
Предварительный просмотр:
Проектные работы по творчеству И.А.Бунина, Л.Н.Андреева, А.И.Куприна
- Иллюстрации к произведению . Нарисовать по 1 рисунку к рассказам И.А.Бунина «В деревне», Л.Н.Андреева «Петька на даче», А.И.Куприна «Золотой петух» и подписать их выдержками из текста.
- Литературная география.
- «На родинеИ.А.Бунина»;
- «Орёл. Край детства Л.Андреева»;
- «Родина А.И. Куприна».
- Викторина для друзей . Составить 10 вопросов по Биографии одного из писателей.
- Живое слово. Напишите рассуждение на одну из тем:
- Как в рассказах решается вопрос детского счастья?
- Город и деревня: где человек становится счастливым по мнению авторов рассказов?
- История в литературе
Написать сообщение на тему «И.А.Бунин. Нобелевская премия»
- Сценарий.
Составить сценарий к любому рассказу одного из трёх авторов.
Предварительный просмотр:
Проектные работы по творчеству А.Блока и С.Есенина
- Иллюстрации к произведению . Нарисовать рисунки к стихотворениям А.Блока и С.Есенина и подписать их выдержкой из текста (по 1 рисунку для каждого автора).
- Литературная география. Написать сообщение на одну из тем:
- «Шахматово – лучшее место на земле (о родине А.Блока)»;
- «Петербург А.Блока»
- «Село Константиново – родина С.Есенина;
- «Город и деревня в жизни С.Есенина».
- Викторина для друзей . Составить 10 вопросов по стихотворениям А.Блока и С.Есенина.
- Живое слово. Провести анализ одного из стихотворений А.Блока и С.Есенине, помещённых в учебнике.
- История в литературе. Написать сообщение на тему «Памятник поэту» (о памятниках А.Блоку или С.Есенину)
Предварительный просмотр:
Проектные работы по творчеству А.П.Чехова
- Иллюстрации к произведению . Нарисовать рисунки к рассказам и подписать их выдержкой из текста.
- Литературная география.
Написать сообщение на одну из тем:
- «На родине А.П.Чехова»;
- «Донской край в жизни А.П.Чехова»;
- «Таганрог – родина А.П.Чехова».
- Викторина для друзей . Составить 10 вопросов по Биографии А.П.Чехова
- Живое слово
Найти и красиво оформить 5 афоризмов (поучительных, мудрых выражений) А.П.Чехова или высказываний о нём других людей.
- История в литературе
Написать сообщение на тему «Памятники А.П.Чехову»
- Сценарий.
Составить сценарий к любому рассказу А.П.Чехова.
Предварительный просмотр:
Проектные работы по творчеству И.С.Тургенева
- Викторина для друзей . Составить 10 заданий по тексту рассказа «Муму».
- Живое слово
- История в литературе
Напиши сообщение на тему «Положение крестьян в XIX веке», используя факты приведённые Тургеневым в рассказе «Муму».
Учебник. Задание под рубрикой «Минуты творчества», стр. 243.
Предварительный просмотр:
- Иллюстрации к произведению
- Литературная география.
Написать сообщение на одну из тем:
- «На родине П.Н.Толстого»;
- Викторина для друзей
- Живое слово
- История в литературе
- Сценарий.
Предварительный просмотр:
Проектные работы по творчеству М.А.Шолохова
- Прочитать рассказ «Судьба человека»
- Выполнить одно из заданий на выбор.
- Иллюстрации к произведению . Нарисовать 3 картинки к тексту рассказа «Судьба человека» или подобрать 3 картинки из любых источников. Сопроводить каждую выдержкой из текста, которой соответствует рисунок.
- Литературная география.
Написать сообщение на тему «Донской край – Родина М.А. Шолохова».
- Живое слово
Найти в тексте рассказааааа описание внешности героев и проанализировать речевое оформление.
Составьте словарик данных слов: вереница, вирши, умиленье, забрёл, утомлённый, шпионы, мякины, плуты, нега, лудильщик, шерстобит, потрафлять, роптать, прибаутки, пожня, лукошко, снопы, рига, цепы, гарцевать .
Напиши сообщение на тему «Положение крестьян в XIX веке», используя факты приведённые Н.А.Некрасовым в стихотворении «Крестьянские дети» «Муму».
Составить сценарий к стихотворению «Крестьянские дети».
Проектные работы по творчеству Л.Н.Толстого
- Иллюстрации к произведению . Нарисовать 3 картинки к тексту рассказа «Кавказский пленник». Сопроводить каждую выдержкой из текста, которой соответствует рисунок.
- Литературная география.
Написать сообщение на одну из тем:
- «На родине П.Н.Толстого»;
- «Кавказ в жизни Л.Н.Толстого»;
- «Ясная Поляна – родина Л.Н.Толстого сегодня».
- Викторина для друзей . Составить 10 воросов по содержанию рассказа «Кавказский пленник».
- Живое слово
Найти и красиво оформить 5 афоризмов (поучительных, мудрых выражений) Л.Н.Толстого (см. учебник с.298)
- История в литературе
Напиши сообщение на тему «Как велась война с горцами», используя факты приведённые Л.Н.Толстым в рассказе «Кавказский пленник».
- Сценарий.
Составить сценарий к рассказу «Кавказский пленник» .