Как в героине повести проявляется. Сочинение " Ася" Как в героине повести проявляется чувство влюбленности в Н.Н.? Интернет - ресурсы

В этой статье мы рассмотрим известнейший цикл А. С. Пушкина - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенно подробно поговорим об образах главных героев и их значении для понимания всего произведения.

О произведении

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (главные герои будут рассмотрены ниже) были написаны Пушкиным в 1830 году в селе Большое Болдино. Все в цикл вошло 5 повестей, начиная с «Выстрела» и заканчивая «Барышней-крестьянкой».

Начинается цикл с предисловия «От издателя», написание которого датируется октябрем-ноябрем 1830 года. Впервые произведение целиком было опубликовано в 1831 году.

Главный герой («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)

Строго говоря невозможно определить какого-то одного главного героя всех повестей, так как в каждой истории он свой. Тем не менее, есть персонаж, который прямо или косвенно объединяет эти истории - это сам Иван Петрович Белкин.

Он является персонажем-повествователем, помещиком села Горюхина. Читателю известно, что родился он в 1789 году, отец его был секунд-майором. Учил его деревенский дьячок и через него герой пристрастился к сочинительству. С 1815 по 1823 Белкин служил в егерском полку. Умер от лихорадки в 1828 году, не дожив до публикации «своих» повестей.

Пушкин создает этого героя, используя следующий набор литературных приемов: историю жизни Белкина мы узнаем из письма некоего «почтенного мужа», к которому издателя отправляет ближайшая родственница умершего Трафилина Мария Алексеевна; к характеристике героя также относится эпиграф ко всему циклу - слова матушке о своем сыне Митрофанушке из комедии «Недоросль» Фонвизина.

Сильвио

Сильно отличаются друг от друга пушкинские главные герои. «Повести Белкина» в этом отношении просто пестрят непохожими и самобытными героями. Ярчайшим примером является Сильвио, главный герой повести «Выстрел». Ему 35 лет, он офицер-дуэлянт, который одержим местью.

Белкину о нем рассказывает полковник И.Л.П., он является рассказчиком и от его лица ведется повествование. Сначала полковник описывает личные впечатления от встречи с Сильвио, потом пересказывает эпизод со слов графа Р. Такой способ повествования дает читателю возможность увидеть главного героя глазами разных людей. Несмотря на то, что точки зрения разные, само восприятие Сильвио не особенно меняется. Его неизменность специально подчеркивается Пушкиным, как и стремление казаться странным и двойственным.

Сильвио сознательно пытается запутать свои поступки и срывает мотивы. Но чем больше он это делает, тем проще видится его характер. Не случайно Пушкин подчеркивает и любовь героя к романам. Именно отсюда и его неистовое стремление отомстить. И то, что в итоге Сильвио стреляет не во врага, а в картину, нисколько не изменяет общей ситуации. Герой так и остается неприкаянным романтиком, которому уже нет места в жизни.

Марья Гавриловна

Мария Гавриловна - главный герой повести Белкина «Метель». Эта история была рассказана Белкину девицей К.И.Т.

Главная героиня - 17-летняя бледная и стройная девушка, дочь помещика села Ненарадова Гаврилы Гавриловича Р. Мария Гавриловна наделена романтическим воображением, то есть воспринимает жизнь подобно литературному произведению. Она типичная любительница французских романов и русских баллад, недавно появившихся в литературе.

Главные герои повести Белкина «Метель», впрочем, как и герои других повестей и сам рассказчик, заражены романтическим мировосприятием. Они постоянно пытаются инсценировать роман в жизни, но неизменно терпят неудачи.

Так, Мария Гавриловна замышляет из своей любви нечто романтическое. Ее родителям не нравится избранный ей армейский прапорщик. Тогда героиня решает тайно с ним обвенчаться. После этого ей видится, как родители сначала разозлятся, но потом простят и призовут детей к себе. Но что-то идет не так. И на следующий день после побега героиня оказывает в собственной постели, после этого она заболевает.

Жизнь вносит в романтические мечтания свои коррективы. Метель сбивает Владимира с пути. И девушка венчается с неизвестным мужчиной. Только в финале выясняется, кто он. Тем не менее, Пушкин очень ясно показывает, насколько нежизнеспособны оказываются романтические мечтания.

Адриян Прохоров

Прохоров - главный герой повести Белкина «Гробовщик». Он служит в Москве гробовщиком. Его историю рассказывает приказчик Б.В. Адриян мрачный персонаж, его ничего не радует, даже исполнение мечты всей жизни - переезд семейства с Басманной в свой дом на Никитскую. Но в этом нет ничего удивительного, ведь Прохорова мучает практически гамлетовский вопрос - быть или не быть, находящейся при смерти, купчихе Трюхиной. И если она умрет, то пошлют за ним или нет, ведь его новый дом очень далеко от того места, где живет умирающая.

В этой повести голос Пушкина слышен наиболее сильно. Мы слышим пушкинские насмешки в описании жизни и мыслей главного героя. И вскоре становится ясно, что печаль и мрачность Адрияна не в том, что он постоянно видит смерть, а в том, что он все в своей жизни сводит к одному - получит он от этого выгоду или нет. Так, дождь для него только источник разорения, а человек потенциальный клиент. Переродиться ему помогает ужас, который нагонят сон, где к нему являются бывшие «клиенты». Очнувшись после кошмара, он осознает, что теперь может радоваться.

Самсон Вырин

Самсон Вырин совсем другой, нежели остальные главные герои («Повести Белкина»). В описании его мы не слышим пушкинских насмешек и иронии. Это несчастный человек, станционный смотритель, чиновник последнего класса, настоящий мученик. У него есть дочь Дуня, которую проезжий гусар увез с собой в Петербург.

Историю, случившуюся с Выриным, рассказывает титулярный советник А.Г.Н. «Станционный смотритель» является ключевой повестью в цикле, что подтверждает упоминание об этом в предисловии. Кроме того, Вырин - самый сложных из всех героев произведения.

Сюжет жизни станционной смотрителя очень прост. После смерти жены заботы о доме и хозяйстве ложится на плечи Дуни. Проезжий гусар Минский, пораженный красотой девушки, инсценирует свою болезнь, чтобы подольше пробыть в доме Вырина, а затем увозит ее дочь. Отец едет за дочерью, но это не имеет результата. Минский сначала пытается дать Вырину деньги, а после появления Дуни и ее обморока, выгоняет его взашей. Брошенный отец спивается в одиночестве и умирает. На его могилу поплакать приезжает Дуня в золоченой карете.

Берестов Алексей Иванович

Персонажи «Барышни-крестьянки» подвержены романтическим мечтаниям, как и почти все главные герои. «Повести Белкина» в этом отношении довольно ироничное произведение. Исключением является только история станционного смотрителя.

Итак, Алексей Берестов приезжает в родное село Тугилово. Здесь он влюбляется в Лизу Муромскую, живущую по соседству. Отец героя, русофил и владелец суконной фабрики, терпеть не может соседа Муромского, страстного англомана. Сам Алексей также стремится ко всему европейскому и ведет себя как денди. Комично описывает Пушкин вражду соседей, явно делая отсылки к войне Алой и Белой розы и к вражде Капулетти и Монтекки.

Тем не менее, несмотря на английскость Алексея, под его бледностью «проступает здоровый румянец», что полностью описывает и его характер. Под напускной романтичностью скрывается истинно русский человек.

Лиза Муромская

Лиза - 17-летняя дочь барина-англомана, который промотал все свое состояние в столице, поэтому сейчас и живет в деревне никуда не выезжая. Делает из своей героини уездную барышню Пушкин. «Повести Белкина» (главные герои рассмотрены нами) населены героями, которые впоследствии превратятся в литературные типажи. Так, Лиза - прообраз уездной барышни, а Самсон Вырин - маленького человека.

Знания Лизы о жизни света почерпнуты из книг, тем не менее ее чувства свежи, а переживания остры. К тому же девушка наделена сильным и ясным характером. Несмотря на английское воспитание, она ощущает себя русской. Именно Лиза находит выход из конфликта - дети враждующих родителей не могут познакомиться и общаться. Девушка переодевается крестьянкой, что и позволяет ей видеться с Алексеем. Читатель видит, что характер Лизы намного сильнее, чем у ее возлюбленного. Именно благодаря ей они в конце рассказа оказываются вместе.

Выводы

Таким образом, Пушкин демонстрирует читателю невероятное разнообразие персонажей. Удивительны и непохожи друг на друга его главные герои. «Повести Белкина» именно поэтому имели столь большой успех. Произведение во многом опередило свое время и имеет много новаторских элементов.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение Когда мы прочитали название романа А. С. Пушкина, «Капитанская дочка» мы подумали, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец - капитан. Прочитав роман, мы задумались, почему он так назван. Мы думаем, первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основным сюжетом повести становится служба молодого дворянина Петра Гринева, благодаря любви его к дочери капитана Белогорской крепости Миронова. Автор уделяет большое внимание читателя на Пугачёва, тогда задаётся вопрос: почему Пушкин делает главным героям романа не Пугачёва, а Гринёва и называет его капитанская дочка? Может, Пушкин назвал свой роман «Капитанская дочка» т. к. именно капитанская дочка - Маша Миронова возлюбленная главного героя встретилась с императрицей. Так она раскрывает свой характер капитанской дочки - простой русской девушки, неуверенной в себе, необразованной, но нашедшей в себе в необходимый момент силу, твёрдость духа и решительность, чтобы добиться оправдания своего жениха.Мы обозначили

Объект исследования - повесть «Капитанская дочка».База исследования - герои повести «Капитанская дочка».Актуальность исследования состоит в том, что в повести раскрываются проблемы долга, чести и любви.Цель исследования изучить дополнительную литературу и выяснить каковы были прототипы героев и их нравственность.Мы выдвинули гипотезу о том , что чем больше мы знаем о проблемах любви, тем больше не перестаём удивляться проблемам морали и чести.

Мы поставили перед собой задачи

    Изучить дополнительный материал;

    Выявить характеристику героев;

    Выявить прототипы данных героев;

    Выяснить как прототипы, влияют на внутренний мир героев.

Наша исследовательская работа прошла следующие этапы

«Капитанская дочка» привлекает к себе внимание исследователей не только как одно из высших достижений пушкинской прозы. Этот роман — чрезвычайно важный источник для определения общественно-политической позиции Пушкина в последние годы его жизни. Ведь в нем говорится о крестьянском «бунте» и его вожаке; о дворянине, вовлеченном в антифеодальную борьбу крестьян, т. е. о тех проблемах, которые волновали Пушкина на протяжении почти всей его сознатель-ной жизни.

Герои повести

Петр Андреевич ГриневМария Ивановна МироноваЕмельян Пугачев Швабрин Савельич Архип СавельевКапитан Миронов Иван Кузьмич Капитанша Василиса Егоровна Иван Игнатьич Зурин Иван Иванович Бопре Императрица Екатерина II ВеликаяГенерал Андрей Карлович Андрей Петрович Гринев Мать Петра Гринева

Характеристика главных героев

Для нашей исследовательской работы, мы выбрали трех главных персонажей. Это два противопоставленных между собой героя - Швабрин и Гринёв и их «общая» любовь Маша Миронова.

Характеристика Петра Гринева Петр Андреевич Гринев - личность, которая стремится к самосовершенствованию. Ему не дали систематического образования, но зато нравственное воспитание он получил. Его любила маменька, но баловала в меру, поручая воспитание отцу. Андрей Гринев хотел научить своего сына дисциплине и отправил его служить в Белогорскую крепость. Савельич, слуга, был добр и предан, помогал в сложной ситуации. Потом таким же станет и Петр Гринев. Петр, вырвавшись на свободу, проиграется в карты, будет грубить слуге, но он совестлив, поэтому попросит прощения и никогда больше не станет пьянствовать и играть. Петр Андреевич умел дружить, любить, служить, держать слово, помогать людям. Он прожил достойную жизнь и может быть примером. Гринев всю жизнь следовал завету отца: береги честь смолоду. Не случайно эта пословица используется как эпиграф, а после звучит из уст отца главного героя.

Характеристика Алексея Швабрина Швабрин дан как прямая противоположность Гриневу. Он образованнее, может быть, даже умнее Гринева. Но в нем нет ни доброты, ни благородства, ни чувства чести и долга. Переход его на службу к Пугачеву вызван не высокими идейными побуждениями, а низкими своекорыстными интересами. Отношение к нему автора «записок» и писателя совершенно ясно, и у читателя он вызывает чувство презрения и негодования. В композиции романа Швабрин играет важную роль героя любви и общественной жизни, без него сюжетную линию Гринева и Маши трудно было бы построить.

Характеристика Маши Мироновой Маша Миронова - молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Что такое прототипы? Изучая дополнительную литературу мы узнали, что прототипами обычно называют тех реально существующих людей, от которых писатель шел к созданию художественного образа.

Мы не можем до конца проследить путь художника по созданию произведения искусства. Перед нами как предмет анализа находится само художественное произведение. Мы можем и должны знать действительность, которую отобразил художник в целом, но не должны стараться разбивать ее на отдельные моменты, которые будто бы геометрически точно повторяются в художественном произведении.

Прототипы Гринёва и Швабрина

Утверждали, например, что прототипом Гринева и Швабрина является один и тот же человек — Шванвич. Между тем Гринев совсем не похож на Швабрина.По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь - честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий - Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преградыПрототип Маши Мироновой

Немало и сказано было о прототипе Маши Мироновой из «Капитанской дочки». В «Русском архиве» даже утверждалось, что ее прототипом был один молодой грузин (П. А. Клопитонов), который попал в сад Царского Села и разговаривал о статуях с императрицей; утверждалось также, что этого самого грузина прозвали «капитанской дочкой». Но оказалось, что образ Маши Мироновой А. С. Пушкин писал с дворянской дочери Марьи Васильевны Борисовой, с которой познакомился и общался на рождественском балу 1829 года в городе Старица Тверской губернии. Пушкин был знатоком женских душ и, видимо, простая, наивная и непримечательная девушка всё же произвела на него впечатление своей честностью, открытостью, гордостью и твёрдостью характера. Всеми этими качествами поэт наделил капитанскую дочь Машу Миронову.

Вывод

Результаты изучения литературных источников, анализ и систематизация материалов показали, что выдвинутая нами гипотеза оказалась верной. Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Нам кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Это произведение научило нас тому, что необходимо в жизни искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца. Но каждый знает, что это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего. И мы можем с уверенностью сказать, что эпиграф к повести «Береги честь смолоду» будет для нас и моих сверстников путеводной звездой.

Список литературы

    Белоусов А. Ф. Школьный фольклор.- М,1998.

    «Капитанская дочка»., А.С. Пушкин., 1836.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1984.

    Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. - М.,1984.

    Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. - М., 1980.

Интернет - ресурсы

    https://ru.wikipedia.org/wiki/

    http://biblioman.org/compositions

    Ответ оставил Гость

    Ася – удивительная девушка. Ее образ ассоциируется с молодостью, непосредственностью, красотой. Герой, господин Н., встречает Асю тогда, когда она томится от избытка жизненных сил. Ее тяготит праздность. Девушку влекут высокие порывы и стремления. Она признается, что мечтает пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг.
    Дочь помещика и крепостной крестьянки, Ася рано поняла двойственность своего положения. Ее мучили противоречия. Она решила ни в чем не уступать барышням высшего общества.
    Ася не привыкла идти за толпой. У героини всегда был свой взгляд на вещи. Самыми дурными пороками она считала лесть и трусость. Рассказчик полюбил ее не только за красоту, но, прежде всего, за душу, поэтичность: «Все существо ее стремилось к правде».
    В начале повести героиня – загадка для рассказчика и читателей. Но постепенно мы видим причины ее внутреннего беспокойства, желания «рисоваться». Господин Н. с любопытством наблюдает за шалостями Аси. Он убедился, что она довольно хорошо говорит по-французски и по-немецки. Делает вывод, что «она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием Гагина».
    Характер Аси глубоко национальный, истинно русский. Лиричность, нежность Аси раскрывает эпизод около виноградника. Здесь перед нами раскрывается не только «полудикая прелесть» Аси, но и ее душа. Девушка сливается с синевой неба, всем своим существом стремиться ввысь.
    Ася глубоко переживает охватившее ее чувство. Внутренняя борьба, смятение сказываются в ее стремительных переменах настроения, противоречивых словах. Она раскрывает господину Н. свои самые сокровенные мысли, свое сердце: «Вы вперед всегда верите тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны», «я вам всегда буду говорить правду». Но с горечью героиня осознает, что крылья у нее выросли да лететь некуда.
    Сначала, кажется, что героиня чудит: она способна «расхохотаться без всякого повода» и тут же убежать. Между тем, все ее неожиданные поступки легко объяснимы. Так внешне проявляется глубокое первое чувство девушки. Она смущена, пуглива и полна надежд одновременно.
    По мере развития сюжета происходит духовная эволюция Аси. Она растет в наших глазах. Впервые за долгие годы она научилась доверять людям, открыла свое сердце. Ася повзрослела. Но это взросление дается нелегкой ценой - разочарованием в любимом человеке, крушением многих радужных надежд.
    Тургеневская героиня столкнулась с холодным рассудочным миром господина Н. Поняв слабость героя, его эгоизм, Ася немедленно порвала все нити с ним, исчезла из его жизни.
    Судьба героини нам неизвестна, но ее нежный облик и сильный стойкий характер оставляют глубокий след в душе героя и читателя: «Я знавал других женщин,- но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Осужденный на одиночество безсемейного бобыля…, я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна».

    Повесть Пушкина «Капитанская дочка», написанная автором в 1833 — 1836 гг., показывает события Крестьянской войны 1773-1773 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Пушкин тщательно собирал исторический материал, работал в архивах, опрашивал оставшихся в живых очевидцев. Повесть, написанная незадолго до смерти Александра Сергеевича, стала своеобразным подведением итогов творческой деятельности писателя. Это произведение рассматривает многие (если не сказать — все) аспекты жизни русского человека на рубеже 18 — 19 веков, но с особой тщательностью, даже скрупулезностью, автор исследует тему патриотизма, проблемы чести и долга в жизни людей, исходя, при этом, из христианского миропонимания происходящих с главными героями событий.

    Главный герой произведения — непосредственный участник событий Крестьянской войны, мемуарист Пётр Гринёв. Именно он служит своеобразным образцом, мерилом всех положительных качеств русского человека. Его образ есть образ настоящего православного христианина, причем во всей полноте этот образ раскрывается автором в условиях страшного, кровавого и беспощадного Пугачёвского бунта. Именно потрясения, тяжёлые испытания и бедствия способны вскрыть «внутреннего человека», понять, по слову известного музыканта Юрия Шевчука, «какого мы рода». Со всей отчетливостью это предстаёт перед нами в «Капитанской дочке». Одни, как Швабрин, проявляют в этих условиях малодушие, другие же, как сам Гринёв, принимают события, «не кланяясь им». Мы видим, что большую роль здесь играет воспитание Гринёва. Вообще же, нужно сказать, что описанная в повести внешняя сторона воспитания молодого барина была, в целом, типичной для своего времени. До определённого возраста ребёнок получал воспитание от слуг — крепостных, дядьки, который давал ему начальные знания, необходимые для жизни, а затем, для дальнейшего образования барчука нанимался гувернер, как правило, из-за границы. Пушкин очень выразительно рисует образ бывшего солдата и парикмахера мсье Бопре, который и стал воспитателем Петруши. Сам герой показывает свой «воспитательный процесс» с нескрываемой иронией, и потому может показаться странным, как из него мог получиться такой смелый, великодушный и бесстрашный человек. Однако мы видим, что при внешней некоторой отчужденности родителей, именно они смогли вложить в своего сына высокие душевные качества. Образцом для Петра служит его отец — боевой офицер, человек долга и чести. Именно он закладывает в своего сына основные, ключевые мотивы, которые будут двигать им в выпавших на его долю событиях — указание «служить тому, кому присягнешь» и «беречь честь смолоду». Отец учит сына трепетному отношению к воинской службе, сразу выбивая из Петра стремление к легкой и развеселой жизни в гвардейском столичном полку. Отцу хочется видеть своего сына настоящим солдатом, а не пьяницей и повесой. Именно этот момент свидетельствует о высоком уровне патриотизма у главных героев. В желании принести как можно больше пользы Отечеству, Гринев-старший жертвует ему своего собственного сына, лишая его тёплого и беззаботного существования в столице. Вместе с тем, Гринёв-младший со смирением принимает это, и без ропота повинуется воле отца.

    Честное и трепетное отношение к государевой службе проявляется по ходу повествования и у других героев. Например, капитан Миронов — начальник крепости, куда попадает служить Петр Гринев — несмотря на внешнюю безопасность и удаленность крепости, самоотверженно выполняет свой долг, каждый день устраивая учения среди небольшого гарнизона. Под стать ему и супруга его, Василиса Егоровна, которая на правах жены коменданта отказывается перед лицом неминуемой смерти покинуть крепость, желая скорее умереть вместе с храбрыми защитниками. Отношение к государственной службе, к своему Отечеству и Царице проявляются у героев особенно ярко перед лицом смерти, грозящей от пугачёвских повстанцев. Капитан Миронов, решившийся на смелую вылазку, оказывается в руках мятежников и решительно отказывает в присяге самозванцу, за что будет мятежниками вздернут на виселице. Его примеру следует и верный долгу Иван Игнатьич, а Гринев, счастливо избегнув этой участи, тем не менее, был вполне готов к подобной смерти, до конца отказывая Пугачёву в присяге.

    Героями «Капитанской дочки» на всём протяжении повести движет высокое чувство нравственности, которое становится неотъемлемой чертой характера положительных персонажей. Прежде всего, это такие понятия, как честность и искренность. Честно поступает Миронов, не желая замарать себя отступничеством от присяги. Честно поступает Гринев, когда отдает проигранные деньги Зурину, хотя, казалось бы, можно было отговориться малолетством и незнанием, сослаться, наконец, на скудность средств, но нет! Герои честны перед собой и перед близкими. И здесь на передний план выступает основная черта их поведения, ее сердцевина — это послушание родителям. Царь Соломон в книге Премудрости говорит: «Кто не слушает своих родителей и хулит их — пребывает во мраке». А на что указывает знаменитая пятая Заповедь Декалога? Послушание родителям приравнивается в Священном Писании к послушанию Богу. И здесь мы видим поразительное подтверждение тому в «Капитанской дочке» — можно сказать, конечное счастье главных героев обусловлено их послушанием: Маша не выходит замуж за Петра без родительской воли (что, скорее всего, обернулось бы гибелью как для нее, так и для Гринева); следуя отцовскому благословению, Петр не изменяет присяге, и оказывается, таким образом, спасенным от казни и каторги. Даже то, что Гринев прислушивается к своему дядьке Савельичу, который фактически является не только воспитателем Петруши, но и его слугой, можно, хоть и несколько условно, считать таким же образцом послушания.

    Вообще же в повести фигурирует такая сложная тема, как взаимоотношение крепостных и их господ. И против коммунистического эталона о всесильном, деспотичном хозяине и угнетаемых крестьянах выступает нравственная параллель Савельич — Гринев. Конечно, Петр ведет себя в отношении старика не всегда по — христиански, но, тем не менее, он всякий раз просит у него прощения; Гринева терзает совесть в отношении нанесенных им Савельичу обид. Савельич же, в свою очередь, жизнь готов положить за своего господина. То есть во взаимоотношении формально начальника и подчиненного мы видим отношения двух духовно родных, близких друг другу людей. Во всем этом прослеживается ярко выраженная христианская нить высокой морали и нравственности.

    В противовес положительным персонажам выступают герои – антагонисты. Здесь они действительно, в полном смысле слова «антагонисты», ибо представляют из себя прямо противоположный образ мысли и поведения. Это и приспособленец Швабрин, поведение которого представляет собой настоящий «антипатриотизм». Если для Гринева важны больше всего в жизни окружающие его люди, то Швабрин замкнут и сосредоточен только на себе, только собственная его жизнь ему дорога. Кроме того, – это месть, это зло, которое, в конце концов, разрушит его самого. Что же касается другого антагониста, Пугачева, то образ его Пушкиным достаточно романтизирован, но, тем не менее, он является в подлинном смысле слова «антигероем», ибо является в первую очередь бунтовщиком, а бунт – это всегда противление Божественной Воле, это богоборчество. И потому, хоть и обладая высокими душевными качествами, этот человек в конечном счете становится символом несомого им зла – зла, а не добра.

    В заключение хочу отметить, что Пушкин затронул в своем произведении краеугольные для России и русского человека понятия бунта и смирения как двух совершенно противоположных, полярных понятий. Бунт в понимании православного вероучения есть богоборчество, ибо выступает против Богом установленного миропорядка. Именно поэтому он контрастирует с верой в Бога и христианским смирением, которые являются залогом счастливой жизни.

    Эльдар Костуев

    студент 2-го курса ДДС