Кому руси жить хорошо счастлив. Кому на руси жить хорошо

«Кому на Руси жить хорошо» - итоговое произведение Н А Не­красова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе Вот почему так органично входит в это произведение одна из главных тем некрасовского творчества - судьба русской женщины. Особенно об­стоятельно она представлена в главе «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где нарисован образ замечательной русской женщины Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших най­ти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Почему же имен­но эту женщину считают счастливой, и подтверждает ли сюжет дан­ной главы такое мнение?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить ав­торскую позицию, поскольку именно в соответствии с ней выстраива­ется все повествование. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей са­мих основ жизни народа. Вот почему так важно было в поэме о на­родной судьбе показать, каково положение в современной поэту Рос­сии русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы - это и есть залог благополу­чия любого общества во все времена.

Показательно, что в поэме мы слышим не авторский голос - это рассказ самой Матрены Тимофеевны о своей судьбе. Такая форма по­зволила добиться особой искренности и достоверности изображения При этом возникает явный контраст в оценке своей жизни самой Кор­чагиной с мнением окружающих ее людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что она и ее еще не рожденный ребе­нок не погибли, а жена губернатора удивительным образом становит­ся для них покровительницей - крестной матерью маленького Лиодорушки.

Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. В ней были тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа «обиды смертные», плетка, бесконечная работа, голод и самое страш­ное - смерть ребенка. И ужасно то, что это так типично для судьбы русской крестьянки! Недаром в этой главе очень много песен фольк­лорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Демушки, поэт использовал причитания (похоронные плачи) знамени­той сказительницы Ирины Федосовой. Все это позволяет прийти к общему выводу, который особенно горько звучит в устах Матрены Тимофеевны: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной во­люшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!».

И все же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначен. Ведь многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот.

Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт XIX века. Огромную славу ему принесла поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. Это произведение писалось в течение 20 лет. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта. Крестьянская тема занимает главное место в поэме. В ней Некрасов показывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя.
Главная проблема, главный вопрос поэмы уже ясно виден в ее заглавии: “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасова тревожит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о голодном существовании. Поэт показывает нищету, грубость и пьянство крестьян. Начало поэмы - с названиями губернии, уезда, волости, деревень - показывает читателю бедственное положение народа. Горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков является причиной спора о счастье. Поспорив, семь крестьян отправляются в дальнюю дорогу в поисках счастья. Но с кем бы они ни встречались, всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные страдания.
Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, семь правдоискателей - все они не мирятся со своим голодным существованием, С нескрываемым сочувствием относится к ним автор. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина “искать правду”. Но все они вместе говорят о том, что Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискатели видят для русского народа такое счастье:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай, Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
Истинно счастливыми людьми Некрасов называет тех, кто может постоять за себя и за честь других. Гриша Добросклонов является борцом за свободу, которому “судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь:
..лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убого и темного
Родного уголка.
Гриша боролся за крестьянские интересы, за всех “обиженных” и “униженных”. Ему не нужно богатство. Гриша отдает всю свою жизнь на служение народу и его счастью, его будущему. Григорий Добросклонов идет по трудному и тернистому пути. На нем человека ждет настоящее счастье.
Я считаю, что на основной вопрос поэмы: “Кому на Руси жить хорошо?” - можно ответить: борцам за счастье народа.

Все люди живут по-разному. Кто-то богат, кто-то беден; кто-то силен, кто-то слаб. Кому-то судьба преподносит приятные сюрпризы, от кого-то отворачивается. На свете не может быть так, чтобы все жили хорошо. Кто-то обязательно должен страдать. И этот жестокий закон нашей сложной жизни всегда волновал людей. Среди них- великий русский писатель Николай Алексеевич Некрасов. “Кому живется весело, вольготно на Руси?” - этот вопрос задают герои его знаменитой поэмы-эпопеи всем, кто встречается им на пути.
Герои поэмы “Кому на Руси жить хорошо” - не чиновники, не богачи, не купцы, а простые крестьяне. Некрасов выбрал их для выяснения этого вопроса потому, что именно им живется не весело и не вольготно. Они не видят ничего, кроме работы с утра до ночи, нищеты, голода и холода. С самого начала поэмы Некрасов утверждает, что крестьяне - это не те, кто купается в счастье. И это действительно так.
А кто же, по мнению крестьян, живет, не зная горя? Это - помещик, чиновник, поп, “купчина толстопузый”, боярин, министр государев, царь. Но правы ли наши герои? Такая ли безоблачная жизнь у этих людей? И поп, и помещик утверждают обратное. По их мнению, они еле сводят концы с концами. Может, и правду они говорят, да не всю. Разве можно сравнить жизнь крестьянина с жизнью помещика, даже самого “небогатого”? Конечно, нет. Чем больше человек имеет, тем больше ему становится надо. Вот помещику, например, мало большого дома, изобилия пищи, тройки лошадей, слуг. Ему надо больше: чтобы “травка каждая шептала: "Я твоя!"”. Да разве у крестьян такие желания?! Для них кусок хлеба - радость.
Все понимают счастье по-разному. Большинство - в богатстве, а некоторые в том, чтобы приносить счастье другим. И такие люди, по-моему, действительно счастливы. Чтобы жить хорошо, надо помогать другим людям. Надо быть честным, добрым, бескорыстным. Но таких людей очень мало, но все же они есть. Таким, например, является Гриша Добросклонов, герой поэмы:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника...
Некрасов утверждает, что Гриша будет счастлив, потому что многое делает во благо народа, поддерживает его, вселяет веру. И его доброта не может остаться незамеченной. Может, потому наши странники так долго не могли найти счастливого человека, что на их пути встречались корыстные люди? Но так можно сказать не обо всех. Например, Матрена Тимофеевна Корчагина - добрая, трудолюбивая женщина. Да и самих мужиков нельзя назвать плохими. Но все-таки что такое счастье? Как стать счастливым? Как говорится, человек сам кузнец своего счастья. Надо добиваться его. А если не получается, то, значит, такова судьба. И с этим уже ничего не поделаешь.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его.
Поэму эту называют энциклопедией народной жизни, так как в ней поэт широко представил картины жизни России XIX века, показал те перемены, которые произошли в стране после отмены крепостного права. Главная проблема этого произведения сформулирована уже в его заглавии - это проблема счастья. В поисках ответа на вопрос, “кому живется счастливо, вольготно на Руси”, отправляются в путь-дорогу семь крестьян...
Каждому, кто встречается на пути, они задают вопрос о счастье. Постепенно из отдельных рассказов “счастливцев” складывается ответ на главный вопрос, с каждой новой встречей уточняется, наполняется новым смыслом понимание счастья. Уже в начале поэмы намечается, что счастье имеет не только материальную сторону. Крестьяне искали счастливых не только среди богатых и знатных, но и в народной среде.
В главе “Счастливые” уже не только странники, но и весь народ ищет “счастливого”. Один за другим на зов являются крестьяне, их слушает вся “площадь людная”. Однако никого из рассказчиков мужики счастливым не признали:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями...
Народная молва привела странников к Матрене Тимофеевне. Поведав им о своей жизни, Матрена сказала, что она не считает себя счастливой. Неслучайно свой рассказ она заканчивает так:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Мне кажется, что по мере развития сюжета в поэме дается развернутый ответ на вопрос о счастье. Счастье - понятие многоликое: это и покой, и честь, и достаток, и свобода, и чувство собственного достоинства. Каждым человеком счастье ощущается по-своему. В конце поэмы странники убеждаются в том, что нет счастливых среди господ. А ведь они имеют тот достаток, которого нет у крестьян! Мужики продолжают искать “счастливого” в народной среде. И в свете их новых представлений о счастье счастливым оказывается Гриша Добросклонов. Нет у него богатства, покоя, но есть благородная цель. Григорий твердо знал, “кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет”. Эта цель делает его счастливым, дает ему силы, уверенность в себе.
Чтобы чувствовать себя счастливым, по моему мнению, надо уметь понимать не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Я думаю, что по-настоящему хорошо живется тому, кто идет “дорогой честною”, кто встал на путь борьбы за счастье народа.

“Кому на Руси жить хорошо” является поэмой-эпопеей, итоговым произведением Некрасова. Судьба народа, судьба Родины - над этими вопросами размышлял поэт. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена.
Главный герой поэмы - народ. Некрасов описывает быт, верования, мечты, труд крестьян. Семь странников из нищих деревень отправляются искать на Руси счастливого человека. Спор мужиков о том, “кому живется весело, вольготно на Руси”, говорит о стремлении народа к правде. Через всю поэму проходит мысль о тяжелой крестьянской доле, разорении, невозможности так жить дальше. Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость, предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа отчетливо рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-странники: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме ярко изображается безрадостная, бесправная, голодная жизнь крестьян. “Мужицкое счастие, - говорит поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!”
Автор поддерживает тех крестьян, которые не мирятся со своим существованием. Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые, такие как Савелий, “богатырь святорусский”, чье поведение говорит о просыпающемся сознании крестьян, о протесте против их угнетения. Некрасов писал об обездоленных крестьянах своей страны с болью и гневом, он не мог смириться с таким настоящим Родины.
Поэт считал: будущее России за такими, как Гриша Добросклонов. То есть за такими, которые ставят общественные интересы выше личных, отдают свою жизнь на служение народу, его счастью:
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.
Счастливы на Руси только те люди, которые говорят:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай, Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В образе Гриши Некрасов рисует борца за свободу, революционера. Поэт верит в скрытые силы своего народа и смотрит вперед с надеждой и верой. У каждого из героев поэмы своя задача в жизни, но истинная цель, по мнению Некрасова, - борьба за счастье русского народа. Именно такой целью задался Гриша Добросклонов, и эта цель делает его счастливым.
Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя. Но есть и нечто такое, что зовет на безумный подвиг, на борьбу. И счастлив тот, кто осмелится на этот подвиг, кто пожертвует собой для народа.

На мой взгляд, произведение “Кому на Руси жить хорошо” можно назвать “народной книгой”, в которой описывается нелегкая жизнь крестьянина. Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, который серьезно занимался проблемой крестьянской жизни.
К созданию поэмы Некрасов приступил в 1863 году и работал над ней до последних дней своей жизни. Это одно из самых значительных произведений в его жизни. Но поэма так и не была закончена. Вопрос, на который должны были получить ответ странники, даже на сегодняшний день остается актуальным. Даже в незавершенном виде поэма представляет собой великое произведение. Она широко охватывает события народной жизни, в ней поднимаются главные вопросы того времени. Поэма отражает крестьянские радости и горести, а главное - надежду на лучшее.
Чтобы ответить на вопрос странников, мы должны внимательно отнестись к содержанию всей поэмы. На своем пути мужики встречают много людей. Но они все разные! Каждый из них понимает свое счастье по-своему.
Первым, кого встретили странники, был поп. Он так ответил на их вопрос:
В чем счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь -
Не так ли, други милые?
Но священник не был по-настоящему счастлив. Многие священники понимали, что они обуза для крестьянства, ведь и без них народу живется нелегко. И мужики это понимали. Совсем другое “счастье” у Ермилы Гирина. Он всю свою жизнь боролся за правду. Его любили и защищали крестьяне. Но даже такой человек, как Ермила, попадает в острог во время бунта, и уже нетрудно догадаться, как сложилась его дальнейшая жизнь.
Но и среди дворян-помещиков наши мужики не нашли “счастливых”.
Они чувствуют, что их время на исходе:
Звонят!.. Ой, жизнь широкая!
Прости-прощай навек!
Прощай и Русь помещичья!
Так говорит помещик, вспоминая свое прошлое, когда они “жили как у Христа за пазухой”. Все поля и леса в округе принадлежали им. Но помещики не могут изменить себя, не могут изменить образ жизни.
Нет счастья в жизни и у женщин-крестьянок. Вся их жизнь - это непосильный труд с утра до вечера:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Я разделяю мнение Некрасова о том, что единственным счастливым человеком во всей поэме был Гриша Добросклонов. Он еще очень молод, но уже мечтает о народном счастье, как о своем собственном, личном счастье.
В Грише созревал народный заступник. Он знает, что жизнь его, жизнь борца за справедливость, будет нелегка. Сильный духом, свободолюбивый, он идет по трудному, по честному пути; по нему идут только те люди, которые знают цену жизни.
Образ Григория Добросклонова - воплощение высоких мыслей Некрасова о том, что по-настоящему счастливым в России может быть только человек-борец.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - одно из лучших произведений Н.А. Некрасова. Это доказывает многообразие образов, интересный сюжет, яркая и полная речь. В своем произведении Некрасов ищет ответ на вопрос: “Счастлив ли народ?”.
Поэма начинается с того, как:
...На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...
...Сошлися - и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Среди “счастливых”, по мнению мужиков, оказались поп, помещик, чиновник, купец, вельможный боярин, министр и царь. Чтобы не спорить, крестьяне решили “пуститься в путь-дороженьку” и узнать, кому живется счастливо.
Как я думаю, в начале путешествия мужики считали, что счастье - это богатство, роскошь и слава.
По дороге странники встречают много людей и к каждому обращаются лишь с одним вопросом, счастлив ли он? После встречи с попом и помещиком крестьяне понимают, что ищут счастье не там, где оно есть. Ведь, как я считаю, счастливым является не тот человек, у которого есть материальное счастье, а тот, который духовно обогащен и свободен.
Первым значительным героем поэмы, которого встретили мужики, был Яким Нагой. Он - человек сильного крестьянского характера, он предстает перед читателем как сын матери-земли:
...Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он...
С ним случается история, которая доказывает, что для Якима деньги в жизни не были главным. Во время пожара он спасает не свои сбережения, а картиночки, которые он купил сыну. Значит, его счастье было в них.
Ермил Гирин тоже был счастлив, но по-своему. У него было все: деньги, почет, спокойствие. Но он жертвует всем этим ради правды, и его сажают в острог.
Матрена Тимофеевна - героиня поэмы, которая воплощает собой судьбу русских женщин, лучшие качества женского характера:
...Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осъми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла...
Она рассказывает путникам про свою жизнь. Узнав тяжесть крепостного рабства и горести жизни, она сохранила человеческую душу и духовную красоту. Но рассказ Матрены не только о собственной судьбе, а о всем народе. Счастье Матрены Тимофеевны в том, что она непокорна судьбе.
Образ Гриши Добросклонова раскрывает смысл всей поэмы. Это борец, который противится такому образу жизни. Его счастье в свободе, в своей и чужой. Он постарается сделать все, чтобы народ Руси не находился больше в неволе.
Я думаю, что каждый человек должен быть свободен, а следовательно - счастлив.

Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова. Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться. Он переживает за крестьянскую Русь, переживает ее боль и невзгоды. Это поддерживает поэта, согревает его душу.
Главный герой творчества Некрасова - крестьянство. Чтобы ответить на вопрос некрасовских странников: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” - нужно проследить за всем содержанием поэмы внимательно. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян без всякой идеализации и сочувствия, рисуя их образы. Как много людей ищут свое счастье в мелочах жизни, не задумываясь о настоящем счастье. Многие считают, что, живя в нищете, невозможно быть счастливым. А если заглянуть поглубже, в душу человека? Увидеть его внутренний мир, его понятие о жизни, его отношение к людям, к родине? В поэме некрасовские странники встретили русскую женщину Матрену Тимофеевну, которую крестьяне считали счастливой. Все ее счастье заключалось в работе, в семейных отношениях. Разве это счастье? А Григорий Добросклонов был на самом деле счастливым человеком. Его жизненный путь был тяжел, но славен. Этот путь могут пройти только сильные люди. Именно так человек может найти подлинное счастье. Только борцам за счастье народа может житься хорошо и вольготно. В этом и заключается смысл поэмы.
Слышал он (Гриша) в груди
Своей силы, необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного.
Судьбу народа Некрасов связывает с соединением различных сословий. Как ликвидировать существующий между ними разрыв?
Как жаль, что так мало людей, которые по-настоящему живут счастливо. Мы должны стремиться к тому, чтобы будущие поколения смогли жить лучше.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» русский народ обрисован яркими красками, подробно рассмотрен и описан до мельчайших подробностей.

Данное произведение - откровение, пытающиеся донести все чаяния и горести русского крестьянства, надежды и страхи, ужасы и печали, в которых не смотря на всю безвыходность, люди пытаются найти лучик счастья в несправедливом, заправлямым жадными купцами и боярами мире…

В главе «Счастливые» поиски странников увенчиваются неким неоднозначным успехом. К путешественникам подходят люди их самых

Низов, считающие себя счастливыми.

Каждый из них не прочь пригубить винца и исповедаться перед мужичками.

Со всех сторон только и слышатся споры и препирания на тему счастья. У каждого оно своё, однако не лишено горькой иронии:

«Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями…»

Их счастье и счастьем то и не назовешь!

Но в конце главы, однако, звучит рассказ о человеке счастливом, его счастье на ступень выше, благороднее, он знаменует более развитую идею представлений о настоящем счастье, которое только может быть у простого крестьянина.

Представитель счастливого крестьянского народа - простой деревенский мужик по имени Ермил Гирин. Он авторитет крестьянского мира, оказывает на него влияние, вызывает уважение многих. Его сила заключена в доверительном и дружественном отношении поддержке всем народом.

Когда дело с мельницей принимает серьёзные обороты, и вот-вот кончится для героя плохо, Ермил призывает народ помочь ему.

И вдруг, сам того не ожидая, народ оказывает поддержку, кидается на помочь обыкновенному бедному мужику, и дружно справляются с боярской несправедливостью.

Несмотря на прошлый свой нехороший поступок (выгородил от солдатской службы рекрутом своего младшего брата), Ермил пример для подражания. Он совестлив и честен до самого конца, и когда с собранных на выкуп мельницы денег остается рубль, мужик ходит и ищет бывшего обладателя денег, пытаясь вернуть ему.

И казалось бы, у Ермила есть всё что нужно простому человеку-любимое дело, уважение и почёт, разве не счастье?

Однако, за своё счастье и народную любовь мужику приходится выстрадать - он отправляется в острог, жертвуя всем былым.


Счастье. Что это? Каждый человек хоть раз спрашивал себя: «В чем заключается счастье?». Поздравляя близких и друзей, мы часто желаем им счастья, считая, что быть счастливым – это самое главное в жизни. Однако в понятии «счастье» каждый из нас видит что-то свое: для одних – это здоровье, для вторых – любовь, третьи вторят, что счастье заключается богатстве, а другие вообще ставят власть и славу на первое место.

По моему мнению, в определенные минуты нашей жизни в слове «счастье» мы видим разное содержание, ведь бывает и такое, что сегодня мы нуждаемся в любви и понимании, завтра – в деньгах, а еще через какое-то время нам нужна карьера и успех. Знаменитые поэты и писатели тоже задумывались над тем, что такое счастье. И Н.А. Некрасов не является исключением. В своем произведении «Кому на Руси жить хорошо» автор рассказывает о похождениях семи мужиков, которые ищут того, кому «живется весело, вольготно на Руси». В своей поэме Н.А.Некрасов затрагивает тему счастья народа и пытается описать последствия реформы для жизни народа. Писатель стремится показать современную: как живет, к чему стремится, с чем связывает надежда. Так как же понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?

Итак, как уже было сказано ранее, сюжет произведения основан вокруг странствования семи крестьян, которые решили найти подлинного счастливца. Они зарекаются не оставлять поиски, пока не узнают ответ на интересующий вопрос. Крестьяне выдвигают свои догадки по поводу того, кто может оказаться настоящим обладателем счастья: поп, боярин, помещик, чиновник, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или сам царь. Первый, кого встречают на своем пути мужики, - это поп. Поп считает, счастье состоит в покое, богатстве и почете. Но ни первого, ни второго, ни третьего у священника нет. Его работа забирает у него душевные силы, оплачивается весьма скудно, а про почет и говорить нечего. Жизнь помещика тоже представлялась для большинства крестьян волшебной, однако и его счастье оказалось очень условно. По Оболту-Оболдуеву, счастье – это богатство, власть и покорность крестьян. Но после отмены крепостного права у него отобрали все имущество: и крестьян, и земли. Прежняя Русь навеки ушла, забрав с собой счастье помещика. Еще на дороге у крестьян встречается дьячок, счастье которого заключается «в благодушестве», он рад тому, что ему не нужно ничего. Но это утверждение является лживым, ведь дьячок озабочен тем, чтобы получить «косушечку». Прочие рассказы простого народа о счастье только и делают, что вызывают горький смех или слезы. В конце концов странники делают вывод:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатами,

Горбатое, с мозолями

В финале поэмы перед читателем предстает образ Гриши Добросклонова, который, по мнению Н.А.Некрасова, сможет построить счастье народа. Этот герой интересуется жизнью и бытом простого народа и мечтает о том моменте, когда вся Русь заживет счастливо. Он является первым героем произведения, который не гонится за личным счастьем. Счастье Гриши едино с счастьем всего народа.

Более того, тот факт, что именно Гришу Добросклонова Н.А.Некрасов считает действительно счастливым человеком, многое говорит о понимании счастья самого автора. Н.А. Некрасова всегда беспокоила судьба простого народа. И именно простому народу посвящено творчество поэта. Н.А.Некрасов был убежден, что его призвание – явить миру страдания народа, обличить пороки общества, он старался не дать людям забыть о язвах общества и вдохновить их на борьбу с несправедливостью.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что для каждого счастье свое, однако все заслуживают того, чтобы быть счастливыми. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» сделало социальный срез по реформе на Руси, показало прошлое, настоящее русского народа и намекнуло на пути переустройства. Н.А.Некрасов выставил напоказ результаты отмены крепостного права: массовое разорение, нищету, унижение, надругательство над крестьянами.

Обновлено: 2018-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.