Какая статья за вандализм кладбища. Проблемы с осквернением могил

Количество актов вандализма на кладбищах Петербурга заметно уменьшилось: если в 2008 году по этому поводу было подано 103 заявления, то в этом - зафиксировано пока только два случая. Такие данные привел директор городской специализированной службы по вопросам похоронного дела Андрей Молдованов. Впрочем, последние два инцидента, к сожалению, стоят многих: на территории старейших некрополей повреждены десятки памятников, часть из них восстановлению не подлежит. Что развязывает руки хулиганам, выясняла корреспондент "РГ".

Оба происшествия случились в апреле, с разницей буквально в несколько дней. Сначала вандалы осквернили Громовское старообрядческое кладбище в Московском районе: подожгли венки и кресты, разгромили могильные плиты. Всего, по словам сотрудника некрополя, пострадали шесть надгробий. Не успели правоохранители начать проверку, как поступил следующий тревожный сигнал. Группа молодых людей разрушила более 30 памятников на Смоленском кладбище, причем после осмотра оказалось, что половина из них утрачены полностью. Восьмерых вандалов (были среди них несовершеннолетние и приезжие) задержали практически сразу, дело было передано в суд.

В действиях хулиганов СМИ тут же усмотрели национальную подоплеку, но, как выяснилось, ни ее, ни религиозных или политических мотивов у них не было - компания просто хотела срезать путь и, видимо, "по приколу" крушила все попадавшиеся по дороге могильные камни. При этом восстанавливать надгробия теперь придется родственникам умерших: максимальная сумма, которую может компенсировать город в подобных случаях, составляет 9784 рубля. Для памятника из гранита (а им-то как раз досталось больше всего) этого, конечно, мало.

Эксперты говорят, что положительная динамика налицо: удалось остановить, например, выламывание оградок, которые еще несколько лет назад хулиганы массово несли в пункты приема цветных металлов, но соглашаются - полностью контролировать порядок на территориях кладбищ пока не получается.

Конечно, у каждого городского кладбища есть охрана, однако часто территории захоронений огромны. Есть такие, что составляют более 50 гектаров. На каждом углу камеру не поставишь. И даже если бы мы хотели, через зеленые массивы, деревья сети не протянуть. Еще в 91 году у нас были убраны посты милиции, сейчас мобильной группы, которая бы регулярно проверяла территорию, нет, - формулирует проблему Андрей Молдованов.

Но осквернение мест упокоения - это не только разрушение могильных камней. На историческом Митрофаньевском кладбище, например, неизвестные приноровились складировать мусор. За этот некрополь, где похоронены более 400 тысяч петербуржцев, горожане бьются уже который год.

Сначала его хотели застроить и проложить через него магистраль, но благодаря протестам решение удалось отменить. Добились и включения его в список объектов культурного наследия. Однако обширная территория почти уничтоженного в советское время кладбища остается сегодня доступной для всяческого рода нарушителей.

Мы обнаружили шесть мусорных куч, да таких, которые убрать можно только с помощью специализированного транспорта. Пока ограды нет, это будет продолжаться. Еще два участка в самом центре кладбища используются под склад черного лома. Других мест, видимо, для этих целей не нашлось, - рассказывает заместитель председателя "Санкт-Петербургского Митрофаньевского союза" Илья Попов.

Своими силами общественники справиться не надеются и очень рассчитывают на поддержку чиновников. Пока же удалось только снести незаконные постройки и начать выселение арендаторов, которые фактически оккупировали территорию кладбища, но работа эта продвигается крайне медленно.

По словам специалистов, основная проблема в том, что сегодня государством не предусмотрено каких-либо мер по защите памятных надгробий. Предполагается, что у кладбища есть охрана, на этом все и заканчивается. В действующем законе "О погребении и похоронном деле" статус кладбищ как особо важных объектов не прописан, а меры охраны и содержания упоминаются вскользь. Возможно поэтому некоторые погосты сегодня даже не ограждены по периметру. Более того, иногда вообще непонятно, кому принадлежит территория и следит ли за ней хоть кто-то. Сегодня многие петербуржцы предпочитают договариваться со смотрителями - за определенную плату они соглашаются почаще осматривать могилы. Некоторые страхуют гранитные кресты, что в случае чего покрывает расходы на установку нового памятника. Правоохранители же просят проявлять бдительность и сообщать, если вдруг замечены подозрительные личности - надгробие они, может, и не разрушат, но случаи воровства тоже не единичны. Напомним, вандализм в местах захоронений карается сроком до пяти лет лишения свободы.

В ночь на 1 сентября на городском кладбище Хабаровска были осквернены десятки могил. Вывороченные кресты, расколотые надгробные плиты, памятники, испещренные циничными надписями и свастиками, — такую картину можно видеть чуть ли не каждую неделю в разных уголках страны. Несмотря на то, что в мае наказание за эти преступления было ужесточено, подавляющее большинство кладбищенских вандалов его избегают, отмечает Михаил Поздняев в статье, опубликованной 5 сентября в газете «Новые известия».

За последний год по фактам осквернения могил в России возбуждено более 1,5 тыс. уголовных дел, но осуждены всего 148 человека, а к лишению свободы приговорен лишь один преступник. Впрочем, эксперты убеждены: карательные меры в данном случае — не панацея. Проблема связана и с социальным расслоением, и с утратой традиционных ценностей, и с пробелами в воспитании молодежи, и с тем, что из нашего общественного сознания так и не исчез образ врага.

Погром на Хабаровском кладбище — происшествие далеко не единичное. Подобные новости приходят каждые два-три дня из самых разных регионов. Кладбищенский вандализм стал такой же реалией нашей жизни, как обычные ограбления. В этом году больше всего случаев пришлось на первую декаду мая — как раз на те дни, когда СМИ шумели о переносе «бронзового солдата» в Таллинне. При этом никем не замеченной осталась волна погромов, прокатившаяся в канун Дня Победы по нашим погостам.

В Нижегородской области неизвестные разрушили около 20 памятников и крестов на кладбище города Семенов. В самом Нижнем Новгороде был задержан подозреваемый в хищении листов меди с монумента павшим воинам. В Нижневартовске вандалы нарисовали на памятнике фронтовикам свастику. Несколько десятков могил осквернили неизвестные на Южном кладбище в Томске, при этом выкопанные кресты воткнули в могильные холмы вверх ногами. Сотрудники главного управления МВД по Северо-Западному округу обезвредили молодежную группировку, совершавшую кладбищенские погромы в Санкт-Петербурге. При задержании у юношей были изъяты «орудия труда» — пруты арматуры, бейсбольные биты и аэрозольные баллончики с краской. В Москве задержали компанию подростков, осквернивших 79 могил на Кунцевском кладбище. В Муезерском районе Карелии было возбуждено дело по факту осквернения братской могилы героев Гражданской войны: 9 Мая четверо школьников от 11 до 14 лет изрисовали нацистской символикой памятник солдату-красноармейцу. По их словам, они «просто пошутили»...

Преступления без наказания

Список можно множить и множить. За год, по данным МВД и Верховного суда России, было возбуждено 1575 уголовных дел по статье 214 УК РФ («вандализм») и выявлено 515 преступников. Однако осудили только 148 из них, а к лишению свободы приговорили всего лишь одного.

Статья, предусматривающая наказание за вандализм, появилась в российском Уголовном кодексе 10 лет назад. И вот парадокс: после ее введения крайне редкие до этого акты вандализма приобрели системный характер. А в последние годы стали настоящим бедствием. Объясняется странный парадокс тем, что в худшем случае осужденный по этой статье отделывался исправительными работами на срок от шести месяцев до года, в лучшем — с него взыскивали зарплату за три месяца.

Об ужесточении наказания за надругательство над могилами правоведы говорили почти столько же, сколько существует статья.

10 мая этого года президент Владимир Путин подписал указ о поправках к УК РФ и Административному кодексу, и теперь кладбищенский вандализм карается лишением свободы сроком до 5 лет. Естественно, родные и близкие тех, чьи могилы подверглись осквернению, считают и этот срок слишком мягким. Однако юристы полагают, что такое наказание адекватно преступлению.

«Следует учесть, что кладбищенский вандализм — деяние не против личности, а против символа, пусть и особо значимого, — пояснил «НИ» президент Института верховенства права Станислав Маркелов. — По сравнению с тем, что было раньше, пять лет — срок серьезный. Надругательство над историей, культурой, памятью об умерших в любом случае останется на совести человека. Чтобы обдумать такой поступок, пяти лет хватит».

Однако приведенная нами статистика за последний год вынуждает усомниться в эффективности новых положений Уголовного кодекса. Во-первых, суды крайне редко выносят приговоры «по полной программе». Во-вторых, поправки в статью 214 внесены в рамках борьбы с экстремизмом, а доказать, что молодые люди, разбившие могильную плиту или повалившие крест — экстремисты, не так-то просто. Наконец, в-третьих, до 70% вандалов исчезают бесследно. Розыск их — дело хлопотное, при том, что общественно опасным деянием кладбищенский вандализм как не считался раньше, так и теперь не считается.

Заметим, в действующем законе «О погребении и похоронном деле» не прописан статус кладбищ как особо важных объектов, нашего общего достояния. «Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение», — осторожно оговорено в законе, однако слово «могут» — не синоним слова «должны». Кроме того, в этом нормативном акте нет ни слова о содержании могил и об их охране.

Некрополь без хозяина

Каплинское кладбище — одно из самых больших в Белгородской области. Здесь обрели последний покой более 30 тыс. жителей Старооскольского района. Их покой охраняют два сторожа, дежурящие посменно, через день. Назвать такую охрану очень серьезной нельзя. Вот и получается, что сегодня в каждом квартале погоста не менее десяти поруганных надгробий. В УВД Старого Оскола заявления родственников лежат без движения. Вандализмом осквернение могил сотрудники милиции предпочитают не называть: мол, это еще требует доказательств. Одна из рассматриваемых версий — перенасыщение местного рынка ритуальных услуг. В большинстве случаев разбиваются дорогие надгробья на ухоженных могилах — возможно, тем самым стимулируется «покупательская активность». Пусть даже родственники не закажут новый памятник, ремонт им тоже влетит в копеечку. Действительно ли работники кладбищ состоят в сговоре с вандалами, трудно судить, но факт остается фактом: после похорон могила становится фактически бесхозной. Близкие навещают ее, как правило, не чаще двух-трех раз в год. И какие-либо претензии к администрации некрополя бессмысленны.

В этом году в Омске накануне Радоницы, первого после Пасхи дня поминовения усопших, неизвестные осквернили несколько могил на Ново-Южном кладбище, украв с них надгробья. Все памятники, изготовленные из цветных металлов, так же, как вандалы, бесследно исчезли. Хотя с самого начала не вызывало никаких сомнений то, что искать их надо в пунктах приема «цветмета». Но практически все пункты «крышуются» теми же милиционерами. Так что массивные с виду надгробья беззащитны. «Что удивляться, ведь у нас ни одно городское кладбище не охраняется, — говорит начальник ритуальной службы омского Комбината специальных услуг Светлана Васильева. — В данном случае администрация кладбища может лишь обратиться в милицию с заявлением об осквернении могил».

В Краснодаре на днях были перекрыты одиннадцать въездов на Славянское кладбище. «Это сделано для того, чтобы уменьшить количество случаев вандализма на главном городском погосте», — пояснили в муниципальном унитарном предприятии «Ритуальные услуги». Ранее был запрещен въезд на кладбище для грузового транспорта, а также легкового транспорта с 7 часов вечера до 8 утра. Сегодня открытыми остаются три въезда, охраняемые в ночное время суток.

Однако на каждую подобную меру у вандалов находятся контрмеры. Так, недавно были задержаны двое нижегородцев, несколько лет беспрепятственно вывозившие памятники на «левых» грузовиках, объясняя необычность груза тем, что они якобы родственники усопшего и только что установили на его могиле новое надгробье. Не пропадать же добру. И добро исправно доставлялось по назначению, в пункт скупки цветных металлов.

Детское лицо вандализма

Впрочем, охотники за бронзой, медью и латунью занимают в рядах кладбищенских вандалов скромное место. Да и по возрасту они сильно отличаются от типичного современного вандала, годясь ему в отцы. 90% сокрушителей гробниц — подростки и юноши. Девчонки идут с ними на дело редко. Так что нашумевшая в апреле история о том, как в Рязанской области три 11-летние подружки разорили более 30 могил — исключение из правила.

«То, что акты вандализма на российских кладбищах совершают сегодня дети, — вполне объяснимо, — рассказала «НИ» психолог Ольга Меженина. — Таким образом они хотят доказать свое бесстрашие. Это метод психологической атаки: подростки громят кладбища, чтобы возвыситься над смертью. Но при этом сами себя обманывают: современная молодежь напугана многими факторами жизни, только страх этот гнездится глубоко в сознании».

Увы, о том, что у вандализма в России — детское лицо, говорится редко и неохотно. Так же в свое время было и с подростковой наркоманией: проблему замалчивали до тех пор, пока она не вышла из-под контроля.

«Главная причина массового осквернения могил все-таки в том, что у нас нет опоры на традиционные духовные ценности, — заявил «НИ» декан социологического факультета МГУ, профессор Владимир Добреньков. — Мировоззренческий вакуум в сочетании с активной пропагандой насилия, более того, безнаказанности насилия, пробуждает в подростках агрессивность. Она присуща нашей природе как способ самоутверждения и, если хотите, протеста. Но когда агрессия обращается против мертвых, против могил — это не происходит спонтанно. Большинство таких актов совершается группами, и в каждой всегда есть вожак. Это может быть просто хулиган, а может быть и экстремист, но в любом случае он сознательно направляет энергию зла в такое, с нашей точки зрения, неприкосновенное русло».

До недавнего времени вандализм в общественном сознании выглядел как бессмысленное немотивированное поведение. Лишь в последние два десятилетия психологи занялись классификацией и мотивацией вандализма. В частности, выявлен идеологический вандализм, преследующий политические или социальные цели (самые яркие примеры — уничтожение во время Великой французской революции дворянских надгробий и разорение большевиками церковных погостов). Вандализм может быть изощренной формой мщения: боль причиняешь острую, но при этом с противником не контактируешь. Наконец — и это именно тот случай, о котором мы говорим — вандализм как игра. Разрушение рассматривается, как возможность поднять статус в группе сверстников. Такое времяпрепровождение часто имеет характер соревнования: кто больше надгробий повалит. Кроме того, кладбищенские забавы подростков, по мнению психологов, могут рассматриваться как экзистенциальное исследование. Проверяется возможность своего влияния на общество. При этом вандалами движет комплекс Герострата, который сжег прекрасный храм, чтобы навсегда остаться в истории. Однако его малолетние последователи тешат себя иллюзиями. И не потому, что их имена, как правило, не известны, а потому, что слишком уж много их сегодня развелось.

Было бы ошибочным говорить о кладбищенском вандализме только как о «болезни роста поколения Пепси». Корни этого явления уходят в гораздо более далекое прошлое, чем 90-е годы, время появления на свет вандалов-вундеркиндов. Говорить о нем можно не только в правовом, социальном и педагогическом контекстах. Разорение надгробий — один из объектов внимания некросоциологии — сравнительно молодой отрасли науки, исследующей отношения мира мертвых и мира живых. В России некросоциологи находят, увы, богатую пищу: ведь весь прошлый век она только и делала, что занималась самоистреблением, и это не могло не сказаться на психологии новых поколений.

«Волну кладбищенского вандализма не будет преувеличением назвать гражданской войной с мертвыми, — рассказал «НИ» доктор философских наук, профессор Высшей школы экономики Леонид Ионин. — В периоды, подобные тому, который мы переживаем, когда нарастают социальные противоречия, происходит резкая дифференциация идеологий, взглядов, общество не только занято активным поиском живых врагов — олигархов, выходцев с Кавказа, евреев, масонов, но и мертвые тоже воспринимаются как противники. Нанесение вреда мертвым в нашем сознании или подсознании — то же самое, что и нанесение вреда живым, победа над всем, что нам чуждо. Враждующие социальные группы не формируются здесь и сейчас, они продлеваются во времени. И не только живые вот таким варварским образом враждуют с мертвыми, но и мертвые воюют с живыми. Широко публикуются труды ушедших в прошлое философов, идеологов, политиков. Посмотрите на все возрастающий интерес к личностям императоров и советских вождей, их жен и детей, незатухающую дискуссию о Мавзолее — все это отражение общей картины. И вывод один: идеологические конфликты не прекращаются после того, как революция победила. В начале 90-х сокрушали статуи — сегодня громят надгробья. Все это нас не должно особенно удивлять. Хотя бороться с этим надо. Но помнить: кроме социальных и правовых норм, есть еще и универсальные моральные нормы. К сожалению, с их бытованием в современной России хуже всего».

Михаил Поздняев

В Польше на кладбищах орудуют вандалы-поисковики

В последнее время польские погосты все чаще попадают в криминальные сводки. Так, в середине июня неизвестные похитили две медные плиты с памятников польскому и советскому воинам в Белостоке. Причиненный ущерб власти оценили в 12 тыс. евро. А в конце июля было осквернено несколько могил в Щетине: плиты выворочены и разрисованы краской. Бесчинствуют на кладбищах главным образом молодежные группировки националистического толка и охотники за цветными металлами. Впрочем, им на пятки уже наступает новая категория расхитителей гробниц — вандалы-поисковики. Этих интересуют в первую очередь могилы немецких солдат, где нередко можно «поживиться» военными наградами и прочей армейской атрибутикой времен Второй мировой. В Германии до сих хорошо платят за каски, награды, ременные бляхи, котелки — за все, что связано с памятью о немецких солдатах, погибших на чужой земле. В польской полиции согласны, что с проблемой вандализма нужно бороться, но это, скорее, вопрос нравственного воспитания. Ведь на каждом кладбище не организуешь дежурство полицейского патруля.

Виктор Шаньков, Варшава

Каратисты в Германии порушили погосты

Недавно в небольшой деревушке в Швабии случилось ЧП. Впервые за многосотлетнюю историю местечка кто-то покусился на местное кладбище: повалил надгробья, разбросал меж могил свечи и венки... За пару часов местные жители сами нашли виновниц и выставили их на обозрение возмущенной коммуны. Ими оказались девушки-подростки из «проблемных» семей. Они занимались в секции карате и решили таким варварским образом проверить силу удара своих ног. Ущерб в 20 тыс. евро теперь придется возмещать родителям 13-летних разрушительниц. Впрочем, это скорее исключение, чем правило. Обычно в Германии на осквернении кладбищ попадаются или юные нацисты, или сатанисты. И тех, и других суд, как правило, приговаривает к тюремному заключению. Но вот охотников за цветными металлами на немецких погостах не найти. Дело в том, что с первого же пункта приема вторсырья о подобном возмутительном факте немедленно сообщат в полицию.

Человек полон различных пороков, которые и становятся мотивами его деструктивного поведения. Вандализмом называется разрушительное деяние, направленное на уничтожение или осквернение частной или общественной собственности. Примерами становятся различные исторические события, связанные с грабежом, разрушением культурных памятников и религиозных предметов. В зависимости от действий человека, различают виды вандализма. Само понятие берет свое начало еще с древних времен, когда уничтожение, воровство и войны были нормальным явлением среди люди.

Итак, вандализмом называется намеренное уничтожение памятников культуры, которые могут принадлежать частному лицу или государству. Интернет-журнал сайт переносит читателя в первое столетие, когда племя германского государства напало на Рим и занялось грабежами, взятием в плен людей с целью их дальнейшего выкупа. На то время данное племя называли вандалами, несмотря на то, что их целью не было разрушение городов и сел.

Впервые термин «вандализм» был применен религиозным деятелем, который таким образом обозвал лиц, которые различным способом уничтожают религиозные памятники и документы. На сегодняшний день вандализм проявляется не только в уничтожении исторических или культурных памятников, но и в других формах, что уголовно наказуемо. В правовом законе есть нормы, которые определяют, кто такой вандал и как его деяние нужно наказывать.

Что такое вандализм?

Вандализмом называется деструктивное поведение человека, который разрушает, оскверняет, портит чужое имущество общественной или частной значимости. Психологи еще определяют вандализм как состояние души, когда человек желает разрушать, причинять вред, портить какое-то имущество.

При вандализме вред причиняется лишь имуществу. Оно может быть общественным, государственным или частным. Вандализм – это порча:

  1. Культурных или исторических памятников.
  2. Лифтов.
  3. Стен домов.
  4. Нанесение надписей на стены или заборы.
  5. Повреждение мусорных баков.
  6. Повреждение детских аттракционов.
  7. Нанесение надписей или разрушение сидений в общественном транспорте.

Сюда же следует отнести разрушение могил или их осквернение. Также следует рассмотреть порчу частного имущества, когда человек прокалывает шины или наносит надписи на чужом автомобиле, обрисовывает дверь в чужой дом и пр.

Вандализм часто присущ импульсивным, инфантильным и безответственным людям. На сегодняшний день создается множество движений так называемых экстремистов, которые пропагандируют особенный уклад жизни, свободу от различных правил и переворот в общественном сознании. Нередко такие движения сопровождаются порчей общественного имущества в знак протеста против всего, что не соответствует их вере.

На самом деле психологи отмечают другие мотивы поведения вандалов современного общества:

  • Внутренняя неудовлетворенность жизнью.
  • Безответственность, граничащая с обвинением людей в своих бедах.
  • Отсутствие смысла жизни.
  • Неправильное понимание того, как следует предлагать обществу новые идеи.
  • Внутренняя агрессия, которая выплескивается путем порчи имущества.

Каждый человек желает жить ради чего-то. По мере своего взросления он пытается найти свой смысл жизни. Нередко этот смысл ему дают родители или общество. Нередко человек сам его находит. Однако если у личности нет смысла жизни, тогда он становится подверженным различным движениям, которые ему этот смысл дадут.

Зачастую вандализмом занимаются дети подросткового возраста, которые таким образом пропагандируют какую-то свою идею. Одним из направлений вандализма является граффити – нанесение на стены и заборы различных надписей или рисунков. Если эти надписи носят деструктивный или аморальный характер, тогда они называются порчей имущества.

Нередко внутри людей живет агрессия или неудовлетворенность собственной жизнью. Если человек не может выплеснуть свои эмоции, тогда он находит способ в порче имущества. Так, человек может перевернуть мусорный бак, мимо него проходя. Также человек может выразить свои мысли надписями на стене дома, в котором живет его обидчик.

Человек хоть и является культурным и образованным существом, все же его уровень не дотягивает до общеценностных. Он находит способ излития своих эмоций путем порчи имущества. И здесь следует помнить о том, что данное деяние уголовно наказуемое, если будет доказано, какое действие совершил конкретный человек.

Вандализм и хулиганство

Вандализм и хулиганство следует отличать, несмотря на то, что они оба направлены на разрушение общественного порядка, который установлен социумом:

  1. Вандализм – это нанесение порчи имуществу.
  2. Хулиганство – это нарушение порядка, зачастую в плане поведения, которое установлено в общество.

Так, хулиганскими деяниями называются крики посреди ночи, нападение на одного человека в темном переулке, неприличное поведение в общественном заведении. Хулиганы в основном не причиняют материального вреда государству. Они зачастую причиняют вред отдельным лицам своим поведением либо на психическом, либо на материальном уровне.

Вандализм направлен исключительно на уничтожение или разрушение какого-то сооружения или предмета. Здесь данное деяние является не просто эмоциональным, но и целенаправленным. Если хулиганы действуют в толпе, подвергаясь эффекту общего настроя, то вандализмом человек может заниматься в одиночку.

Однако в зависимости от причиненных неудобств, как вандализм, так и хулиганство наказуемо законом. Отличия можно выделить в следующем между понятиями:

  • Хулиганство – это общее понятие, вандализм – разновидность хулиганства.
  • Хулиганы действуют открыто, даже намеренно привлекают к себе внимание. Вандализм осуществляется преимущество по-тихому, чтобы никто не видел.
  • Хулиганство было сформировано в 18 веке, в то время как вандализм известен с древних времен.
  • Хулиганы преимущественно причиняют вред людям, а вандалы – людскому имуществу.

Уголовно наказуемыми люди становятся с 14-16 лет за причинение хулиганских или вандальных действий.

Виды вандализма

Классификация вандализма различная. По тому, какой объект оскверняется, выделяют такие виды:

  1. Граффити, бомбинг и теггинг – если рисунки, которые наносятся на стены и заборы, носят аморальный и антиобщественный характер. Граффити на сегодняшний день очень распространенно. Многие непризнанные художники демонстрируют свои таланты на стенах домов и общественных мест. Однако нередко это носит аморальный характер. Теггингом называется быстрое нанесение своей подписи автором, что не несет никакой смысловой нагрузки для окружающих, а лишь портит внешний вид стены.
  2. Осквернение могил.
  3. Сжигание церквей.
  4. Порча или осквернение картин и памятников культуры.
  5. Разрушение почтовых ящиков и переворачивание мусорных баков.
  6. Битье стекол, бутылок, фонарей и лампочек.
  7. Сожжение книг.
  8. Наезд на газоны.
  9. Разрисовка сидений в общественном транспорте.
  10. Пачканье стен в подъездах или чужих автомобилей.

Специалисты до конца не могут точно сказать, что становится причиной вандализма. Однако если раньше люди разрушали памятники и культурные ценности других поселений, чтобы уничтожить их, то на сегодняшний день не ведутся никакие захватнические действия. Вандализм скорее носит характер бессмысленности и безответственности человека, отсутствия моральных ценностей и уважения к общественному укладу.

По Е. Евменовой выделяют такие виды вандализма:

  1. Идеологический.
  2. Осквернение могил.
  3. Корыстный.
  4. Электронно-вычислительный вандализм.
  5. Нанесение вреда малым архитектурным строениям, например, газонам.
  6. Вандализм спортивно-музыкальных фанатов.
  7. Экологический.
  8. Разрушение памятников и культурных сооружений.

Отдельно выделяют виды вандализма в зависимости от криминологического содержания:

  • Действия эпатажного характера. Часто совершаются подростками и лицами до 18 лет. Здесь наблюдается стремление самоутвердиться и показать себя сильным в своем коллективе. Подростки оскверняют могилы, повреждают лифты, рисуют различные сатанинские символы на стенах, бьют стекла и пр.
  • Бытовой. Здесь имеется в виду, что человек причиняет вред имуществу другого человека, с которым он оказался в ссоре.
  • Криминальный. Вандализм совершается с целью сокрытия другого, более серьезного преступления, сокрытия улик.
  • Террористический.
  • Идеологический. Вандализм в данном случае совершается против какой-то идеи, например, против памяти погибших во Второй мировой войне.
  • Государственно-чиновничий.

Отдельное внимание уделяется кладбищенскому вандализму, когда люди, зачастую подростки, разрушают могильные плиты, топчут цветы и прочие насаждения вокруг могил, разрывают их и даже грабят покойников. С чем связано такое поведение людей?

Специалисты обращают внимание на то, что представляет из себя кладбище для каждого живого человека. Это место, где нашли свое последнее пристанище усопшие родственники. Другими словами, вандалы пытаются обесценить и даже осквернить любые родственные ценности, память предков и все, что с этим связано.

Несомненно, в уголовном кодексе также имеются статьи по тому, как именно наказываются люди, которые совершили вандализм на кладбище. Первым делом нужно доказать, что конкретный человек совершил противоправное действие, а затем уже наказывать его по той статье, в соответствии с которой он совершил преступное деяние.

Итог

Вандализм современного человека – это скорее безответственное, агрессивное и ребяческое поведение, которое имеет под собой достаточно поверхностные и малозначительные мотивы. Человек просто руководствуется своими эмоциями, которые говорят ему о том, что другие люди виноваты в его бедах и несчастьях.

Если раньше вандалами становились люди, которые желали победить и забрать себе имущество, которое их потом прокормит, то на сегодняшний день вандализм становится способом эмоциональной разрядки и даже морального удовлетворения. Это говорит о том, что у людей отсутствуют человеческие ценности. Они ведомы своими эгоистичными желаниями и обидами.

Вандализм современного человека можно прекратить, если проводить профилактическую работу, которая начинается еще с раннего возраста в семье, где воспитывается ребенок. Родители должны прививать ему моральные ценности и уважение ко всему, что его окружает. Нужно прививать ценность культуры и истории, которая привела человека к той жизни, которой он живет сейчас. Если ценить то, что у человека имеется, тогда у него не будет желания портить имущество. Ведь когда-то он тоже вырастит и родит своих детей, которых будет растить в том мире, в котором сам живет. А что человек покажет своим детям – разрисованные стены и отсутствие какой-либо культурной красоты, поскольку сам все разрушил?

На прошлой неделе информационное пространство Крыма взбудоражила новость об очередном , совершенном на мусульманском кладбище в Ленинском районе. Неизвестными были повреждены 15 надгробий. На следующий день власти быстренько отчитались о поимке негодяев и, вроде бы, все успокоились. Как говорится, шито-крыто. Но все ли прошло так гладко, как пытаются преподнести чиновники?

Итак, все началось с того, что местные крымтатары, узнав о случившемся, обратились в полицию и сообщили об инциденте сельскому руководству. Информация, подкрепленная фотографиями разбитых надгробных памятников, в считанные часы разлетелась по соцсетям, вызвав негодование на полуострове в целом. Осознав, что дело может набрать неслабые обороты, замглавы администрации Керчи тут же заявил, что виновники найдены и будут наказаны. Причем, сделал это на утро после произошедшего, то есть менее чем через сутки. Даже при большом желании мне с трудом представляется, как полицейские всю ночь разыскивают бессовестных вандалов. А если вспомнить, что за последние годы в многочисленных подобных случаях преступников ни разу не находили, да в общем-то и не искали, то история становится еще фантастичнее. Но сейчас не об этом.

Заместитель главы уточнил, что вандалами оказались несовершеннолетние, которые надругались над памятниками ради забавы. Источник, близкий к расследованию дела, сообщил о возрасте ребят, самому старшему из которых всего 13 лет, младшему – 9.

Для понимания всей картины произошедшего необходимо подчеркнуть, что 15 достаточно больших и очень тяжелых надгробных камней были буквально сломаны, а часть из них разгромлена до такой степени, что ни о каком восстановлении не идет и речи. Возникает вполне логичный вопрос: каким образом эти дети смогли повалить, а то и выкорчевать чуть ли не с «корнями» гранитные и мраморные плиты, вес которых в среднем составляет 100 килограммов?

При этом родители малолетних хулиганов в местных кругах говорят, что их чада не имеют никакого отношения к случившемуся. Не знаю, чем уж там провинились они сами или их дети, но заявлять об этом публично они боятся.

Но, как бы там ни было, ясно одно: разрушить надгробия пойманным детям не под силу. А кто был вместо них или вместе с ними, уже не столь важно. Важно теперь то, что версия некоторых крымчан о провокативной составляющей произошедшего выглядит не такой уж и безосновательной. Вполне возможно, что цель таких выходок – подтолкнуть крымтатар на некие действия, направленные против предполагаемых преступников. Или же побудить радикально настроенные религиозные группы к ответным действиям на святынях христиан. К слову, не могу вспомнить, когда в последний раз сообщалось и сообщалось ли вообще о надругательстве в Крыму над христианскими культовыми объектами или захоронениями.

И пока многие сочли инцидент с разбитыми надгробиями исчерпанным и благополучно о нем забыли, хочется обратить внимание на контекст, которым сопровождались действия вандалов. Если абстрагироваться от конкретного случая с кладбищем и вспомнить другие акты вандализма, так или иначе совершенные в отношении крымтатар, то можно проследить весьма четкую негативную тенденцию.

Возьмем недавний инцидент с мечетью в Карасубазаре (Белогорске), построенную на средства известного мецената Ресуля Велиляева. Ее забор был изрисован свастиками, а белоснежные стены самого сооружения облиты черной краской. Всему этому предшествовало задержание Велиляева и отправка его в московское СИЗО Лефортово якобы за просроченные продукты в магазине его торговой сети. Тогда новость получила широкий резонанс, в том числе и за пределами Крыма, ведь Ресуль Велиляев известен как меценат, сделавший немало для жителей Карасубазара (Белогорска).

Или же многочисленные случаи гнусных ограблений и поджогов мечетей за последние несколько лет, которые происходили накануне или во время священных мусульманских праздников, когда крымтатары вновь становятся объектом повестки дня в информационном поле.

А что же такого предшествовало вандализму на кладбище в Еди-Къую (Ленино)? Буквально за неделю до инцидента в ОБСЕ поддержали резолюцию Украины по Крыму, в которой говорится о «нарушении прав человека и основных свобод» на полуострове и особое внимание уделяется именно крымтатарам.

Выходит, что практически все безобразия следуют за большими информационными всплесками, связанными с крымтатарами и их жизнью на полуострове. Как только мировому сообществу напоминают о маленьком, но духом сильном народе и о проблемах, с которыми он сталкивается на родной земле, ответные меры не заставляют себя долго ждать. Коренному народу лишний раз демонстрируют, кто устанавливает правила игры.

Как к этому относиться – выбор каждого. Но понимать и осознавать то, что прячется между строк, должны все. Ведь это, в частности, определяет направление развития и дальнейшее поведение крымтатар в современных условиях.

Все народы мира чтят память об усопших родственниках и родных. Могилы для каждого человека являются местом поклонения и памяти. Сюда приходят родные и близкие, возлагают цветы и венки, тщательно ухаживают за местом захоронения, приводят своих детей и рассказывают о предках. Любая религия считает святотатством посягательство на могилы, кресты и памятники. Все цивилизованные страны защищают покой усопших законодательно. В России так же места захоронений защищены законом. Однако остановить кладбищенский вандализм не удается.

Почему оскверняют могилы

Проблемы с кладбищенским вандализмом и осквернением могил связаны с воспитанием, утратой моральных ценностей. Порой такое делают люди находящиеся в сильном алкогольном опьянении, или наркоманы, потерявшие человеческий облик. Развлекаясь разрушением крестов и могильных надгробий, хулиганы пытаются выплеснуть ненависть к устоям, традициям порядочных людей.

Иногда такое проделывают подростки. Часто они даже не могут объяснить своих действий. Разбивая и разрушая памятники и кресты, они даже не задумываются о том, что однажды сами могут прийти на могилу своих родителей и увидеть ужасающую любого человека картину - осквернение самого святого. Подростки часто не задумываются, какую боль приносят людям их действия. Здесь, конечно же, виноваты родители, не научившие своих детей уважать прошлое.

Гораздо страшнее, когда такие поступки совершаются осознанно. Например, когда осквернение происходит из-за национальной или родовой ненависти. Сложно поверить, что в наш век, когда цивилизация достигла глобальных вершин, создав мини-копию вселенной - андроидный коллайдер, кто-то пытается делить людей по вере, цвету кожи или месту рождения. Обидно, когда оскверняются надгробья и памятники погибшим, во время второй мировой войны. Какая ненависть движет вандалами, рисующими свастику? Что может значить черный знак бойни для нашего поколения, потерявшего в ту войну миллионы бабушек и дедушек?

Часто происходит осквернение могил по религиозным соображениям. Разрушаются могильные надгробия евреев, православных христиан или мусульман. Ни одна религия не поощряет таких действий. Напротив, если заглянуть на кладбища Москвы и Подмосковья, можно увидеть, как веками соседствуют между собой христианские, мусульманские и еврейские участки. Ни один порядочный человек, проходя мимо родовых захоронений иной веры не позволит себе усмехнуться, грубо высказаться или каким-либо образом задеть чужое захоронение. Более того, кого бы не хоронили, любой из нас посочувствует горьким слезам родственников, не спрашивая к какой национальности или вере принадлежал усопший.

К сожалению, раскол произошедший в верхах общества в прошлые годы, нетерпимость властей к святыням и их уничтожению в годы советской власти наложил свой грязный отпечаток на будущее. Еще долгие годы мы будем бороться с людьми, не желающими чтить могилы наших родителей. Чтобы искоренить зло, каждой семье необходимо воспитать своих детей в новой вере - вере, где нет места предрассудкам, злости и ненависти.

Наказание за вандализм

До 1996 года в России действия по осквернению и разрушению могил относились к хулиганским. В связи с большим количеством преступлений их выделили в отдельную группу. В уголовном кодексе вандализм (ст.214 УК РФ) - действия скрытого характера, оскверняющие сооружения, здания или несущие порчу имущества с любой подоплекой - политической, идеологической или иной другой. Преступники, чья вина доказана, могут быть осуждены за содеянное, начиная с 14 лет. Срок уголовного наказания - до трех лет тюрьмы.

Основная черта вандализма - преступление против нравственных норм. Помимо этого преступления осудить могут за хулиганские действия на кладбище (в присутствии свидетелей), надругательство над могилами, намеренное уничтожение культурных памятников, порчу или полное уничтожение имущества.