Проведение розыгрышей законодательство. Ограничение на лотерею

С 1-го июля 2014 года на территории Российской Федерации прекратили свое существование негосударственные лотереи. Внесенное изменение в закон гарантирует всем гражданам страны вовремя выплаченный выигрыш и защиту от мошенников. В розыгрыше, организатором которого является государство, всегда есть победители. Государство пополняет бюджет страны, деньги участников идут на соцпроекты, а победители получают призы. Рассмотрим подробнее, что регламентирует закон №138 и какие изменениям он был подвергнут в последней редакции.

11-го ноября 2003 года вступил в силу Федеральный закон №138 «О лотереях». Законопроект был принят Госдумой 17-го октября 2003 года, а одобрение Федеративным Советом произошло 29-го числа того же месяца и года. Закон регламентирует лотерейную деятельность, устанавливает порядок и требования для ее проведения, а также определяет основы регулирования государством в данной области.

Закон состоит из 27 статей, из которых 6, 7, 9, 14-16, 22, 25-26 утратили свою правовую силу, после опубликования предыдущих редакций:

  • ст. 1 — область регулирования настоящего закона;
  • ст. 2 — терминология;
  • ст. 3 — разновидности лотерей;
  • ст. 4 — цели и методы координирования отношений в данной области;
  • ст. 5 единый реестр лотерейных терминалов;
  • ст. 6.1 — ограничения при осуществлении розыгрышей;
  • ст. 8 — условия проведения;
  • ст. 10 — неотъемлемые нормативы лотереи;
  • ст. 11 — мероприятия, финансируемые от полученных денег с лотерей;
  • ст. 12 — требования к бумажным, электронным лотерейным билетам, к предоставлению сведений о проведении мероприятия;
  • ст. 12.1 — приводимые требования к оборудованию или терминалам, используемым в лотерейной деятельности;
  • ст. 12.2 — требования к местам реализации билетов и установки терминалов;
  • ст. 13 — процедура организации и осуществления розыгрыша;
  • ст. 13.1 — требования, к которым должен подчиняться оператор лотереи;
  • ст. 17 — призовой фонд;
  • ст. 18 — требования к тиражному розыгрышу;
  • ст. 19 — требования к бестиражной лотерее;
  • ст. 20 — осуществление защиты прав участников;
  • ст. 21 — федеративный госнадзор за осуществлением розыгрышей призов;
  • ст. 23 — аудиторский надзор за оператором;
  • ст. 24 — наказание за нарушение действующего закона;
  • ст. 24.1 — конкурс на право пописать договор на осуществления лотереи;
  • ст. 24.2 — комиссия на конкурсе;
  • ст. 24.3 — участники размещения заказа;
  • ст. 24.4 — требования к вышеуказанным участникам;
  • ст. 24.5 — обстоятельства при которых допускается участие в конкурсе;
  • ст. 24.6 — уведомление о проведении мероприятия;
  • ст. 24.7 — информация, содержащаяся в документации на конкурсе;
  • ст. 24.8 — в каком порядке предоставляется пакет документов;
  • ст. 24.9 — объяснение положений документации и их изменение;
  • ст. 24.10 — процедура подачи заявки на участие в конкурсе;
  • ст. 24.11, 24.12 — рассмотрение заявок в конверте и в электронной форме;
  • ст. 24.13 — оценка и сопоставление заявок;
  • ст. 24.14 — подписание договора по итогам проведения конкурса;
  • ст. 24.15 — увеличение длительности договора, его изменение и аннулирование;
  • ст. 24.16 — причины, чтобы признать конкурс недействительным;
  • ст. 24.17 — результат признания конкурса недействительным;
  • ст. 27 — процедура вступления в правовую силу действующего закона.

Последняя редакция датируется 28-ым мартом 2017 года. Вступление в законную силу редакции произошло 1-го апреля того же года.

Скачать текст ФЗ

Актуальное содержание закона будет интересно для прочтения лицам, желающим участвовать в розыгрышах, операторам, которые осуществляют их проведение и т. д. Скачать текст Федерального закона «О лотереях» в последней редакции со всеми поправками и дополнениями можно по .

Порядок проведения лотерей регламентируется по закону приказом Президента и Правительством, что позволяет Минфину осуществлять их проведение. После обретения государством монопольного права на проведение, махинаций с выигрышами стало меньше.

Изменения в Федеральном законе 138 «О лотереях»

Редакция, опубликованная 28-го марта 2017 года, вступила в силу 1-го апреля того же года. Корректировки были внесены в статью 11 действующего закона. Статья рассказывает, на что идут собранные на лотереях деньги. Часть 1 гласит, что денежные средства, собранные путем лотереи, идут на значимые объекты и мероприятия социальной жизни, а также на становление и развитие физической культуры, спорта, спорта высших достижений и подготовку спортрезерва.

По закону оператор лотереи в обязательном порядке должен осуществлять поквартальное финансирование в следующем размере — 10% от разницы между вырученных оператором денежных средств за отчетный квартал и суммой отданных выигрышей за тот же период.

Добрый день.

Проведение интернет лотерей, равно как и иная организация азартных игр он-лайн - незаконна.

Так, в силу ст. 6.1 ФЗ от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях»

4. Не допускается проведение лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи, а также лотерейных терминалов, за исключением лотерей, указанных в части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

ст. 5 ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

3. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Не соблюдение указанных ограничений влечет риск привлечения к ответственности.

Согласно ст. 14.1.1 КоАП РФ

1. Незаконные организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
2. Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
3. Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
4. Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

30 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 416). Данный документ кардинально меняет порядок организации и проведения лотерей в России. Организовывать лотереи сможет только уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Российские частные компании лишаются такого права. Конкурс на определение оператора лотереи будет проводиться по установленным Законом N 416 правилам.

1. В России будет введен запрет на проведение всех лотерей, кроме государственных всероссийских и международных

С 1 июля 2014 г. запрещается проводить любые стимулирующие лотереи - т.е. такие, в которых не вносится плата за участие и призовой фонд формируется за счет средств организатора, а также негосударственные, региональные государственные и муниципальные лотереи. Таким образом, будут сохранены исключительно всероссийские государственные и международные лотереи. Кроме того, с этой даты прекратится выплата участникам лотерей причитающихся им выигрышей. Формулировка закона не исключает ситуации, когда лицо, победившее в проведенной лотерее, не сможет получить свой выигрыш. С 30 декабря 2013 г. (с момента опубликования Закона N 416) прекратилась выдача разрешений на проведение лотерей.

Отказ от стимулирующих лотерей связан с желанием законодателя исключить возможность проведения азартных игр под видом стимулирующих лотерей. На сегодняшний день такая практика широко распространена (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.11.2010 по делу N А70-1491/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 02.10.2009 по делу N А79-3288/2009, ФАС Московского округа от 15.10.2010 N КА-А40/11057-10 по делу N А40-66987/10-17-381).

Закрепляется, что при проведении тиражных лотерей будут использоваться новые технические устройства - лотерейные терминалы. Они предназначены для приема лотерейных ставок (ввода либо выбора лотерейной комбинации или лотерейных комбинаций) и выдачи лотерейных квитанций при проведении тиражных лотерей. Отметим, что на практике такие устройства уже использовались (например, в соответствии с Приказом Минфина России от 29.12.2010 N 195н "Об утверждении Условий проведения в режиме реального времени 2 тиражных всероссийских государственных лотерей и в обычном режиме 10 бестиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи").

Проводить лотереи можно будет только двумя способами: тиражным и бестиражным. Исключается комбинированный способ, когда на лотерейных билетах одновременно имеются защитное покрытие, под которым скрывается возможный выигрыш, и номер, позволяющий этому билету участвовать в тиражной лотерее.

Организаторами лотерей на основании решения Правительства РФ могут стать только Минспорт России и Минфин России (ч. 1 ст. 13 Закона о лотереях в ред. Закона N 416). Они будут проводить открытый конкурс для определения оператора лотереи - лица, которое проведет ее и которое будет заключать договоры и осуществлять взаимодействие с участниками лотереи. Соответствующие поправки внесены также в ст. 1063 ГК РФ.

Договор между оператором лотереи и ее участником оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронным лотерейным билетом. Данное изменение также вносится в ст. 1063 ГК РФ. Ранее заключение указанного договора могло быть подтверждено выдачей любого документа, однако в судебной практике выдача электронного лотерейного билета не признавалась надлежащим оформлением договора.

В соответствии с действующей редакцией Закона о лотереях конкурсы на проведение всероссийских государственных лотерей должны проводиться по Закону о размещении заказов N 94-ФЗ. С 1 января 2014 г. он утратил силу в связи с принятием Закона о госзакупках N 44-ФЗ. Следовательно, с 1 по 29 января 2014 г. такие конкурсы проводятся по Закону о госзакупках N 44-ФЗ (подробнее о нем см. Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок). С 30 января 2014 г. конкурсы по определению операторов лотереи будут проводиться в соответствии со специальной процедурой, предусмотренной Законом N 416-ФЗ. Ее содержание больше сходно с правилами проведения открытого конкурса Закона о размещении заказов N 94-ФЗ.

Подать заявку на участие в конкурсе на проведение лотереи по-прежнему сможет любое российское юрлицо независимо от организационно-правовой формы. Организатором лотереи может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (не более 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта). Эти условия повторяют положения, содержащиеся в Законе о размещении заказов N 94-ФЗ. По Закону о госзакупках N 44-ФЗ обеспечение заявки является обязательным (ч. 1 ст. 44). Также по общему правилу этим Законом установлен не только максимальный размер обеспечения заявки (5 процентов начальной (максимальной) цены контракта), но и минимальный размер обеспечения, который должен составлять 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 Закона о госзакупках N 44-ФЗ).

Реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный как Законом о размещении заказов N 94-ФЗ, так и Законом N 44-ФЗ, в процедуре проведения конкурса, содержащейся в Законе N 416-ФЗ, не упоминается. Отсылки на него также нет. Однако устанавливается, что в конкурсе не могут участвовать те организации, которые отвечают, в частности, следующим требованиям:

В составе управляющих органов есть лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономики;

Руководители, учредители, участники могли оказывать влияние на проведение лотереи, в ходе которой не были исполнены или были исполнены с нарушением обязательства в части перечисления целевых отчислений и (или) иных платежей, предусмотренных контрактом, заключенным с организатором лотереи;

Ранее уклонялись от заключения контрактов на проведение лотерей;

Контракты о проведении лотереи с этими организациями были расторгнуты по решениям судов;

Существенно нарушили условия контракта, вследствие чего организатор в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта.

Помимо перечисленных требований устанавливается условие, в соответствии с которым участник размещения заказа должен обладать исключительными правами на лотерейные программы (в том числе по лицензионным договорам). Лотерейными программами признаются программы для ЭВМ, разработанные и используемые для сбора данных о распространенных лотерейных билетах и принятых лотерейных ставках, их учета и регистрации или управления лотерейным оборудованием при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи.

Введено условие об обязательном представлении соглашения с банком о намерении предоставить безотзывную банковскую гарантию. Такой банк обязательно должен быть включен в перечень (http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/index.php?id4=19700), установленный ст. 74.1 НК РФ. Предыдущей редакцией Закона о лотереях было предусмотрено иное условие - дополнение к процедуре проведения конкурса: участнику размещения заказа необходимо было в заявке на участие в конкурсе указать размер банковской гарантии, предоставляемой оператором всероссийской государственной лотереи.

Извещение о проведении конкурса на определение оператора лотереи размещается организатором лотереи на его официальном сайте не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (далее - процедура вскрытия (открытия) заявок). Отказаться от конкурса организатор может не позднее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, изменить извещение о проведение конкурса можно не позднее чем за пять дней до начала указанной процедуры. Эти условия идентичны условиям, содержащимся в ст. 21 Закона о размещении заказов N 94-ФЗ. Однако действующим в настоящее время Законом о госзакупках N 44-ФЗ предусмотрено (ст. 49), что извещение размещается не менее чем за 20 дней до дня вскрытия (открытия) заявок и не на сайте организатора конкурса, а в единой информационной системе. Также этим Законом предусмотрен более короткий срок для того, чтобы отказаться от проведения конкурса: после того как извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе, заказчик может отменить определение поставщика путем проведения открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи конкурсных заявок (ч. 1 ст. 36 Закона о госзакупках N 44-ФЗ).

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи;

2) выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи;

3) призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи;

4) розыгрыш призового фонда тиражной лотереи - процедура, которая проводится оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе определения случайным образом выигрышей, подлежащих выплате, передаче или предоставлению выигравшим участникам лотереи в соответствии с условиями проведения лотереи;

5) лотерейный билет - документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи;

5.1) лотерейная квитанция - фискальный документ, выдаваемый лотерейным терминалом, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи;

5.2) электронный лотерейный билет - электронный документ, удостоверяющий право на участие в лотерее, подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи, содержащий защищенную информацию о зарегистрированной лотерейной ставке (лотерейных ставках), размещенную в центре обработки лотерейной информации и позволяющую идентифицировать участника лотереи, оплатившего лотерейную ставку (лотерейные ставки) в порядке, установленном условиями лотереи, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

6) организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта;

7) организация лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя проведение конкурса по выбору оператора лотереи, заключение контракта с оператором лотереи, утверждение условий лотереи;

8) проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

9) оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

10) распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

11) участник лотереи - лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с оператором лотереи договора;

12) выручка от проведения лотереи - денежные средства, полученные от реализации лотерейных билетов, приема лотерейных ставок конкретной лотереи;

13) целевые отчисления от лотереи - часть выручки от проведения лотереи, направляемая на определенные настоящего Федерального закона цели;

14) лотерейное оборудование - устройство (генератор случайных чисел, механическое, электрическое, электронное или иное техническое устройство), используемое для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) тиражной лотереи;

15) лотерейная ставка - цена одной оплаченной лотерейной комбинации. Прием лотерейной ставки (лотерейных ставок) подтверждается выдачей участнику лотереи лотерейного билета, лотерейной квитанции, направлением участнику лотереи информационного сообщения о приеме лотерейной ставки (лотерейных ставок) и регистрации электронного лотерейного билета;

6. 416-ФЗ

7. Утратила силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 г. №416-ФЗ

8. Утратила силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 г. №416-ФЗ

Статья 4. Цели и способы регулирования отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей

1. Осуществляемое Российской Федерацией государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей, включает в себя:

1) принятие Правительством Российской Федерации решений о проведении лотерей;

2) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 г. №416-ФЗ

Федеральный закон Российской Федерации от 11 ноября 2003 года №138-ФЗ
"О лотереях"

О документе

Опубликование документа

Собрание законодательства Российской Федерации, 17 ноября 2003 года, №46 (Часть I), Ст. 4434.