История создания "Картинок с выставки" М. Мусоргского

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

Быдло

В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора Виктора Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника.

В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе. Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому.

А почему бы вам. Модест Петрович, - сказал вдруг Стасов, - не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку.

Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович Мусоргский написал десять фортепианных пьес, объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки».

Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их.

Сюита - яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы - «картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение сюиты являются уникальными в классической музыкальной литературе.

Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно.

Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет.

Между «Тюильри» и следующей картиной «Быдло» нет «Прогулки». Очевидно, композитору нужно было как можно ярче, сильнее подчеркнуть громадную разницу между двумя этими картинами.

Пьеса основана на акварели Гартмана (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Быдло»).

«Быдло» - по-польски «скот». На картине Гартмана изображены волы, запряженные в арбу на больших колесах. Вы слышите стук колес, - как хорошо использованы тут низкие звуки фортепиано, тяжело и монотонно повторяющиеся. Жара. Бесконечно далека пыльная степная дорога. Ослепительное южное солнце не ласкает, а гнетет, и печальная мелодия песни не льется вдаль, а словно тяжко стонет, рассказывая о горькой жизни народа. Все очень просто и очень страшно: для помещиков и сам человек - такое же «быдло», как его волы. Так музыкой композитор раскрыл подтекст картины, наполнил ее глубоким социальным содержанием.

Вслушайтесь-ка в музыку. В ней скрытая сила и затаенный, глухой гнев. Постепенно разрастается, ширится музыка, звучит громче, настойчивее. Потом она снова будто смиряется, затихает, но мы уже видели грозную силу и возмущение мужика, бредущего за волами.

В эту силу верили и Мусоргский и Гартман.

В «Картинках с выставки» Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях. Мы видим, что музыка, как и другие виды искусства, отражает всю многогранность жизни, может быть средством осуждения социального угнетения и несправедливости, выражать передовые идеи своего времени. Мусоргский нашел в картинах художника не только темы для музыкальных картин, - он нашел в них определенное социальное содержание и подчеркнул его своей музыкой.

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году - с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии - профессор Киевской консерватории.

С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в концертный репертуар пианистов всего мира.

Французский композитор М. Равель сделал замечательное оркестровое переложение сюиты. В его инструментовке «Картинки с выставки» часто исполняются в симфонических концертах.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
М. П. Мусоргский. Картинки с выставки. Быдло (в симфоническом исполнении), mp3;
М. П. Мусоргский. Картинки с выставки. Быдло (в фортепианном исполнении), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Музыкальная живопись Мусоргского Фортепианная сюита «Картинки с выставки»

Картинная галерея

Рисунки В. Гартмана

М.П. Мусоргский Русский композитор (1839-1881)

Виктор Гартман Русский художник, архитектор, дизайнер (1834-1873)

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Сюита состоит из 10 пьес: Гном Старый замок Тюильрийский сад Быдло Балет невылупившихся птенцов Два еврея, богатый и бедный Лиможский рынок Катакомбы. Римская гробница. Избушка на курьих ножках Богатырские ворота

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенное общим замыслом. «Прогулка»

Избушка на курьих ножках

Балет невылупившихся птенцов В. Гартман. Эскиз костюмов к балету « Трильби »

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Богатырские ворота

Творческое задание! (найди пару) Инструментальный Тембровая Звуковая 7 нот Композитор инструменты Палитра 7 цветов радуги Краски, кисти художник Окраска колорит

Морис Равель

Дорогой друг! Приглашаем тебя на выставку-концерт. Будут представлены рисунки учеников к музыке Мусоргского. Ждём тебя в субботу 14 ноября в классе музыки в 12 часов Пригласительный билет

1. Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется ПЕЙЗАЖ. Григорий Гладков – «О картинах»

2. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это НАТЮРМОРТ.

3. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется ПОРТРЕТ.

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе. Тема урока: «Музыкальная живопись Мусоргского. Фортепианная сюита Картинки с выставки» является частью раздела «Музыка и изобразительное искусство» и рассчитана на 1 час (урок).

Так как с циклом «Картинки с выставки» М.Мусоргского учащиеся знакомы со второго, а так же третьего и четвертого класса, данный урок является уроком-расширением полученных знаний.

Цель урока: расширение знаний, дальнейшее ознакомление с творчеством Мусоргского, закрепление в сознании учащихся тесной взаимосвязи музыки и живописи. Развитие чувства прекрасного, творческого мышления, воображения, развитие слухового восприятия музыки через собственное творчество учащихся.

Задачи: 1. Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Воспитывать чувство уважения и любви к

Творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.

2. Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3. Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.

Оборудование урока : аудиозапись -СД, презентация, словарь эстетических эмоций, карты настроений, компьютер, проектор, экран

Тип урока : комбинированный.

Методы и методические приёмы : беседа, нагляднозвуковые и нагляднозрительные методы, частично поисковые.

Ход урока

  1. Организационный момент :
  • музыкальное приветствие;
  1. Разминка.

Блиц-опрос

  1. Что такое «программное произведение»?
  2. Вступление бывает в начале или в конце произведения?
  3. Сколько нот в музыке?
  4. Что такое «темп»?
  5. Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
  6. Что такое «опера»?
  7. Как называется большое количество людей, поющих вместе?
  8. Что такое «динамика»?
  9. Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?
  10. Какую форму имеет песня?

Мы часто говорим о связи музыки с литературой и изобразительным искусством. (слайд 2 Выставка картин)

Что вы видите на этом слайде? (картинная галерея, выставка) Давайте пройдем и посмотрим, что же интересного на выставке. (слайд 3 ) Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.)

Мы говорим о том, что если не хватает слов выразить чувства и настроения – нам помогает музыка. А может ли музыка рисовать в нашем воображении какие-либо картины, сюжеты? (может )

О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

О связи музыки и изобразительного искусства и мы отправляемся на выставку картин, а поможет нам в этом музыка русского композитора (слайд 4 – портрет Мусоргского) – назовите его.

Что вы знаете о нём? Ребятам было дано задание на опережение – подготовить сообщение о Мусоргском. Одна из учениц рассказывает.

В дополнение к рассказу посмотрим фрагмент фильма о Мусоргском, а затем ответим на несколько вопросов.(слайд 5)

М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом.

Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто жестко критиковали написанное. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.

Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.

У Мусоргского был друг Виктор Гартман (слайд 6 ) и о нём нам расскажет…. (задание на опережение)

Гартман был одним из немногих друзей Мусоргского. В.А.Гартман был человеком веселым, живым, быстрым на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку работ талантливого художника.

Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки».

Итак, мы отправляемся на выставку картин с помощью музыки Мусоргского.

Как вы думаете: какое название дал своей музыке композитор? (слайд 7 )

«Картинки с выставки». Всего в фортепианной сюите 10 пьес, но мы остановимся лишь на некоторых. Мы попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки Гартмана, предложил свое видение. Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинам, а переосмыслил увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках.

Давайте вспомним: что такое сюита? После ответа - (слайд 8)

«Прогулка»

Скрепляет цикл «Прогулка», она звучит несколько раз и как бы ведёт нас от картины к картине. Здесь Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине. Представьте, что это вы идёте от картины к картине. Меняется ли ваше настроение от содержания картины? Как вы думаете: меняется ли настроение Прогулки? (меняется) Именно поэтому «Прогулка» звучит несколько изменяясь, т.е. варьируется.

Попробуйте «пошагать» под эту музыку.

Что вы видите на этой картинке? Какое настроение? (слайд 9 ) Это «Часы в русском стиле».ответы детей: сказочная избушка и т.п.

  • Послушайте и подумайте, похож ли характер музыки на этот домик? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)

Мусоргский оттолкнулся от этого эскиза и воображение его представило хозяйку этого домика. А как её зовут? Конечно Баба-Яга. Какая она? Что в музыке подсказало такой ответ?

Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа.

Слайд 10 « Балет невылупившихся птенцов »

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища. Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.

Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку. Чтобы выразить свое отношение к музыке вы можете воспользоваться словарем эмоций, чувств и образов.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)

  • Какие средства выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.)
  • Верно.
  • Слайд 11 « Городские ворота в Киеве»
  • «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Что напоминает эскиз ворот? (шлем богатыря)

Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный.

  • (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».)

Слайд 12 «Два еврея, богатый и бедный».

Эти рисунки вдохновили композитора на создание своей музыкальной зарисовки, где мы можем наблюдать диалог двух евреев. Прослушайте фрагмент и расскажите о своих впечатлениях. (речь богатого – властная, грубая, а речь бедного- дрожащая, запинающаяся)

Обратите внимание на то, что музыка прозвучала в исполнении оркестра.

Существует несколько переложений этой сюиты для оркестра, но самое удачное и популярное – оркестровка французского композитора Мориса Равеля (слайд 14).

А сейчас, предлагаю выполнить творческое задание: найди пару. (слайд 13)

  • Картинки Виктора Гартмана вдохновили Мусоргского на создание музыки. И на основе музыки Мусоргского рождается новый, синтетический вид искусства – мультипликация. Д авайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». (слайд 15 )
  • Многие картинки были распроданы и судьба их неизвестна, поэтому мы не можем их увидеть, но зато можем представить свои картинки с помощью музыки Мусоргского. (слайд 16) Ребята с удовольствием рисуют свои картинки по впечатлениям от музыки. Вам я тоже предлагаю в качестве домашнего задания нарисовать свою картинку.
  • «Викторина»
  • - Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)
  • - Сколько всего пьес в цикле? (Десять.)
  • - Для какого инструмента был написан цикл? (Для фортепиано.)
  • - Какое отношение имеет Виктор Гартман к произведению М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»? (М.П. Мусоргский посетил посмертную выставку В. Гартмана. Это послужило главной идеей создания произведения “Картинки с выставки” )
  • - Есть ли версия для оркестра? (Да.)
  • - Кто сделал оркестровое переложение этой сюиты? (Французский композитор Морис Равель )

В заключение урока предлагаю разучить песню Геннадия Гладкова «О картинах».


Виктор Гартман.

«Картинки с выставки» (1876 год).

Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки ». Когда после смерти Гартмана Стасов устроил в Петербурге выставку его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти умершего друга.

Это - самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки. Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.

Объединено все это проведениями ведущей темы, которая открывает сюиту, появляется затем в ряде связок между «картинками» и вводит наконец в финал. По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана (отсюда и название «Прогулка », присвоенное вступлению и связующим эпизодам). Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передает звучание хора. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа. Повторяясь на протяжении сюиты, тема «Прогулки» постоянно меняет свой облик. Она звучит то спокойно, то напряженно, то светло, то скорбно, в зависимости от того, с какими образами она сопоставляется. Но величавый и народный характер в ней неизменно сохраняется. В целом же сюита представляет пеструю вереницу картинок. При всем разнообразии, каждая из них, однако, отмечена характерным для Мусоргского восприятием жизни.

Вот эпизод под названием «Гном ». Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. Но нет-нет да и прорываются интонации жалобы, стона; они заставляют нас тепло и сочувственно отнестись к затаенному горю этого обездоленного существа. - Глубокопоэтична картинка «Старый замок ». Воображению рисуется средневековый замок и поющий перед ним странствующий рыцарь-трубадур. Льется проникновенная печальная мелодия - одна из лучших среди инструментальных тем Мусоргского. Она повествует о давно прошедшем, невозвратном. - Но вот раздается веселый гомон: это детишки веселятся в одном из парков Парижа («Тюильри »). - Эпизод «Быдло » вызывает представление о сельской природе. Слышны приближающийся скрип повозки, выкрики крестьянина, понукающего волов. Вот он затянул заунывную песенку. Она сродни его невеселым думам. И уже удаляется повозка, и песня затихает вдали. - За этим следует полуфантастическое, полушуточное легкое, грациозное скерцо «Балет невылупившихся птенцов » (он навеян эскизами балетных костюмов).


Но что это? Как будто возникает диалог. Мусоргский перенес в инструментальную область свое искусство правдивой передачи человеческой речи. Беседуют двое. Один из них говорит властно, важно, держится неприступно. Другой - лебезит, упрашивает, молит. Это - сценка «Два еврея, богатый и бедный ».


Все строже и неумолимее становятся интонации богатого, все жалобнее и горестнее речь второго. В самом конце противопоставлены две короткие фразы: возглас отчаяния бедняка и грозный окрик богача. - Затем следует самый веселый и жизнерадостный из номеров сюиты - «Лимож. Рынок » (Лимож - город во Франции.). Слышна неумолчная болтовня кумушек, передающих друг другу городские сплетни. - Внезапно веселый говор обрывается. Краски сгущаются. Ряд застывших в неподвижности аккордов вызывает представление об образах мрачного подземелья, смерти, тлена. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. Эта картинка - «Катакомбы. Римская гробница ».


Здесь Мусоргский обрисовал состояние человека, тщетно силящегося проникнуть в зловещую тайну смерти. Сказалось еще не остывшее острое чувство боли, вызванное в душе композитора смертью Гартмана. - Непосредственным продолжением «Катакомб» является эпизод «С мертвыми на мертвом языке ». Печаль об умершем выражена здесь еще сильнее. Грустно и проникновенно звучит в высоком регистре тема «Прогулки». Затем неоднократно возникают интонации скорбного вопроса. - Тяжкие раздумья сменяются контрастной картинкой в народно-фантастическом духе. Это - «Избушка на курьих ножках ».


В образе сказочной Бабы-Яги страшное, зловещее начало причудливо слилось с юмором. В музыке чувствуются мощь, размах. Появление народно-плясовых ритмов становится, как и в сцене под Кромами из «Бориса Годунова», выражением разгулявшейся силы. А в финале сюиты, названном «Богатырские ворота », уже открыто и прямо воспевается могучая сила народа.


Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Постепенно все нарастает ощущение праздничности. Звучность рояля приобретает почти оркестровую красочность и грандиозность. Заключение полно яркого, мужественного жизнеутверждения. Здесь Мусоргский перекликается с Глинкой, особенно - с могучим гимном «Славься» из «Ивана Сусанина».





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Возможно ли, встретить в экспозиции музея современного искусства произведения созвучные с музыкальными образами, созданными выдающимся русским композитором М.П.Мусоргским?

Задачи урока:

Образовательные:

  • Продолжение знакомства с сюитой, как музыкальным жанром, состоящим из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом;
  • Укрепление понимания взаимосвязи изобразительного и музыкального искусства.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого и настоящего;
  • Создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • Формирование вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты сюиты;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • Повторение пройденного методом устного опроса;
  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, знакомство с творческими проектами учащихся);
  • Анализ музыкальных фрагментов и живописных полотен, формулирование выводов в ходе беседы;
  • Хоровое исполнение песни “Дорога” слова Г.Беловой, музыка С.Белоголова;

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • иллюстрации живописных полотен современных художников из коллекции музея современного искусства “Эрарта”:
  • музыкальные фрагменты из фортепианной сюиты М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”: “Прогулка”, “Старый замок”;
  • нотный материал;
  • текст песни “Дорога” слова Г.Беловой, музыка С.Белоголова;
  • музыкальные фонограммы.

Конспект урока

I. Организационный момент

Презентация. Слайд №1 (Тема урока) Звучит “Прогулка” из фортепианной сюиты М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

II. Работа по теме урока

Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт
Он и фрукты и природу
Нарисует, и...

Ученики: ... портрет

1. Слушание музыки и обсуждение

Учитель: Молодцы! Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает? (Звучит “Прогулка” из фортепианной сюиты “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского).

Презентация. Слайд №2

Ученики: Я увидел в этой музыке статного, уверенного в себе человека, который с чувством собственного достоинства прогуливается.

Учитель: Это очень важно, что Вы увидели нашего героя прогуливающимся, а что в музыке вам подсказало, что он движется?

Ученики: Мы знаем, что в музыке есть жанр, сопровождающий движение и называется он – марш. Конечно, маршем это произведение я бы не назвал, но его отголоски, несомненно, есть.

Учитель: Эти “отголоски” называются маршевые интонации и Вы совершенно правы? Итак, мы с Вами отправляемся на выставку, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальную принадлежность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение. При повторном прослушивании я предлагаю вам прогуляться по выставочным залам. А поможет нам в этом творчество современного художника Петра Семёновича Горбаня (1923-1995). (Повторное слушание).

Презентация. Слайд №3

Учитель: Да, это музыка русского композитора М.П.Мусоргского. Может быть, у кого-нибудь есть идеи, связанные с названием этой фортепианной миниатюры?

Презентация. Слайд №4 Ученики: Поскольку по выставке обычно гуляют, то возможно М.П.Мусоргский назвал прозвучавшую миниатюру “Прогулкой”.

2. Беседа по теме урока

Презентация. Слайд №5

Учитель: Это музыкальное произведение является частью многочастного цикла, который получил название фортепианная сюита “Картинки с выставки”. Вспомните, пожалуйста, какой музыкальный жанр мы называем - сюита? Презентация. Слайд №6 (определение сюиты) Ученики: Сюитой называется музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием. Презентация. Слайд №7 Учитель: Совершенно верно. Поводом для создания “Картинок с выставки” послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора Виктора Гартмана (1834 - 1873).

Выставка была организована в Академии художеств по инициативе В. В. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника. Позже, в предисловии ко второму изданию “Картинок с выставки”, Стасов так охарактеризовал творчество В.А Гартмана: “...бойкие, изящные наброски живописца - жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг...”.

Презентация. Слайд №9 (фрагмент высказывания).

В одном из писем (к тому же В. Стасову) он писал: “Гартман кипит, как кипел “Борис”, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге (...). Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна... Как хорошо работается”.

Презентация. Слайд №9-10 Над “Картинками” Мусоргский работал с необычайным воодушевлением. Созданы были “Картинки с выставки” с поразительной быстротой, в течение неполных трех недель июня 1874 года.

Презентация. Слайд №11

Учитель: Всё ли Вам понятно из приведённого выше фрагмента письма М.П.Мусоргского В.В.Стасову?

Ученики: Что такое интермедия? (иногда дети спрашивают кто такой “Борис”)

Учитель: Я Вам очень благодарна за этот вопрос, потому что “Картинки с выставки” представляют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним их сюжетов Гартмана. Мусоргский “изобрел” совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, с которого и начинался наш урок, то есть “Прогулку”, вставив её (каждый раз варьируя) между некоторыми произведениями сюиты.

Презентация. Слайд №12-13

Итак, интермедия – это небольшая пьеса, иногда вставляемая между актами или отдельными моментами сценического действия. Встречается в виде отдельной части в инструментальных произведениях циклической формы, как в нашем случае.

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес и мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье. Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

Ученики: Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки.

Учитель: Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам и трубадуров – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Ну, а теперь я предлагаю вернуться к той картине, которая вдохновила М.П.Мусоргского на создание этой фортепианной миниатюры. Только, увы, из тех работ художника, по которым написаны “Картинки с выставки”, в наше время сохранилось всего шесть, и нашей картины среди них нет, мало того, в каталоге посмертной выставки художника такого рисунка не значится. Возникает вопрос, а была ли она? С уверенностью могу ответить, что да, была. Её описание нам оставил В.В.Стасов, а ему, мои юные друзья, мы можем доверять. Но об этом чуть позже, а сейчас я Вам хочу предложить немного пофантазировать, а именно представить, что М.П.Мусоргский собственной персоной оказался в музее современного искусства в наши дни. Интересно, какие полотна современных художников его могли бы вдохновить? Ну что, готовы? Тогда отправляемся на выставку. Сейчас, во время слушания произведения “Старый замок”, Вам будут представлены 3 работы современных художников. Ваша задача предположить какое из полотен созвучно музыке М.П.Мусоргского и обосновать свой выбор.

3. Слушание музыки и обсуждение

Презентация. Слайд №14-15

Ученики: (высказывают своё мнение). 4. Беседа по теме урока

Учитель: Ваша фантазия превзошла все ожидания, а теперь немного истории: Гартман, как известно, путешествовал по Европе, и один из его рисунков изображал старинный замок. Чтобы передать его масштаб, художник изобразил на его фоне певца – трубадура с лютней. Так поясняет этот рисунок В.В. Стасов. Из картины не следует, что трубадур поет песню полную грусти и безнадежности. Но именно такое настроение передает музыка Мусоргского. О чем поет свою песню трубадур?

Ученики: В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно.

Учитель: И не случайно к ней были сочинены стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Старый замок – видение из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности, хранящим дух и величие своей эпохи. Настало то самое время, когда мы должны восстановить справедливость и препроводить трубадура с лютней к стенам замка, вот только какого?

Презентация. Слайд №16-18

III. Работа на блокфлейте

Учитель. А сейчас я попрошу Вас взять блокфлейты (свирели) и исполнить фрагмент из этой пьесы (партитура для блокфлейты в e-moll, а для свирелей в d-moll).

Презентация. Слайд №19-20

5. Заключение

Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным циклом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: можем ли мы услышать живопись?

Ученики: Композитор не смог бы сочинить фортепианный цикл “Картинки с выставки”, если бы не было живописных работ В.Гартмана.

Учитель: Помогает ли нам в этом творчество современных художников?

Ученики: Несомненно, помогает. Оно открывает нам новые возможности для понимания, как произведений изобразительного искусства, так и классических музыкальных произведений, которые были написаны в XIX веке.

Учитель: Хочу обратить ваше внимание, что с творчеством художников, работы которых были представлены на уроке: Владимиром Мигачёвым, Александром Трифоновым, Татьяной Туличевой и Петром Горбанём Вы можете познакомиться поближе, посетив музей современного искусства “Эрарта”.

IV. Домашнее задание

Учитель: К следующему уроку я попрошу Вас сочинить небольшой рассказ об истории трубадура с лютней, с учётом того, что в выбранную Вами картину нужно будет внести анимации.

V. Работа над песней

Наш урок сегодня таил в себе много неожиданностей и открытий, но, уверяю Вас, что это только начало. Перед Вами тысячи дорог, и по какой же идти? Выбор за Вами! А сегодня я предлагаю отправиться в дорогу вместе со мной и авторами песни “Дорога” (слова Г.Беловой и музыка С.Белоголова). Показ песни. Работа над 1 куплетом.

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

Список литературы

1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.152-153

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
Великий русский композитор XIX века, входил в содружество композиторов «Могучая кучка».
Главным его творением являются оперы «Борис Годунов» и «Хованщина».
Однако есть у композитора произведение, поистине уникальное в мировой музыке - «Картинки с выставки» на художественные картинки В.А. Гартман (1834-1873)
У Мусоргского был друг - архитектор и художник Виктор Александрович Гартман.
В Петербурге, в просторных залах Академии Художеств, была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.
Фортепианная сюита«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35-летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок - около 3-х недель - создаёт «Картинки с выставки».
«Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным».
Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.
Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны
«Гном», «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга») , «Балет невылупившихся птенцов» - сказочные картинки;
«Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Лиможский рынок» - бытовые;
«Старый замок», «Катакомбы» - романтические.
В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола.
С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.
Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите несколько раз, изменяется и развивается.
Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный). По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.
Жозеф Морис Равель(1875-1937)
Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве.
Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок.
Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель.
СЮИТА (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.
«Рассвет на Москва - реке»
Знаменитое вступление к опере «Хованщина». Это музыкальное произведение вызывает у слушателей яркие зримые картины.
Таков был замысел композитора - открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни
«Эта гениальная музыка будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть ещё не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния.» Д.Б. Кабалевский