Исследования музейной аудитории в россии. Как музеи увеличивают целевую аудиторию с помощью digital История изучения музейной аудитории

Популярность музеев растет год от года. Современный музей распахнут для посетителей, он ждет их, выходит им навстречу, стремится завязать с ними диалог. Люди приходят в музей организованными группами или поодиночке, слушают объяснения экскурсовода или осматривают музей самостоятельно. В каждом музее можно встретить людей разных возрастов и профессий, интересов и склонностей, по-разному подготовленных к восприятию музейной экспозиции.

Совокупность всех посетителей музея обозначают в современном музееведении термином «музейная аудитория».

Внимание к аудитории становится в наши дни едва ли не самой характерной чертой развития музейного дела, ибо идеологическая эффективность работы музея находится в прямой зависимости от продуктивности его контактов с различными категориями посетителей.

В живом, непосредственном взаимодействии с аудиторией работает экскурсовод. Ёкспозиционер и художник, создавая экспозицию, пытаются представить себе будущего посетителя, восприятие которого станет непосредственным критерием качества их работы. Даже хранитель, казалось бы, наглухо отделенный от аудитории стенами фондохранилища, рассматривает не только научные достоинства предметов или коллекций, но и их экспозиционную ценность, способность привлечь внимание посетителя, рассказать что-то о себе, о людях и событиях прошлого.

Поэтому, отвечая на вопросы, кто приходит сегодня в музей, что интересует в музее разных посетителей, как проявляются особенности их восприятия, каковы для них результаты осмотра экспозиции, мы получаем ключ к решению многих важных проблем музейной методики, которые не ограничиваются только областью научно-просветительной работы.

Изучение музейной аудитории началось в нашей стране еще в 20-30-е годы. В настоящее время в ряде научно-исследовательских организаций и в некоторых музеях накоплен большой опыт проведения социологических и психологических исследований посетителей. В исследованиях выявляется динамика посещаемости, устанавливаются ее «пики» и «спады», факторы, влияющие на приток различных групп посетителей. Есть исследования, предметом которых являются конкретные условия восприятия экспозиции, они позволяют определять оптимальное время осмотра экспозиции, оптимальное количество экспонатов и т. д. Наконец, есть исследования, в которых выявляется интерес посетителей к тематике экспозиции, к отдельным музейным предметам.

Разнообразны и методы исследований: анкетирование посетителей, беседы с ними, наблюдение за поведением людей в залах музея, опрос экспертов - музейных работников, педагогов, деятелей культуры, а также организация специальных экспериментальных экспозиций, экскурсий и других мероприятий. Все это позволяет исследователям, во-первых, выявлять интересы и потребности различных категорий посетителей, устанавливать особенности их восприятия, а во-вторых, оценивать эффективность приемов и методов музейной деятельности, конкретных экспозиционных решений или форм научно-просветительной работы.

Данные такого рода создают «обратную связь» между музейной аудиторией и профессиональной деятельностью музейных работников, во многих случаях они позволяют корректировать цели и методы профессиональной музейной работы. Аудитория конкретного музея складывается под влиянием целого ряда факторов - профиля, тематики, форм работы музея, его масштаба, географического положения, места в системе учреждений культуры региона. В каждом случае существуют довольно определенные соотношения между различными категориями посетителей - приезжими и местными жителями, детьми и взрослыми, специалистами и непрофессионалами и т. д. Установление этих соотношений является важным условием планирования работы музея, поскольку к каждой группе посетителей необходимо обращаться «на их языке», учитывая их интересы и склонности, знания и возможный уровень восприятия экспозиционных материалов.

В музеях, расположенных в больших городах или на оживленных туристских маршрутах, значительную часть аудитории составляют приезжие, восприятие которых отличается от восприятия местных жителей. Человек попадает в новое, незнакомое место и должен, во-первых, что-то о нем узнать, а во-вторых, пережить ощущение, которое можно обозначить словами «я был там». Так, человек, посетивший Ёрмитаж, Петропавловскую крепость и квартиру Пушкина на Мойке, может смело сказать, что он был в Ленинграде, пусть даже пробыв в городе всего полдня. Почему? Потому что впечатления, которые он здесь получил, нельзя обрести нигде иначе. Музей всегда связан с конкретным местом и является его символом, культурным знаком. Будь то краеведческий музей, раскрывающий историю и природные особенности региона, или картинная галерея, где собрана уникальная коллекция живописи, для приезжего это - достопримечательность, ключ к пониманию места, в которое он попал и к которому испытывает интерес.

Иной является психология местного жителя. Для него смысл посещения музея - открыть в привычном, хорошо знакомом нечто еще неизвестное и важное, освещающее новым светом размеренную повседневную жизнь. В отличие от путешественника, местный житель зачастую не нуждается в развернутых объяснениях, в изложении фактов, относящихся к местной истории или культуре. Скорее, он нуждается в напоминании; он ищет возможность взглянуть по-новому на жизнь, которая окружает его изо дня в день.

Из числа местных жителей выделяется категория постоянных посетителей музея - круг людей, хорошо знающих экспозицию, приходящих на выставки и другие мероприятия. Многие из них принимают в работе музея и более активное участие - помогают в организации музейных вечеров, встреч, праздников. Их часто называют друзьями музея; к ним принадлежат и дарители и коллекционеры, предоставляющие для экспозиций материалы из своих собраний, и педагоги, регулярно приводящие в музей своих питомцев, и деятели науки и культуры, так или иначе связанные с его работой, и просто люди разных возрастов и профессий, которым небезразлична деятельность музея и которые всегда готовы принять в ней посильное участие. Постоянные посетители и друзья музея - это поистине его «золотой фонд». Знать этих людей, советоваться с ними, приглашать их на все мероприятия и не упускать случая выразить им свою благодарность - не просто моральный долг сотрудников музея, но и залог успеха всей музейной работы, ибо постоянное бескорыстное участие в деятельности музея этих людей создает в нем атмосферу жизни и тепла, бесконечно расширяет его возможности.

В разное время относительная численность категорий посетителей может изменяться. Такие изменения в структуре аудитории музея характерны, например, для периода школьных каникул или туристского сезона. Различен состав посетителей в дневные и вечерние часы, в будни и праздники. Прогнозирование этих изменений позволяет повысить эффективность планирования музейной работы.

Важнейшая задача музея - не только изучать свою аудиторию, но и активно ее формировать.

В каждом музее наряду со сложившейся аудиторией существуют также скрытые резервы - потенциальные посетители, которые, в принципе, могли бы заинтересоваться темой музея, но не бывают в нем либо потому, что не знают о его работе, либо потому, что музей не нашел соответствующих форм контакта с ними. Например, если посетителями ведомственного технического музея являются преимущественно рабочие и служащие отрасли, то перспективным направлением развития аудитории может стать работа со студентами отраслевых вузов и учащимися ПТУ, со школьниками. Выбор такого направления позволит сделать музей важным звеном в решении задач подготовки кадров для отрасли.

Вообще «омоложение» аудитории является характерной чертой развития современных музеев. И если в музее принято решение о расширении работы с детьми, то должна начаться планомерная деятельность, направленная на «завоевание» детской аудитории. Будет ли это разработка экскурсий или создание выставок, рассчитанных на детское восприятие, организация при музее детских кружков или клубов - решение такой задачи требует специальной программы, охватывающей все направления музейной деятельности. В частности, она должна предусматривать расширение связей музея со школами, домами пионеров, другими детскими центрами, целенаправленную информацию о мероприятиях для детей.

С детьми в музей часто приходят родители. Семейные посещения чрезвычайно активизируют восприятие как детей, так и взрослых. Взрослый является для ребенка естественным проводником внешних впечатлений; он помогает ребенку ориентироваться в новой обстановке, отвечает на его вопросы. С другой стороны, необходимость давать ребенку пояснения мобилизует внимание взрослого, заставляет разобраться в логике экспозиции.

Групповой эффект в восприятии музея очень важен. Возможность обменяться впечатлениями, обсудить увиденное многократно усиливает воздействие экспозиции. Поэтому диалогическая форма общения экскурсовода с группой посетителей эффективнее, чем простой монолог. Но для того, чтобы в ходе экскурсии состоялся разговор, интересный для всех, необходима достаточно однородная группа. В организованных группах, состоящих из людей, которые вместе работают или учатся, общность языка, интересов и уровня знаний, как правило, присутствует с самого начала. Сложнее организовать подлинное общение в группах, которые формируются прямо в музее. Их целесообразно комплектовать по принципу однородности, разделяя, например, школьников и взрослых или приезжих и местных жителей.

Однако однородность аудитории не всегда обязательна. Вполне возможно, например, проводя в музее вечер, соединить аудиторию школьников с аудиторией ветеранов войны и труда. Но такое мероприятие необходимо готовить как диалог, с учетом того, какой смысл оно будет иметь для каждой группы участников.

Современный посетитель - не пассивный «объект воздействия», а активная личность, полноправный собеседник. Поэтому на диалоге должна строиться не только научно-просветительная работа. Когда, например, экспозиционер или художник выделяют композиционно какой-то предмет или группу предметов, они стремятся привлечь к ним внимание посетителя, вызвать увиденным целый ряд определенных вопросов: почему эти экспонаты выделены, что их объединяет? Такая установка определяет дальнейшее поведение посетителя: он либо ждет пояснений экскурсовода, либо отвечает на возникшие вопросы сам, рассматривая предметы, читая этикетки.

Психологи установили, что воспринимая новое, человек опирается на известное, хорошо знакомое. Взаимодействуя с конкретной группой посетителей, работник музея может передать им лишь определенную информацию, к восприятию которой данная аудитория готова. Например, молодые рабочие, хорошо знакомые с современной техникой, могут не знать техники вчерашнего дня. В этом случае заводской музей может не только расширить круг их знаний, но и настроить их на восприятие современных технических достижений сквозь призму истории, необходимое для творческого, сознательного отношения к технике, для решения проблем ее дальнейшего развития.

В сущности, всякий музей, сообщая посетителю какие-то сведения о прошлом, апеллирует прежде всего к его знанию настоящего. Историческая дистанция, контраст прошлого и настоящего и в то же время их неразрывность, единство в процессе общественного развития - вот главное содержание, которое должен донести до своего посетителя музей, ибо знакомство с историей призвано обогатить восприятие современной жизни, обеспечить ему глубину и перспективу.

В крупных центральных музеях, в музейных объединениях есть возможность вести работу с посетителями по многим направлениям одновременно. В небольших музеях положение иное: здесь приходится сосредоточиваться лишь на отдельных формах работы, ориентированных на определенные категории посетителей. Но если музей правильно определил адресат своей деятельности - будь то рабочие предприятия, труженики колхоза или учащиеся окрестных школ, - он может целенаправленно развивать формы контакта с ними, отталкиваясь от уже известных в музейной методике форм работы и, через эксперимент, продвигаясь к новым, учитывающим специфику имеющейся коллекции и аудитории. Сознательное изучение и формирование аудитории является важнейшим фактором, определяющим общественное значение, эффективность работы музея.

В последнее время стратегии социального партнерства широко используются для установления постоянных отношений между музеем и его аудиторией. Одним из признаков эффективности деятельности современного музея является принцип формирования активного отношения к внешней среде. Успешные стратегии социального маркетинга используют преимущества так называемого «открытого окна для возможностей». Во всем мире все больше распространяется система «членства», основанная на участии и поддержке деятельности музеев и галерей со стороны физических и юридических лиц. Традиционными формами такой системы «членства» являются «Клуб друзей», «Посольские кружки» (отделения «Клуба друзей» в других странах), попечительские советы, деятельность которых направлена на установление доверительных, клубных отношений музея с аудиторий.

К настоящему моменту в мире сложилась мощная финансовая инфраструктура культурного процесса, на базе которой развивается система фандрейзинга, которую можно рассматривать как технологию социального маркетинга, направленную на согласование общественного спроса и предложения. Преимущество фандрейзинговой системы состоит не только в обеспечении целого комплекса услуг, стимулирующих и поддерживающих жизнедеятельность музеев. Ее преимущество - в возможности консолидации мировых ресурсов и расходовании их в соответствии с потребностями культурной системы, в ориентации на поддержку инноваций в области развития культурных технологий и обеспечение доступа к культурному наследию для всех заинтересованных участников культурного процесса. Таким образом, технологии социального маркетинга способствуют формированию устойчивой системы партнерства и тем самым меняют характер конкуренции.

Особенности социального маркетинга состоят в том, что привлечение ресурсов для воспроизводства деятельности и развития музеев и галерей осуществляется в двух формах:

  • - прямой - за счет продажи потребителям своей продукции - товаров и услуг;
  • - опосредованной - за счет привлечения ресурсов (бюджетных средств, грантов благотворительных фондов, спонсорской поддержки и частных пожертвований) извне для реализации социально востребованных культурных проектов и программ, направленных на удовлетворение общественно значимых потребностей.

Во всем мире доля доходов музеев и галерей от продажи билетов, товаров и услуг потребителям, как правило, невелика и составляет не более 15-25% их бюджета. Тем не менее маркетинговая ориентация «на потребителя» является ведущей для современных музеев. Привлекательность предложений, обращенных к потребителям, интерес к экспозициям со стороны различных социальных групп дают музеям возможность «конвертировать» социальную востребованность в финансовые ресурсы, полученные от других экономических субъектов. Таким образом, «прямая» и «опосредованная» формы социального маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше популярность музея, социальная значимость его миссии, общественная привлекательность музейных программ и проектов, тем больше возможностей привлекать деньги из внешних источников. Зависимость в данном случае прямо пропорциональная. Образно говоря, в отличие от системы маркетинга в бизнес-секторе, где потребитель и плательщик - «одно лицо» и где клиенты и деньги слиты воедино, в социальном маркетинге потребители и финансовые ресурсы разъединены, но взаимосвязаны: доступ к деньгам открывается через завоевание общественного интереса и признания.

Исходя их этого, музейный маркетинг всегда включает два стратегических направления:

  • - презентацию и продвижение музея и его деятельности;
  • - презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг, предлагаемых музеем.

В соответствии с методами социального маркетинга, во главу угла ставится стиль жизни; отражая то положение, которое сложилось в современном обществе, когда идентификация человека происходит на основе потребления схожих товаров и услуг и одинакового проведения досуга, что является решающим фактором в причислении индивидов к определенному социальному слою. Стратегии музейного маркетинга опираются на то воздействие, которое оказывают на поведение людей механизмы групповой идентификации.

Принцип построения социальной иерархии сводится к тому, что приобретение определенного рода вещей является подтверждением групповой принадлежности. Уклонение же индивида от стиля жизни определенного круга или невозможность для него приобретения вещей, являющихся атрибутом данного социального слоя, приводят к его фактическому отторжению от последнего. Таким образом, основанием групповой идентификации становится потребление сходных товаров и услуг и способов проведения досуга; люди приобретают товары и услуги, чтобы не утратить групповую идентификацию.

Современные технологии музейного маркетинга придают товарам и услугам социальное значение. Материальные вещи, в которых нуждаются люди, представляют другие - нематериальные: намерения, желания, потребности. Спрос на товары и услуги, предлагаемые музеями, самым непосредственным образом связан с социально-психологическими мотивами, его вызывающими. Экономические эффекты, оказывающие влияние на величину спроса, опираются на модели социального поведения, а именно:

  • - присоединиться к большинству,
  • - «не отстать от жизни»,
  • - соответствовать стилю жизни определенной социальной группы,
  • - быть модным,
  • - выделяться из толпы,
  • - подчеркивать исключительность, отличаться от других.

Итак, товары и услуги сферы культуры в целом, в том числе предлагаемые музеями и галереями, предназначены для удовлетворения потребностей, названных, согласно распространенной концепции «иерархии потребностей» А. Маслоу, потребностями «высокого порядка»: в самоутверждении, самоуважении, социальной принадлежности. В сфере досуга люди потребляют не столько товары и услуги сами по себе, сколько их символические значения.

В современном обществе усиливается влияние мотивов социального поведения на спрос, значительно смещаются потребительские акценты, конкретные музейные услуги превращаются в символические компоненты целостного жизненного стиля.

В маркетинге «спрос» измеряется через определение и классификацию рынков. Рынок - это совокупность всех покупателей определенного вида товара или услуги, как реально существующих, так и потенциальных. Объем рынка зависит от количества потребителей, которые в состоянии отреагировать на то или иное его предложение.

Потенциальные потребители обладают тремя основными характеристиками:

  • - заинтересованностью,
  • - уровнем дохода,
  • - возможностью доступа.

Минимальный уровень сбыта, который наблюдается при полном отсутствии расходов на маркетинг, называют рыночным минимумом. Увеличение расходов на маркетинг приводит к увеличению уровня спроса. Верхний предел рыночного спроса называют потенциалом рынка. Промежуток между рыночным минимумом и потенциалом рынка отражает общую чувствительность спроса по отношению к маркетинговым усилиям.

Спрос на музейные товары и услуги разделяют на потенциальный и актуальный. Объем потенциального спроса оценивается количеством людей, которые проявляют интерес к культуре. Актуальный спрос определяется количеством реальных посетителей музеев и покупателей их продукции в данное время. Количественная разница между потенциальным и актуальным спросом - предмет усилий музейных маркетологов.

Базовая схема классификации спроса, как правило, разбивает потребителей на четыре основные группы:

  • - тех, кто не знает о предлагаемых товарах и услугах и поэтому не потребляет их;
  • - тех, кто знает о них, но не потребляет;
  • - тех, кто знает и потребляет;
  • - тех, кто знает, но потребляет конкурентные товары и услуги.

Экспертные наблюдения показывают, что недоиспользование потенциала рынков музейного предложения в России вызвано значительным разрывом между потенциальным и актуальным спросом. Иными словами, велика доля тех, кто не знают о предлагаемом музейном продукте, а потому и не становятся потребителями. Таким образом, сегодня в музейном маркетинге необходимо развивать прежде всего «завоевательные» маркетинговые стратегии, направленные на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения.

По отношению к тем, кто знают, но не потребляют, целесообразно применять «стимулирующие» маркетинговые стратегии, ориентированные на повышение привлекательности музейного предложения. Главное здесь - развеять различного рода предубеждения, связанные с устойчивыми представлениями об «устаревшем», «скучном» и «несовременном» предложении многих музеев.

Расширение актуального спроса за счет тех, кто потребляют конкурентные товары и услуги, осуществляется с помощью «корпоративных» маркетинговых стратегий, которые направлены на формирование совместных проектов и программ, а также на создание вместе с организациями, предлагающими конкурирующие товары и услуги в сфере досуга, некоего совместного продукта. Практика показывает, что часто конкуренция здесь оказывается искусственной и что существуют огромные возможности для объединения усилий, сотрудничества и совместных действий.

Современные технологии существенно расширили музейное предложение. Информационные и коммуникационные ресурсы Интернета в плане накопления информации, презентации своей деятельности (в том числе и при помощи разнообразных энциклопедий, справочников, каталогов, афиш, анонсов новых услуг и т. п.) перед предельно широкой аудиторией, организации интерактивного общения любых профессиональных групп и аудиторий друг с другом поистине безграничны. Принципиально важной является возможность формирования индивидуального или группового музейного предложения для аудиторий любой степени заинтересованности. Более того, потребители, по существу, имеют возможность сами удовлетворять потребность в информации, развивать свой интерес и создавать «музейный продукт для себя».

Виртуальные стратегии маркетинговых коммуникаций - «все в одном» - дают безграничные возможности для разветвления собственно музейного предложения на множество «ручейков» (или «щупальцев»), направленных на различные потребительские рынки. Глобальной аудитории предлагается широкий спектр «легенд и мифов», воплощенных в сувенирах и репликах к музейным коллекциям - от ювелирных изделий, выполненных «по образцам», до маек и кепок, чашек и подставок, игр и игрушек, кондитерских изделий и напитков и тому подобных предметов, украшенных соответствующей символикой. Широко эксплуатируется страсть к коллекционированию, проявляемая как детьми, так и взрослыми. Кардинально увеличивается разнообразие предложения на рынках «интеллектуальных» продуктов, прежде всего за счет различных видов современных «электронных» публикаций и интерактивных продаж в виртуальных магазинах, аукционах, ярмарках и выставках.

Большинство потребительских рынков (в том числе культуры и искусства) на современном этапе близки к насыщению или перенасыщены, а пространство «свободного времени» (или досуга) - ограничено, однако современные технологии социального маркетинга существенно раздвигают его границы. Завоевание и удержание рынков становится под силу только корпоративному субъекту. Таким образом, эффективные маркетинговые стратегии в постиндустриальном обществе - это формирование корпоративного предложения: межмузейное сотрудничество, совместные программы с другими организациями и учреждениями культуры, партнерские проекты.

Взаимодополнителъность - базовый принцип доходности организаций, работающих в сфере досуга. Экономическая эффективность технологий социального маркетинга опирается на эффект «комплементарности». Основу предлагаемого продукта составляют товары-комплементы, т. е. взаимодополняющие товары и услуги, провоцирующие комплексное потребление наборов товаров и услуг в определенных пропорциях. Технологии социального маркетинга принципиально расширяют возможности формирования «комплементарного» продукта: музей + туризм; музей + образование; музей + научные исследования; музей + культурные программы бизнес-сектора; музей + индустрия развлечений; музей + фестивали, культурные и спортивные события и т.д.

Возможности взаимного продвижения и рекламы совместных продуктов в открытом информационном пространстве позволяют осваивать и создавать новые перспективные рынки. Эффективность музейного маркетинга достигается за счет формирования коммуникационной среды в реальном и виртуальном мирах и опирается на развитую систему делового партнерства. В результате формируются саморасширяющиеся системы деятельности, в рамках которых создаются условия для воспроизводства и развития каждого из партнеров.

В постиндустриальном обществе именно сфера досуга становится пространством, где реализуется базовая потребность человека - потребность в общении. Современные информационные и коммуникационные технологии беспрецедентно расширяют возможности общения: на наших глазах формируется глобальный виртуальный форум. Интернет создает возможность для межпрофессионального общения и общения музейных аудиторий между собой не только в «стенах музея», но и в глобальном виртуальном пространстве, разрушая тем самым социальные, возрастные, национальные и культурные границы, превращая «недосягаемое» в «доступное». Таким образом, интерактивные возможности современных информационных и коммуникационных технологий принципиально изменяют величину и характер спроса на музейное предложение.

В настоящее время в России наибольшие трудности вызывают разработка и реализация коммуникативной политики музеев, основанной на использовании прямых и обратных связей с аудиторией. Ключевая задача - с одной стороны, преодоление своего рода «барьера недоверия» к музейному предложению, что обусловлено присутствием в сознании людей ложных стереотипных представлений о музеях, а с другой - преодоление «барьера непонимания», сложившегося у сотрудников музеев из-за неадекватной оценки аудитории, которая основана только на собственных представлениях.

Для приведения в действие всего потенциала социального маркетинга с учетом специфики конкретного музея не обойтись без определения конкретных целей его деятельности и разработки соответствующих программ. Специалисты в области музейного маркетинга создают специальные методики, накапливают опыт налаживания взаимопонимания.

Когда маркетинговые цели зафиксированы, они приступают к разработке программы. Цели бывают ближайшими и долговременными, и в каждом случае в программе отражается своя система действий по их достижению. При разработке программы обычно опираются на данные проводимых исследований, анализируются результаты предыдущей работы. Это позволяет вносить соответствующие изменения, что придает всей работе необходимую гибкость. Считается, что социальный маркетинг напоминает в чем-то игру в шахматы: 10% интуиции, 25 % опыта и 65 % созидательного труда.

Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория – это «совокупность людей, включенных в сферу культурно-образовательной деятельности музеев. Термин «музейная аудитория» употребляется в отечественном музееведении с 1970-х годов (наряду с традиционными понятиями – музейный посетитель, музейный зритель, музейная публика), когда формируется подход к музею как особой коммуникативной системе, обусловивший потребность в изучении «обратной связи» между музеем и обществом».

Музейная аудитория делится по следующим признакам: возрастному, социальному, профессиональному, национальному и другим. По степени активности отношения к музею аудитория подразделяется на реальную (те, кто пришел в музей) и потенциальную (те, кто может, но пока не пришел в музей). Потенциальной аудитории необходимо уделять больше внимания. Динамизм – основное качество музейной аудитории. Экскурс в историю музейной аудитории показывает, что она постоянно меняется, а значит должен меняться и музей.

Для эффективности культурно-образовательной деятельности сотрудники современного музея должны знать свою аудиторию, а значит, регулярно проводить исследования по ее изучению. При этом необходимо владеть основными методами (наблюдение, анкетирование и другие) и приемами музейной социологии.

Музейная социология изучает функционирование музея как социального института, воздействие музея на общество, отношение различных групп населения к музею, их потребности и ценностные ориентации.

Первое исследование музейной аудитории было проведено в США в 1897 году музеем города Милуоки, но систематичные исследования стали проводить гораздо позднее.

Начало исследований музейной аудитории в России было положено в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. Инициатором выступила Третьяковская галерея в Москве. В 1928 году на основе проведенных исследований появился сборник «Изучение музейного зрителя» под редакцией Л. В. Розенталь. Один из выводов гласил, что среднее время осмотра Третьяковской галереи составляет полтора часа, после чего наступает порог утомляемости. В начале 1930-х годов проводилось исследование по изучению юного посетителя Исторического музея в Москве (авторы О. Т. Козлова и А. М. Кобылина). В конце 1930-х годов практика опросов посетителей музеев признали бессмысленной и вредной. Единственным источником по изучению их мнения осталась книга отзывов.

Интерес к изучению музейных посетителей вернулся в 1960–1970-е годы. Сотрудники НИИ культуры РФ провели широкомасштабное исследование, охватившее все краеведческие музеи и музеи-заповедники на территории Российской Федерации. Исследование состояло из опроса, визуального наблюдения и изучения музейной документации. По его итогам вышли в 1974 и 1975 годах труды института под названием «Музей и посетитель».

В 1970–1980-х годах были созданы социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, в Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В штат этих музеев были введены социологи.

В 1989–1991 годах сотрудниками НИИ культуры РФ (с 1994 года – Российский институт культурологии РФ) проводилось исследование «Музей и дети». По его итогам появилось издание «Музееведение. Ребенок в музее» (1993). Выяснилось, что сотрудники музея, работая с детьми, ощущали недостаток знаний по возрастной психологии и педагогике.

В настоящее время музейно-социологические исследования проводятся отдельными российскими музеями, обычно они носят разовый характер.

В зарубежных странах, кроме разовых исследований по различным проблемам, планируют долгосрочные опросы. В 1991 году во Франции по решению Управления музеев осуществлялся проект постоянного изучения посетителе в 40 музеях. В Германии Институт музееведения в 1990-е годы осуществил двухгодичный проект по изучению посетителей в четырех музеях местной истории Берлина.

Во многих музеях за рубежом работают отделы маркетинга или связи с общественностью или отделы по изучению посетителей. Подобные структуры создаются и на государственном уровне: комитеты по исследованию посетителя и оцениванию при национальных ассоциациях в США, ассоциации изучения посетителей в Канаде.

Задание.

Следуя правилам музейной социологии, составьте анкету для проведения опроса в одном из ярославских музеев. Темы для анкетирования предлагаются следующие: отношение посетителей к новой выставке; посещение экспозиции индивидуальными посетителями; оценка музейного сайта; обслуживание в музее; работа музейного киоска и др.

Темы рефератов

Музейная аудитория, ее признаки и характеристики.

Первые исследования музейного посетителя в СССР (1920–1960 годы).

Социологическое исследование «Музей и посетитель» в 1970-е годы и его влияние на деятельность советских музеев.

Музейные социологические исследования в отдельных российских музеях в 1990–2000-е годы.

Вопросы для контроля

Почему термин «музейная аудитория» является наиболее универсальным для определения музейных посетителей?

Какие существуют признаки музейной аудитории?

Какое основное качество музейной аудитории?

С какого времени проводятся исследования музейных посетителей в нашей стране?

В каком отечественном музее впервые было проведено исследование аудитории?

Какое влияние на деятельность советских музеев оказало социологическое исследование, проведенное в 1970-е годы?

Почему важно проводить изучение музейной аудитории регулярно?

2.1. Музейная аудитория и музейный туризм

Принято различать людей, которые посещают музей в данный момент времени (реальная аудитория музея ) и всех тех людей, которые потенциально могут стать его посетителями (потенциальная аудитория ). Многие музеи проводят исследование посетителя, ориентируясь на реальную аудиторию. Однако, в тех случаях, когда задача состоит в том, чтобы увеличить посещаемость или привлечь новую аудиторию, или просто удержать своего посетителя в условиях растущей конкуренции, внимание может быть сосредоточено на потенциальной аудитории. Потенциальная аудитория обычно слишком разнородна по своему составу, чтобы работать с ней, как с единой, однородной группой, будь то в области выставок, рекламы или обслуживания посетителя. В связи с этим обстоятельством необходимо выбирать для работы одну или несколько целевых аудиторий.

Целевая аудитория - абстрактное понятие, однако, она непосредственно и четко связана с реальной и потенциальной аудиториями, и именно, исходя из характеристики целевой аудитории, музей строит свою дальнейшую деятельность и разрабатывает свой продукт. Целевые аудитории являются своеобразными «строительными лесами», которые используются в музейном туризме. Они определяются на основании решений, принимаемых музейными менеджерами.

Между выявленными целевой, реальной и потенциальной аудиториями музея должно быть определенное соответствие. Представления о реальной и потенциальной аудиториях расширяют посредством эмпирического исследования. При сборе подобной информации нужно помнить золотое правило: не приступать к сбору данных, пока четко и ясно не сформулированы цели исследования. Для выработки маркетинговой стратегии продвижения музейной туристической программы необходимо определить ее цели и аудиторию, а затем найти правильный баланс продукта, цены, рекламы и места продвижения. Разработка и конструирование новых программ происходит с учетом потребностей и интересов целевой аудитории.

Анализ целевых аудиторий основан на стратегии макро- и микросегментации . Если макросегментация предполагает деление потенциальной аудитории по географическому, психологическому, биологическому, поведенческому и демографическому принципам, то микросегментация уточняет это деление на уровне субкультур школьной, городской и пр. Предварительная оценка на макро- и микросегментных уровнях - принципиально важный шаг современных методов музейного маркетинга, поскольку именно эта исследовательская фаза позволяет увидеть тенденции в изменениях запросов и предпочтений потенциальных участников музейного туризма, с тем, чтобы не «догонять» последствия этих изменений, а предварять их на самых ранних стадиях планирования и создания программы.

Работа с целевыми группами музея должна проводиться с помощью различных методик, главные из которых - наблюдение, опросы, анкетирование, углубленные беседы и тестирование целевых групп, мониторинги . Подобные методы позволяют выявить аудиторию менее латентную. При определении целевой аудитории музейные менеджеры сталкиваются с решением весьма сложной кардинальной проблемы музеев XXI века: можно ли сбалансировать научность и развлекательность, и могут ли музеи сохранять качества научного учреждения, при этом обращаясь к массовой аудитории.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Порядок и назначение изучения дисциплины "История Украины", основные исследуемые термины и понятия. Хронологические периоды отечественной истории, начиная с древних веков и до сегодняшнего дня. Общие рекомендации к самостоятельной работе студентов.

    методичка , добавлен 16.01.2010

    Выявление культуры, имеющей свои особенности в материальной и духовной сферах, в ходе археологических исследований территории Северной Беларуси, бассейна Западной Двины, Смоленщины, бассейна Верхнего Днепра. Днепро-двинская культура: история изучения.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2010

    Методы типологического изучения жилищ. Описание памятников Днепровского лесостепного Левобережья и фракийского Причерноморья. Домостроительные традиции, применяемые при возведении углубленных жилищных сооружений, наземных жилищ в раннем железном веке.

    реферат , добавлен 16.05.2012

    Исторический аспект развития и проблемные вопросы письменной коммуникации на современном этапе. Основы письменной коммуникации и их классификация в связях с общественностью. Анализ контролируемых организацией письменных материалов для внешней аудитории.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2009

    История изучения трипольской культуры. Высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения, характерные для трипольской культуры. Племена Триполья в период основания, расцвета и упадка культуры. Идеологические представления и верования.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2012

    История изучения большереченской культуры. Физико-географические особенности Кузнецкой котловины. Характеристика материалов памятники большереченской культуры на территории Кузнецкой котловины. Хронология памятников культуры. Керамика ирменской культуры.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2012

    Теоретические основы изучения берестяных грамот (документов и частных посланий XI-XV веков) как документационных источников Древней Руси. История изучения берестяных грамот в отечественной науке, их датирование, характер составления и основное содержание.

    реферат , добавлен 20.12.2015

    Основные этапы археологического изучения Древнерусских городов в 60-80 гг. (на материалах Новгородской, Ростовской и Старорязанской археологических экспедиций). Перспективные направления в контексте современного развития историографии домонгольской Руси.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2017