Имя средней из сестер бронте 5 букв. Биография (на русском языке)

О сестрах Бронте я могу говорить бесконечно. Да и немудрено, их биография покруче любого самого захватывающего романа будет. Свой первый отзыв я, как раз, посвятила здесь книге-биографии Шарлотты Бронте, перевода которой ждала много лет.

А так, это, наверное, и есть самый полный источник жизнеописания сестер. Написала ее Элизабет Гаскел, кто смотрел сериал "Север и юг" и "Крэнфорд" может иметь о ней представление. А теперь вернемся к знаменитым сестрам, по которым в Англии критической литературы и различных трудов почти столько же, сколько по Шекспиру и Диккенсу.

А написали-то они всего ничего в силу своей короткой и трудной жизнь. Самыми знаменитым, особенно у нас, в России, являются романы Шарлотты Бронте "Джен Эйр" и Эмили Бронте "Грозовой перевал", которые имеют огромное количество экранизаций. А сестер было целых три. Третью, самую младшую звали Энн и написала она два романа "Агнес Грей" и "Незнакомка из Уайлфилд-Холла", последний тоже был экранизирован ВВС, но в силу того, что мне очень нравится сама книга, в экранизации мне совершенно не нравится главная героиня. Я до сих пор на них зла, что они кого-нибудь посимпатичнее не нашли. И дело даже не в красоте, просто поприятнее актрису. Вон, у знаменитой экранизации "Джен Эйр" с Тимоти Далтоном актриса, играющая Джейн совсем не красива (так было в романе), но очень приятна и полностью соответствует своей роли.

Итак, я опять отвлеклась. В литературе даже существует такое понятие как феномен сестер Бронте, то есть, совершенно непонятно, как в одной семье был не один золотой самородок, как это обычно бывает, а целых три. Вообще, у священника Патрика Бронте было пять дочерей и один сын. Две старшие дочери - Мария и Элизабет, судя по описаниям современников тоже были неординарными девочками, но, когда отец отправил их и следующих за ними по старшинству Шарлотту и Эмили учиться в пансион, который был описан во всех подробностях в романе "Джен Эйр", старшие девочки не выдержали, и ослабленные после болезней умерли. Подруга Джейн Элен Бёрнс как раз была прототипом старшей сестры Шарлотты Марии.

После этого ужасного события Патрик Бронте забирает Шарлотту и Эмили в Хаоурт, то есть туда, где они живут. И дети временно продолжают получать домашнее обучение. Вот их дом:

В один прекрасный момент Патрик покупает своему сыну Бренуэллу солдатиков, который тот делит с сёстрами и у детей рождаются целые миры в которых происходят различные захватывающие события, например королевство Ангрия. То есть, главным развлечением этих детей было сочинительство. Как жаль, что единственный брат Брэнуэлл оказался слабохарактерным и спился, иначе бы мы говорили о сестрах и брате Бронте. Кстати, это его портрет сестер, который по свидетельству Элизабетт Гаскелл, является самым точным:


Для читателей всего мира Шарлотта Бронте остается автором практически одной книги, неоднократно экранизированной и особо любимой женщинами, - «Джейн Эйр»… До сего дня судьба бедной и некрасивой, но гордой девушки, история ее любви и борьбы за свое женское достоинство приковывают внимание любителей серьезного чтения.

Шарлотта Бронте

К детям приходского священника Патрика Бронте судьба была то милостива, то безжалостна. Никого не обделила, но особым талантом наделила Эмили - из трех сестер она представляется исследователям личностью наиболее одаренной и, быть может, потому самой трагической. Ведь признание, почести и слава обошли ее при жизни. Поэтический сборник, выпущенный сестрами под псевдонимом «братьев Белл», не расходился (в 1846 году было продано лишь два его экземпляра!). Роман «Грозовой перевал», опубликованный за год до кончины Эмили, остался почти незамеченным. Более того - его авторство то ли по недоразумению, то ли по расчетливому умыслу издателя приписали Шарлотте, чья книга «Джейн Эйр», вышедшая чуть ранее, завоевала сердца читателей.

Эмили Бронте
by her brother Branwell Brontë .

«Все три сестры, - сообщала в биографическом очерке «Шарлотта Бронте» английская романистка, их современница Элизабет Гаскелл, - пытались писать еще в детском домашнем журнале, все три непрестанно что-то сочиняли - «выдумывали небылицы», все три пробовали свои силы в поэзии… И Шарлотта взяла на себя смелость обратиться за советом к Саути (известному в то время английскому поэту-романтику. - Авт.)». Она отправила мэтру подготовленные для сборника стихи. Ответ пришел через несколько месяцев. Суть его сводилась к тому, что женщины «не созданы для литературы и не должны ей посвящать себя. Чем больше они заняты своими неотложными обязанностями, тем меньше времени они находят для литературы, пусть даже в качестве приятного занятия и средства к самовоспитанию. К этим обязанностям Вы не имеете пока призвания, но, обретя его, все меньше будете мечтать о славе».

Энн Бронте - третья сестра
by Charlotte Brontë

Время, лучший критик, все расставило на свои места. Минул век, и «Грозовой перевал», и «Джейн Эйр» вошли в десятку лучших романов мира. Известные литературоведы отмечали уникальность и неповторимость дарования Эмили и Шарлотты Бронте. Множился поток исследований, посвященных талантливым сестрам, но загадка их творчества еще продолжает волновать всех, кто интересуется литературой.

Дом семейства Бронте

…Обе писательницы родились в небольшом городке на окраине Западного Йоркшира; Шарлотта - в 1816 году, Эмили - в 1818-м. Дом священника стоял у городской черты, дальше простирались пологие горные отроги. Летом, в пору цветущего вереска, это было излюбленное место длительных прогулок Патрика Бронте и его подрастающих дочерей.

Патрик Бронте - отец писательниц

Мистер Бронте нрав имел отнюдь не смиренный. Но, слава Богу, гнев свой изливал на предметы неодушевленные. Однажды, разволновавшись из-за затянувшихся родов жены, схватил пилу и превратил в груду досок все стулья в спальне роженицы. Будучи не в настроении, любил завязывать узлом решетки от камина. Соседи называли его «странным мистером Бронте» или «полубезумным ирландцем». Ходили слухи, что именно по причине его бесконечных выходок, равно как из-за климата, на исходе девятого года супружества и скончалась миссис Бронте, родившая к тому времени шестерых детей. Всем им, по мнению ряда исследователей, были свойственны те или иные признаки душевного нездоровья.

Мария Бронте - мать писательниц

После смерти супруги пастор попытался вновь жениться и делал предложения двум-трем женщинам, но безуспешно.

Патрик Бронте

Пасторский дом стоял на кладбище, окруженный тесными рядами надгробий. Эмили, как ни странно, любила это открытое всем ветрам маленькое мрачное жилище с окнами на погост и болезненно переживала каждое расставание с ним. Впрочем, покидала она родное гнездо крайне редко. Впервые - в шестилетнем возрасте, когда, три года спустя после смерти матери, ее вместе со старшими сестрами определили в частную школу для дочерей священнослужителей. Грязь и холод в помещениях, недоедание, жестокое обращение воспитательниц… В воскресенье учениц вели за несколько километров в церковь, там они простаивали длиннейшую службу, во время которой многие падали в обморок от истощения. Спали девочки по четверо на одной кровати, а постельное белье менялось раз в месяц. А когда вспыхнула эпидемия тифа, заболело сразу сорок пять воспитанниц. Половина из них не выжила…

Эмили Бронте
by her sister Charlotte Bronte

Об одном из подобных заведений ярко повествуется на страницах романа «Джейн Эйр»… Мэри и Элизабет (необыкновенно способные, одаренные девочки) погибли, не выдержав сурового школьного режима; Шарлотту и Эмили, едва живых, отец вернул домой. Ему пришлось самому заниматься воспитанием детей, руководя их чтением, поощряя склонность к рисованию (по другим сведениям, пастор мало занимался детьми, которые писать и читать научились у… служанки). Заботы же о телесном здоровье девочек и их единственного брата приняла на себя приглашенная отцом строгая, как все пуританки, тетушка Элизабет - сестра их покойной матери.

Элизабет Брануэлл - тетушка писательниц

Еще одну безуспешную попытку дать Эмили систематическое образование предприняли десять лет спустя. Худенькая бледная пансионерка с выразительными глазами и прекрасными черными волосами, собранными в тяжелый узел на затылке, не на шутку занемогла от тоски по дому. Шарлотта, работавшая учительницей в этой же школе (снова обратимся к «Джейн Эйр»!), вынуждена была отправить ее домой.

Шарлотта Бронте
by George Richmond .

Да и сама Шарлотта чувствовала себя «на своем месте» только дома, где за тридцать лет, прошедших после смерти матери, ничего не красилось, не ремонтировалось, не появлялось хоть какой-нибудь мало-мальски новой вещицы в интерьере… В одном из писем Эллен Насси, подруге по пансиону, она признавалась: «Странная вещь - человеческие чувства: мне не в пример приятней драить печные дверцы, застилать постели и мести полы в отцовском доме, нежели жить, как герцогиня, в чужом месте».

Эллен Насси

В брюссельском пансионе мсье Эгера, где сестры совершенствовались в немецком и французском (испробовав к этому времени себя на поприще гувернанток, они ощутили потребность более основательно заняться изучением языков), Эмили ни с кем не общалась. Ее раздражала неумеренная восторженность юных пансионерок. Она казалась окружающим высокомерной, но за этой надменностью скрывалось не только презрительное отношение к посредственности, но и невероятная застенчивость, даже неуверенность в себе…

Эмили Бронте

Сестры жили довольно скудно и одевались более чем скромно, собираясь учительским трудом зарабатывать на жизнь, но их несчастье состояло не в этом.

Энн Бронте
by Charlotte Brontë

«Трагедия Эмили Бронте не в бедности и даже не в отъединенности от большого мира, - считают исследователи. - Смысл ее трагедии - в неразрешимом конфликте сильной духом, одаренной личности с этим «скучнейшим и прозаичнейшим из всех веков», как назвал свое столетие Оскар Уайльд».

Эмили Бронте

Интересно, что менее привлекательная Шарлотта имела какой-никакой сердечный опыт. И даже отказала в своей руке двум духовным лицам.

Шарлотта Бронте
J. H. Thompson

«Я не та серьезная, солидная, рассудительная особа, которой вы меня представляете, - ответила она одному из них. - Я бы показалась вам романтически настроенной и эксцентричной, вы бы нашли меня язвительной и резкой».

Шарлотта Бронте
Painted by Evert A. Duyckinck, based on a drawing by George Richmond

В то время Шарлотте должно было исполниться двадцать три - возраст по тогдашним представлениям критический, а она отказалась от независимого и обеспеченного положения!

Шарлотта Бронте

«Мне на роду написано быть старой девой. Но неважно, - сообщала Шарлотта в письме к подруге. - Я согласилась с этой участью еще в двенадцатилетнем возрасте».

Шарлотта Бронте с отцом

Но еще один из молодых священников - обаятельный помощник отца, Уильям Уэйтмен, вызвал в ее сердце серьезное чувство. Но Шарлотта запретила себе и думать о нем, узнав, что в него страстно влюбилась ее младшая сестра Энни. Что до героя их грез, то он любил совсем другую женщину и вскоре безвременно скончался. Шарлотта утешала в письме разбитую горем сестру: «Страстная любовь - безумие и, как правило, остается без ответа!»

Энн Бронте
by Charlotte Brontë

В 1842 году, во время пребывания вместе с Эмили в пансионе мсье и мадам Эгер, двадцатишестилетняя Шарлотта писала домой: «Моя жизнь сейчас… восхитительна…» Ее сердце было отдано умному, вспыльчивому и очень требовательному учителю, обаятельному человеку.

Шарлотта Бронте

Наставник из двух учениц выделял также Шарлотту и даже как-то в письме к отцу семейства Бронте упомянул о намерении предложить работу сестрам «или хотя бы одной из них». Действительно: через полгода мадам Эгер, хозяйка заведения, предложила Шарлотте место учительницы английского языка, а Эмили - учительницы музыки. Вместо платы - возможность столоваться и продолжать собственное обучение. Сестры согласились, но вскоре получили из Англии печальные вести: любимая тетушка Элизабет заразилась холерой. Из второго письма стало известно о ее кончине… Шарлотта и Эмили уехали домой. Здесь они узнали о последней воле тетушки: три сестры унаследовали достаточные средства, чтобы открыть собственную школу.

Энн Бронте

«Оставить отца одного они не могли, - пишет Мюриэл Спарк в биографическом очерке «Эмили Бронте». - Значит, хоуортский дом священника и станет пансионом. Они напечатали объявление, рекламирующее «Заведение сестер Бронте». Месяц за месяцем они писали матерям потенциальных учениц, рассылали свои объявления повсюду… Ни одна маменька среди их знакомых не пожелала послать дочь в уединенный дом священника среди вересковых пустошей…»

Дом семейства Бронте в 20 веке

И Шарлотта вернулась в Брюссель продолжить образование. Вероятно, желание вновь увидеть мсье Эгера, жить и дышать рядом с ним оказалось нестерпимым… Ей не удалось скрыть свое чувство от глаз хозяев, и сразу же начались неприятности. Мы не знаем, отвечал ли Шарлотте взаимностью Константин Эгер (может быть, и да), но, измученный истериками своей необразованной и грубой жены, учитель стал избегать девушку. Сама мадам держалась с ней холодно и отчужденно, и в январе 1844 года Шарлотта была вынуждена вернуться домой. По приезде она чуть ли ни в первый же день отправила учителю такое письменное признание: «Я не знаю покоя и отдыха ни днем, ни ночью. Стоит мне заснуть, как меня начинают терзать мучительные сновидения, в которых мне являетесь Вы - всегда суровый, всегда строгий, всегда разгневанный на меня».

Как вы думаете, может ли человек, живущий крайне уединенно, не имеющий образования в престижных университетах, весьма болезненный и проживший недолго, изменить историю литературы? А если это еще и женщина, которая живет в XIX веке в патриархальной Англии, где творчество женщины обычно не выходило за рамки исполнения нескольких песен дома при гостях или вышивания долгими вечерами?

Оказывается, может. Но удивлю вас еще больше: случаются ситуации, когда таких женщины – даже не одна, а целых три, и живут они под одной крышей. Три гениальных писательницы, родные сестры, жительницы английской глуши – вот о них сегодня и пойдет речь.

Встречайте: Шарлотта, Эмили и Энн Бронте

Вы, наверняка, читали их произведения или видели их романов – сегодня, правда, они могут показаться временами наивными, а порой и слащавыми, но для середины XIX века это было нечто неслыханное – настолько новым и свежим был их подход! Что же они создали? Шарлотта Бронте прославилась своей «Джейн Эйр» и «Эммой», Эмили написала мистический роман «Грозовой перевал», а Энн – «Агнес Грей» и «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла».

Родились три сестры в семье священника англиканской Церкви Патрика Бронте и его жены Марии (в девичестве Бренуэлл). Большую часть жизни семья прожила в деревеньке Хоэрт (графство Уэст-Йоркшир, Великобритания). Это сегодня местность стала туристическим центром благодаря трем гениальным сестрам-писательницам, а в те времена она была типичной глухой английской деревней. Сюда и был назначен отец семейства на должность викария, и тут же и выросли все дети – а всего было их в семье шестеро. Мы обратим свое внимание именно на трех сестер.

Старшей из будущих была Шарлотта (1816-1855), средней – Эмили (1818-1848) и младшей (не только среди трех писательниц, но и вообще в семействе) Энн (1820-1849).

Мать девочек умерла очень рано, а отец не очень-то был склонен к сентиментальностям: девочки были предоставлены сами себе, а о том, чтобы обнять дочек и подольше побыть с ними не могло быть и речи – Патрик был очень замкнут и угрюм. Дом, где росли сестры, был таким же унылым и холодным, как местность, где он стоял – всегда серые и вводящие в депрессию Йоркширские болота, которые называли гиблыми. Чем же занимались здесь девочки? Жили в своем собственном мире – придумывали острова и страны, их жителей, писали стихи, целиком погружаясь в фантазии. Конечно, была в их жизни и учеба – сначала в школе-интернате (где настолько плохо заботились о воспитанницах, что многие умирали прямо в ее стенах), а потом дома.

В личной жизни ни одной из сестер не довелось познать счастья: Эмили и Энн умерли от туберкулеза в возрасте 30 и 29 лет соответственно, не будучи замужем. Шарлотте повезло чуть больше: она нередко получала предложения, но всегда отказывала претендентам, согласившись лишь в возрасте 38 лет. Но счастье было недолгим: отпраздновав свадьбу в июне 1854, уже в январе 1855 ее здоровье резко пошатнулось. Врач, осматривавший ее, подтвердил беременность, но… уже в марте того же года Шарлотта умерла. Историки до сих пор спорят о причине смерти: то ли дело было в туберкулезе, скосившем и других членов семьи, то ли причиной тому был сильнейший токсикоз и истощении на этой почве…

Но давайте обратим внимание и на творчество сестер – ведь, несмотря на то, что росли сестры вместе, стиль их романов отличается – причем порой разительно!

Шарлотта Бронте

Будучи самой деятельной из трех сестер, именно она предложила им печататься, она же вела переговоры с издательством, а также поддерживала переписку с поэтом того времени Робертом Саути.

Относят к ярким представителям эпохи реализма и… романтизма. Да, в ее романах действительно сочетаются эти два, казалось бы, существенно отличающихся жанра. Шарлотта, несмотря на замкнутость жизни (но не характера), умела буквально считывать человеческие характеры и легкими мазками удивительно точно описывать самые разные качества своих героев. Она со свойственной ей мелодраматичностью, нервностью, а порой и экзальтированностью, вкладывает в уста своих героев (хотя бы Джейн Эйр) размышления о месте женщины, ее угнетенности и равенстве людей.

Эмили Бронте

Эмили Бронте, в отличие от сестры, была очень замкнутой по характеру – у нее не было близких друзей, она могла неделями практические ни с кем не общаться, предпочитая написание стихов и прогулки на природе в одиночестве. Характеру девушки был свойственен мистицизм – и это, а также элементы готики она вкладывает в свой роман «Грозовой перевал». Читатели признавались, что чувствовали дрожь ужаса, листая его страницы… Да и сестра Шарлотта писала о «ужасающей, великой мрачности», которой полон роман. А он, что интересно – о любви. Но любви мистической, демонической, бурной, идущей рука об руку с местью, ненавистью, подлостью…

Энн Бронте

А вот Энн, несмотря на то, что была самой младшей в семействе, напротив – была удивительно реалистична: в ее романах (и в ее характере) нет ни экзальтированности Шарлотты, ни мистицизма Эмили – она пишет здраво, реалистично, показывая стороны действительности, о которых обычно молчали (по крайней мере в Англии того времени) – к примеру, о пьянстве и о том, на что способен пьяный человек; о разводе и уходе жены от мужа-тирана («Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»).

Три неприметных женщины из глуши, скончавшиеся так рано… Почему же мир до сих пор говорит о них? Чем они выделяются на фоне десятков немного похожих, но по сути совершенно других, ? Тем, что они осмелились Говорить – о месте женщины, о ее праве на выбор избранника и ее праве говорить, рассуждать, творить, занимать место в обществе, а еще они с удивительной глубиной передали психологию мужчин и женщин и в целом суть эпохи, в которой жили – ведь она включала в себя не только красивые балы и платья, но и многочисленные проблемы, о которых они позволили себе честно сказать.

Сестры Бронте - Шарлотта (Brontë, Charlotte) (1816-1855), Бронте Эмили (Brontë, Emily) (1818-1848), Бронте Энн (Brontë, Ann) (1820-1848) - английские романистки, основоположницы критического реализма в английской литературе 19 века.

Сестры Бронте родились в местечке Хауорт в Йоркшире - Шарлотта 21 апреля 1816, Эмили 30 июля 1818 и Энн 17 января 1820 - в семье бедного сельского священника ирландца Патрика Бронте. Их отец был ткачом, но впоследствии изучил богословие и стал англиканским священником, получив маленький приход на севере Англии возле промышленного города Лидса. Там родились его шесть детей - сын и пять дочерей; после рождения младшей жена умерла.

Когда Шарлотте было восемь лет, а Эмили шесть, отец отдал четырех старших дочерей в школу Кован-Бридж. Условия в школе, где готовили гувернанток, были ужасные - здесь умерли от туберкулеза две старшие сестры. Бронте забрал домой больных Шарлотту и Эмили. Позже Шарлотта училась в платном пансионе, а Эмили и Энн получили домашнее образование. Страшные воспоминания о школе остались в их памяти навсегда: позже Шарлотта упоминает о ней в романе Джейн Эйр. Все дети Патрика Бронте пробовали писать, а сын Бренуэлл и Шарлотта увлекались рисованием. После окончания пансиона Шарлотта продолжила там же преподавать, а сестры стали работать гувернантками в состоятельных семьях.

В 1837 Шарлотта посылает свои стихи на отзыв известному поэту-лауреату Роберту Саути. В ответ Саути отметил, что «посвящать себя исключительно поэзии - не женское дело», хотя допустимо заниматься поэзией как приятным развлечением, с условием, чтобы не забывать «ради него своих женских обязанностей».

В 1842 Шарлотта и Эмили едут в Брюссель, надеясь там овладеть французским. Чтобы не платить в пансионе за обучение, они сами взялись преподавать английский язык. Константин Эже, муж начальницы пансиона, образованный человек и знаток литературы, отвечавший в нем за обучение, высоко оценил первые французские сочинения, написанные англичанками. Он отметил их одаренность и предсказал, что они станут писательницами.

В 1846 сестры издают сборник стихов под именем братьев Белл (Шарлотта - Каррер, Эмили - Эллис, Энн - Эктон). В 1847 под теми же именами девушки посылают в Лондон свою прозу. Романы Эмили «Грозовой перевал» и Энн «Агнес Грей» были приняты, а роман Шарлотты «Учитель» отвергнут издательствами. В то же время издатели Смит и Элдер дали серьезную оценку рукописи «Учителя» и признали за автором литературный дар. Шарлотта начинает работать над новым романом Джейн Эйр.

Сестры пытались также открыть пансион для девочек. У них были педагогический опыт, хорошее образование, прекрасное знание французского и большое помещение в пасторском доме. Но не хватало денег и связей - никто не ехал учиться в бедно обставленный сельский дом около кладбища.

24 августа 1847 Шарлотта Бронте выслала издателям Смиту и Элдеру рукопись «Джейн Эйр», и 16 октября ее роман увидел свет. Сочинение, написанное с искренностью и страстью, покорило читателей и принесло автору шумный успех. Роман был восторженно оценен передовой печатью и подвергнут критике со стороны реакционеров.

Слух о том, что братьев не существует и что роман «Джейн Эйр» написан учительницей Шарлоттой Бронте, распространился быстро. Успех «Джейн Эйр» подвиг издателей к публикации романов сестер Бронте «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». «Грозовой перевал» Эмили Бронте также ожидал успех, впрочем, не такой шумный, роман же Энн раскупался плохо, его достоинства были оценены позже.

На первый взгляд, «Грозовой перевал» Эмили Бронте - история мрачных роковых страстей личностей, схожих с героями романтических поэм Байрона. Повествование сконцентрировано вокруг одной темы - любви Кэтрин и Хитклифа. Главных героев необоримо тянет друг к другу, в основе их чувства - неприятие обывательского образа жизни. Именно благодаря совместному бунтарству каждый из них в глубине души сознает, что измена тому, что их связывает, явилась бы изменой высшим ценностям. Однако, предпочтя безродному Хитклифу более состоятельного господина, Кэтрин предает их чувство. Хитклиф, неожиданно разбогатев, в свою очередь упрекает ее в предательстве общих идеалов и любви. Перед лицом смерти Кэтрин раскаивается, однако Хитклифа желание отомстить за свою любовь преследует до самой его смерти.

В романе прослеживаются черты романтизма, влияние которого сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, его характерной романтической образности, патетике, в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев. В сочинении сочетаются элементы романтизма и реализма. Многие критики оценивали произведение как роман мистический, «перерастающий в поэзию» (Д. Фокс), как один из лучших романов «по силе проникновенности стиля» (Д. Росетти), при этом игнорируя его критическое звучание.

После публикации романов сестры Бронте получили материальную независимость и славу, они могли оставить труд гувернанток и заняться любимым делом. Хауорт стал местом паломничества любопытных, желающих взглянуть на знаменитых сестер, которые избегали встреч с публикой. Тем временем их брат Бренуэлл, талантливый художник, погибал от алкоголизма и фамильного недуга - туберкулеза (умер 24 сентября 1847). Ухаживая за ним, Эмили также заболевает туберкулезом, через некоторое время та же участь постигает и Энн. В 1848 умирают Энн - 26 мая и Эмили - 22 декабря. Шарлотта остается со слепым отцом, без сестер, с которыми привыкла делиться своими мыслями и планами.

Она начинает работать над новыми романами. В конце 1849 выходит роман «Шерли», в 1853 - «Вильетт» (т. е. Городок - шутливое французское название Брюсселя), роман «Эмма» остался не законченным, Шарлотта успела написать только две главы.

В 1854 в Хауорте, где Шарлотта жила с отцом, появляется молодой помощник священника Артур Белл Николлс. Он влюбляется в Шарлотту, просит ее руки, но отец против. Чтобы не огорчать отца, Шарлотта отказывается от брака. Однако в последний момент, когда Артур, решив стать миссионером, собирается ехать в Индию, Шарлотта, уже простившись с ним, соглашается на брак, и Артур Белл Николлс остается в Хауорте. Их супружество длилось недолго. В следующем году, 31 марта 1855 Шарлотта умирает во время преждевременных родов, осложненных туберкулезом, в возрасте 39 лет.

Творчество сестер отражало процессы, происходящие в английской литературе 1830-1840-х, ознаменовавшиеся расцветом жанра романа и становлением критического реализма. В романах появляются новые типы героев, тонко чувствующих, глубоко задумывающихся над жизнью и активно действующих. Углубляется изображение человеческой личности, показано, что ее поведение в значительной степени обусловлено социальными факторами.

К первым писателям-реалистам можно отнести Диккенса, Теккерея, сестер Бронте. Во главу угла была поставлена способность видеть жизнь такой, какая она есть, и называть вещи своими именами. В то же время трезвый ум авторов-реалистов не обесценивал высокие чувства и романтические порывы, предлагая, не отказываясь от своих идеалов, стараться чувствовать под ногами землю и крепко стоять на ней.

Непохожие по своей стилистике романы сестер Бронте отражали не только особенности мировосприятия здравомыслящей Шарлотты и романтичной Эмили, но и эстетические различия литературных течений реализма и романтизма. На первый взгляд, романы Шарлотты Бронте написаны в духе критического реализма, а сочинения Эмили - произведения романтические. Однако счастливая концовка «Джейн Эйр» мало правдоподобна, а трагический финал «Грозового перевала» представляется вполне жизненным и реалистичным - романтизм и реализм переплетались, из недр одного направления рождалось другое.

В романах сестер Бронте отчетливо звучат и темы женской эмансипации, ставшие знаменем феминистского движения, развившегося в 20 в. Отстаивая чувство собственного достоинства, сознание своей эмоциональной и нравственной значимости, героини Бронте способны принимать самостоятельные решения, достигать поставленных целей, а также в полной мере нести ответственность за свои ошибки, не возлагая вину на других. Шарлотта Бронте первая показала обществу страдания женщины, которая видит закрытыми все пути жизни, кроме единственного, указанного ей природой, но и на этом пути ее ждут беды и разочарования. Устами своих героинь писательницы призывали общество взглянуть на неприглядную участь женщин, на отсутствие возможностей для их развития как полноценных членов общества.

Романы сестер Бронте и в 21 веке остаются одними из наиболее востребованных классических произведений. Проблемы, поставленные в них, актуальны и продолжают волновать современного читателя.

Думаю, многие знают фильм "Джейн Эйр". Большинство из них даже знает, что автор этого экранизированного романа - молодая англичанка Шарлотта Бронте. Но мало кто догадывается, в каких условиях и какими усилиями было написано это произведение. Ведь к женщинам-авторам относились с пренебрежением. Дело женщины в 18 веке было простое: выйти замуж, быть кроткой и благочестивой. Но в семействе Бронте три сестры бросили вызов устоявшийся укладу.

Родились сёстры в Йошоре, и изначально из было - пятеро (да, плодовитость в ту пору ценилась), но две старшие сестры умерли в школьном возрасте. За старшую осталась Шарлотта, затем на 2 года младше неё - Эмили, и самая младшая (ещё через 2 года) - Энн.

Мало кто знает, но у сестёр был не менее талантливый брат, который так же писал рассказы, а ещё занимался рисованием. Нарисованный выше портрет сестёр написал именно он.

Сёстры, конечно, все были одарены даром писательства, у каждой из них было опубликованное произведение, которое горячо обсуждалось в обществе:
- у Шарлотты это была "Джейн Эйр"
- у Эмили "Грозовой перевал"
- у Энн «Агнес Грей»
Только публиковались сёстры под псевдонимами - Каррер, Эллис и Эктон Белл. Сейчас это вызывает недоумение, но в то время романы от женщин никто не стал бы публиковать.

Наиболее известна, конечно, старшая сестра - Шарлотта Бронте . Её произведения известны многим, но даже не углубляясь в детали, становится понятно, что она черпала вдохновение из собственной безрадостной жизни. Так делали все сёстры. Ведь представьте себе, что ожидает одаренных девушек среднего класса в то время? Им нужно или удачно выйти замуж, или самим зарабатывать себе на хлеб. Шарлотта работала учительницей, обеспечивала своих сестер и пережила их.

Если Шарлотта - наиболее известная из сестер, то Эмили Бронте всегда была для меня самой талантливой из трёх сестер. Её "Грозовой перевал" я до сих пор перечитываю с наслаждением. Сколько тайной мудрости, неразделенной страсти и нерастраченной любви жило в этой молодой девушке! Всё это хорошо прослеживается в её стихах, читать которые - одно наслаждение. Вот, например, моё любимое:

Ни любопытства, ни тоски
Ни в ком не вызвал мой удел.
Никто не подал мне руки,
Никто в глаза не поглядел.

Мир тайных грез и тайных бед
Не озаботил никого.
Промчалось восемнадцать лет
Со дня рожденья моего.

Случалось: забывая спесь,
Душа молила об одном -
Чтоб душу любящую здесь,
Здесь, на земле, найти свой дом.

То было время страстных снов,
Но чувство не вошло в зенит.
И после долгих вечеров
Огонь зари почти забыт.

Иссяк фантазий дивный пыл,
Надежда обратилась в прах,
И дальше опыт мне открыл,
Что правды нет в людских сердцах.

О жизнь - как страшно было в ней
Зреть лицемерье, фальшь, разврат:
Бежать в себя и - что страшней -
В себе найти весь этот ад.

Как ясно Эмили рисует перед читателями свой "мир тайных грёз", которым, увы, не суждено сбыться. Она умерла в возрасте 30 лет, заразившись на похоронах брата туберкулёзом.

И самая младшая из сестёр - нежная, тихая и приятной наружности - Энн Бронте , оказалась в результате более успешной, чем её сёстры, хотя произведения Энн и не могут соперничать с моим любимым "Грозовым перевалом". Но - подумать только! - Энн оказалась настоящей карьеристкой! Она так же, как и её сестры, вынуждена была идти работать гувернанткой, и так же тяготилась своей работой, которая не оставляла времени на творчество, и была морально тяжёлой. Но, в отличии от Шарлотты и Эмили, Энн смогла перебороть себя и в итоге прекрасно справилась со всеми трудностями своей профессии: и дисциплину своих учеников держала под контролем, и процесс обучения отладила на высоком уровне.

Роман Энн - "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" показывает автора, как человека, который не боится бросить вызов общественности. Это так не вяжется с нарисованным хрупким портретом девушки! Но именно её смелые, порой ироничные взгляды, становились поводом для ссор со старшей сёстрой. Современники и поклонники её таланта не зря называют Энн Бронте следующей Джейн Остин, ведь у обоих писательниц проглядывают одни и те же общие черты: твёрдость, целостность и открытость. А в то время с этим было сложно. Быть женщиной вообще тогда было сложно.

Энн умерла в возрасте 29 лет так же от туберкулёза, вслед за Эмили.

Эти три женщины - три автора - навсегда оставили в моей душе неизгладимый след не только своими произведениями, но и своей жизнью. Они показывают, как крепки родственные связи и одновременно с этим как сложно быть "сильным" слабым полом. Читая их стихи, нельзя не заглянуть невольно в частичку их одиноких сердец: их сердца пылали страстью только на страницах их книг.

Из всех сестер только младшая Энн имела представление о страсти - она была влюблена в молодого человека, но не взаимно. Это так грустно, тем более когда знаешь, что жизнь сестёр будет не только ни яркой, но и ни длинной.