Художник Беляев-Гинтовт о том, почему Путин − главный русский либерал. Алексей Беляев-Гинтовт: «Не обо всем имею право рассказывать Беляев гинтовт алексей

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.

    Родился в Москве в 1965 году. В 1985 окончил Московский архитектурно-строительный техникум. В 1985-88 учился в МАРХИ (факультет градостроительства). Живет и работает в Москве. Персональные выставки «Родина-дочь», галерея «Триумф» (2008), «Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis», Париж, Франция (2002), Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (2001). Групповые выставки «Соц Арт: Современное политическое искусство России», Москва-Париж (2007), «Арт-Москва» (2007), 1-я Московская биеналле. (2004) и др.

    Алексей Беляев-Гинтовт - один из самых ярких московских представителей «Новой cерьезности», возникшей из небытия в начале 1990-х на берегах Невы. Будучи безраздельно предан этому течению с его хрупким аристократизмом и вечной мольбой о продлении прекрасного, Беляев-Гинтовт тем не менее заставляет задуматься о том, что логическим продолжением «Нового классицизма» естественным образом станет «Новый ампир».
    Его по-московски могучая образность парадоксальным образом сочетает традиции православной иконописи с веяниями русского авангарда и конструктивизма, а тоталитарную классичность советского большого стиля - с формальной «нерукотворностью» американского поп-арта.
    Впрочем, именно в этой точке Беляев-Гинтовт с коварством истинного революционера-консерватора блистательно опровергает малейшее подозрение в его мнимом родстве с господствующей идеологией тотального арт-бизнеса, пропечатывая каждое изображение собственными ладонями и тем самым гарантируя им неопровержимую подлинность.
    Экспозиция «Родина - Дочь» включает в себя около двух десятков монументальных объектов. Пронзенный неукротимым мужским желанием защитить ослабевшую истерзанную Мать, Беляев-Гинтовт удочеряет Родину, принимая на себя всю ответственность за ее будущее.

    Майя Кононенко (Якут)

    Алексей Беляев-Гинтовт. Родина-Дочь. 2007. Сусальное золото, черная типографская краска, холст, ручная печать. 300×450. Сourtesy галерея Триумф / Alexei Belyaev-Gintovt. Patria - Figlia. 2007. Gold leaf, black printer’s ink, canvas, prints. 300×450 cm.Coutesy of Triumph Gallery

    В отзывах, которые появились после открытия новой выставки Алексея Беляева-Гинтовта в галерее «Триумф», слышны были нотки удивления, даже разочарования. В 2008 году все с упоением следили за битвами вокруг его фигуры, примерно также как потом вокруг «Войны», а теперь - «Pussy Riot». Для художника такое разочарование является большой удачей, потому что медийные бури, так же как и совы, не то, чем кажутся. Незавидна судьба любого, кто вышел живым из словесной вакханалии вокруг собственной персоны. Публика привыкает к легенде, связанной с именем, и далее ей требуется постоянная доза скандала, когда она слышит знакомое имя, а скандал не вечен. Поэтому уход в сумрачную зону, где нет шумихи, а ожидающие ее разочарованы, для многих смертелен. Беляеву-Гинтовту он оказался полезен.

    Вместо названия, у выставки есть координаты - «55° 45′ 20.83″ N, 37° 37′ 03.48″ E». Это в центре, недалеко от самой галереи, которая расположилась на полдороги от Кремля к Администрации президента, вход в галерею - рядом со входом в ОВД «Китай-город». В такой близости к центрам государственной власти и форпосту силового ведомства кроется еще одна причина для разочарования. Предполагалось, что окружение зарифмуется с новым проектом художника, но этого не случилось. Если бы представленные работы были такими же, как, например, «Братья и сестры » или «Левый марш II », то тогда, конечно, можно было бы протянуть гипотетические нити от галереи к Объединенному народному фронту, а оттуда - к соседним учреждениям. Однако ничего сверхохранительского тут не обнаруживается, как ни ищи.

    На выставке можно увидеть и образы идеальной Москвы, сочетающие множество культурных парадигм, показанных через различную архитектуру, и летающие звезды (буквально понятое слово «звездолет»), и стражей ворот с орлиными головами, и крылатых существ, которые, видимо, должны продемонстрировать связь земного порядка с небесным. Но тут нет ни плакатно-агитационных призывов и жестов, ни военной атрибутики, ни людских скоплений «больше трех» - вообще, как заметил один из комментаторов, за редкими исключениями люди в идеальном городе не видны. Беляев-Гинтовт спокойно рассказывает свою история, как умеет и как любит. Почему бы и нет?

    Последнее время можно было заметить, как разные общественные силы перебегали друг другу дорогу. С помощью многотысячных митингов и активного наблюдения за выборным процессом оппозиция поставила под сомнение монополию правящей группировки на власть, тогда как пропутинские силы усомнились в монополии оппозиции на кафе в центре города и на интернет. Обе стороны не заметили, как своими действиями, как живительными ударами тока, привели друг друга в сознание, а ведь еще совсем недавно казалось, что и те и другие прибывают в коматозном состоянии. Сфере искусства, с одной стороны, необходимо нечто подобное, но, с другой стороны, еще недавно дискуссии по большей части, только лишь начавшись, сразу же переходили в плоскость политики, тогда как обсуждение визуального языка оставалось за скобками. Но все изменилось.

    Судя по последним высказываниям и действиям самых разных художников, пошел процесс радикальной поляризации. Одни говорят: мы больше не хотим заниматься искусством, нам важно чисто социальное действие. Другие, наоборот, заявляют: мы хотим работать с языком искусства, потому что мы художники. Первые наконец уходят от излишней для них связки с производством объектов и ситуаций, а вторые могут отказаться от обязательного сцепления искусства с политическими взглядами. Как показали примеры последних лет, такие соединения работают вкривь и вкось, поскольку нет прямой зависимости между создаваемым искусством и мировоззрением, как бы ее ни хотелось установить. Видимый без особых усилий разрыв между мировоззренческими заявлениями и художественной практикой вызывал лишь ссоры, взаимные обиды и постоянные разборы полетов, - и вся эта свистопляска функционировала на холостом ходу больше десятилетия. Но вот этому приходит конец (правда, возможно, ненадолго).

    Беляев-Гинтовт, конечно, сохранил те политические взгляды, которые у него уже были до того, но, судя по нынешней выставке, его произведения перестали быть иллюстрацией к партийным установкам. И это не единичный случай. В свою очередь, те из художников, кто хочет политического действия, перестали предъявлять его в художественном контексте и занялись тем, что больше соответствует их нынешней позиции - агитацией, общественными кампаниями, политической борьбой. Процесс еще только начинается, но уже сейчас видно, что такая поляризация оживляет как активистские практики, которые раньше нацепляли на себя тяжелые вериги галерейно-музейных ограничений, так и искусство, которому постоянно приходилось извиняться за самое себя. Плоды этого временного расхождения континентов непредсказуемы, но нам вряд ли удастся их не заметить.

    На следующий день после вернисажа Алексей Беляев-Гинтовт ответил на вопросы Aroundart.

    Сергей Гуськов: Что для вас Москва?

    Алексей Беляев-Гинтовт: На сегодняшний день Москва для меня это беда. Будучи архитектором по образованию, я стараюсь не приглядываться к окружающему - смотреть в пол или в небо. Таким образом родился проект «Сверхновая Москва», где я представляю идеальную Москву - столицу единой Евразии, великую континентальную столицу.

    СГ: В данном проекте есть определенная связь с Москвой, но здесь не только реальные объекты, но и те, которые были возможны, но не были реализованы, и те, которые появились уже в ваших произведениях. Вы создаете таким образом некий воображаемый город.

    АБГ: Поясню. В идеале нужно иметь перед глазами генплан. Пересказывать его - дело неблагодарное, но если вкратце. Здесь представлены условно три эпохи: Премодерн - Кремль, сакральный центр, который остается без изменений; эпоха Модерна, где воспроизведены в трехмерности постройки величайших советских архитекторов 1920–50-х годов - условно «большой стиль», или «героический стиль», стиль Сталин; и, наконец, третья по мере удаления от центра эпоха - Постмодерн, ибо независимо от того, признаем мы или нет факт его существования, мы объективно находимся в нем. Итак, три эпохи Премодерн-Модерн-Постмодерн, радиально-кольцевая система, принцип повышения этажности от центра к периферии, осмысленная система инсоляции и аэрации, - вот что я предлагаю зрителю. Но самое главное, я предлагаю утопию. Нынешнее время всеми силами противостоит любому проекту, особенно на наших территориях. Я же призываю к сотворчеству всех носителей проектного сознания.

    СГ: В вашем проекте я увидел такую особенность. Вы определили три составляющие идеальной Москвы через эпохи. Вообще можно по-разному назвать разные типы архитектуры, которые связаны с совершенно разными мировоззренческими системами. Но тут важен другой момент. В Евразии, о которой вы говорите, это реализовывалось двумя путями, когда разнообразные постройки и взаимоисключающие верования сосуществовали, уживались в одном месте. Первый - имперская столица. В столице хана Хубилая были храмы всех религий, торговые и дипломатические миссии всех народов. Имперская власть поддерживала равновесие - чтобы эти силы не передрались между собой. Второй - торговые города, которые создавались вокруг большого рынка на пересечении торговых путей. Вокруг базара, без всякой императорской власти, возникало по сути то же самое, что и в императорской столице. Это два подхода, оба из Евразии: один, говоря вашими словами, аполлонический, имперский, второй - основанный на превратностях рынка.

    АБГ: Я бы сказал, что в данном случае Аполлон и Дионис приведены к органическому сосуществованию. Во всяком случае, я к тому стремился. В последние годы и Ницше говорил об этом. Конечно, лично мне ближе цветущая имперская сложность и все альтернативы торговому строю, например, военно-аристократическая цивилизация.

    СГ: В связи с тем, что вы сказали, и исходя из эстетики выставки, такой вопрос-замечание. Как сейчас воспринимается военно-имперская эстетика? Ведь не через книги о рыцарях, а через масскультовые образы. При слове «империя» люди представляют «Звездные войны», где собственно империя показана очень определенным образом, даже если есть что-то положительное в этом описании, все равно присутствует доля иронии. Как с этим быть? Многие люди, пришедшие на выставку, будут воспринимать ваши видео как ролики из компьютерной игры. Музыка в некотором роде соответствует.

    АБГ: Буквально отвечая на ваш вопрос, скажу, что восприятие империи на уровне поп-культуры - это восприятие тех, кто на том же уровне и обитает. Я бы сказал, что империя присутствует в нас генетически в силу особенностей и места развития нашей цивилизации. Она - в образах нашего неба, наших рек и гор. Наши ангелы - имперские ангелы.

    СГ: Проблема здесь вот в чем. Поп-культура работает как современный миф. Она разлита в воздухе, и я бы не сказал, что хотя бы кто-нибудь от нее свободен. Вы пытаетесь говорить об империи, об «аполлоническом». Как в существующих условиях это может работать?

    АБГ: Я бы сказал, что специфика существующих условий в том, что в них не работает ничего. Повсеместный край. И тем не менее, буду настаивать на утопии!

    СГ: Нет ли в этом, если и не проигрышной позиции, то, как минимум, позиции камикадзе, который готов разбиться о врага, понимая, что его удар, не обязательно несущий победу, будет стоить ему жизни?

    АБГ: В свое время Юкио Мисима сказал, что культура - это взмах меча чудом уцелевшего камикадзе, выбравшегося на берег.

    СГ: С другой стороны, популярные образы позволяют достигать широкого охвата. Не было ли мысли использовать их или, наоборот, строить свои произведения на борьбе с ними? Или это такая образность, которая изначально является скверной, и пользоваться ей нельзя?

    АБГ: Популярный переводится с латинского как народный. В этом смысле я внимательно отслеживаю образные ряды народов большой России.

    СГ: Речь идет об этнографике?

    АБГ: В том числе, и о ней.

    СГ: Я понимаю, что явление, называемое масскультом, это оторванная от всего, наднациональная сущность, но все же это реалия наших дней, с которой нужно как-то иметь дело, возможно, на уровне конфронтации.

    АБГ: Мы все находимся на руинах отечественной культуры. Чудовищный завал, образовавшийся на месте катастрофы, пока что не осмыслен и, неизвестно, осталось ли время для его осмысления. Не исключено, что скоро произойдет следующий этап схлопывания и что процесс примет лавинообразный характер. Отдельные исследования на этот счет никак не связаны со сколько-нибудь влиятельным инструментарием воздействия на нашу здешнюю культуру. Я никогда не понимал, как ограничить нашу территорию. У нас даже в новостях граница прыгает на несколько тысяч километров туда-обратно: то Казахстан наш, то нет. Как обозначить эту территорию со столицей в Москве, чьи границы уточняются?

    СГ: Вообще, мне казалось, что как раз в Евразии с древности границы между государствами были размытыми, а какое-то значение имели столицы и центры провинций. То есть, может быть, важнее не где что-то кончается, а где оно начинается?

    АБГ: Сейчас иначе выглядят расстояния. Если прежде была необходимость в их преодолении, и расстояние было расстоянием, то нынешняя аэрократия, эпоха ракетных систем, а также оружие пятого и шестого поколения в корне меняют ситуацию. Это принципиально иное отсутствие границ.

    СГ: Кто ваша аудитория?

    АБГ: Я обращаюсь ко всем людям доброй воли и совершенно не представляю себе этих людей. Не думаю, что это какая-то одна социальная группа, представители какой-либо одной национальности или сторонники определенной политической партии.

    СГ: Полагаю, что на ваши выставки приходят люди, изначально близкие вам по взглядам, многие из которых состоят в одной с вами организации - Международном евразийском движении . И они разделяют все те ценности, которые вы транслируете.

    АБГ: Вовсе нет. Вчера на выставке были абсолютно полярные, взаимоисключающие люди. Если бы они знали друг друга, они бы очень удивились, повстречавшись в одном месте. Что общего у столичных коллекционеров, носителей, вероятнее всего, глобалистского сознания, и, скажем, старообрядцев, что спасаются, бегут от этого мира, ненавидят его?

    СГ: Если исключить зрителей, которые пришли по профессиональным причинам - коллекционеры, арт-критики и прочие, - то остальные, кто приходят посмотреть искусство, как бы это наивно ни звучало в наших циничных условиях, это те, кто разделяет ваши взгляды. Левые художники столкнулись с тем же…

    АБГ: …кстати, многие считают меня левым художником…

    СГ: …на их выставки, если опять же исключить профессиональных посетителей вернисажей, приходят те, кто итак уже сочувствует их идеям. В таких случаях говорят: проповедуешь перед теми, кто уже принял веру, но не говоришь с другими. У вас есть определенные политические взгляды. Ваше мировоззрение даже выходит за пределы политики - в, скажем так, религиозную область. Предполагается, что это может как-то пропагандироваться.

    АБГ: Поскольку в отличие от концептуалистов я настаиваю на пластических решениях, я как художник веду поиск в области форм. Буквально в области пластической формы. И это, если и не примиряет, то вызывает интерес - опять же, судя по социальным сетям - у абсолютно взаимоисключающих групп.

    СГ: На выставке есть серия работ, которые дублируют друг друга, правда, в разных медиумах - видеопроекция и картины. Картины?..

    АБГ: …архитектурная подача.

    СГ: Отчего так - параллельно статичные и динамичные изображения?

    АБГ: Как знать, может, и здесь единомоментно присутствуют Дионис и Аполлон.

    СГ: У вас присутствует несколько усложненный Тимур Новиков.

    АБГ: Это тханка, преимущественно буддийская форма подачи сакрального материала. Во-первых, это большое евразийское представление. Но, во-вторых, по факту, безусловно, Тимура помним, не забываем, Тимура чтим.

    СГ: Вы - стилист Евразийского движения. Учитывая идейную линию движения, это звучит как некий оксюморон.

    АБГ: Сознательный оксюморон.

    СГ: В чем заключается деятельность стилиста?

    АБГ: Она понята широко, а в то же время предельно конкретно. За мной по факту материализация произносимого, и так вышло, что я единственный, кто занят его пластическим воплощением и зрительными образами. Более того, последние двенадцать лет моя деятельность созвучна ежедневному обновлению такого парадоксального явления, как Международное евразийское движение. И дата исполнения определенных произведений имеет большое значение, поскольку это вехи большого евразийского делания.

    СГ: А на бытовом уровне - вы оформляете сайты, печатные издания?

    АБГ: Само собой, я причастен к созданию наглядной агитации, плакатов, символики, к оформлению съездов, конференций, которые проходят в самых неожиданных местах - от павильона Россия на ВВЦ до замка Бран, замка Дракулы.
    Я обратил внимание на тексты Дугина в конце 1980-х, а, когда в 1994 создавалась Национал-большевистская партия, у основания которой стояли Александр Гельевич Дугин, Эдуард Лимонов, Сергей Курехин и Егор Летов, начал участвовать в их деятельности. НБП создавалась как единственная и уникальная в мировой практике партия талантливых людей. Было бы странно обойти вниманием такое явление.

    Рубиновая кремлевская звезда, изначально сделанная по эскизу советского академика и лауреата пяти сталинских премий Федора Федоровского, входит в число главных образов в творчестве самого известного этатиста в современном русском искусстве

    Еще лет десять назад лишь от одного упоминания имени Беляева-Гинтовта в либеральном лагере арт-сообщества поднимался возмущенный ропот. Кульминацией застарелого противостояния стало вручение художнику Премии Кандинского в 2008 году, которое прошло под скандирование «Позор жюри!» со стороны давнего противника. Скандала в зале оказалось мало. Дальше были и акции протеста, и деление на «своих» и «чужих», и пресса с уклоном в травлю. На волне скандала с премией критики не упустили удовольствия сравнить эстетику Гинтовта с «Триумфом воли» Лени Рифеншталь и монументальной пропагандой Арно Брекера - любимцев руководства Третьего Рейха. Некоторые особенно расстроенные критики дошли до того, что принялись оперировать ярлыками типа «националист» и совсем уж откровенными оскорблениями. Прием запрещенный, но тогда это было довольно распространенной практикой. В первые дни после премии на художника навалились такой толпой, что со стороны стало совсем уж непонятно, кто тут насаждает тоталитаризм, а кто представляет инакомыслие. Наконец, стороны выпустили пар , успокоились. Но не успели все уставшие и довольные вернуться к своим амбразурам, как тут уж масла в огонь подлил сам Гинтовт. Взял и повез новую выставку в Чечню. Да не простую выставку, а с золотыми портретами Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Теперь от этой новости со стульев попадали уже сразу все - и либералы с левыми и патриоты с националистами. По ощущениям, устоять на ногах в тот раз сумели лишь соратники Гинтовта по Евразийскому движению, где художник отвечает за художественный стиль. Евразийцы к тому моменту уже определились, что полностью поддерживают курс президента, - так что ноблес оближ.

    К чему это я ворошу наше недавнее прошлое? Главным образом для понимания, почему разговор об искусстве Алексея Гинтовта до сих пор зачастую идет на повышенных тонах. (К слову, редакция AI в этом смысле тоже неоднородна.) Но все это означает как минимум, что социальный посыл автора, выраженный в его творчестве, мало кого оставляет равнодушным. Уж слишком мощный заряд и слишком четкое послание содержит каждый его проект. Ясное, категоричное, не без перегибов и для многих неудобное. Да и вообще, в умении изощренно взбесить арт-общественность от левого до правого фланга художнику точно не откажешь.

    Художник Алексей Гинтовт (р. 1965, его больше знают по прежней двойной фамилии Беляев-Гинтовт) - москвич, архитектор по образованию. Закончил архитектурный техникум с красным дипломом, потом учился на факультете градостроительства Московского архитектурного института. В перестроечное время Гинтовт был с неформалами: панки, сквоты, нигилисты… В конце 1988-го (для ориентира: это год принятия в СССР закона о кооперации) художник сблизился с деятелями Свободной академии Бориса Юхананова, где ректором кафедры живописи был художник Тимур Новиков . В числе единомышленников - Сергей Курёхин, Олег Гаркуша, Виктор Цой, многие художники и музыканты из тех, кого мы знаем по кругу «Поп-механики» и фильму «АССА». С этими людьми, как рассказывал сам Гинтовт , он совпал по биографии, по судьбе, по мироощущению. Собственно, именно Тимур Новиков и сформулировал ключевую идею, которую вот уже почти 30 лет последовательно развивает Гинтовт. Суть ее кратко описывается на первый взгляд парадоксальным лозунгом: «Будущее - в прошлом». В том смысле, что на сегодняшний день наиболее авангардным является, как ни странно, обращение к традиции, к прежним ценностям, к классической понятной и величественной красоте. Отсюда вышла концепция «новой серьезности» с ее надеждой на торжество центростремительных процессов в государстве. И здесь же надо искать истоки обращения Гинтовта к своему магистральному направлению, которое как только ни называют: традиционализм, новый русский классицизм, имперский авангард, «новый ампир». То есть последующая же встреча художника с Дугиным и принятие им идей евразийства, скорее всего, лишь укрепили и способствовали более четкому акцентированию художественных идей и приемов, которые были найдены гораздо раньше.

    Приемы Гинтовта давно тяготеют к технической лаконичности. В последние десять лет основной инвентарь художника - это холст, черная или красная типографская офсетная краска, золото или имитирующая его поталь, трафареты да голые руки, которыми он наносит краску. Ставку на минимум средств Гинтовт сделал намеренно: «Чем ограниченнее художник в выборе средств, тем значительнее результат. Избыточность вредит проекту. …Мне всегда была важно найти то решение, проще которого быть не может. Продолжая эту линию предельной экономии, можно говорить о том, что рисование отпечатками пальцев - это есть та последняя степень скупости средств». Так, в два цвета, были сделаны уже многие проекты художника, включая его самый знаменитый «Родина-дочь». Победившая на Кандинском-2008 картина «Братья и сестры» - четыреста семнадцать вырезанных в трафаретах лиц, каждое отпечатанное вручную на золоте - как раз принадлежала к этому циклу.

    Но раньше у Гинтовта бывало даже еще более лаконично. Совсем без золота, без краски и без трафаретов. В 2001 году он вместе с коллегой Андреем Молодкиным (скорее всего, помните его доллар и распятие в оргстекле, заполненное нефтью) сделали цикл «Новоновосибирск». Это был проект - мечта о будущей новой столице сильного государства в верховьях Оби. Труд был приложен колоссальный: технически все исполинские четырехметровые работы проекта были нарисованы одними лишь шариковыми ручками. В том проекте впервые прозвучало словосочетание «атомное православие», сформулированное художниками еще за 6 лет до Путина и Холмогорова . Впрочем, в тот момент это был еще не устоявшийся термин, не доктрина, а лишь художественный образ и выразительное название картины с подводной лодкой с рулем в виде креста.

    «Новоновосибирск» был трудоемким, программным, важным, но при этом не самым резонансным проектом Беляева-Гинтовта. Куда более известными до сих пор остаются «Родина-дочь», «Парад Победы 2937» и наделавшая много шума серия «эсхатологических плакатов».

    Центральным произведением цикла «Родина-дочь» стала картина «Братья и сестры». Это как раз за нее Гинтовту дали Премию Кандинского в 2008-м в номинации «Проект года». На 5-метровый холст, покрытый сусальным золотом, художник отпечатками рук, покрытых типографской краской, перенес сюжет знаменитой военной фотографии. Бескрайняя людская толпа у репродуктора напряженно вслушивается в обращение Сталина 3 июля 1941 года - то, в котором впервые прозвучало обращение к народу «…Братья и Сестры! …К вам обращаюсь я…» . Осознание трагедии, момент духовного единения и внутренней мобилизаций.

    «Парад Победы 2937», по замыслу Гинтовта, победители принимают на Красной площади, которая мало изменилась почти за тысячу лет. К счастью, люди к тому времени не исчезли. Более того, обзавелись новыми союзниками: вместе с людьми по площади стройными рядами маршируют инопланетяне. В небе над торжественными колоннами пролетают звездолеты. И на все это смотрит исполинская статуя Ответственности (как противовес статуе Свободы). Звездолеты, конечно, сами имеют форму кремлевских рубиновых звезд. Торжественно и мощно. Стоит ли говорить, что за проект «Парад Победы 2937» Гинтовту снова крепко досталось от арт-критики - дескать, слишком много эпатажных отсылок к эстетике советской пропаганды.

    Что можно сказать о рынке произведений Алексея Гинтовта? Он почти полностью частный и галерейный. То есть довольно закрытый. Выставками занимается галерея «Триумф». На аукционы его работ попадало пока крайне мало, публичных продаж зарегистрировано пока только две. Самая свежая из них, кстати, была зафиксирована на нашем AI Аукционе в начале сентября. Та работа - череп, Адамова голова на золотом фоне - была очень красивая, но маленькая. Выставляемая же на текущих наших торгах «Звезда» в 8 раз больше. Это не просто живопись метрового размера, но и тема самая правильная - любимый художником символ. Так что реалистичные ожидания есть, но в целом не удивимся любому результату, ведь аукционная история пишется на наших глазах.

    Впрочем скупые сведения об аукционных продажах - это, пожалуй, единственный информационный пробел. Других материалов о творчестве Алексея Гинтовта просто море. Одних статей и интервью - десятки, а может сотни. И это очень занимательное чтение. О художнике высказались едва ли не все известные и разбирающиеся люди - от Екатерины Деготь до Александра Боровского. Будущим коллекционерам точно будет интересно - обещаю. Но учтите, что большинство текстов о Гинтовте - эмоциональные, часто адресованные «своим» и «чужим», «друзьям» и «недругам». Одни говорят, что «Очень вызывающе. Я бы такие не взяла». Другие делают вывод: «Значит, хорошие сапоги, надо брать». Читайте всё подряд, но главное - не спешите делать выводы и сразу принимать чью-то сторону. Я бы посоветовал больше доверять даже не рассуждениям искусствоведов, а интервью с самим художником, его выступлениям на youtube и тем материалам, где есть прямая речь. И конечно, самое важное - смотреть побольше картин. А уж дальше положитесь на собственный анализ, интуицию, разумный скептицизм и насмотренный глаз. Для того и делается искусство - чтобы вызывать чувства, мысли, а порой и споры.

    Алексей Юрьевич Беляев-Гинтовт (род. 1965, Москва) - российский художник. Лауреат «Премии Кандинского» за 2008 г. в номинации «Проект года».

    Биография

    В 1985 окончил Московский архитектурно-строительный техникум (отделение жилых и общественных сооружений). В 1985-88 учился в МАРХИ (факультет градостроительства).

    В 1988-1990 участник Свободной Академии, Москва-Санкт-Петербург. В 1990-1994 участник группы «Лаборатория мерзлоты» (далее «ЛМ», совместно с С. Кусковым, К. Преображенским).

    В 1991 году занимает I место на «Первом международном фестивале видеоарта» (г. Ленинград). В 1992-1993 художник журнала интерпретационного искусства «Место печати».

    С 1996 года - стипендиат Международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП (ЮНЕСКО), Париж. В 1997 - участник движения «Новый Русский Классицизм», Санкт-Петербург.

    C 2000 года - участник группы Ф. С. Б. (Фронт Спокойного Благоденствия), совместно с А. Молодкиным

    В 2002-2003 - стилист партии «Евразия». С 2003 года - стилист Международного «Евразийского Движения».

    В 2008 награждён премией Кандинского в номинации «Лучший проект года» за выставку «Родина Дочь».

    Взгляды

    • В студии Царьград ТВ в разговоре о цензуре в современном искусстве: «Мне представляется, что иконоборчество и иконопочитание в изобразительном искусстве и производном от него пластическом искусстве - вот это и есть коллосальный водораздел, где никакого взаимопонимания быть не может. Наша образная система, первообраз в её основе, и безобразие коллективного Запада».

    В каких собраниях работы

    • Государственная Третьяковская галерея.
    • Московский дом фотографии.
    • Коллекция Государственного Русского Музея.
    • Коллекция Академии изящных искусств Т. Новикова, Санкт-Петербург.
    • Новый музей, Санкт-Петербург.
    • Государственная Картинная Галерея, г. Нижний Тагил.

    Персональные выставки

    • 1991 - «Оп» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Галерея-оранжерея, Москва
    • 1991 - «Ой?» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Музей революции, Москва
    • 1991 - «Он» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Галерея «Школа», Москва
    • 1991 - «Ор» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Музей Калинина, Москва
    • 1992 - «Ох» («Вставка») (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Музей палеонтологии, Москва
    • 1993 - «Пасха» («Вставка»). («ЛМ»). Галерея «10 х 10», Санкт-Петербург
    • 1994 - «U-87» (совместно с К. Преображенским). Галерея «Риджина». Москва
    • 1994 - «Вызывает дух». XL Галерея, Москва
    • 1994 - «Стерилизация вещества». Галерея «Obscuri viri», Москва
    • 1995 - «Челюсти-2». XL Галерея, Москва
    • 1995 - «Челюсти-3». XL Галерея, Москва
    • 1996 - «Нижинский. Платиновый век». Argentine, Париж, Франция
    • 1996 - «Platina Aetas - 1» (совместно с А. Молодкиным). Galerie de la Cite, Internationale des Arts, Париж, Франция
    • 1996 - «Platina Aetas 2» (совместно с А. Молодкиным). Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis, Париж, Франция
    • 1996 - «Platina Aetas 111» (совместно с А. Молодкиным).
    • 1996 - Galerie «Nast a` Paris», Париж, Франция
    • 1996 - «Всадники. Платиновый век» (совместно с И. Дмитриевым). Музей Новой Академии Изящных искусств, Санкт-Петербург
    • 1997 - «La Lance de Wotan» (совместно с А. Молодкиным). «AB» Galeries, Париж, Франция
    • 1997 - «850». XL Галерея, Москва
    • 1997 - «Ночь» (совместно с К. Преображенским). TV Галерея, Москва
    • 1997 - «Платиновый век. Костюмированный бал» (совместно с К. Преображенским). ЦСИ, Москва
    • 1998 - «Детям до шестнадцати» XL Галерея, Москва
    • 1998 - «Образ Врага» Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis, Париж, Франция
    • 1999 - «SOLO» Галерея Якут. Ротонда. Москва.
    • 2001 - «Новоновосибирск» Группа «Ф. С. Б.» (А.Беляев-Гинтовт, А.Молодкин и Г.Косоруков) Государственный Русский Музей. СПб.
    • 2001 - «PAX RUSSICA» (совместно с А.Молодкиным). Музей Новой Академии Изящных искусств, Санкт-Петербург
    • 2001 - «Сновидение Samsung» (совместно с А. Молодкиным). Музей сновидений им. З. Фрейда, Санкт-Петербург
    • 2001 - «О спорт, ты мир» Группа « Ф. С. Б.» «Частная галерея», Санкт-Петербург
    • 2001 - «Новоновосибирск» Группа «Ф. С. Б.» Музей архитектуры, Москва
    • 2002 - «Полюс» Группа «Ф. С. Б.». Галерея «Orel Art», «Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis», Париж, Франция
    • 2003 - «Афины» (Совместно с М.Розановым) «Айдан Галерея», Москва
    • 2003 - «SKIN-XITS», Fine-art, Москва
    • 2004 - «Звезда», Якут галерея, Москва
    • 2004 - «Люди длинной воли», ДК «В Почёте», Москва
    • 2005 - «Боевые страницы», Крокин галерея, Москва
    • 2005 - «Privatio», Якут-галерея, Москва
    • 2006 - «Съезд», ВДНХ павильон «Культура», Москва
    • 2006 - «Почва», Якут-галерея, Москва
    • 2008 - «РОДИНА-ДОЧЬ», Галерея «Триумф», Москва
    • 2010 - «Евразийский Парад Победы на Красной площади», Галерея «Триумф», Москва
    • 2012 - «55° 45 20.83 N, 37° 37 03.48 E», Галерея «Триумф», Москва
    • 2013 - "ЖЕСТ", Крокин галерея, Москва