Где проживают берберы в африке. Берберы

Тунис : 102 500
  • Бельгия 22x20px Бельгия : 91 000
  • Италия 22x20px Италия : 39 000
  • Германия 22x20px Германия : 36 000
  • Египет 22x20px Египет : 34 000
  • Мавритания 22x20px Мавритания : 10 500
  • Канада 22x20px Канада : 10 000
  • Великобритания 22x20px Великобритания : 6 100
  • Сенегал 22x20px Сенегал : 2 800
  • Вымер Археологическая культура

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Язык Религия Расовый тип Входит в

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Родственные народы Этнические группы

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Происхождение

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Народности

    Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:

    1. Амацирги проживают в северном Марокко , на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф , от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла .
    2. Народ шиллу в южном Марокко , занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт , часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана .
    3. Кабилы - народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).
    4. Шауйя - народ в Алжире , населяет Орес (2 325 000 человек). Главный город - Батна . Известные представители - Массинисса , аль-Кахина и Ламин Зеруаль - 4-й президент Алжира)[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .
    5. Берберы Сахары , населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб , или мозабиты , берберы, населяющие Хадам , Сокну (на границе Феццана), Аудшилу , Сиву , народность туарегов .

    Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей , частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов .

    История

    Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях .

    См. также

    • Матмата и Татауин - памятники традиционной берберской архитектуры, изображённые в киносаге «Звёздные войны » как планета Татуин .

    Напишите отзыв о статье "Берберы"

    Примечания

    1. .
    2. .
    3. .
    4. .
    5. .
    6. .
    7. .
    8. .
    9. .
    10. .
    11. .
    12. .
    13. .
    14. .
    15. .
    16. .
    17. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. пер. с немецкого Л.Кайсарова // «Die Volker der Erde». - М .: Аст, Kunth, 2009. - С. 54. - 143 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-059220-3.
    18. Бени-мезаб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Литература

    • Берберы //

      Отрывок, характеризующий Берберы

      Раймон де Перейль оставался жить. Он не шёл на костёр с остальными. Он оставался, чтобы помочь оставшимся, кто не имел никого, чтобы их защитить. Он был владельцем замка, сеньором, который честью и словом отвечал за всех этих людей. Раймонд де Перейль не имел права так просто умереть. Но для того, чтобы жить, он должен был отречься от всего, во что столько лет искренне верил. Это было страшнее костра. Это было ложью. А Катары не лгали... Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за какую цену, сколь высокой она бы ни оказалась. Поэтому и для него жизнь кончалась сейчас, со всеми... Так как умирала его душа. А то, что останется на потом – это уже будет не он. Это будет просто живущее тело, но его сердце уйдёт с родными – с его отважной девочкой и с его любимой, верной женой...

      Перед Катарами остановился тот же маленький человечек, Хюг де Арси. Нетерпеливо топчась на месте, видимо, желая поскорее закончить, он хриплым, надтреснутым голосом начал отбор...
      – Как тебя зовут?
      – Эсклармонд де Перейль, – последовал ответ.
      – Хюг де Арси, действую от имени короля Франции. Вы обвиняетесь в ереси Катар. Вам известно, в соответствии с нашим соглашением, которое вы приняли 15 дней назад, чтобы быть свободной и сохранить жизнь, вы должны отречься от своей веры и искренне поклясться в верности вере Римской католической церкви. Вы должны сказать: «отрекаюсь от своей религии и принимаю католическую религию!».
      – Я верю в свою религию и никогда не отрекусь от неё... – твёрдо прозвучал ответ.
      – Бросьте её в огонь! – довольно крикнул человечек.
      Ну, вот и всё. Её хрупкая и короткая жизнь подошла к своему страшному завершению. Двое человек схватили её и швырнули на деревянную вышку, на которой ждал хмурый, бесчувственный «исполнитель», державший в руках толстые верёвки. Там же горел костёр... Эсклармонд сильно ушиблась, но тут же сама себе горько улыбнулась – очень скоро у неё будет гораздо больше боли...
      – Как вас зовут? – продолжался опрос Арси.
      – Корба де Перейль...
      Через коротенькое мгновение её бедную мать так же грубо швырнули рядом с ней.
      Так, один за другим Катары проходили «отбор», и количество приговорённых всё прибавлялось... Все они могли спасти свои жизни. Нужно было «всего лишь» солгать и отречься от того, во что ты верил. Но такую цену не согласился платить ни один...
      Пламя костра трескалось и шипело – влажное дерево никак не желало гореть в полную мощь. Но ветер становился всё сильнее и время от времени доносил жгучие языки огня до кого-то из осуждённых. Одежда на несчастном вспыхивала, превращая человека в горящий факел... Раздавались крики – видимо, не каждый мог вытерпеть такую боль.

      Эсклармонд дрожала от холода и страха... Как бы она ни храбрилась – вид горящих друзей вызывал у неё настоящий шок... Она была окончательно измученной и несчастной. Ей очень хотелось позвать кого-то на помощь... Но она точно знала – никто не поможет и не придёт.
      Перед глазами встал маленький Видомир. Она никогда не увидит, как он растёт... никогда не узнает, будет ли его жизнь счастливой. Она была матерью, всего лишь раз, на мгновение обнявшей своего ребёнка... И она уже никогда не родит Светозару других детей, потому что жизнь её заканчивалась прямо сейчас, на этом костре... рядом с другими.
      Эсклармонд глубоко вздохнула, не обращая внимания на леденящий холод. Как жаль, что не было солнца!.. Она так любила греться под его ласковыми лучами!.. Но в тот день небо было хмурым, серым и тяжёлым. Оно с ними прощалось...
      Кое-как сдерживая готовые политься горькие слёзы, Эсклармонд высоко подняла голову. Она ни за что не покажет, как по-настоящему ей было плохо!.. Ни за что!!! Она как-нибудь вытерпит. Ждать оставалось не так уж долго...
      Мать находилась рядом. И вот-вот готова была вспыхнуть...
      Отец стоял каменным изваянием, смотря на них обеих, а в его застывшем лице не было ни кровинки... Казалось, жизнь ушла от него, уносясь туда, куда очень скоро уйдут и они.
      Рядом послышался истошный крик – это вспыхнула мама...
      – Корба! Корба, прости меня!!! – это закричал отец.
      Вдруг Эсклармонд почувствовала нежное, ласковое прикосновение... Она знала – это был Свет её Зари. Светозар... Это он протянул руку издалека, чтобы сказать последнее «прощай»... Чтобы сказать, что он – с ней, что он знает, как ей будет страшно и больно... Он просил её быть сильной...
      Дикая, острая боль полоснула тело – вот оно! Пришло!!! Жгучее, ревущее пламя коснулось лица. Вспыхнули волосы... Через секунду тело вовсю полыхало... Милая, светлая девочка, почти ребёнок, приняла свою смерть молча. Какое-то время она ещё слышала, как дико кричал отец, называя её имя. Потом исчезло всё... Её чистая душа ушла в добрый и правильный мир. Не сдаваясь и не ломаясь. Точно так, как она хотела.
      Вдруг, совершенно не к месту, послышалось пение... Это присутствовавшие на казни церковники начали петь, чтобы заглушить крики сгоравших «осуждённых». Хриплыми от холода голосами они пели псалмы о всепрощении и доброте господа...
      Наконец, у стен Монтсегюра наступил вечер.
      Страшный костёр догорал, иногда ещё вспыхивая на ветру гаснущими, красными углями. За день ветер усилился и теперь бушевал во всю, разнося по долине чёрные облака копоти и гари, приправленные сладковатым запахом горелой человеческой плоти...
      У погребального костра, наталкиваясь на близстоявших, потерянно бродил странный, отрешённый человек... Время от времени вскрикивая чьё-то имя, он вдруг хватался за голову и начинал громко, душераздирающе рыдать. Окружающая его толпа расступалась, уважая чужое горе. А человек снова медленно брёл, ничего не видя и не замечая... Он был седым, сгорбленным и уставшим. Резкие порывы ветра развевали его длинные седые волосы, рвали с тела тонкую тёмную одежду... На мгновение человек обернулся и – о, боги!.. Он был совсем ещё молодым!!! Измождённое тонкое лицо дышало болью... А широко распахнутые серые глаза смотрели удивлённо, казалось, не понимая, где и почему он находился. Вдруг человек дико закричал и... бросился прямо в костёр!.. Вернее, в то, что от него оставалось... Рядом стоявшие люди пытались схватить его за руку, но не успели. Человек рухнул ниц на догоравшие красные угли, прижимая к груди что-то цветное...
      И не дышал.
      Наконец, кое-как оттащив его от костра подальше, окружающие увидели, что он держал, намертво зажав в своём худом, застывшем кулаке... То была яркая лента для волос, какую до свадьбы носили юные окситанские невесты... Что означало – всего каких-то несколько часов назад он ещё был счастливым молодым женихом...
      Ветер всё так же тревожил его за день поседевшие длинные волосы, тихо играясь в обгоревших прядях... Но человек уже ничего не чувствовал и не слышал. Вновь обретя свою любимую, он шёл с ней рука об руку по сверкающей звёздной дороге Катар, встречая их новое звёздное будущее... Он снова был очень счастливым.
      Всё ещё блуждавшие вокруг угасающего костра люди с застывшими в горе лицами искали останки своих родных и близких... Так же, не чувствуя пронизывающего ветра и холода, они выкатывали из пепла догоравшие кости своих сыновей, дочерей, сестёр и братьев, жён и мужей.... Или даже просто друзей... Время от времени кто-то с плачем поднимал почерневшее в огне колечко... полусгоревший ботинок... и даже головку куклы, которая, скатившись в сторону, не успела полностью сгореть...

    Нидерланды : 158 000
  • САДР САДР : 144 000
  • Тунис Тунис : 102 500
  • Бельгия Бельгия : 91 000
  • Италия Италия : 39 000
  • Германия Германия : 36 000
  • Египет Египет : 34 000
  • Мавритания Мавритания : 10 500
  • Канада Канада : 10 000
  • Великобритания Великобритания : 6 100
  • Сенегал Сенегал : 2 800
  • Народности


    Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:

    1. Амацирги проживают в северном Марокко , на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф , от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла .
    2. Народ шиллу в южном Марокко , занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт , часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана .
    3. Кабилы - народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).
    4. Шауйя - народ в Алжире , населяет Орес (2 325 000 человек). Главный город - Батна . Известные представители - Массинисса , аль-Кахина и Ламин Зеруаль - 4-й президент Алжира).
    5. Берберы Сахары , населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб , или мозабиты , берберы, населяющие Хадам , Сокну (на границе Феццана), Аудшилу , Сиву , народность туарегов .

    Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей , частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов .

    История

    Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях .

    См. также

    • Матмата и Татауин - памятники традиционной берберской архитектуры, изображённые в киносаге «Звёздные войны » как планета Татуин .

    Напишите отзыв о статье "Берберы"

    Примечания

    1. .
    2. .
    3. .
    4. .
    5. .
    6. .
    7. .
    8. .
    9. .
    10. .
    11. .
    12. .
    13. .
    14. .
    15. .
    16. .
    17. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. пер. с немецкого Л.Кайсарова // «Die Volker der Erde». - М .: Аст, Kunth, 2009. - С. 54. - 143 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-059220-3 .
    18. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Антология берберской литературы (кабилы). Т.I - II в IV частях / Сост. и отв. ред. С. В. Прожогина. М.: Институт востоковедения РАН, 2001.- 871 с.
    • Brett, Michael; Fentress, Elizabeth (1997) [ISBN 0-631-16852-4 ], The Berbers (The Peoples of Africa), – Ты дуг"ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег"вого не пг"ивел?
      Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
      – Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.
      – Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо…
      – Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова.
      – Вот я те всыплю сотню гог"ячих, ты и будешь дуг"ака то ког"чить, – сказал Денисов строго.
      – Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу.
      – Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча.
      Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
      Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
      Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
      Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
      – Ну, г"асскажи ты мне пг"о себя, – сказал он.

      Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
      Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.
      Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола.
      Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью.
      Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.
      – Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.
      – В самую главную… – повторил Денисов, улыбаясь.
      – Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, – продолжал Петя, – ну что вам стоит? Ах, вам ножик? – обратился он к офицеру, хотевшему отрезать баранины. И он подал свой складной ножик.
      Офицер похвалил ножик.
      – Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких… – покраснев, сказал Петя. – Батюшки! Я и забыл совсем, – вдруг вскрикнул он. – У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый – и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что нибудь сладкое. Хотите?.. – И Петя побежал в сени к своему казаку, принес торбы, в которых было фунтов пять изюму. – Кушайте, господа, кушайте.
      – А то не нужно ли вам кофейник? – обратился он к эсаулу. – Я у нашего маркитанта купил, чудесный! У него прекрасные вещи. И он честный очень. Это главное. Я вам пришлю непременно. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, – ведь это бывает. Я взял с собою, у меня вот тут… – он показал на торбы, – сто кремней. Я очень дешево купил. Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все… – И вдруг, испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел.
      Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе барабанщике представилось ему. «Нам то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся.

    Истории некоторых народов читаются как приключенческие книги..

    Один из таких народов - БЕРБЕРЫ..

    Основные жители Марокко не арабы - амазахи (греч. берберы). Откуда племена этих светлокожих, худощавых высоких мужчин и изящных красивых женщин появились когда-то в Африке, — до сих пор не известно.

    Но случилось это за много сотен лет до того, как эти земли завоевали арабы и даже до прихода финикийцев. Сейчас многие амазахи ассимилировали с местным населением арабской или африканской внешности, но осталось и немало «чистых» представителей.

    (Известные люди амазахского происхождения: Зидан Зинедин, Изабель Аджани, Эдит Пиаф...)

    Бербе́ры (от греч. βάρβαροι, лат. barbari; самоназвание амазах — господарь, свободный, благородный человек) — общее название коренных жителей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Говорят на бербергских языках. По религии — сейчас в основном мусульмане-сунниты, но сохранили целый ряд этнических обычаев. Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка.

    Спорно, но весьма вероятно родство берберов и ГУАНЧЕЙ.

    Вероятно, самоназвание амазахи — это то же что древние египтяне называли «Машуеш» (одно из ливийских племен), Геродот — Максиес/ Мазиес (о Ливии), также в античности жителей северных берберов называли Масилы в Нумидии (Алжир и Тунис) и Масасилы (запад Алжира и Марокко). Приставка «мас, мес - маз, мез», которая применялась к именам нумидийских царей (Массиниса, например), встречается до сих пор в фамилиях североафриканцев: Мазари, Мазуни, Мазали, Мзали, Месали, Месис и пр. Также, название деревни Amagaz (произнести а-Магесс), восточная Кавилия.

    Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:

    1. Амацирги — проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.

    2. Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт.

    3. Кабилы — народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).

    4. Шауйя — народ в Алжире, населяет Орес. Главный город — Батна.

    5. Туареги — берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами.

    Большинство берберов сегодня живёт в горах. Берберских деревень множество. Дома из сложенного красного местного камня или мазанки из такого же цвета глины расположены в зелени речных долин у склонов гор.

    ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

    Гараманты (греч. Γαράμαντες) — древний народ Сахары. Впервые упоминаются Геродотом (около 500 г. до н. э.) как «очень великий народ» (судя по археологическим данным, их государство возникло намного ранее, в конце II тыс. до н. э.). Имели европеоидный облик.

    В VIII веке до н. э. государство гарамантов уже включало в себя весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительную часть Мармарики. Цивилизация гарамантов была весьма высокоразвита технологически. Геродот писал о них, как о воинственных, отчаянных и задиристых племенах, проникавших, на запряжённых четвёрками лошадей колесницах, глубоко в степные, ещё тогда, просторы северной Африки.

    Государство гарамантов было аннексировано Римом в 19 году до н. э. Окончательно ассимилированы арабами гараманты в VII веке н. э. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали так званое древней письменностью тифинаг (другое название «древнеливийское»).

    Тифинаг или Тифиниг, скорее всего, произошел от древнеберберского

    Как считают некоторые исследователи, многие слова берберских диалектов имеют индоевропейские корни. Тем не менее, язык берберов учёные относят к семито-хамитским.

    Конечно, языки у соседних народов смешиваются, и влияние семитов на берберов многовековое.

    Но основа языка, если её очистить от «грима» многочисленных завоевателей окажется не семитская!

    КАБИЛЫ (от арабского qabîlah — племя)

    народ группы берберов на севере Алжира. Говорят на северной ветви берберо-ливийских языков. Письменность на основе латинской графики. Распространены также французский и арабский языки.

    Предпринимаются попытки возрождения древней письменности тифинаг (другое название «древнеливийское»), сохранившейся в вышивках и т. п. (её хранители — в основном женщины). Кабилы составляют большинство членов местных партий «Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил» и др.

    Живут в основном в Алжире в горах Большая и Малая Кабилия (историческая область Кабилия) к востоку от г. Алжир. Численность в Алжире ок. 3 млн чел. (2007, оценка). Живут также во Франции (676 тыс. чел.), Бельгии (50 тыс. чел.), Великобритании (св. 3 тыс. чел.). Общая численность 4 млн чел, по некоторым источникам — до 6 млн чел.

    Поселения обычно располагаются на вершине горы и имеют 2 улицы: внутреннюю — для женщин и внешнюю — для мужчин; тесно поставленные друг к другу дома обращены наружу глухими стенами.

    Жители поселения образуют общину (таддарт, джамаат), возглавляемую вождём (амин, амеккран); она подразделяется на группы (адрум), включающие несколько родственных (в 4-5-м поколении) патрилинейных объединений (тараррубт), состоящих из больших патриархальных семей (ахам — букв. большой дом).

    Сохранился доисламский фолкльер. В кавильской фолкльоре есть своя птица-феникс, это сокол (или ястреб), вернее самка сокола, то есть соколиха, Tha-Nina (tha - женский артикль, подобно французскому La). По своему символизму и значению для нас она не уступает нашей жар-птице. Она является символом возрождения, женской красоты и просто женским именем.

    Защитные символы наносимые хной призваны оберегать женщину в наиболее важные периоды жизни — свадьба, беременность, затем роды. Рисунки на лице,шее, декольте — в основном это Северная Африка, Марокко — это уже другая традиция, называемая harquus («харкуз»).

    Для harquus используется не хна, а другие красящие смеси, черного цвета. Рисунки в стиле harquus часто можно видеть на лицах танцовщиц трайбл-беллиденс и соответствующие украшения на теле в виде рисунков и татуировок дополняют образ.

    ТУАРЕГИ (самоназвание — имощаг, имошаг) —

    народ группы берберов в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. В прошлом, крайне агрессивный народ-захватчик.

    По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских обычаев, как например, матрилинейную родовую организацию и ортокузенный брак по материнской линии. Несмотря на то, что современные туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

    Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным.

    Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

    Древние туагеры были белыми и состояли из каст. Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Считали жизнь всего лишь игрушкой, поэтому не боялись ее потерять или отобрать у других, поэтому отличались свободным нравом.

    Положение женщины определялось количеством любовников и воздыхателей. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. (Колин М. Тернбул. Человек в Африке)

    Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара, здесь Тин-Хинан стала царицей.

    Самые прекрасные, моложые и сильные мужчины-поклонники приезжали к ней для совокупления, потом она их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки — племя вассалов. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.

    В XI в. арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации. По иронии судьбы, современные туареги ассимилировали с чернокожим населением.

    В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле, создали несколько просуществовавших недолго государственных образований, такие как Султанат Агадес; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда (город-государство на территории Нигера, в оазисе на западе нагорья Аир, существовавшее в Средние века.).

    Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти (Туарегское восстание 1916-1917). Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

    Туареги стали прообразом для народа фременов в эпической серии Френка Герберта «Дюна».

    Здесь приедставлены преймущественно фотограффии кабилов (наследственные амазихи) и несколько туарегов (ассимилированные амазахи):

    Рисунки, которыми украшают себя амазахские красотки.

    Чтоб не скучно было, вот вам основные элементы русского народного орнамента.



    А вот как украшают своё тело амазаханочки в тех местах, что скрыты от посторонних глаз.

    Так получилось, что фотограф больше внимания уделили именно женщинам племени. Осуждать его за это невозможно, потому, что берберские девушки невероятно красивы, но я заметил и другую деталь:

    Роль женщин народа амазахов абсолютно не стыкуется со сложившимися понятиями о берберских племенах. Вам придёт в голову, глядя на эти лица, что они на положении бесправных рабынь, как это принято у арабов?

    Нет. Очевидно, что женщины амазахов если и не руководят мужчинами, то не поражены в правах нисколько. И чувствуется огромная забота о детях. Амазахские девочки чувствуют себя принцессами, в отличии от детей в мусульманских арабских странах.

    Вызывает огромное уважение тот факт, что эти дикие негры сохранили самобытность своей культуры ни смотря ни на что.

    С чувством досады я осознал, что они в быту более похожи на русских, чем сами русские.
    Это уже очень серьёзно. На скулах девушки шестилучевые солнечные кресты. В славянской символике мне известен почти такой же:



    Обратите внимание на фразу: — "Использовался как НАТЕЛЬНЫЙ оберег". Ну просто так совпало.

    Случайно современные негры использую ту же символику, что и наши предки на Руси тысячелетия назад.

    Зинедин Зидан также берберского происхождения


    Ничего не напоминает? У русов такой головной убор называется сорока.

    Внизу славянка


    Этот портрет Сделан в одном из вырытых в грунте домов, где живут берберы в Тунисе
    Меня поразил облик этой женщины. Что-то в нём наше, славянское
    Посмотрите, как завязан платок.


    Это поразительно, как огромный народ, несмотря на все свои исторические беды, не просто сохранил себя, но ещё и расплодился так, что стоя в любой точке Атласских гор, можно увидеть сразу до десятка берберских деревень. А сколько берберов сегодня проживает в Ливии, Тунисе, Алжире!

    Кто-то ещё верит в то, что крест это христианский символ? И означает он предмет, ставший орудием казни? Ну ну... интересно, что бы сейчас было на куполах христианских церквей, если бы Иисуса зарубили бы топором?

    Не отпускает ощущение того, что с этим парнем я учился в одном классе. Его предки были потомственные казаки из станицы Холмская на Кубани. Я бывал там, половина станицы носит одни и те же лицо и волосы. В точности как негр на этом фото.

    Историки считают финикийцев основателями буквенной письменности, мол это они весь мир научили писать. Теперь взгляните на амазахскую азбуку, и проникнитесь осознанием того, что амазахи жили на своих землях в Марокко до того как туда попали финикийцы. Получается, что мореходы торговцы и пираты увидели АзБуку именно у берберов?

    БЕРБЕРЫ, группа народов, коренное население Северной Африки. Составляют около 50% населения Марокко, около 25% населения Алжира; живут также в Тунисе, Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и др. Общая численность около 30 миллионов человек, в том числе в странах Европы - 3 миллиона человек (2005, оценка). Говорят на берберо-ливийских языках: берберы Марокко [тамазигт (тамазигхт, имазигхен, берабер) и шильх (язык - ташельхит) Атласских гор; рифы, сенхажа и другие зенетские группы], Алжира (зенетские народы шавийя, шенуа; кабилы, так называемые берберы сахарских оазисов), Туниса (джерба, сенед и др.), нефуса и зуара в Ливии - на языках северной группы; авджила (ауджила), сокна и др. берберы оазисов Ливии, сиуа на северо-западе Египта - на языках восточной группы; туареги - на языках южной группы; зенага в Мавритании - на языках западной группы. Верующие в основном мусульмане-сунниты (преимущественно маликиты), распространён хариджизм (о. Джерба в Тунисе, область Мзаб в Алжире, Сиджильмаса в Марокко и др.), есть иудаисты и христиане.

    О древней истории предков берберов смотри в статье Ливийцы. После арабских завоеваний Магриба с конца 7 века и особенно в 11-12 веках происходит их арабизация и исламизация, берберы вытесняются в горные и пустынные районы.

    Основные традиционные занятия - кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот), пашенное земледелие (ячмень, просо, пшеница, садоводство). В оазисах занимаются земледелием, огородничеством, транзитной караванной торговлей. Племена (такбильт) управляются вождями (агеллид, амгар) и советами старейшин (берберский имзран, арабский джмаа), разделяются на кланы (лефф, игхс). Центром племенной территории у оседлых групп служит укреплённое поселение (берберские - тигремт, дшар; арабский - касба, ксар); характерны башни-зернохранилища. Сохраняется общинное землепользование (арш), распространены временные межклановые союзы (тиуизи), взаимопомощь, например в выпасе скота (тауаллат). Кочевники живут в шатрах (берберский тахамт, арабский хима), стоянки имеют круговую планировку (дуар, мдуар). Распространены религиозно-мистические марабутские братства с развитой системой профессионально-корпоративных объединений, восходящие к суфийским орденам-тарикатам.

    Устное творчество. Устная поэзия более всего развита у кабилов и шильх. Популярны лирические стихотворения: отдельные (асефра) и объединённые в поэтические циклы (тизрарин). В эпической поэзии воспеваются доблесть и отвага предков, жизнь пророка Мухаммеда и святых. В поэзии шильх встречаются эпические поэмы религиозного и сатирического содержания (тамдгаазжи). В поэмах-имайт речь идёт о дружбе, любви и любовных страданиях. Короткие поэмы (тайфферт) рассказывают о жизни соплеменников, войнах и праздниках. Поэмы-излан посвящены повседневной жизни. Хади - поэма с религиозной окраской («Поэма о Саби», герой которой отправился в ад ради спасения родителей).

    Многочисленны и разнообразны сказки. Сказки о животных предназначены для всех, бытовые - в основном для мужской аудитории. Волшебные сказки берберов Магриба рассказывают только женщины в женской и детской аудитории. Существует запрет рассказывать сказки днём. Центральный герой сказок о животных - Шакал (существует несколько циклов о нём). Бытовые сказки повествуют о ворах, разбойниках, об отгадывании загадок, о плутах, о неверных жёнах, о дураках и др. Популярны сказки о сироте, сказки о знаменитом берберском плуте (Си Джоха в Марокко, Си Джеха в Алжире), близком среднеазиатскому Ходже Насреддину. Среди сюжетов волшебных сказок - как широко известные во всём мире, так и чисто берберские. Существует множество пословиц и поговорок.

    Музыкально-поэтические жанры - аферди (распев загадок), ташерафт (пастушеские песни), атемши, или изли (песни-поэмы), ахваш (массовая песня-танец, Марокко); ахеллиль, тагеррабт (круговые праздничные песни-танцы, Алжир). Характерно респонсорное пение с танцами в сопровождении инструментального ансамбля, состоящего обычно из духовых и мембранофонов. Среди традиционных инструментов (частью арабского происхождения): язычковые - зорна, гаита; тростниковая флейта касаба (гасба); барабан табль; бубны - бендир, тариджа; лютня гуинбри (её предшественница - древнеегипетская лютня с длинной шейкой). Основные инструменты туарегов - 1-струнный смычковый имзад (анзад; женский инструмент), 1-струнный щипковый гугей, плоские барабанчики ганга, литавра-ступа тинди. В горах Среднего Атласа практикуется особый вид игры на бубнах - сольная виртуозная импровизация, сопровождаемая сложными ритмическими фигурами на фоне опорного ритма, в северных предгорьях - полиритмическая игра на барабанах и бубнах. Сохраняются традиции музыкально-поэтических состязаний; между выступлениями солистов-импровизаторов мужской и женский хоры танцуют в сопровождении бубнов. Музыка всех бербероязычных групп опирается на диатонические звукоряды, на юге Марокко и Туниса используется пентатоника. К концу 20 века распространились городские танцевально-песенные формы - женские (хувара) и мужские (дабка; приурочены к мусульманскому календарю, включают игру на барабане в форме песочных часов - агваль).

    Лит.: Жюльен Ш.-А. История Северной Африки. М., 1961. Т. 1-2; Ментешашвили 3. А. Берберы в общественно-политической жизни Марокко (50-70-е годы XX век). М., 1982; Лев Африканский. Африка - третья часть света. Л., 1983; Гаудио А. Цивилизации Сахары. М., 1985; Лот А. Туареги Ахаггара. М., 1989; Видясова М. Ф. Социальные структуры доколониального Магриба. М., 1987; Ланда Р. Г. От руин Карфагена до вершин Атласа. М., 1991; Дьяков Н. Н. Марокко: история, культура, религия. СПб., 1993. Н.Н. Дьяков; И. Г. Кушке, О. В. Русанова, А. С. Алпатова (устное творчество).

    БЕРБЕРЫ

    группа народностей, живущих гл. обр. в странах Сев. Африки и в древности являвшихся осн. населением этих стран. Древнее самоназвание Б. было, по-видимому, мазиг. Оно сохранилось в этнонимах ряда групп Б. (напр., туареги наз. себя имошаг). Берберские языки (нек-рые лингвисты считают их диалектами) принадлежат к семито-хамитской семье, составляя в ней особую группу. Общая числ. говорящих на берберских языках ок. 5 млн. ч. (1959).

    Предки Б., жившие к З. от Египта, впервые упоминаются в егип. надписях кон. 4-го тыс. до н. э. под назв. техену. Позднее (в эпоху Нового царства) для обозначения племен, живших к З. от Египта, у древних египтян появились назв. ребу или лебу (откуда происходит назв. ливийцы). Др.-греч. писатели распространили термин. ливийцы на население стран Магриба, а рим. авторы называли жителей его маврами, нумидийцами, гетулами и т. д. На происхождение этнонима Б., появившегося вскоре после арабского завоевания Сев. Африки (7-8 вв.), имеются различные точки зрения. Наиболее основательным представляется мнение, что этот этноним восходит к греческому barbaros и первоначально употреблялся арабами в значении "не араб", "неверный". Ко времени араб. завоевания у одних групп берберских племен (масмуда и часть санхаджа) осн. отраслью х-ва было оседлое земледелие, у других (часть санхаджа и группа зената) - кочевое или отгонное скотоводство. Большинство Б. к приходу арабов лишь завершало переход к классовому (феод.) строю. У части Б. Туниса и Вост. Алжира еще в 1-м тыс. до н. э. сложились рабовладельч. отношения, к-рые ко времени араб. завоевания сменялись феодальными.

    После завоевания Магриба арабами начался процесс арабизации Б. и восприятия ими религии завоевателей - ислама, чему способствовала близость культуры и языков арабов и Б. Этот процесс усилился с 11-12 вв., когда произошло переселение больших араб. кочевых племен хилаль и сулейм в страны Магриба. К концу средневековья араб. яз. стал языком осн. массы Б. Наряду с этим шел процесс берберизации отд. араб. групп. Т. о., совр. арабоязычные народы Магриба являются в большой мере потомками Б., воспринявших язык, культуру и религию арабов. В наст. время берберское население, отличающееся от арабов Сев. Африки в осн. по языку, сосредоточено гл. обр. в изолированных горных р-нах и в оазисах Сахары. Наиболее значительно число Б., включая и двуязычных, т. е. говорящих также по-арабски, в Марокко - ок. 30% и в Алжире - ок. 15% коренного населения этих стран. В Марокко осн. группами Б. являются племена риф на С., берабер в центр. части и шлех - на Ю.-З., в Алжире - кабилы, и туареги. Последние живут также в Зап. и Центр. Судане. В Тунисе, где Б. менее 2%, они живут преим. на Ю. и на о. Джерба; в Ливии (ок. 7%) - в нек-рых горных р-нах (Джебель-Нефуса и др.) и оазисах. Небольшая группа Б. имеется в Египте - в оазисе Сива. В Мавритании живут Б. - зенаг. Осн. занятия Б. - земледелие, садоводство и скотоводство. Ремесло, в прошлом развитое, за время колониального господства пришло в упадок. Часть Б., особенно в Марокко и Алжире, занята в пром-сти. В культуре совр. Б. сохраняются отд. элементы древней берберской культуры.

    Лит.: Бернар О., Сев. и Зап. Африка, пер. с франц., M., 1949; Народы Африки, M., 1954; Чураков М. В., Берберы и арабы в этнич. истории Алжира, "СЭ", 1955, No l; Basset A, La langue berbere, L. - N. Y. - Toronto, 1952; Bousquet G. H., Les berberes (Histoire et institutions), R., 1957 (имеется библ.)

    Г. А. Нерсесов. Москва.


    Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

    Смотреть что такое "БЕРБЕРЫ" в других словарях:

      берберы - мн. berbères adj. Отн. к берберам, племенам Северной Африки. Барбарские суда <суда берберов>. Бескровный 106. Берберы Риму отсрочили час декаданса, послав двух сынов, двух <императоров> Северов. Белый Офейра. Лекс. МАС 1957: бербе/ры … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      Современная энциклопедия

      - (самоназвание амахаг) группа народов (тамазигхт, риф, шильх, туареги, кабилы, шауйя и др.), коренное население Сев. Африки, Центрального и Зап. Судана. 11,52 млн. человек (1992). Говорят на берберо ливийских языках. По религии в основном… … Большой Энциклопедический словарь

      БЕРБЕРЫ, ов, ед. ер, а, муж. Группа народов, составляющих коренное население Северной Африки. | жен. берберка, и. | прил. берберский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      БЕРБЕРЫ, БЕРБЕРИЙЦЫ Общее название покоренных в VII в. арабами и обращенных в ислам первобытных обитателей Северной Африки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

      Берберы - (Berbers), народ, с доистор. времен населявший Сев. и Сев. Зап. Африку. Геродот описал неск. племен Б. По видимому, у них не было гос. образований, хотя временами они объединялись, напр, для борьбы с рим. господством. Их крайняя суровость и… … Всемирная история

      Берберы - (самоназвания амазиг, амахаг), включает также близкие к основному этносу народности: риф, шильх, тамазигхт, кабилы, шауйя, туареги, группа народов общей численностью 11520 тыс. чел. Основные страны расселения: Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      У этого термина существуют и другие значения, см. Бербер. Берберы … Википедия

      Ов; мн. Группа народов, населяющих преимущественно страны Северно Западной Африки; представители этих народов. ◁ Бербер, а; м. Берберка, и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. Берберский, ая, ое. Б ие племена, языки. * * * берберы (самоназвание амахаг) … Энциклопедический словарь

      берберы - БЕРБЕРЫ, ов, мн (ед бербер, а, м). Группа народов, составляющих коренное население Северной Африки Марокко, Алжира, Ливии, Туниса; люди, принадлежащие к этой группе народов; близкородственные берберские языки одна из ветвей афразийской (семито… … Толковый словарь русских существительных

    Книги

    • Падение Гренады. Изгнание мавров из Испании , М. Фельде. Санкт-Петербург, 1912 год. Типография Товарищества "Общественная польза" . Издание с 4 раскрашенными картинами по акварелям Е. Граве и с 52 рисунками в тексте. Профессиональный новодельный…