Галерея помещиков в поэме Н. Гоголя “Мертвые души”

Галерея образов помещиков . В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь ставит перед собой цель показать широкую панораму жизни России, характер рус­ского человека, дальнейшую судьбу русского общества. Поэтому форма путешествия, предоставляющая писателю именно такую возможность, наиболее удобна для повествования. Герой, Павел Иванович Чичиков, приезжает в город N, знакомится с чиновни­ками и получает от них приглашения посетить их усадьбы. Это первая глава, являющаяся своеобразным вступлением. А далее следуют пять глав, в которых писатель изображает визиты Чи­чикова к помещикам, олицетворяющим собой «благородное» со­словие России, «хозяев жизни».

Рисуя характеры героев, автор стремится доказать читателю, что они типичны для русского общества того времени. Как писа­тель-реалист, Гоголь создает типические характеры. Он обладает даром ярко выставлять пошлость жизни, используя для этого разные приемы. Например, в первой главе Гоголь как бы мимо­ходом набрасывает портреты чиновников. Толстых и тоненьких, приобретателей и расточителей. Толстые - люди серьезные, солидные, «наружного блеска не любят», «зато в шкатулках бла­годать божия». Купив себе то дом на имя жены, то деревеньку, затем и «село со всеми угодьями», толстые, заслужив «всеобщее уважение», выходят в отставку и становятся хлебосольными рус­скими помещиками. А тоненькие - люди легкомысленные, заня­ты больше тем, что развлекаются и ухаживают за дамами, поэто­му «у тоненького в три года не останется ни одной души, не зало­женной в ломбард», это те самые «наследники», что проматывают накопленное толстыми.

Образы помещиков даны Гоголем в том же ключе: приобрета­тели и расточители чередуются в поэме. Но у каждого героя есть еще и свои типические черты: Гоголь умеет найти и выделить не­повторимую черту облика персонажа, раскрывающую его внут­реннее содержание. Еще один аспект авторского замысла - по­казать «омертвление» души, поэтому писатель подробно харак­теризует их быт: усадьбу, интерьер, образ жизни. И наконец, важную роль в характеристике персонажей играет сцена прода­жи мертвых душ, так как в ней еще глубже раскрывается не только образ героя, но и абсурдность того мира, в котором живет каждый из них.

Манилов - первый из персонажей галереи - представляет собою пародию на героя сентиментальных романов. В «прият­ность» его лица «чересчур было передано сахару», «от него не дождешься никакого… живого слова…» - он изъясняется сла­щавыми, любезными фразами. Приезд Чичикова, по его словам, «майский день… именины сердца». Слащавость, сентименталь­ность составляют сущность характера прожектера, «прекрасно­душного мечтателя» Манилова, проводящего жизнь в празднос­ти и бездействии. Его усадьба неуютна, «хозяйство шло как-то само собою», он не знает состояния дел в своем имении, все его мечты одна нелепее другой. Он поражен предложением Чичико­ва, но красивые фразы о законности сделки быстро успокоили его. А проводив Чичикова, Манилов снова утопает в бесплодных мечтах о том, как хорошо бы выстроить дом с таким высоким бельведером, «что можно оттуда видеть даже Москву». Окру­жающие вещи, весь уклад жизни, мысли, чувства и поступки ге­роя красноречиво говорят о том, что Манилов - человек «так се­бе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

К Коробочке Чичиков попадает случайно, заблудившись по дороге к Собакевичу.

Коробочка - «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки», а между тем копят по­немногу деньги, пряча их по ящикам комодов. Это также обоб­щенный образ, а ее фамилия ясно выражает сущность характера героини - накопительство. У нее крепкое, ухоженное хозяйст­во, она угощает Чичикова вкусными яствами, думая, что он «по­купщик», решив его задобрить. Но суть сделки, предложенной Чичиковым, недоступна ее пониманию, ее ограниченному, убо­гому уму. «Дубинноголовая» Коробочка боится только одного: чтобы ее не обманули в цене, и долго не может уяснить себе, зачем Чичикову кости и могилы. Успокоило ее только обещание Чичикова закупить у нее продукты. Но успокоило, как выясни­лось, ненадолго: ведь именно Коробочка потом приехала в город выяснять, почем теперь мертвые души.

Встреча с Ноздревым - тоже случайная, по дороге в трактир. Ноздрев возвращается с ярмарки и увлеченно хвастается тем, как они там кутили и сколько он проиграл. Такие люди, как опять обобщает автор, слывут «разбитными малыми», скоро зна­комятся со всеми. Но «чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал»: распускал сплетни, расстраивал свадьбу или торговую сделку, но при этом Ноздрев не чувствовал за со­бою никакой вины. Его образ жизни - развлечения, игра, ве­селье, бесцельная активность, готовность заняться чем угодно, при этом никаких нравственных принципов. Он врет и подличает, его появление всегда предвещает скандал. Автор иронически называ­ет Ноздрева «историческим человеком». Сделку с Чичиковым он предлагает превратить в мену, затем в игру, в результате Чичико­ва едва не побили. Чичиков горько пожалел о том, что связался с Ноздревым, тем более что Ноздрев позже распустил слухи по всему городу о небывалых «негоциях» героя.

После целой череды случайностей Чичиков доехал наконец до Собакевича. Этот помещик, по определению автора, похож «на средней величины медведя», так же неуклюж и неповорот­лив. Он крепкий хозяин, и все в его доме такое же массивное и прочное. Угощение простое, по русскому обычаю, но зато обиль­ное. Еда занимает важное место в жизни Собакевича. Плохо отзываясь обо всех чиновниках города, он критикует их при­страстие к французской кухне, понимая это как «просвещенье». И в суть предложения Чичикова не вдается, сразу заломив неслыханную цену, так как немедленно смекнул, что Чичиков в покупке мертвых душ преследует «какую-нибудь выгоду». Он расхваливает своих крестьян так, словно это живые люди, и по мере его восхваления происходит чудо: читатель забывает, что эти герои уже мертвы, и они представляются ему более живыми, чем их хозяева, погрязшие в мире вещей и меркантильных инте­ресов. «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь», - за­ключает Чичиков.

Завершает эту галерею Плюшкин - единственный герой, о котором известна история его деградации. Когда-то он был просто бережливым хозяином, у которого были семья и дом - полная чаша. Но шло время, жена и младшая дочь умерли, стар­шая дочь сбежала с офицером, и хозяин остался один «сторо­жем, хранителем и владетелем своих богатств». Развившиеся в нем скупость и подозрительность уничтожили все человече­ские чувства, и перед Чичиковым предстает странное существо, чей даже пол сразу угадать невозможно. Он скуп до крайности, экономит каждую бумажку, перышко или сургучик. Но при этом у него пропадают хлеб и сено, гниют продукты, и он уже и сам не помнит, «сколько у него было чего», следя только, что­бы из графинчика остатки настойки никто «воровским образом не выпил». Плюшкин уже не приобретатель и не расточитель - он и то и другое одновременно, так как утратил представление о реальной ценности вещей и представляет собой апофеоз абсур­да, «прореху на человечестве». Гоголь считает такую деграда­цию вполне реальной. «И до такой ничтожности, мелочности, га­дости мог снизойти человек! - восклицает он в своем лирическом отступлении. И сам же отвечает по-философски обобщенно: - Все похоже на правду, все может статься с человеком». Эволю­ция Плюшкина от некогда «живого» человека к самому отврати­тельному обличию «мертвой» души - кульминация и заверше­ние галереи образов помещиков.

Таким образом, Гоголь на протяжении нескольких глав дает типические портреты помещиков, обобщая в них то, что звучит в названии поэмы: нравственную пустоту и омертвление души, неспособность к деятельности на благо общества, бесцельность и бесполезность существования.

Сочинение на тему: «Галерея помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”, написанная в 1841 году, одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. В своем незавершенном произведении автор хотел охватить всю Русь, ее недостатки и достоинства. Основной идеей поэмы является путешествие Павла Ивановича Чичикова по помещикам уездного городка и скупка мертвых душ. Гоголь не всем помещикам дает имена, отчества, а только «говорящие» фамилии и при создании их образов использует следующую схему: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика.

Образом Манилова Гоголь начинает свою галерею помещиков. Уже в фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, “черты его были не лишены приятности, но в эту приятность... чересчур было передано сахару”. Внешне Манилов описывается белокурым, с голубыми глазами и заманчивой улыбкой. Дом помещика расположен на невыгодном, открытом всем ветрам месте, хозяйство в упадке. «В доме его чего-нибудь вечно недоставало…». Сам по себе Манилов - человек пустой и пошлый. Уже два года в его кабинете лежит книжка с закладкой на четырнадцатой странице, хотя сам герой считает себя начитанным, а его дети носят странные греческие имена. Мечты героя о подземном ходе или о мостике через реку не воплощались в жизнь. Дома он говорил мало, и речь его была приторна и слащава . Узнав намерения Чичикова, убеждает его, что просьба эта незаконна, но не может отказать такому приятному человеку. Соглашается отдать крестьян бесплатно.

Вторым «портретом» в галерее является пожилая помещица Коробочка. Гоголь «дарует» ей большое имение, в котором хорошо ведется хозяйство, не одна вещь не проподает зря. Дом у помещицы маленький, внутри обставлен старинной мебелью. Коробочка представляется помещицей-накопительницей. Ее фамилия является говорящей, владелица все аккуратно и подотчетно бережет. Это характеристика хорошо раскрывается в момент купли-продажи мертвых крестьян, на них она смотрит, как на сало или пеньку: вдруг в хозяйстве пригодится, боится продешевить их. За это Гоголь называет Коробочку «дубиноголовой».

Следующий в галерее помещиков - Ноздрев. Кутила, картежник, пьяница, врун и скандалист - вот краткая характеристика героя. Он описывается белокурым, среднего роста, молодо выглядящим мужчиной. Беспорядочная натура Ноздрева отражается и в интерьере его комнат. Часть дома ремонтируется, мебель расставлена кое-как, зато конюшня и псарня в отличном состоянии. Попытка купить мертвые души едва не заканчивается для Чичикова трагично. Ноздрев предлагает сыграть в шашки на мертвых крестьян, а когда Павел Иванович возмущается нечестной игрой, хозяин зовет слуг, чтобы те избили несговорчивого гостя. Только появление капитана-исправника спасает Чичикова.

Четвертый помещик в цепочке приключений героя – Собакевич. Грубый, неуклюжий, настоящий тиран по отношению к своим крестьянам. Внешностью Собакевич был похож на медведя. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке». При постройке дома архитектор-педант боролся с практичным мнением хозяина, отчего дом оказался несуразным. Хозяйство Собакевича развивалось по принципу «неладно скроен, да крепко сшит». Из всех помещиков, с которыми имел дело Чичиков, Собакевич оказался самым сообразительным. Он сразу понял, для чего нужны мёртвые души, и с выгодой для себя совершил сделку.

Последним в списке Чичикова оказывается Степан Плюшкин, причем имя мы узнаем из отчества его дочери Александры Степановны. Он единственный помещик, прошлое которого нам описывает Гоголь. Когда Чичиков прибывает в имение, то не сразу понимает, кто его встречает. «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». Ранее Плюшкин был неплохим, рачительным хозяином, но жена умерла, старшая дочь вышла замуж, сын ушел в армию, умерла младшая дочь, и он остался один. В результате из бережливого помещика Плюшкин превращается в болезненного, скупого скрягу, собирающего разный хлам. Поместье приходит в упадок, крестьяне убегают из разваливающейся деревни. Предложение Чичикова изумило и обрадовало хозяина, потому что будет доход. Согласился продать семьдесят восемь душ по тридцать копеек.

Последовательно, от героя к герою, Н.В. Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет человеческая душа. Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а «мертвые души» помещиков.

ГАЛЕРЕЯ ОБРАЗОВ ПОМЕЩИКОВ

В ПОЭМЕ Н. В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»

Цели урока: раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме «Мертвые души»; выявить внутреннюю логику создания образов поместного дворянства; проверить уровень сформированности навыка анализа литературного персонажа; приобщить учащихся к исследовательской работе.

Методические приёмы: повторение известных сведений о персонажах поместного дворянства в форме викторины, постановка вопроса для обсуждения, создание проблемной ситуации, беседа с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся.

Оборудование: репродукции портретов помещиков работы, презентация «Портретный вернисаж Гоголя», карта путешествия Чичикова, высказывания критиков

«Ни тени добра, ни единой светлой мысли,

ни единого человеческого чувства нет в них»

«Гоголь показал обыкновенность обыкновенного человека»

«Гоголь проводит Чичикова сквозь строй

истинно русских людей, каждый из которых

эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич,

и Плюшкин – все они пришли из мира сказки»

(П. Вайль, А. Генис)

Эпиграф: «Мёртвые души…все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие»

Ход урока.

I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.

Центральное место в первом томе «Мертвых душ» занимают пять «портретных глав» (со второй по шестую). Каждая из них посвящается конкретному человеческому типу. Гоголь дает эти главы в определенном порядке, который вовсе не произволен. Посещение Чичиковым Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина обычно понимается как история похождения «приобретателя», покупающего мертвые фактически, но живые юридически, то есть не вычеркнутые из ревизских списков, души. Между тем особенностью произведений Гоголя является многоплановость текста и создаваемых образов. Гоголевский текст подобен археологическому раскопу: чем шире и глубже поле исследования, тем более наглядной становится жизнь человека, тем более обстоятельной и всесторонней является получаемая информация.


II. Викторина «Узнай персонаж» (учащиеся зачитывают заранее заготовленные учителем карточки с описанием помещиков, нужно положить карточку с описанием в карманчик с изображением того персонажа, о котором идет речь). Одновременно индивидуальная игра «Лото» по такому же принципу.

1. “Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его” (Ноздрев)

2. “...маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух” (Плюшкин)

3. Из людей, “известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...” (Манилов)

4. “Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...” (Собакевич)

5. “...человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине” (Плюшкин)

6. “...был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории” (Ноздрев)

7. “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...” (Манилов)

8. “Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом” (Манилов)

9. “...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...” (Плюшкин)

10. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года” (Манилов)

11. “...больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками” (Манилов)

12. “...повёл их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья - одно в триста, а другое в восемьсот рублей... Вслед за тем показалась гостям шарманка” (Ноздрев)

13. “Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежащий на столе” (Плюшкин)

14. “Стол, кресла, стулья - всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже _________!» или «И я тоже очень похож на _________!»” (Собакевич)

Характеристики какого персонажа не встретилось в викторине? (Коробочки)


III. Монолог Коробочки (в исполнении ученицы)

- Я старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, батюшка, приличное поместье, дворик, где полно всякой домашней твари: и индеек, и кур, и петухов, и боровков. А какие у меня огороды, сударь, прости бог хвастунью: и капуста, и репа есть, и лук, а свёкла… А за огородом, напротив свиного хлева, - избы моих крестьян, их у меня душ восемьдесят. Торгую пенькой и салом, и крестьянами, коли бог пошлет. Вот правда Чичиков предложил продать мертвых крестьян. Я, скажу прямо, растерялась и стала торговаться, а вдруг – продешевлю (ещё мертвых не продавала).

IV. Аналитический вопрос.

Зачем Чичикову мертвые души?

V. Слово учителя.

Имена Манилова, Коробочки, Ноздрева. Собакевича, Плюшкина, пожалуй, относятся к числу наиболее известных среди всех имен героев классической русской литературы . Некоторые из них давно приобрели обобщающий смысл и стали нарицательными. Но что значат эти имена? Какими соображениями руководствовался писатель, размышляя о «наречении» героев поэмы?

VI. Сообщение учащегося «Что означают фамилии помещиков в поэме «Мертвые души» (сообщение ученики слушают на фоне презентации «Портретная галерея Гоголя»)

- Литературные имена героев «Мертвых душ» можно назвать скрытоговорящими. Они неоднозначны, потому что именование героя может осознаваться самим Гоголем на разных «срезах» текста. Для осмысления имени необходимо установить его внутреннюю связь с образом, а самого образа – с контекстом произведения. Фамилия Манилов образована от диалектного слова манила (то же маниха, манщик, манильщик), имеющий значение: «тот, кто обещает, но обманывает; тот, кому чудится; обманщик». Отличительная особенность Манилова – неопределенность его характера. Первое впечатление оказывается обманчивым, «манливым». Помещица Коробочка как домовитая хозяйка олицетворяет вещизм, накопительство. Фамилия ее, равнозначная прозвищу, ассоциируется с коробом, который может отождествляться как символ достатка и богатства. Фамилия следующего персонажа – Ноздрева – ассоциируется со словом ноздря, о которого образуется прилагательное ноздреватый в значении «с небольшими отверстиями, пористый». В диалектах имеется прилагательное ноздрявый – «исполненный скважин, дыр». Все это воспринимается нами в качестве намека на нравственную ущербность помещика. Фамилия Собакевич связана со словом собака, хотя сам Михаил Семенович кажется Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Окончательный, завершающий этап омертвения души, распада, разложения всего истинно человеческого являет собой Плюшкин, раздавленный, расплющенный жизнью. Фамилия Плюшкин , связанная со словом плюшка в значении «маленькая сдобная булочка», которую изготавливают, сдавливая, делая плоским тесто, косвенно ассоциируется с изменением, раздавленностью, плющением духовного начала в человеке. Не исключена и косвенная ассоциация фамилии Плюшкина с глаголом плюхнуть(ся) «грузно, тяжело сесть, упасть», как символ духовного падения героя.

VII. Слово учителя. Постановка проблемного вопроса.

Что же объединяет всех помещиков, изображенных Гоголем? Перед вами высказывания современных критиков.

1) одни считают, что «ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них» ();

2) другие утверждают, что гоголевские герои не добродетельны, и не порочны, это «обыкновенные». «средние» люди, но воссозданные с уникальной гоголевской «яркостью, силой и крупностью»; они пошлы, но, по убеждению этих критиков, в первой половине XIX века слово «пошлый» означало «обыкновенный» - Гоголь показал «обыкновенность обыкновенного человека» ();

3) третьи полагают, что «гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич, и Коробочка, и Плюшкин – все они пришли из мира сказки. В них легко узнать Кощея Бессмертного или Бабу Ягу. Величественные в своих страстях и пороках эти былинные герои представляют Русь страной сказочной, чудесной, абсурдной » ()

Какое из этих мнений ближе вашему восприятию поэмы и почему? (Мнения ребят разные. Одни доказывают традиционную точку зрения. Другие приводят такие доказательства: «Думаю, что это обыкновенные люди, которые живут и сейчас. Плюшкин и Коробочка - скупые в разной степени; Манилов и Ноздрёв – мечтатели, не умеющие воплотить свою мечту в реальность, поэтому они лгут, чтобы возвысить себя в обществе. А Собакевич – это человек, думающий только о себе и своей выгоде». «Я согласен с мнениями Вайля и Гениса, потому что тоже вижу в гоголевских помещиках сказочные образы: Плюшкин – Кощей Бессмертный; Коробочка – Баба Яга; Собакевич – Медведь, вышедший из русской сказки; Манилов – Кот Баюн, завлекающий окружающих в сонное царство; Ноздрёв – это былинный Соловей – разбойник»)

Действительно, имена героев Гоголя, как и сказочные персонажи, стали нарицательными. Так же, как герои сказок, помещики Гоголя просты и понятны читателю, которые словно возвращаются в детство, когда читает о злом Кощее или неуклюжем Михайле Потапыче. Как и в сказках, важную роль играет и обстановка в жилищах героев. Например, дом Коробочки, в котором есть снадобья и отвары, в нашем воображении сразу становится избушкой Бабы Яги, а дом Плюшкина с его затхлостью, сыростью, пылью – дворцом Кощея Бессмертного и т. д.

С другой стороны, говоря о типичности героев Гоголя, давайте вспомним персонажей пушкинского романа «Евгений Онегин».

VIII. Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка из романа «Евгений Онегин» (глава пятая, XXV – XXVIII)

С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках,

В кибитках, в бричках и в санях

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканья гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком),

И отставной помещик Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

С семьей Панфила Харликова

Приехал и мосье Трике,

Остряк, недавно из Тамбова,

В очках и в рыжем парике…

И вот из ближнего посада

Созревших барышень кумир,

Уездных матушек отрада,

Приехал ротный командир;

Вошел… Ах, новость, да какая!

Музыка будет полковая!

Полковник сам её послал.

Какая радость: будет бал!

Девчонки прыгают заранее;

Но кушать подали. Четой

Идут за стол рука с рукой.

IX. Слово учителя

Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать всё», то «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого». Об этом мы узнаем из письма Гоголя к. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя. Исследователи языка Гоголя отмечают, что работа над словом велась писателем с предельным напряжением всех душевных сил, поскольку помимо самого предмета изображения автора всегда занимало и слово, обозначающее этот предмет. Гоголь отличался умением «поворачивать» слово так, чтобы при этом извлечь из него максимальный художественный эффект. Чтобы показать, что даже самые, на первый взгляд, незначительные образы произведения несут огромную смысловую нагрузку, обратимся к теме «Описание еды и его роль в поэме «Мертвые души».

X. Выступление ученицы с сообщением «Описание еды и его роль в поэме «Мертвые души»

- С первых страниц поэмы дает понять, что образам еды он отводит немалое место в произведении. Писатель привык относиться к еде с уважением, но все же резко отделяет сытость от чревоугодия. Главный герой, путешествуя от помещика к помещику первым делом оказывается за столом. Хозяева считают своим долгом попотчевать Чичикова чем-нибудь удивительным, будь то «щи от чистого сердца» у Манилова, или «блинцы» у Коробочки, или «чудный балык» у Ноздрева, или «бараний бок» у Собакевича, или «сухарь из кулича» у Плюшкина. Деловые разговоры предваряются застольем. Автор таким образом строит повествование, что каждая выделенная им «съедобная» деталь отражает черту характера того помещика, с которым обедает гоголевский герой. Так, по хлебным крошкам, оставшимся с вечера на утро на скатерти в столовой Ноздрева, он делает вывод о безалаберности хозяина дома. А это в свою очередь наталкивает Чичикова на размышления: следует ли вести себя запанибрата и прямо сказать хозяину о цели или лучше не настаивать упорно на своем. Эта обывательская тактика героя – судить по угощению – легко переносится на видение мира и людей. В трактире старуха старается применить чичиковский способ «угадывания» людей: «Манилов будет поделикатней Собакевича: велит тотчас сварить курицу, спросит и телятинки; коли есть баранья печенка, то и бараньей печенки спросит, а Собакевич одного чего-нибудь спросит, да уж зато все съест, даже и подбавки потребует за ту же цену». Помещики изображены так же. У Плюшкина еда – мерило человеческих качеств: «Хорошего общества человека хоть где узнаешь: он и не ест, а сыт». А Собакевич даже разделяет людей на провинциальных и столичных жителей с помощью чичиковской «философии». Одни, по его мнению, «упишут полбараньего бока с кашей, закусивши ватрушкою в тарелку», а другие едят «какие-нибудь котлетки с трюфелями». В провинции, подсказывает Собакевич, другой масштаб: то, что мелковато в столице, здесь разрастается до размеров необычайных. И, действительно, читатель видит, что пошлость героев увеличивается вдвое.

XI. Слово учителя

Итак, неслучайно столь частое обращение Гоголя к образам еды. Традиционные для всей мировой литературы, они становятся для героев «Мертвых душ» мерилом человеческих качеств, а для автора поэмы – средством изображения душевной пустоты персонажей, занятых только удовлетворением животных потребностей и потому достойных называться «свиными рылами» в гораздо большей степени, чем людьми.

Какие пороки олицетворяют каждый из помещиков? (Манилов – пустое мечтательство; Коробочка – дубиноголовость; Ноздрев – необузданность характера; Собакевич – жадность, страсть к стяжательств (стремление к наживе); Плюшкин – «прореха на человечестве»)

XII. Рассматривание карты путешествия Чичикова (творческая работа учащихся)

Почему изображение российских помещиков представлено нам в такой последовательности? На первый взгляд, это продиктовано чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора знакомится с Маниловым и Собакевичем. Чичиков сначала поехал к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но в грозу заблудился и попал к Коробочке. Затем по дороге остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от Собакевича, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец восьмисот душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику.

XIII. Постановка проблемного вопроса

Но в таком порядке, в котором знакомит Гоголь читателей с помещиками, есть и другой, глубокий внутренний смысл. Какой? Послушайте несколько точек зрения на именно такую последовательность расположения помещиков в тексте поэмы «Мертвые души».

Традиционная точка зрения литературоведов: помещики расположены по степени их деградации (у Манилова еще все есть – семья, дети, мебель (хотя уже намечены черты запустения – «два кресла стояли обтянуты просто рогожею» и др.); у Плюшкина все это было, но с годами утрачено)

Современная точка зрения: помещики делятся условно на накопителей и расточителей: Манилов – расточитель; Коробочка – накопитель; Ноздрев – расточитель; Собакевич – накопитель; Плюшкин – «прореха на человечестве» (расточитель от накопительства, накопитель от расточительства)

Точка зрения Ю. Манна: помещики расположены в тексте поэмы по степени возрождения их души (обратите внимание на тот факт, что, описывая Манилова, Гоголь обращает наше внимание на вещи, его окружающие. У Манилова нет внутреннего мира, его душа умерла. И еще, только у Плюшкина, как отмечает автор, «живые глазки», а известно, что глаза – зеркало души, следовательно, только Плюшкин способен к возрождению души)

XIV. Исследование характеристик персонажей – помещиков (сообщение ученицы)

- У Гоголя контраст живого и мертвого, омертвление живого часто обозначается именно описанием глаз. В «Мертвых душах» в портрете персонажей глаза или никак не обозначаются (так как они просто излишни), или подчеркивается их бездуховность. Так, Манилов «имел глазки сладкие, как сахар», применительно к глазам Собакевича отмечено орудие, которое употребило на этот случай натура: «большим сверлом ковырнула глаза» (как в деревянной кукле!) О глазах Плюшкина говорится: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух».

XV. Импровизированный диалог с Плюшкиным (подготовленная учащимися сценка)

- Как живете господин Плюшкин?

- Беднею, господа. Грабители в разор вводят. Хотя бы Прошка, вор эдакий. Кругом издержки.

- А ведь когда-то вы были прекрасным хозяином, соседи ездили к Вам учиться мудрой скупости, разумной бережливости. Фабрики работали, станки, прядильни, плуги, косы. Хозяйка была приветливая, славилась хлебосольностью.

- Да, все это было. Не теперь хозяйка умерла, старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь умерла. Остался я один.

XVI. Проблемный вопрос

Кто из персонажей поэмы имеет биографию? (Плюшкин и Чичиков)

У кого есть прошлое, у того будет и будущее. Кто способен на возрождение? Если вспомнить, что «Мертвые души» задумывались по аналогии с «Божественной комедией» Данте – в трех частях: первая часть – «Ад», вторая часть – «Чистилище», третья часть – «Рай», то замысел, таким образом, не ограничивался изображением «ада», «пошлости пошлого человека», предел его – в спасении этого самого «пошлого человека». Биография Чичикова (так же, как и Плюшкина) – это история «падения души»; но если душа «пала», значит, была когда-то чистой, значит, возможно ее возрождение – через покаяние. Что необходимо для покаяния, очищения души? Внутреннее «я», внутренний голос. Право на душевную жизнь, на «чувства» и «раздумья» тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). «С каким-то неопределенным чувством глядел он на домы…»; «неприятно, смутно было у него на сердце…»; «какое-то страшное, непонятное ему самому чувство овладело им», - фиксирует Гоголь моменты «интроспекции» (внутреннего голоса) у своего героя. Мало того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним в знаменитых поэтических отступлениях. Но это тема нашего следующего разговора…

XVII. Домашнее задание: выписать из текста поэмы отрывки из лирических отступлений. О чем они?

ЛИТЕРАТУРА

Родная речь. 1991 Воропаев души: кто они? О названии поэмы / Русская речь, 2002, №3 Гуковский Гоголя. – М., 1959 Кожинов Гоголя. – М., 1995 Поэтика Гоголя. – М., 1978

Разделы: Литература

  1. Обобщить знания учащихся о помещиках поэмы, выявить в них типичное, что объединяет их в галерею мёртвых душ, современное значение таких понятий, как “маниловщина”, “ноздрёвщина” и другие;
  2. Показать воспитывающее значение поэмы;
  3. Продолжить развитие умения доказательно отстаивать собственное мнение.

Оборудование:

  1. Портрет Н.В.Гоголя.
  2. Портреты помещиков.
  3. Высказывания критиков.

Формы работы. Представленыразные модели совместной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Действительно, каждый из нас,
какой бы он ни был хороший человек,
если вникнет в себя с тем беспристрастием,
с каким вникает в других, -
то непременно найдет в себе,
в большей или меньшей степени,
многие из элементов многих героев Гоголя.

В.Г.Белинский

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме:

Тема сегодняшнего урока - “Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Слово “галерея” в переносном значении имеет значение “длинный ряд, вереница типов”, так значит, цель нашего урока – найти то общее, что роднит помещиков Н.В.Гоголя, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из помещиков, с которыми встречается Чичиков, обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. С понятием “тип” мы также знакомы. Тип – это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово “тип”, мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям “Мёртвых душ” это имеет непосредственное отношение.

В.Г.Белинский писал: “Действительно, каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет с тем беспристрастием, с каким вникает в других, - то непременно найдет в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя”.

Таким образом, герои Н.В.Гоголя имеют, с одной стороны, общечеловеческое значение, с другой стороны, - это помещики определенной эпохи и представители широких слоёв крепостнической России.

1. Итак, что же, по вашему мнению, объединяет всех помещиков, нарисованных Н.В.Гоголя? (Ответы учащихся)

2. Вы представили разные мнения, что же объединяет помещиков. Помогут углубить ваши знания сведения о приёмах, которые использует Гоголь, раскрывая образы помещиков.

Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном порядке. В чем же смысл такого расположения глав?

    Манилов
    Коробочка
    Ноздрёв
    Собакевич
    Плюшкин

Нарастают ли постепенно отрицательные качества в героях? Или же они, герои, представлены читателю по принципу контраста? Сентиментальный Манилов – заземленная Коробочка, собирательница Коробочка – транжир Ноздрёв, кулак Собакевич и прореха на человечестве Плюшкин:

    Манилов – Коробочка
    Коробочка – Ноздрёв
    Собакевич – Плюшкин

Примерный ответ: Гоголь даёт эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мечтательная скопидомка Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) – прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Даже крепкие хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.

Ещё с большей выразительностью в “портретных главах” показана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз Манилова к дубинноголовой Коробочке, от неё к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к оскотиневшемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества Плюшкину (“прорехе на человечестве”) ведет нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение, разложение представителей помещичьего мира.

3. Мы выяснили, как композиция помогает понять характеры героев, их духовную декларацию.

4. Но и речь героев тоже прекрасно характеризует помещиков. Гоголь пользуется речевой характеристикой как приёмом заострения характеров.

Ответ заранее подготовленных учащихся: Гоголю присуща многослойная характеристика героев: посредством своих вещей, через отношение к людям, через собственную речь. В речи Манилова поражает пустота содержания. Вот один из образцов его речи: “Конечно, другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…”. Речь Манилова похожа на него самого. Такая же сладкая, неопределенная, бессодержательная.

Речь Коробочки примитивная по содержанию и форме, насыщена словами и оборотами деревенского просторечия: ихний, исподнее, нешто, маненько, каково почивали, прихлебнете чайку, забранки пригинаешь, заседателя подмаслила. Характерно радушное “батюшка”, “отец мой”, с которыми она обращается к Чичикову как радушная хозяйка. Для её речи характерны интонации жалобы, неуверенности, естественные у старосветской помещицы, чувствующей, что условия жизни меняются.

Речь Ноздрева, как и он сам, отличается стремительностью и неуправляемостью. У него слова бегут друг за другом, без обязательной связи, без всякой логики: “…Поручик Кувшинников…Ах, братец, какой премилый человек!...Этот, братец, и в гальбик, и в банчишку, и во все, что хочешь. Эх, Чичиков, ну что бы тебе стоило приехать? Право, свинтус ты за это, скотовод эдакой! Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя!...”

У Ноздрева слова без внутренней цензуры – как и он сам, без внутреннего контроля.

Речь Собакевича представляет резкий контраст речи Манилова и Ноздрева. Собакевич говорит, “как рубит”. Его реплики лаконичны, слова и выражения откровенно грубы. Он не терпит многословия, расплывчатых фраз, неточности в выражениях. В ответ на длинную речь Чичикова о “несуществующих” душах Собакевич “без малейшего удивления, словно шла речь о хлебе”, спросил: “Вам нужно мертвых душ? Извольте, я готов продать”.

Речь Плюшкина напоминает непрерывное брюзжание. За исключением тех случаев, когда Плюшкин выражает свою радость по поводу неожиданной удачной сделки и ещё нескольких реплик, проникнутых человеческими чувствами, его речь – сплошные жалобы: жалобы на бедность, на дворовых, на беглых, на родственников. Его речь пересыпана бранными словами: какая рожа, глуп ведь, как дерево; дурак, мошенница, каналья, разбойники; черти тебя припекут, бессовестные тунеядцы. В то же время, говоря о предметах неодушевленных, Плюшкин часто пользуется уменьшительными и ласкательными существительными: ликерчик, графинчик, рюмочка, денежки, реестрик. Совершенно естественно, что язык помещика, многие годы общающегося с крестьянами, насыщен просторечными словами и выражениями: бают, здоровенный кукиш, напичкались, подитка, эхва, ужо снесу.

5. Итак, мы увидели, как композиция и речевая характеристика помогают Гоголю глубже раскрыть характеры героев, показать их полное оскудение души. И с учётом уже сказанного вернёмся к вопросу, с которого мы начали урок: что же объединяет помещиков, нарисованных Гоголем? Надеюсь, ваши первоначальные мнения также стали глубже.

Примерный ответ: Они предстали перед читателем в качестве торговцев крестьянами. Тот факт, что они торгуют не реальными, а мертвыми душами – не смягчает остроты нарисованных Гоголем сцен. Наоборот, он эту остроту увеличивает. Получается, что все помещики, в том числе и такие “милые”, как Манилов, готовы не только торговать людьми, но и пойти на весьма сомнительные сделки.

Все они представители сословия, занимающего высокую, руководящую роль в обществе. Они должны быть людьми образованными, просвещёнными, деятельными, умными и заботиться об интересах общества.

На самом деле перед нами невежественные, ограниченные обыватели, жизнь которых проходит в пустой болтовне или пустой активности (полная бездуховность, отсутствие высоких побуждений, притупление всех человеческих чувств, отсутствие общественно-полезной деятельности). Все они – мёртвые души.

6. Это наш с вами вывод. А как же критики ответили на этот вопрос? По этому поводу мнения критиков разделились. Одни считают, что “ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них”. (Г.А.Гуковский. Реализм Гоголя. 1959.)

Другие утверждают, что гоголевские герои и не добродетельны, и не порочны. Это “обыкновенные”, “средние” люди, но воссозданные с уникальной – гоголевскою – “яркостью, силой и крупностью”; они пошлы, но, по убеждению этих критиков, в первой половине XIX века слово “пошлый” означало “обыкновенный”; Гоголь показал “обыкновенность обыкновенного человека”.

(В.В.Кожинов. Поэма Гоголя. 1995)

“Гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых – эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич, и Коробочка, и Плюшкин – все они пришли из мира сказки. В них легко узнать Кощея Бессмертного или Бабу Ягу. …Величественные в своих страстях и пороках…эти былинные герои представляют Русь страной сказочной, чудесной, абсурдной. Безумие заменяет им здравый смысл и трезвый расчёт. Здесь нет нормы – только исключения. Здесь каждая мелочь важна и таинственна”. (П.Л.Вайль, А.А.Генис. Родная речь. 1991)

Ответы учащихся: “Думаю, что это обыкновенные люди, которые живут и сейчас. Плюшкин и Коробочка – скупые в разной степени; Манилов и Ноздрев – мечтатели, не умеющие воплотить свою мечту в реальность, поэтому они лгут, чтобы возвысить себя в обществе. А Собакевич – это человек, думающий только о себе и своей выгоде”.

“Я согласен с мнением Вайля и Гениса, потому что тоже вижу в гоголевских помещиках сказочные образы: Плюшкин – Кощей Бессмертный; Коробочка – Баба Яга; Собакевич – Медведь, вышедший из русской сказки; Манилов – кот Баюн, завлекающий в своё сонное царство; Ноздрёв – это былинный Соловей-разбойник. Имена героев Гоголя, как и сказочные персонажи, стали нарицательными. Так же, как герои сказок, помещики Гоголя просты и понятны читателю, который словно возвращается в детство, когда читает о злом Кощее или неуклюжем Михайле Потапыче. Как и в сказках, важную роль играет и обстановка в жилищах героев. Например, дом Коробочки, в котором есть снадобья и отвары, в нашем воображении сразу становится избушкой Бабы Яги, а дом Плюшкина с его затхлостью, сыростью, пылью – дворцом Кащея Бессмертного”.

(Учащиеся готовили ответ на этот вопрос как домашнее письменное задание.

Ответы, которые совпадали с традиционной точкой зрения, здесь не представлены).

7. Сам Гоголь тоже говорит о типичности своих героев в лирических отступлениях. (Выступление заранее подготовленного учащегося)

8. О том, что гоголевские характеры типичны для того времени, подтверждает и роман Пушкина “Евгений Онегин”. Вспомним сцену приезда гостей на именины к Татьяне Лариной:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной поручик Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Чем похожи гоголевские герои на персонажей пушкинского романа? (Ответы учащихс)

9. Но оказывается, и в современном обществе живы такие типы людей, как герои Н.В.Гоголя. В чём же современное значение образов помещиков “Мёртвых душ”? (Ответы учащихся)

III. Заключительное слово учителя.

Итак, ребята, сегодня на уроке шел разговор о типичности гоголевских героев для того времени и для нашего, недаром эпиграфом являются слова В.Г.Белинского. Мнения ваши разделились, и это правильно: сколько людей, столько и мнений.

Я желаю, чтобы вы не были похожи на этих героев.

Галерея помещиков

в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

…… не ревизские – мёртвые души,

а все эти Ноздрёвы, Маниловы…

- вот мёртвые души,

и их мы встречаем на каждом шагу.

А.И.Герцен



Вопрос № 1. Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»?

  • М. Ю. Лермонтов.
  • А. С. Пушкин.
  • Л. Н. Толстой.
  • И. С. Тургенев.

А. С. Пушкин.

Портрет работы В. А. Тропинина.


Вопрос № 2. Назовите жанр «Мёртвых душ».

  • Роман.
  • Поэма.
  • Рассказ.
  • Повесть.

Обложка поэмы "Мертвые души". Рис. Н.Гоголя.


Вопрос № 3. Какой приём использует Н. В. Гоголь в названии поэмы?

  • Метафора.
  • Оксюморон.
  • Эпитет.
  • Сравнение.

Оксю́морон (греч. - «острая глупость») - сочетание слов с противоположным значением .


Вопрос № 4. Назовите имя и отчество Чичикова.

  • Иван Павлович.
  • Павел Николаевич.
  • Павел Иванович.
  • Пётр Иванович.

Павел Иванович Чичиков. П. Боклевский.


Вопрос № 5. Чей это портрет?

На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

  • Плюшкин.
  • Ноздрёв.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Манилов. Рисунок П. Боклевского.


Вопрос № 6. Кто в поэме Н. В. Гоголя назван «прорехой на человечестве» ?

  • Плюшкин.
  • Ноздрёв.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Плюшкин. Рисунок П. Боклевского.


Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?

  • Плюшкин.
  • Ноздрёв.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Собакевич. Рисунок П. Боклевского.


Вопрос № 8. Чья это характеристика?

«Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх – четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».

  • Манилов.
  • Ноздрёв.
  • Плюшкин.
  • Собакевич.

Ноздрев. Рисунок П. Боклевского.


Вопрос № 9. Кому из героев поэмы принадлежит это жилище?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

  • Плюшкин.
  • Коробочка.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Коробочка. Рисунок П. Боклевского.


Вопрос № 10. Кому принадлежат эти слова?

Я их знаю всех: это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

  • Манилов.
  • Ноздрёв.
  • Плюшкин.
  • Собакевич.

Вопрос № 11. С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?

Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.

В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых.

Г. Для того, чтобы выиграть пари.


Вопрос № 12. Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»?

А. Чичикова.

Б. Манилова.

В. Умерших крестьян.

Г. Селифана.

Афанасьев А. Ф. Два мужика.





Приятная встреча”.

Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр.

Беспечный

Обходительный

Манилов

Пустослов

Примитивный

Характерны

заискивающие

Слащавый

Напускное

глубокомыслие


Помещица Коробочка Настасья Петровна коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

Прижимиста

Глупа

Груба

Коробочка

Жадна

Предусмотрительна

Настороженная

Недоверчивая


Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

Кутила, говорун

Прожигатель

жизни

Пустослов

Ноздрев

Вздорный

Болтун, враль


Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,– будет рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Неотесан

Груб

Собакевич

Плут

Безжалостен

Цепкий

Обжора


Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.

Накопитель

Раб вещей

Плюшкин

Мелочно

подозрителен

Предельно скуп

Опустившийся

человек

Духовно и физически

вырождающийся

Потерян

человеческий

облик




«Открытые вопросы»

Б) сахар 2) Коробочка

В) куча, прореха 3) Ноздрёв

Г) здоровье 4) Плюшкин


«Открытые вопросы»

Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы. Соотнесите такие детали с характерами помещиков.

А) мешочки, коробочки 1) Манилов

Б) сахар 2) Коробочка

В) куча, прореха 3) Ноздрёв

Г) здоровье 4) Плюшкин

Д) картины с толстыми людьми 5) Собакевич


«Открытые вопросы»

А) медведь 1) Манилов

Б) кот 2) Коробочка

В) птица 3) Собакевич

Г) мышь 4) Ноздрёв

Д) собака 5) Плюшкин


«Открытые вопросы»

Н.В. Гоголь также использует зоологизацию персонажей.

Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует.

А) медведь 1) Манилов

Б) кот 2) Коробочка

В) птица 3) Собакевич

Г) мышь 4) Ноздрёв

Д) собака 5) Плюшкин


Кроссворд «Персонажи поэмы».

По горизонтали: 1. «Господин, не красавец, но недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».

4. «Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубиноголовая».

По вертикали: 2. «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…». 3. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя… фрак на нем был совершенно медвежьего цвета…»

5. «Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 6. «…мужик это или баба», «платье неопределенное», на голове колпак, халат сшит неизвестно из чего».



Мёртвые души

Игра «Лестница» Восстановите последовательность деградации помещиков в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Лестница деградации помещиков в поэме

Плутовство, авантюризм

Беспочвенное мечтательство

Тупое хозяйствование

Хвастливость, наглость

Коробочка

Кулачество,грубость

Скупость, ненасытная жадность

Собакевич


Павел Иванович Чичиков

С детства научившийся «копить копейку», Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя.

Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток.


Мы простились с нашим главным героем.

Сел он на свою бричку, задумался и поехал.



Перед нами прошли

« угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери.

А.И. ГЕРЦЕН.


Темы сочинений:

1. Особенности жанра и композиции поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы.

2. «Смешного бояться - правды не любить» (И.С.Тургенев) (размышления над страницами поэмы Н.В.Гоголя«Мертвые души»).

3.Город NN в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

4. Размышления над прочитанной книгой.

5. Помещики -«расточители» и помещики- «накопители» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»


Рефлексия

Увлекательно

Интересно

Скучно

Безразлично


При создании презентации были использованы материалы Интернет-сайтов:

Википедия - свободная энциклопедия http://ru.wikipedia

Иллюстрации к «Мёртвым душам»:

http://az.lib.ru/img/g/gogolx_n_w/text_0140/index.shtml

http://angik.gogol.ru

http://www.nkj.ru/archive/articles


Спасибо за работу!

А. Лаптев. Вереница «мёртвых душ».