Евгений кропивницкий картины. Все стихи евгения кропивницкого

Лев Кропивницкий – это имя почти миф, оно полно тайны. Его творчество многие годы было под идеологическим запретом раз и навсегда. И это был приговор.

Лев Кропивницкий, в теперь уже далекие 1950-е, был одним из идеологов знаменитого художественного и литературного объединения «Лианозовская группа», он - составитель альманаха «Мансарда», единственный номер которого вышел в 1992 году. Он был идеологическим центром этих и целого ряда других художественных проектов - поэт, художник, искусствовед, коллекционер... Альманах «Мансарда» в первой его части проиллюстрирован произведениями мастеров начала 20 века из личной коллекции Кропивницкого, во второй части – целым циклом его графических работ, здесь же опубликованы, наряду с другими авторами, его стихи. Известны также сделанные им поэтические переводы из Ш.Бодлера.

Запрет на художника Льва Кропивницкого был связан с запретом на его личностное мировоззрение, адекватно отразившееся в острых, драматически напряженных произведениях. Фантастичность, чудесность и фантасмогоричность его персонажей обнаруживается в самых разнообразных образах и сюжетах - от простого «портрета» цветка до полета булгаковской Маргариты на шабаш. Столь сложные явления и образы и не могли быть представлены на уровне элементарного жизнеподобия. Сознательное расширяется до масштабов и глубин подсознания.

…Не случайно Кропивницкий обращается к образам Чингиза Айтматова, в которых синкретизм мира не только кажется самодостаточным, но вместе с те, он глубоко гармоничен. Стилистика историко-философского романа Чингиза Айтматова, в изобразительном эквиваленте, убедительно передана неспешной широтой просторов, выразительностью каждой, тщательно отобранной детали и, наконец, противопоставлением масштабов – от бесконечно эпического до беспредельно малого кусочка бытия. В этом художнику помогает виртуозное владение техникой офорта, который у него часто сочетается с акватинтой.

Серии «Капризы подсознания», «Восточный гороскоп», иллюстрации к циклу бодлеровских стихов полны необузданных, безграничных фантазий, экспрессивности. Первая из них – «Капричос» конца 20 столетия. Художник создавал ее в разные годы, периодически пополняя новыми композициями. Их техника - акватинта, сухая игла, глубокое травление, завораживающие изысканными сочетаниями фактур. В экспозиции представлена вся серия из раритетного издания «Шарль Бодлер. Избранное» - увража, изданного в 1993 году, по принципу несброшюрованных изданий 18 и 19 веков. Тираж составляет всего 104 экземпляра, гравировальные доски были уничтожены после печати. Они по-настоящему неповторимы.

Артистизм использованных технических приемов не является простой демонстрацией мастерства. Образный язык каждого из графических листов только удачно аккомпанирует авторской трактовке темы, помогает ощутить ее многозначность.

О.Клименская , искусствовед








Кропивницкий Лев Евгеньевич

1922 — 1994

художник, поэт, скульптор, сценарист, критик

Россия


В 1939 году поступил в Институт прикладного и декоративного искусства.

Участник Великой Отечественной войны, был ранен.

В 1945 годувозобновил учебу в МИПиДИ, где его учителем был А.Дейнека, занимался живописью, скульптурой, но в 1946 году был арестован по обвинению в принадлежности к «антисоветской террористическойорганизации» и был приговорен к 10 годам лагерей. Отбыв срок в Коми АССР и Казахстане в 1954 году без права выезда с Балхаша, работал режиссером и художником в местном доме культуры.

В 1956 году переехал жить в Москву, работал на Комбинате декоративно-прикладного искусства, оформлял музейные экспозиции (музеи: Литературный,А.С.Пушкина в Москве, Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, А.Н.Островского в Щелыково),проектировал экспозиции национальных выставок (США, Франции, ЧССР. и многие другие) и отечественных музеев. Художник выступал как книжный график и арт-критик в журнале «Декоративное искусство». Л.Кропивницкий создал классические иллюстрации к повестиА.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича».

В 1973 году принят в Союз художников СССР.

1983-1987г. -создал цикл стихов и офортов. В 1989 году художник оформил книгу стихов Г.Сапгира, в 1990 году – книгу стихов Н.Марина «Янус». В 1992-1993 годах вышло издание авторского альманаха «Мансарда».

В 1960 –1970 - х участвует во многих зарубежных выставках, в Москве экспонируется на квартирах и в научных институтах.

Спустя 10 лет после смерти художника состоялась его персональная выставка в Третьяковской галерее.

Работы находятся в: Музей «Другое искусство», РГГУ(Москва), Государственная Третьяковская галерея, Коллекция Всеволода Некрасова(Москва), Новый музей, Санкт – Петербург и других государственных и частных собраниях

Пока собирался, старик Кропивницкий помер. Уходят киты. Учителя, мастодонты и могикане. Уходят, не увидев плодов своих трудов. 7 ноября 1976 года померла тетка Танька Гнедич, не пережив 59-й годовщины, на не знаю, каком, году. На могиле поэты клялись составить сборник в ее честь. Потом села Юлия Вознесенская, и поэты, потолковав, забыли. Так я забыл написать детские стихи сиротам художника Сани Юдина.

Помирают Учителя. Не потолковал я с Крученыхом, упустил Предземшара Арен-са и даже к Ахматовой зашел после смерти ее. Мантию оксфордскую примерил, в машинку пальцем потыкал, книжки, которые на полке, перелистал.

Но с Ахматовой мы в свойстве находились.

А вот Кропивницкого я не застал.

Имя же его, как возникло в послесталинскую эпоху /а подспудно, полагаю, и до/, так и продержалось в Учителях до самой смерти его. Поколения сменялись, а старик был один. Породил Рабина и дочку свою. Виду /Валентину/ Кропивницкую, третье поколение уже пошло - внук Саша Рабин, тоже художник, и - приемышей: поэтов Сапгира и Холина. Тем уже за 50, а на фотографиях появляются новые лица -поэт Лимонов, супруга его бывшая Леночка Щапова - живет отец Кропивницкий.

Патриарх Барака - имя ему.

Это он определил наши поколения люмпен-интеллигенции, определил и статусом и духом. Не купившись и не продавшись, выжив, не посещая салонов Ягоды /как Мандельштам или Бабель - за что посадили/, выжив с керосиновой лампой в век лампочки Ильича, с керогазом и примусом - не хотел он новой квартиры в Черемушках, ничего не хотел, только палых осенних листьев, только - тихо и мудро дышать.

И следы его - в Рейне /см. "Монастырь"/, и в Горбовском и в Уфлянде - что из того, что знакомы и не были - знали: живы еще старики и в Москве и в столичном Питере, жив был Стерлигов в Питере - я их смело сравню, не учились у Стерлигова /я не учился/, знали: жив.

19 января в Москве скончался поэт и художник Евгений Леонидович Кропивницкий, один из старейших представителей неофициального искусства: в июле ему исполнилось бы 86 лет. ... Его жизнь останется примером честности и принципиальности в искусстве, невзирая на обстоятельства, подчас едва ли выносимые.

Е. Л. родился 25 июля 1893 г. в Москве в семье железнодорожного служащего, живо интересовавшейся музыкой и литературой. Это увлечение разделил и Е. Л. , написавший несколько инструментальных произведений и оперу "Кирибеевич" по мотивам "Песни о купце Калашникове" Лермонтова /вон где корни бунтарские - ККК/. До революции он закончил Строгановское училище. ... С 1934 года они обосновались в поселке Лианозово, неподалеку от станции Долгопрудная по Савеловской ж. д., давшем название течению в современном неофициальном искусстве, - критики подчас пишут о "Лианозовской школе". В 1974 году после смерти жены - художницы О. А. Потаповой - Е. Л. переехал в Москву к сыну.

Долгие годы Е. Л. жил в стороне от магистрали официальной литературы, общаясь со своими друзьями, поэтами Арсением Альвингом и Филаретом Черновым. Оба не пережили войны; в 1951 г. Е. Л. одним из первых занялся тем, что позднее получило наименование Самиздата: собрал и перепечатал на машинке стихотворения Ф. Чернова, умершего в 1944 г. в психиатрической больнице. /ГДЕ ОНИ?! ГДЕ АЛЬВИНГ?! -ККК/. ...

Впервые несколько стихотворений Е. Л. были опубликованы в Советском Союзе в 1976 г. в детском сборнике, и только в 1977 г. А. Глезер выпустил книжку, которая дает некоторое представление о его творчестве /"Печально улыбнуться..." в изд. "Третья волна", Франция/. Замечательные "Секстины" и другие стихи вошли в "Аполлон-77".

Почти всю свою жизнь Е. Л. преподавал в школах, в изобразительных и литературных студиях. Средства к жизни это давало очень скудные, и 17 лет, по его собственному признанию, он голодал. До последних дней он был окружен учениками - начинающими художниками и писателями. ...

Пять лет тому назад Е. Л. писал: "Хорошо бы просто жить на такой теплой тихой планете, где нет ни ветра, ни дождя - и ходить совсем нагишом, любоваться на дивные растения и плоды, которые НИЧЬИ, а просто Божьи, и просто цветут и растут. Любоваться на пейзажи, на прекрасных нимф, дышать чудным радостным воздухом - и бесконечно жить и чувствовать некое дыхание Духа Святого".

Как знать, может быть, желание Е. Л. исполнилось..."

Посмертно...

Всегда мы пишем о прошлом, всегда - взгляд назад. Когда же будет - взгляд вперед? Кропивницкий глядел вперед. Пишет Лимонов:

"Как-то я услышал от художника М. Гробмана следующие стихи:

Стихи удивили меня какой-то ласковой чудаковатостью, совершенной простотой и в то же время выразительностью. Совсем они не были похожи на то, что писали "Смогисты" - тогдашние мои друзья Алейников и Губанов /см, 3-й т. - ККК/. Кто написал эти стихи? Евгений Леонидович Кропивницкий - ответил Гробман.

Кропивницкий с 1939 по 1963 год состоял членом Союза художников СССР. В 1963 г. был исключен после хрущевского разгона. Он был единственным действительно пострадавшим /не Евтушенко, не Эрнст Неизвестный - "герои манежа", а он, именнo он. Настоящее, то, что нужно гнать, искоренять, всегда видно гонителям. -Ну, тут уже Эдик впадает в патетику. - ККК/. Кропивницкий живет уже более 40 лет на станции Долгопрудная, что по Савеловской жел. дороге, в маленькой 9м комнате. Печь отапливается углем, водопровода нет, деревянный туалет во дворе. Два года назад умерла его жена - художница Ольга Потапова. Они прожили вместе 50 лет. Какой чистотой веет от этого человека, сумевшего пронести через многие годы страшных событий незапятнанным свое творчество!

Врожденный педагог, он устроил для своих и чужих детей что-то вроде лесной академии. ... Бродил Кропивницкий с детьми по лесу, читал им стихи, рассказывал о писателях, художниках. Разводили костер, варили суп из крапивы - вспоминает Г. Сапгир, - открывали книгу, читали Пушкина.

Лучший сборник Кропивницкого "Земной уют" /ГДЕ ОН?! - ККК/ начинается стихотворением:

Это трудная пригородная военная и послевоенная жизнь. Архипелаг ГУЛАГ читали? Разве не близко?

Барачная подмосковная Москва разливается в стихах Кропивницкого, гуляет, доступными ей способами веселится, пьяная курахится и в будни глухо и черно работает. Одни названия его стихов чего стоят: "Осенью за поллитровкой", "Тритатушка", "Средство от туберкулеза", кстати, "Средство от туберкулеза" широко известно в Москве:

Лирический герой Кропивницкого живет рядом, в бараке. Он пока только скептический безвольный наблюдатель нечеловеческой этой жизни.

У Кропивницкого не найти открытого осуждения власти, но он осуждает, ненавидит эту жизнь, к которой привела русский народ эта власть. И вот вывод, итог, безжалостный и горький:

Стихи Кропивницкого не загромождены метафорами. Все пропорции строго и скупо соблюдены согласно внутреннему темпераменту поэта. "Украшений" в стихе мало.

Творчество Кропивницкого находится в русле старой "классической", пушкинской, тютчевской традиции. Традиции, к которой принадлежит А. К. Толстой; из более близких по времени поэтов - А. Рославлев, Помню, что при мне Кропивницкий неоднократно неодобрительно отзывался о "густой метафоричности" Пастернака. Парадоксально, но сейчас, на фоне полуофициально ставшего каноническим пастернако-ахматово-маяковского направления, стихи Кропивницкого выглядят авангардистскими."

Кто они? Мудрецы? Оборотни? Юродивые? Шуты выживают в России. Боятся шутов, Смотрю на портрет Кропивницкого - вспоминаю Давида Дара, отца Алипия . Хулиганы, а то и ерники. "Алька" /Алипий/, кормилец многих и многих художников, наместник Псковско-Печерской Лавры, в прошлом - художник-баталист студии Грекова, капитан артиллерии, орденоносец, член КПСС /партбилет так и не сдал, уйдя в монаси!/, рисовал слащавых ангелочков, поил коньяком безместных художников, крыл матом с балкона своего домишки туристов /а заодно рассказывал, что послал на хуй вступившегося за туристов же секретаря пскопсково обкома партии - своими ушами слышал! - ККК/, таков был Алипий, "Алька". Это он выдал мне 700 рублей за посвященную ему антологию "12-ти", об этом можно уже говорить, монаси наверняка выдали ее КГБ после Алькиной смерти /сам говорил о картинах: "Умру, монаси всё повыбрасывают!..." Мурильо, подлинник, и Клевера они наверняка сохранили - или продали, но - сколько безвестных художников, тащивших картины Алипию со всех концов Союза - где они?/. Помер Алипий. Помер в 1975 году, перед моим отъездом. Так и не повидались на прощанье.

Дар же, слава тебе. Господи, жив. И в Израиле. По арапским персикам ударяет. Шут гороховый, отец, Учитель и друг - о нем смотри в 4-м томе . Напишу.

Стерлигов тоже преизрядным шутом был. Да и что остается в этих бесчеловечных условиях? Смеятися, или мудро улыбатися. "Тебе не больно, Хаим /распятому/? - Нет, не очень, только когда смеюсь."

Улыбнулся старик Кропивницкий.

Последней улыбкой.

* * *

Блеют белые козлы
У речного водопоя.
Жарко им. Томясь от зноя,
Блеют белые козлы.
Жалят мухи. Мухи злы.
И томясь, уныло ноя,
Блеют белые козлы
У речного водопоя.

* * *

Смотрит старая старушка
Из косящата окна.
Вся ей улица видна:
Под окном резвится хрюшка;
Высит светлый крест церквушка;
Кособочится избушка;
Косорылится Марфушка. -
И глядит себе старушка
Ни грустна, ни весела
Вдоль знакомого села.

1940


* * *

Мне очень нравится, когда
Тепло и сыро. И когда
Лист прело пахнет. И когда
Даль в сизой дымке. И когда
Так грустно, тихо. И когда
Всё словно медлит. И когда
Везде туман, везде вода.

ПОЛУСТЕРТАЯ ЭПИТАФИЯ

Здесь похоронен /временно -
Кладбище ликвидируют/.
Во цвете лет...безвременно..
/Тут, видимо, датируют.
И дальше крупно/ - ОВ -
/Должно быть, Иванов/.

РАЗВОД

Её муж сказал:
Она мне не нужна.

Он сказал:
Она обыкновенная -
Подводит глаза,
Пьёт водку, ест селёдку,
Курящая, как гулящая...
Ну и вот -
Нужен развод.

ДЕВОЧКА

Как тебя мне жалко!
Ты тонка, как палка,
Тонки руки, ноги.

А твои подруги
Толсты и упруги.

Шейка тонка очень,
Тусклый взгляд порочен.

У тебя подруги
Пышны и упруги,
Смелы и нахальны.

Смотришь ты печально,
Под глазами круги,
Как былинки руки,
Талья тонка-тонка.

А подруги звонко,
Весело смеются.

К тебе тайно жмутся
Во дворе, в бараке
Юноши во мраке.
Ты слаба до муки.

А твои подруги
Пялят свои груди:
Поглядите, люди!

ТЕЛО И ДУША

Известно: тело. А душа? -
Душа не стоит ни шиша.
Вот тело: есть на что взглянуть -
И в теле человечья суть.

Вот девушка: как хороша!
Легка, нарядна и свежа.
И тело оной - сущий смак,
И обладать им хочет всяк.
А вот душа её... Душа?! -
Душа ее весьма мелка,
От идеала далека.

Вот парень: истый жеребец,
Здоров, силен - блеск! молодец!
И в меру тих и в меру лих,
Завидный, говорят, жених.
Но есть ли у него душа? -
Душа не стоит ни шиша.
Ищи её - найдёшь ли там?
В душе он просто плут и хам.

А вот старик: он слаб и хил,
Но женщинам он очень мил.
Он мил не телом, не душой,
А скопленной большой мошной.
А есть ли у него душа? -
Душа не стоит ни шиша...

А если нищ старик? - ай-ай!
Скорее в гроб его толкай.
Он в тягость всем, его - куда?
Туда его - туда, туда!
А есть ли у него душа? -
Она не стоит ни шиша.
Его же тело - сущий хлам.
Так вот: ему уж лучше там.

СЕКСТИНЫ

Молчи, чтоб не нажить беды,
Таись и бережно скрывайся;
Не рыпайся туды-сюды,
Не ерепенься и не лайся,
Верши по малости труды
И помаленьку майся, майся.

Уж раз родился - стало, майся:
Какой еще искать беды? -
Известно, жизнь: труды, труды,
Трудись и бережно скрывайся,
Не поддавайся, но не лайся,
Гляди туды, смотри сюды.

Хотя глядишь туды-сюды,
Да проку что? - сказали: майся,
Всё ерунда, - так вот, не лайся,
Прожить бы только без беды,
А чуть беда - скорей скрывайся,
Но памятуй: нужны труды.

Труды они и есть труды:
Пошёл туды, пришёл сюды,
Вот, от работы не скрывайся.
Кормиться хочешь - стало, майся,
Поменьше было бы беды,
Потише было бы, - не лайся.

Есть - лают зло, а ты не лайся,
И знай себе свои труды:
Труды - туды, труды - сюды;
Прожить возможно ль без беды?
А посему трудись и майся...
И помаленечку скрывайся.

Всё сгинет - ну и ты скрывайся,
И на судьбу свою не лайся:
Ты маялся? Так вот, не майся,
Заканчивай свои труды,
В могилу меть - туды, туды,
Туды, где больше нет беды.

1948

Нет, похитители Куинджи по-прежнему не будут взрываться при попытке снять картину со стены. Но какие-то ловушки для них все-таки придумали
  • 15.07.2019 Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) погиб во время русско-японской войны в 1904 году. Броненосец «Петропавловск», где он работал, подорвался на вражеской мине и затонул в Желтом море
  • 12.07.2019 13 больших настенных живописных композиций были созданы русским советским художником в 1930-е годы по заказу американских властей. Теперь их решено закрасить. Сюжет вызывает недовольство национальных меньшинств
  • 09.07.2019 Зарубежным музеям все чаще приходится учитывать реноме спонсоров своих проектов. И да, дальше им приходится отказываться от денег компаний, порицаемых обществом ответственного потребления, - нефтехимических, отдельных фармацевтических и др.
  • 05.07.2019 Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
    • 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
    • 08.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это тринадцать живописных работ и семь листов оригинальной графики
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Женщина с коровой Вот и женщина с коровой По тропинке пробирается: Меж кустов рога качаются... Хорошо! - Туман лиловый, Солнце сквозь туман ласкается. 1952 * * * На дворе тепло и тихо, Небосвод грозово-хмур. Петухи дерутся лихо, Вероятно из-за кур. На шоссе выходят гуси, Важно шествуют - их пять. В порыжелом автобусе Едут граждане гулять. Там река и там купанье: Голых тел там без числа. Хохот, визги, восклицанья, Взмахи пьяного весла. 1952 В пруду Расширила жабры и стала: Куда еще можно поплыть? У берега смерть ожидала: Там некто задумал удить. Но помнила памятью тайной Про то, как сорвался крючок... Уплыла... О, этот случайный И острый крючок и толчок! Теперь осторожность, неспешность Движений... Мерцает вода... Воды завлекательна нежность... Что ж, плыть?.. но зачем?.. и куда?.. 1952 Серебряные птицы Я вижу из своей светлицы Поля и голубой туман. Летят серебряные птицы За аэропланом аэроплан. Не сосчитать: их мнозе, мнозе, Их, вероятно, штук с полста. Их гул торжественен и грозен, Хоть не одна до них верста. Куда летят? С какою целью? Ученье это или что?.. В полете их мне нет веселья - К чему они? зачем? почто? Нет, птиц обычных перелеты Безмерно радуют меня: Люблю ворон косые взлеты На склоне золотого дня; Люблю их стаи, что маячат, Когда дожди, когда туман... Аэроплан! - что это значит? - К чему, зачем аэроплан? Так! выдумали и летают. Вот - далеко они видны... Но для чего? - Никто не знает. А впрочем, верно для войны. 1953 В изо-студии Вот следы былой культуры: Бюсты, торсы разные. Это - фавны праздные, Это, кажется, амуры. Это, может быть, лемуры - (Очень безобразные!) Это - (дело ясное!) - Троглодит... (Какой он хмурый!) И срисовывают эти Бюсты, торсы разные, Лики несуразные - Дети школ. Простые дети. Пыжутся, стараются, Сходства добиваются. 1954 Чертова кукла Ах, какая странная: Глазки оловянные, С толстеньким животиком, С выкрашенным ротиком; Под глазами синяки... Вот бы дать ей тумаки! 1954 Девочка Как тебя мне жалко: Ты тонка, как палка, Тонки ноги, руки. А твои подруги Толсты и упруги. Шейка тонка очень, Тусклый взгляд порочен. У тебя подруги Пышны и упруги, Смелы и нахальны. Смотришь ты печально, Под глазами круги, Как былинки руки, Талья тонка-тонка. А подруги звонко Весело смеются. К тебе тайно жмутся Во дворе, в бараке Юноши во мраке. Ты слаба до муки. А твои подруги Пялят свои груди: Поглядите, люди! Голос твой не звонок, Стан и слаб, и тонок, Ты тонка, как палка, И тебя мне жалко. 1957 * * * Если хочет оно жить - Я не стану давить. Пусть оно себе живет Незнакомое Насекомое... Пусть ползет. 1964 * * * Осень. Ветер завывает. Собака лает. Собака воет. Сердце ноет. Не люблю осенний мрак, Завывающих собак. 1964 * * * Длинные стихи Читать трудно И нудно. Пишите короткие стихи - В них меньше вздора И прочесть их можно скоро. 1964 * * * Вся жизнь во мне: То страшно мне, То не страшно мне, То приятно мне, То неприятно мне. 1965 * * * Девушка с лицом суровым Кто вы? Что вы? Для чего вы? Отчего вы так суровы? 1965 * * * Ю. В. Приехал толстый гражданин, Широкоплечий, бородатый И с шевелюрою мохнатой, Приехал толстый гражданин. На небе был ультрамарин, А тучки были, как из ваты. Какой роскошный гражданин Широкоплечий, бородатый! 1967 Лимонов Лимонов, Лимонов, Вы лучше лимонов, Не только лимонов, Но и апельсинов, Но и мандаринов. 1970 * * * Приходил художник Замараев, Не одобрил живопись мою... И стою один я у сараев, И стихи печальные пою. Поглядел художник Замараев, И нашел, что все совсем не так. Объяснял мне долго Замараев, Что писать мне следует и как. Я стою печально у сараев И стихи печальные пою... Караул!! - художник Замараев Не одобрил живопись мою. 1973 * * * Твое тело плотью пахло, Я дышал тобой всю ночь. Жаром женских излучений Исцелил свою я плоть. Мне на утро легче стало, Хворь моя как бы прошла. Я вздохнул уже живее И домой к себе ушел. И пока я шел, встречались Люди. Видел я дома И сады, и тротуары, И туманный серый пруд. 1974 Пропажа Бальмонта Пропал Бальмонт - любимый мой поэт. А он лежал, я знаю, на рояле. Увы, увы, Бальмонта книжки нет... Ужели черти оную украли? Кто взял ее, кто книжку утаил? - Я совершенно этого не знаю. Бальмонт всегда мне был особо мил, Он нужен мне, его я вспоминаю. Пропал Бальмонт! О, солнечный поэт! Я без него осиротел в печали. Увы, увы - Бальмонта книжки нет. А ведь она лежала на рояле. 1977 * * * Кекс противный, кекс невкусный В магазине я купил. Испекают же такое Да еще и продают! Наплевать! Займусь стихами. Полюбился мне хорей. Он давно мне полюбился - Первый стих мой был хорей. Все поэты им писали Пятистопный же хорей Написал я, сочиняя Первые свои стихи. Но люблю четырехстопный Так же очень я хорей - Он звучит оптимистично И прозрачно и легко. 1977

    Кропивницкий Евгений Леонидович (13 (25).07.1893, Москва – 19.01.1979, там же)
    Поэт, художник, композитор. Окончил Императорское Строгановское художественное училище в 1911 со званием «ученый-рисовальщик». В 1912–1920 жил в Москве, учился в ун-те Шанявского на ф-те истории. В 1920–1923 жил и работал в различных городах Севера, Урала и Сибири. С 1923 поселился с семьей под Москвой. Стихи писал с 1909. Основная часть дошедших стихов написана начиная со второй половины 1930-х. Учитель И. Холина и Г. Сапгира. В 1950-х дом Кропивницких в подмосковной деревне Виноградово (рядом с Долгопрудным) становится одним из центров зарождавшегося московского неофициального искусства. В 1963 с подачи КГБ был исключен из МОСХа.
    Печально улыбнуться... Париж: Третья волна, 1977; Земной уют. Избранные стихи . М.: Прометей, 1989; Избранное: 736 стихотворений + другие материалы . М.: изд-во В. Орлова (Культурный слой), 2004.

    _______
    Русские стихи 1950-2000 годов. Антология (первое приближение). В двух томах. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. - М.: Летний сад, 2010. - 920+896 с. (пер.) - (Культурный слой; Волшебный хор.) - Тир. 1000 экз.


    Кропивницкий Евгений Леонидович
    25 июля 1893 (Москва) - 10 января 1979 (Москва)
    Поэт, живописец, график, художник-оформитель, педагог.
    В 1904–1911 учился в Строгановском художественно-промышленном училище, которое окончил со званием «ученый рисовальщик».
    В 1912–1920 занимался живописью, экспериментируя в духе кубизма, экспрессионизма и футуризма, а также писал стихи и музыку. Учился в университете А. Л. Шанявского на факультете истории (1915–1918).
    В 1920–1923 руководил художественными мастерскими в ряде городов Севера, Урала и Сибири (в Вологде, Тюмени и др.). Его увлекали темы древнерусской мифологии и фантастические сюжеты.
    В 1923–1939, после возвращения в Москву, вместе с женой, художницей О. А. Потаповой, жил на станции Лианозово под Москвой, общался и дружил с П. Кузнецовым, А. Тышлером, П. Кончаловским, А. Шевченко.
    Работал руководителем изостудии в Лесной школе им. В. В. Воровского, преподавал в домах пионеров. Преподавание оставляло много времени для творческой работы, и он с увлечением писал картины в духе экспрессивного кубизма, а в 1930-е перешел к пейзажной живописи.
    С 1937 неоднократно выставлял свои работы на выставках художников-педагогов Москвы и области.
    Член Союза художников с 1939.
    Со второй половины 1950-х был вдохновителем и идеологом Лианозовской группы.
    Начало нового творческого периода Е. Л. Кропивницкого приходится примерно на 1958, когда он вышел на пенсию и смог целиком посвятить себя поискам и экспериментированию в искусстве.
    В 1962 состоялась его первая и единственная прижизненная персональная выставка в выставочном зале МОСХа на улице Жолтовского (ныне Ермолаевский переулок) в Москве.
    За организацию так называемой «Лианозовской группы» был в 1963 году исключен из Союза художников, однако продолжал выставляться в Москве, а позже и за границей. Его работы экспонировались на выставке живописи и графики из коллекции А. Глезера (Тбилиси, 1967); 2-м осеннем смотре «под открытым небом» в лесопарке Измайлово (Москва, 1974); а также на выставках в Париже, Лондоне, Шартре, Токио и др. Уже после смерти художника его работы участвовали в выставках в Музее Бохума (ФРГ, 1979), в Джерси-Сити (США, 1980) и др.
    Кропивницкий получил известность как поэт благодаря «самиздату» и «тамиздату», а первый его сборник «Печально улыбнуться» вышел в Париже в 1976.
    «…Живой, активный, непрерывно трансформирующийся язык его работ неожиданно создает целую феерию блестящих открытий, следующих одно за другим. …То он пользуется пуристически строгими приемами - его полотна сдержанны, почти монохромны, то вдруг они расцветают какими-то пантеистическими красочными звучаниями, а плотная эмаль фактуры становится насыщенной и трепетной.
    Он работает маслом, темперой, гуашью, акварелью, пастелью, цветной и черной тушью, фломастерами, сангиной, цветными и черными карандашами, пастами, авторучками… он работает в гравюре и монотипии. Часто смешивая самые различные, казалось бы не уживающиеся между собой техники и приемы, он добивается их сочетаниями новых интересных эффектов…Часто - это натюрморты, я бы сказал - полуабстрактные… Иногда это картины на темы древнерусской мифологии, изображающие “леших”, “домовых”, “водяных”…
    Он нашел очень специфический, оригинальный художественный образ девочки, девушки, женщины. Этим портретам присуще одно настроение, один характер. Условный, “абстрактный”, как его называет сам художник… Они не индивидуализированы. Как видно, здесь не обошлось и без влияния русской иконописи с ее чистотой и одухотворенностью, с ее условностью…» (Л. Кропивницкий, 1965).
    «ЛИАНОЗОВСКАЯ ГРУППА»
    Одно из первых художественных содружеств оппозиционного искусства образовалось в 1956 вокруг Евгения Кропивницкого - поэта и художника - на станции Лианозово под Москвой. В состав группы входили не только художники - Евгений Кропивницкий, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Лидия Мастеркова, Николай Вечтомов, но и поэты - Генрих Сапгир, Игорь Холин, Всеволод Некрасов. Многогранность личности Е. Кропивницкого позволила ему стать связующим звеном между поэтами и художниками Лианозовской группы. Поэты часто отражали в своих стихах творчество художников, в свою очередь определяя тематику картин некоторых из них. Например, существует мнение, что специфическая сюжетная канва произведений О. Рабина навеяна «барачной» поэзией Е. Кропивницкого и И. Холина.
    Лианозовская группа - это «…беспредметность и фигуративность, эмоциональность и рассудочность, резкая активность и мудрая созерцательность, абстрактность, экспрессивность, сюрреалистичность… Каждый говорит о своем. И на своем языке. Принадлежность к группе ничуть не влияет на их самостоятельность…» (Л. Кропивницкий, 1965).
    Лианозово было в то время поистине культурным центром, куда по воскресеньям приезжала увидеть картины и послушать поэтические чтения московская интеллигенция. Там бывали многие известные писатели и поэты, такие как И. Эренбург, Б. Слуцкий, В. Аксенов, Н. Хикмет и другие.
    «…Лианозово - это люди, люди, которые нашли себя и друг друга, как бы идя по духовным тропам. …Как в целом неофициальные шестидесятники - художники, поэты, композиторы - они восстановили утерянное пространство в искусстве, утерянное в колоссальной пропасти, условно говоря, между двадцатыми и шестидесятыми годами. Мы восстановили это звено…» (Из беседы с Владимиром Немухиным. Интервью Александру Глезеру // Лианозовская группа: истоки и судьбы. Сборник материалов и каталог к выставке в Государственной Третьяковской галерее. М. 1998).
    В статье использована информация сайта artinvestment.ru