Дворец пити. Музейная гордость Италии: Палаццо Питти

Палаццо Питти – один из главных музейных комплексов Флоренции. Для горожан и гостей города открыто 140 залов общей площадью 32 тыс. м2. Палатинскую галерею, музей серебра, музей карет, музей фарфора, галерею современного искусства на площади Питти ежегодно посещает около 1 млн. человек.

Страницы истории

Строительство самого большого палаццо Флоренции стало результатом соперничества двух благородных семей города. Преуспевающий банкир и сторонник дома Медичи Л. Питти решился таким образом бросить вызов своему покровителю. Главным условием при заключении договора с архитектором Л. Франчелли в 1458 г. было, чтоб его новый дворец превзошел по масштабности и роскоши резиденцию дома Медичи палаццо Веккьо.

Для осуществления своей цели он не жалел никаких средств и не стеснялся в выборе методов, используя при строительстве труд осуждённых преступников. Вполне возможно, что его тщеславие стало одной из причин финансового краха семьи. Л. Питти так и не успел в полной мере удовлетворить свои амбиции: строительство палаццо завершилось в 1487 г. уже после его смерти.

Наследники банкира не имели возможности содержать грандиозное здание в порядке и почти век оно пребывало в полузаброшенном состоянии. Подлинной насмешкой судьбы над амбициозными планами Л. Патти стало то, что в XVI в палаццо перешёл в собственность представителей рода Медичи. В 1549 г. его приобрела у Б. Питти Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи I.

Новые владельцы не сразу сделали палаццо своим постоянным домом. По распоряжению герцога, он подвергся значительной перестройке. В 1558-1570 гг. Б. Амманати построил монументальную лестницу, ведущую к парадном входу дворца. Он же в эти годы почти в 2 раза увеличил размеры палаццо, выполнив проект пристроя со стороны двора в стиле маньеризма. В 1565 г. Д. Вазари закончил строительство крытой галереи, проходящей над рекой Арно и соединяющей палаццо Питти, Уффици и Веккьо.

В 1616 г. в облик дворца снова были внесены значительные изменения. Внуку Б. Амманати Д. Париджи было поручено увеличить площадь палаццо за счет строительства пристроя с северной стороны. В 1631 г. его сын архитектор А. Париджи выполнил аналогичную работу с южной стороны здания.

В 1737 г род Медичи пресёкся и права на палаццо перешли новому правителю Тосканы из лотарингской династии Франциску I Стефану. В 1828 г. с соизволения герцога Леопольда II часть залов палаццо с бесценными шедеврами живописи и скульптуры стали доступны для широкой публики.

Последний раз палаццо перестраивался в 1783-1820 гг. В эти годы по проектам архитекторов Д. Руджери, Г. М. Палеотти и П. Поччинати к зданию были добавлены два крыла-рондо, огибающие площадь.

В результате бурных событий Рисорджименто Флоренция на несколько лет становится столицей единой Италии, а палаццо Питти в 1865-1871 гг. было резиденцией её первого короля Виктора Эммануила I. В собственности савойской династии дворец и художественная коллекция оставались до 1919 г. В этом году по указу Виктора Эммануила III они были переданы государству и с этого момента начинается история современного музейного комплекса.

Архитектурный стиль палаццо

Внешний облик здания эпохи Ренессанса не вполне соответствует современным представлениям о дворцах. Рустованная кладка из грубо отёсанного флорентийского камня и почти полное отсутствие изящных архитектурных элементов декора создаёт ощущение монументальности, несокрушимой твердыни, свойственной скорее средневековому замку.

Высота здания составляет 38 м, а линия главного фасада превышает 200 м. Однако, первоначально палаццо был длиной всего 107 м. Это соответствует семи центральным окнам в трёхэтажной части здания. По всей линии фасада на уровне 2-го и 3-го этажей устроен балкон с каменной баллюстрадой.

Пилястры и полукруглые арки фасада подчеркивают его чёткую планировку. Немногочисленные декоративные украшения представлены только головами львов в герцогских коронах над окнами первого этажа.

Со стороны двора в отделке стен чередуется кладка из камня с ровной и грубо обработанной поверхностью. Неровная поверхность колонн, украшающих палаццо, напоминает стволы деревьев сада Боболи, тем самым подчеркивая близость искусства и природы. Левое и правое крылья палаццо, а также двухэтажные флигели, созданные в XVII и XVIII вв. гармонично сочетаются с основным объёмом здания.

Интерьер дворца

Убранство внутреннего пространства живо контрастирует с аскетичностью фасадов здания. Первоначальный интерьер палаццо сохранился лишь частично: то, что можно увидеть здесь сегодня создано в основном в XVII- XVIII вв. Его коридоры, залы и галереи в изобилии украшают лепные позолоченные орнаменты, мозаичные наборные паркеты, гобелены и многочисленные фрески.

В XVII в. по распоряжению герцога Фердинанда II Медичи была проведена перепланировка второго этажа. Его залы были объединены в барочную анфиладу и украшены фресками П. ди Кортона с сюжетами о жизни обитателей Олимпа: Марса, Аполлона, Юпитера, Сатурна и Венеры.

Не только этим, но и многим другим помещениям палаццо дали название сюжеты настенной живописи или имена выполнивших их в разное время живописцев. Зал Кастагноли носит имя художника, расписавшего потолок. Фрески на тему великого библейского потопа, выполненные Л. Адамоло, объясняют происхождение названия Зала ковчега.

Д. Колигнон украсил одно из помещений палаццо росписью, иллюстрирующей предания о Психее. Его же кисти принадлежит декоративное убранство на тему древнегреческого мифа Зала Прометея. Наконец, живопись на потолке зала Улисса кисти Г. Мартелини повествует о приключениях хитроумного царя Итаки.

Сады Боболи

Живописный парк площадью 4 га за палаццо на склоне холма по желанию Элеоноры Толедской. был создан трудами Н. Триболо в 1551 г. После его кончины в дальнейшем работу над его совершенствованием продолжили Д. Вазари и Б. Аммонати.

Главная аллея ведёт от амфитеатра в древнегреческом стиле к большому фонтану со статуей Нептуна. На сцене под открытым небом регулярно ставились спектакли по произведениям Публия Теренция Афра и Д. Б. Чини. Иногда здесь устраивались грандиозные зрелища, вроде морского сражения между 12 кораблями турецкого и христианского флотов, для чего перед амфитеатром был создан искусственный бассейн глубиной около 2 м.

Вдоль садовых аллей и около гротов Пещера Моисея и Большой пещеры, созданных по проекту Б. Буанталетти в 1583-1593 гг., установлено около 200 скульптур. Среди достопримечательностей выделяется древнеегипетский обелиск из Луксора, перенесённый сюда с римской виллы Медичи.

Парк был открыт для публики намного раньше палаццо, уже в 1766 г., и быстро стал популярным местом отдыха. Для русского человека особенно приятно, что этот уголок Флоренции был любимым местом неспешных прогулок Ф. М. Достоевского.

Михаил Малиновский


Рубрика: Флоренция

Дворцы-особняки в итальянских городах в XV-XVIII веках назывались палаццо. Такие строения весьма типичны для всего периода итальянского Возрождения, однако особенно популярны они были во Флоренции. «Палаццо» происходит от латинского «palatium» (дворец), перекликаясь в свою очередь с названием одного из семи римских холмов – Палатинского – где возводились дворцы для императоров.

Для классических палаццо характерны несколько этажей (обычно три, иногда два и даже четыре), примыкающий к дворцу уютный двор и выходивший на улицу величественный фасад. Такие особняки есть в Риме, Венеции, Генуе. Особенно же славилась ими, как было сказано, Флоренция. Сегодня хотим познакомить вас с одним таким флорентийским дворцом-особняком и самым большим в городе – Палаццо Питти (итал. Palazzo Pitti).

История, окутанная ореолом тайны

Прошлое Палаццо Питти содержит немало интересных фактов и свидетельств. Многие из них доказаны и не нуждаются в дополнительном подтверждении. Другие, наоборот, по сей день остаются предметом спора. Исследователи пытаются окончательно разобраться в интригующем прошлом этого дворца, которое окутано ореолом тайны. Мы же со своей стороны поведаем читателям о том, что уже известно.

Жил в XV веке банкир Лука Питти. По одним источникам он был другом известного флорентийского политика Козимо Медичи Старого (он же купец и банкир, и владелец крупнейшего в Европе состояния). По другим – Лука Питти соперничал с покровительствовавшим ему Козимо Медичи. Что из этого правда сказать трудно, но именно Питти распорядился построить огромный дворец, которому надлежало превзойти дворец Медичи по всем параметрам. Окна нового палаццо банкир желал видеть большими, чем вход в резиденцию Козимо, а двор предлагалось сделать размерами с весь дворец Медичи. При строительстве все пожелания банкира были учтены. Работы по возведению дворца стартовали в 1458 году. Завершились они в 1487 году.

В строительстве использовался труд городских изгнанников и находящихся в розыске нарушителей закона – так утверждал Николло Макиавелли, современник хозяина палаццо. Поэтому желанным гостем здесь мог быть даже отъявленный преступник, если он мог принести пользу строительству. Во-вторых, в 1464 году у Луки Питти вследствие кончины Козимо Медичи возникли денежные затруднения, и строительные работы пришлось заморозить. Сам инициатор грандиозного проекта так и не дождался завершения строительства: в 1472 году банкир умер.

Кто был автором проекта Палаццо Питти точно неизвестно. Возможно, им являлся архитектор Филиппо Брунеллески. С этой версией в целом соглашался историк Джорджо Вазари (1511-1574), полагая, что ему помогал ученик Лука Франчелли. Современные историки придерживаются мнения, что автор проекта – Франчелли, а Брунеллески тут якобы ни при чем. Чем обосновывают такую точку зрения? Тем, что ученик имел свой стиль, явственно отличавшийся от стиля учителя. И второе: считается, что Брунеллески никак не могло принадлежать авторство проекта, поскольку он ушел из жизни задолго до начала работ.

Каменный фасад особняка был отделан рустами. Это говорит о том, что автор проекта – кто бы им ни был – решился на невероятное, то есть вопреки модным тенденциям своего времени. В результате Палаццо Питти обрел строгий и даже сурово-угрюмый вид. Дворец действительно впечатлял своими масштабами, однако до размахов резиденций Медичи все же не дотягивал.

В 1549 году владелицей дворца стала супруга Козимо I Медичи, Великого герцога Тосканы. Герцогиня Элеонора Толедская приобрела его у Бонаккосро Питти, потомка банкира Луки. Правящая чета, переезжая в новую резиденцию, распорядилась расширить здание за счет пристройки (работами руководил Амманнати). Ее возвели с тыльной стороны. В результате площадь палаццо увеличилась в два с лишним раза. Герцог, неравнодушный ко всему величественному и масштабному, остался доволен. Также появился новый надземный коридор, соединивший Палаццо Питти с резиденцией правительства – Палаццо Веккьо. Коридор позволил герцогу и членам его семьи перемещаться из одного дворца в другой в условиях большей безопасности.

Козимо поначалу размещал во дворце официальных лиц, сохраняя в качестве главной своей резиденции Палаццо Веккьо. В период же правления Фердинанда I (сына герцогини Элеоноры) в Палаццо Питти на постоянной основе стала находиться коллекция произведений искусства августейшего семейства. Впоследствии особняк стал главной резиденцией семейства Медичи и сохранял свой статус до 1737 года. То есть до кончины Джана Гастоне Медичи – последнего представителя рода по мужской линии. Затем дворцом некоторое время владела Анна-Мария, его сестра. Когда и она умерла, то Палаццо Питти стал собственностью следующей династии Великих герцогов Тосканских в лице священного римского императора Франца I Стефана, представлявшего Лотарингский дом (Австрия).

Знаменитым Палаццо Питти пользовался даже Наполеон Бонапарт – правда, недолго – во время своей итальянской кампании. И город Тоскана, и дворец, соответственно, тоже в 1860 году перешли от Лотарингской династии в собственность итальянской монаршей фамилии – Савойской династии.

Архитектурные особенности дворца

Внешний облик особняка являет собой воплощение амбиций его первого владельца, банкира Луки. Один только рустованный каменный фасад чего стоит: подобная облицовка олицетворяет стремление к самовозвеличению и желание властвовать. Из элементов украшения имеются только головы львов с коронами, находящиеся под окнами нижнего этажа. Между тем рустика, то есть облицовка, весь фасад покрывающая большими каменными блоками, впервые была использована Козимо Медичи Старшим при возведении своей личной резиденции (ныне дворец Медичи-Риккарди). Банкир ни в коей мере не хотел отставать от своего покровителя и соперника, вот и пошел в строительстве собственного дворца по тому же пути.

Современный Палаццо Питти (с учетом вышеупомянутой пристройки времен герцога и герцогини Тосканских) представляет собой один из величественных дворцов Флоренции с фасадом. Расположен особняк на покатой площади с тем же названием – Питти. Он простирается в длину на 205 метров, а в высоту на 38 метров. В его архитектуре представлены полукруглые арки и явственно выделяющиеся пилястры. Благодаря им дворец можно четко подразделить на две части: основную и выходящую во внутренний двор. За особняком находятся сады Боболи, получившие широкое признание как один из лучших парковых ансамблей не только Флоренции, но и всего итальянского Ренессанса. Сады расположились на склонах одноименного холма и были разбиты по указанию герцогини Элеоноры Толедской.

…Но вернемся к нашему палаццо. Даже самых искушенных туристов и ценителей прекрасного весьма впечатлит его внутренний интерьер, который без преувеличения можно назвать роскошным. Здесь можно увидеть завораживающей красоты фрески, лепнину белого и золотистого цветов, а также шелковые обои и уникальные гобелены. Не говоря уже о подлинных образцах бесценной с исторической точки зрения мебели.

Крупный музейный комплекс Флоренции

Палаццо Питти сегодня – это одна из самых прославленных флорентийских достопримечательностей. Представляет собой крупный музейный комплекс. И в рамках нашей статьи мы совершим сейчас небольшую виртуальную экскурсию по его галереям и залам.

Палатинская галерея. Ее помещения отличает роскошный интерьер в барочном стиле. Они словно изначально были созданы для того, чтобы размещать бесценные произведения искусства. Здесь находятся так называемые мифологические залы, названные в честь античных богов – Марса и Аполлона, Юпитера, Венеры и Сатурна. Расписывал их Пьетро да Кортон. Уникальное собрание картин начало пополняться еще со времен династии Медичи. Герцоги Лотарингские со своей стороны дополнили коллекцию, предпочитая размещать произведения живописи в залах на свое усмотрение и в декоративных целях. Однако спустя такое количество лет их месторасположение осталось прежним.

Флорентинцы могут гордиться, что именно их Палаццо Питти располагает такой обширной коллекцией картин Рафаэля: их собрано одиннадцать. В Палатинской галерее можно также увидеть известные работы Тициана и произведения венецианских художников Джорджоне и Тинторетто. Будет что посмотреть и поклонникам Рубенса и Караваджо, Ван Дейка и Мурильо. Представлены в залах галереи и флорентийские маньеристы Понтормо, Фьорентино, Бартоломео, дель Сарто, Бронзино.

Музей серебра. Кроме изделий из названного драгметалла в этом музее собрана бесценная коллекция золотых украшений, драгоценных камней, изделий из слоновой кости. Представлена восхитительная коллекция ваз, собранная еще главой Флорентийской республики эпохи Возрождения Лоренцо Великолепным. Чего тут только нет: древнеримские, венецианские и византийские амфоры и вазы, а также вазы империи Сасанидов. Многообразие представленных в собрании образцов просто потрясает воображение. Музей серебра – настоящая сокровищница, будто воплотившаяся из сказки.

Изделия мастеров золота, которым попросту нет цены, рассредоточены по многим музейным залам. Причем не все они итальянского происхождения, есть образцы и из других стран. В числе известных экспонатов можно назвать выполненную в миниатюре площадь Синьории (есть такая во Флоренции, находится перед Палаццо Веккьо). Уменьшенная копия площади украшена золотом и инкрустирована драгоценными камнями.

Галерея современного искусства. Хотите поближе познакомиться с работами итальянских художников XIX столетия? Тогда вам сюда. Здесь, в частности, выставлены картины группы художников из Флоренции, объединенных названием «Маккьяйоли» («maccia» переводится с итальянского как «пятно»). Названные мастера кисти отличались свободной манерой живописи посредством ярких цветовых пятен. Они же оказали заметное влияние на развитие итальянской живописи того периода.

  • В период Рисорджименто – национально-освободительного движения в Италии – Флоренция на некоторое время была столицей государства. Тогдашний король Виктор Эммануил II избрал Палаццо Питти в качестве своей резиденции и жил в нем до 1871 года.
  • В 1919 году дворец был объявлен итальянскими властями во главе с монархом Виктором Эммануилом III собственностью государства. C того времени там начали хранить бесценные произведения искусства, которые приобрело государство.
  • Кроме Палатинской галереи, Музея серебра и Галереи современного искусства в Палаццо Питти также находятся Музей костюма, Музей фарфора, Музей карет.
  • Первоначальный вид Палаццо Питти (до расширения и появления садов Боболи) запечатлен в люнете 1599 года кисти Джусто Утенса.
  • В 2005 году в особняке случайно обнаружены ванные комнаты периода XVIII столетия, к которым подведены соответствующие коммуникации. И ванные, и тогдашний водопровод почти не отличаются от современных образцов.
  • Люксембургский дворец в Париже начали строить в 1615 году и завершили спустя шестнадцать лет. Его построили для Марии Медичи. По задумке Ее Величества, это сооружение должно было напоминать ей о дворце Питти, находившимся на родине вдовствующей королевы, во Флоренции.

Адрес Палаццо Питти: Piazza de" Pitti, 1, Флоренция, Италия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Адрес: Италия, Флоренция
Начало строительства: 1458 год
Окончание строительства: 1464 год
Архитектор: Филиппо Брунеллески, Лука Франчелли
Координаты: 43°45"54.4"N 11°15"00.7"E

История этого величественного и монументального флорентийского дворца, строительство которого было начато в 1400-хх годах, будет интересна абсолютно всем: и простым путешественникам, и людям, посвятившим свою жизнь изучению истории этого великолепного цветущего города.

Палаццо Питти с высоты птичьего полёта

Уже один тот факт, что палаццо Питти в разное время принадлежал великой династии Медичи, Лотарингским герцогам и итальянской королевской фамилии, говорит о том, что это архитектурное сооружение многие туристы неспроста называют «Великим Королевским Дворцом». Ниже в материале довольно часто будет упоминаться слово «палаццо», которое означает великолепный дом-дворец. Сегодня Питти представляет собой один из самых крупнейших и самых интереснейших музеев Флоренции . В его стенах размещены Музей Серебра и Музей Карет, Палатинская Галерея и Галерея современного искусства.

Палаццо Питти история строительства

Палаццо Питти гордо возвышается на склоне холма Боболи, на южном берегу флорентийской реки Арно. Согласно историческим документам, первоначально здание было построено Лукой Питти, который сразу после посвящения в рыцари за заслуги перед республикой, приступил к строительству роскошного и величественного здания. Однако кто был первым архитектором, сумевшим создать такое великолепие, доподлинно неизвестно. Очень многие специалисты считают, что Питти заказал разработать план и сделать чертежи дворца самому известному и знаменитому архитектору Филиппо Брунеллеско. Лука Питти желал во всем превзойти самого Медичи, в том числе, и в размерах здания, и в его роскоши. Он заказывает архитектору проект палаццо, в котором бы обязательными были огромные окна «такие же большие, как двери резиденции Медичи», внутренний двор «такой, чтобы в нем мог поместиться весь дворец Медичи на Виа Ларга».

Вид Палаццо Питти с башни Арнольфо

Специалист, выслушав Питти, действительно разработал проект поистине огромного дворца: здание имеет длину в 201 метр (!), а его высота немного превышает 37 метров. Причем, грандиозным в его понимании должно было быть все: одинаково высокие этажи, одинаковые пролеты порталов и окон, одинаковые карнизы и балконы, мощнейшие арки. Трехэтажный дворец, построенный из «обломков» горы (грубо высеченные камни золотого оттенка), практически лишен украшений фасада. Пожалуй, исключением можно назвать балюстраду, которая словно «струится» по самому верху огромного строения, и окна, выступающие вперед и поддерживаемые арками.

Как только строительство палаццо подходило к своему завершению, семейство Питти переехало во дворец. Однако им недолго довелось наслаждаться созданной роскошью и великолепием. В 1472-м году Лука Питти скоропостижно скончался, семья несла убытки, вследствие чего дворец был брошен и запущен. Спустя столетие дворец переходит во владение к герцогу Козимо I Медичи (впоследствии первого Великого герцога Тосканского), а если быть более точным, его супруги Элеоноре Толедской. Это период нового расцвета палаццо Питти. В те времена за его восстановление взялся архитектор Бартоломео Амманнати, внеся значительные изменения в первоначальную конструкцию Брунеллеско (?).

Вид фасада Палаццо Питти

По его задумке была построена большая широкая лестница, ведущая на второй этаж, две боковые двери были заменены на напольные окна, увеличена длина фасада за счет возведения боковых пристроек. Однако главным преобразованием, которое появилось в те времена и заслуживает особого внимания, является появление великолепного внутреннего дворика, который по праву считается классикой Ренессанса. Также ценители архитектурных стилей могут заметить и «присутствие» стиля маньеризма, который отображается в ионических, дорических и коринфских колоннах.

Внутренний двор, ведущий путешественников в парк, завершается небольшим фонтаном, террасой и амфитеатром, по форме напоминающим подкову. Сегодня можно лишь представить себе, какие пышные праздники проходили во дворе палаццо Питти, какие сложные представления показывали артисты перед своими зрителями. В некоторых источниках можно прочитать информацию о том, что для одного спектакля была даже специально затоплена вся площадь двора: артистам в те времена потребовалось разыграть морскую битву. До наших дней сохранилась уникальная фреска полукруглой формы, на которой изображен палаццо Питти конца 1500-х годов .

Новое преобразование дворца приходится на XVII век, когда у власти стоял Козимо II, а позже Фердинандо II. Палаццо Питти еще более увеличился в размерах, а коллекция картин была дополнена работами известнейших художников Европы . Кроме этого в палаццо была собрана коллекция монументальных алтарей Андреа дель Сарто, уникальные полотна Ван Дейка и Рубенса, незабываемые пейзажи Сальватора Розы.

Вид на внутренний двор Палаццо Питти

Последние наиболее важные изменения в архитектуре дворца произошли во времена правления герцогов Лоранских. Тогда Питти «получил» два боковых полукруглых крыла: Рондо Бахуса и Каретное Рондо. Кроме этого был построен, так называемый, Палаццина Меридиана, что в переводе на русский язык дословно звучит, как «маленький палаццо». Во флорентийском дворце Питти можно увидеть и следы влияния наполеоновской эпохи: в палаццо есть комнаты Марии Луизы Бурбон, ванная комната Наполеона и ванная Марии Луизы, спроектированные Джузепе Чачиалли, предпочитавшего стиль тосканского неоклассицизма.

Палаццо Питти в наши дни

Как уже было сказано выше, под крышей палаццо Питти объединены несколько музеев, которые ежедневно принимают у себя гостей из разных уголков планеты. Прежде всего, следует упомянуть Галерею Палатина, известную на весь мир своей уникальной коллекцией картин, среди которых невозможно не отметить работы Тициана и Рафаэля, Боттичелли и Караваджо, Веласкеса и Ван Дейка, Рубенса и Филиппо Липпи. Кроме этого в Питти открыта для посетителей Галерея Современного искусства, в которой представлены работы итальянских художников, творивших в XIX- XX веках. Музей Костюма знакомит путешественников с одеждой различных эпох. Кстати, это единственный музей Костюма, наиболее полно дающий представление об истории моды. В Музее Серебра находятся настоящие сокровища: драгоценные камни, изделия из золота, серебра и слоновой кости. Не может не восхитить и уникальная коллекции ваз: некогда собранных Лоренцо Великолепным, вазы империи Сасанидов (Венеция и Византия XIV в.), древнеримские амфоры.

Дворец Питти - одна из «изюминок» Флоренции, подарившей миру Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Боккаччо, Петрарку, Галилея. Для туристов это место настоящего паломничества. Такое количество познавательного и прекрасного, существующее в одном городе, уникально. В буквальном смысле - здесь шагу нельзя ступить, не прикоснувшись к чему-то исторически или художественно значимому. Возникла Флоренция еще до нашей эры (основателем был сам Юлий Цезарь!), но расцвет начался в ХIV веке, когда и был сооружен Палаццо Питти.

Детище эпохи Кватроченто

Именно в этот период Флоренция стала не только финансовым, торговым, но и культурным центром Европы. Во многом благодаря разумному правлению семьи Медичи. Правивший в те годы Козимо Медичи Старший был уважаем народом, в том числе и за свою скромность. Которая заставила его отказаться от воплощения в жизнь грандиозного архитектурного шедевра, созданного Филиппо Брунеллески, и выбрать более скромный (во всяком случае, по размерам) вариант. Но был среди его «заклятых друзей» флорентийский банкир Лука Питти. Он не только участвовал в заговоре против своего покровителя, но и взялся за строительство Палаццо, который по размерам превосходил бы все резиденции Медичи. Это стало смыслом всей его жизни. Но умер покровитель, иссякли финансы, вскоре ушел в мир иной и сам предприимчивый Лука, так и не завершив начатое.

Некоторое время его потомки пожили в недостроенном дворце. Окончательно обнищав, продали его Козимо Первому - внуку Козимо Медичи Старшего. Новый владелец не только достроил, но расширил, улучшил, обогатил первоначальный проект.

Уникальность Дворца Питти

Строгий, претенциозный вид этому сооружению придают и архитектурные формы, и стилевые элементы. В облицовке использован нестандартный для того времени материал - рустовочный камень. Внешне его необработанная поверхность выглядит грубой, суровой. Длина сооружения - 205 метров, высота - почти 40. Это в окончательном варианте, который вдвое превосходит первоначальный проект.

В ХVI веке архитектором Джорджо Вазари был воплощен своеобразный коридор, который соединил Палаццо Питти с не менее уникальными резиденциями - дворцом Веккьо, галереей Уффици. Этот крытый переход возведен над мостом через реку Арно, что делает мост не просто переправой, а архитектурным памятником. Мост живет своей жизнью. А коридор давал правителю Флоренции возможность безопасно переходить из Дворца Веккьо, где он работал, в Питти, где он жил. А попутно еще и понаблюдать за кипучей жизнью города.

Мощный контраст представляют внешний вид и внутреннее убранство Палаццо Питти. За угрюмыми каменными плитами - роскошный интерьер, наполненный прекрасными фресками, картинами, гобеленами, лепниной. Все это в золоте, шелках, парче. Пышность и величие,

Национальное достояние

Шли годы и столетия. Лакомый кусок - Дворец Питти передавался из рук в руки, от династии к династии. Но пришел XX век, и в 1919 году он был национализирован. Теперь это великолепие полностью открыто для людей. Любознательным туристам доступны галереи искусства, в том числе современного, музеи серебра, фарфора, карет, костюма.

Ошеломляет Палатинская галерея. Дело в том, что владельцы использовали картины, как предмет интерьера. И размещали подчас с целью достижения декоративности. Странно, конечно, некоторые шедевры рассматривать, задирая голову под потолок. Но это придает галерее и своеобразный шарм. Как и изобилие шедевров, собранных в одном месте. Тициан, Джорджоне, Рубенс, Ван Дейк, Караваджо, Веронезе… Перечислять можно долго. Картин Рафаэля здесь собрано больше, чем в любом другом музее мира.

«Музей превзошел все ожидания», «одно из самых интересных мест во Флоренции», «поняли, что сюда нужно вернуться», «не хватит недели, чтобы насладиться всеми представленными экспонатами» - самые частые отзывы туристов, побывавших во Дворце Питти.

Большое количество восторженных откликов о Музее серебра. Здесь представлены не только изделия из серебра, но из золота, драгоценных камней, слоновой кости, хрусталя. Никого не оставляют равнодушными коллекции ваз, от античных до Византийских и Венецианских. Восхищение вызывает изящество ювелирных украшений.

Лучший парковый ансамбль Италии эпохи Возрождения

Сразу за Дворцом Питти располагается огромный (4,5 га) парк, названный Боболи по имени холма, на котором он расположен. «Не посетив сад Боболи вы потеряете половину возможных радостей от посещения Флоренции!» - это мнение разделяют многие гости и туристы. Потому что парк - это своеобразный музей, наполненный прекрасными растениями, фонтанами, скульптурами, беседками. В его создании участвовал Николо Триболо - знаменитый мастер садово-паркового искусства. Его работа, прерванная смертью, была продолжена целой плеядой талантливых последователей. Результат - произведение искусства, в котором представлены и живая природа, и творения рук человеческих.

На стыке искусства и науки

Если скульптурами, фонтанами, беседками с колоннами могут похвастаться и некоторые другие дворцы и резиденции мира, то таких уникальных гротов, как в парке Боболи, нет нигде. При создании гротов нужно учитывать и географические, и ландшафтные, и технические особенности места, почвы, почвенных вод. Это в полной мере удалось создателям знаменитых гротов. Первый из них - грот Моисея, элегантно решает проблему разности уровней: через него амфитеатр, расположенный у здания дворца, логично переходит во внутренний дворик. Второй грот - грот Буонталенти - настоящее подземелье чудес. Здесь и рабы Микеланджело освобождаются из каменной глыбы, сталактиты, словно злой рок, нависают в таинственной полутьме пещеры… А снаружи, около грота - забавная скульптура нелепого голого человечка. Говорят, прообразом послужил любимый шут Козимо Первого.

Название :

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : начато в 1440 г.

Архитектор(ы) : Филиппо Брунеллески, Амманати и др.

Маски львов

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Помимо церковного зодчества Брунеллески, большой интерес представляют его дворцовые постройки; их у него не много. При жизни Брунеллески строительство особняков (палаццо-дворцов) наиболее богатой флорентийской знати не получило еще такого большого распространения, как то случилось впоследствии. Из главнейших построек дворцового типа, принадлежащих его творчеству, знаменитое палаццо Питти и палаццо дель Парте Гвельфа. Палаццо Питти принадлежит Брунеллески лишь в центральной фасадной части, но и то, что сделано им, весьма значительно.

Особняк этот был заказан знатным флорентийцем Луккой Питти в 1440 году и задуман Брунеллески в величавых монументальных формах, отражающих богатство Питти, а также словно подчеркивающих незыблемость того социального уклада, при котором могли быть воздвигнуты подобные сооружения. В отношении этого палаццо современники отмечали, что «в искусстве Тосканы никогда не было ничего более исключительного и пышного». Палаццо Питти, наряду с палаццо Рикарди работы Ми-келоццо ди Бартоломмео, последователя и ученика Брунеллескн, принято обычно считать первоисточником подобного рода зданий.

Фасад палаццо Питти резко делится горизонтальными поясами на три этажа, причем верхний этаж короче двух первых. Этот прием деления здания на горизонтальные части характерен для всех ранних дворцов Ренессанса. Стены сложены из грубых неотесанных камней неравных размеров и рельефа (подобная кладка получила в архитектуре название рустиковой). Окна здесь имеют вид больших арок, выложенных из того же грубого камня, с небольшими импостами, обработанными в виде гладких пилястров. Окна второго этажа совершенно подобны окнам третьего; нижний этаж обработан ритмическим чередованием больших арок, доходящих до земли, с небольшими прямоугольными окошечками, поднятыми высоко над землей, причем эти арки выполнены в виде окон, увенчанных небольшими фронтончиками. Под окнами расположены декоративного порядка фонтанчики с львиными головами. Центральная арка служит входными воротами. Палаццо Питги не имеет ярко выраженного цоколя. Каменная кладка здесь начинается почти от самой поверхности земли. Окна первого этажа покрыты решетками, что, в совокупности с окошечками-бойницами, сообщает постройке суровый, почти крепостной вид. Стремление придать зданию характер крепости объясняется частыми вооруженными столкновениями. Почти полное отсутствие декоративности, орнаментики, строгие четкие пропорции - все это способствует созданию архитектурного образа.

Архитектурным прототипом палаццо Питти в значительной мере послужил флорентийский палаццо Веккьо .

В палаццо Питти виден уже четко оформившийся стиль. Брунеллески отнюдь не подражает античной архитектуре, но берет от нее лишь то, что необходимо для выполнения самостоятельных архитектурных задач.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.