Духовой деревянный инструмент исполняет сольные. Деревянные духовые

Если беглым взглядом окинуть многочисленные старинные картины, то можно отметить, что основными элементами в их сюжетах выступают разнообразные свирели и дудочки. Именно на них любили играть наши предшественники. Следует отметить, что выбирали они чаще всего духовые деревянные музыкальные инструменты, которые значительно превосходили барабан и другие ударные предметы, извлекающие различные звуки.

Об изготовлении духовых деревянных инструментов

Для изготовления духовых деревянных музыкальных инструментов всегда использовался подручный материал. Наши предки создавали их на основе камышовых тростинок, бамбука и других веточек, из которых производились будущие свирели. До сих пор не было установлено тех, кто и в такое время догадался сформировать в них дырки.

Однако, деревянные музыкальные инструменты смогли навсегда занять достойное место в сердцах многих почитателей такого искусства.

По происшествию некоторого времени люди осознали, что постепенное увеличение ствола существенно изменяет высоту звука, потому стали прилагать всяческие усилия и опыт, которые направляли на усовершенствование инструментов. С постепенным изменением, они стали превращаться в более современный вариант деревянных духовых инструментов.

Сегодня можно наблюдать, как музыканты, с любовью относящиеся к этим инструментам, именуют их «деревом», хотя это название уже давно не сопоставимо с материалом, который используется для изготовления таких звуковых предметов. В прежние времени они представляли собой естественные трубочки, но сейчас они предстают в виде металла, эбонита и пластмассы, из которых создаются флейты, саксофоны, кларнеты и блокфлейты.

Аутентичные деревянные духовые инструменты

Безусловно, аутентичные духовые инструменты производятся из дерева, которое считаются их неизменным материалом. Как и прошлые времена, сейчас они пользуются повышенной популярностью, потому звучат на многочисленных сценических мировых площадках. Они обладают особыми трепещущими качествами, так как способны возбудить в людских душах зов предков.

Такие духовые деревянные музыкальные инструменты включают в себя:

  • дудука,
  • зурну,
  • жалейку,
  • поперечные флейты

и другие звуковые предметы народов мира.

Все они объединяются общей системой отверстий, в качестве которых выступают дырочки, которые созданы с целью возможного увеличения либо уменьшения длины ствола инструмента.

Взаимосвязь между деревянными и медными инструментами

У деревянных духовых инструментов наблюдается своеобразное родство с духовыми предметами, изготовленными из меди. Его суть заключается в особенности извлечения звука, для чего необходим воздух, выпускаемый лёгкими, и больше ничего.

Таким образом, можно создать уникальный духовой оркестр за активным участием деревянных и медных инструментов.

Лабиальные и тростевые духовые инструменты

По своим особенностям извлечения звука, такой предмет может быть лабиальным. Среди него следует выделить флейту.

Также музыкальный духовой деревянный инструмент бывает тростевым, к которому относится фагот, кларнет, саксофон и гобой.

Если музыкант воспользовался первым вариантом, то ему не стоит растрачиваться на трости, так как он будет занят их периодической сменой. Однако взамен он получит красивое звучание и приятный тембр такого инструмента.

Какой инструмент подобрать ребёнку?

Если родители желают развить у своего ребенка музыкальные способности, то лучше всего приобрести ему деревянные духовые предметы. Обычно, тонкостям игры на медных инструментах можно обучать ребенка тогда, когда он располагает достаточными силами и укрепленным мышечным корсетом.

Потому нужно сначала своему малышу купить блокфлейту. Игра на ней отличается простотой и легкостью, так как не нуждается в особых усилиях, которые может проявлять дыхательный аппарат.

Благодаря деревянным духовым инструментам каждый интересующийся может получить большие возможности и огромные перспективы, важность которых уже доказана яркими историческими примерами знаменитых людей.

Видео: Играет блокфлейта

Вторым объединением современного симфонического оркестра, способным к большому разнообразию и богатству выражения, следует признать «семейство» деревянных духовых инструментов. Обладая драгоценной способностью выдерживать звук, они имеют перед струнными даже некоторое преимущество - их сила звука в известной мере исключает необходимость чрезмерного увеличения их числа. Технические и художественные средства деревянных духовых не столь богаты, разнообразны и гибки. Это относится, прежде всего к их объему. Они не могут свободно изменять степень силы звука и часто оказываются даже не в силах управлять качествами своих крайних ступеней внизу или самом верху звукопада. Все представители этого объединения обладают подлинным pianno или надлежащим fone, и размах степеней силы звука. Защищенные полной свободой в изменении силы звука, деревянные духовые инструменты связаны также и с некоторыми особенностями извлечения самого звука, на воспроизведение которого требуется сравнительно больше времени, чем у смычковых. В своих чисто технических качествах, при несомненных достоинствах, они также уступают струнным - деревянные духовые инструменты относительно менее подвижны, и сложность поручаемых им построений менее замысловата. Даже в средствах своего звукоизвлечения они существенно отличаются от смычковых.

В настоящее время объединение деревянных духовых инструментов представлено четырьмя основными и двумя добавочными видами, отличающимися друг от друга не только чисто природными свойствами, но и присущими каждому из них качествами и особенностями. В оркестре прошлого, которыми композиторы пользовались до самого начала ХIХ столетия, деревянные духовые инструменты применялись в достаточно ограниченном составе и не всегда равномерно. С развитием более утонченных художественных средств оркестра, вообще сильно возросли возможности и деревянных духовых.

Содружество деревянных духовых инструментов, как было уже сказано, состоит из четырех основных и двух добавочных более или менее обособленных видов. К основным - относится семейство флейт, гобоев, кларнетов и фаготов, а к добавочным - семейства саксофонов и сарюзофонов. Все эти инструменты принадлежат к так называемым широкомензурным инструментам, то есть таким, основная трубка которых при относительно широком поперечнике сравнительно коротка. Каждый музыкальный инструмент имеет свой особый способ звуковедения, который зависит от возбудителя колебаний. Если у духовых инструментов»звукообразующими элементами» являются грани среза звукового отверстия, простые или двойные язычки - трости или губа исполнителя, а возбудители колебаний - выдыхающий поток или струя воздуха, и «резонатором» - столб воздуха, заключенный в трубке инструмента то, на основании этих существенно - важных признаков, все духовые инструменты естественно распадаются на три вполне обоснованных вида. К первому относятся инструменты с «боковыми отверстиями» - так называемые губные или глобальные инструменты» - от латинского labia - «губа». Ко второму - инструменты с «язычком» или «пищиком» - язычковые или «лингвальные» от латинского « - «язык» к третьему - инструменты с устьем или «амбушюром» - амбушюрные от французского embouchure - «мундштук» , «устье».

В нотной записи не все деревянные духовые инструменты пользуются единообразным письмом, когда ноты пишутся так, как и звучат в действительности. Эти отступления в записи возникли в ходе развития и совершенствования того или иного инструмента и в своем существе имеют чрезвычайно глубокие корни о которых сейчас можно и не вспоминать, Вполне достаточно только знать, что этот прием «условной» записи, когда инструмент пишется на одной высоте или в одном строе, а читается в другом, носит название транспонирования. Среди «деревянных духовых инструментов к «транспонирующим» относится альтовые флейты, малый гобой, гобой дамур, английский рожок, все разновидности кларнетов и саксофонов. Этот довольно странный на первый взгляд обычай писать ноты не так как они звучат в действительности, имеет весьма веские основания. В то время, когда некоторые древние духовые инструменты только еще создавались, их устройство было крайне несовершенным. Все объединение деревянных духовых инструментов состоящее из основных вполне самостоятельных и несколько обособленных друг от друга семейств - флейт, гобоев, кларнетов и фаготов с их видовыми и родственными им инструментами, и добавочных семейств - саксофонов и сарюзофонов, не принимающих в современном оркестре столь длительного и постоянного участия, в оркестровой партитуре обычно располагается в самом ее верху и в том же порядке, в каком инструменты были упомянуты выше. Некоторое исключение составляют только саксофоны, часто переводят их в объединение медных духовых инструментов и помещают их где-то между трубами и валторнами или даже тромбонами, что разумеется, никак не вяжется с природой самих саксофонов, принадлежащих не к «амбушюрным» инструментам, а к «язычковым», - то есть не с устьем - мундштуком, а с язычком - пищиком.

Из всех известных сейчас музыкальных инструментов флейта принадлежит, несомненно к числу тех, история которых восходит к глубокой древности. Само слово «флейта» применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств.

Подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие представители этой «породы», как флейта простая, фринийская флейта или флейта двойная. Эти инструменты только именовались «флейтами» но собственно к флейтам прямого отношения не имели. Разновидность «флейты», известная под общим наименованием «косой» ли поперечной флейты уже к середине столетия получила всеобщее признание и, несмотря на упорство, с которым держалась еще в оркестре флейта с наконечником, косая или поперечная вышла на путь решительного развития и совершенствования.

Флейта в ХVIII столетии пользовалась такой любовью своих современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их повседневной жизни. Играть на флейте вплоть до середины ХIХ века почиталось признаком хорошего тона, и флейта также как и лютня, арфа или фортепиано, вскоре появилось на сцене в качестве достойного участника драматического спектакля. Среди разновидностей обыкновенных флейт наибольшим распространением пользуется малая флейта и несколько меньшая - альтовая.

Первая и наиболее распространенная разновидность «обыкновенной» флейты, известна под именем малой флейты или флейты - piccolo. Она звучит октавой выше обыкновенной флейты и в оркестре обычно предназначена для усиления и продления вверх крайних октав родового инструмента. Звучность малой флейты особенно в верхнем отрезке ее звукоряда и в forte, отличается чрезвычайной резкостью и даже грубостью, а внизу, напротив она бесцветна, очень слаба.

Вторая разновидность обыкновенной флейты использована Римским-Корсаковым, стремившимся обогатить оркестр столь обаятельным в звучании флейта низкими ступенями ее звукоряда. Наконец, последняя разновидность флейты известна под именем басовой флейты, или альбизифона. Этот инструмент был построен свыше пятидесяти лет тому назад, но в оркестре встречается, к сожалению, еще крайне редко.

Второе семейство объединения духовых инструментов составляет гобой со всеми своими многочисленными родичами. В истории инструментов гобой известен чуть ли не с незапамятных времен. Современный гобой, располагает всеми тонами передувания и потому, также как и флейта принадлежит к «октавирующим» инструментам. В техническом отношении гобою, в сущности, доступны все тонкости современного письма. Классики - симфонисты - Гайдн, Моцарт и Бетховен - широко пользовались гобоем в своих произведениях.

На что же теперь способен гобой в оперно-симфоническом оркестре? Как уже известно, его тембр, от природы немного гнусавый, очень напоминал пастушеский рожок или дудочку - свирель. Искренность гобоя и его выразительность не знает себе достойного соперника, а четкость в выполнении технических узоров вообще вне всякой похвалы.

«Гобой», - говорит Грэтри, - блестит лучом надежды среди туч скорби!» И это вполне справедливо.

В заключение повествования о гобое любопытно вспомнить отзыв о нем Глинки.

«Гобой, - говорит он, - лучший из духовых инструментов по верности интонации и по богатству средств. Переход к смычковым. Много силы и выразительности в натуральных тонах. Мягкая октава гобоя - от la до la. Выше - крис, ниже - гусь. Но в особенных, редких случаях и низкие ноты гобоя могут принести свою пользу.»

Третий представитель семейства деревянных духовых инструментов - кларнет, принадлежит к числу наиболее молодых участников этого объединения. Он возник в Германии около 1700 года.

Кларнет в своем первобытном виде существовал с давних пор в еще народной дудочки низшего порядка в очертании короткой цилиндрической трубочки, а эти простые дудочки были известны нам с бьющимся языком вырезанным из камыша или с подвязанным к клюву отдельным языком. Сейчас кларнет представляет собою великолепный инструмент, располагающий огромным объемом в четыре неполных октавы - от mi малой октавы по письму. В низком регистре кларнет звучит немного мрачно и сурово.

Одним из самых выдающихся открытий в области инструментального строительства середины прошлого столетия было создание нового духового инструмента - саксофона, в котором чрезвычайно удачно объединились характерные особенности медных и деревянных духовых инструментов.

Семейство саксофонов, предназначавшееся первоначально для военно-духовых оркестров по крайней мере во Франции и Бельгии было тогда же и введено. Со дня рождения саксофона прошло около семидесяти пяти лет, когда Европа была буквально ошеломлена сначала слухами о возникновении gazza, а потом - спустя несколько лет - восхищена и с головой увлечена прибывшим из Нью-Йорка в Париж первым негритянским gazz - оркестром. Остается последний представитель объединения деревянных духовых инструментов - фагот.

В ХVI столетии, еще задолго до изобретения фагота, все басовые голоса духовых язычковых инструментов удерживались различными видами низких инструментов. Во Франции и Германии усовершенствованные фаготы были приняты в оркестрах военной музыки, и уже в 1741 году они были введены в оркестрах французской гвардии и дианских полков маршала Саксонского. Таким образом создался современный фагот - вполне совершенный в техническом отношении. Его огромный объем простирается от sid контроктавы до re второй и весь его звукоряд распадается на несколько чрезвычайно характерных в своем звучании регистров.

Вот каковы достоинства фагота - этого подлинного «труженика» современного симфонического оркестра.

Для заключения достаточно сказать, что в русской камерной музыке, чрезвычайно бедной участием духовых инструментов, фагот, тем не менее появлялся не один раз. Чаще других, инструментальных сочетаний можно услышать «квартет деревянных духовых», где фагот участвует на равных с флейтой, гобоем и кларнетом, основаниях.

Объединение духовых инструментов будет звучать тем лучше, чем больше в его составе будут участвовать «украшающие» звучности некоторых ударных инструментов арфы и струнных, использованных по преимуществу в pizzicaro или в фла штах. Для такого состава инструментов написано множество превосходной музыки либо напоминающей игру «музыкальных игрушек», ящиков и табакерок.

Деревянные духовые инструменты представляют собой полые трубки, сделанные из особых сортов плотного дерева (или иногда из металла, как, например, флейты современных кон-струкций и саксофоны). Трубки, в зависимости от типа инструмента, делают цилиндрического, конического или обратно-конического сечения.

Составляются они из нескольких частей (2, 3, 4-х и более), разнимаемых после игры для удобства хранения инструмента в футляре.
Звучащим телом в деревянных духовых инструментах является столб воздуха внутри трубки, приводимый в колебание путем вдувания воздушной струи через специальный возбудитель вибрации — язычок (трость), или через отверстие в головке инструмента.
По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:
1) Губные (лабиальные), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие (labium) в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки.
К такому типу инструментов относится флейта.
2) Язычковые (лингвальные), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укрепленный в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента.
К такому типу инструментов относятся гобой, кларнет, саксофон и фагот.

Столб воздуха внутри трубки при колебании образует, по аналогии со струной, узлы и пучности, называемые сгущениями и разрежениями.
Так же как и струну, столб воздуха можно заставить вибрировать целиком, двумя половинами, тремя третями, четырьмя четвертями и т. д., то есть его можно делить на некоторое количество равных, одинаково звучащих частей. Деление столба воздуха на части зависит от интенсивности вдувания. Чем больше напряжены губы, тем более тонкая струя воздуха вдувается в трубку, и тогда на большее количество частей разделится столб воздуха в трубке.
Последовательное деление воздушного столба на части дает ту же самую натуральную скалу, которую мы получаем на струне.
Столб воздуха, звучащий целиком, дает основной тон.
Столб воздуха, разделенный на две половины, дает 2-й натуральный звук (октава от основного тона).
Столб воздуха, разделенный на три трети, дает 3-й натуральный звук (октава+квинта от основного тона).
Столб воздуха, разделенный на четыре четверти, дает 4-й натуральный звук (две октавы от основного тона) и т. д.
Деление столба воздуха более чем на пять частей в деревянных духовых инструментах малоупотребительно.
Переход с одного обертона на другой называется пере дуван и ем и осуществляется изменением напряжения губ. На кларнете, гобое и фаготе существуют специальные «октавные» клапаны, помогающие совершить передувание.
Принцип игры на деревянных духовых инструментах основывается на укорочении звучащего столба воздуха путем открывания отверстий, расположенных вдоль по стволу трубки инструмента на определенных расстояниях друг от друга. Отверстия по своему устройству и назначению делятся на три группы:
1) Основные отверстия , дающие основной диатонический звукоряд инструмента. Отверстия эти закрываются 4, 3, 2-м пальцами правой и левой рук. На инструментах современных конструкций эти отверстия обычно прикрыты кольцами (так называемыми очками), которые чуть приподняты над отверстиями и соединены со специальными корректирующими клапанами инструмента. Очки помогают точнее крыть пальцами звуковые отверстия.

Все основные отверстия выше извлекаемого тона при основной аппликатуре должны быть закрыты пальцами.
2) Отверстия с клапанами , находящимися в закрытом состоянии открывающимися при нажатии.

Эти клапаны дают альтерированные тона, не входящие в состав основного диатонического звукоряда. Берутся они по мере необходимости свободными пальцами. Для того, чтобы можно было извлечь один и тот же звук различными способами, то есть разными пальцами той или другой руки, на инструменте делают несколько клапанов одинакового действия.
3) Отверстия с клапанами , находящимися в открытом состоянии и закрывающимися при нажатии.

Эти клапаны называются добавочными, они дают самые низкие звуки инструмента. Их бывает от двух до семи. При нажатии клапана отверстие закрывается, и тем самым удлиняется звучащий столб воздуха. Этими клапанами управляют мизинцы обеих рук (у фаготов — большие пальцы обеих рук).
Как было сказано выше, кроме указанных отверстий, у гобоя, кларнета и фагота имеются так называемые октавные клапаны (у кларнета этот клапан должен был бы называться квинтовым), представляющие собой отверстия весьма малого размера, которые открывают для того, чтобы помочь осуществить пе-редувание. Они находятся со стороны, противоположной основным отверстиям, и клапаны их нажимаются большим пальцем левой руки.
Флейта, гобой и фагот принадлежат к инструментам так называемым «октавирующим», так как они дают все натуральные звуки — как четные, так и нечетные. Употребляются из них, естественно, октавные по отношению к основному тону (то есть 2-й и 4-й), которые берутся на флейте особым положением губ, как было указано выше, а на гобое и фаготе — с помощью октавных клапанов.
Аппликатура для октавного обертона применяется в общем та же, что и для основного тона (с некоторым усложнением на фаготе), только весь звукоряд будет звучать на октаву выше.
Если в октавирующих инструментах процесс деления звучащего тела (столба воздуха) и его укорочение полностью напоминают принцип флажолетов на струне и не нуждаются в особом пояснении, то иначе обстоит дело с инструментами «квинтиру-ющкми» (кларнетом), то есть с инструментами, на которых четные обертоны не возникают, а при передувании звучит сразу 3-й обертон (квинта через октаву от основного тона).
В силу цилиндрического сечения трубки в кларнете устанавливается колебательное движение столба воздуха, подобное закрытым трубам, то есть с разрежением (узлом) у одного конца трубки и сгущением (пучностью) у другого, тогда как во флейте, гобое и фаготе при колебании столба воздуха сгущение (пучность) образуется с обоих концов трубки, а разрежение (узел) —в ее середине. Поэтому звучащий столб воздуха у кларнета путем отражения как бы сложен вдвое по сравнению с флейтой, гобоем и фаготом, то есть он в два раза длиннее трубки инструмента, тогда как у флейты, гобоя и фагота звучащий столб воздуха равен длине инструмента.
Схему делений звучащего столба воздуха в октавирующих и квинтирующих инструментах можно представить следующим образом:

Трости язычковых деревянных духовых инструментов изготовляются из специальных сортов камыша и отличаются большой упругостью. Они бывают двух видов: одинарные и двойные.
Одинарная трость (употребляется для кларнета и саксофона) представляет собой лопаточку, закрывающую отверстие в «клюве» инструмента, оставляя в нем лишь узкую щель.
При вдувании воздуха трость, вибрируя с огромной частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в «клюве» инструмента.
Вибрация трости передается столбу воздуха внутри трубки инструмента, который также начинает вибрировать.

Двойная трость (употребляется для гобоя и фагота) не нуждается в «клюве», так как она сама состоит из двух тонких пластиночек, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими.

Знакомство ссимфоническим оркестром начнем сгруппыдеревянных духовых инструментов .Само название «деревянные» давно уже не вполне правильное. Когда-то инструменты этой группы действительно были деревянными, но сейчас их изготавливают из различного материала, в том числе из металла и пластмассы. Название сохранилось, чтобы отличать эти духовые инструменты от группы медных духовых.

К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта , гобой , кларнет и фагот . Все они звучат с помощью вибрации столба воздуха, заключенного в трубке инструмента, но при этом сильно отличаются друг от друга по тембру, характеру и окраске звучания. Кроме того, каждый из них обладает особым техническим устройством.

Численность музыкантов в группе невелика, со времен Гайдна и Моцарта классическим считается парный состав, т.е. в оркестре играют по два музыканта на каждом инструменте группы.

Самым высоким голосом среди деревянных духовых обладает флейта (flauto ). Ее название переводится с латинского как «дыхание». Это один из древнейших музыкальных инструментов, ее происхождение теряется в глубине веков. В современную флейту музыкант вдувает воздух в боковое отверстие, держа ее поперек относительно своего туловища. Такая флейта называется поперечная . Разновидность обыкновенной флейты - флейта-пикколо (piccolo – с итальянского «маленькая»). Инструмент уменьшенного размера звучит на октаву выше большой флейты. Флейта обладает легким и светлым тембром, часто солирует, а благодаря своему техническому совершенству может исполнять сложные виртуозные мелодии.

Гобой (oboe ) – название имеет французское происхождение и означает «высокое дерево». Его легко узнать по своеобразному «носовому» оттенку, который получается благодаря двойной трости-язычку. Этот инструмент так же известен с глубокой древности. В отличие от флейты гобой не столь подвижен и блестящ, но зато способен к более проникновенной задушевной выразительности. Композиторы часто пользуются тембром гобоя для изображения картин природы, сельского быта. Разновидность гобоя английский рожок (corno inglese ) – это увеличенный гобой, звучащий ниже обычного и обладающий более густым тембром.



Кларнет (clarnetto – с итальянского «ясный, светлый») обладает чистым и прозрачным тембром. В подвижности и виртуозности кларнет с успехом соперничает с флейтой. Его диапазон очень велик – он играет легко и свободно на любой высоте, отличаясь силой и сочностью звучания. В современном оркестре участвуют и разновидности кларнета: малый кларнет

(звучащий на октаву выше основного) и басовый кларнет (звучащий на октаву ниже основного).

Фагот (fagotto ) - самый низкий инструмент группы. У него такой же, как у гобоя двойной язычок, придающий его звучанию «хрипоту». Фагот самый длинный инструмент, поэтому его сложили, точно вязанку дров (с итальянского языка его название так и переводится «связка, узел»). Разновидностью фагота является контрафагот , он звучит октавой ниже основного.

К группе деревянных духовых примыкает семейство саксофонов (saxofoni ), в которое входят инструменты различной высоты: сопрановые , альтовые , теноровые и баритоновые . Хотя сегодня саксофон зарекомендовал себя как джазовый инструмент, но он был изобретен задолго до рождения джаз-оркестров – в 1840 году его сконструировал бельгийский мастер Адольф Сакс. Выразительный тембр саксофона применяют в качестве дополнительного участника симфонического оркестра.

Задания:

1. Назовите все группы симфонического оркестра.

2. Почему группа деревянных духовых инструментов так называется, точное ли это название?

3. По описанию тембра узнайте инструмент деревянной духовой группы:

а) глухой, хриплый, приглушенный;

б) холодный, легкий, свистящий;

в) чистый, прозрачный, ясный;

г) густой, насыщенный, гнусавый.

Деревянные духовые

Флейта

Флейта (от немецкого - Flote ), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы ее назвали блокфлейтой , хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - http://www.contrabass.com/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна " Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке " Вебера)

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)

Большое собрание ссылок по теме

Нотки для флейты не желаете?

Гобой

Эээ... это отдельный разговор

Нотки для гобоя не желаете?

Кларнет

Кларнет (от французского clarinette , в свою очередь произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль Уленшпигеле ") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев " Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
http://www.selmer.com/clarinet/discus/index.html
http://cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Кларнет - ссылки на Yahoo

Саксофон

Фагот

Фагот (от итальянского fagotto , буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды , а по музыкальному - на пол-тона .

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка " Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская "). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты " Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс " полезен и употребим в определенном месте.