Духовные искания наташи ростовой,княжны марьи. Эволюция и жизненные искания Наташи Ростовой по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Духовные искания наташи

Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" явился в русской литературе поворотным моментом. Толстой впервые обратился к понятию, названному впоследствии Н.Г.Чернышевским "диалектикой души". Он одним из первых приступил к изучению такого тонкого и сложного инструмента, как человеческая душа.

Толстой прошел свой жизненный путь, страдая и раскаиваясь. Постоянная внутренняя борьба, поиски смысла жизни, ошибки привели его к понятию любви Евангельской, как высшей точке в духовном развитии человека. Эта любовь означает способность любить и прощать врагов, способность к самопожертвованию ради других, способность бескорыстно посвятить себя людям.

В романе "Война и мир" все герои словно разделены на два полюса. Любимые и близкие Толстому герои — люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищущие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.

Противоположному полюсу принадлежат персонажи статичные, эгоистичные, неестественные. Это такие люди, как Элен Безухова, Анатоль Курагин, князь Василий Курагин. В романе есть два героя, словно олицетворяющие эти противоположные стороны: Кутузов и Наполеон. Кутузов — своеобразный камертон для Толстого, он является высшей точкой отсчета духовного развития человека в романе. Наполеон же — это человек, регрессирующий, нищий душой, жалкий. Этот герой в романе является олицетворением неестественности, самовлюбленности, эгоизма, лицемерия.

Толстой на протяжении всего романа следит за изменениями в душах любимых героев. Они ошибаются, они не идеальны. Но именно путь самосовершенствования через испытания интересует Толстого, путь от эгоистических стремлений до любви Евангельской.

Этот путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. Но, хотя их дороги идут параллельно, они различны.

Андрея Болконского мы впервые встречаем на вечере у А. П. Шерер. Здесь он выглядит сухим и раздражительным. Он отгородился от всего происходящего маской безразличия. Для сдержанного внешне, но глубоко чувствующего героя, неинтересно петербургское общество, в котором царят лицемерие, притворство, эгоизм — все то, что отталкивает героя. Князь Андрей не видит достойных чувств и стремлений людей за блестящей мишурой нарядов, улыбок, поклонов. Поэтому он решает ехать в армию, где, как он считает, проявит себя. Во время войны 1805 года Болконский занимает место при штабе Кутузова. Он полон надежд и жажды славы -славы как любви народной. Князь Андрей готов отдать все, даже (и он признается себе в этом) родных и близких ради этой любви. Переломным моментом стал Аустерлиц.

Раненный в голову, Болконский лежит на поле боя и видит небо. Высокое, бесконечное небо, недостижимо далекое и в то же время близкое и понятное. Он понимает, что есть в жизни что-то другое, чистое и более важное, чем слава. Небо Аустерлица изменило все.

Князь Андрей оставляет службу и, после ранения и плена, уезжает в деревню. Он решает жить только для себя и своих близких. Болконский опустошен внутренне, не видит будущего. Он решает больше никогда не служить в армии.

Ничто не может вывести его из этого состояния: ни Пьер, ни дружба, ни религия. Нужно нечто большее, чем дружба.

Очередной перелом намечается при поездке князя Андрея в Отрадное. Там он впервые встречает Наташу. Символом перемен стал старый дуб, мимо которого проезжает герой. Первый раз это корявый, весь в болячках, черный, мрачный дуб, не поддающийся обаянию весны, — словно душа князя Андрея. В Отрадном герой становится невольным свидетечем того, как восхищается прелестью ночи Наташа. Не понимая того, чему сдуется эта девочка, он задумывается о том, что с ним происходит, и решает, что жизнь не закончилась в тридцать один год. Ночь в Отрадном словно соединила, незримо для героев, их судьбы. По пути обратно Болконский встречает знакомый ему дуб. И, будто душа героя, тот пробудился ото сна и покрылся сочной зеленью.

Князь Андрей едет в Петербург и начинает законодательную работу с крупным в то время политическим деятелем — Сперанским.

И вновь все меняется, князь Андрей встречает на балу Наташу Ростову, ту самую Наташу, которая удивила его в Отрадном. Его поражают естественность, открытость этой девочки, отсутствие столичного лоска. Он влюбляется в маленькую Ростову. На фоне этого чувства, глубокого и яркого, меркнет фигура Сперанского — его искусственность, маска открываются князю Андрею.

Волконский просит руки Наташи и получает утвердительный ответ. Но отец Андрея ставит условие: свадьба должна состояться не ранее, чем через год. Андрей покоряется воле отца — он уезжает. Разлука с Наташей в тягость герою, но слово чести дороже. Болконский живет надеждой на будущее счастье.

Тем страшнее оказалась весть об измене Наташи. Князь Андрей не понимает и не принимает этого. Он глубоко оскорблен и близок к духовному кризису, едет в армию отомстить обидчику, но не может того найти.

С начала войны 1812 года судьба русского народа, судьба России стала судьбой князя Андрея. Он решает жить для других, действовать во имя спасения Родины. Болконский вполне мог занимать место при штабе, но, осознавая, что его место на поле боя, рядом с солдатами своего полка, он отказывается от предложения стать штабным офицером. Недаром солдаты звали его "наш князь".

В Бородинском сражении его тяжело ранит осколком гранаты. В палатке для раненых, в полубреду, князь Андрей видит страдающего Анатоля Курагина — своего врага, того, кто причинил ему столько страданий. Он видит его и... прощает. Князь Андрей приходит к любви Евангельской.

В последние дни жизни он встречает Наташу, прощает ее: "Я люблю тебя лучше, сильнее прежнего...", — говорит он ей.

Иной путь был у Пьера. Наверное, это связано с различиями в характерах: князь Андрей — человек рассудка, Пьер же поступал по велению сердца.

Вначале Пьер — никому не нужный незаконный сын богатого вельможи. Он неопытен, не знает, чего хочет от жизни. Его кумир — Наполеон (как реформатор и освободитель).

Неожиданно Пьер получает наследство, становясь одним из самых богатых женихов России. Не понимая, что отношение к нему в обществе изменилось после получения наследства, он искренне принимает знаки внимания и...совершает непоправимую ошибку — женится на Элен. Жизнь его изменилась — Пьер "остепенился", стал мужем своей светской жены, блестящей красавицы Элен, то есть бесцельно стал проводить время.

После дуэли с Долоховым Пьер оказался перед неразрешимыми вопросами: "Зачем все это? Ради чего жить? Что ждет впереди?" Они мучают Пьера, вовлекая его в духовный кризис. Пьер искал помощи извне — и нашел ее в рядах масонов, не заметив, что за благородными словами те скрывали корысть и стяжательство. Пьер увлекается масонской деятельностью, проводит, как ему кажется, разумные реформы в своих южных имениях. Но все усилия Пьера в этой деятельности оказались тщетными. За этим следует новое разочарование в себе и людях.

В начале войны 1812 года Пьер на свои деньги собирает ополчение и решает принять участие в Бородинском сражении. Тут Пьеру и открывается великая истина. Видя солдат, ополченцев, тех, кто сражается, молится, строит укрепления, кто кормит его, он видят их. Они — спасители России. Они есть сила России и ее дух. Во сне Пьер приходит к пониманию необходимости "сопряжения" своей жизни с жизнью народа. Эта мысль укрепляется в Пьере после встречи в плену с Платоном Каратаевым, который в романе стал воплощением всего "доброго, круглого, русского". Именно под воздействием Каратаева Пьер приходит к любви всеобщей, терпению и всепрощению, как когда-то князь Андрей.

Судьба Николая Ростова противопоставлена судьбам Андрея и Пьера. Этот герой является своеобразной "золотой серединой человечества". Он был способен пройти тот же путь исканий, что и Болконский, и Безухов. Но Ростов сознательно отказался от борьбы с собой. Это проявилось в истории с Теляниным, когда, проявив малодушие, он уступил командиру полка, хотя был прав. Находясь в госпитале, он, хотя и ужаснулся тому, что убитые лежат рядом с живыми, промолчал. Но Николай — честный человек. Ростов близок Толстому тем, что он естествен.

Пьер и князь Андрей через страдания и духовные испытания, взлеты и падения пришли к пониманию высшего смысла человеческого бытия — любви Евангельской. Они сблизились с народом, с силой, которая хранит традиции и моральные ценности, объединяет людей. В противовес Пьеру и Андрею, Николай Ростов, достойный человек, имевший все возможности для самосовершенствования, отказался от борьбы и остановился в своем духовном росте.

В романе «Война и мир» перед нами предстают два идеала женщины в понимании Л. Н. Толстого. Эти идеалы автор воплотил в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Наташа по происхождению дворянка. Однако в ней нет ничего сословно-дворянского. Ее духовный мир намного ближе ко всему народному. Она тянется к родной природе, к простым людям. Наташа «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в манере матери, и во всяком русском человеке». Именно народное начало и является главным, определяющим в душе героини. Она с восторгом погружается в мир русского народного быта, испытывает нескрываемую радость при общении с ним.

Ощущение тесной связи с родиной и нравственная чистота девушки обусловили и ее патриотические стремления. Она также естественно совершает свой благородный поступок, как естественно и просто совершали свои подвиги солдаты, полководцы, простые русские люди. Она все время должна находиться в движении. Ей свойственно постоянное внутреннее развитие, она всегда в поисках, стремлениях. Хоть иногда они и приводят ее к жизненным ошибкам.

Толстой выделяет в своей героине не столько ум, сколько душевную чуткость, интуицию. Она воспринимает окружающих чувствами, порой странными, но всегда безошибочными: «Узкий, знаете, серый, светлый», - говорит она про Бориса Друбецкого, а Пьер Безухов в ее видении «…тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный». Так своеобразно, но точно определяет она безличность, неустойчивость Бориса и устойчивость, основательность, глубину Пьера.

Наташа выступает в романе олицетворением чистой, но в то же время страстной, любви. Она во всем исключительно искренна

и откровенна, проста и естественна. Все ее поступки освещены добрым и чутким отношением к людям, неистребимой любовью к жизни и неистощимыми жизненными силами. Эти ее качества способны вдохнуть такую же жажду жизни и в других людей. Ведь именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни, для него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. То же самое происходит и с Пьером. Наташу любят за ее душевное обаяние, отзывчивость и чуткость. Нетрудно понять, что именно через ее образ Толстой освещает в романе нравственные качества всех основных героев.

Наташа - олицетворение женственности и материнства - противопоставляется в романе лицемерию и фальши таких персонажей, как сентиментальная Жюли Карагина или всегда одинаковая, неподвижная, как внешне, так и внутренне, Элен. Однако во многом она отличается и от Марьи Болконской с ее религиозно-нравственным миром.

Княжна Марья также представляет собой женский идеал Толстого. Внешне это некрасивая девушка, однако она наделена подлинной духовностью. Религиозные взгляды сформировали ее добрый, кроткий нрав, наделили неисчерпаемым смирением, жалостью к людям. Обладая чистым и отзывчивым сердцем, Марья способна разглядеть положительные душевные качества и в других людях. Именно поэтому она искренне полюбила такого нравственно устойчивого человека, как Ростов. Она искренне стремится делать добро людям, помогать тем, кто в этом нуждается. К сожалению, ее душевные порывы не всегда оказываются понятыми.

Наташа и Марья во многом отличаются друг от друга. Однако многое их и объединяет. Им обоим присуща та «скрытая теплота патриотизма», которая заставила Наташу отдать подводы для раненых, а Марью с несвойственной ей злобой и гордостью решительно воспротивиться попыткам заставить ее остаться во власти французов. Обе героини словно дополняют друг друга - в каждой из них есть то, чего не хватает другой. Возникшее вначале отчуждение и непонимание между девушками постепенно рассеивается, они многому учатся друг у друга, открывая для себя неизвестные ранее стороны жизни и тем самым обогащая свой внутренний мир. Так, Марья помогает Наташе понять поэзию самоотверженности и духовности, а Наташа пробуждает в Марье жизнерадостность и любовь к жизни.

Подчеркивая глубокую связь между образами двух дорогих автору героинь, Толстой говорит в эпилоге, что семья Ростовых крепка только потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, которая стала женой Николая Ростова. Так объединяются две семейные традиции, настолько важные для автора «Войны и мира». И не случайно Н. Г. Долинина считала: «… все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу… Никто не хочет быть, как княжна Марья, с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке есть, непременно должна быть, и княжна Марья, без этого она превратится в Элен».

На протяжении всего романа Л.Н.Толстого «Война и мир» мы встречаемся с разными героями. Одни только появляются и сразу уходят, у других проходит целая жизнь перед нашими глазами. И мы вместе с ними радуемся за их успехи, переживаем за неудачи, волнуемся и думаем, как поступить дальше. Неслучайно Л.Н.Толстой показывает нам в своем романе «Война и мир» путь исканий Андрея Болконского. Мы видим некое перерождение человека, переосмысление ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам жизни.

Андрей Болконский – один из самых любимых героев Л.Н.Толстого. Мы можем посмотреть весь его жизненный путь в романе «Война и мир», путь становления личности, путь исканий души.

Идеалы Андрея

Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения. Мы видим его на светском вечере в салоне Анны Шерер гордого, высокомерного, не желающего участвовать в жизни общества, считая это для себя недостойным. В его идеалы входит образ французского императора Наполеона Бонапарта. В Лысых Горах в разговоре со своим отцом Болконский говорит: «…как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь как хотите, а Бонапарте все-таки великий полководец!

»

К жене Лизе он относился неласково, с видимым превосходством. Уходя на войну, оставляя беременную жену на попечение старого князя, он попросил отца: «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя…чтоб он вырос у вас…пожалуйста». Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына.

Искренние чувства дружбы и любви Болконский испытывает к Пьеру Безухову, единственному преданному его другу. «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света», – говорил он ему.

Очень насыщенна событиями военная жизнь Болконского. Он попадает в адъютанты к Кутузову, помогает решить исход Шенграбенского сражения, защищает Тимохина, едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских (так ему кажется), участвует в Аустерлицком сражении. Потом делает значительный перерыв в военной кампании – в это время раз и происходит переосмысление его жизни. Затем возвращение в военную службу, увлечение Сперанским, Бородинское поле, ранение и смерть.

Разочарования Болконского

Первое разочарование пришло к Болконскому, когда он лежал под Аустерлицким небом и думал о смерти. Увидев своего кумира – Наполеона, стоявшего рядом с ним, Болконский почему-то не испытал от его присутствия того величия, какое считал до этого возможным. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял», – вот что занимало теперь Болконского.

Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание.

После всего Болконский дает себе слово больше не воевать. Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол».

Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России». Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо».

Любовь к Наташе Ростовой

Истинное прозрение к жизни пришло к Болконскому после встречи с Наташей Ростовой. По роду своей деятельности Андрею нужно было встретиться с уездным предводителем, каковым был граф Илья Андреевич Ростов. По дороге к Ростовым Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветвями. Все кругом благоухало и наслаждалось дыханием весны, только этот дуб, видимо, не хотел подчиняться законам природы. Дуб казался Болконскому мрачным и невеселым: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Именно так думал князь Андрей.

Но по возвращению домой Болконский с удивлением заметил, что «старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…» стоял на том же месте. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» – решил Болконский. Впечатление, которое произвела на него Наташа, было настолько сильно, что он пока и сам не понимал, что произошло на самом деле. Ростова пробудила в нем все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни.

Смерть Болконского

Многие читатели задаются вопросом, почему Л.Толстой уготовил такую судьбу своему любимому герою? Некоторые считают особенностью сюжета смерть Болконского в романе «Война и мир». Да, Л.Н.Толстой очень любил своего героя. Жизнь Болконского была нелегка. Он прошел трудный путь нравственных исканий, пока не обрел вечную истину. Поиск душевного покоя, душевной чистоты, настоящей любви – вот теперь идеалы Болконского. Андрей прожил достойную жизнь и принял достойную смерть. Умирая на руках любимой женщины, рядом с родной сестрой и сыном, постигнув всю прелесть жизни, он знал, что скоро умрет, он чувствовал дыхание смерти, но желание жить было в нем велико. «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете», говорил он Ростовой, и улыбка в это время светилась на его лице. Он умер счастливым человеком.

Написав сочинение на тему «Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных перепитий, событий, обстоятельств, судеб других людей. Каждый может обрести истину жизни, пройдя сложный путь, как это сделал герой Толстого.

Тест по произведению

Наташа (Наталья Ильинична Ростова)
Персонаж романа Льва Толстого «Война и мир» (1865–1869). На страницах романа она появляется в возрасте 13 лет - маленькая, с черными глазами, искрящимися от жизнелюбия, игривая, чувствительная и обаятельная. Ее прыжки и смех оживляют ее окружение, живой ум и лукавое выражение лица удивляют всех, кто ее встретил. Спустя годы, когда она войдет в высший свет, в ней появится что-то, что невозможно назвать только красотой - здесь и радостный искрометный взгляд, и улыбка, и удивление, и некая неловкость в жестах, и лучезарная грация молодости. Князь Андрей Болконский влюбляется в нее, и странное счастье, которое она испытывает, открывает ей новый мир, где тревога сосуществует с радостью. Она еще девочка, проявляющая интерес к новому для нее чувству, и в то же время в ней рождается кто-то другой, который спрашивает: «Возможно ли это? Правда ли это, что жизнь больше не похожа на шутку, что я уже взрослая и должна отвечать за все свои поступки и слова? » Год разлуки, который ей предлагает Андрей Болконский, дабы она повзрослела и оценила свои чувства, пугает ее. Потом удрученность проходит, и она переживает возрождение любви, становится вновь веселой и лукавой. Однако на лице ее в редкие минуты появляется скука, а нервозность и нетерпение не исчезают с приходом писем от Андрея. Именно это состояние души объясняет, почему встреча с красавцем Анатолем Курагиным оказывается для нее роковой. Вся ее затаенная чувственность проявляется при виде обаятельного, уверенного в себе мужчины, в котором она надеется найти настоящую любовь. Вдруг ее охватывает мысль, что она губит себя, и появляется ужас от собственного «падения» . Она пишет письмо Андрею о разрыве, и если бы ее намерения вовремя не обнаружили в семье, ее бы похитил Анатоль. Узнав, каков в реальности Анатоль, она видит только один выход из сложившейся ситуации: уход из жизни. Но неудавшееся самоубийство дает возможность начать жить снова и заставляет пересмотреть свое прошлое. Она испытывает угрызения совести. Мысль, что она причинила боль князю Болконскому, преследует ее. Мистический кризис помогает ей выздороветь. Дружба с Пьером Безуховым, потрясение, которое возникает из-за приближения Наполеона; влияют на ее жизнь. Когда русские спешно оставляют Москву, а французы входят в нее, Наташа встречает князя Андрея, смертельно раненного. Их примирение совершается в напряженной, тревожной атмосфере. Любовь очищается опасностью и преображается в духовную связь, когда обнажаются человеческие души. Истинное успокоение, которое исходило от умирающего Андрея, заставило ее понять внутренний мир Марьи Болконской, дружба с которой спасет ее от отчаяния. Отныне спасение Наташи в страдании и в самоотречении. Жизнь понемногу снова наполнит ее силой. Она совершенно возродится рядом с Пьером Безуховым, который, став ее мужем, сделает из нее прекрасную супругу и хранительницу домашнего очага, окруженную детьми. Именно такой видел Толстой женщину

Жизненные искания Наташи Ростовой

Грандиозное произведение Л.Н.Толстого "Война и мир" - непревзойденная классика мировой литературы, поражающая своей масштабностью и глубиной. Еще на протяжении многих веков будут обращаться к роману и находить ответы на свои вопросы читатели. Ведь и в будущем проблемы истинных и наносных ценностей, взаимоотношений мужчины и женщины будут волновать людей. Благодаря созданной череде женских образов в романе автор говорит о роли женщины и в социальной, и в семейной жизни. Причем часть характеров из них статичны, а часть – развивающиеся. Во многом противопоставлены между собой две героини романа – Элен Безухова и Наташа Ростова. Холодные и расчетливые правила высшего общества, по которым живет Элен, неспособны сломить естественность и природную живость Наташи. Даже внешне светская красавица все же проигрывает любимой героине Толстого. Образ Элен постоянен, тогда как за Наташей читатель наблюдает на протяжении многих лет, отслеживая этапы ее развития, изменения мировосприятия и жизненных приоритетов.

Впервые появляется она на страницах романа девочкой 13 лет, "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая". Именно подчеркивая ее непривлекательность, Толстой описывает удивительное обаяние, исходившее от нее. Ее внутренняя красота и способность к чуткому пониманию окружающих выделяет ее еще подростком среди других, даже старших сестер и подруг. Естественность и жизнелюбие, одухотворенность и простота в Наташе побеждают трезвость ума и подчинение прописным манерам высшего общества. Лукавое выражение и смех, прыжки и плутоватый вопрос при Марье Дмитриевне (ее все боялись) о том, какое пирожное сегодня на ужин – подобная открытость и непосредственность вызывают только улыбки у взрослых.

И взрослея, Наташа по-прежнему всегда в центре внимания и восхищения. При этом многие благодаря ей меняют взгляды на привычные вещи: она оказывает невольное влияние на нравственную жизнь других героев. Живет героиня Толстого "умом сердца": не имеет тяги оценивать и анализировать поступки, но обладает собственным, истинным знанием ценностей жизни. В разнообразных жизненных перипетиях именно Наташа помогает найти правильный выход своему горячо любимому брату Николаю Ростову: во взаимоотношениях с Соней, при огромном проигрыше в карты Долохову, в устройстве его семейной жизни с Марьей Болконской. Николай слышит пение Наташи, и тут же приходит умиротворение: "Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее". Поиском смысла в жизни и своей полезности государству заняты Андрей Болконский и Пьер Безухов. А ответами послужат поступки Наташи, которая сердцем поможет распутать клубок вопросов и сомнения для каждого из них.

Сначала ее радостный искрометный взгляд и лучезарная грация молодости привлечет князя Андрея Болконского. Она для себя откроет странное счастье и новый мир: "Возможно ли это? Правда ли это, что жизнь больше не похожа на шутку, что я уже взрослая и должна отвечать за все свои поступки и слова?". Но больше в этом зарождающемся чувстве страхов и тревог. Ведь ей предстоит год разлуки со своим женихом. Испытание посылает ей судьба и сталкивает Наташу со светским щеголем и красавцем Анатолем Курагиным. Скука и удрученность, нервозность и нетерпение целого года молодой жизни бросают ее в объятия Анатоля. Наташа уверенна, что именно к нему испытывает настоящие чувства. Она просит Болконского о разрыве, но похитить ее Анатолю не удается, к счастью. А после понимания, того что ошиблась в Курагине, и испытывая угрызения совести за боль, причиненную князю Андрею, Наташа не видит смысла в дальнейшей жизни. Но дружба с Пьером Безуховым, приближение Наполеона понемногу возрождают ее к жизни. Спасаясь от французских войск, в одной из крестьянских изб Наташа встречает уже смертельно раненного Болконского. И тут возникает та долгожданная духовная связь между ними, любовь преображает их обоих. Здесь же Наташа подружилась с сестрой Андрея. И вновь необъяснимой силой наполнится душа Наташи Ростовой, потому как увидит смысл своей жизни в страдании и в самоотречении.

А после всех испытаний встреча со старым и верным другом, "детская душа" которого близка Наташе своей естественностью и открытостью, станет новым этапом в жизни героини. Пьер Безухов на протяжении всего романа боготворит ее. Он создаст столь необходимый семейный оплот для нее, подарит душевное спокойствие. Быть верной и преданной женой, любящей матерью четверых детей, хранительницей домашнего очага – вот цель всех ее метаний, смысл человеческого бытия. Наташа и Пьер живут чувствами и эмоциями, внутренне близки друг другу. Крепкая и дружная семья – основа государства. А женщина-мать – идеальный образ, по мнению Толстого. Доброта и простота привнесут и красоту, и счастье в жизнь. Именно они помогают пройти и освободиться от всего фальшивого главной героине романа.

Помимо сочинения о жизненных исканиях Наташи Ростовой изучите также:

  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»