Да винчи скульптор. Высокое возрождение живопись и скульптура леонардо да винчи

Великолепная подделка или шедевр Ренессанса?
Список сохранившихся произведений Леонардо да Винчи очень короткий. И он все время сокращается за счет переатрибуций (кейсы с надувательством русских олигархов и арабских шейхов не берем, это отдельная история).

О том, как недавно будто бы нашли рельеф его работы (на самом деле, конечно, не его) .

А вот намного более известное "его" произведение, споры о котором не утихали намного дольше.
Это бюст богини Флоры, изготовленный из раскрашенного воска.


Отрывок из книги: A.C. Бернацкий. "Идеальные преступники"

В 1909 году директору берлинских музеев Вильгельму Боде предложили для приобретения восковую статую Флоры. Боде тотчас заинтересовался предложением, так как, согласно семейным легендам владельцев статуи, ваял ее сам Леонардо да Винчи. Важным аргументом в пользу такого предположения служила одна характерная деталь произведения — загадочная улыбка, присущая некоторым женским образам великого итальянца.

Очарованный красотой статуи и мыслью, что один из его музеев пополниться уникальным творением да Винчи, Боде приобрел «Флору» за внушительную по тем временам сумму в 150 тысяч марок. Статуя была поставлена на самое почетное место среди экспонатов эпохи Возрождения в музее императора Фридриха.

Лондонские журналисты, всегда внимательно следившие за перетеканием национальных сокровищ в другие страны, через несколько месяцев после сделки поместили язвительную статью о том, что немцы приобрели под видом шедевра работу некоего Ричарда Лукаса , выполненную в XIX веке в Англии.

Richard Cockle Lucas. "Lady Catherine Stepney as Cleopatra", c. 1836

Конечно же, Боде со своими немецкими сотрудниками не поверил английским репортерам. Более того, он даже высказал претензии своим английским коллегам за то, что они выдали прессе информацию о сделке.

Но англичане настаивали на своем и в подтверждение своей правоты разыскали восьмидесятилетнего сына Лукаса. Он не только подтвердил авторство отца, но также указал, что статуя лепилась с какой-то старинной картины, которую он, в то время семнадцатилетний юноша, хорошо запомнил.

Немцы опять не поверили журналистам, заявив, что изваять такой шедевр под силу только гениальному скульптору, а Лукас, как известно, к таковым не относился.

Фотопортрет скульптора

Тогда от имени англичан выступил некий Томас Уайтборн, бывавший в доме Лукаса-отца и наблюдавший за его работой над статуей. Именно этот свидетель вспомнил, что картина, с которой лепилась статуя Флоры, не принадлежала Лукасу, а была на время одолжена у антиквара Бьюкенена, выступавшего заказчиком восковой скульптуры. Он же указал улицу и дом, где располагалась лавка заказчика.

Но и эта история не поколебала уверенности берлинцев в своей правоте.

Не нашла, какая картина имелась в виду. Видимо, нечто вроде вот этой "Флоры" ученика Леонардо по имени Мельци ()

Тогда англичане, понимая, что слово к делу не пришьешь, стали искать вещественные доказательства для подтверждения своих заявлений. И вскоре они предъявили торговую книгу магазина за 1846 год, в которой было зарегистрировано наличие картины с названием «Флора».

Или вроде такой "Флоры", тоже Мельци

Была также найдена литография с этой работы, датированная 1840-м годом и, кроме того, документы аукциона «Кристи», на котором собственность антиквара была продана коллекционеру Моррисону за 640 гиней. А еще через некоторое время была найдена и внучка Моррисона, у которой английские исследователи обнаружили последнее доказательство своей правоты: картину «Флора».

Или, возможно, это "Флора" работы Карло Антонио Прокаччини (которая вообще кстати представляет собой раздетую "Мону Лизу")

Однако перипетии на этом не закончились. Уже почти разложенные на лопатки, немцы вдруг заявили, что к Лукасу попала подлинная статуя Леонардо, с которой и была выполнена картина Моррисона.

О, вроде нашла старинную статью. Там репродукция вот этой "Флоры" в качестве образца. Сегодня картина приписывается Бернардино Луини

В спор снова вступил Уайтборн, внезапно припомнивший, что Лукасу по какой-то причине приходилось наслаивать воск пластами, и он жаловался на то, что новые восковые свечи, использовавшиеся для этих целей, ужасно плохого качества.

Репродукция из London Times

Теперь дело оставалось за химиками. И они установили, что к воску, из которого выполнена статуя, примешан некий суррогат для его удешевления. А применяться он стал лишь с 1840 года. А ветхость скульптуры объяснялась тем, что некий Симпсон, купивший дом Лукаса со всеми его работами, держал «Флору» на открытой галерее целых шестнадцать лет.

Бюст на иллюстрации из книги Боде начала 20 века

Как раз в тот момент между Англией и Германией были напряженные отношения, и поэтому английские журналисты с наслаждением подняли эту историю на щит, и с помощью ее издевались над "тупыми дойчами", которых обставил британский талант. За три года на эту тему было напечатано рекордное число газетных заметок и статей - около 700 штук.

Несмотря на эти доказательства, Боде продолжал утверждать, что его первоначальная атрибуция была правильной. Чтобы доказать это, он выставил бюст Флоры среди работ Лукаса - однако эта выставка, скорее, имела неприятные последствия, поскольку показала, что Лукас регулярно делал восковые скульптуры, вдохновленные великими работами старых мастеров.

"Нимфа", восковая статуэтка работы Лукаса.

Его же восковая "Леда и лебедь"

Поскольку некоторые продолжают цепляться за авторство Леонардо, его все пытаются доказать.
Например, этот бюст стал первой скульптурой, которую изучили с помощью рентгена.

Спермацет, обнаруженный в химических образцах, позже доказал, что материал слишком стар для авторства Лукаса и слишком молод для Леонардо. В 1986 году химический анализ показал, что воск содержит синтетически произведенный стеарин, вещество, которое было впервые произведено в 1818 году.

Сегодня он выставляется в Берлинских музеях с табличкой "Англия, 19 век".

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.

Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

Факты из биографии

Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать – обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.

Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:

  1. В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
  2. В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
  3. В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
  4. С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.

Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь

Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.

  1. Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
  2. Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
  3. В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

Изобретения

Вклад в науку Леонардо да Винчи краткая биография не сможет передать полностью. Однако можно отметить наиболее известные и ценные открытия учёного.

  1. Наибольший вклад он сделал в механику, это видно из множества его рисунков. Леонардо да Винчи исследовал падение тела, центры тяжести пирамид и многое другое.
  2. Он изобрел автомобиль, сделанный из дерева, который приводили в движение две пружины. В механизме автомобиля был предусмотрен тормоз.
  3. Он придумал скафандр, ласты и подводную лодку, а также способ погружения на глубину без применения скафандра со специальной газовой смесью.
  4. Изучение полета стрекозы привело к созданию нескольких вариантов крыльев для человека. Эксперименты оказались неудачными. Однако потом учёный придумал парашют.
  5. Он занимался разработками в военной отрасли. Одним из его предложений были колесницы с пушками. Он придумал прототип броненосца и танка.
  6. Много разработок Леонардо да Винчи сделал в строительстве. Арочные мосты, осушительные машины и подъемные краны – это все его изобретения.

В истории не существует человека, подобного Леонардо да Винчи. Именно поэтому многие считают его пришельцем из других миров.

Пять секретов да Винчи

Сегодня многие учёные до сих пор ломают голову над наследием, оставленным великим человеком прошлой эпохи. Хотя называть так Леонардо да Винчи не стоит, он предсказал многое, и ещё большее предвидел, создавая свои уникальные шедевры и поражая широтой знаний и мысли. Предлагаем вам пять секретов великого Мастера, которые помогают приподнять завесу тайны над его произведениями.

Шифрование

Мастер многое зашифровывал, чтобы не подавать идеи раскрытыми, а слегка подождать, пока человечество до них «дозреет, дорастёт». Одинаково хорошо владевший обеими руками, да Винчи писал левой, мельчайшим шрифтом, да ещё и справа налево, а часто и в зеркальном отображении. Загадки, метафоры, ребусы – вот что встречается на каждой строчке, в каждом произведении. Никогда не подписывая своих работ, Мастер оставлял свои знаки, заметные лишь внимательному исследователю. Например, через много столетий учёные обнаружили, что присматриваясь к его картинам, можно обнаружить символ взлетающей птицы. Или знаменитая «Мадонна Бенуа», найденная у странствующих актеров, возивших полотно в качестве домашней иконы.

Сфумато

Идея рассеивания принадлежит также великому мистификатору. Присмотритесь к полотнам, все предметы не обнаруживают чётких граней, тут как в жизни: плавное перетекание одних образов в другие, размытость, рассеивание – все дышит, живёт, пробуждая фантазии и мысли. Кстати, Мастер частенько советовал упражняться в таком видении, вглядываясь в пятна от воды, грязевые наплывы или горки пепла. Частенько он специально окуривал рабочие помещения дымом, чтобы видеть в клубах то, что скрыто за гранью разумного взгляда.

Посмотрите на знаменитую картину – улыбка «Моны Лизы» под разным углом то нежная, то чуть надменная и даже хищная. Знания, почерпнутые благодаря изучению многих наук, давали Мастеру возможность изобретать совершенные механизмы, которые становятся доступны только сейчас. Например, это эффект распространения волн, проникающая сила света, колебательное движение… да много чего ещё предстоит разбирать даже не нам, а нашим потомкам.

Аналогии

Аналогии – вот что главное во всех работах Мастера. Преимущество перед точностью, когда из двух заключений ума вытекает третье – это неизбежность любой аналогии. А в причудливости и проведении совершенно умопомрачительных параллелей да Винчи нет равных до сих пор. Так или иначе, все его работы имеют какие-то идеи, не сообразующиеся друг с другом: знаменитая иллюстрация «золотое сечение» – одна из них. С расставленными и разведенными конечностями человек вписывается в круг, с сомкнутыми в квадрат, а чуть приподняв руки в крест. Вот такая своеобразная «мельница» и дала флорентийскому кудеснику идею создания церквей, где алтарь помещен точно посередине, а молящиеся стоят кругом. Кстати, эта же идея пришлась по вкусу инженерам – так появился шариковый подшипник.

Контрапост

Определение обозначает противопоставление противоположностей и создание определённого вида движения. Пример – скульптурное изображение огромного скакуна в Корте Веккио. Там ноги животного расположены именно в стиле контрапост, образовывая визуальное понимание движения.

Незаконченность

Это, пожалуй, один из любимейших «трюков» Мастера. Ни одно его произведение не конечно. Завершить – убить, а да Винчи любил каждое своё детище. Медлительный и скрупулёзный, мистификатор всех времён мог делать пару мазков кистью и отправляться в долины Ломбардии, чтобы улучшить там ландшафты, переключиться на создание очередного шедеврального аппарата или что-то другое. Многие произведения оказались подпорчены временем, огнём или водой, но каждое из творений, хоть что-то значащих, было и есть «незавершёнка». Кстати, интересно, что даже после порчи, Леонардо да Винчи никогда не исправлял своих картин. Создав свою собственную краску, художник даже специально оставлял «окно незаконченности», полагая, что жизнь сама внесёт необходимые коррективы.

Чем было искусство до Леонардо да Винчи? Рождаясь в среде богатых, оно полностью отражало их интересы, их мировоззрение, их взгляды на человека, на мир. В основе произведений искусства лежали религиозные идеи и темы: утверждение тех взглядов на мир, которым учила церковь, изображение сюжетов из священной истории, внушение людям чувства благоговения, преклонения перед «божественным» и сознания собственного ничтожества. Господствующая тематика определяла и форму. Естественно, что изображение «святых» было весьма далеко от изображений подлинных живых людей, поэтому в искусстве господствовали схемы, надуманность, статичность. Люди на этих картинах были своего рода карикатурами на живых людей, пейзаж фантастичен, краски бледны и невыразительны. Правда, ещё до Леонардо его предшественники, в том числе и его учитель Андреа Верроккио, уже не удовлетворялись шаблоном и пытались создавать новые образы. Уже они начали поиски новых методов изображения, начали изучать законы перспективы, много думали над проблемами достижения выразительности изображения.

Однако эти поиски нового не давали больших результатов и прежде всего потому, что у этих художников не было достаточно ясного представления о сущности и задачах искусства и знания законов живописи. Поэтому-то они и впадали то снова в схематизм, то в столь же опасный для подлинного искусства натурализм, копирование отдельных явлений действительности. Значение революции, произведенной Леонардо да Винчи в искусстве и в частности в живописи, определяется прежде всего тем, что он был первым, кто четко, ясно и определённо установил сущность и задачи искусства. Искусство должно быть глубоко жизненным, реалистическим. Оно должно исходить из глубокого, тщательного изучения действительности, природы. Оно должно быть глубоко правдиво, должно изображать действительность такой, какова она есть, без всякой надуманности, фальши. Действительность, природа прекрасна сама по себе и не нуждается ни в каком приукрашивании. Художник должен тщательно изучать природу, но не для слепого подражания ей, не для простого копирования её, а для того, чтобы, поняв законы природы, законы действительности, создавать произведения; строго соответствующие этим законам. Создавать новые ценности, ценности реального мира – вот назначение искусства. Этим объясняется и стремление Леонардо связать искусство и науку. Вместо простого, случайного наблюдения он считал необходимым систематически, упорно изучать предмет. Известно, что Леонардо никогда не расставался с альбомом и заносил в него рисунки и зарисовки.

Рассказывают, что он любил ходить по улицам, площадям, рынкам, отмечая все интересное – позы людей, лица, их выражение. Второе требование Леонардо к живописи – это требование правдивости изображения, жизненности его. Художник должен стремиться к максимально точной передаче действительного во всем его богатстве. В центре мира стоит живой, думающий, чувствующий человек. Его-то и надо изображать во всем богатстве его чувств, переживаний и действий. Для этого именно Леонардо изучал анатомию и физиологию человека, для этого он, как рассказывают, собирал у себя в мастерской знакомых ему крестьян и, угощая их, рассказывал им забавные истории, чтобы видеть, как смеются люди, как одно -и то же событие вызывает у людей различные впечатления. Если до Леонардо настоящего человека в живописи не было, то теперь он стал господствующим в искусстве Возрождения. Сотни рисунков Леонардо дают гигантскую галерею типов людей, их лиц, частей их тела. Человек во всем многообразии его чувств и действий-вот задача художественного изображения. И в этом сила и очарование живописи Леонардо. Вынужденный по условиям времени писать картины преимущественно на религиозные сюжеты, ибо его заказчиками были церковь, феодалы и богатые купцы, Леонардо властно подчиняет своему гению эти традиционные сюжеты и создает произведения общечеловеческого значения. Нарисованные Леонардо мадонны – это прежде всего изображение одного из глубоко человеческих чувств – чувства материнства, безграничной любви матери к младенцу, восхищения и любования им. Все его мадонны – молодые, цветущие, полные жизни женщины, все младенцы на его картинах – здоровые, полнощекие, шаловливые мальчишки, в которых нет ни грамма «святости».

Его апостолы в «Тайной вечере» - это живые люди различного возраста, социального положения, различного характера; по облику – это миланские ремесленники, крестьяне, интеллигенты. Стремясь к правде, художник должен уметь обобщать найденное им индивидуальное, должен создавать типическое. Поэтому, даже рисуя портреты определённых, исторически нам известных людей, как, например, Мона Лиза Джоконда – жена разорившегося аристократа, флорентийского купца Франческо дель Джоконда, Леонардо даёт в них наряду с индивидуальными портретными чертами типическое, общее многим людям. Поэтому-то написанные им портреты на много столетий пережили людей, изображенных на них. Леонардо был первым, кто не только тщательно и внимательно изучал законы живописи, но и формулировал их. Он глубоко, как никто до него, изучил законы перспективы, размещения света и тени. Все это было ему нужно для достижения высшей выразительности картины, для того чтобы, как он говорил, «сравняться с природой». Впервые именно в произведениях Леонардо картина как таковая потеряла свой статический характер, стала окном в мир. Когда смотришь на его картину, то ощущение нарисованного, заключенного в раму, теряется и кажется, что ты смотришь в раскрытое окно, открывающее зрителю что-то новое, им невиданное. Требуя выразительности картины, Леонардо решительно выступал против формальной игры красок, против увлечения формой за счет содержания, против того, что так ярко характеризует упадочное искусство.

Форма для Леонардо – это только оболочка той идеи, которую художник должен донести до зрителя. Леонардо много внимания уделяет проблемам композиции картины, проблемам размещения фигур, отдельных деталей. Отсюда и столь излюбленная им композиция размещения фигур по треугольнику – простейшей геометрической гармонической фигуре, – композиция, которая даёт возможность зрителю охватить всю картину в целом. Выразительность, правдивость, доступность – вот законы настоящего, подлинно народного искусства, сформулированные Леонардо да Винчи, законы, которые он сам воплотил в своих гениальных произведениях. Уже в первой своей крупной картине «Мадонна с цветком» Леонардо показал на практике, что значат исповедуемые им принципы искусства. Поразительна в этой картине прежде всего её композиция, удивительно гармонично распределение всех элементов картины, которые составляют единое целое. Изображение молодой матери с веселым ребёнком на руках глубоко реалистично. Необыкновенно искусно передана непосредственно ощущаемая глубокая синева итальянского неба в прорези окна. Уже в этой картине Леонардо продемонстрировал принцип своего искусства – реализм, изображение человека в глубочайшем соответствии с его подлинной природой, изображение не отвлеченной схемы, чему учило и чем занималось средневековое аскетическое искусство, а именно живого, чувствующего человека.

Ещё более ярко выражены эти принципы во второй крупной картине Леонардо «Поклонение волхвов» 1481 год, в которой значителен не религиозный сюжет, а мастерское изображение людей, каждый из которых имеет своё собственное, индивидуальное лицо, свою позу, выражает своё ощущение и настроение. Жизненная правда – вот закон живописи Леонардо. Максимально полное раскрытие внутренней жизни человека – вот её цель. В «Тайной вечере» композиция доведена до совершенства: несмотря на большое количество фигур – 13, размещение их строго рассчитано так, что все они в целом представляют некое единство, полное большого внутреннего содержания. Картина очень динамична: сообщенная Иисусом какая-то ужасная весть поразила его учеников, каждый из них реагирует на нее по-своему, отсюда огромное разнообразие выражения внутренних чувств на лицах апостолов. Композиционное совершенство дополняется необычайно мастерским использованием красок, гармонией света и теней. Выразительность, экспрессия картины достигает своего совершенства благодаря необыкновенному разнообразию не только выражения лиц, но положения каждой из двадцати шести нарисованных на картине рук.

Эта запись самого Леонардо говорит нам о той тщательной предварительной работе, которая была им проведена перед писанием картины. В ней обдумано все до мелочей: позы, выражение лиц; даже такие детали, как опрокинутая чаша или нож; все это в сумме своей составляет единое целое. Богатство красок в этой картине сочетается с тонким применением светотени, которой подчеркивается значительность изображенного на картине события. Тонкость перспективы, передача воздуха, цвета делает эту картину шедевром мирового искусства. Леонардо успешно разрешил множество задач, стоявших в то время перед художниками, и открыл путь дальнейшему развитию искусства. Силою своего гения Леонардо преодолел тяготевшие над искусством средневековые традиции, сломал их и отбросил; он сумел раздвинуть узкие рамки, которыми ограничивала творческую силу художника тогдашняя правящая клика церковников, и показать вместо избитой евангельской трафаретной сцены огромную, чисто человеческую драму, показать живых людей с их страстями, чувствами, переживаниями. И в этой картине вновь проявился большой, жизнеутверждающий оптимизм художника и мыслителя Леонардо.

За годы своих странствий Леонардо было написано ещё много картин, получивших вполне заслуженную мировую известность и признание. В «Джоконде» дан образ глубоко жизненный и типический. Именно эта глубокая жизненность, необыкновенно рельефная передача черт лица, отдельных деталей, костюма, соединенная с мастерски написанным пейзажем, придает этой картине особенную выразительность. Все в ней – от загадочной играющей на лице полуулыбки до спокойно сложенных рук – говорит о большом внутреннем содержании, о большой душевной жизни этой женщины. Стремление Леонардо передавать внутренний мир во внешних проявлениях душевных движений выражено здесь особенно полно. Интересна картина Леонардо «Битва при Ангиари», изображающая сражение кавалерии и пехоты. Как и в других своих картинах, Леонардо стремился здесь показать разнообразие лиц, фигур и поз. Десятки изображенных художником людей создают цельное впечатление от картины именно потому, что все они подчинены единой идее, лежащей в её основе. Это было стремление показать подъем всех сил человека в битве, напряжение всех его чувств, собранных воедино для достижения победы.

«Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь даёт спокойную смерть»

Леонардо да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci , 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции) - Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно.

Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии. Воспитывался Леонардо в доме отца. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные в Италии. Отец заметил и приняв во внимание высокий полет дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Пораженный теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Ранний период творчества. Первая датированная работа Леонардо (1473, Уффици) - маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой - лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика; в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.

К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная вечеря , которая дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. Трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра. Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии, "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление. На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу - мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос - центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны - и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в.; возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. В ней есть несколько слабых моментов, например, слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра. Однако в остальном, особенно в тонкой и мягкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с неясно вырисовывающейся на заднем плане горой, картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым.

В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) - тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму - круг. Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, в которых намечены распределение масс и конфигурация внутреннего пространства. Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Заметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех, и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства. Помимо всего этого он не щадил своего времени вплоть до того, что рисовал вязи из веревок с таким расчетом, чтобы можно было проследить от одного конца до другого все их переплетение, заполнявшее в завершение всего целый круг. Один из этих рисунков, сложнейший и очень красивый, можно видеть на гравюре, а в середине его - следующие слова: Leonardus Vinci Academia.

Он был не только гением в искусстве, но и очень приятным в общении, что привлекал к себе души людей. Не имея, можно сказать, ничего и мало работая, он всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил предпочтительно перед всеми другими животными, доказывая это тем, что часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу. За что природа и решила облагодетельствовать его тем, что, куда бы он ни обращал свои помыслы, свой ум и свое дерзание, он в творениях своих проявлял столько божественности, что никогда никто не смог с ним сравняться в умении доводить до совершенства свойственные ему непосредственность, живость, доброту, привлекательность и обаяние.

Зрелый период творчества. Принёс ему первый заказ в 1483, это было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия - Мадонна в гроте (Лувр; атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). Коленопреклоненная Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись - это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу.

Деятельность Леонардо в первое десятилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. Анной , и около 1504 Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной Мона Лиза , портретом жены флорентийского купца. Этот портрет является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу и так же прекрасны, как легкая улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины - результат его исследований в области геологии. Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Леда на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех. Он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений незавершино. Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью которого он на готовой картине, будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

Наконец достиг старости; проболев многие месяцы и, чувствуя приближение смерти, стал усердно изучать все, что касалось религии, истинной и святой христианской веры. Когда же прибыл король, который имел обыкновение часто и милостиво его навещать, Леонардо из почтения к королю, выпрямившись, сел на постели и, рассказывая ему о своей болезни, и о ее ходе. Доказывал при этом, насколько он был грешен перед Богом и перед людьми тем, что работал в искусстве не так, как подобало. Тут с ним случился припадок, предвестник смерти, во время которого король, поднявшись с места, придерживал ему голову, дабы этим облегчить страдания и показать свое благоволение. Божественнейшая же его душа, сознавая, что большей чести удостоиться она не может, отлетела в объятиях этого короля - на семьдесят пятом году его жизни.

Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.

Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принес бы столько чести искусству живописи. Это мастер, который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь.

Да все его творчество - сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь, да и последующим поколениям останется.

Список изобретений, как реальных, так и приписываемых Леонардо да Винчи :

Парашют - 1483
Колесцовый замок
Велосипед
Танк
Лёгкие переносные мосты для армии
Прожектор
Катапульта
Робот
Двухлинзовый телескоп

Ирина Никифорова Библиотекарь.Ру

Иллюстрации: "Леонардо да Винчи Архитектор" Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва 1952г.

Памятник Леонардо да Винчи (итал. Statua di Leonardo da Vinci)

Милан называют столицей моды, но за более чем 2000-летнюю историю города в нём происходили события, повлиявшие и на формирование мирового искусства в целом. В частности, в своё время здесь жил один из главных представителей творческой эпохи Высокого Возрождения и «универсальный человек» - Леонардо да Винчи. Именно в миланский период из-под пера мастера вышли такие картины, как «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и «Мадонна в скалах».

Памятник мыслителю, учёному, изобретателю и гению кисти был официально открыт в Милане в 1872 году, автором проекта выступил Пьетро Маньи - талантливый итальянский зодчий.

Согласно историческим данным, на решение Леонардо переехать из Флоренции именно в этот город повлиял случай. В 1482 году Лоренцо Медичи, глава Флорентийской республики, решил помириться с герцогом Милана Людовико Сфорца и в качестве подарка отправил ему искусно обработанную лиру в форме лошадиной головы. Создателем инструмента был да Винчи, и работа настолько понравилась дворянину, что тот заказал мастеру сразу несколько картин и сделал всё возможное, чтобы Леонардо остался творить в Милане.

В итоге «остановка» затянулась на 22 года, и, кроме создания знаменитых на весь мир полотен, да Винчи разработал здесь проекты купола для храма и мемориала Сфорца, декорации для замка Сфорцеско и даже предложил инновационную идею благоустройства всего города, которая, однако, не была принята властями.

Монумент, посвящённый гениальному творцу, включает множество элементов. Сам Леонардо да Винчи изображён задумчивым: голова чуть опущена, руки сложены перед грудью, указательный палец слегка вытянут вверх. Изваяние в целом символизирует служение - науке, искусству, людям.

На следующем ярусе - ниже - помещены статуи четырёх учеников мастера, которые способствовали передаче его наследия и дальнейшему развитию творческих традиций. Каждая из фигур держит книгу и, так же как учитель, выражает готовность посвятить жизнь служению высшим целям.

Грани и нижний уровень постамента украшают фрески с сюжетами из жизни Леонардо, а также гравировки на итальянском языке.

Чтобы отыскать мемориал в Милане, необходимо ориентироваться на площадь Ла Скала. Там, в уютном и живописном сквере, и находится памятник Леонардо да Винчи. Ближайшие остановки автобуса - Manzoni Scala и S.Margherita Scala, метро - Cordusio, Montenapoleone и Duomo.

Метро: CORDUSIO; DUOMO M1; MONTENAPOLEONE.

Адрес: Piazza della Scala, 20121 Милан MI, Италия.

Карта расположения:

Конная» статуя Виктора Эммануила II (итал. Monumento a Vittorio Emanuele II)
Памятник Виктору Эммануилу II, восседающему верхом на коне, расположен в центре Милана, на Соборной площади. Король Виктор Эммануил II - важная фигура в истории всей Италии. Именно Витториано, как ласково и уважительно называют его в стране, удалос…

Соборная» площадь (итал. Piazza del Duomo)
Пьяцца-дель-Дуомо - площадь в историческом центре Милана, на которой расположены ключевые архитектурные памятники города: кафедральный собор (итал. Duomo di Milano), пассаж Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II), резиденция прав…

Галерея» Виктора Эммануила II (итал.

Маньи, Пьетро

Galleria Vittorio Emanuele II)
Пассаж, названный в честь правителя объединённой Италии Виктора Эммануила II, - один из первых торговых центров Европы и важная достопримечательность города Милана. Расположение в историческом центре, на Соборной площади, возможность полюбоваться в…

Миланский» собор (итал. Duomo di Milano)
Миланский кафедральный собор - беломраморное здание в позднеготическом стиле, украшающее историческую часть города. Очертания его шпилей, словно пронзающих небо, пики колонн, многочисленных башенок и скульптур, искусно объединённые в монументальную…

Миланский» трамвай
Общественный транспорт - важнейшая часть инфраструктуры любого города, но, если его история насчитывает не одну тысячу лет, бережно сохранив старинные здания, площади и даже целые кварталы, важно, чтобы и средства передвижения по ним были из прошлы…

Памятник Леонардо да Винчи, Милан, Италия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Памятник Леонардо да Винчи — прекрасному живописцу, непревзойденному архитектору, удивительному изобретателю и глубокомыслящему писателю — установлен в центре Милана, Италия. Автор – известный скульптор Маньи. Открытие постамента состоялось в 1872 году.

Да Винчи начинал свой творческий путь во Флоренции, однако достаточно долгий период своей жизни, почти 22 года, посвятил Милану. История рассказывает, что в 1482 году Лоренцо Медичи в знак мира с миланским герцогом Людовико Сфорца прислал ему подарок: "леонардовскую" лиру, исполненную в форме головы лошади. Подарок пришелся кстати — Леонардо получил заказы на написание картин, и остался работать в Милане.

Именно в миланский период из под пера мастера живописи вышли известные на весь мир картины "Мадонна в скалах" и "Тайная вечеря". В период до 1498 года он сконструировал купол для собора, а так же модель памятника Сфорца. Позднее он декорировал зал в замке Сфорцеско. В какой-то момент Леонардо даже разработал проект идеально благоустроенного города. Но правящий в то время в Милане Сфорца разработку не принял.

Памятник достаточно массивный, со множеством элементов.

Памятник на площади Ла Скала — Monumento a Leonardo da Vinci

В центре верхнего яруса квадратного постамента находится Леонардо, ярусом ниже по углам расположены ученики творца — Сесто, Салаино, д’Оджоно, Больтраффио. Впоследствии они продолжили творческие традиции мастера. На гранях постамента — картины из жизни гения и надписи на итальянском языке.

Приопущенная в задумчивости голова, сложенные впереди руки Леонардо, со слегка вытянутым вверх указательным пальцем, говорят о его служении науке.

То же выражают и фигуры учеников, каждый из которых держит в руке книгу.

Памятник великому Леонардо да Винчи расположен в красивом, уютном сквере на площади Ла Скала. Добраться можно на автобусе, остановки «Manzoni Scala» и «S.Margherita Scala», или на метро, ближайшие станции «Duomo», «Montenapoleone» и «Cordusio».

Фото достопримечательности: Памятник Леонардо да Винчи

Итальянское Возрождение входит в новую стадию развития на стыке XV и XVI столетий. Кульминация искусства (конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения.

Детство Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Винчи, тосканском городке, расположенном на холме с тем же названием. Загадки окружают жизнь Леонардо с самого рождения. Он был незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и некоей Катерины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Нам практически ничего не известно о матери нашего героя, хотя жизнь Пьеро да Винчи достаточно хорошо документирована. Предки Пьеро обосновались в Винчи, по крайней мере, в XIII веке (а может быть, и раньше). Его отец, дед и прадед тоже были нотариусами - причем настолько успешными, что стали землевладельцами и вошли в число состоятельных граждан, так называемых «сеньоров» . Этот титул унаследовал и Пьеро. Дом, в котором жил Леонардо в детстве

Леонардо воспитывался в доме Пьеро да Винчи. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. При этом он получил довольно поверхностное образование - впоследствии художник сожалел, что так и не выучил латынь, а этот язык был в те времена оcновой обучения. Впрочем, уже тогда Леонардо проявлял незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал. В возрасте 15 лет он стал подмастерьем у одного из прославленных флорентийских мастеров - Андреа дель Верроккьо (ок. 1435 1488). Здесь он обучался не только живописи, но рисун ку, скульптуре, ювелирному де лу. Видя способности ученика, Андреа позволил ему принять участие в создании «Крещения Христа» , поручив написать фи гуру ангела, держащего одежды Христа.

Впечат ление Вазари Вазари так описывает впечат ление, ро п изведенное на учите ля работой его ученика: «. . . ан гел Леонардо оказался много лучше фигур Вероккьо, и это послужило причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой то мальчик превзошел его в уме нии» .

Совпадение интересов педагога и ученика Верроккьо был не только знаменитым художником и скульптором итальянского Ренессанса, но и талантливым педагогом. Начинал он как мастер ювелир, известность же ему принесли скульптура иживописные работы. Кроме того, Верроккьо почитали как выдающегося инженера. Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов. К сожалению, совпадали и их недостатки. Так, ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить фресковую технику. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы «Тайная вечеря» и «Битва при Ангиари» дошли бы до нас в первозданном виде.

Звание мастера живописи Звание мастера живописи Леонардо получи 1472 году, но до 1476 года оставался у Верроккьо. Возможно, это было связано с какой то совместной работой. 1481 годом датируется первый большой заказ Леонардо. Ему поручили написать картину «Поклонение волхвов» - для алтаря монастыря Сан Донато. Он так и не закончил ее. Но, работая над образом, Леонардо успел продвинуться достаточно далеко, чтобы о нем заговорили как о новаторе в том, что касается передачи жестов и эмоций. В том же году была начата работа над картиной «Святой Иероним»

Уже задолго до Леонардо ма донна на картинах и в скульп турах итальянских мастеров пе рестала быть небесной царицей, держащей на руках спасителя мира. Она превратилась в моло дую мать, которая любуется сы ном. Но что бы ни делал Лео нардо, он всегда открывал но вые, еще неизведанные возмож ности, как в искусстве, так и в науке. Еще никогда религиоз ный сюжет не превращался в такой мере в жанровую сцену, как в «Мадонне Бенуа» .

Юная флорентийка, милая и обаятельная, одетая по моде последней четверти XV века, посадила к себе на колени сына. Забавляя его, она отделила от скромного букетика цветок и протянула ребенку. Младенец схватил одной руку матери, а второй старается взять новый для него предмет. Мать беззаботно смеется, наблюдая за еще неуверенными движениями мальчика. Цветок, вокруг кото рого сплетаются руки, служит смысловым и математическим центром композиции. Крестоцвет в руке Мадонны

Проблемы, волновавшие ма стеров на всем протяжении XV века, нашли свое разреше ние в этом небольшом по раз меру произведении Леонардо. Безошибочная передача тел в движении, умение связать фи гуры так, чтобы группа воспри нималась как нечто единое и внешне и по настроению, тон чайшие градации светотени, бла годаря которым формы стано вятся осязательно объемными, передача особенностей разных предметов - волос, тканей, дра гоценностей, убедительность на строения - все это говорит о том, что «Мадонна Бенуа» под водит итог длительному пути итальянской живописи.

Переезд из Флоренции в Милан и обратно Одной из причин, заставивших Леонардо бросить работу, стал его переезд из Флоренции в Милан на службу при дворе герцога Лодовико Сфорца, правителя города, получившего из за своей смуглой кожи прозвище «Моро» (то есть «Мавр»). В 1482 году, прежде чем пе реехать в Милан ко двору гер цога Лодовико Моро, Леонардо отправил ему письмо, в ко тором подробно перечислил своему покровителю все, что он умел: «Я знаю способ делать чрез вычайно легкие и легко перено симые мосты, пригодные для преследования врагов и для бег ства от них. . . » И так далее по пунктам (их десять) Леонардо излагает свои возможности в области техники. И только в конце прибавляет: «В мирное время я надеюсь вы держать соревнование со вся ким в архитектуре, в постройке зданий. . . Так же я берусь в скульптуре, в мраморе, бронзе или глине, как и в живописи, выполнить все, что возможно, не хуже вся кого желающего помериться со мной» . Однако Леонардо не остано вился на достигнутом. Ему суж дено было открыть новые гори зонты в искусстве, когда он в 1482 году покинул Флоренцию ради Милана, поняв, что род ной город не дал возможности по настоящему раскрыть дарование.

В Милане Мастер из Винчи думал, что для него таким меценатом станет властитель Ми лана - Лодовико Моро, человек грубый, но честолюбивый, стре мившийся закрепить за Миланом положение ведущего центра в системе раздробленной Италии. Как явствует из приведенного в начале нашего рассказа пись ма, Леонардо в последнюю оче редь говорит о себе как о худож нике. Действительно, поле его деятельности в Милане было чрезвычайно широко. Он зани мался наукой, писал картину для одной из церквей, работал для герцога. Он написал порт рет возлюбленной герцога Це цилии Галерани, но главной за дачей в области искусства для него было сооружение памятни ка в честь отца Моро - Франческо Сфорца. К сожалению, до нас дошли только подготови тельные исунки и небольшая группа из р бронзы - победитель на коне. Модель памятника по гибла во время французского нашествия в начале XVI века солдаты Людовика XII сделали из нее мишень для стрел.

Скульптура в Милане. Конь Леонардо В 2001 году в Милане была установлена наконец лошадь Леонардо.

В далёком 1482 году герцог Милана Лодовико Сфорца в память отца Франческо заказал Леонардо да Винчи скульптуру лошадки. Лошадки не простой, но даже и не золотой. А просто напросто самой большой. В мире. Что уж там мелочится, как никак родной батюшка. Леонардо – парень тоже не из скромных, и проект был усложнён необычной и трудно осуществимой композицией с наездником, готовящемся сокрушить распластавшегося на земле врага (а ещё говорят, «лежачего не бьют»). Получив от Сфорца задаток, Да Винчи со свойственной ему ответственностью и старанием принялся за изучение анатомии лошадей в герцогских конюшнях. Зарисовывались отдельные части тела самых красивых экземпляров с пометками вроде «Морель Флорентийский огромен и обладает красивой шеей с довольно красивой головой» . Вздыбленная лошадь более семи метров высотой в то время была колоссальным по сложности замыслом. Как оказалось, даже для Леонардо. Через несколько лет после получения заказа поверженный враг был вычеркнут из планов, а саму лошадь решили опустить на грешную землю на все четыре подковы. В 1493 году на суд восхищенной публики была выставлена глиняная модель в натуральную величину. Натуральную по плану, не по природе матушке, то есть более семи метров играющих мышц и вьющейся гривы. Оставалась самая малость – залить статую бронзой. Бронзы требовалось около 100 тонн. Которые совсем недавно в наличии были, да сплыли. На пушки для обороны герцогства от французского нашествия под предводительством Людовика XII. Леонардо подобным расточительством оскорбился и удалился в Мантую. А лошадь осталась в замке Сфорца, где вскоре стала мишенью в тренировках по стрельбе у французских солдат, отличавшихся завидной меткостью.

В 1483 году Леонардо полу чил заказ на создание алтарно го образа, то есть картины, кото рая помещалась в центре стены над алтарем и играла роль глав ного украшения церкви. Лео нардо всегда медлил с выполне нием работы, нарушал все сроки. Это привело к тому, что первый вариант картины, написанный для церкви Сан Франческо, остался у художника, и позднее он увез его с собой во Францию. Второй, созданный много лет спустя с минимальным участием Леонардо и максимальным - его учеников, находится в на стоящее время в лондонской На циональной галерее. Нас интересует первая версия так называемой «Мадонны в ска лах» . Традиционным для алтар ного образа было изображение Марии с младенцем, восседаю щим на троне среди святых и ангелов. Леонардо создал нечто необычное, такого еще не быва ло.

Его мадонна сидит не на тро не, а в странном гроте, на бе регу ручья, поросшего цветами. Поддерживая одной рукой за плечи маленького Иоанна Кре стителя, она простирает руку охраняющим жестом над голо вой сына, благословляющего Крестителя. С улыбкой, полной скрытого, таинственного смысла, мать смотрит на младенца Хри ста, и эта улыбка словно отра жается на устах красивого ан гела, загадочно взирающего на зрителя, в то время как перст его правой руки указует на Иоан на. Так замыкается круг взгля дов и жестов, образуя магиче скую связь общения между пре красными существами среди ве личественной природы. Быть мо жет, слова «волшебство» , «ма гия» и звучат несколько баналь но, но именно они в полной мере выражают впечатление, ко торое на нас производят многие картины живописца из Винчи. Кажется странным, что этот человек, обладавший трезвым умом ученого, с такой колдов ской силой рассказал о поэти ческих глубинах человеческой души и природы. До сегодняш него дня историки искусств не устают вновь и вновь разгады вать смысл творений Леонардо.

Про изведение, знаменующее наступ ление Высокого Возрождения «Мадонна в скалах» - про изведение, знаменующее наступ ление Высокого Возрождения поры высшего подъема итальян ского искусства. Основные прин ципы Высокого Ренессанса сфор мулированы в творчестве Лео нардо. Художник уже не про стремится следовать приро де «душой и глазами» - прин цип мастеров XV столетия, но выбирает из окружающего ми ра то, что является наиболее су щественным, отметая все слу чайное и второстепенное, обоб щая увиденное. Если индивиду альные черты в лице мадонны Бенуа были доведены почти до портретного сходства, то лица Марии и ангела в разбираемой нами картине - это типы, во бравшие в себя представление об идеальной красоте. Сочета ние спокойных зеленовато голу бых тонов усиливает впечатление единства, царящего в произ ведении.

К сожалению, наследие Лео нардо художника невелико: до нас дошло не более 12- 14 его работ. Некоторые погибли еще при его жизни. Такова судьба модели памятника Франческо Сфорца, подготовительного кар тона к стенной росписи «Битва при Ангиари» . Другие хотя и дошли до нас, но в довольно плачевном состоянии. Это отно сится и к программному про изведению мастера - Тайной вечере» . «

Фреска «Тайная вечеря» должна была украсить стену монастыря Санта Мария делле Грацие. Работая над ней, Леонардо экспериментировал с составом, призванным, на его взгляд, защитить картину от сырости. Эксперимент закончился катастрофой - спустя несколько лет после создания фреска начала осыпаться, и теперь, после целого ряда реставраций, представляет собой самые знаменитые руины в истории искусства. Знаменитой фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи не везло с самого начала. Уже через два десятилетия после завершения она стала терять первоначальный вид. Во первых, художник применил в работе над ней совершенно новый, неопробованный состав красок и новую технику письма. Новинка оказалась не очень удачной: хотя первоначально краски были удивительно яркими, они скоро начали тускнеть. Во вторых, для нее было выбрано крайне неудачное место. . . . Эту фреску заказали Леонардо - известному уже тогда живописцу из Винчи - монахи домини канского ордена для трапезной своего монастыря близ только что построенной церкви Сайта Мария делла Грацие в Милане. В 1495 году Леонардо приступил к работе, и через два года заказ был выполнен.

Проводились многочисленные попытки «подлечить» живописную композицию гениального художника, на которой изображена сцена из евангельской легенды: Христос за трапезой вместе с двенадцатью апостолами. В XVIII -XIX веках делались попытки отреставрировать творение Лео нардо, но особого успеха добиться не удалось. Все они лишь приостанавливали на время разрушение шедевра. В довершение ко всему в 1943 году в трапезную попала бомба. Но особенно большой ущерб был причинен фреске в последнее время в результате отравления в городе воздуха выхлопными газами, в результате под угрозой оказалось само существова ние «Тайной вечери» . Ныне, глядя на нее, кажется, будто расписанная стена задернута марлевой занавес кой: до того фреска поблекла.

Рисунок в Лувре На авторство Леонардо указывает эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре. Тем не менее многие искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего - Больтраффио.

Сюжет На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины - стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла. Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван - верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.

Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся - как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари» . Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде» .

Согласно Джорджо Вазари (1511- 1574), автору биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо, на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.

«Мона Лиза» Леонардо стала водоразделом в истории мирового искусства. Эта картина открыла новую эру реалистического портрета. Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом по вторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько уз наваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наи большей силой воплощено в «Мона Лизе» , обозначив шей переход от формального портрета раннего Ренес санса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.

Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны на дере вянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой» (холст в этом каче стве тогда был еще большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на за каз два своих самых чарующих портрета «Портрет музыканта» , 1485 и «Портрет Джиневры де Бенчи» , 1474.

В 1513- 1516 годах Леонардо жил в Бельведере и работал над картиной «Иоанн Креститель»

Глухой фон, лишенный пейзажа, столь характерного для работ эпохи Возрождения вообще, целиком концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, которую обволакивает доведённое до совершенства тающее сфумато. Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником. Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря» , «Мадонна в скалах» , «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

В 1508 г. великий художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи создал восковую фигуру всадника на лошади, которая, как считалось, была задумана в качестве модели для более крупной скульптуры. Однако гений итальянского Возрождения умер до того, как скульптуру смогли отлить в металле, а модель таинственным образом исчезла из поля зрения на несколько столетий. И, тем не менее, после усердных поисков статуэтку нашли, и бронзовая фигура лошади с всадником, наконец, предстала пред взором общественности.

Отличительная особенность культуры Высокого Возрождения Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Сам тип художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 века, еще во многом связанные с сословием ремесленников. Художники Высокого Возрождения - не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.