Что разделяет атлантический океан. Атлантический океан: характеристика по плану

Атлантический океан карта

Площадь океана – 91,6 млн.кв.км;
Максимальная глубина – желоб Пуерто-Рико, 8742 м;
Количество морей – 16;
Самые большие моря – Саргассовое море, Карибское море, Средиземное море;
Самый большой залив – Мексиканский залив;
Самые большие острова – Великобритания, Исландия, Ирландия;
Самые сильные течения:
— теплые – Гольфстрим, Бразильское, Северное Пассатное, Южное Пассатное;
— холодные – Бенгальское, Лабрадорское, Канарское, Западных Ветров.
Атлантический океан занимает все пространство от субарктических широт до Антарктиды. На юго-западе он граничит с Тихим океаном, на юго-востоке с Индийским а на севере – с Северным Ледовитым. В северном полушарии береговая линия материков, которые омываются водами Ледовитого океана, сильно изрезана. Здесь много внутренних морей, особенно на востоке.
Атлантический океан считается относительно молодым океаном. Средне-Атлантический хребет, который протянулся почти строго по меридиану, делит ложе океана на две приблизительно одинаковые части. На севере отдельные вершины хребта возвышаются над водою в виде вулканических островов, наибольший из которых Исландия.
Шельфовая часть Атлантического океана не большая – 7%. Наибольшая ширина шельфа, 200 – 400 км, в районе Северного и Балтийского морей.


Атлантический океан находится во всех климатических поясах, но большая его часть – в тропических и умеренных широтах. Климатические условия здесь определяют пассаты и западные ветра. Наибольшей силы ветра достигают в умеренных широтах южной части Атлантического океана. В районе острова Исландия находится центр зарождения циклонов, которые значительно влияют на природу всего Северного полушария.
Средние температуры поверхностных вод в Атлантическом океане значительно ниже, чем в Тихом. Это объясняется влиянием холодных вод и льда, которые поступают с Северного Ледовитого океана и Антарктики. В высоких широтах встречается много айсбергов и дрейфующих льдин. На севере айсберги сползают с Гренландии, а на юге – с Антарктиды. В наши дни за движением айсбергов следят из космоса штучные спутники земли.
Течения в Атлантическом океане имеют меридиональное направление и характеризуются сильной активностью перемещения водных масс из одних широт в другие.
Органический мир Атлантического океана по видовому составу беднее, чем у Тихого. Объясняется это геологической молодостью и более прохладными климатическими условиями. Но, несмотря на это, запасы рыб и других морских животных и растений в океане достаточно значительны. Органический мир более богат в умеренных широтах. Более благоприятные условия для проживания многих видов рыб сложились в северной и северо-западной частях океана, где меньше потоки теплых и холодных течений. Здесь промышленное значение имеют: треска, селедка, морской окунь, скумбрия, мойва.
Своеобразием выделяются природные комплексы отдельных морей и заток Атлантического океана, Особенно это касается внутренних морей: Средиземного, Черного, Северного и Балтийского. В северном субтропическом поясе расположено, уникальное по своей природе, Саргасово море. Гигантские саргассовые водоросли, на которые богато море, сделали его известным.
Через Атлантический океан пролегают важные морские пути, которые соединяют Новый Свет со странами Европы и Африки. На побережье и островах Атлантики находятся всемирно известные районы отдыха и туризма.
Атлантический океан начали осваивать еще с прадавних времен. Начиная с XV столетия, Атлантический океан становится главной водной дорогой человечества и не утрачивает своего значения и сегодня. Первый период исследований океана длился до средины XVIII столетия. Он охарактеризовался изучением распределения океанических вод и установлением границ океана. Комплексное изучение природы Атлантики началось с конца XIX столетия.
Природа океана в наше время изучается больше с 40 научных кораблей из разных стран мира. Океанологи тщательно исследуют взаимодействие океана и атмосферы, наблюдают за Гольфстримом и другими течениями, за движением айсбергов. Атлантический океан уже не в состоянии самостоятельно восстанавливать свои биологические ресурсы. Сохранение его природы сегодня – международное дело.
Выберите одно из уникальных мест Атлантического океана и вместе с Google maps совершите увлекательное путешествие.
Про последние, появившиеся на сайте необыкновенные места планеты можно узнать, перейдя

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН, часть Мирового океана, ограниченная Европой и Африкой с востока и Северной и Южной Америкой с запада. Его название предположительно происходит от Атласских гор на севере Африки или от мифического погибшего континента Атлантиды.
Атлантический океан уступает по размерам только Тихому; его площадь составляет примерно 91,56 млн. км2. От других океанов его отличает сильная изрезанность береговой линии, образующей многочисленные моря и заливы, особенно в северной части. Кроме того, суммарная площадь бассейнов рек, впадающих в этот океан или его окраинные моря, значительно больше, чем у рек, впадающих в любой другой океан. Еще одним отличием Атлантического океана является относительно малое количество островов и сложный рельеф дна, которое благодаря подводным хребтам и поднятиям образует множество отдельных котловин.

СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА

Границы и береговая линия.

Атлантический океан делится на северную и южную части, граница между которыми условно проводится по экватору. С океанографической точки зрения, однако, к южной части океана следует отнести экваториальное противотечение, располагающееся на 5-8° с.ш. Северная граница обычно проводится по Северному Полярному кругу. Местами эта граница отмечена подводными хребтами.

В Северном полушарии Атлантический океан имеет сильно изрезанную береговую линию. Его относительно узкая северная часть соединяется с Северным Ледовитым океаном тремя неширокими проливами. На северо-востоке Девисов пролив шириной 360 км (на широте Северного Полярного круга) соединяет его с морем Баффина, относящимся к Северному Ледовитому океану. В центральной части, между Гренландией и Исландией, находится Датский пролив шириной в самом узком месте всего 287 км. Наконец, на северо-востоке, между Исландией и Норвегией, располагается Норвежское море шириной ок. 1220 км. На востоке от Атлантического океана отчленяются две глубоко вдающиеся в сушу акватории. Более северная из них начинается Северным морем, которое восточнее переходит в Балтийское море с Ботническим и Финским заливами. Южнее имеется система внутриконтинентальных морей - Средиземного и Черного - общей протяженностью ок. 4000 км. В Гибралтарском проливе, соединяющем океан со Средиземным морем, имеются одно под другим два противоположно направленных течения. Более низкое положение занимает течение, направляющееся из Средиземного моря в Атлантический океан, поскольку средиземноморские воды вследствие более интенсивного испарения с поверхности характеризуются большей соленостью, а следовательно, и большей плотностью.

В тропическом поясе на юго-западе Северной Атлантики расположены Карибское море и Мексиканский залив, соединяющийся с океаном Флоридским проливом. Побережье Северной Америки изрезано небольшими заливами (Памлико, Барнегат, Чесапикский, Делавэр и пролив Лонг-Айленд); на северо-западе находятся заливы Фанди и Св. Лаврентия, пролив Белл-Айл, Гудзонов пролив и Гудзонов залив.

Острова.

Самые крупные острова сосредоточены в северной части океана; это Британские о-ва, Исландия, Ньюфаундленд, Куба, Гаити (Испаньола) и Пуэрто-Рико. На восточной окраине Атлантического океана есть несколько групп малых островов - Азорские, Канарские, Зеленого Мыса. Подобные группы имеются и в западной части океана. В качестве примера можно указать острова Багамские, Флорида-Кис и Малые Антильские. Архипелаги Больших и Малых Антильских о-вов образуют островную дугу, окружающую восточную часть Карибского моря. В Тихом океане подобные островные дуги характерны для районов деформаций земной коры. Вдоль выпуклой стороны дуги располагаются глубоководные желоба.

Рельеф дна.

Впадина Атлантического океана окаймляется шельфом, ширина которого варьируется. Шельф рассекают глубокие ущелья - т.н. подводные каньоны. Их происхождение до сих пор вызывает споры. Согласно одной теории, каньоны были прорезаны реками, когда уровень океана был ниже современного. Другая теория связывает их формирование с деятельностью мутьевых течений. Высказывалось предположение, что мутьевые течения являются основным агентом, осуществляющим отложение наносов на дне океана и что именно они прорезают подводные каньоны.
Дно северной части Атлантического океана имеет сложный пересеченный рельеф, образованный сочетанием подводных хребтов, возвышенностей, котловин и ущелий. Бóльшая часть океанического дна, с глубины примерно 60 м и до нескольких километров, покрыта тонкими илистыми отложениями темно-синего или голубовато-зеленого цвета. Относительно небольшую площадь занимают скальные выходы и участки гравийно-галечниковых и песчаных отложений, а также глубоководных красных глин.

На шельфе в северной части Атлантического океана для связи Северной Америки с Северо-Западной Европой проложены телефонные и телеграфные кабели. Здесь же к области северо-атлантического шельфа приурочены районы промышленного рыболовства, относящиеся к числу наиболее продуктивных в мире.

В центральной части Атлантического океана проходит, почти повторяя очертания береговых линий, огромная подводная горная цепь длиной ок. 16 тыс. км, известная под названием Срединно-Атлантического хребта. Этот хребет делит океан на две приблизительно равные части. Бóльшая часть вершин этого подводного хребта не достигает поверхности океана и находится на глубине не менее 1,5 км. Отдельные наиболее высокие пики поднимаются над уровнем океана и образуют острова - Азорские в Северной Атлантике и Тристан-да-Кунья - в Южной. На юге хребет огибает побережье Африки и продолжается далее на север в Индийский океан.

Вдоль оси Срединно-Атлантического хребта протягивается рифтовая зона.

Течения.

Поверхностные течения в северной части Атлантического океана движутся по часовой стрелке. Основными элементами этой большой системы являются направленное на север теплое течение Гольфстрим, а также Северо-Атлантическое, Канарское и Северное Пассатное (Экваториальное) течения. Гольфстрим следует от Флоридского пролива и о.Куба в северном направлении вдоль побережья США и примерно на 40° с.ш. отклоняется на северо-восток, меняя название на Северо-Атлантическое течение. Это течение разделяется на две ветви, одна из которых следует на северо-восток вдоль берегов Норвегии и далее в Северный Ледовитый океан. Именно благодаря ей климат Норвегии и всей северо-западной Европы значительно теплее, чем можно было бы ожидать на широтах, соответствующих району, простирающемуся от Новой Шотландии до южной Гренландии. Вторая ветвь поворачивает на юг и далее на юго-запад вдоль берегов Африки, образуя холодное Канарское течение. Это течение движется на юго-запад и соединяется с Северным Пассатным течением, которое направляется на запад в сторону Вест-Индии, где и сливается с Гольфстримом. К северу от Северного Пассатного течения находится область застойных вод, изобилующая водорослями и известная под названием Саргассова моря. Вдоль североатлантического побережья Северной Америки с севера на юг проходит холодное Лабрадорское течение, следующее из Баффинова залива и моря Лабрадор и охлаждающее берега Новой Англии.

ЮЖНАЯ ЧАСТЬ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА

Границы и береговая линия.

Некоторые специалисты относят к Атлантическому океану на юге все водное пространство до самого Антарктического ледникового покрова; другие принимают за южную границу Атлантики воображаемую линию, соединяющую мыс Горн в Южной Америке с мысом Доброй Надежды в Африке. Береговая линия в южной части Атлантического океана значительно менее изрезана, чем в северной, здесь также отсутствуют внутренние моря, по которым влияние океана могло бы проникать в глубь материков Африки и Южной Америки. Единственным крупным заливом на африканском побережье является Гвинейский. На побережье Южной Америки крупные заливы также немногочисленны. Самая южная оконечность этого материка - Огненная Земля - имеет изрезанную береговую линию, окаймленную многочисленными мелкими островами.

Острова.


Крупных островов в южной части Атлантического океана нет, однако встречаются отдельные изолированные острова, такие, как Фернанду-ди-Норонья, Вознесения, Сан-Паулу, Св. Елены, архипелаг Тристан-да-Кунья, и на крайнем юге - Буве, Южная Георгия, Южные Сандвичевы, Южные Оркнейские, Фолклендские острова.

Рельеф дна.

Помимо Срединно-Атлантического хребта, в Южной Атлантике выделяются две основные подводные горные цепи. Китовый хребет простирается от юго-западной оконечности Анголы к о. Тристан-да-Кунья, где он соединяется со Срединно-Атлантическим. Гряда Рио-де-Жанейро тянется от о-вов Тристан-да-Кунья к городу Рио-де-Жанейро и представляет собой группы отдельных подводных возвышенностей.

Течения.

Основные системы течений в южной части Атлантического океана движутся против часовой стрелки. Южное Пассатное течение направлено на запад. У выступа восточного побережья Бразилии оно разделяется на две ветви: северная несет воды вдоль северного берега Южной Америки в Карибский бассейн, а южная, теплое Бразильское течение, движется к югу вдоль берегов Бразилии и присоединяется к течению Западных Ветров, или Антарктическому, которое направляется на восток, а затем на северо-восток. Часть этого холодного течения отделяется и несет свои воды на север вдоль африканского побережья, образуя холодное Бенгельское течение; последнее в конце концов присоединяется к Южному Пассатному течению. Теплое Гвинейское течение движется на юг вдоль берегов Северо-Западной Африки в Гвинейский залив.

Является его большая протяженность (16 тыс. км) с севера на юг - от арктических до антарктических широт и сравнительно небольшая ширина, особенно в приэкваториальных широтах, где она не превышает 2900 км. Средняя глубина океана - 3597 м, максимальная - 8742 м (желоб Пуэрто-Рико). Именно Атлантический океан особенностями своей конфигурации, возраста и рельефа дна послужил основой для разработки теории дрейфа материков - теории мобилизма - движения литосферных плит. Он образовался как результат раскола Пангеи, а затем раздвига Лавразии и Гондваны. Основные процессы формирования Атлантики происходили в меловом периоде. Осевой зоной океана является «S»-образный Срединно-Атлантический хребет, поднимающийся над дном котловины в среднем на 2000 м, а в Исландии, учитывая ее надводную часть, более чем на 4000 м. Срединно-Атлантический хребет молод, тектонические процессы в нем активны и до настоящего времени, о чем свидетельствуют землетрясения, надводный и подводный вулканизм.

В отличие от других океанов в Атлантике существуют значительные участки континентальной коры (у берегов Шотландии, Гренландии, плато Блейк, у устья Ла-Платы), что свидетельствует о молодости океана.

В Атлантике, как и в других океанах, выделяются планетарные морфоструктуры: подводные окраины материков (шельф, континентальный склон и материковое подножие), переходные зоны, срединно-океанические хребты и ложе океана с серией котловин.

Характерными особенностями шельфа Атлантического океана являются наличие двух его типов (гляциального и нормального) и неодинаковая ширина у берегов Северной и Южной Америк, Европы и Африки.

Гляциальный шельф приурочен к районам развития современного и покровного четвертичного оледенения, он хорошо развит в северной части Атлантики, в том числе в Северном и Балтийском морях, и у берегов Антарктиды. Гляциальный шельф характеризуется большой расчлененностью, широким развитием ледникового экзарационного и аккумулятивного рельефа. Южнее о-ва Ньюфаундленд и Новой Шотландии с американской стороны и Ла-Манша с европейской на смену гляциальному шельфу приходит нормальный. Поверхность такого шельфа выровнена аккумулятивно-абразионными процессами, которые с начала четвертичного периода по настоящее время оказывают влияние на рельеф дна.

Африканский шельф очень узок. Глубины его от 110 до 190 м. На юге (у Кейптауна) он террасирован. Шельф Южной Америки узкий, с глубинами до 90 м, выровненный, полого наклонный. Местами имеются террасы и слабо выраженные подводные долины крупных рек.

Континентальный склон нормального шельфа выровнен, в сторону океана переходит либо серией террас с углами наклона 1-2°, либо крутым уступом с углами наклона 10-15°, например у п-вов Флорида и Юкатан.

От Тринидада до устья Амазонки - это расчлененный уступ с глубинами до 3500 м с двумя выступами: Гвианским и Амазонским краевыми плато. Южнее уступ ступенчатый с глыбовыми формами. У берегов Уругвая и Аргентины склон имеет вогнутую форму и сильно расчленен каньонами. Континентальный склон у побережья Африки - глыбового характера с хорошо выраженными ступенями у о-вов Зеленого Мыса и дельтой р. Нигер.

Переходные зоны - это области сочленения литосферных плит с поддвигом (субдукцией). В Атлантическом океане они занимают небольшое место.

Одна из таких зон - реликт океана Тетис - находится в Карибско-Антильском бассейне и продолжается в Средиземном море. Она разъединена раздвигающейся Атлантикой. На западе роль окраинного моря выполняет Карибское море, Большие и Малые Антильские о-ва образуют островные дуги, их сопровождают глубоководные желоба - Пуэрто-Рико (8742 м) и Кайман (7090 м). На юге океана море Скоша окаймляет с востока Южно-Антильский подводный хребет с цепочками вулканических островов, образующих дугу (Южная Георгия, Южные Сандвичевы и др.). У восточного подножья хребта тянется глубоководный желоб - Южно-Сандвичев (8264 м).

Срединно-океанический хребет - это наиболее яркая географическая особенность Атлантического океана.

Самое северное звено собственно Срединно-Атлантического хребта - хребет Рейкьянес - у 58° с. ш. ограничен субширотной зоной разломов Гиббс. Хребет имеет четкую рифтовую зону и фланги. У о. Исландия гребень хребта обладает крутыми уступами, а разлом Гиббс представляет собой двойную цепь желобов со смещением структур до 350 км.

Район о. Исландия, надводной части Северо-Атлантического хребта, - очень активная рифтовая структура, проходящая через весь остров, с проявлением спрединга, о чем свидетельствуют базальтовый состав всего вала хребта, молодость осадочных пород, симметрия аномальных магнитных линий, повышенный тепловой поток из недр , наличие многочисленных мелких землетрясений, разрывы структур (трансформные разломы) и т. д.

На физической карте рисунок Срединно-Атлантического хребта можно проследить по островам: о. Исландия, на восточном склоне - Азорские о-ва, на экваторе - о. Святого Павла, юго-восточнее - о. Вознесения, далее о. Святой Елены, о. Тристан-да-Кунья (между и Кейптауном) и о. Буве. Обогнув Африку, Срединно-Атлантический хребет соединяется с хребтами .

Северная часть Срединно-Атлантического хребта (до Азорских о-вов) имеет ширину 1100-1400 км и представляет дугу, выпуклую к востоку.

Дуга эта рассечена поперечными разломами - Фарадея (49° с. ш.), Максвелла (48° с. ш.), Гумбольдта (42° с. ш.), Курчатова (41° с. ш.). Фланги хребта - полого снижающиеся поверхности с блоково-глыбово-грядовым рельефом. Северо-восточнее Азорских о-вов - два хребта (Полисер и Месяцева). Азорское плато располагается на месте тройного сочленения плит (океанической и двух континентальных). Южная часть Северо-Атлантического хребта до экватора тоже имеет вид дуги, но она обращена выпуклой частью к западу. Ширина хребта здесь 1600-1800 км, к экватору сужается до 900 км. На всем протяжении рифтовая зона и фланги рассечены трансформными разломами, имеющими вид желобов, часть из которых протягивается и в соседние котловины ложа океана. Наиболее хорошо изучены трансформные разломы Океанограф, Атлантис, Романы (на экваторе). Смещение структур в разломах составляет величину в пределах 50-550 км с глубиной до 4500 м, а в желобе Романш - 7855 м.

Южно-Атлантический хребет от экватора до о. Буве имеет ширину до 900 км. Здесь так же хорошо, как и в Северо-Атлантическом, развита рифтовая зона с глубинами 3500-4500 м.

Разломы южной части - Чейн, Вознесения, Риу-Гранди, Фолклендский. На восточном фланге на подводных плато возвышаются горы Багратиона, Кутузова, Бонапарта.

В антарктических водах Африканско-Антарктический хребет неширокий - всего 750 км, расчлененный серией трансформных разломов.

Характерной особенностью Атлантики является довольно четкая симметрия орографических структур ложа. По обе стороны от Срединно-Атлантического хребта располагаются котловины с ровным дном, последовательно сменяющие друг друга с севера на юг. Они разделены небольшими подводными хребтами, порогами, поднятиями (например Риу-Гран-де, Китовый), последовательно сменяющими друг друга с севера на юг.

На крайнем северо-западе находится Лабрадорская котловина глубиной более 4000 м - плоская абиссальная равнина с мощным двухкилометровым осадочным чехлом. Далее - Ньюфаундлендская котловина (максимальная глубина более 5000 м), с асимметричным строением дна: на западе это плоская абиссальная равнина, на востоке - холмистая.

Северо-Американская котловина - наиболее крупная по размерам. В центре расположено Бермудское плато с мощным слоем осадков (до 2 км). Бурением вскрыты меловые отложения, однако геофизические данные говорят о том, что под ними есть еще более древняя свита. Вулканические горы образуют цоколь Бермудских о-вов. Сами же острова сложены коралловыми известняками и представляют гигантский атолл, что является редкостью для Атлантического океана.

Южнее располагается Гайанская котловина, часть которой занимает порог Пара. Можно предположить, что порог имеет аккумулятивное происхождение и связан с накоплением материала мутьевых потоков, питающихся огромным выносом твердых наносов Амазонки (более 1 млрд. тонн в год).

Еще южнее находится Бразильская котловина с грядой подводных гор, на вершине одной из которых расположен единственный в Южной Атлантике коралловый атолл Рокас.

Самая большая котловина в Южной Атлантике - Африканско-Антарктическая - от моря Скоша до возвышенности Кергелен, длина ее - 3500 миль, ширина - около 800 миль, максимальная глубина - 6972 м.

В восточной части ложа океана также имеется серия котловин, часто разделенных вулканическими поднятиями: в районе Азорских о-вов, у о-вов Зеленого Мыса и разлома Камерун. Котловины восточной части (Иберийская, Западно-Европейская, Канарская, Ангольская, Капская) характеризуются океаническим типом земной коры. Осадочный чехол юрского и мелового возраста имеет мощность 1-2 км.

Хребты играют важную роль в океане как экологические барьеры. Котловины отличаются друг от друга донными отложениями, грунтами, комплексом полезных ископаемых.

Донные осадки

Среди донных отложений Атлантики самыми распространенными являются фораминиферовые илы, занимающие около 65% площади ложа океана, на втором месте - глубоководные красные и красно-коричневые глины (около 20%). Широко распространены в котловинах терригенные отложения. Последние особенно характерны для Гвинейской и Аргентинской котловин.

Донные отложения и коренные породы океанического дна содержат широкий спектр полезных ископаемых. Атлантический океан богат нефтяными и газовыми месторождениями.

Наиболее известны месторождения Мексиканского залива, Северного моря, Бискайского и Гвинейского заливов, лагуны Маракайбо, прибрежных регионов у Фолклендских (Мальвинских) о-вов. Ежегодно открываются новые месторождения и газа: у восточного побережья США, в Карибском и Северном морях и др. К 1980 г. на шельфе у берегов США было открыто 500 месторождений, а в Северном море - более 100. Все больше для поиска полезных ископаемых применяют глубоководное бурение. В Мексиканском заливе, например, «Гломар Челленджер» осуществил бурение и обнаружил на глубине 4000 м соляной купол, а у берегов Исландии в районе с глубинами моря от 180 до 1100 м и мощным четырехкилометровым чехлом осадков пробурена нефтеносная скважина с дебитом 100-400 т в сутки.

В прибрежных водах с мощным древним и современным аллювием есть месторождения золота, олова, алмазов. У берегов Бразилии добывают монацитовые пески. Это крупнейшее в мире месторождение. Известны месторождения ильменита и рутила у берегов Флориды (США). Наиболее крупные россыпи железомарганцевых конкреций и месторождения фосфоритов принадлежат регионам Южной Атлантики.

Особенности климата Атлантического океана

Климат Атлантического океана во многом определяется его большой меридиональной протяженностью, особенностями формирования барического поля, своеобразием конфигурации (акватории больше в умеренных широтах, чем в экваториально-тропических). На северной и южной окраинах находятся огромные регионы охлаждения и формирования очагов высокого атмосферного . Над акваторией океана формируются также постоянные области пониженного давления в приэкваториальных и умеренных широтах и повышенного давления - в субтропических.

Это Экваториальная и Антарктическая депрессии, Исландский минимум, Североатлантический (Азорский) и Южно-Атлантический максимумы. Положение этих центров действия изменяется по сезонам: они смещаются в сторону летнего полушария.

От субтропических максимумов к экватору дуют пассаты. Устойчивость направления этих ветров - до 80% в год, сила ветров более изменчива - от 1 до 7 баллов. В умеренных широтах обоих полушарий господствуют ветры западных составляющих, со значительными скоростями, в Южном полушарии часто переходящие в шторм, - так называемые «ревущие сороковые» широты.

Распределение атмосферного давления и особенности воздушных масс влияют на характер облачности, режим и количество атмосферных осадков. Облачность над океаном меняется по зонам: максимальное количество облаков у экватора с преобладанием кучевых и кучево-дождевых форм, наименьшая облачность - в тропических и субтропических широтах, в умеренных количество облаков вновь возрастает - здесь господствуют слоистые и слоисто-дождевые формы.

Очень характерны для умеренных широт обоих полушарий (особенно Северного) густые туманы, образующиеся при соприкосновении теплых воздушных масс и холодных вод океана, а также при встрече вод холодных и теплых течений у о. Ньюфаундленд. Особенно густые летние туманы в этом районе осложняют навигацию, тем более что там нередко встречаются айсберги. В тропических широтах туманы наиболее вероятны у о-вов Зеленого Мыса, где пыль, выносимая из Сахары, служит ядрами конденсации для водяного пара атмосферы. Обычны туманы и у юго-западных берегов Африки в области климата «влажных» или «холодных» пустынь.

Очень опасное явление в тропических широтах океана - тропические циклоны, вызывающие ураганные ветры и сильные ливни. Тропические циклоны часто развиваются из небольших депрессий, смещающихся с Африканского континента на Атлантический океан. Набирая силу, они становятся особо опасными для о-вов Вест-Индии и юга Северной Америки.

Температурный режим

На поверхности Атлантический океан в целом холоднее и Индийского океана из-за большой протяженности с севера на юг, небольшой ширины в районе экватора и широкой связи с .

Средняя поверхностных вод - 16,9°С (по другим данным - 16,53°С), в то время как в Тихом - 19,1°С, Индийском - 17°С. Отличается и средняя температура толщи всей водной массы Северного и Южного полушарий. Главным образом благодаря Гольфстриму средняя температура воды Северной Атлантики (6,3°С) несколько выше, чем Южной (5,6°С).

Хорошо прослеживаются и сезонные изменения температуры. Самая низкая температура регистрируется в на севере и в на юге океана, а самая высокая - наоборот. Однако годовая амплитуда температуры у экватора - не более 3°С, в субтропических и умеренных широтах - 5-8°С, в приполярных - около 4°С. Суточные колебания температуры поверхностного слоя еще меньше - в среднем 0,4-0,5°С.

Горизонтальный градиент температур поверхностного слоя значителен в местах встречи холодных и теплых течений, например Восточно-Гренландского и Ирмингера, где разница температур в 7°С на расстоянии 20-30 км - обычное явление.

Годовые колебания температуры четко прослеживаются в поверхностном слое до 300-400 м.

Соленость

Атлантический океан - самый соленый из всех . Содержание солей в водах Атлантики составляет в среднем 35,4% о, что больше, чем в других океанах.

Самая высокая соленость наблюдается в тропических широтах (по Гембелю) - 37,9%о, в Северной Атлантике между 20 и 30°С с. ш., в Южной - между 20 и 25° ю. ш. Здесь господствует пассатная циркуляция, мало осадков, испарение же составляет слой в 3 м. Пресных вод с суши почти не поступает. Несколько выше средней соленость и в умеренных широтах Северного полушария, куда устремляются воды Североатлантического течения. Соленость в приэкваториальных широтах - 35% о. Прослеживается изменение солености с глубиной: на глубине 100-200 м она составляет 35,4% о, что связано с подповерхностным течением Ломоносова. Установлено, что соленость поверхностного слоя не совпадает в ряде случаев с соленостью на глубине.

Резкие перепады содержания солей наблюдаются и при встрече различных по температуре течений. Например, южнее о. Ньюфаундленд при встрече Гольфстрима и Лабрадорского течения на незначительном расстоянии соленость падает от 35% о до 31-32% о.

Существование в Атлантическом океане подземных пресных вод - субмаринных источников (по И. С. Зецкеру) - интересная его особенность. Один из них давно известен морякам, он расположен восточнее п-ва Флорида, где корабли пополняют запасы пресной воды. Это 90-метровое «пресное окно» в соленом океане. Здесь происходит типичное явление разгрузки подземного источника в области тектонических нарушений или районах развития карста. Когда напор подземных вод превышает давление столба морской воды, происходит разгрузка - излияние подземных вод на поверхность. Недавно была пробурена скважина на материковом склоне Мексиканского залива у берегов Флориды. При бурении скважины с глубины 250 м вырвался столб пресной воды высотой 9 м. Поиски и исследование субмаринных источников только начинаются.

Оптические свойства воды

Прозрачность, от которой зависят освещенность дна, характер прогревания поверхностного слоя, - главный показатель оптических свойств. Она изменяется в широких пределах, из-за чего меняется и альбедо воды.

Прозрачность Саргассова моря - 67 м, Средиземного - 50, Черного - 25, Северного и Балтийского - 13-18 м. Прозрачность вод самого океана далеко от берегов, в тропиках составляет 65 м. Оптическая структура вод тропических широт Атлантики особенно интересна. Воды здесь характеризуются трехслойной структурой: верхний перемешанный слой, слой пониженной прозрачности и глубинные прозрачные . В зависимости от гидрологических условий толщина, интенсивность и ряд особенностей этих слоев меняются во времени и в пространстве. Глубина слоя максимальной прозрачности уменьшается от 100 м у берегов Северной Африки до 20 метров у берегов Южной Америки. Это связано с мутностью вод у устья Амазонки. Воды центральной части океана однородны и прозрачны. Меняется структура прозрачности и в зоне апвеллинга у берегов Южной Африки в связи с повышенным содержанием планктона. Границы между слоями с различной прозрачностью часто бывают размытыми и нечеткими. Против устья р. Конго также наблюдается трехслойный профиль, севернее и южнее - двухслойный. В Гвинейском секторе Атлантики такая же картина, как у устья Амазонки: много твердых частиц в океан выносят реки, в частности р. Конго. Здесь находится место схождения и расхождения течений, по материковому склону поднимаются глубинные прозрачные воды.

Динамика вод

О существовании в океане узнали сравнительно недавно, даже о Гольфстриме стало известно только в начале XVI в.

В Атлантическом океане существуют течения различного происхождения: дрейфовые - Северное и Южное Пассатные, Западного дрейфа или Западных Ветров (с расходом в 200 свердрупов), стоковые (Флоридское), приливно-отливные. В заливе Фанди, например, уровень прилива достигает рекордных показателей (до 18 метров). Есть также плотностные противотечения (например, противотечение Ломоносова - подповерхностное).

Мощные поверхностные течения в тропических широтах океана вызываются пассатами. Это Северное и Южное Пассатные, движущиеся с востока на запад. У восточных берегов обеих Америк они разветвляются. В летнее время наиболее эффективно проявляется Межпассатное противотечение, ось его перемещается от 3° до 8° с. ш. Северное Пассатное течение около Антильских о-вов разделяется на ветви. Одна идет в Карибское море и Мексиканский залив, другая - Антильская ветвь сливается с Флоридским и, выходя из залива, образует гигантское теплое течение Гольфстрим. Это течение вместе со своими ответвлениями имеет длину более 10 тыс. км, максимальный расход - 90 свердрупов, минимальный - 60, средний - 69. Расход воды в Гольфстриме в 1,5-2 раза больше, чем у крупнейших течений Тихого и Индийского океанов - Куросио и Сомалийского. Ширина потока - 75-100 км, глубина - до 1000 м, скорость движения - до 10 км/час. Граница Гольфстрима определяется изотермой 15°С на глубине 200 м. Соленость - более 35% о, в южной ветви - 35,1% о. Основной поток доходит до 55° з. д. До этого отрезка трансформации водной массы на поверхности почти не происходит, на глубине 100-300 м свойства течения не меняются совершенно. У мыса Хаттерас (Гатерас) воды Гольфстрима делятся на ряд узких сильно меандрирующих потоков. Один из них с расходом примерно 50 свердрупов следует к Ньюфаундлендской банке. От 41° з. д. начинается Североатлантическое течение. В нем наблюдаются ринги - вихри, перемещающиеся в направлении общего движения воды.

Североатлантическое течение тоже «ветвится», от него отделяется Португальская ветвь, которая сливается с Канарским течением. На севере образуется Норвежская ветвь и далее - Нордкапская. На северо-запад отходит течение Ирмингера, встречающееся со стоковым холодным Восточно-Гренландским течением. Западно-Гренландское на юге соединяется с Лабрадорским течением, которое, смешиваясь с теплым течением, и приводит к ухудшению метеорологических условий в районе Ньюфаундлендской банки. Температура воды в январе - 0°С, в июле - 12°С. Лабрадорское течение нередко выносит в океан южнее Гренландии айсберги.

Южное Пассатное течение у берегов Бразилии раздваивается на Гвианское и Бразильское, севернее Гвианское течение сливается с Северным Пассатным. Бразильское на юге около 40° ю. ш. соединяется с течением Западных Ветров, от которого к берегам Африки отходит холодное Бенгельское течение. Оно сливается с Южным Пассатным, и южное кольцо течений замыкается. Навстречу Бразильскому с юга подходит холодное Фолклендское.

Открытое в 60-х годах XX столетия противотечение Ломоносова имеет направление с запада на восток, проходит на глубине 300-500 м в виде огромной реки шириной в несколько сот километров.

В южной части Северного Пассатного течения были открыты вихри антициклонального характера со скоростью движения 5,5 см/сек. В океане встречаются вихри больших диаметров - 100-300 км (средние имеют диаметр 50 км, мелкие - 30 км). Открытие этих вихрей, получивших название синоптические, имеет большое значение для прокладки курса кораблей. В составлении карт с обозначением направления и скорости движения синоптических вихрей огромную помощь оказывают искусственные спутники Земли.

Динамика вод океана обладает огромным энергетическим потенциалом, который до настоящего времени почти не используют. И хотя океана в большинстве случаев слабее сконцентрирована, менее удобна для использования, чем энергия рек, ученые считают, что это неисчерпаемые ресурсы, постоянно возобновляемые. На первом месте стоит энергия приливов.

Первые успешно действующие приливные водяные мельницы были построены в Англии (в Уэльсе) еще в X-XI вв. С тех пор они постоянно строились на берегах Европы и Северной Америки. Однако серьезные энергетические проекты появились в 20-х годах XX в. Возможности использования приливов как источников энергии наиболее вероятны у берегов Франции, Великобритании, США, . Первые приливные электростанции небольшой мощности уже действуют.

Ведутся работы по использованию тепловой энергии океанов. Поверхностный слой воды в тропических широтах может нагреваться до сезонные колебания незначительны. На глубине же (300-500 м) температура воды всего 8-10°С. Еще более резкий перепад в зонах апвеллинга. Перепад температур может быть использован для выработки энергии в водно-паровых турбинах. Первая океанская опытная термическая станция мощностью 7 МмВт создана французскими учеными около Абиджана (Кот-д’Ивуар).

Тайны Атлантического океана

Атлантический океан известен человеческой цивилизации с незапамятных времён. Именно здесь, по древним преданиям, находился таинственный остров Атлантида, ушедший под воду семнадцать тысяч лет назад. Жил на нём воинственный и мужественный народ (атланты), а царствовал над ним бог Посейдон вместе с женой Клейто. Имя их старшего сына было Атлан. В его честь, омывающее эту землю безбрежное море и было названо Атлантическим.

Атлантический океан

Загадочная цивилизация канула в лету, море переименовали в океан, а название так и осталось. Никуда не делись и тайны Атлантического океана. По прошествию столетий их меньше не стало. Но прежде чем ознакомиться со всем необычным и загадочным, необходимо получить общее представление о величественных водах, омывающих одновременно и берега жаркой Африки, и земли старушки Европы, и далёкое, покрытое дымкой сказочных преданий скалистое побережье Американского континента.

В наши дни Атлантическим океаном называют огромный водоём на планете Земля, на который приходится 25% объёма Мирового океана. Его площадь равна почти 92 млн. км² вместе с примыкающими морями и атлантической частью Южного океана. С севера на юг воды Атлантики протянулись на 15,5 тыс. км, а с запада на восток, в самой узкой части (от Бразилии до Либерии), имеют ширину в 2,8 тыс. км.

Если же взять расстояние атлантических вод от западного побережья Мексиканского залива до восточного побережья Чёрного моря, то здесь будет совсем другая цифра - 13,5 тыс. км. Глубина океана тоже здорово разница. Её средняя величина составляет 3600 м, а максимальная зафиксирована в желобе Пуэрто-Рико и соответствует 8742 метрам.

Дно Атлантики поделено вдоль на две части Срединно-Атлантическим хребтом. Он в точности повторяет очертания огромного водоёма и тянется широкой извилистой гористой цепью: с севера - от хребта Рейкьянеса (Исландия), до Африканско-Антарктического хребта на юге (о. Буве), заходя за границу распространения арктических льдов.

Справа и слева от хребта разбросаны котловины, желоба, разломы, небольшие хребты, которые делают рельеф океанического дна очень сложным и запутанным. Береговая линия (особенно в северных широтах) тоже имеет не простую структуру. Она сильно изрезана небольшими заливами, имеет обширные акватории, которые глубоко вдаются в сушу и образуют моря. Неотъемлемой частью являются и многочисленные проливы в прибрежной зоне материков, а также проливы и каналы, соединяющие Атлантику с Тихим океаном.

Атлантический океан омывает берега 96 государственных образований. Его собственностью являются 14 морей и 4 крупных залива. Богатый разнообразием климат в этих географических и геологических частях земной поверхности обеспечивают многочисленные поверхностные течения. Они полноводно текут во всех направлениях и подразделяются на тёплые и холодные.

В северных широтах, до экватора, господствуют Северное Пассатное, Гольфстрим и Северное Атлантическое течения. Они несут тёплые воды и радуют окружающий мир мягким климатом и высокими температурами. Этого нельзя сказать о течениях Лабрадор и Канарском. Последние относятся к холодным и создают на прилегающих землях морозную и слякотную погоду.

Южнее экватора картина такая же. Здесь правят бал тёплые Южное Пассатное, Гвинейское и Бразильское течения. Холодные же Западных Ветров и Бенгальское стараются ни в чём не уступать своим более гуманным коллегам и тоже вносят свой посильный негативный вклад в формирование климата южного полушария. В целом же, средняя температура на поверхности Атлантического океана равна плюс 16° по Цельсию. У экватора она может доходить до 28° по Цельсию. А вот в северных широтах очень холодно - здесь вода замерзает.

Айсберги Атлантики

Из сказанного нетрудно догадаться, что с севера и юга воды Атлантики зажаты вечными гигантскими ледяными корками. Правда на счёт вечности небольшой перебор, так как частенько от них откалываются очень больших размеров глыбы льда и начинают медленно дрейфовать в направлении экватора. Глыбы такие называют айсбергами, а двигаются они на севере от Гренландии вплоть до 40° с. ш, а на юге от Антарктиды до 40° ю. ш. Их остатки наблюдаются и ближе к экватору, достигая 31-35° южных и северных широт.

Очень большие размеры - понятие растяжимое. Если говорить более конкретно, то попадаются айсберги, длина которых составляет десятки километров, а площадь иногда превышает 1000 км². Эти льдины могут годами путешествовать по просторам океана, скрывая свою истинную величину под водной поверхностью.

Дело в том, что над водой сияет голубизной гора льда, которая соответствует только 10% от всего объёма айсберга. Остальные 90% этой глыбы скрыты в океанических глубинах в связи с тем, что плотность льда не бывает больше 940 кг/м³, а плотность морской воды на поверхности колеблется в пределах от 1000 до 1028 кг/м³. Обычная, средняя высота айсберга, как правило, соответствует 28-30 метрам, его же подводная часть чуть более 100-120 метров.

Встреча с таким морским путешественником для судов никогда не была в радость. Наибольшую же опасность он представляет уже в зрелом возрасте. К этому времени айсберг значительно подтаивает, центр его тяжести смещается, и огромная ледяная глыба переворачивается. Её подводная часть оказывается над водой. Она не сияет голубизной, а представляет из себя тёмно-синюю ледяную шапку, которую, особенно в условиях плохой видимости, очень трудно различить на поверхности океана.

Гибель «Титаника»

Характерным примером коварства плавучих ледяных глыб может являться гибель «Титаника», произошедшая в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Он затонул через 2 часа 40 минут после столкновения с айсбергом в северных водах Атлантического океана (41° 43′ 55″ с. ш., 49° 56′ 45″ в. д.). Результатом этого стала гибель 1496 пассажиров и членов экипажа.

Правда нужно сразу оговориться: списывать всё на «заплутавший» айсберг довольно неосмотрительно. Это кораблекрушение и в наши дни является одной из величайших тайн Атлантического океана. Разгадки причин трагедии до сих пор нет, хотя различных верский и предположений великое множество.


Как предполагается, самый большой пассажирский корабль мира (длина 269 м, ширина 28,2 м, водоизмещение 46 300т) столкнулся с айсбергом, который имел почтенный возраст и видимо уже не один раз переворачивался в воде. Его тёмная поверхность не давала отблесков, она сливалась с водной гладью океана, поэтому своевременно заметить огромную плавучую ледяную глыбу было очень сложно. Виновника трагедии распознали только тогда, когда он оказался от судна на расстоянии в 450 метров, а не за 4-6 км, как обычно происходит в подобных ситуациях.

Гибель «Титаника» наделала много шума. Это была мировая сенсация начала второго десятилетия двадцатого века. Главным образом всех поражало - как мог такой огромный и надёжный корабль так быстро затонуть, утянув за собой на дно сотни и сотни несчастных людей. В наши дни, истинные причины страшной трагедии многие исследователи склонны видеть не в злосчастном айсберге (хотя его косвенную роль мало кто отрицает), а совсем в других факторах, которые почему-то, в своё время, были скрыты от широкой общественности.

Версии, догадки, предположения

Официальное заключение комиссии по расследованию катастрофы было однозначным - лёд Атлантики оказался крепче стали. Он вспорол подводную часть корпуса «Титаника», как консервную банку. Рана была ужасная: длина её достигала 100 метров, а из шестнадцати водонепроницаемых отсеков шесть были повреждены. Этого оказалось достаточным для того, чтобы гордый британец ушёл на дно и навсегда затих на громадной глубине, унеся с собой на морской грунт человеческие жизни и колоссальные материальные ценности.

Гибель Титаника


Гибель Титаника

Такой вердикт не убедителен для специалиста, да и человек, далёкий от кораблестроения, понимает, что несущей корпус огромного лайнера, бороздящего океаны, никак не может напоминать консервную банку. Подтаявший лёд старичка-айсберга тоже не обладает достаточной твёрдостью, которая, судя по заключению, должна была превосходить крепость алмаза, чтобы пропороть на десятки метров стальную обшивку многотонного пассажирского судна.

Можно сколь угодно долго строить различные предположения и гипотезы, но дать ответы на все вопросы по силам только практическим исследованиям. В данной ситуации, учитывая глубину на которой залёг «Титаник», изыскательские работы стали возможны не ранее 80-х годов XX века. Именно к этому времени появились глубоководные аппараты, способные долгое время находиться на 4-х километровой глубине.

Первой такой ласточкой была экспедиция американского океанолога Роберта Балларда, которая в сентябре 1985 года прибыла к месту трагедии на судне «Кнор». Она имела на вооружении глубоководный буксируемый комплекс «Арго». Именно он и определил глубину залегания останков «Титаника». Толща воды в этом месте составила 3 750 метров. Судно лежало на морском дне, расколотое на две части, расстояние между ними равнялось примерно 600 метрам.

Видимых повреждений, послуживших причиной гибели океанского лайнера, обнаружено не было. Роберт Баллард посчитал, что они скрыты грунтом, в котором увязла многотонная конструкция. Рваная рана на корпусе «Титаника» не была найдена и во время второй экспедиции, организованной американским учёным в 1986 году.

По проторенной дорожке пошли французские и американские специалисты. Летом 1987 года они прибыли в воды Атлантического океана и провели на месте катастрофы долгих два месяца. Используя глубоководный аппарат «Наутил», исследователи подняли со дна более 900 предметов, находящихся на борту затонувшего корабля. Это были образцы корабельной утвари, часть из которой попала в музеи, а часть разошлась по частным коллекциям.

Обследование Титаника

Подводный аппарат обследует затонувший Титаник

Наконец, в 1991 году на место гибели «Титаника» прибыло судно «Академик Мстислав Келдыш». На его борту находилась международная научно-исследовательская экспедиция, возглавляемая канадским геологом-океанографом Стивом Бласком. В распоряжении экспедиции было два автономных подводных аппарата «Мир-1» и «Мир-2». На них исследователи совершили 38 погружений. Был обследован корпус судна, взят образец бортовой обшивки, проведены кино, видео и фотосъёмки.

Несмотря на все старания, рваной дыры, длинной несколько десятков метров, обнаружено не было. Зато удалось найти пробоину, величина которой не превышала квадратный метр, и были замечены многочисленные трещины по линиям заклёпок.

Отколовшийся от корпуса «Титаника» стальной обломок отправили на испытание. Его проверили на ломкость металла - вывод оказался не утешительным: опытный образец отличался поразительной хрупкостью. Это можно было списать на долгие 80 лет на морском дне, которые значительно повлияли на свойства стали. Поэтому для объективности картины был испытан аналогичный кусок металла, сохранившийся на судостроительной верфи с 1911 года. Результат был почти таким же.

В это трудно поверить, но корпус «Титаника» не отвечал нормативным требованиям. Он был сделан из материала с высоким содержанием сернистых соединений. Последние и придали стальной конструкции высокую ломкость, которая в сочетании с ледяной водой сделала её очень хрупкой.

Если бы корпус был сделан из стали, отвечающей всем нормам и требованиям, то после соприкосновения с айсбергом, он бы прогнулся, но сохранил свою целостность. В данной же ситуации, судно задело правым бортом айсберг - причём удар был небольшой силы, но хрупкая обшивка «Титаника» не выдержала и его. Она раскололась по линиям заклёпок ниже ватерлинии. В образовавшиеся отверстия хлынула ледяная вода, которая мгновенно заполнила нижние отсеки и, скорее всего, послужила причиной взрыва раскалённых паровых котлов.

Огромное судно стало стремительно погружаться в воды Атлантики. По словам очевидцев, вначале «Титаник» тонул на ровном киле, что указывает на то, что нижние отсеки заполнялись водой равномерно. Затем появился дифферент на нос. Корма стала подниматься вверх, достигла вертикального положения, и многотонная махина очень быстро пошла ко дну. Уже на большой глубине, в силу высокого давления, «Титаник» раскололся на две части, которые растащило по дну океана на более чем 500 метров.

Кому была выгодна гибель «Титаника»?

Выходит, что данная катастрофа не имеет ничего общего с тайнами Атлантического океана: вроде всё ясно. Да нет, торопиться с выводами не нужно. Как уже говорилось, существует много версий гибели океанского лайнера, и среди них нет ни одной, которую можно назвать истиной в последней инстанции. Существует множество других предположений, мнений очень авторитетных людей, рассматривающих причину страшной катастрофы совсем под другим углом зрения.

Так до наших дней бытует версия, что виновником аварии являлась сама компания «Уайт Стар Лайн» - владелец судна. Именно её руководители изначально планировали строительство «Титаника» с грубыми нарушениями всех возможных норм и правил. Целью этого грандиозного мошенничества было получение огромной страховки, которая могла бы поправить шаткое финансовое положение компании и спасти её от полного краха.

Именно поэтому, океанский лайнер, несмотря на предупреждения об айсбергах от находящихся в этом же районе судов, шёл с максимально возможной скоростью (20,5 миль в час). Задача у капитана судна была одна - спровоцировать столкновение «Титаника» с огромной плавучей льдиной.

Скорее всего никто даже и предположить не мог такого количества погибших людей, так как по всем расчётам выходило, что корабль будет тонуть долго. Главная ставка делалась на спасательные суда, у которые должно было хватить времени, чтобы добраться до места трагедии и успеть спасти всех пассажиров и находящиеся на борту ценности. Однако же, непредсказуемая судьба внесла свои коррективы в первоначальный сценарий.

Кроме этой довольно сомнительной и зыбкой версии есть и другая. Это пожар в угольном бункере. При длительном хранении, нижние слои угля начинают тлеть, выделяя взрывоопасный газ. Постепенно увеличивается температура, растёт концентрация паров газа. В такой ситуации взрыв может произойти от обычного толчка. Столкновение с айсбергом и стало тем детонатором, который вызвал огромный всплеск энергии, разорвавший и разваливший всю нижнюю часть судна.

Одним словом, и в наши дни нет единого мнения о причинах страшной трагедии. Раскрыть эту тайну Атлантического океана могут лишь останки корабля, покоящиеся на огромной глубине. Их скрупулёзное изучение десятками специалистов возможно только в нормальных земных условиях. Для этого нужно поднять «Титаник» со дна огромного водоёма.

Технически это осуществить чрезвычайно сложно. Что же касается финансовой стороны вопроса, то здесь другая картина. Хоть такие работы и будут стоить сумасшедших денег, но они с лихвой окупятся. Ведь не надо забывать, что на судне лежат слитки золота на сумму в 10 миллионов фунтов стерлингов. Тут также хранятся украшения, бриллианты, драгоценности богатейших людей мира, которые плыли на этом корабле. Фрагменты корпуса «Титаника», остатки интерьера, посуда уйдут с аукционов «на ура» по баснословным ценам.

Если рассматривать несчастный «Титаник» как источник материальных благ, то он отнюдь не одинок. Дно Атлантического океана - это Клондайк, Эльдорадо. Здесь лежит огромное количество кораблей, которые просто набиты драгоценными металлами, бриллиантами, другими ценностями, которые способны озолотить любого, кто доберётся до них. В этом то как раз и весь вопрос: пробиться сквозь толщь океанических вод - задача неподъёмная не только для отдельных авантюристов, но и для серьёзных фирм, и солидных финансовых структур.

Подводные кладбища кораблей

На начало XXI века существует немало компаний, специализирующихся на розыске затонувших кораблей. Овчинка стоит выделки, так как по оценке экспертов, только на дне Атлантики покоится не менее 80 000 судов всех стран и народов, потерпевших кораблекрушение за последние 400 лет, на борту которых лежит ценностей на сумму в 600 млрд. долларов.

Одна из таких компаний - американская компания «Одиссей» - обнаружила в 2007 году, в районе Канарских островов, испанское парусное судно. На его борту находилось 500 тыс. старинных золотых и серебряных монет. Их общий вес достигал 17 тонн, а стоимость равнялась 500 млн. долларов. Это на 100 млн. долларов больше тех богатств, которые были подняты в 1985 году с испанского галеона, затонувшего у берегов Флориды в двадцатые годы XVII века.

Львиная доля всех ценностей, ушедших на дно океана в XVI и в первой половине XVII веков, покоится именно на испанских судах, которые непрерывным караваном везли в Европу из Америки награбленное у индейских народов золото, серебро, драгоценные камни и изделия из них.

По идее, добытое таким способом добро не может являться собственностью государства. Правительство Испании рассудило иначе. В начале XXI века оно объявило 800 затонувших в XVI-XVIII веках испанских судов, перевозивших незаконно приобретённую утварь, - национальным достоянием. Денежный же эквивалент всего этого богатства оценивается в 130 млрд. долларов.

Подводные клады доступны для поисковых команд в прибрежных зонах Атлантического океана. Здесь, как правило, суда тонули, наскочив на мели или рифы. На бескрайних же водных просторах, где под килем лежит не менее 3000 метров, перевозившие груз галеоны, бригантины, фрегаты, а затем пароходы, теплоходы, яхты, линкоры шли на дно, испытав на себе всю мощь и силу океанских бурь (высота волн в Атлантике часто достигает 10-15 метров) или коварство и жестокость пиратских кораблей и подводных лодок врага в годы военных действий.

Соотношение же судов, утонувших в прибрежных зонах и в открытом океане за последние 400 лет, равно 85 к 15. То есть, оказывается, что чем ближе к берегу, тем опаснее. Только каждое седьмое судно гибло на бескрайних и величественных просторах Атлантического океана, остальные плавучие средства тонули в видимости родных или чужих берегов, до которых, как говорится, было рукой подать.

Одним из самых больших подводных кладбищ является пролив Ла-Манш. Его длина составляет 560 км, ширина на западе 240 км, на востоке 32 км, а средняя глубина 63 м. Только в некоторых местах глубина превышает эту отметку и доходит до 170 м. Здесь много отмелей, часты туманы. На дне пролива покоится бессчетное множество судов, особенно в его западной части.

По количеству кораблекрушений не отстают и воды в районе мыса Гаттерас (штат Северная Каролина, США). Здесь находится узкая длинная коса, восточный выступ которой собственно и является злополучным мысом. Это место характерно бесчисленными мелями, постоянными штормами, туманами, сильными течениями. Суда, отважившиеся приблизиться к этим берегам, подвергают себя вполне реальной опасности - проявление беспечности, легкомыслия и игнорирования лоции, практически постоянно, приводит к трагическим последствиям.

Бермудский треугольник


Самой же пожалуй интригующей тайной Атлантического океана можно назвать Бермудский треугольник. Его вершины лежат на южной оконечности Флориды, Бермудских островах и Пуэрто-Рико. Он входит в так называемый пояс Дьявола, частью которого является также Дьявольский треугольник, расположенный в тихоокеанских водах, вокруг острова Миякэ (Япония).

Ажиотаж, вокруг этого, на первый взгляд ничем непримечательного места, возник во второй половине XX века. Раньше, на протяжении сотен лет, вроде всё было нормально. Суда чинно пересекали это пространство океана, а находящиеся на них экипажи даже и не догадывались, какой смертельной опасности они себя подвергали.

Подобному возмутительному легкомыслию положил конец 1950 год. Именно тогда вышла небольшая статья корреспондента Ассошиейтид Пресс Эдварда Джонсона. Это была даже не статья, а тоненькая брошюрка, изданная во Флориде небольшим тиражом. Название она имела «Бермудский треугольник», а изложенные в ней факты рассказывали о таинственных исчезновениях судов и самолётов в районе Бермудских островов.

Бермудский треугольник

Внимание общественности она никаким боком не привлекла, но видимо заставила обратить на себя внимание отдельных людей, кормящихся от сенсаций и тиражей бестселлеров. Впрочем, понадобилось почти 15 лет, прежде чем свет увидела статья Винсента Гладдиса под названием «Смертоносный Бермудский треугольник». Напечатана она была в 1964 году в спиритическом журнале. С небольшим перерывом вышла книга этого же автора - «Невидимые горизонты». В ней, таинственному участку океана отводилась уже целая глава.

Более детальный солидный и ёмкий труд был предоставлен на суд читателей через десять лет. Автором этого бестселлера, названного просто и лаконично, - «Бермудский треугольник», стал Чарльз Берлиц. В ней приводилось множество данных о таинственных исчезновениях морских и воздушных судов, а также описывались непонятные явления, связанные с изменением свойств времени и пространства. Солидные издательства разных стран перепечатали эту книгу, и, за короткий срок, о Бермудском треугольнике узнали десятки миллионов граждан, живущих в разных концах планеты.

В любом деле всегда найдутся въедливые скептики, которых хлебом не корми, а дай ложкой дёгтя испортить бочку с мёдом. Удар по так удачно и динамично распространяющейся сенсации был нанесён уже в следующем 1975 году американским журналистом Лоренсом Дэвидом Куше. Сей господин не оставил камня на камне от всех доводов и утверждений Чарльза Берлица на страницах своей книги «Тайна Бермудского треугольника разгадана».

К чести автора, содержание книги отнюдь не бездоказательная критика, в основе которой лежала бы зависть к более удачномуи пронырливому коллеге, а серьёзное исследование, базирующееся на кропотливом изучении документов и рассказах очевидцев. Именно на основании фактического материала было выявлено множество ошибок, неточностей, а иногда и откровенных мистификаций в работе Чарльза Берлица.

Вывод книги Лоренса Дэвида Куше однозначен: ничего таинственного, сверхъестественного, необъяснимого в Бермудском треугольнике не происходит. Статистика трагедий на этом участке Атлантического океана соответствует аналогичным данным в любом другом месте огромного водоёма. Таинственные исчезновения материальных объектов выдуманы, а рассказы о брошенных экипажами судах, о потерянном времени, о мгновенном перемещении в пространстве на сотни километров - миф.

Критики аномальных явлений - люди трезвомыслящие. Чтобы в чём-то их убедить, нужно предоставить железные доказательства этого явления. Но в повседневной жизни всё не так просто. То, что лежит за гранью реального, не поддаётся объяснению с точки зрения законов физики, механики или химии. Здесь скорее доминирует человеческое воображение и вера в таинственное и необычное.

К слову сказать, многие паранормальные явления, имеющие место в Бермудском треугольнике, можно истолковать, как прямое следствие обычных банальных процессов, происходящих в водах Атлантики. К примеру, таинственное исчезновение морских судов имеет простое объяснение, связанное с выбросами метана. Этот газ вырывается из находящихся на морском дне залежей газовых гидратов и насыщает собой воду. Плотность последней резко падает. Попавшее на такой участок океана судно мгновенно тонет.

Вырвавшийся на свободу метан не ограничивается только водной средой. Он поднимается в воздух и также снижает его плотность. Это может повлечь за собой гибель воздушных судов, которую объяснить находящимся на земле людям практически невозможно. Не надо забывать, что газ очень быстро рассеивается как в водной, так и в воздушной среде. То есть он является убийцей, не оставляющим после себя никаких следов.

Аномалии со временем можно объяснить повышенной активностью магнитного поля в зоне Бермудского треугольника. Оказавшиеся в сгустке магнитных сил пассажиры самолёта могут убедиться в их воздействии, глядя на остановившиеся или замедлившие свой ход стрелки ручных часов. По прошествии какого-то времени негативный фактор исчезает, часы опять начинают идти нормально, но все без исключения отстают на одинаковое количество минут. Это порождает ложное мнение, что самолёт пропадал в другом измерении.

Если же говорить о найденных в океане судах, на которых не было ни одного члена экипажа, то здесь вину можно свалить на инфразвук, который возникает на водной поверхности при определённых условиях. Мозг человека, сердце, другие органы его тела - все они имеют свою частоту колебаний. Если какие-то из них совпадут с частотой инфразвука, то получившийся резонанс может безжалостно ударить по психике людей, повергнуть их в ужас и панику, заставить прыгать за борт и гибнуть в воде.

Все представленные доводы выглядят вполне убедительно и реалистично. Но нельзя забывать, что это не доказательства, а только предположения. Сторонники паранормальной версии также могут выложить на суд общественности своё видение проблемы, которое будет не менее убедительным и найдёт много приверженцев.

Где же истина? Наверное, как всегда, посередине. Трезвый взгляд в сочетании с верой в необычное и сверхъестественное будет более продуктивным в решении загадок не только Бермудского треугольника, но и других тайн Атлантического океана, которых великое множество как на его поверхности, так и в тёмных глубинах.

По материала factruz

Атлантический океан второй по величине в океаническом подразделении. В общей сложности его площадь около 106 400 000 кв. км (41100 тыс. кв. миль), он охватывает около 20% поверхности Земли и около 26% площади Мирового океана. Наибольшая ширина океана — между Бразилией и Сьерра-Леоне: 2848 км или 1770 миль.

Первое упоминание о нём относится к греческой мифологии, позже был составлен Атлантический «Морской Атлас». Самое старое из известных упоминаний «Атлантики» находится в Истории Геродота, 450 г. до н.э. Атлантида Thalassa.

Термин Эфиопский океан был применён к южной части Атлантического океана, в конце 19-го века.

Прежде, чем европейцы обнаружили другие океаны, термин «океан» сам по себе был синонимом вод за пределами Гибралтарского пролива.

Древние греки считали, что океан, это гигантская река, окружающая мир.

Атлантический океан занимает удлиненный, S-образный бассейн с продольным расширением между Европой и Африкой — на востоке, и Америкой — на западе.

Знаете ли вы, что Срединно-Атлантический хребет является самым длинным горным хребтом на Земле? Он тянется под Атлантикой, от Исландии (собственно Исландия является надводной частью хребта) до Антарктики.

В качестве одной из составляющих частей мирового океана, Атлантический простирается на север до Северного Ледовитого океана (который иногда считается морем Атлантического океана), соседствует с Тихим океаном на юго-западе, граничит на юго-востоке и Южным океаном на юге.

Другие определения описывают Атлантический океан как расширение на юг к Антарктиде. Экватор делит его на две части: на северный Атлантический океан и южный Атлантический океан.

Атлантический океан в фотографиях


Все моря Атлантического океана:

  • Икарийское море
  • Киликийское море
  • Кипрское море
  • Миртойское море

Наиболее известные острова в Атлантическом океане:

  • Багамские острова
  • Канарские острова (Испания)
  • Азорские острова (Португалия)
  • Cap-Верде
  • Гренландия, которая не только является самым крупным островом в Атлантическом океане, но и на земле.

В зоне Карибских островов, в водах Атлантики, живут самые крупные ламантины.

Странный вид рыб найден в Атлантическом океане — широконосая химера.

Заливы в океане Атлантическом:

Проливы в океане Атлантическом:

Что означает «атлантический» ?
Слово «Atlantic» происходит из греческой мифологии, означающего «море Атлас». Атлас был титаном, который должен был стоять на краю земли и нести небеса (небесные сферы) на своих плечах, как наказание от Зевса, который воевал против Атласа и был одним из олимпийских богов для контроля небес.

Насколько велик Атлантический океан?
По размеру Атлантический океан сравним с территорией примерно в 6,5 раза больше, чем территория США.

Насколько глубоко в Атлантическом океане?
Наибольшая глубина — Милуоки, в Пуэрто-Рико: 8,605 метров. Средняя глубина составляет около 3339 метров (10,955 футов). Срединно-Атлантическийгорный хребет, который проходит от Исландии до островов южной Аргентины, делит море на два основных бассейна, каждый из которых более 3000 метров глубиной. На спутниковом снимке, Срединно-Атлантическийхребет можете увидеть в виде светло-голубой линии в глубоком синем море.

Насколько тепло в водах Атлантического океана?
Температуры Атлантического океана зависит от местоположения и океанических течений. Чем ближе к экватору, тем теплее вода. Температура бывает выше 28 градусов по Цельсию / 82 градусов по Фаренгейту, в прибрежных районах вблизи экватора. А минимальные температуры составляют около -2 градусов по Цельсию / по Фаренгейту 28 градусов, в полярных регионах.

Самые известные водные пути Атлантического океана

  • Гибралтарский пролив , между Испанией и Марокко
  • Босфор, пролив в Турции

Список основных крупных морских портов Атлантики:

  • Роттердам (Нидерланды), крупнейший контейнерный порт Европы
  • Гамбург (Германия)
  • Нью-Йорк (США)
  • Буэнос-Айрес, (Аргентина)
  • Колон (Панама), крупнейший порт Латинской Америки

Некоторые крупные города на Атлантическом океане:

  • Майами (США)
  • Сан-Паулу (Бразилия)
  • Кейптаун (Южная Африка)
  • Лагос (Нигерия)
  • Касабланка (Марокко)
  • Лиссабон (Португалия)
  • Лондон (Великобритания)
  • Рейкьявик (Исландия)

Знаете ли вы? Несколько интересных фактов об Атлантическом океане

Лейф Эрикссон (970-1020) упомянут, как первый «европеец», который добрался до Северной Америки, за 500 лет до Колумба! Исландец был первым человеком, из Европы, преодолевшим Атлантический океан. Он назвал восточное побережье Канады «Винланд» (в настоящее время Ньюфаундленд).

Самое спокойное место в Атлантическом океане (абсолютно отсутствуют ) — Южная тропическая зона. Здесь же самая богатая подводная жизнь. Интересно, что активность морской флоры и фауны проявляется в холодных течениях, а не в тёплых.

В экваториальной части Атлантического океана отсутствуют кораллы, там более пресная вода в сравнении с южной частью. Опреснение океанической воды происходит из-за впадающих пресных вод реки Амазонки, которая считается самой крупной рекой.

Самой беспокойной частью Атлантики (ураганы) считается северная тропическая зона, вдоль Антильских островов. На востоке — холодной Канарское течение, поэтому кораллов здесь нет. Для этих мест характерна постоянная туманность, из-за близости пустыни Сахара. Однако район Канарских остров изобилует рыбой.

Самое тёплое в мире течение Гольфстрим находится именно в водах северной части Атлантического океана. А в дельте этого течения самая ненастная погода.