Что будет за вандализм на кладбище. Проблемы с осквернением могил

На прошлой неделе информационное пространство Крыма взбудоражила новость об очередном , совершенном на мусульманском кладбище в Ленинском районе. Неизвестными были повреждены 15 надгробий. На следующий день власти быстренько отчитались о поимке негодяев и, вроде бы, все успокоились. Как говорится, шито-крыто. Но все ли прошло так гладко, как пытаются преподнести чиновники?

Итак, все началось с того, что местные крымтатары, узнав о случившемся, обратились в полицию и сообщили об инциденте сельскому руководству. Информация, подкрепленная фотографиями разбитых надгробных памятников, в считанные часы разлетелась по соцсетям, вызвав негодование на полуострове в целом. Осознав, что дело может набрать неслабые обороты, замглавы администрации Керчи тут же заявил, что виновники найдены и будут наказаны. Причем, сделал это на утро после произошедшего, то есть менее чем через сутки. Даже при большом желании мне с трудом представляется, как полицейские всю ночь разыскивают бессовестных вандалов. А если вспомнить, что за последние годы в многочисленных подобных случаях преступников ни разу не находили, да в общем-то и не искали, то история становится еще фантастичнее. Но сейчас не об этом.

Заместитель главы уточнил, что вандалами оказались несовершеннолетние, которые надругались над памятниками ради забавы. Источник, близкий к расследованию дела, сообщил о возрасте ребят, самому старшему из которых всего 13 лет, младшему – 9.

Для понимания всей картины произошедшего необходимо подчеркнуть, что 15 достаточно больших и очень тяжелых надгробных камней были буквально сломаны, а часть из них разгромлена до такой степени, что ни о каком восстановлении не идет и речи. Возникает вполне логичный вопрос: каким образом эти дети смогли повалить, а то и выкорчевать чуть ли не с «корнями» гранитные и мраморные плиты, вес которых в среднем составляет 100 килограммов?

При этом родители малолетних хулиганов в местных кругах говорят, что их чада не имеют никакого отношения к случившемуся. Не знаю, чем уж там провинились они сами или их дети, но заявлять об этом публично они боятся.

Но, как бы там ни было, ясно одно: разрушить надгробия пойманным детям не под силу. А кто был вместо них или вместе с ними, уже не столь важно. Важно теперь то, что версия некоторых крымчан о провокативной составляющей произошедшего выглядит не такой уж и безосновательной. Вполне возможно, что цель таких выходок – подтолкнуть крымтатар на некие действия, направленные против предполагаемых преступников. Или же побудить радикально настроенные религиозные группы к ответным действиям на святынях христиан. К слову, не могу вспомнить, когда в последний раз сообщалось и сообщалось ли вообще о надругательстве в Крыму над христианскими культовыми объектами или захоронениями.

И пока многие сочли инцидент с разбитыми надгробиями исчерпанным и благополучно о нем забыли, хочется обратить внимание на контекст, которым сопровождались действия вандалов. Если абстрагироваться от конкретного случая с кладбищем и вспомнить другие акты вандализма, так или иначе совершенные в отношении крымтатар, то можно проследить весьма четкую негативную тенденцию.

Возьмем недавний инцидент с мечетью в Карасубазаре (Белогорске), построенную на средства известного мецената Ресуля Велиляева. Ее забор был изрисован свастиками, а белоснежные стены самого сооружения облиты черной краской. Всему этому предшествовало задержание Велиляева и отправка его в московское СИЗО Лефортово якобы за просроченные продукты в магазине его торговой сети. Тогда новость получила широкий резонанс, в том числе и за пределами Крыма, ведь Ресуль Велиляев известен как меценат, сделавший немало для жителей Карасубазара (Белогорска).

Или же многочисленные случаи гнусных ограблений и поджогов мечетей за последние несколько лет, которые происходили накануне или во время священных мусульманских праздников, когда крымтатары вновь становятся объектом повестки дня в информационном поле.

А что же такого предшествовало вандализму на кладбище в Еди-Къую (Ленино)? Буквально за неделю до инцидента в ОБСЕ поддержали резолюцию Украины по Крыму, в которой говорится о «нарушении прав человека и основных свобод» на полуострове и особое внимание уделяется именно крымтатарам.

Выходит, что практически все безобразия следуют за большими информационными всплесками, связанными с крымтатарами и их жизнью на полуострове. Как только мировому сообществу напоминают о маленьком, но духом сильном народе и о проблемах, с которыми он сталкивается на родной земле, ответные меры не заставляют себя долго ждать. Коренному народу лишний раз демонстрируют, кто устанавливает правила игры.

Как к этому относиться – выбор каждого. Но понимать и осознавать то, что прячется между строк, должны все. Ведь это, в частности, определяет направление развития и дальнейшее поведение крымтатар в современных условиях.

Все народы мира чтят память об усопших родственниках и родных. Могилы для каждого человека являются местом поклонения и памяти. Сюда приходят родные и близкие, возлагают цветы и венки, тщательно ухаживают за местом захоронения, приводят своих детей и рассказывают о предках. Любая религия считает святотатством посягательство на могилы, кресты и памятники. Все цивилизованные страны защищают покой усопших законодательно. В России так же места захоронений защищены законом. Однако остановить кладбищенский вандализм не удается.

Почему оскверняют могилы

Проблемы с кладбищенским вандализмом и осквернением могил связаны с воспитанием, утратой моральных ценностей. Порой такое делают люди находящиеся в сильном алкогольном опьянении, или наркоманы, потерявшие человеческий облик. Развлекаясь разрушением крестов и могильных надгробий, хулиганы пытаются выплеснуть ненависть к устоям, традициям порядочных людей.

Иногда такое проделывают подростки. Часто они даже не могут объяснить своих действий. Разбивая и разрушая памятники и кресты, они даже не задумываются о том, что однажды сами могут прийти на могилу своих родителей и увидеть ужасающую любого человека картину - осквернение самого святого. Подростки часто не задумываются, какую боль приносят людям их действия. Здесь, конечно же, виноваты родители, не научившие своих детей уважать прошлое.

Гораздо страшнее, когда такие поступки совершаются осознанно. Например, когда осквернение происходит из-за национальной или родовой ненависти. Сложно поверить, что в наш век, когда цивилизация достигла глобальных вершин, создав мини-копию вселенной - андроидный коллайдер, кто-то пытается делить людей по вере, цвету кожи или месту рождения. Обидно, когда оскверняются надгробья и памятники погибшим, во время второй мировой войны. Какая ненависть движет вандалами, рисующими свастику? Что может значить черный знак бойни для нашего поколения, потерявшего в ту войну миллионы бабушек и дедушек?

Часто происходит осквернение могил по религиозным соображениям. Разрушаются могильные надгробия евреев, православных христиан или мусульман. Ни одна религия не поощряет таких действий. Напротив, если заглянуть на кладбища Москвы и Подмосковья, можно увидеть, как веками соседствуют между собой христианские, мусульманские и еврейские участки. Ни один порядочный человек, проходя мимо родовых захоронений иной веры не позволит себе усмехнуться, грубо высказаться или каким-либо образом задеть чужое захоронение. Более того, кого бы не хоронили, любой из нас посочувствует горьким слезам родственников, не спрашивая к какой национальности или вере принадлежал усопший.

К сожалению, раскол произошедший в верхах общества в прошлые годы, нетерпимость властей к святыням и их уничтожению в годы советской власти наложил свой грязный отпечаток на будущее. Еще долгие годы мы будем бороться с людьми, не желающими чтить могилы наших родителей. Чтобы искоренить зло, каждой семье необходимо воспитать своих детей в новой вере - вере, где нет места предрассудкам, злости и ненависти.

Наказание за вандализм

До 1996 года в России действия по осквернению и разрушению могил относились к хулиганским. В связи с большим количеством преступлений их выделили в отдельную группу. В уголовном кодексе вандализм (ст.214 УК РФ) - действия скрытого характера, оскверняющие сооружения, здания или несущие порчу имущества с любой подоплекой - политической, идеологической или иной другой. Преступники, чья вина доказана, могут быть осуждены за содеянное, начиная с 14 лет. Срок уголовного наказания - до трех лет тюрьмы.

Основная черта вандализма - преступление против нравственных норм. Помимо этого преступления осудить могут за хулиганские действия на кладбище (в присутствии свидетелей), надругательство над могилами, намеренное уничтожение культурных памятников, порчу или полное уничтожение имущества.

Когда три года назад на кладбище напали вандалы, терпению нашему и горожан пришел конец. Вместо того, чтобы в очередной раз объяснять газетчикам, что мэрия не имеет в бюджете средств на борьбу с вандализмом, решили бороться с этим злом собственными силами. Для начала создали штаб из инициативных и решительных противников вандалов. Нашли единомышленников в молодежных объединениях, милиции, ФСБ, отделениях политических партий, совете ветеранов. Кто-то из них, ветеранов, предложил в борьбе с вандалами использовать фронтовой опыт. Как известно, в начальный период Великой Отечественной войны нашим бойцам приходилось туго. Сказывались нехватка оружия и личного состава. Эту нехватку солдаты восполняли находчивостью и смекалкой. Например, нередко использовались фальш-вышки с чучелом вместо часового. Другой пример. Когда надо было создать впечатление у врага о нашем численном превосходстве, кто-нибудь из бойцов с мощным голосом выкрикивал команды типа «первый батальон, обходи справа, второй батальон, приготовиться к атаке!», хотя на позициях располагалось не больше роты. Иногда эта хитрость срабатывала, позволяла выиграть время, а то и вовсе решить исход боя в пользу наших воинов. В общем, мы решили прибегнуть к такой же хитрости, договорившись сохранять наши планы в тайне, прежде всего от прессы: некоторые журналисты, как известно, доброе дело могут испортить в считанные часы.
Первое время каждую ночь мы переодевали чучело часового, меняли позу, место на вышке. Кто-то предложил повесить шарф, который бы развевался на ветру, создавая иллюзию движения. В прессу дали объявление о том, что теперь кладбище охраняется, завели собак, развесили объявления. Использовали и звуковой эффект. Через громкоговоритель, укрепленный на столбе, прокручивали магнитофонную ленту с записью предостерегающих команд охранника.
Эффект превзошел все ожидания. Вандалы не появились ни в первую неделю, ни в первый месяц. Вот уже три года надругательств над памятниками больше нет. Были бы деньги, мы, наверное, пошли бы по другому пути, используя зарубежный опыт. Там на кладбищах установлено мощное освещение всей территории, ведется видеонаблюдение. Во многих странах - Португалии, Испании, Италии, Англии - полиция каждый час объезжает всю территорию кладбища в ночное время. Обязательны высокая ограда, автоматически закрывающиеся ворота, громкое радиооповещение о закрытии кладбища, обход с собаками. Конечно, такие системы охраны используются не везде. Есть кладбища в Германии, Финляндии, Швеции, которые вообще не охраняются. Но там большие средства и общественные усилия направляются на разъяснения, почему необходимо сохранять и развивать кладбищенскую культуру. Несомненно, просветительский подход носит более цивилизованный характер. Мне, например, больше нравится такой подход, когда о кладбищенской культуре говорят как о национальном достоянии, наследии. Считаю ключевым словом здесь - «НАСЛЕДИЕ».
В России, очевидно, по причине Второй мировой войны, большевизма и коммунизма, слово «наследие» практически никогда не использовалось в этом контексте. Мы привыкли к другому слову - Память. Память об убитых. И меньше - Память о делах, свершениях, завоеваниях. Практически исчезло такое понятие, как летопись. Жизнеописаний много, но мало истинной летописи истории науки, техники, почти нет описаний прогресса. Мне кажется, наши педагоги где-то ошиблись, сделав ставку в воспитании и обучении на основе героических подвигов и жизни выдающихся, известных людей в духе патриотизма. Все это, безусловно, должно присутствовать в педагогике. Но наша жизнь проходит в эпоху научно-технического прогресса. Его творят люди,
многие из которых лежат на кладбищах. Об этих творцах молодежь должна знать, и в этом, не сомневаюсь, любой мой коллега поддержит меня. На наших кладбищах немало памятников выдающимся хирургам, известным ученым, знаменитым деятелям культуры… Стоят памятники сами по себе, только изредка привлекая внимание случайных посетителей. Это неправильно. К таким захоронениям должны быть организованы экскурсии, коллективные посещения в дни памяти. Необходимы профессиональные описания памятников. Специалисты в лучшем случае приходят на кладбище, чтобы уточнить место нахождения памятника, из чего он изготовлен. Людям необходимы и другие сведения. На кладбищах в Ростове много захоронений выдающихся наших современников. Но я, руководитель кладбищенского хозяйства, не имею таких сведений. Когда приезжают делегации, я показываю кладбище, но не всегда могу ответить на многочисленные вопросы гостей. Приходится ограничиваться рассказами досужих историй: здесь покоится мать министра, он приезжает регулярно. А это отец известного политика. Он совсем забыл отца. Правда, звонит из Москвы, просит привести могилу в порядок. А вот ватага «блатной братвы», все как на подбор. Нередко испытываю неловкость от того, что серьезной информацией не располагаю.
Мои коллеги за рубежом, я это точно знаю, чувствуют себя куда как более комфортно. Потому что на кладбищах постоянно работают историки, которые пополняют информационный багаж кладбищенских специалистов. Там экскурсии по кладбищам - норма. Есть даже конкурс - десять наиболее посещаемых кладбищ. Когда это будет у нас?
Уверен, если бы наших школьников водили на экскурсии по кладбищам, знакомили с жизнью и достижениями усопших земляков, вряд ли бы эти экскурсанты подняли в будущем руку на памятник. Ведь каждый памятник - это наше наследие.
В одних странах кладбища приобрели статус музеев, в других - кладбищ-заповедников. Есть кладбища-парки, где люди привыкли гулять. Туда приезжают с детьми в колясках, с друзьями, однокурсниками. На кладбищах работают киоски, небольшие кафе. У них живые кладбища. Они помогают живым. Уже сам уклад кладбища воспитывает молодежь, учит чтить память усопших, помогает обрести основу патриотической гордости. Там издаются буклеты, рассказывающие о кладбищах, путеводители, разработаны маршруты для посетителей. Могилы известных сограждан - это то, чем гордятся за рубежом в каждом городе, в каждом населенном пункте. У них собственное, выработанное столетиями, представление о том, каким должно быть кладбище. Поэтому там следопыты ставят перед собой несколько другие задачи, нежели наши. Хотя стратегическая цель совпадает - воспитание патриотизма. Разница в тактике - выборе примеров, на которые можно равняться подрастающему поколению. Если у нас - героизм при защите Отечества, то у них - созидательная деятельность личностей, прославивших селение, город, страну. Они гордятся такими земляками, помнят их, чтят их память. На этой основе воспитывается патриотизм.
К сожалению, ни одну страну мира не миновал кладбищенский тайфун вандализма. Эта проблема носит планетарный характер. Проявление вандализма зафиксировано на разных континентах и в разных странах как на Западе, так и на Востоке.
Сообщения об актах вандализма на кладбищах то и дело появляются на страницах зарубежных средств массовой информации. В Европе, например, надолго запомнился случай, когда президент Французской республики был вынужден направить королеве Великобритании извинительное письмо за акт вандализма на кладбище британских солдат, погибших на севере Франции во время Первой мировой войны. Как говорится в письме, «эти неприемлемые и постыдные действия единодушно осуждаются французским народом. От лица Франции и от себя лично прошу Вас принять мое глубочайшее сожаление в связи со случившимся».
Что-то не помню я, чтобы российские власти отреагировали хотя бы на один факт кладбищенского вандализма, зафиксированный на территории нашего Отечества. Много чаще слышен протестующий голос Церкви. По словам архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, люди, решившиеся на святотатство осквернения могил, не только сами, но и потомки их попадают под страшное проклятие.
Хотел этими словами о проклятии закончить статью, но пришла мысль заглянуть в словарь. Согласно словарному определению, вандализм - это бессмысленное разрушение объектов материальной культуры, произведений искусства, исторических памятников. В уголовном праве Российской Федерации это деяние квалифицируется как преступление против общественной безопасности, заключающееся в осквернении зданий или иных сооружений и порче имущества в общественных местах. Если исходить из этого опре-
деления, то кладбищенский вандализм есть ни что иное, как осквернение или разрушение могил и надгробных сооружений. Но моя статья убеждает, это будет слишком узким определением вандализма на кладбище. Речь идет не только о механическом разрушении. Кладбищенский вандализм - это осквернение памяти усопших, надругательство над нашим духовным наследием.
Излишне говорить - место последнего покоя умерших на земле достойно самого благоговейного нашего отношения. Ведь на кладбищах мы погребаем дорогих нашему сердцу родителей, чад, сродников, благодетелей, друзей. Потому невольно должно возникать в нас чувство любви, уважения, благодарности к почившим. Смерть не прекращает, а только внешне изменяет наши непосредственные сношения с близкими и дорогими нам ушедшими в мир иной людьми. И разве можно найти какое-то оправдание равнодушному или недостойному отношению к могилам живших прежде нас?

Игорь МОРДУХОВИЧ, директор Муниципального унитарного предприятия специализированных коммунальных услуг, Ростов-на-Дону

Ст.

  • Арест до трех м.

Деяния, зафиксированные в ч. 1 ст. 244 УК РФ, могут совершаться:

Осквернение могил статья

При этом несомненным плюсом ст.

229 УК РСФСР по сравнению со ст. 244 УК РФ являлось, наличие в ней признака «хищение из могил». Во-первых, название статьи не соответствует содержанию, т.е. название уже, чем смысл статьи, в названии указано только понятие надругательство, а объективная сторона представлена так же и другими действиями: уничтожение, повреждение, осквернение. Комментарий к статье 244 УК РФ Ст. 2282; 2002. N 30. Ст. 3033; N 50.

Ст. 4931; 2003. N 2. Ст. 160, ст.

167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 Уголовного кодекса РФ) 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред.

от 28.07.2012, с изм. от 04.06.2014) «О погребении и похоронном деле»). 2. Предмет преступления - тела умерших, места захоронения, надмогильные сооружения и кладбищенские здания, где совершаются церемонии в связи с погребением умерших или их поминовением (см. Впоследствии на этом месте вырос густой лес, исчезли свидетельства трагедии, но - тайное всегда становится явным.

Когда в стране начался процесс реабилитации жертв тоталитаризма, о Куропатах было сказано в полный голос. Жаль только, что потом скорбное место стало ареной борьбы политических мнений, доходивших порой до спекулятивных провокаций.

Сегодня урочище почитается в стране как место захоронения. Способы совершения надругательства в законах не определены. Это могут быть: осквернение, в т.ч. путем нанесения непристойных надписей, рисунков, выливание нечистот; разрушение надмогильных сооружений; раскапывание места погребения, расчленение трупа либо его уничтожение, срывание одежды. Надругательство характеризуется как объективным моментом – совершением относительно праха или места погребения определенных действий, так и субъективным – стремлением оскорбить память об умершем (выделено – автором – прим.

Статья 244

Статья 244 УК РФ

Надругательство над телами умерших и местами их захоронения Новая редакция Ст.

244 УК РФ 1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — 2.

Те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. 1. Объект преступного посягательства — общественная нравственность, требующая уважительного отношения к усопшим.

Вандализм на кладбище осквернение могилы статья ук рф

244 УК РФ: наказание Наказание За указанный в первой части ст. 244 УК РФ состав преступления субъекту грозит:

  • Арест до трех м.
  • Не больше 360 часов обязательных работ.
  • Исправительные работы до 12 мес.
  • Штраф до 40 тыс. р. или равный доходам за 3 мес.

Деяния, зафиксированные в ч.

1 ст. 244 УК РФ, могут совершаться:

  • Группой граждан, в том числе предварительно договорившимися, а также организованным сообществом лиц.
  • В сопровождении насильственных действий или под угрозой их применения.
  • По мотивам расовой, политической, национальной, идеологической, религиозной вражды, ненависти в отношении определенного социального объединения или в отношении архитектурного, скульптурного сооружения, которое посвящено жертвам фашизма или борьбе с нацизмом, а также участков погребения участников такого противостояния.

Вандализм на кладбище

Под вандализмом в современном законодательстве понимается осквернение зданий и различных сооружений, порча имущества в общественном транспорте и иных общественных местах. За вандализм предусмотрена ответственность по статье 214 УК РФ.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с вандализмом на кладбище, то вам следует помнить, что:

  1. Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  2. Все случаи уникальны и индивидуальны.
  3. Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.

Однако, если объектом вандализма становятся тела умерших или места их захоронения, то преступные действия квалифицируются уже по статье 244 Уголовного кодекса РФ.

Опасность данного деяния кроется в оскорблении общественной нравственности, чувств живых к умершему, памяти об усопшем, а также религиозных или народных обычаев и ритуалов захоронения.

Статья 244 УК РФ

Надругательство над телами умерших и местами их захоронения Новая редакция Ст. 244 УК РФ 1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — 2.

Те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

1. Объект преступного посягательства — общественная нравственность, требующая уважительного отношения к усопшим.

Статья 244

Надругательство над телами умерших и местами их захоронения 1.

Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, - 2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

1. Общественная опасность данного преступления заключается в оскорблении памяти об усопшем, чувств живых к умершему, народным обычаям почитать умерших. Преступления, предусмотренные ч.

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ, ст 244 УК РФ

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст 244 УК РФ 1.

Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — 2.

Человек полон различных пороков, которые и становятся мотивами его деструктивного поведения. Вандализмом называется разрушительное деяние, направленное на уничтожение или осквернение частной или общественной собственности. Примерами становятся различные исторические события, связанные с грабежом, разрушением культурных памятников и религиозных предметов. В зависимости от действий человека, различают виды вандализма. Само понятие берет свое начало еще с древних времен, когда уничтожение, воровство и войны были нормальным явлением среди люди.

Итак, вандализмом называется намеренное уничтожение памятников культуры, которые могут принадлежать частному лицу или государству. Интернет-журнал сайт переносит читателя в первое столетие, когда племя германского государства напало на Рим и занялось грабежами, взятием в плен людей с целью их дальнейшего выкупа. На то время данное племя называли вандалами, несмотря на то, что их целью не было разрушение городов и сел.

Впервые термин «вандализм» был применен религиозным деятелем, который таким образом обозвал лиц, которые различным способом уничтожают религиозные памятники и документы. На сегодняшний день вандализм проявляется не только в уничтожении исторических или культурных памятников, но и в других формах, что уголовно наказуемо. В правовом законе есть нормы, которые определяют, кто такой вандал и как его деяние нужно наказывать.

Что такое вандализм?

Вандализмом называется деструктивное поведение человека, который разрушает, оскверняет, портит чужое имущество общественной или частной значимости. Психологи еще определяют вандализм как состояние души, когда человек желает разрушать, причинять вред, портить какое-то имущество.

При вандализме вред причиняется лишь имуществу. Оно может быть общественным, государственным или частным. Вандализм – это порча:

  1. Культурных или исторических памятников.
  2. Лифтов.
  3. Стен домов.
  4. Нанесение надписей на стены или заборы.
  5. Повреждение мусорных баков.
  6. Повреждение детских аттракционов.
  7. Нанесение надписей или разрушение сидений в общественном транспорте.

Сюда же следует отнести разрушение могил или их осквернение. Также следует рассмотреть порчу частного имущества, когда человек прокалывает шины или наносит надписи на чужом автомобиле, обрисовывает дверь в чужой дом и пр.

Вандализм часто присущ импульсивным, инфантильным и безответственным людям. На сегодняшний день создается множество движений так называемых экстремистов, которые пропагандируют особенный уклад жизни, свободу от различных правил и переворот в общественном сознании. Нередко такие движения сопровождаются порчей общественного имущества в знак протеста против всего, что не соответствует их вере.

На самом деле психологи отмечают другие мотивы поведения вандалов современного общества:

  • Внутренняя неудовлетворенность жизнью.
  • Безответственность, граничащая с обвинением людей в своих бедах.
  • Отсутствие смысла жизни.
  • Неправильное понимание того, как следует предлагать обществу новые идеи.
  • Внутренняя агрессия, которая выплескивается путем порчи имущества.

Каждый человек желает жить ради чего-то. По мере своего взросления он пытается найти свой смысл жизни. Нередко этот смысл ему дают родители или общество. Нередко человек сам его находит. Однако если у личности нет смысла жизни, тогда он становится подверженным различным движениям, которые ему этот смысл дадут.

Зачастую вандализмом занимаются дети подросткового возраста, которые таким образом пропагандируют какую-то свою идею. Одним из направлений вандализма является граффити – нанесение на стены и заборы различных надписей или рисунков. Если эти надписи носят деструктивный или аморальный характер, тогда они называются порчей имущества.

Нередко внутри людей живет агрессия или неудовлетворенность собственной жизнью. Если человек не может выплеснуть свои эмоции, тогда он находит способ в порче имущества. Так, человек может перевернуть мусорный бак, мимо него проходя. Также человек может выразить свои мысли надписями на стене дома, в котором живет его обидчик.

Человек хоть и является культурным и образованным существом, все же его уровень не дотягивает до общеценностных. Он находит способ излития своих эмоций путем порчи имущества. И здесь следует помнить о том, что данное деяние уголовно наказуемое, если будет доказано, какое действие совершил конкретный человек.

Вандализм и хулиганство

Вандализм и хулиганство следует отличать, несмотря на то, что они оба направлены на разрушение общественного порядка, который установлен социумом:

  1. Вандализм – это нанесение порчи имуществу.
  2. Хулиганство – это нарушение порядка, зачастую в плане поведения, которое установлено в общество.

Так, хулиганскими деяниями называются крики посреди ночи, нападение на одного человека в темном переулке, неприличное поведение в общественном заведении. Хулиганы в основном не причиняют материального вреда государству. Они зачастую причиняют вред отдельным лицам своим поведением либо на психическом, либо на материальном уровне.

Вандализм направлен исключительно на уничтожение или разрушение какого-то сооружения или предмета. Здесь данное деяние является не просто эмоциональным, но и целенаправленным. Если хулиганы действуют в толпе, подвергаясь эффекту общего настроя, то вандализмом человек может заниматься в одиночку.

Однако в зависимости от причиненных неудобств, как вандализм, так и хулиганство наказуемо законом. Отличия можно выделить в следующем между понятиями:

  • Хулиганство – это общее понятие, вандализм – разновидность хулиганства.
  • Хулиганы действуют открыто, даже намеренно привлекают к себе внимание. Вандализм осуществляется преимущество по-тихому, чтобы никто не видел.
  • Хулиганство было сформировано в 18 веке, в то время как вандализм известен с древних времен.
  • Хулиганы преимущественно причиняют вред людям, а вандалы – людскому имуществу.

Уголовно наказуемыми люди становятся с 14-16 лет за причинение хулиганских или вандальных действий.

Виды вандализма

Классификация вандализма различная. По тому, какой объект оскверняется, выделяют такие виды:

  1. Граффити, бомбинг и теггинг – если рисунки, которые наносятся на стены и заборы, носят аморальный и антиобщественный характер. Граффити на сегодняшний день очень распространенно. Многие непризнанные художники демонстрируют свои таланты на стенах домов и общественных мест. Однако нередко это носит аморальный характер. Теггингом называется быстрое нанесение своей подписи автором, что не несет никакой смысловой нагрузки для окружающих, а лишь портит внешний вид стены.
  2. Осквернение могил.
  3. Сжигание церквей.
  4. Порча или осквернение картин и памятников культуры.
  5. Разрушение почтовых ящиков и переворачивание мусорных баков.
  6. Битье стекол, бутылок, фонарей и лампочек.
  7. Сожжение книг.
  8. Наезд на газоны.
  9. Разрисовка сидений в общественном транспорте.
  10. Пачканье стен в подъездах или чужих автомобилей.

Специалисты до конца не могут точно сказать, что становится причиной вандализма. Однако если раньше люди разрушали памятники и культурные ценности других поселений, чтобы уничтожить их, то на сегодняшний день не ведутся никакие захватнические действия. Вандализм скорее носит характер бессмысленности и безответственности человека, отсутствия моральных ценностей и уважения к общественному укладу.

По Е. Евменовой выделяют такие виды вандализма:

  1. Идеологический.
  2. Осквернение могил.
  3. Корыстный.
  4. Электронно-вычислительный вандализм.
  5. Нанесение вреда малым архитектурным строениям, например, газонам.
  6. Вандализм спортивно-музыкальных фанатов.
  7. Экологический.
  8. Разрушение памятников и культурных сооружений.

Отдельно выделяют виды вандализма в зависимости от криминологического содержания:

  • Действия эпатажного характера. Часто совершаются подростками и лицами до 18 лет. Здесь наблюдается стремление самоутвердиться и показать себя сильным в своем коллективе. Подростки оскверняют могилы, повреждают лифты, рисуют различные сатанинские символы на стенах, бьют стекла и пр.
  • Бытовой. Здесь имеется в виду, что человек причиняет вред имуществу другого человека, с которым он оказался в ссоре.
  • Криминальный. Вандализм совершается с целью сокрытия другого, более серьезного преступления, сокрытия улик.
  • Террористический.
  • Идеологический. Вандализм в данном случае совершается против какой-то идеи, например, против памяти погибших во Второй мировой войне.
  • Государственно-чиновничий.

Отдельное внимание уделяется кладбищенскому вандализму, когда люди, зачастую подростки, разрушают могильные плиты, топчут цветы и прочие насаждения вокруг могил, разрывают их и даже грабят покойников. С чем связано такое поведение людей?

Специалисты обращают внимание на то, что представляет из себя кладбище для каждого живого человека. Это место, где нашли свое последнее пристанище усопшие родственники. Другими словами, вандалы пытаются обесценить и даже осквернить любые родственные ценности, память предков и все, что с этим связано.

Несомненно, в уголовном кодексе также имеются статьи по тому, как именно наказываются люди, которые совершили вандализм на кладбище. Первым делом нужно доказать, что конкретный человек совершил противоправное действие, а затем уже наказывать его по той статье, в соответствии с которой он совершил преступное деяние.

Итог

Вандализм современного человека – это скорее безответственное, агрессивное и ребяческое поведение, которое имеет под собой достаточно поверхностные и малозначительные мотивы. Человек просто руководствуется своими эмоциями, которые говорят ему о том, что другие люди виноваты в его бедах и несчастьях.

Если раньше вандалами становились люди, которые желали победить и забрать себе имущество, которое их потом прокормит, то на сегодняшний день вандализм становится способом эмоциональной разрядки и даже морального удовлетворения. Это говорит о том, что у людей отсутствуют человеческие ценности. Они ведомы своими эгоистичными желаниями и обидами.

Вандализм современного человека можно прекратить, если проводить профилактическую работу, которая начинается еще с раннего возраста в семье, где воспитывается ребенок. Родители должны прививать ему моральные ценности и уважение ко всему, что его окружает. Нужно прививать ценность культуры и истории, которая привела человека к той жизни, которой он живет сейчас. Если ценить то, что у человека имеется, тогда у него не будет желания портить имущество. Ведь когда-то он тоже вырастит и родит своих детей, которых будет растить в том мире, в котором сам живет. А что человек покажет своим детям – разрисованные стены и отсутствие какой-либо культурной красоты, поскольку сам все разрушил?