Башкирский народ: культура, традиции и обычаи. Общегражданская идентичность в контексте формирования башкирской городской культуры

Зинфира Зиннурова
Консультация «Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее»

прошлое и настоящее .

Современное человечество живет в атмосфере небывалого возрастания роли морального фактора. Как никогда раньше люди в наше время прибегают к нравственно-этическим оценкам , и эта тенденция возрастает. Не будет преувеличением сказать, что ни одна из глобальных проблем современности, будь то проблема сохранения мира, проблема предотвращения экологической катастрофы, проблема борьбы с наркоманией и пьянством, проблема упрочения семейно-брачных отношений и т. д. - не может быть радикально решена без учета человеческого фактора, вне морально-этического просвещения и нравственного воспитания .

Немного об истоках .

В тюркских языках нет возникшего на их собственной основе однозначного понятия «мораль» С приходом арабо-мусульманской культуры к многим тюркским народам проникло и понятие «эхлак» , обозначающее мораль.

В башкирский язык понятие эхлак -мораль проникло из арабского языка вместе с мусульманской религией. В домусульманский же период истории башкир вместо понятия эхлак употреблялось слово «якшылык» В башкирском эпическом сказании «Урал батыр» к идее естественного происхождения нравственных норм примешиваются пантеистические нотки о вечности добра.

Всегда будет оно жить,

Сделавшее мир прекрасным.

Украсившее сущее красотой,

Имя которому добро.

Т. е., добро дает миру стройность и порядок, а через это делает его прекрасным. Добро в «Урал батыре» - всесильное начало, растворенное во всем мироздании. Добро выступает как одно из базисных понятий нравственного сознания башкир . Неизменным спутником добра в эпических сказаниях выступает зло, хотя они сосуществуют всегда вместе, однако добро сильнее зла. В этом состоит исторический оптимизм сказания «Урал батыр» Достойным батыра у башкир считалось употреблять мясо крупного животного. Существует и по сей день следующая пословица «кош аткан ялсымас («охотник на птицу никогда не выйдет из нужды» ) Башкирский эпос осуждает жестокость в обращении с животными, способствуя тем утверждению гуманизма. Запрет на жестокость в обращении с лошадью имел в прошлом у башкир , как и у других кочевников, довольно широкое распространение. В народе и по сей день в ходу поговорка «Атты сыбырткы менэн кыумайзар, холо менэн кыуалар» (Лошадь погоняй не кнутом, а овсом) Через поведение героев и их оценку можно извлечь информацию не только о положительных моральных ценностях, но и о негативных нравственных явлениях , которые подвергаются осмеянию и отрицательной оценке. Так, в «Урал батыре» осуждаются человеческие жертвоприношения в честь бога неба Тенгри, умерщвление новорожденных девочек, негативно оценивается осмеяние женщин, рожавших девочек ит. д.

Наиболее древними нравственными нормами и представлениями, на основе которых шел процесс дальнейшего нравственного развития башкирского народа , были следующие :

1. В мире существует добро и зло, между которыми идет непрерывная борьба. Добро рано или поздно побеждает зло. На добро нужно отвечать добром. Добро связано с созиданием, а зло- с разрушением. «Злой радуется, разрушая, добрый- создавая» - гласит народная пословица .

2. Антропоморфизация (очеловечивание) жизни природы и животных, наделение живых существ моральными качествами- эта черта общественного сознания башкир была одной из доминирующих в течение многих веков.

3. Моральный феномен уважения к старшим и почтительного отношения к ним. Примечательно здесь обращение Урала в сказании «Урал батыр» к народу перед смертью :

Чтите старшего по годам,

Не пренебрегайте советами его;

Младшего чтите за молодость (его,

Не лишайте совета своего.

4. Появление моральной рефлексии, о чем говорит выбор Уралом на перекрестке дорог (подобно Илье Муромцу в русском эпосе-былине «Илья Муромец» ) дальнейшего пути следования. Урал избирает путь, сопряженный с большими лишениями.

5. Возникновение идеи самоценности человека : он ценен не только по утилитарным соображениям, но и как объект переживающий и думающий, т. е. ценен сам по себе. «Урал батыр» отвергает человеческие жертвоприношения, осуждает осмеяние женщин, не рожающих мальчиков.

Из всего сказанного следует вывод о формировании основ нравственной культуры башкирского народа в домусульманский период его истории.

Уровень нравственной культуры народа измеряется не только патриотизмом, но и умением видеть собственные недостатки, признавать и другие этносы (независимо от их численности и продолжительности истории) в качестве субъектов нравственной жизни , носителей человеческой морали.

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития , диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения . Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения , поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось . Быть культурным , воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема очень нам близка актуальна в настоящее время .

Используемая литература :

1. Д. Ж. Валеев «Нравственная культура башкирского народа : прошлое

и настоящее » Издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой, Уфа-2010

ДИАЛОГ ЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ОПЫТ И ДОСТИЖЕНИЯ

Культура каждого народа - развивающаяся система материальных и духовных ценностей, созданных им в ходе его социокультурной истории и приобретенных в результате творческого общения с другими культурными мирами, совокупность результатов деятельности духа, мысли, чувств народа, обретенных знаний, образов самосознания. Каждая культура обладает достоинствами и ценностью, которые следует уважать и сохранять. Развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа. В истории мировой культуры ключевыми являются общечеловеческие ценности, характерные для всех народов мира. В своем богатом многообразии и своеобразии все этнические и национальные культуры являются частью общего социокультурного космоса человечества, способствующие созданию атмосферы дружбы и мира, что, конечном итоге, составляет духовную ценность всего человечества.

Становление культуры межнациональных отношений способствует расширению контактов национальных культур, их взаимному обогащению и расцвету, укреплению, патриотическому воспитанию. Межнациональные отношения можно рассматривать как тип социальной технологии, целью которого является организация равновеликого культурного общения и культурного обмена между этносами и личностями на основе норм права. Это, в свою очередь, предполагает распространение знаний, регулирующих взаимоотношения этносов и людей различной национальности, формирующих глубокое уважение к национальным своеобразиям всех этносов.

Республика Башкортостан, являясь одним из национально-территориальных образований Российской Федерации, накопила значительный опыт по собственному национально-государственному строительству, формированию региональной модели государственной национальной политики.

Процесс гармонизации отношений между народами особенно рельефно проявляется в Республике Башкортостан, где созданы все условия для сосуществования в дружбе и согласии свыше ста тридцати наций. Межнациональные отношения в республике складывались на протяжении длительного исторического времени, и на всем протяжении социокультурной истории отношения между народами строились на основе согласия и взаимопонимания, что является главным духовным завоеванием в межнациональных отношениях народов Башкортостана. В целом в республике существует позитивная основа для согласия, взаимопонимания и сотрудничества между народами. Эту основу составляют длительное историческое время совместного проживания на общей территории, совместная борьба против угнетения, многообразные контакты на бытовом уровне, тесное многовековое общение в экономической, социальнобытовой и культурной сферах, сотрудничество, дружба между народами.

Без равновеликого общения различных культурных общностей и мировоззрений индивидов друг с другом теряется смысл взаимного обогащения, исключаются интерес, борьба мнений, творчество. Людская однородность создала бы, как отмечает В.И. Говалло, тупиковую ситуацию, в которой нет соревновательности, нет развития 1 .

Диалог культур складывается из взаимопроникновения, взаимообогащения различных локальных культур, носителями которых являются народы, каждый из которых представляет собой индивидуальность. Так как ни одна культура не существует изолированно, в процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам определяется особенностями взаимодействующих культур при обмене между двумя и более культурами и продуктами их деятельности, осуществляемыми в различных формах, что получило название «диалог культур». Диалог культур играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа.

Многочисленные исследования вопросов диалога культур свидетельствуют о том, что содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое главным образом определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией и менталитетом народов, господствующими в той или иной культуре ценностями.

Ключевое место в решении данных проблем занимает воспитание бережного отношения к накопленному богатому позитивному опыту своей нации, терпимости и уважения к культурным ценностям других наций, представителям различных этносов и религий.

Мир и согласие между народами Башкортостана достигается благодаря тому, что ведется повседневная работа по сохранению языков и развитию культур всех народов, населяющих республику, их многообразие национальных традиций. Именно традиционная культура играет ключевую объединяющую роль. В духовной культуре народов немаловажное значение занимает гостеприимство как одна из ипостасей дружбы как духовного феномена, имеющее в своей основе душевность, открытость и характеризующее особенности национального менталитета. Сегодня нравственная ценность дружбы поднимается до уровня философского обобщения. Как подчеркивает Р.Г. Абдулатипов, «самый главный талант нации - это способность уживаться со своими соседями, сохранять свое и способность перенять чужое без насилия и зла. Любовь без доброты не бывает. Любовь созидательна. Она рождает новую красоту и еще более трепетную жизнь. Вот что значит уважение и дружба между народами» 2 .

Вместе с тем, успешная реализация экономических, социальных, культурных, языковых прав народов, населяющих республику, возможна только при условии совершенствования и развития деятельности национально-культурных общественных объединений. Именно данные объединения призваны выполнять функцию основных институтов самоорганизации и саморазвития этносов, что, однако, не исключает сохранения известной регулирующей роли государства. Для претворения в жизнь продуманной национальной политики, отвечающей потребностям многочисленных этносов, сформирована серьезная законодательная база, позволяющая проводить полноценную работу по сохранению и развитию национальных культур и языков народов республики. Среди наиболее важных в этом отношении законы: «Об образовании», «О культуре», «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан», «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», «О языках народов Республики Башкортостан», «О народных художественных промыслах», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Республике Башкортостан» и другие. В республике сложилась уникальная система национального образования, являющаяся моделью для поликультурных обществ. Организовано обучение на 6 языках. Из 2205 общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан в 1279 обучение ведется на родном языке, в том числе в 775 школах обучение организовано на башкирском, в 357 - на татарском, в 25 - на чувашском, в 100 - на марийском, в 22 - на удмуртском языках. 73 % учащихся нерусской национальности обучаются на родном языке или изучают его как предмет. В школах со смешанным национальным составом организовано изучение нескольких родных языков. Функционируют 55 национальных гимназий и лицеев.

Развитию самобытной культуры народов, проживающих на территории республики, способствует также реализация целого комплекса и других государственных программ: «Народы Башкортостана» на 2003-2012 гг., «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан» на 20062010 гг., «Башкиры Российской Федерации» на 2008-2017 гг. и т. д. Ежегодное финансирование со стороны Правительства Республики Башкортостан мероприятий программ способствует повышению их качества, улучшению материальной базы национально-культурных организаций, историко-культурных центров и учреждений культуры. Государственная программа «Народы Башкортостана» представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на поддержку и развитие социальной, экономической, духовной, культурной жизни и языковой культуры народов Республики Башкортостан. В целях исполнения государственных программ на базе национально-культурных объединений проводятся различные культурно-массовые мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков и культур народов.

Межнациональный состав населения республики есть исторически сложившаяся реальность, которая формировалась в силу объективных этнодемографических и миграционных процессов. Народы Башкортостана, расселяющиеся в самом сердце континентальной Евразии, сумели сохранить свою культуру, язык, религию, традиции и обычаи, представляющие огромную духовную ценность и являющиеся предметом особой заботы Республики Башкортостан. Главным ориентиром государственной национальной политики Республики Башкортостан является формирование гражданского общества, новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь права и возможности для полноценного развития. Дружба народов, которая имеет многовековую историю, делает Башкортостан стабильным, мирным регионом, является главным условием для реализации его духовного, интеллектуального и экономического потенциалов. Еще на начальных стадиях социокультурного развития вырабатывались определенные правила человеческого общежития, морально-этические понятия и нормы общества, выполняющие роль неписанных законов, регулирующих должное, морально положительное личное и коллективное поведение. Действительно, социально-духовная природа человека обусловливает то, что он не может жить один, неизбежно вступает во взаимоотношения с другими людьми. Именно поэтому открытые, искренние отношения между людьми, основанные на поддержке и взаимопомощи, которые мы и называем дружбой, имеют жизненно важное, судьбоносное значение для полнокровной, спокойной, одухотворенной жизни. На протяжении веков у башкирского народа складывалась система этических воззрений, связанная с житейской мудростью и охраняющая главные духовные завоевания башкирской культуры, на протяжении более 5 веков мирно сосуществующей с культурами других народов, обживших благодатный башкирский край, и утверждающая в межнациональном общении дружбу, веротерпимость, уважительное отношение к другому. Именно это является матрицей духовнонравственного потенциала человека, «золотым сводом» законов и знаний о жизни, который призван обеспечивать духовное и физическое благополучие индивида и народа. Показателем продуктивности и эффективности такой политики, направленной на удовлетворение духовных запросов широких слоев общества, служит большое количество действующих ныне национально-культурных общественных организаций. Будучи весьма различными и по численности, и по возможностям, они все играют очень важную роль, как в формировании здорового общества, так и в становлении полноценной, гармонично развитой личности. Именно эта многонациональность, сложившееся единство разноязычных культур и плодотворное их сосуществование - истинное богатство Республики Башкортостан. Бережное отношение к такому бесценному достоянию, всемерная поддержка национальных культур является важнейшей задачей государственной политики Республики Башкортостан.

Проводимая в последние годы многоплановая культурная и национальная политика есть доказательство серьезных усилий правительства республики, направленных на обеспечение конституционных гарантий свободного развития населяющих ее народов и диалога национальных культур 3 .

Ценность дружбы, ее положительное влияние на нравственный облик и существование человека - неоспоримая истина, которая многократно проверена временем и в очередной раз доказывает то, что добрососедство представителей разных национальностей, мирное сосуществование разных культур, религий и языков в башкортостанской культуре - реалии современной жизни Республики Башкортостан.

поликультурный диалог межнациональный

Примечания

  • 1 См. Говалло, В.И. Почему мы не похожи друг на друга? М.: Знание, 1984. С. 40.
  • 2 Абдулатипов, Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славян. диалог, 2000. С. 406.

См. об этом подробнее: Рахматуллина, З.Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). Уфа: Изд-во Башк. гос. ун-та, 2002. С. 115-116.

Башкиры (самоназвание — башк. «башкорт») — тюркоязычный народ в Российской Федерации, проживающий на территории Республики Башкортостан. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья. Значительные группы башкир расселены в Челябинской, Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской областях.

Численность в мире — около 2 млн. человек. В России проживает 1 584 554 башкир (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.).

Национальный язык — башкирский. Относится к булгаро-кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Имеет сложную диалектную систему и состоит из южного, восточного, северо-западного наречий с говорами.

Традиционная религия — ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.

Башкиры — самый свободолюбивый и воинственный народ в Урало-Поволжье, что связано с военно-всадническим образом их жизни в прошлом. Формирование башкирской народности происходило на стыке Европы и Азии — на Южном Урале и в прилегающих к нему степях. В этногенезе участвовали разноязычные племена — тюркские, угро-финские, монгольские, иранские. Особое место в этом сложном этно-историческом процессе, протекавшем почти целое тысячелетие на огромной территории от Алтая до Черного моря, занимают древние тюркоязычные кочевники. Кочевой образ жизни сыграл решающую роль в становлении менталитета современного башкира, определил многие его сущностные черты, значительно повлиял на своеобразное восприятие феноменов физического и социального бытия — времени и пространства, жизни и смерти, свободы, справедливости, веры, долга и т. д.

Известный башкирский исследователь Р. Г. Кузеев в книге «Происхождение башкирского народа» отмечал, что «древнебашкирская общность складывалась в этническом отношении как многосоставное и многоплеменное образование, при ведущем этноязыковом влиянии на формирующийся этнос древнебашкирских племен — выходцев из Южной Сибири и Алтая; в X в. формирование древнебашкирского этноса еще не завершилось, но уже на рубеже IX-X вв. сложилось племенное объединение, послужившее основой для дальнейшего становления башкирского народа и обусловившее в Древней Башкирии новое направление развития культуры, характерное для тюркских кочевников той эпохи» (Кузеев,1974: 441).

В XIII в. Южный Урал, степное Зауралье и Приуралье до Волги — вся эта территория, где шла консолидация башкирских племен, подпала под монгольское владычество, а в I половине XV в. оказалась разделенной между тремя феодальными ханствами — Ногайским, Казанским и Сибирским, возникшими на развалинах Золотоордынского государства. Так более чем на три столетия задержалось сплочение башкирских племен в единую народность. Их объединение произошло позднее.

«В XV — первой половине XVI вв. этнические процессы предшествующей эпохи углубляются и признаки, определившиеся кыпчакским этапом этнокультурного развития, постепенно стабилизируются... В XVI в. башкирские племена расселяются на всей территории, которую они занимали вплоть до XIX в. ...В конце XV — первой половине XVI вв. этнические, территориальные, социально-экономические и политические предпосылки, необходимые для завершения формирования башкир в народность, сомкнулись. Обострение башкиро-ногайской борьбы и добровольное присоединение большинства башкирских племен во второй половине XVI в. к России и объединение башкирского этноса в составе единого государства знаменовало собой завершение этнической консолидации башкирского народа» (там же: 509).

Этот долгий этнический процесс получил своеобразное отражение не только в исторических преданиях, шежере-родословных, эпических сказаниях, которые составляют значительное место в фольклорном наследии башкирского народа, но и заметно повлиял на формирование этнического менталитета башкир.

Одной из лучших специальных работ, посвященных проблеме башкирского менталитета, является монография З. Н. Рахматуллиной «Менталитет башкир: сущность, характеристики» (Уфа, 2007). В книге предпринята попытка целостного социально-философского осмысления и анализа произведений башкирского народного творчества и современных национальных писателей, этнографических исследований и научной литературы по истории и культуре башкирского народа. На основе этого автор делает вывод, что изначальные духовные установки и тенденции развития менталитета башкирского народа базировались на таких ценностях, как свобода, поставленная выше всякого другого блага; примат чувственного начала над рациональным; стремление к справедливости. Доминирующую роль среди них играет свобода, которая стала ключевым понятием в картине мира башкир (см.: Рахматуллина, 2001b). В качестве причин возникновения и развития особенностей менталитета башкирского народа обозначены окружающая природа, кочевой образ жизни, самобытность национального мышления, доисламские религиозные верования и ислам.

Вековыми усилиями духа, самим фактом эмпирического существования башкиры доказывали себе и другим естественную жизненную потребность и необходимость свободы, с ее утратой все остальное теряло смысл и значимость. Для автора очевидно, что башкиры, в основном, действуют, исходя из переживаемых чувств, мало считаясь с личными интересами и потребностями, что является настоятельным желанием его души и нравственного сознания. Башкиры как этнос преимущественно сформировались в степной зоне, здесь, что бы ни совершил человек, все находится в поле зрения других. Условия существования серьезно повлияли также на становление национальной этики, ментальных структур народа, поэтому у башкир развилось повышенное чувство справедливости.

В работе доказано, что вышеперечисленные установки сознания башкир скорее носят архетипический характер, чем нормативный. Из них вытекают следующие сущностные характеристики менталитета башкир: философичность, поэтичность мышления, гостеприимство и храбрость, безмятежность, простота, скромность, терпимость, гордость, обостренное чувство справедливости и соревновательности. Основополагающей ценностью башкирской ментальности является гуманизм — именно эта идея проходит через всю ось культуры народа.

В столь различных качествах менталитета присутствует нечто общее, объединяющее их в одну цельную картину мира. Это неслучайный набор характеристик, но единственно верный для башкирского менталитета. Рационализм разрушает онтологический статус свободы, поэтому она противоречит прагматизму. Мужество — проявление свободы выбора, возможность действовать на свой страх и риск, наперекор судьбе и обстоятельствам, из этого негативизма исходит упрямство характера башкира. Для него цена свободы никогда не была слишком высокой, он знал о том, что надо постоянно бороться за нее, так как свобода не существует как завоеванное раз и навсегда. Он был максималистом в отстаивании идеи свободы, как непримиримый враг любого компромисса стал ее верным заложником.

Скромность как жизненная философия отразилась в сущности существования народа — в устройстве быта, в отношении к труду и к материальным благам. Щедрость башкир есть также отражение их свободы, так как она включает в себя и власть над вещами — способность легко отдавать их. Материальные ценности не очень привлекали башкир, они никогда открыто не стремились к росту благосостояния, к внешним успехам, поэтому они склонны больше размышлять над трансцендентными вопросами своего бытия, чем над эмпирическими; их мысль направлена на собственный внутренний мир, чем на мир внешних объектов. Безмятежность и беспечность башкира — это форма ничем не омраченного состояния духа и ничем не ограниченной свободы.

Прагматичный мир слабо повлиял на развитие и рост коммерческих талантов башкира, так и не появилось у него чувство собственной выгоды и неприкрытого индивидуализма. Поэзия и философия — одновременно сила и слабость башкирского миросозерцания, этим оно отличается выгодно и невыгодно от других менталитетов, в этом его трагедия и судьба. Культ свободы всегда был присущ башкирской ментальности. Безусловно, время и исторические испытания внесли в нее серьезные коррективы, притязания на свободу за всю историческую судьбу претерпели значительные изменения.

З. Н. Рахматуллина заключает, что резкая смена кочевого образа жизни, период кантонного управления, тоталитарный советский режим, эпоха застоя деструктивно повлияли на дух народа, именно совокупное действие всех данных факторов сформировало менталитет современного башкира.

Рассмотрим основные черты башкирского этноменталитета подробнее.

Этногенетические параметры ядра башкирского этноса, в первую очередь, определили физико-географические условия Южного Урала. Подтверждением этого служит сохранившийся у башкир архаический эпос «Урал батыр». Канва его повествования, фон, на котором разворачиваются его сюжеты, не оставляют сомнений, что «картина мира» башкир сложилась на Урале. «В пользу тезиса о том, что башкиры складывались как горный народ, говорят их песни и пляски. Даже недолгое соприкосновение с башкирским народным искусством не оставляет в том никаких сомнений» (см.: Ямаева, 2010).

В родоплеменном обществе башкир каждый мужчина по необходимости должен был быть воином, а значит храбрым, чтобы защитить свой род, семью, пастбища, стада. Мужчина, который бережно относился к своей жизни, считался трусом и вызывал всеобщее презрение у окружающих. Башкиры были лихими наездниками, умело пользовались оружием, украсть коня и девушку считалось удальством. Вся жизнь кочевника проходила верхом, только с помощью лошади можно было подчинить себе бесконечность пространства степей, можно сказать, башкир рождался и умирал в седле (Рахматуллина, 2001b: 58).

Башкиры учились ездить на лошади с раннего детства. Каждый башкирский юноша должен был стать наездником, ловким и выносливым, способным длительное время находиться в седле, не чувствуя при этом усталости. Наряду с искусной джигитовкой, умением на скаку метко стрелять из лука, рубить саблей, многие авторы XVIII-XIX вв. отмечали чрезвычайную выносливость башкирских всадников, выработанную повседневным пребыванием в седле. Известный чувашский историк Н. В. Никольский в своих «Этнографических альбомах» писал: «В характере башкира замечается два явления: лесной башкир более смел, вспыльчив, более гордого и независимого характера… Башкиры худощавы, телосложения не очень крепкого; тем не менее, они довольно сильны и способны переносить большие труды и лишения» (Никольский, 2009: 201). Столь же много и хорошо ездили верхом и женщины-башкирки, что вообще характерно для кочевого быта скотоводов (Жуковская, Мокшин, 1998: 257).

В традиционном башкирском обществе огромным авторитетом пользовались старейшины. Информация, которую они хранили в своей памяти, считалась ценнейшим достоянием. У башкир аксакалы, обладающие хорошей памятью и имеющие за своими плечами богатый эмпирический груз долгих лет жизни, до сих пор пользуются всеобщим уважением. «Мудрецы ценили неторопливый, душевный разговор за чашкой кумыса и свободное философствование. Они ничего другим не доказывали, а только показывали убедительные факты из жизни, не поучали, а внушали определенные ценности и истины» (Рахматуллина, 2001b: 64).

Башкирскому менталитету чужды насилие и нетерпимость ко всему незнакомому, у башкир очень низка степень отчуждения от других, более того, стоит подчеркнуть, отношение к «чужим» лучше, чем к своим, так как с ними поступают, согласно всем правилам гостеприимства. Башкиры терпимо относились ко всем переселенцам, несмотря на различие в языках, нравах и вероисповеданиях, выдавали им за символическую плату землю и не навязывали своих взглядов на жизнь, а позднее совместно отстаивали в борьбе общие социально-экономические и духовные интересы (там же: 77).

В менталитете башкир присутствует элемент любознательности, присущий им в любом возрасте, они стремятся познать собственную культуру через иную, обогатиться духовным и практическим опытом других народов, поэтому они одни новшества принимали без изменений, другие отвергали, некоторые переосмысливали и вносили в них новое содержание. У переселенцев башкиры учились навыкам земледелия, делясь, в свою очередь, опытом ведения скотоводческого хозяйства. У башкир очень высока степень адаптации к инородным элементам, терпимость по отношению к другим, но данное положительное качество негативно повлияло на культуру самих башкир, выразившись в дальнейшем в ассимиляции народа, в нивелировке культурных различий.

Башкирский народ отчаянно сопротивлялся попытке насильственной христианизации со стороны Российского государства, во главе восстаний и в качестве организаторов и идеологов нередко стояли сами муллы. После неудачи в христианизации с колонизаторскими целями российское правительство становится на компромиссный путь апологии ислама.

Башкирский вариант ислама имеет свои особенности, которые отличают его от ортодоксального мусульманства стран Ближнего и Среднего Востока. А. Б. Юнусова выделяет следующие его специфические характеристики: 1) раздельность власти и религии, слабая политическая выраженность мусульманского верования; 2) недостаточная развитость экономических принципов существования мусульманской общины; 3) сохранение реликтов доисламских верований у башкир вплоть до ХХ в. (Юнусова, 1999: 92).

Несмотря на то, что ислам не имел сильного воздействия на массовое сознание башкир, как, например, в Средней Азии или на Кавказе, тем не менее он стал и верой, и образом жизни, и нормой, регулирующей социальные стороны их бытия. Мусульманская модель мира определили многие важнейшие грани менталитета народа, легла в основу башкирской национальной идеи, выдвинутой интеллигенцией. Ислам определил направление развития не только религиозной, но и всей духовной культуры, мечети, являясь культовыми сооружениями, одновременно были центрами образования и просвещения башкир (Рахматуллина, 2001b: 78).

У башкир, кочевавших вплоть до XVIII в., мечети не всегда представляли собой специальное сооружение культа, во время кочевок его функции выполняла обыкновенная юрта, обучение учеников проходило там же. После перехода на оседлый образ жизни архитектура и внутреннее убранство башкирский мечетей сохранило аскетическую простоту.

«Башкиры менее обнаруживают боязнь за свою религию, чем татары, спокойно рассуждают о своей и русской вере, не обнаруживая ни малейшей склонности возвеличивать свою, считая все веры равными. Они спокойно встретили распоряжение русских властей об обязательности знания русского языка муллами, без опасения за веру отдают своих детей в русские начальные школы», — отмечал С. Г. Рыбаков (Рыбаков, 1897: 16).

Вместе с исламом в социальное бытие башкир вошли нормы шариата — мусульманского законодательства. Все события в жизни мусульманина, от рождения до смерти, происходили по шариатским законам (Рахматуллина, 2001b: 80).

Семейная жизнь башкир тоже претерпела большие изменения под воздействием религии. Ислам узаконил многоженство, развод происходил по установлению шариата. Причиной развода являлись неудовлетворенность материальных потребностей женщины, невыплата договоренного количества калыма, а также негуманное обращение с ней. Измена мужу была редким явлением, и практически всегда заканчивалась разводом, так как в обществе высоко ценилось целомудрие женщины, и была высока половая нравственность народа. Этнографы не раз отмечали, что башкиры — замечательно чистый народ по отношению к женщинам.

«Положение башкирской женщины в семье, пожалуй, лучше положения русской. Семейная жизнь башкир протекает тихо и мирно, без особых ссор и тем более драк со стороны мужа. Причину этого можно видеть в отсутствии пьянства среди башкир» (Никольский, 1899: 141). Ислам запрещает правоверному мусульманину употреблять спиртные напитки, «эффективным отвлекающим средством и противоядием от алкоголя у башкир на протяжении веков оставался кумыс, который кроме того имел общеоздоровительное значение» (там же: 69).

Муж старался гуманно относиться к жене, детей почти никогда не наказывали, но существовал непререкаемый авторитет отца, воля которого была законом для всех. Башкирская женщина пользовалась большой свободой, хотя бытует устоявшееся представление о приниженном положении всех женщин Востока. В массе своей браки башкир были моногамными, и именно в таких семьях отношения между полами строились на равноправии и на равных обязательствах.

Башкирка — это девушка-джигит, амазонка степей, которая скакала на лошади и стреляла из лука не хуже любого мужчины. Она самостоятельна в суждениях и поступках, в некоторой степени эмансипированна. Башкирка была другом и помощницей в суровой жизни кочевника-скотовода, ни перед кем не закрывала лица, нередко сама являлась инициатором развода, более половины башкирок дореволюционного времени знали грамоту. Пожилая женщина пользовалась всеобщим уважением, во многих случаях ее голос был решающим (Рахматуллина, 2001b: 82).

Главными константами традиционной башкирской семьи являются такие черты, как многопоколенность, многодетность, сохранение духовных ценностей, передача нравственного опыта предков, ориентация на создание крепкой семьи, формирование экологической культуры, забота о духовном развитии молодого поколения. Главой в башкирской семье был и остается мужчина — отец семейства, муж. В настоящее время понятие «глава семьи» не означает беспрекословного подчинения ему всех остальных членов семьи и жены. Глава семьи является главным защитником семьи, обеспечивает ее безопасность, материальное благополучие, представляет ее перед обществом (см.: Акчурина: эл. ресурс).

Башкирская женщина имела относительную свободу по сравнению с женщинами Востока. Главной причиной независимого положения башкирок было то, что быт и семья не были глубоко пропитаны предписаниями ислама и мусульманской моралью. Профессор Д. Ж. Валеев, изучая истоки нравственного сознания башкир, считал, что изображение башкирок ХIХ в. забитыми, лишенными всякой общественной деятельности не соответствует действительности. Доказательством является, например, участие башкирских женщин в военных походах 1812 г. наравне с мужчинами (см.: Валеев, 1989).

Для регулирования отношений в семье между родителями, мужем и женой, детьми у башкир из поколения в поколение существовали определенные нормы поведения, которые составляли традиционный семейный этикет. Он строился на безусловном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми. Это наиболее древняя форма морали, на основе которой шел процесс дальнейшего нравственного развития башкирского народа.

Одной из главнейших ментальных характеристик башкирского народа является свободолюбие. Русский антрополог-этнограф Ф. Д. Нефедов писал: «С живым умом и впечатлительные, башкиры отличались смелостью и безграничным удальством, всего выше ставили личную свободу и независимую жизнь, были горды и вспыльчивы» (Башкирия…, 1964: 119). Башкиры восставали почти два века подряд за свою независимость и свободу, за которую платили дорогой ценой — сотней тысяч человеческих жизней. Героическая смерть за освобождение народа была для башкира предпочтительней, чем жалкое прозябание в оковах (Рахматуллина, 2001b: 89).

Однако жестокое подавление восстаний (виселицы, ссылка в Сибирь, сожжение деревень) безусловно отрицательно сказались на генофонде народа. Исследователь края В. М. Черемшанский во второй половине XIX в. писал: «…Дикий и необузданный, привыкший действовать самопроизвольно, не терпящий над собою никакой власти, одним словом — народ буйный и своевольный, в настоящее время представляет народ мирный, терпеливый и покорный, не имеющий уже того строптивого духа» (Черемшанский, 1859: 13).

«Всматриваясь в эти лица, не верится в недавние сказания про силу и воинственный дух башкир. Через сто с лишком лет нельзя узнать этого некогда буйного и отважного народа. Они полуголодные, едва перебивающиеся изо дня в день, забитые и запуганные, в настоящее время представляют только тень своего прежнего облика. В работе они трудолюбивы, предусмотрительны, находчивы, а главное аккуратны. Ум у них живой. По-татарски все читают» (Никольский, 2009: 203).

Следует отметить, что свобода как духовная потенция народа не исчезла и не раз обнаруживала себя позже в виде национально-освободительных движений ХХ в., но после восстаний XVIII в. случился некий надлом в психике, умонастроении народа, он «ушел в себя», находя утешение в свободе творчества, хотя и в данной сфере его пытались сделать несвободным. Башкир стал жить прошлым, время как бы остановилось для него, он вспоминал былую привольную и свободную жизнь, милые сердцу кочевки (Рахматуллина, 2001b: 92).

Резкая смена естественного для народа уклада жизни, мрачная эпоха кантонного управления нарушили органичность внутренней и внешней жизни башкир, кардинально изменили повседневные ценностные ориентации, уничтожили многие положительные черты народа, привили такие, как апатичность, безынициативность, а пропасть между реальностью и желаемым привела к самоотчуждению народа. Именно совокупное воздействие данных факторов сформировало ментальность современного башкира. «Глядя на башкир, трудно себе представить, что это был когда-то многочисленный и сильный народ, которому принадлежала, за небольшим исключением, вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших) и на восток по Миасу, Исети, Тоболу и Иртышу до Оби», — писал Д. Г. Амиров (Амиров, 1922: 37).

У башкир очень развито чувство справедливости, из которого вытекает прямолинейность характера, резкое разграничение правды и неправды. Вообще, картина мира башкира поделена только на две части: добро и зло, где не существует промежуточных оттенков. Все их душевные черты возводятся до абсолютного предела, как точно заметил И. Эренбург, башкиры умеют любить и умеют ненавидеть (см.: Башкирия…, 1968: 45). Поэтому они редко прощают друг другу неудачную шутку или остроты в свой адрес, тем более измену и предательство. После такого даже самый добродушный из башкир не будет относиться по-прежнему, а возможно надолго затаит обиду и злобу. У башкир нет этики всепрощения, свойственной русским. Этот максимализм есть чистота первозданной полудикой души народа (Рахматуллина, 2001b: 98).

Храбрость у башкир являлась высшей добродетелью, умереть на поле битвы считалось почетнее, чем дожить до глубокой старости. Сподвижник Емельяна Пугачёва знаменитый бунтарь Салават Юлаев считается в Башкортостане национальным героем. В войне 1812 г. башкирских конников французы прозвали «северными амурами», о храбрости которых позднее вспоминал в мемуарах генерал де Марбо. Во время Великой Отечественной войны башкирский народ создал свою национальную дивизию. Доктор Мейяр пишет в «Дейче цейтунг фюр Остланд»: «Нужно добавить, что в донских степях мы вынуждены сражаться с людьми дикими, но не ведающими страха, принадлежащими к племени башкир» (цит. по: Рахматуллина, 2001a: 16). Как народ, существовавший в условиях непрерывной войны и приравненный к военному сословию, башкиры оценивали человека прежде всего через его мужество.

Живя вдалеке от городской цивилизации, башкиры не знали чувства корысти, личной выгоды, скорее наоборот, у них поощрялись щедрость и гостеприимство. Собиратель и исследователь музыкального творчества уральских мусульман С. Г. Рыбаков подчеркивал: «Башкиры прежде всего дети природы и как таковые проявляют естественные стороны человеческого существа: простодушие, доверчивость, добродушие, готовность бескорыстно услужить, приветливость, гостеприимство, что выражается на их физиономиях, которые выглядываются такими простодушными, чуждыми задних мыслей, и лишены какой-либо отталкивающей дикости и свирепости» (Рыбаков, 1897: 31).

«Гость у башкира — священная особа, для него башкир не пожалеет зарезать барана или жеребенка, хотя бы и последнего. Приезжая в любую деревню, вы можете остановиться в первой попавшей избе, чего мы не встретим даже у русских, считающихся одним из гостеприимных народов… Богатый башкир, пользуясь случаем, приглашает еще гостей и устраивает чуть не настоящий пир…» — писал Д. Н. Никольский в работе «Башкиры» (Никольский, 1899: 98).

Однако, как отмечал известный краевед Р. Г. Игнатьев, «ухаживая за гостем, даже важным, башкир не снисходит до низкопоклонства, заискивания и т. д., он сохраняет свое достоинство и держит себя независимо» (цит. по: Буканова, Фешкин, 2007: 111). Не допускает двусмысленности и характеристика, данная башкирам В. М. Флоринским. У них, по его мнению, «характерной чертой является их прирожденное чувство порядочности, привычка уважать в другом человеке его человеческую личность и сохранять таковое и в самом себе, редко доводя сознание собственного достоинства до высокомерия или нахальства» (цит. по: Буканова, Фешкин, 2007: 112).

«Несмотря на все неблагоприятные условия, при которых складывалась жизнь башкир... — указывал Д. Н. Никольский, — эти дети степей все же сохранили и хорошие стороны. В числе таковых на первом плане стоит гостеприимство, особенно по отношению к чужестранцам... Далее, к положительным качествам башкир нужно отнести их доброту, приветливость, мягкость характера, последнее свойство особенно проявляется в семейном быту. Башкир относится к своей жене мягко… Такое же мягкое и любовное отношение у башкир замечается и к детям... Сострадание и помощь ближнему, особенно бедняку, значительно развито у башкир, проявляясь в больших даже размерах, чем этого можно было бы ожидать» (Никольский, 1899: 98, 99, 100, 140, 141). По наблюдению Ф. Д. Нефедова, «башкиры — народ симпатичный, с живым умом, способным к отвлеченному мышлению, чрезвычайно впечатлительный и обладающий значительной фантазией, вспыльчивы, но отходчивы, народ добродушный и гостеприимный, довольствующийся малым, — их разве только ленивый не обирает и не эксплуатирует» (цит. по: Юлдашбаев, 1972: 193).

Яркое качество менталитета башкир — скромность. Башкирская скромность проявляется в сдержанном выражении чувств по отношению к другим людям, причем даже позитивных. И в застольях башкиры в основном ограничиваются пожеланиями блага человеку, мало говорят о его достоинствах и достижениях, стараясь не захвалить, хотя «за глаза» могут сказать много хорошего. Завышенная оценка достоинств человека воспринимается как ложь, неприятие ее в любом виде, даже нацеленную во благо, обостренное чувство справедливости везде и во всем (Рахматуллина, 2001b: 112).

Беззаботность, беспечность башкира является весьма любопытным проявлением его этноменталитета. Как считает З. Н. Рахматуллина, безмятежный человек не имеет особых претензий к себе и к другим, у него не бывает угрызений совести по поводу того, что целый день созерцал мир и размышлял.

«Башкир не отягощает себя работою, и работает лишь столько, сколько это неизбежно, и всякую минуту готов предаться самой беззаботной праздности: лежать и болтать» (Рыбаков, 1897: 22). Для башкира героический подвиг важнее трудовых будней, поэтому каждодневному рутинному труду он предпочитает творческую работу по вдохновению, зову сердца. Ему очень важно получить от своей деятельности удовольствие, почувствовать подъем духа, сделать все это с охотой и любовью, не заставляя себя. Он всегда действует, исходя из переживаемых чувств, особо не считаясь с личными интересами и потребностями. Заставить себя трудиться он может во благо другого: любимого, близкого, уважаемого человека, но не для себя (Рахматуллина, 2001b: 116).

«При первом знакомстве с бытом башкир становится ясным, что это народ малодеятельный, непредприимчивый, прямо даже ленивый, существующий тем, что пошлет ему природа, живущий только настоящим днем, но не заботящийся о следующем, не знающий цены тем великим природным богатствам, которые ему принадлежат, и среде, в которой он живет на Урале. Это изобилие богатств поощряет его к ленивой жизни тем успешнее, что потребности его не поднимаются даже до степени ничтожности и первобытности» (Рыбаков, 1897: 26).

Башкиры достаточно резко отличаются от родственного им татарского народа недостаточным развитием в характере таких качеств, как прозорливость, расчетливость и гибкость в отношениях с людьми, необходимых для деятельности в сфере торговли. Умение купли-продажи с выгодой для себя, что так высоко ценится у народов, занимающихся торговлей, не почиталось за особое достоинство в среде башкир. Они оценивали человека по совершенно другим меркам: в первую очередь, по широте души, щедрости, смелости и простоте. Суетиться и торговаться из-за нескольких тенгэ не позволяла гордость башкира, это он воспринимал как унижение, оскорбление, мелкость души, и вообще ремесло торговца-лавочника не удостаивалось большого уважения и чести в башкирском обществе (Рахматуллина, 2001b: 119).

Однако непредприимчивость башкир вытекает не только из-за скромных жизненных потребностей, особенностей национального характера, недостаточного развития производственных сил и отношений или щедрот Башкортостана, которые якобы не располагали к труду, но и из-за рутинности социальных связей, чуждых бытию, менталитету людей традиционного общества. В. М. Флоринский пишет: «Башкир ленив, но его нельзя назвать бездеятельным: в промежутке между праздным времяпрепровождением, он работает усердно и проявляет даже большую по сравнению с русскими работоспособность. В работе они не споры, но трудолюбивы, предусмотрительны, находчивы и, главное, аккуратны. Вообще, ум их отличается живостью и подвижностью, как и весь характер, вот почему они чувствуют большую склонность к таким работам, которые требуют не одной механической привычки и рутины, а разнообразия приемов и личное соображение» (цит. по: Амиров, 1922: 8).

Башкир живет днем сегодняшним, не думая, не гадая о будущем. Многие русские писатели поражались такому фатализму, но это явилось следствием печальных, вероятно, неслучайных исторических испытаний в судьбе народа (см.: Рахматуллина, 2001b: 123).

Менее заметным в менталитете башкир, но гораздо более важным следует считать свойственную им склонность к соперничеству и равенству, из чего вытекает завистливость характера. Объектом зависти чаще становится представитель своего народа, «чужим» башкиры не завидуют. Две сильные личности из башкир редко сотрудничают друг с другом, так как даже в равноправных отношениях один партнер должен подчиниться, а независимый по духу башкир никогда не признается ни себе, ни другим, что он слабее. В предельных ситуациях башкиры максимально поддерживают друг друга, но в стабильных обстоятельствах лишь до того момента, пока их возможности и перспективы примерно одинаковы.

З. Н. Рахматуллина иллюстрирует это ментальное качество народной легендой: «Господь спустился в ад посмотреть на работу своих помощников и видит: стоят в огне три больших чана, в которых наказывают грешников. За одним присматривают три стражника, за другим — только один, а у последнего чана вообще стражников нет. Господь спрашивает: «Почему же так?» «В первом чане находятся евреи, как только один из них оказывается наверху, он начинает помогать остальным и они быстро могут освободиться. Во втором — русские, они тоже, помогая друг другу, довольно скоро вылезти из чана могут. В последнем — башкиры. Как только один из них выплывает наверх, остальные тянут его обратно, поэтому здесь нет охранников», — отвечают стражники» (Рахматуллина, 2001b: 129).

Если с момента принятия ислама башкирская культура развивалась, синтезируя общетюркское, арабо-мусульманское и собственно башкирское, то после вхождения Башкортостана в состав Русского государства во второй половине XVI в. синкретизм этнокультурного менталитета, общественных институтов и норм под влиянием политико-правовой системы метрополии возрастает, что явилось детерминирующим фактором нарастания общечеловеческого содержания в мировоззрении башкирского народа. С присоединением к России расширились духовные связи башкир с русской и западноевропейской культурой. Приоритетной сферой становятся социально-философские проблемы, что обусловлено остротой противоречий, вставших перед обществом.

Стиль мышления и поведения современного башкира мало отличается от манер его предков. Он так же свободолюбив, гостеприимен, щедр, храбр и искренен, хотя прагматичная цивилизация внесла ощутимые изменения в этнические традиции в сфере социальных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акчурина, А. Философские аспекты исследования башкирской семьи // Ватандаш. URL: http://www.vatandash.ru/index.php?article=1604 (дата доступа: 20.06.2013).

Амиров, Д. Г. (1922) Башкиры. Стерлитамак.

Башкирия в русской литературе (1964) Т. 2. Уфа.

Башкирия в русской литературе (1968) Т. 5. Уфа.

Башкирское народное творчество (1987) Т. I. Эпос. Уфа: Башкир. кн. изд-во.

Бикбулатов, Н. В., Фатыхова, Ф. Ф. (1995) Семейный быт башкир XIX-XX вв. Уфа: Башк. кн. изд-во.

Буканова, Р. Г., Фешкин, В. Н. (2007) Башкиры в трудах русских ученых и исследователей. Уфа.

Валеев, Д. Ж. (1989) Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа.

Жуковская, Н. Л., Мокшин, Н. Ф. (1998) От Карелии до Урала: рассказы о народах России: книга для чтения по курсам «История родного края», «Народоведение». М.: Флинта: Наука.

Кузеев, Р. Г. (1974) Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. М.

Никольский, Д. Н. (1899) Башкиры. СПб.

Никольский, Н. В. (2009) Башкиры // Никольский Н. В. Собр. соч. в 4 т. Т. IV. Этнографические альбомы. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. С. 199-210.

Рахматуллина, З. Н. (2001a) Особенности формирования и основные черты менталитета башкирского народа: автореф. дис. … канд. филос. наук. Уфа.

Рахматуллина, З. Н. (2001b) Особенности формирования и основные черты менталитета башкирского народа: дис. … канд. филос. наук. Уфа.

Рахматуллина, З. Я. (2000) Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа.

Руденко, С. И. (1955) Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л.

Рыбаков, С. Г. (1897) Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб.

Черемшанский, В. М. (1859) Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа.

Юлдашбаев, Б. Х. (1972) История формирования башкирской нации (дооктябрьский период). Уфа: Башкир. кн. изд-во.

Юнусова, А. Б. (1999) Ислам в Башкортостане. Уфа.

Ямаева, Л. А. (2010) Менталитет башкир: особенности национального характера // Национальные и языковые процессы в Республике Башкортостан: история и современность: Информационно-аналитический бюллетень № 11 / ИГИ АН РБ. Уфа. С. 195-200.

Подготовила Э. В. Никитина

Основные элементы культуры на примере Башкирского общества

город Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация

В повседневной жизни мы часто слышим и употребляем слово «культура». Учёные насчитывают более 500 определений данного термина. В зарубежной литературе существует несколько направлений и школ, в рамках которых выработаны десятки определений, но не одно из них не признано единственно верным. Если рассматривать термин культура в широком смысле, то она представляет собой всю совокупность приобретённых, а не врождённых аспектов жизни человека. К ним относят обычаи, традиции, нормы, институты, включая государство и экономику.

Достаточно интересно рассматривается термин культура в этнологии. Здесь под культурой понимается вся та небольшая общность, которая составляет данный этнос, и здесь культура охватывает все проявления социальной жизнедеятельности, без разделения на сферы хозяйства, политики и социальных отношений. Таким образом, термин культура употребляется в значении «общество».

В духовной жизни каждого человека, коллектива, этноса существуют структурные элементы, обладающие специфическими свойствами. К основным элементам культуры относят: ценности, обычаи, этикет, традиции, язык, обряд.

Ценности – признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен и может стремиться человек, а к чему он стремиться не может. Одной из главных ценностей башкир является знание Корана – священной книги мусульман.

Обычаи – это установившиеся схемы поведения. Их можно охарактеризовать как культурные привычки. К ним также можно отнести традиционные трудовые приёмы жизненного уклада, воспитания. Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передаётся из поколения в поколение и от индивида к индивиду. Ярким примером башкирских обычаев являются семейные обычаи. В них нашли отражение различные этапы истории народа. Строго соблюдалась экзогамия – древний обычай, запрещающий браки внутри рода. Важное значение для понимания природы брака имеет понятие «калым» - плата за невесту. В далёком прошло у башкир существовал обычай помолвки малолетних детей, который назывался «праздник колыбели». В цикле обрядов, связанных с рождением ребёнка, входил принятый у мусульман обычай обрезания и праздничное угощение. Обрезание считалось обязательным для мусульман.

Этикет – совокупность правил поведения по отношению к другим людям, включающая особые традиции, ритуалы и нормы, которые были выработаны обществом или его частью и могут иметь религиозное, философское или какое-то другое обоснование; как правило, этикет характерен для высших слоёв общества.

Традиции – совокупность элементов культурного наследия, которые передаются из поколения в поколения и являются ценностью в рамках данной культуры. Значимость традиций велика: они регулируют отношения между людьми. Их соблюдение – важное условие сохранения нормальных отношений в обществе. Традиционным у башкир является празднование сабантуя, где устраивались различные состязания, позволяющие проявить силу, ловкость. Сегодня сабантуй не потерял своей значимости и по сей день остаётся зрелищным театрализованным представлением. Важными для башкир являются религиозные праздники: Ураза-байрам (праздник разговенья), Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения).

Язык – совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, важнейшее средство общение, присущее лишь человеку. В Республике Башкортостан и русский и башкирский языки являются государственными. Башкирский язык преподаётся как предмет и в небашкирских школах, колледжах, университетах. На нём издаются республиканские и районные газеты и журналы. Растёт из года в год время вещания на башкирском языке по радио и телевидению.

Обряд – совокупность коллективных действий, воплощающих в себе определённые представления и ценности данного общества и вызывающих у всех носителей данной культуры аналогичные чувства; такие чувства могут носить коллективный характер. Семейные обряды – неотъемлемая часть культуры и быта любого этноса. В ритуал башкирской свадьбы вошел обряд никах – обязательное юридическое оформление брака по шариату. Интересным являлся обряд «продажа подарков». Продажа осуществлялась родственницами невесты и в подарки входили изделия, выполненные руками невесты.

В настоящее время содержание некоторых башкирских обычаев и традиций изменилось. Их архаичность уходит в прошлое, но они не потеряли своего значения сегодня. А многие мусульманские обряды возрождаются. Ценности, обычаи, обряды, традиции, язык и этикет башкирского народа отражают различные стороны материальной и духовной культуры. В них отображён образ жизни, общественный строй, история, мировоззрение, нравственные и моральные принципы.

Культура – необходимое условие существование всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Увлекательным и интересным является изучение культуры отдельно взятого народа.