Асы Люфтваффе: феномен слишком больших счетов. Асы люфтваффе во второй мировой войне
Летчики, как и летное средство, делятся на военных и гражданских, их род деятельности соответствует этому разграничению. Летчик – одна из героических профессий, неважно, какое средство передвижения он использует для свершения поступков и подвигов – вертолет или самолет, факт остается фактом.
Возможно, в наше время изменились образы героев для мальчишек и молодых людей, но никогда не будет лишним еще раз вернуться в прошлое и посмотреть на лица настоящих героев. Прочитать статью, узнать о подвигах, совершенных ими, а параллельно познакомиться и с эпохой, в которую жили герои, посвящая свою жизнь людям, живущим в то время, да и сегодня.
Пролистав страницы этой главы можно познакомиться со многими летчиками-героями, которые защищали Родину от врагов, получали неоднократно за это награды, в виде орденов и медалей. Кстати, с образцами орденов и медалей также можно познакомиться в этом разделе, они показаны в конце биографии летчиков.
Конечно, самый активный период по рождению героев это военный период и здесь ничего не поделаешь, но иногда встречаются и летчики, приставленные к наградам и в мирное время, к примеру, за спасение пассажиров.
Именно благодаря таким рубрикам мы не забываем свою историю, чтим людей, внёсших посильную лепту в ее положительный исход. Итак раздел (Летчики герои, пилоты, военные летчики ) представлен ниже.
Страна / Годы |
Ф.И.О. |
Краткое описание |
1916 - 1968 | Советский летчик-ас, Герой Советского Союза. | |
1916-1991 |
Советский военный деятель, лётчик-истребитель, участник и ветеран Великой Отечественной войны. |
|
1920 - 1991 | Генерал-лейтенант авиации. Иван Кожедуб трижды герой советского союза. Военный лётчик первого класса. | |
1921-1993 | Советский лётчик-ас, Герой Советского Союза. Участник Великой Отечественной, советско-японской и Корейской войн. | |
1922 - 1968 | 170 успешных боевых вылетов, 19 воздушных боев, 3 сбитых самолета, множество уничтоженной наземной техники и живой силы врага. | |
Красной Звезды (дважды), Красного Знамени (трижды); награжден медалью «За боевые заслуги» |
||
1923 - 1998 | Советский военный летчик, ас. 6 побед. | |
14 июля 1953 г. за героизм и мужество, проявленные в боевых действиях, майору Бойцову присвоили звание Героя страны |
||
Николай Константинович постоянно берет с собой в полет четвероногого друга. |
||
1922 - 1995 | Военный летчик, Герой Советского Союза. | |
1923 - н.д. | Летчик, Герой страны, генерал-майор авиации. | |
1924 - 1981 | Участник Корейского конфликта, замком авиаполка. | |
1937-1973 | Замком эскадрильи 982-го авиаполка 34-й истребительной армии Закавказского округа, капитан. Герой Советского Союза. | |
1923 - 1951 | Воевал в Корее, был асом. Сбил большое количество истребителей. | |
1923-2009 | Командир, старший лейтенант, Герой Советского Союза. | |
1919-1998 | Окончил Качинскую авиационную школу. Работал летчиком-инструктором. Участвовал в Отечественной войне. Занимался воздушной разведкой. | |
1921-1996 | Был командиром пулеметного взвода. Окончил авиационную школу. Вскоре стал капитаном. | |
1923-1986 | Рекордсмен в воздушных боях на реактивной технике. За месяц сбил 5 американских самолетов. | |
20-е - 1953 | После окончания аэроклуба стал курсантом Одесской школы пилотов. Одержал дебютную победу, сбив F-86. | |
1954-80-е | Учился в военно-авиационном училище. Второй советский летчик.Получил звание Героя Страны. | |
1920-00-е | Обучался в Ленинградской авиационно-техническом училище. Окончил Бирскую военную школу летчиков. За свои заслуги и достижения получил звание Героя Страны. | |
1918-90-е | Окончил один курс Омского технического техникума. Поступил в Одесскую авиационную школу. Герой страны. | |
1922-10-е | Обучался в аэроклубе. Окончил Качинскую авиационную школу. Участвовал в 60-ти воздушных схватках. Получил много орденов и медалей, а также звание Героя Страны. | |
1935 - 2013 |
Бригадный генерал. Получил награды за сражение во время индо-пакистанской войны 1965 год и Советской войны в Афганистане. |
|
50-е - 80-е |
Самый результативный летчик Пакистана, сбив четыре вражеских самолета f-16 . | |
20-е-1956 |
Произвел 20 вылетов на штурм войск в Индии. Уничтожил несколько десятков боевой техники противников. | |
20-е-1965 |
Совершил 8 результативных вылетов. Сбил самолет индийцев. | |
1951-1971 |
Во время полетов совершил много результативных поступков. За героизм Рашид был награжден Президентом Пакистана почетной медалью | |
50-е - 80-е |
Один из молодых пилотов во время индо-пакистанской войны. Во время боевых действий совершал полеты на "хантере". | |
1935 - 1967 |
Индийский летчик. Был сбит истребителем вместе со своим напарником. | |
1919 - н.д. |
Награжден орденом Падма Вибхушан, получил звание маршала авиации. |
|
1930-1966 |
Хорошо подготовленный пилот, участний Корейской войны. Одержал первую победу на реактивном истребителе. | |
1925-1954 |
Штурман бомбардировщика во время войны с фашистами. Вскоре стал выдающимся асом в Корейском конфликте. | |
1930-1965 | Сбил несколько истребителей в Китае. Ас. Последним боеприпасом сбил судно противника. Участвовал в битвах во Вьетнаме. | |
1922-2007 | Бригадный генерал, руководитель Академии ВВС США. | |
1942-н.д. | Во время боевых действий сбил несколько МиГов. После ухода с должности в 1974 году занимался политической деятельностью. | |
50-е - 00-е | Военный Ас. Сбивал самолеты противников. После войны стал инструктором, занимался военным планированием. | |
30-е-1979 | Служил в американских частях ВВС, расположенных в Израиле. Получил прозвище "Спасатель летчиков". | |
1921-н.д. | Американский герой. После отбора в число астронавтов он побывал в космосе. | |
30-е - 00-е | Летчик. Сбил несколько самолетов противников. После летной деятельности организовал собственную авиакомнпанию. Стал тренером, снял фильм. | |
1925-1994 | Закончил летную школу. Совершал вылеты в Корею с авиабазы, на которую попал по распределению. Был взят в плен китайскими солдатами. | |
1922-1952 | Во время первых полетов сбил семь японских истребителей, награжден Серебряной Звездой. Получил звание майора. Был сбит в бою в возрасте 30 лет. | |
1946 - н.д. |
Замком эскадрильи, сбил несколько сирийских МиГов. В 1976 году был снят с полетов. | |
1928-2002 |
Один из лучших израильских летчиков. Был назначен командиром авиабазы. После окончания летной карьеры Бени стал директором одного из крупных предприятий. | |
40-е-00-е |
Один из самых известных северо-вьетнамских асов. За период летной деятельности было одержано 7 побед над американцами. | |
1940 - 1970 |
Вьетнамский ас, за время войны сбил семь самолетов. | |
1947-н.д. |
Служил техником в авиации. Окончил военно-воздушную академию. | |
20-е-90-е |
Летал в составе 411-й эскадрильи, одержал много побед над противниками. После прекращения летной деятельности вернулся в Канаду и работал пилотом в лесной охране. | |
20-е-90-е | Сбил немецкие Bf-109. После войны вступил в резерв ВВС, Служил инструктором в 421-й авиадивизии. | |
20-е-1948 |
Участвовал в первом вылете израильских ВВС. Летал на небольшом транспортнике. Во время одного из полетов Эдди ошибся аэродром и приземлился на тот, который был захвачен противниками. | |
20-е-80-е | Сид, бросив медицинское образование, вступил в южноафриканские ВВС. Летал в составе 4-й эскадрильи. | |
50-е-90-е |
В 1989 году стал героем Филиппин, получил офицерское звание. | |
40-й-1974 |
Командир 9-й эскадрильи, совершил 5 героических заходов на цель. Награжден звездой за храбрость. | |
70-е-00-е |
Сбил истребители F-15, принадлежащие Ираку. Атаковал войска коалиции. | |
1928-90-е |
Поступил в пехотную школу, закончив ее, отправился учиться в летное училище. Проходил переобучение на реактивных самолетах. Получил лейтенантское звание. | |
30-е-1961 |
Окончил школу пилотов. Во время войны с немцами выполнял патрульные полеты. После победы возглавил эскадрилью B-26. |
Герои пилоты
Профессия - пилот – это не только романтические истории, воспевание ее в песнях, а тяжелый труд, ежедневный риск и большая ответственность. Но все-таки каждый второй мальчишка мечтает стать пилотом и поднять в небо свой самолет. И как же не мечтать, когда перед глазами примеры великих людей в этой профессии. Многие из них, также когда-то мечтали стать пилотами, наверняка и героями своей страны, получить награды, медали, вот только цена этих наград бывает слишком высока.
Каждый из них имеет право быть названным и узнаваемым, но не хватит просторов рунета, чтобы отдать им всем должное. Но можно в лице нескольких современников вспомнить каждого героя со времен первого поднявшегося в небеса.
В конце прошлого столетия Шарпатов Владимир - пилот и командир экипажа самолета Ил-76, имеет награду от президента за смелость и героизм, проявленный им при побеге из Афганистана, где он и его команда были пленными целый год.
Владимир Шарпатов получил «Героя Российской Федерации» и «Золотую Звезду», Героем Российской Федерации стал и его коллега по штурвалу Газинур Хайруллин, второй пилот. Его команда - Штурман Здора Александр, бортрадист Вшивцев, ведущие инженеры Бутузов Сергей, Рязанов Виктор, бортинженер Аббязов Асхат были отмечены за заслуги перед отечеством орденом Мужества.
Еще одно легендарное имя пилота героя России - Апаки́дзе Тиму́р – заслуженный военный летчик России, первым среди пилотов морской авиации получивший свою награду Героя России. Погиб 12 лет назад на 85-летнем юбилей морской авиации, при парадных выступлениях. Награжден – «Золотой звездой» героя Российской Федерации, орденом третий степени за службу «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» и «За личное мужество», медалью «За боевые заслуги», его именем названы улицы.
Казалась бы, фраза пилоты - герои навеки связанна с войной и в мирное время ей просто нет места, но и в наши дни есть такие пилоты, которым достались звания почетных "Героев России. Это те пилоты, которые в трудной ситуации, благодаря невозможным усилиям, забыв о себе, действовали в интересах жизни людей.
Каждый год таких героев насчитывается все больше и больше. С одной стороны – это, конечно же, к счастью - для тех людей, которые находились на тот момент в самолете, а с другой - из-за технических неполадок воздушных машин, героизм становится каким-то вынужденным.
Например, в республике Коми, крылатая машина Ту-154, была обязана совершить экстренную посадку и благодаря пилотам и доблестной команде, никто из людей не пострадал, хотя на борту находилось более семидесяти пассажиров. Пилотам Андрею Ламанову и Евгению Новоселову , присвоены звания Героев России, а члены команды получили ордена Мужества. К такой ситуации привели проблемы с бортовыми аккумуляторами, самолет должен был совершить путь из аэропорта "Полярный" в московский аэропорт "Домодедово", но не успел.
К сожалению, награда находит не всех пилотов живыми и в добром здравии.
23 июня 2012 года прошлого года во время испытательных работ истребителя МиГ-29КУБ не вернулись домой пилоты - герои Александр Кружалин и Олег Спичка . Последние испытания они проводили в Астраханской области, за что и получили звания Героев России, посмертно. Свой последний самолет они посадили вблизи от населенного пункта, при этом, не нанеся физического урона ни одной живой душе. Вечная им память.
А сколько оставшихся в живых пилотов не получили награды, которые благодаря своей мужественности и высокому мастерству сажали самолеты в экстренных ситуациях. Или такие пилоты, которые боролись, но не смогли, к сожалению, помочь ни себе, ни пассажирам. Не хватит страниц, чтобы перечислить всех и вспомнить все ситуации, которые, как кинолента летят годами – ….1999, 2000, 2001, 2002…городами и фамилиями. Командир-капитан Андрей Чурбанов и летчик-оператор старший лейтенант Олег Тумаков погибли…. Недалеко от Итум-Кале, погибли Герой России подполковник Юрий Николаевич Якименко и капитан Олег Анатольевич Подситков … Самолёт Су-17М3 разбился при испытаниях, два летчика, которые его испытывали... На тренировочных полетах погиб летчик Дмитрий Хребтов …
Фамилиям летчиков испытателей не будет конца, ценой своих жизней они проверяют надежность стальных птиц, чтобы кто-то другой, уже на более совершенной модели имел возможность не только летать, но и жить. К великому сожалению, после 2013 вновь будет стоять многоточие…
Личности в мире авиации
1908-1984 | Люлька Архип Михайлович | Крупный ученый, конструктор авиационных двигателей |
1911-1971 |
Перед нападением на СССР военно-воздушные силы фашистской Германии не рассматривали советских лётчиков в качестве серьёзных противников. В Люфтваффе было принято считать, что неприятности немецким асам может создать лишь вражеская ПВО. Впрочем, вскоре после агрессии гитлеровцам пришлось кардинально поменять своё отношение к советским лётчикам. Наша авиация оказала захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе.
Смотрите в инфографике АиФ.ru, кто из советских лётчиков-асов сбил больше всего немецких самолётов.
***
Иван Никитович Кожедуб
Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полёт. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь. В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолётостроения. Полученные во время учёбы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну лётчик ни разу не был сбит, даже сильно повреждённый истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром. После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли своё применение. В 1951–52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолётов неприятеля.
- Советская авиация понесла наименьшие потери во Второй Мировой войне из всех воюющих держав - Guns.Ru
Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полёт самолётов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3‑ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74‑й Таманской стрелковой дивизии.
Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а лётчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полётов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в лётное училище, однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. Наконец, в свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием её окончил, теперь уже став лётчиком.
Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом лётного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: "Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!".
Николай Дмитриевич Гулаев
Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.
Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого лётчика не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже "стариков". В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: "За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде".
Григорий Андреевич Речкалов
Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской области). С авиацией он познакомился во время учёбы в кружке планеристов при фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он поступил в Пермскую военную школу лётчиков и впоследствии с успехом её закончил. В 1939 году в звании сержанта он был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.
Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у лётчика дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов отличался довольно неровным характером. Являя образец дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника.
Кирилл Алексеевич Евстигнеев
Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком.
Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу лётчиков. Наблюдая за лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, - язвенной болезнью. Однако, как и другой лётчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.
***
Герои Великой Отечественной Войны (1941-1945):
- Пятьдесят фактов: подвиги советских солдат во время Великой Отечественной войны - Закон и долг
- 5 мифов о начале войны от военного историка Алексея Исаева - Фома
- поБеда или Победа: как мы воевали - Сергей Федосов
- РККА глазами Вермахта: противоборство духа - Евразийский Союз Молодёжи
- Отто Скорцени: "Почему мы не взяли Москву?" - Олесь Бузина
- В первом воздушном бою – ничего не трогай . Как обучали стрелков самолетов и как они воевали - Максим Крупинов
- Диверсанты из сельской школы - Владимир Тихомиров
- Осетин-пастух уничтожил в 23 года 108 немцев за один бой - Сont
- Безумный вояка Джек Черчилль - Википедия
- Лучшие советские лётчики-асы Великой Отечественной войны - Аргументы и факты
- Подвиг экипажа танка Т-28 в Минске - Дмитрий Малько
- Подвиг Ивана Лысенко: один против 15 танков - Я русский
- Три танка - одним снарядом . Несколько случаев удивительного везения во время Великой Отечественной Войны - Виталий Карюков
- Как Чапаев бил фашистов - Военное дело
- Как побег из плена на самолете летчика Девятаева изменил ход войны - Сергей Тихонов
- "Товарищ сержант" (Военные мемуары - их автор Герой Советского Союза Сергей Степанович Мацапура прошел Великую Отечественную войну с первого ее дня и до последнего в сержантском звании - Военная литература
Валерий Павлович Чкалов - советский летчик-испытатель, Герой СССР. Он был командиром самолета, совершившим первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.
Свою головокружительную карьеру летчика Чкалов начал слесарем-сборщиком самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде.
С 3 декабря 1931 года он участвовал в испытаниях - испытывал новейшие самолеты-истребители 1930-х годов И-15 и И-16 конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова.
Чкалов славился своим «лихачеством». После аварии, которая произошла в Брянске, Чкалов был обвинен в многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осужден на год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Климента Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное.
Чкалов стал автором новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.
20 июля 1936 года стартовал перелет экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток. Он продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяженность рекордного маршрута составила 9375 километров.
18 июня 1937 года начался перелет Чкалова на самолете АНТ-25 через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). Полет проходил в сложных погодных условиях. 20 июня самолет совершил благополучную посадку в Ванкувере, штат Вашингтон, США. Протяженность перелета составила 8504 километра.
Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься летной испытательной работой. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.
Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелета на Дальний Восток. Щелковский аэродром, 10 августа, 1936
СТЕПАН МИКОЯН
Степан Микоян родился 12 июля 1922 года. Он является сыном известного политического деятеля Анастаса Микояна. Степан Микоян - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. В 1940 году он поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму. В 1941 году переучился на истребитель Як-1 и в декабре был направлен в истребительный авиаполк, оборонявший Москву.
С первых чисел 1942 года Степан начал участвовать на Як-1 в полетах на прикрытие наших войск в районе Волоколамска. Зимой 1941–1942 годов Степан Микоян в составе этого полка произвел 10 успешных боевых вылетов. 11-й боевой вылет на прикрытие Истры 16 января 1942 года едва не стал для Микояна роковым - его Як по ошибке сбил младший лейтенант Михаил Родионов из 562-го полка.
Микоян освоил 102 типа летательных аппаратов и налетал около 3,5 тыс. часов. К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Проведя 3 воздушных боя, сбил в составе группы 6 самолетов противника. Войну Степан Микоян закончил с двумя орденами.
Фото: Hayk/Wikimedia Commons
МИХАИЛ ГРОМОВ
Советский летчик Михаил Громов родился 12 февраля 1899 года. Он стал генерал-полковником авиации, Героем Советского Союза. Как человек чрезвычайно одаренный, он рано проявил разнообразные способности, в том числе в музыке и рисовании. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета и далее служил военным врачом.
Громов провел испытания многих известных самолетов. Выполнил ряд дальних перелетов по Европе, в Китай и Японию.
10–12 сентября 1934 года на самолете АНТ-25 совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту - 12 411 км за 75 часов. В 1937 году на АНТ-25-1 совершил беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - США, установив 2 мировых авиационных рекорда. За этот перелет Громов был награжден орденом Ленина.
ВЛАДИМИР АВЕРЬЯНОВ
Полковник, заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Аверьянов родился 11 октября 1934 года. В 1953 году Аверьянов окончил Сталинградский аэроклуб. В 1955 году окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков, затем служил летчиком в авиации ПВО.
С мая 1965 по декабрь 1968 года - летчик-испытатель Казанского авиазавода. В 1965–1966 годах испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16 и Ту-22, в 1966–1968 годах - пассажирские самолеты Ил-62 (вторым пилотом), а также их модификации.
С января 1969 по сентябрь 1994 года - летчик-испытатель Саратовского авиазавода. Испытывал серийные пассажирские самолеты Як-40 (в 1969–1981 годах) и Як-42 (в 1978–1994 годах). Имеет множество медалей и является заслуженным летчиком-испытателем СССР.
Фото: testpilot.ru
ИВАН ДЗЮБА
Полковник, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Иван Дзюба родился 1 мая 1918 года. Окончил Одесскую летную школу (1938), участвовал в Великой Отечественной войне как летчик-истребитель.
С июня 1941 по сентябрь 1943 года совершил 238 боевых вылетов, провел 25 воздушных боев. К февралю 1942 года сбил лично 6 и в группе 2 самолета противника.
21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Ивану Дзюбе присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1943 года служил летчиком-испытателем.
НИКОЛАЙ ЗАМЯТИН
Летчик-испытатель СССР, капитан Николай Замятин родился 9 мая 1916 года в Перми, окончил В 1940 году Свердловский государственный университет и Свердловский аэроклуб.
В январе-ноябре 1942 года служил летчиком 608-го бомбардировочного авиационного полка, в ноябре 1942 - декабре 1944 - летчик, старший летчик и командир звена 137-го бомбардировочного авиационного полка.
Замятин воевал на Карельском фронте. Участвовал в обороне Заполярья. Совершил 30 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. С 1947 года по 1971 год - летчик-испытатель Летно-исследовательского института. Провел испытания системы дозаправки на самолете Ту-2, испытания турбореактивных двигателей: ВК-7 на Ту-4ЛЛ, АЛ-7 на Ту-4ЛЛ, ВК-3 на Ту-4ЛЛ, АМ-3М на Ту-16ЛЛ, ВД-7 на М-4ЛЛ. Награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени.
МИХАИЛ ИВАНОВ
Знаменитый летчик-испытатель, Герой Советского Союза, полковник Михаил Иванов родился 18 июля 1910 года. С 1925 года работал учеником токаря в Полтаве. Прошел курс теоретического обучения в Полтавском авиакружке Осоавиахима. В Советской армии - с 1929 года. В 1932 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков, затем служил в строевых частях ВВС.
В 1939–1941 годах - летчик-испытатель военной приемки авиазавода № 301, испытывал серийные учебно-тренировочные самолеты УТ-2 и истребители Як-1. В 1941-м - летчик-испытатель военной приемки авиазавода № 31. Иванов испытывал серийные истребители ЛаГГ-3, Ла-5ФН и Як-3.
В ноябре 1941 года при эвакуации авиазавода в Тбилиси участвовал в боевых действиях на Юго-Западном фронте. Всего совершил около 50 боевых вылетов.
24 апреля 1946 года провел испытания одного из первых истребителей Як-15. Провел испытания различных модификаций истребителя Як-3, Як-11. Получил звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за силы и мужество проявленные при испытании новой авиационной техники.
АСЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Вопрос об АСАХ - не о германских богах (хотя... как сказать... :-)), а о лётчиках-истребителях высшего класса - времён Второй Мировой войны остаётся по-прежнему открытым. За последние двадцать-тридцать лет на эту тему понаписали столько заказной ерунды (как правило, "с ненашей стороны"!), что в ней утонул весь достаточно скучный и однообразный советский агитпроп этой темы, издававшийся в 1961-1985 годах. Отделять там "зёрна от плевел" - занятие заведомо бессмысленное, потому что оппоненты заткнут уши и будут с одной стороны упрямо твердить про "сафковнеумелилетатьсамолётыуёбищщалендлизрулйозз!", а с другой непрестанно бубнить про "фрицытрусыяпонцыфанатикиостальныевсекроминасвоеватьниумелиниразу!" Это слушать - скучно и стыдно. Стыдно перед людьми, которые воевали, знаете ли. Перед всеми. Посему в первой части этой своей статьи (а вторая часть, в общем-то, мне и не принадлежит) я прост одам сводную таблицу "лидирующих троек" по всем основным воюющим странам. Только с цифрами. Только с ПОДТВЕРЖДЁНЫМИ и ПРОВЕРЕННЫМИ цифрами. Итак...
Количество сбитых самолётов противника |
|
"Союзники" |
|
СССР |
|
А.Л.Покрышкин | |
И.Н.Кожедуб | |
Г.А. Речкалов | |
Британская Империя |
|
Великобритания |
|
Д.Э.Джонсон | |
В.Уэйл | |
Дж.Р.Д.Брэхэм | |
Австралия |
|
К.Р.Колдуэлл | |
А.П.Холдсмит | |
Джон Л.Уэдди | |
Канада |
|
Г.Ф.Бьюрлинг | |
Х.У.МакЛеод | |
В.К.Вудворт | |
Новая Зеландия |
|
Колин Ф. Грей | |
Е.Д.Макки | |
У.В.Кроуфорд-Кэмптон | |
Южная Африка |
|
Мармадьюк Томас Сент-Джон Паттл | |
А.Г.Мэллон | |
Альберт Г.Льюис | |
Бельгия |
|
Рудольф деХемрикур деГрюн | |
Вик Ортманс | |
Думонсо деБергандаль | |
Ричард Гир Бонг | |
Томас МакКуайри | |
Дэвид МакКэмпбелл | |
Франция |
|
Марсель Альбер | |
Жан Е.Ф. деМазе | |
Пьер Клостерман | |
Польша |
|
Станислав Скальский | |
Б.М.Гладыш | |
Витольд Урбанович | |
Греция |
|
Вассилиос Вассилиадес | |
Иоанис Келлас | |
Анастассиос Бардивилиас | |
Чехословакия |
|
К.М.Куттельвашер | |
Йозеф Франтишек | |
Норвегия |
|
Свейн Хеглунд | |
Хельнер Г.Е. Грюн-Спан | |
Дания |
|
Кай Биркстед | |
Китай |
|
Ли Квэй-Тань | |
Лю Тсуй-Кань | |
Ло Чи | |
"Ось" |
|
Германия |
|
Герхардт Баркхорн | |
Вальтер Новотны | |
Гюнтер Раль | |
Финляндия |
|
Эйно Илмари Юутилайнен | |
Ханс Хенрик Винд | |
Антеро Эйно Лууканен | |
Италия |
|
Терезио Витторио Мартинолли | |
Франко Луччини | |
Леонардо Феррули | |
Венгрия |
|
Дёжи Сентъюдёрджи | |
Дьёрь Деброди | |
Ласло Молнар | |
Румыния |
|
Константин Кантакузино | |
Александр Сербанеску | |
Ион Милу | |
Болгария |
|
Илиев Стоян Стоянов | |
Ангелов Петар Бочев | |
Ненов Иван Бонев | |
Хорватия |
|
Мато Дуковач | |
Цвитан Галич | |
Драгутин Иванич | |
Словакия |
|
Ян Режняк | |
Исидор Коварик | |
Ян Герцовер | |
Испания |
|
Гонсало Хевиа | |
Мариано Медина Квадра | |
Фернандо Санчес-Ариона | |
Япония |
|
Хиройоши Нишидзава | |
Шоики Сугита | |
Сабуро Сакаи |
Заключение:
Итак, исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что таран, как форма боя, была характерна не только для советских летчиков - тараны совершали пилоты почти всех стран, участвовавших в боях. ... надо признать, что японцы все же превзошли нас в сфере "чисто советской формы боя". Если оценивать только результативность "камикадзе" (действовавших с октября 1944 г), то ценою жизни более чем 5000 японских летчиков было потоплено около 50 и повреждено около 300 боевых кораблей противника, из которых 3 потопленных и 40 поврежденных были авианосцами с огромным к оличеством самолетов на борту.В дело разгрома гитлеровских захватчиков огромный вклад внесли представители советских военно-воздушных сил. Многие летчики отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, многие стали Героями Советского Союза. Некоторые из них навсегда вошли в элиту отечественных ВВС, в прославленную когорту советских асов - грозу Люфтваффе. Сегодня мы вспомним 10 наиболее результативных советских летчиков-истребителей, которые записали на свой счет больше всех сбитых в воздушных боях самолетов противника.
4 февраля 1944 года выдающийся советский летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб был награжден первой звездой Героя Советского Союза. К окончанию Великой Отечественной войны он был уже трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще лишь один советский пилот смог повторить это достижение - это был Александр Иванович Покрышкин.
Но на двух этих наиболее известных асах история советской истребительной авиации времен войны не заканчивается. За время войны еще 25 летчиков были дважды представлены к званию Героев Советского Союза, не говоря уже о тех, кто был единожды награжден этой высшей воинской наградой страны тех лет.
Иван Никитович Кожедуб
В годы войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 самолета противника. Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. В официальной советской историографии фигурировало 62 сбитых самолета противника, но проведенные архивные исследования показали, что Кожедуб сбил 64 самолета (по каким-то причинам отсутствовали две воздушных победы - 11 апреля 1944 года - PZL P.24 и 8 июня 1944 года - Me 109).
Среди трофеев советского летчика-аса были 39 истребителей (21 Fw-190, 17 Me-109 и 1 PZL P.24), 17 пикирующих бомбардировщиков (Ju-87), 4 бомбардировщика (2 Ju-88 и 2 Не-111), 3 штурмовика (Hs-129) и один реактивный истребитель Ме-262. Помимо этого, в своей автобиографии он указал, что в 1945 году сбил два американских истребителя P-51 «Мустанг», которые атаковали его с большого расстояния, приняв за немецкий самолет.
По всей вероятности, начни Иван Кожедуб (1920-1991) войну в 1941 году, его счет сбитых самолетов мог быть бы еще больше. Однако его дебют пришелся лишь на 1943 год, а первый свой самолет будущий ас сбил в сражении на Курской дуге. 6 июля во время боевого вылета он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. Таким образом, результативность летчика действительно поражает, всего за два военных года ему удалось довести счет своих побед до рекордного в советских ВВС.
При этом Кожедуба ни разу за всю войну не сбивали, хотя он несколько раз возвращался на аэродром на сильно поврежденном истребителе. Но последним мог бы стать уже его первый воздушный бой, который состоялся 26 марта 1943 года. Его Ла-5 был поврежден очередью немецкого истребителя, бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. А по возвращении домой его самолет обстреляла собственная ПВО, машина получила два попадания. Несмотря на это, Кожедуб сумел посадить самолет, который уже не подлежал полному восстановлению.
Первые шаги в авиации будущий лучший советский ас сделал, обучаясь в Шоткинском аэроклубе. В начале 1940 года он был призван в Красную Армию и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, после чего продолжил службу в данной школе в качестве инструктора. С началом войны школа была эвакуирована в Казахстан. Сама война для него началась с ноября 1942 года, когда Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось только в марте 1943 года, после чего она вылетела на фронт. Как уже говорилось выше, первую свою победу он одержал только 6 июля 1943 года, однако начало было положено.
Уже 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза, на тот момент он успел совершить 146 боевых вылетов и сбить в воздушных боях 20 самолетов противника. Вторую свою звезду он получил в том же году. Он был представлен к награде 19 августа 1944 года уже за 256 совершенных боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника. На тот момент он в должности капитана занимал должность заместителя командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка.
В воздушных боях Ивана Никитовича Кожедуба отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, которое у него было доведено до совершенства. Возможно, то, что перед отправкой на фронт он провел несколько лет в должности инструктора, сыграло очень большую роль в его будущих успехах в небе. Кожедуб мог легко вести прицельный огонь по противнику при любом положении самолета в воздухе, а также легко выполнял сложные фигуры пилотажа. Будучи отличным снайпером, он предпочитал вести воздушный бой на дистанции в 200-300 метров.
Свою последнюю победу в Великой Отечественной войне Иван Никитович Кожедуб одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином, в этом бою он сбил два немецких истребителя FW-190. Трижды Героем Советского Союза будущий маршал авиации (звание присвоено 6 мая 1985 года) майор Кожедуб стал 18 августа 1945 года. После войны он продолжил службу в ВВС страны и прошел очень серьезный путь по карьерной лестнице, принеся еще немало пользы стране. Легендарный летчик скончался 8 августа 1991 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышки воевал с самого первого дня войны и до последнего. За это время он совершил 650 боевых вылетов, в которых провел 156 воздушных боев и официально лично сбил 59 самолетов противника и 6 самолетов в группе. Является вторым по результативности асом стран антигитлеровской коалиции после Ивана Кожедуба. В годы войны летал на самолетах МиГ-3, Як-1 и американском P-39 «Аэрокобра».
Цифра сбитых самолетов является весьма условной. Довольно часто Александр Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где ему также удавалось одерживать победы. Однако засчитывались лишь те из них, которые можно было подтвердить наземными службами, то есть по возможности над своей территорией. Таких неучтенных побед только в 1941 году у него могло быть 8. При этом они копились всю войну. Также Александр Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счет своим подчиненным (в основном ведомым), стимулируя их таким образом. В те годы это было довольно распространенным явлением.
Уже во время первых недель войны Покрышкин смог понять, что тактика советских ВВС устарела. Тогда же он начал заносить свои записи на этот счет в записную книжку. Он вел аккуратную запись воздушных боев, в которых принимал участие он сам и его друзья, после чего делал детальный анализ написанного. При этом в то время ему приходилось сражаться в очень тяжелых условиях постоянного отступления советских войск. Позднее он говорил: «Те, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знают настоящей войны ».
После развала Советского Союза и массированной критики всего, что было связано с тем периодом, некоторые авторы принялись «урезать» количество побед Покрышкина. Связано это было и с тем, что в конце 1944 года официальная советская пропаганда окончательно сделала из летчика «светлый образ героя, главного истребителя войны». Для того чтобы не потерять героя в случайном бою, было приказано ограничить полеты Александра Ивановича Покрышкина, который к тому моменту уже командовал полком. 19 августа 1944 года после 550 боевых вылетов и 53 официально одержанных побед он стал трижды Героем Советского Союза, первым в истории.
Волна «разоблачений», которая нахлынула после 1990-х годов, прошлась по нему еще и потому, что после войны он сумел занять пост Главнокомандующего войсками ПВО страны, то есть стал «крупным советским чиновником». Если же говорить о низком соотношении побед к совершенным вылетам, то можно отметить, что длительное время в начале войны Покрышкин на своем МиГ-3, а затем и Як-1 вылетал на штурмовку наземных войск противника или выполнение разведывательных полетов. Для примера к середине ноября 1941 года летчик выполнил уже 190 боевых вылетов, но подавляющее их большинство - 144 было на штурмовку наземных войск врага.
Александр Иванович Покрышкин был не только хладнокровным, отважным и виртуозным советским летчиком, но и думающим пилотом. Он не боялся выступать с критикой существующей тактики применения истребительной авиации и выступал за ее замену. Дискуссии по этому поводу с командиром полка в 1942 году привели к тому, что летчика-аса даже исключили из партии и направили дело в трибунал. Спасло пилота заступничество комиссара полка и вышестоящего командования. Дело против него прекратили и восстановили в партии.
После войны Покрышкин долгое время конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно сказывалось на его карьере. Все изменилось лишь в 1953 году после смерти Иосифа Сталина. В последующем он сумел дослужиться до звания маршала авиации, которое было присвоено ему в 1972 году. Скончался прославленный летчик-ас 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет в Москве.
Григорий Андреевич Речкалов
Григорий Андреевич Речкалов воевал с самого первого дня Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. В годы войны выполнил более 450 боевых вылетов, сбив в 122 воздушных боях 56 самолетов противника лично и 6 в группе. По другим данным количество его личных воздушных побед могло перевалить за 60. В годы войне летал на самолетах И-153 «Чайка», И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра».
Наверно, ни у одного другого советского летчика-истребителя не было на счету такого разнообразия сбитых машин противника, как у Григория Речкалова. Среди его трофеев были истребители Me-110, Me-109, Fw-190, бомбардировщики Ju-88, He-111, пикирующий бомбардировщик Ju-87, штурмовик Hs-129, самолеты-разведчики Fw-189 и Hs-126, а также такая редкая машина как итальянская «Савойя» и польский истребитель PZL-24, который использовали ВВС Румынии.
Удивительно, но за день до начала Великой Отечественной войны Речкалов был отстранен от полетов по решению врачебно-летной комиссии, у него был выявлен дальтонизм. Но по возвращении в свою часть с этим диагнозом, он все равно был допущен к полетам. Начало войны заставило начальство просто закрыть глаза на этот диагноз, просто проигнорировав его. При этом в 55-м истребительном авиаполку он служил с 1939 года вместе с Покрышкиным.
Этот блистательный военный летчик отличался очень противоречивым и неровным характером. Являя образец решимости, мужества и дисциплины в рамках одного вылета, в другом он мог отвлечься от выполнения основной задачи и так же решительно начать преследование случайного противника, стремясь увеличить счет своих побед. Его боевая судьба на войне тесно переплелась с судьбой Александра Покрышкина. Он летал с ним в одной группе, сменял его на должности командира эскадрильи и командира полка. Сам Покрышкин лучшими качествами Григория Речкалова считал откровенность и прямоту.
Речкалов, как и Покрышкин, воевал с 22 июня 1941 года, но с вынужденным перерывом практически на два года. В первый же месяц боев он на своем устаревшем истребителе-биплане И-153 сумел сбить три самолета противника. Успел полетать он и на истребителе И-16. 26 июля 1941 года во время боевого вылета под Дубоссарами был ранен в голову и в ногу огнем с земли, но сумел привести свой самолет на аэродром. После этого ранения он провел в госпитале 9 месяцев, за это время пилоту сделали три операции.
И в очередной раз медицинская комиссия попыталась поставить на пути будущего прославленного аса непреодолимое препятствие. Григория Речкалова отправили служить в запасной полк, который был укомплектован самолетами У-2. Будущий дважды Герой Советского Союза воспринял такое направление, как личное оскорбление. В штабе ВВС округа он сумел добиться того, чтобы его вернули в свой полк, который на тот момент времени назывался 17-м Гвардейским истребительным авиационным полком. Но совсем скоро полк был отозван с фронта для перевооружения на новые американские истребители «Аэрокобра», которые шли в СССР в рамках программы Ленд-лиза. По этим причинам вновь бить врага Речкалов начал лишь в апреле 1943 года.
Григорий Речкалов, будучи одной из отечественных звезд истребительной авиации, прекрасно мог взаимодействовать с другими летчиками, угадывая их намерения и работая вместе группой. Еще в годы войны между ним и Покрышкиным возник конфликт, но он никогда не стремился выплеснуть по этому поводу какой-то негатив или обвинить своего оппонента. Напротив, в мемуарах он хорошо отзывался о Покрышкине, отмечая, что им удалось разгадать тактику немецких летчиков, после чего они начали применять новые приемы: начали летать парами, а не звеньями, лучше использовать для наведения и связи радио, эшелонировать свои машины так называемой «этажеркой».
Григорий Речкалов одержал на «Аэрокобре» 44 победы, больше чем у других советских летчиков. Уже после завершения войны кто-то спросил прославленного летчика, что он больше всего ценил в истребителе «Аэрокобра», на котором было одержано столько побед: мощь огневого залпа, скорость, обзор, надежность мотора? На этот вопрос летчик-ас ответил, что все перечисленное, конечно, имело значение, это были явные достоинства самолета. Но главное по его словам было в радио. На «Аэрокобре» была отличная, редкая в те годы радиосвязь. Благодаря этой связи летчики в бою могли общаться между собой, словно по телефону. Кто-то что-то увидел - сразу все члены группы в курсе. Поэтому в боевых вылетах у нас не случалось никаких неожиданностей.
После завершения войны Григорий Речкалов продолжал свою службу в ВВС. Правда, не так долго как другие советские асы. Уже в 1959 году он ушел в запас в звании генерал-майора. После чего жил и работал в Москве. Скончался в Москве 20 декабря 1990 года в возрасте 70 лет.
Николай Дмитриевич Гулаев
Николай Дмитриевич Гулаев оказался на фронтах Великой Отечественной войны в августе 1942 года. Всего за годы войны совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых лично уничтожил 55 самолетов противника и еще 5 самолетов в группе. Такая статистика делает Гулаева самым эффективным советским асом. На каждые 4 вылета у него приходился сбитый самолет или в среднем больше одного самолета на каждый воздушный бой. Во время войны летал на истребителях И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра», большинство своих побед, как и Покрышкин с Речкаловым, он одержал на «Аэрокобре».
Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев сбил не намного меньше самолетов, чем Александр Покрышкин. Но по результативности боев он намного превзошел и его и Кожедуба. При этом воевал он меньше двух лет. Сначала он в глубоком советском тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных объектов промышленности, защищая их от налетов вражеской авиации. А в сентябре 1944 года, его практически в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-Воздушную академию.
Свой самый результативный бой советский летчик совершил 30 мая 1944 года. В одном воздушном бою над Скулени ему удалось сбить сразу 5 вражеских самолетов: два Me-109, Hs-129, Ju-87 и Ju-88. Во время боя он был сам серьезно ранен в правую руку, но, сконцентрировав все свои силы и волю, смог довести свой истребитель до аэродрома, истекая кровью, совершил посадку и уже, зарулив на стоянку, потерял сознание. Летчик пришел в себя только в госпитале после операции, здесь же он узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.
Все время, пока Гулаев был на фронте, он воевал отчаянно. За это время он успел совершить два успешных тарана, сумев после этого посадить свой поврежденный самолет. Несколько раз за это время был ранен, но после ранений неизменно возвращался назад в строй. В начале сентября 1944 года летчика-аса в принудительном порядке отправили на учебу. В тот момент исход войны всем уже был ясен и прославленных советских асов старались беречь, в приказном порядке отправляя в Военно-Воздушную академию. Таким образом, война неожиданно закончилась и для нашего героя.
Николая Гулаева называли ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Зачастую летчик отваживался на совершение «нерациональных действий», которые шокировали немецких летчиков, но помогали ему одерживать победы. Даже среди других далеко неординарных советских летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделялась своей колоритностью. Только такой человек, обладающий беспримерной отвагой, сумел бы провести 10 сверхрезультативных воздушных боев, записав две своих победы на успешный таран самолетов противника.
Скромность Гулаева на людях и в своей самооценке диссонировала с его исключительно агрессивной и настойчивой манерой ведения воздушного боя, а открытость и честность он с мальчишеской непосредственностью сумел пронести через всю свою жизнь, сохранив до конца жизни и некоторые юношеские предрассудки, что не помешало ему дослужиться до звания генерал-полковника авиации. Прославленный летчик скончался 27 сентября 1985 года в Москве.
Кирилл Алексеевич Евстигнеев
Кирилл Алексеевич Евстигнеев дважды Герой Советского Союза. Как и Кожедуб начал свой боевой путь сравнительно поздно, только в 1943 году. За годы войны совершил 296 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбив 53 самолета противника и 3 в группе. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-5ФН.
Почти двухлетнее «запоздание» с появлением на фронте было связано тем, что летчик-истребитель страдал язвенной болезнью желудка, а с этим заболеванием на фронт не допускали. С начала Великой Отечественной войны он работал инструктором в летной школе, а после этого перегонял ленд-лизовские «Аэрокобры». Работа инструктором дала ему очень много, как и другому советскому асу Кожедубу. При этом Евстигнеев не переставал писать рапорты командованию с просьбой отправить его на фронт, в результате они все-таки были удовлетворены.
Свое боевое крещение Кирилл Евстигнеев получил в марте 1943 года. Как и Кожедуб он воевал в составе 240-го истребительного авиационного полка, летал на истребителе Ла-5. В первый же свой боевой вылет 28 марта 1943 года одержал две победы.
За все время войны неприятелю так и не удалось сбить Кирилла Евстигнеева. Но вот от своих ему досталось дважды. Первый раз увлекшийся воздушным боем пилот Як-1 врезался в его самолет сверху. Летчик Як-1 тут же выпрыгнул из самолета, лишившегося одного крыла, с парашютом. А вот Ла-5 Евстигнеева пострадал меньше, и ему удалось дотянуть самолет до позиций своих войск, посадив истребитель рядом с окопами.
Второй случай более загадочный и драматичный произошел над своей территорией в отсутствии в воздухе самолетов противника. Фюзеляж его самолета прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги, машина загорелась и вошла в пике, а летчику пришлось прыгать из самолета с парашютом. В госпитале врачи склонялись к тому, чтобы ампутировать пилоту стопу, но он нагнал на них такого страху, что те отказались от своей затеи. А уже через 9 дней летчик сбежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения своей родной части 35 километров.
Кирилл Евстигнеев постоянно наращивал количество своих воздушных побед. До 1945 года летчик опережал Кожедуба. При этом врач части периодически отсылал его в госпиталь подлечивать язву и раненную ногу, чему летчик-ас страшно противился. Кирилл Алексеевич был тяжело болен еще с предвоенных времен, в своей жизни он перенес 13 хирургических операций. Очень часто прославленный советский летчик летал, превозмогая физическую боль.
Евстигнеев, что называется, был одержим полетами. В свободное время он старался натаскивать молодых летчиков-истребителей. Был инициатором проведения учебных воздушных боев. По большей части его противником в них оказывался Кожедуб. При этом Евстигнеев был начисто лишен чувства страха, даже в самом конце войны хладнокровно шел в лобовую атаку на шестипушечные «Фоккеры», одерживая над ними победы. Кожедуб так отзывался о своем боевом товарище: «Летчик-кремень».
Войну гвардии капитан Кирилл Евстигнеев закончил штурманом 178-го Гвардейского истребительного авиаполка. Последний свой бой летчик провел в небе Венгрии 26 марта 1945 года, на своем уже пятом за войну истребителе Ла-5. После войны продолжил службу в ВВС СССР, в 1972 году ушел в отставку в звании генерал-майора, жил в Москве. Скончался 29 августа 1996 года в возрасте 79 лет, похоронен на Кунцевском кладбище столицы.