Анализ произведения рыба кит ким. Краткая биография Ю
· Рассказывает о работе китобоев, о обычаях моряков и китобое, в частности «травить байки», т.е. рассказывать небылицы, .о том, что в этом устном жанре есть настоящие мастера; спрашивает учащихся, какие свойства человеческой натуры проявились в этом жанре, если труд моряков тяжел, опасен, они подолгу оторваны от земли, от родных и близких · Дает задание прочитать стихотворение вслух, найти незнакомые слова, и попробовать дать им объяснение; · Просит найти неправдоподобные ситуации в стихотворении или задает вопросы: мог ли попасться на лот кит, если лот – это инструмент для измерения глубины воды, мог ли вообще попасться кит на удочку., рыба ли кит и т.п.; · Дает задание восстановить рыбацкую байку о том, как поймали кита, которую Ю.Ким узнал, работая на Камчатке · Проводит беседу о жанровом своеобразии песни Ю. Кима по вопросам на стр. 196 пособия: Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-я кассе. Поурочные разработки. · Проводит беседу об особенностях создания комического в песне по вопросам на стр. 196 пособия: Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-я кассе. Поурочные разработки; · Просит предположить, какие факты из жизни Ю. Кима могли стать основой содержания его стихов; · Организует чтение статьи учебника о Ю. Киме; · Организует прослушивание аудиозаписи других песен Ю. Кима · Проводит беседу о том, что помогло пятиклассникам понять стихотворение Ю.Кима; · Организует чтение статьи С.Я. Маршака «О талантливом читателе», спрашивает, относят ли себя учащиеся к талантливым читателямКим Юлий Черсанович является одним из самых известных отечественных писателей, драматургов, поэтов, композиторов бардов. Будущий писатель родился в городе Москва в 1936 году. После того, как его родителей арестовали в 1938 году, Ким покидает столицу на целых 16 лет и отправляется жить в Туркмению. А в 1954 году он возвращается в родной город. Ким учился на историко-филологическом факультете в Московском педагогическом университете, который окончил в 1959 году. Дальше по распределению уехал работать на Камчатку, потом снова вернулся в столицу, где несколько лет работал преподавателем истории и обществоведения, работал также в интернате 18 при МГУ. С этих самых лет Юлий Ким впервые начал обращаться к творчеству, разыгрывать с учениками сценки со сценарием и музыкой, которые напоминали современные мюзиклы. В период с 1965 по 1968 годы писатель стал заметным участником в правозащитном движении.
А далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Как-то ночкой чёрной Вышел капитан тан тан тан. И в трубу подзорную Ищет он кита ха-ха. Нет кита, Но нет кита, Но нет кита не видно, Вот беда, ну, вот беда, Ну, до чего ж обидно, ага. Как-то юнга Дудочкин Бросил в море лот, лот, лот, лот. И на эту удочку клюнул кашалот, о! Вот и кит, ну что за вид, Ну только рёбра видно, Фу, какой худой такой, Ну до чего ж обидно, ага. На далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Ну до чего ж обидно.
Домашнее задание Выполнить раздел из учебника « Учимся читать выразительно». Подготовьте развёрнутый ответна вопрос: «Как вы понимаете слова С. Я.Маршака о талантливом читателе?»Нарисовать иллюстрацию к песне «Рыба-кит»и выучить на изучать. Подготовить биографию Стивенсона и выучить наизусть стихотворение «Бересковый мёд» Внимание: Выучить наизусть одно стихотворение!!!(На выбор)
Юлий Черсанович Ким (родился в 1936) — российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард.
Юлий Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве. После ареста родителей покинул столицу в 1938 году на 16 лет, которые провел в Калужской области и в Туркмении. С 1954 года — опять москвич.
Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959), работал пять лет по распределению на Камчатке, затем несколько лет в Москве, преподавал историю и обществоведение (в том числе - в школе-интернате номер 18 при МГУ им. М. В.Ломоносова). Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла. В 1965—1968 годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения. В 1966 году он женился на Ирине Петровне Якир (1948—1999) — внучке репрессированного командарма И. Э. Якира. Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент, был арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года. В 1968 году Ким расстался со школой навеки по воле начальства, не простившего ему участия в правозащитном движении. (Вероятно, таких песн, как Адвокатский вальс, Господа и дамы и других). С тех пор — свободный художник. Ещё будучи студентом пединститута Юлий Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 г.) и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре с особым "цыганским" строем. Его первые концерты прокатились по Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России. C 1968 г. стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом "Ю. Михайлов", поскольку фамилия "Ким" звучала для начальства по-диссидентски крамольно. Большинство песен Юлия Кима написано на собственную музыку, многое написано также в соавторстве с такими композиторами, как Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников. В 1974 году Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами. В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе "Ной и его сыновья". В том же году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под собственным именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями — "Рыба-кит". К настоящему времени дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований дисков, аудио - и видеокассет с записями песен. Песни Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых "Строфы века" (составитель Е. Евтушенко, 1994).
Юлий Ким — член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), Пен-клуба (1997). Автор около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг. Лауреат премии "Золотой Остап" (1998). Лауреат российской Государственной премии им. Булата Окуджавы (2000). С 1998 года живет в Иерусалиме и в Москве поочерёдно. Член редколлегии "Иерусалимского журнала". Участвовал в записи "Иерусалимского альбома" — первого диска из серии "Авторская песня в Израиле". В Израиле Юлий Ким два раза в год проводит презентации "Иерусалимского журнала", вместе с поэтом и редактором "Иерусалимского журнала" Игорем Бяльским и Игорем Губерманом, ведёт презентации журнала и в Москве. В Израиле сочиняет песни в соавторстве с композитором и бардом Мариной Меламед. В 2002—2006 году Юлий Ким совместно с Игорем Бяльским написал пьесу в стихах о строительстве второго Храма.
Рыба-кит
Юлий Черсанович Ким
Род. в 1936 г.
Юлий Черсанович Ким родился в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт. После института преподавал историю и литературу на Камчатке, затем в Москве.
Работал учителем 9 лет. В институте начал писать песни, вскоре они зазвучали во многих фильмах («Бумбараш», «Двенадцать стульев», «Про Красную Шапочку», «Обыкновенное чудо» и др.). В 1996 году вышли книги Ю. Кима («Творческий вечер», «Летучий ковёр»). Его песни до сих пор звучат в концертах, по радио, по телевидению и радуют слушателей.
Прочитайте весёлую песню Ю. Кима «Рыба-кит» вслух или спойте её.
Как вы думаете, что делает её такой весёлой и бодрой?
Рыба-кит
На далёком Севере
Бродит рыба-кит,
А за ним на сейнере
Ходят рыбаки.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Как-то ночкой чёрною
Вышел капитан,
И в трубу подзорную
Ищет он кита.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Как-то юнга Дудочкин
Бросил в море лот,
И на эту удочку
Клюнул кашалот.
Вот и кит, ну что за вид,
Ну только рёбра видно.
Ах какой, худой такой,
Ну до чего ж обидно!
На далёком Севере
Ходит рыба-кит,
А за ним на сейнере
Ходят рыбаки.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Совершенствуем свою речь
1. Читая или слушая исполнение юмористического стихотворения-песни известного поэта Юлия Кима, мы весело улыбаемся. Как ритм стихотворения, повторы, неожиданные словосочетания помогают нам понять, что это юмористическое произведение и что это песня?
2. Объясните значение слов и подберите к ним синонимы:
Подготовьтесь к конкурсу на самое смешное чтение наизусть (возможно инсценированное) стихотворения Ю. Кима «Рыба-кит».
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ставропольский государственный педагогический институт
Историко-филологический факультет
Кафедра теории и методики преподавания
исторических и филологических дисциплин
Конспект урока литературы
Тема: Юлий Ким «Рыба-кит ».
Разработала: студентка 4 курса
историко-филологического факультета,
отделения русского языка и литературы
Новикова Анастасия Андреевна
Проверили: учитель русского языка и литературы
Макаренко Елена Владимировна
групповой руководитель:
Петренко Денис Иванович
Оценки за урок:
___________ (подпись учителя)
___________ (подпись гр.рук.)
Ставрополь, 2016
УМК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Тема урока: Юлий Ким «Рыба-кит»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Обучающая цель:
Совершенствовать умение пересказывать прочитанное.
Совершенствовать навыки выразительного чтения.
2.Развивающая цель:
Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа.
3.Воспитывающая цель:
Воспитывать интерес детей к чтению.
Универсальные учебные действия (УУД):
Предметные: ознакомиться с песней Ю.Кима «Рыба-кит»; овладение навыками анализа текста.
Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста.
Формы обучения: Индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения: По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения: Фронтальный опрос, индивидуальные задания, работа по командам, составление синквейна.
Оборудование: Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор,.
Технологическая карта урока
(1мин.)Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
II . Проверка заданного на дом материала.
(10мин.)
Цель этапа: проверка усвоения материала, умение формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!
Все ли готовы к уроку?
Перед тем, как мы перейдем к произведению, предлагаю поиграть.
Каждая и з команд, должна вспомнить как можно больше скороговорок. Команда, которая не может вспомнить скороговорки, выбывает из игры. Побеждает команда, оставшаяся последней.
Белые бараны били в барабаны.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Баран - буян залез в бурьян.
Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Приветствуют учителя.
Играют
Отвечают
Метод мотивации учебной деятельности.
Личностные: внимание, уважение к окружающим;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
Регулятивные:
саморегуляция.
Познавательные
Коммуникативные:
III .Актуализация знаний. (3мин.)
Цель: повторение ранее изученного материала.
Сегодня на уроке, мы с вами продолжим знакомиться с юмористическими произведениями. Кто что запомнил о жизни и творчестве Юлия Кима?
Отвечают на вопросы.
Метод фронтальной организации обучающихся.
Познавательные : выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
IV .Постановка цели и задач урока. (5мин).
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
Давайте послушаем стихотворение-песню «Рыба-кит».
Какое настроение у песни?
Что позволило определить настроение песни?
Подумайте и ответьте, есть ли нелепости в тексте песенки?
какие нелепости заметили?
С какой целью происходит включение нелепого в текст песенки?
Участвуют в диалоге.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: целеполагание
Физминутка (2мин.).
Слайд
Выполняют
Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
V .Беседа по содержанию рассказа и составление схемы. (22мин.)
Цель: проанализировать произведение при помощи комментированного чтения.
Давайте еще раз прочитаем произведение.
Все ли слова были вам знакомы?
Сейнер - это рыбопромысловое судно. Обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.
Юнга - мальчик на судне, готовящийся в матросы.
Кашалот - морское млекопитающее, крупнейшее из зубатых китов.
Мог ли попасться на лот кит, если лот – это инструмент для измерения глубины воды,
Мог ли вообще попасться кит на удочку?
Кто главный герой произведения?
А теперь мы с вами составим синквейн (пятистрочная форма стихотворения).
Вы раньше составляли синквейны?
Давайте для примера составим синквейн на тему: «Весна».
Весна.
Теплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
«Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче». М.Горький
Солнце.
А теперь самостоятельно составим синквейн на тему: «Юмор»
Ученик читает вслух стихотворение «Рыба-кит»
Записывают таблицу в тетрадь
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Проблемный, метод фронтальной организации обучающихся.
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
VI .Рефлексия. (5мин.)
Цель : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
О чём узнали сегодня на уроке?
Что нового открыли для себя?
Чему научились? ·
Что в личности поэта Ю. Кима удивило вас?
Отвечают на вопросы.
Личностные:
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
VII .Задание на дом.(2мин.)
Ознакомиться с домашним заданием.
Составить таблицу по сюжету произведений: «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», «Рыба-кит»
Методы:
По способу передачи и усвоения информации: словесный.
Коммуникативные:
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Умение слушать и вступать в диалог.