Анализ произведения рыба кит ким. Краткая биография Ю

· Рассказывает о работе китобоев, о обычаях моряков и китобое, в частности «травить байки», т.е. рассказывать небылицы, .о том, что в этом устном жанре есть настоящие мастера; спрашивает учащихся, какие свойства человеческой натуры проявились в этом жанре, если труд моряков тяжел, опасен, они подолгу оторваны от земли, от родных и близких · Дает задание прочитать стихотворение вслух, найти незнакомые слова, и попробовать дать им объяснение; · Просит найти неправдоподобные ситуации в стихотворении или задает вопросы: мог ли попасться на лот кит, если лот – это инструмент для измерения глубины воды, мог ли вообще попасться кит на удочку., рыба ли кит и т.п.; · Дает задание восстановить рыбацкую байку о том, как поймали кита, которую Ю.Ким узнал, работая на Камчатке · Проводит беседу о жанровом своеобразии песни Ю. Кима по вопросам на стр. 196 пособия: Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-я кассе. Поурочные разработки. · Проводит беседу об особенностях создания комического в песне по вопросам на стр. 196 пособия: Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-я кассе. Поурочные разработки; · Просит предположить, какие факты из жизни Ю. Кима могли стать основой содержания его стихов; · Организует чтение статьи учебника о Ю. Киме; · Организует прослушивание аудиозаписи других песен Ю. Кима · Проводит беседу о том, что помогло пятиклассникам понять стихотворение Ю.Кима; · Организует чтение статьи С.Я. Маршака «О талантливом читателе», спрашивает, относят ли себя учащиеся к талантливым читателям

Ким Юлий Черсанович является одним из самых известных отечественных писателей, драматургов, поэтов, композиторов бардов. Будущий писатель родился в городе Москва в 1936 году. После того, как его родителей арестовали в 1938 году, Ким покидает столицу на целых 16 лет и отправляется жить в Туркмению. А в 1954 году он возвращается в родной город. Ким учился на историко-филологическом факультете в Московском педагогическом университете, который окончил в 1959 году. Дальше по распределению уехал работать на Камчатку, потом снова вернулся в столицу, где несколько лет работал преподавателем истории и обществоведения, работал также в интернате 18 при МГУ. С этих самых лет Юлий Ким впервые начал обращаться к творчеству, разыгрывать с учениками сценки со сценарием и музыкой, которые напоминали современные мюзиклы. В период с 1965 по 1968 годы писатель стал заметным участником в правозащитном движении.


А далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Как-то ночкой чёрной Вышел капитан тан тан тан. И в трубу подзорную Ищет он кита ха-ха. Нет кита, Но нет кита, Но нет кита не видно, Вот беда, ну, вот беда, Ну, до чего ж обидно, ага. Как-то юнга Дудочкин Бросил в море лот, лот, лот, лот. И на эту удочку клюнул кашалот, о! Вот и кит, ну что за вид, Ну только рёбра видно, Фу, какой худой такой, Ну до чего ж обидно, ага. На далёком севере Ходит рыба-кит, кит, кит, кит, А за ней на сейнере ходят рыбаки. Ну, нет кита, ну, нет кита, Ну, нет кита не видно. Вот беда, ну, вот беда, Ну до чего ж обидно, ага. Ну до чего ж обидно.




Домашнее задание Выполнить раздел из учебника « Учимся читать выразительно». Подготовьте развёрнутый ответна вопрос: «Как вы понимаете слова С. Я.Маршака о талантливом читателе?»Нарисовать иллюстрацию к песне «Рыба-кит»и выучить на изучать. Подготовить биографию Стивенсона и выучить наизусть стихотворение «Бересковый мёд» Внимание: Выучить наизусть одно стихотворение!!!(На выбор)

Юлий Черсанович Ким (родился в 1936) — российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард.

Юлий Ким родился 23 декабря 1936 г. в Москве. После ареста родителей покинул столицу в 1938 году на 16 лет, которые провел в Калужской области и в Туркмении. С 1954 года — опять москвич.

Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959), работал пять лет по распределению на Камчатке, затем несколько лет в Москве, преподавал историю и обществоведение (в том числе - в школе-интернате номер 18 при МГУ им. М. В.Ломоносова). Уже в эти годы Юлий Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла. В 1965—1968 годах Юлий Ким становится одним из активистов правозащитного движения. В 1966 году он женился на Ирине Петровне Якир (1948—1999) — внучке репрессированного командарма И. Э. Якира. Отец Ирины, известный правозащитник и диссидент, был арестован в 14 лет и вышел на свободу только в 32 года. В 1968 году Ким расстался со школой навеки по воле начальства, не простившего ему участия в правозащитном движении. (Вероятно, таких песн, как Адвокатский вальс, Господа и дамы и других). С тех пор — свободный художник. Ещё будучи студентом пединститута Юлий Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 г.) и исполнять их, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре с особым "цыганским" строем. Его первые концерты прокатились по Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России. C 1968 г. стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино. Будучи участником диссидентского движения, долгое время появлялся в титрах кинофильмов и афишах спектаклей под псевдонимом "Ю. Михайлов", поскольку фамилия "Ким" звучала для начальства по-диссидентски крамольно. Большинство песен Юлия Кима написано на собственную музыку, многое написано также в соавторстве с такими композиторами, как Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников. В 1974 году Юлий Ким вступает в Московский профком драматургов и начинает работу над собственными пьесами. В 1985 году он исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе "Ной и его сыновья". В том же году отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под собственным именем. Тогда же вышел первый диск с его песнями — "Рыба-кит". К настоящему времени дискография Юлия Кима насчитывает более 20 наименований дисков, аудио - и видеокассет с записями песен. Песни Юлия Кима вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых "Строфы века" (составитель Е. Евтушенко, 1994).

Юлий Ким — член Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991), Пен-клуба (1997). Автор около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг. Лауреат премии "Золотой Остап" (1998). Лауреат российской Государственной премии им. Булата Окуджавы (2000). С 1998 года живет в Иерусалиме и в Москве поочерёдно. Член редколлегии "Иерусалимского журнала". Участвовал в записи "Иерусалимского альбома" — первого диска из серии "Авторская песня в Израиле". В Израиле Юлий Ким два раза в год проводит презентации "Иерусалимского журнала", вместе с поэтом и редактором "Иерусалимского журнала" Игорем Бяльским и Игорем Губерманом, ведёт презентации журнала и в Москве. В Израиле сочиняет песни в соавторстве с композитором и бардом Мариной Меламед. В 2002—2006 году Юлий Ким совместно с Игорем Бяльским написал пьесу в стихах о строительстве второго Храма.

Рыба-кит

Юлий Черсанович Ким
Род. в 1936 г.

Юлий Черсанович Ким родился в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт. После института преподавал историю и литературу на Камчатке, затем в Москве.

Работал учителем 9 лет. В институте начал писать песни, вскоре они зазвучали во многих фильмах («Бумбараш», «Двенадцать стульев», «Про Красную Шапочку», «Обыкновенное чудо» и др.). В 1996 году вышли книги Ю. Кима («Творческий вечер», «Летучий ковёр»). Его песни до сих пор звучат в концертах, по радио, по телевидению и радуют слушателей.

Прочитайте весёлую песню Ю. Кима «Рыба-кит» вслух или спойте её.

Как вы думаете, что делает её такой весёлой и бодрой?

Рыба-кит

    На далёком Севере
    Бродит рыба-кит,
    А за ним на сейнере
    Ходят рыбаки.

    Но нет кита, но нет кита,
    Но нет кита, не видно.
    Вот беда, ну вот беда,
    Ну до чего ж обидно!

    Как-то ночкой чёрною
    Вышел капитан,
    И в трубу подзорную
    Ищет он кита.

    Но нет кита, но нет кита,
    Но нет кита, не видно.
    Вот беда, ну вот беда,
    Ну до чего ж обидно!

    Как-то юнга Дудочкин
    Бросил в море лот,
    И на эту удочку
    Клюнул кашалот.

    Вот и кит, ну что за вид,
    Ну только рёбра видно.
    Ах какой, худой такой,
    Ну до чего ж обидно!

    На далёком Севере
    Ходит рыба-кит,
    А за ним на сейнере
    Ходят рыбаки.

    Но нет кита, но нет кита,
    Но нет кита, не видно.
    Вот беда, ну вот беда,
    Ну до чего ж обидно!

Совершенствуем свою речь

1. Читая или слушая исполнение юмористического стихотворения-песни известного поэта Юлия Кима, мы весело улыбаемся. Как ритм стихотворения, повторы, неожиданные словосочетания помогают нам понять, что это юмористическое произведение и что это песня?

2. Объясните значение слов и подберите к ним синонимы:

Подготовьтесь к конкурсу на самое смешное чтение наизусть (возможно инсценированное) стихотворения Ю. Кима «Рыба-кит».

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ставропольский государственный педагогический институт

Историко-филологический факультет

Кафедра теории и методики преподавания

исторических и филологических дисциплин

Конспект урока литературы

Тема: Юлий Ким «Рыба-кит ».

Разработала: студентка 4 курса

историко-филологического факультета,

отделения русского языка и литературы

Новикова Анастасия Андреевна

Проверили: учитель русского языка и литературы

Макаренко Елена Владимировна

групповой руководитель:

Петренко Денис Иванович

Оценки за урок:

___________ (подпись учителя)

___________ (подпись гр.рук.)

Ставрополь, 2016

УМК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Тема урока: Юлий Ким «Рыба-кит»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Обучающая цель:

Совершенствовать умение пересказывать прочитанное.

Совершенствовать навыки выразительного чтения.

2.Развивающая цель:

Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа.

3.Воспитывающая цель:

Воспитывать интерес детей к чтению.

Универсальные учебные действия (УУД):

Предметные: ознакомиться с песней Ю.Кима «Рыба-кит»; овладение навыками анализа текста.

Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста.

Формы обучения: Индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения: Фронтальный опрос, индивидуальные задания, работа по командам, составление синквейна.

Оборудование: Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор,.

Технологическая карта урока

(1мин.)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II . Проверка заданного на дом материала.

(10мин.)

Цель этапа: проверка усвоения материала, умение формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!

Все ли готовы к уроку?

Перед тем, как мы перейдем к произведению, предлагаю поиграть.

Каждая и з команд, должна вспомнить как можно больше скороговорок. Команда, которая не может вспомнить скороговорки, выбывает из игры. Побеждает команда, оставшаяся последней.

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.

Баран - буян залез в бурьян.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Приветствуют учителя.

Играют

Отвечают

Метод мотивации учебной деятельности.

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные:

саморегуляция.

Познавательные

Коммуникативные:

III .Актуализация знаний. (3мин.)

Цель: повторение ранее изученного материала.

Сегодня на уроке, мы с вами продолжим знакомиться с юмористическими произведениями. Кто что запомнил о жизни и творчестве Юлия Кима?

Отвечают на вопросы.

Метод фронтальной организации обучающихся.

Познавательные : выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV .Постановка цели и задач урока. (5мин).

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

Давайте послушаем стихотворение-песню «Рыба-кит».

Какое настроение у песни?

Что позволило определить настроение песни?

Подумайте и ответьте, есть ли нелепости в тексте песенки?

какие нелепости заметили?

С какой целью происходит включение нелепого в текст песенки?

Участвуют в диалоге.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: целеполагание

Физминутка (2мин.).

Слайд

Выполняют

Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

V .Беседа по содержанию рассказа и составление схемы. (22мин.)

Цель: проанализировать произведение при помощи комментированного чтения.

Давайте еще раз прочитаем произведение.

Все ли слова были вам знакомы?

Сейнер - это рыбопромысловое судно. Обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части.

Юнга - мальчик на судне, готовящийся в матросы.

Кашалот - морское млекопитающее, крупнейшее из зубатых китов.

Мог ли попасться на лот кит, если лот – это инструмент для измерения глубины воды,

Мог ли вообще попасться кит на удочку?

Кто главный герой произведения?

А теперь мы с вами составим синквейн (пятистрочная форма стихотворения).

Вы раньше составляли синквейны?

Давайте для примера составим синквейн на тему: «Весна».

Весна.
Теплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
«Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче». М.Горький
Солнце.

А теперь самостоятельно составим синквейн на тему: «Юмор»

Ученик читает вслух стихотворение «Рыба-кит»

Записывают таблицу в тетрадь

    Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

    Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

    Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

    Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

    Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Проблемный, метод фронтальной организации обучающихся.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

VI .Рефлексия. (5мин.)

Цель : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

О чём узнали сегодня на уроке?

Что нового открыли для себя?

Чему научились? ·

Что в личности поэта Ю. Кима удивило вас?

Отвечают на вопросы.

Личностные:

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VII .Задание на дом.(2мин.)

Ознакомиться с домашним заданием.

Составить таблицу по сюжету произведений: «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», «Рыба-кит»

Методы:

По способу передачи и усвоения информации: словесный.

Коммуникативные:

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Умение слушать и вступать в диалог.