А зори здесь тихие стойкость духа. Трусость в рассказе а зори здесь тихие

Значкова Евгения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рожденные в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть…

Война – это страшное слово. Это горе и слезы, это ужас и разрушение, это безумие и уничтожение всего живого. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминаниями. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

Я знаю многих писателей, которые прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, многие получили тяжелые увечья, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они писали о войне, вот почему вновь и вновь рассказывали о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения. Они просто не могли уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несет забвение уроков прошлого.

Мой любимый писатель – Борис Васильев. В начале войны он был молодым лейтенантом. Самые лучшие его произведения – о войне, о том, как человек остается человеком, только до конца выполнив свой долг. Как к незаживающей ране я прикасаюсь к его трагической повести «А зори здесь тихие…». Она произвела на меня огромное впечатление. Повесть читается с неослабевающим интересом от начала до конца. Мысли и действия героев держат в постоянном напряжении.

«Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт…»…

Такими словами начинает Борис Васильев свою повесть. В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова «мужчины» и «война», а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их.

Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это пять разных, но таких чем-то похожих девчонок. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – самая мужественная, бесстрашная, волевая, она – мать! «Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются»… Женька Комелькова – «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца», всегда веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока. Галя всегда жила в своем воображаемом мире активнее, чем в действительном, поэтому она боялась…страшно боялась этой ужасной и беспощадной войны… Лиза Бричкина… «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями… Она всегда знала, что «жизнь – понятие реальное и ощутимое, она существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня». А Лиза всегда умела ждать… Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Ее такая по-детски наивная мечта – стать новой Любовью Орловой. Но никто из них так не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

Они дрались за Родину так, как никто, нигде и никогда не дрался. Они ненавидели врага ненавистью, которой можно плавить сталь, - ненавистью, когда уже не чувствуются ни боль, ни лишения… Их первым и серьезным приказом было, которому они должны строго подчиняться: «…Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону Синюхиной гряды, где и захватить противника в плен. Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро… На запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак. Боевые действия начинать только по моей команде. Своими заместителями назначаю младшего сержанта Осянину, а ежели она выйдет из строя, то бойца Гурвич…» После было много приказов. И девушки выполняли их четко, как и положено молодым солдатам. Было все: слезы, переживания, потери… На их глазах умирали близкие подруги, но они держались. Они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и было их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны!..

И смерть была у них всех разная, как разными были и их судьбы… Риту задела граната. Она понимала, что рана смертельна, и что умирать она будет долго и мучительно. Поэтому, собрав последние силы, она все-таки произвела тот роковой выстрел – выстрел в висок!.. У Гали была такая же болезненная и безрассудная смерть, как она сама, - могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась. Что ей тогда двигало, остается только догадываться. Может, трусость или просто мимолетное смятение?! Неизвестно… У Сони была жестокая смерть. Она даже понять не успела, как тонкое острие кинжала пронзило ее молодое и жизнерадостное сердце... У Жени – отчаянная и немного безрассудная! Она всегда верила в себя и даже тогда, когда уводила немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… Лизу смерть настигла неожиданно. И это была такая глупая неожиданность. Лизу затянуло в болото. «Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения Лиза верила, что это завтра будет и для нее…».

И остается старшина Васков, о котором я ещё не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро теперь у него сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек».

Как сокрушается старшина: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!» Поневоле наворачиваются слёзы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Погибли все девушки, и гибелью каждой из них «оборвалась маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества». Что же двигало ими, когда они, не жалея жизни, шли в бой, отстаивая каждую пядь земли? Может, это просто долг перед народом, перед своей Отчизной, или мужество, смелость, храбрость, патриотизм? Или всё это вместе? Всё смешалось в них.

Остро ощущаю сейчас горечь от невозвратимости потерь, а слова старшины Васкова воспринимаю как трагический реквием: «Здесь у меня болит, - он ткнул в грудь, - здесь свербит, Рита. Так свербит. Положил ведь я вас, всех пятерых положил». Странно было читать эти слова. Странно то, что старшина Васков винил во всем себя, а не фашистов, которых ненавидел больше всех на свете!

Все-таки есть в этом небольшом произведении что-то, что не оставит равнодушным ни взрослого, ни подростка. Ведь эта повесть о том, какой страшной ценой досталась советской стране победа. Автор исследует нравственные истоки героизма советского народа в Великой Отечественной войне, раскрывает новые стороны подвига людей.

Читая повесть, я невольно становилась свидетельницей будней полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому свободном глухом разъезде в Карелии. Ведь я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь её не хотели и герои повести Бориса Васильева. Они не хотели погибать, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей! В основу произведения положен незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано в нём так, что перед глазами встают все ужасы войны в её страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого несоответствия подчеркнут самим названием повести и усугубляется тем, что герои её – девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны. Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Только большая любовь к ней, желание защитить родную землю и ее невинных жителей могло заставить небольшой отряд из шести человек продолжать так мужественно сражаться.

После прочтения повести понимаешь, что такое война. Это разрушения, гибель ни в чем не повинных людей, величайшее бедствие человечества. Начинаешь понимать всю сущность этой войны. Автору точно удалось передать чувства и ощущения героев, их собственные отношения к войне.

«Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай. В обычной жизни человек никогда не замечает ее, но на войне, где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез снова выходит первобытный смысл существования – уцелеть, - минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности».

«…Врага понимать надо. Всякое действие его, всякое передвижение для тебя яснее ясного быть должно. Только тогда ты за него думать начнешь, когда сообразишь, как сам он думает. Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает…».

Тем ужаснее эта война, что погибают старики, женщины и дети. Пять молодых девушек, героинь повести, отдали свои жизни, чтобы зори были тихие, чтобы мы – нынешнее поколение – жили в мире. Повесть «А зори здесь тихие…» еще раз заставляет вспомнить о героях войны и низко поклониться их памяти. И это, прежде всего, нужно живым.

… Прошло много лет, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто пропуская мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся, хотя живем под угрозой третьей мировой войны. Потому что это было давно? Потому что некогда? Или потому что, зная всё о войне, мы не знаем только одного – что это такое? И именно эта повесть помогла мне найти ответы на эти терзающие меня вопросы. Именно она помогла мне понять, что война – это не просто пять букв, каждая из которой включает в себя весь ее ужас, а это, прежде всего люди, не вообще смерть, а смерть человека, не страдания в целом, а страдания человека. Остановимся на секунду и подумаем: такого же человека, как и я!

1. Жестокость войны.

2.1. Пять героинь.

2.2. Боль старшины.

3. Битва местного значения.

Война - это страшное слово, которое несет в себе боль и разрушение, отчаяние и тревогу, смерть и страдания. Это повсеместное горе, это общее смятение. Мучения, которые перенес человек, испытавший войну, ни с чем не сравнить, их невозможно передать.

Боль за своих близких и за себя, боль за страну и за будущее - это то, что ощущает сердце каждую минуту, каждую секунду. Именно такой изображает перед нами Борис Васильев Великую Отечественную Войну - без прикрас, без преувеличений.

Пять молодых девушек идут воевать, защищать свою землю. Пять различных судеб, пять неодинаковых характеров сливаются в унисон в борьбе с фашистами. Рита Осянина - юная мать и вдова, не успевшая насладиться семейным счастьем. Она самая отважная и неустрашимая, ответственная и серьезная.

Детдомовская и смешная девчонка, мечтающая стать великой артисткой. Соня Гурвич - обычная студентка - отличница, влюбленная в паренька и зачитывающаяся поэзией. , выросшая в лесу, мечтающая о городской жизни и суете. - веселая озорная генеральская дочь, на глазах которой была расстреляна вся семья.

Все они - яркие индивидуальные личности, пережившие тяжелое горе и стремящиеся только к одному - послужить отечеству. И девушкам это удалось. Они получают ответственное задание вместе с командиром Васковым, они все смелы, бесстрашны, мужественны. По очереди умирают молодые красивые героини, исполненные сил и здоровья. Риту зацепили осколки гранаты, Женю изрешетили автоматные выстрелы, Соню убили кинжалом в сердце… Эти страшные мучительные смерти не поколебали уверенности девушек, не заставили их предать родину, не принудили потерять мужество.

Теряя своих товарищей по оружию, старшина начинает понимать, как много они для него значили, с их девичьим смехом, женскими шутками, молодым задором. Он восхищается их силой и бесстрашием, их ненавистью к врагу и любовью к жизни, их героизмом и подвигом. Оплакивает мужчина эти страшные смерти: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери - они!» Сколько скорби, сколько нежности, сколько боли в этих словах! И он отомстил немцам за смерть девушек, пронеся на всю жизнь воспоминание о доблести его “сестричек”.

События, описанные в повести, - это события местного значения. Казалось бы, подвиг девушек не повлиял на всеобщую победу, затерялся среди громких знаменитых подвигов. Но это не так. Если бы не геройские поступки простых солдат, если бы не отвага обычных рядовых, защищающих каждый сантиметр земли, то и не стала бы возможна Грандиозная победа. Потому что без маленького не бывает великого.

Когда я читала книгу «А зори здесь тихие…», мне показалось, что я полностью перешла в мир этой книги, настолько сильно я сопереживала героям. Всё-таки, какие смелые девушки! Признаюсь честно, я плакала в конце, когда они все погибли! Я бы очень хотела, чтобы эту книгу прочитали все. Она этого достойна. Это память обо всех юных солдатах той страшной войны…

Аня Горгома, 12 лет

Туапсинский район, Краснодарский край

В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» рассказано о героизме советских девушек на фронте во время Великой Отечественной Войны. Читая эту повесть, я плакала. Жаль было девчонок, почти моих ровесниц, которые, рискуя жизнью, пытаются помочь фронту. Мысленно задавала себе вопрос: «А способна ли я на такие поступки?». Ведь жизнь одна, хочется просто быть счастливой. И я поняла: девочки и были счастливы тем, что смогли защитить то, что им дороже всего: детей, любимых, матерей, Родину. Мне очень понравилось это произведение, ведь именно такие книги помогают становиться настоящими людьми.

Юлия Колесникова, 16 лет

Венцовская детская библиотека, филиал № 4

МКУ «ВБС с/п "Венцы-Заря"» МО Гулькевичский район

Однажды в библиотеке я увидела книгу Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Книгу я прочла на одном дыхании, но какой глубокий след она оставила в моей душе! Хрупкие молодые девушки удерживали фашистов в лесу. Огромным мужеством нужно обладать, чтобы вот так защищать свою Родину.

Наталья, 17 лет

г. Краснодар

Произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» повествует о Великой Отечественной войне. Читая страницу за страницей, я о многом размышлял, ведь книга основана на реальных событиях и в ней рассказывается о молодых девушках, участвовавших в боях за Родину. Сейчас мы живем в мирное время, а в те годы умирали восемнадцатилетние девушки, каждая со своей судьбой. Война оборвала их жизни, их мечты… Если бы не война, то жизни Риты, Жени, Лизы, Сони, Гали сложились бы по-другому.

Мы знакомы со многими книгами о войне, но советую всем прочитать именно эту книгу – книгу о вкладе женщин в Победу за мир, ведь это Победа досталась дорогой и тяжелой ценой.

Аян Сырымов

8-й «Б» класс, гимназия № 45

г. Караганда, Республика Казахстан

Недавно я прочитала книгу Бориса Васильева «А зори здесь тихие». В книге рассказывается о героизме и мужестве девушек во время Великой Отечественной войны. Главные герои: пять молодых, вставших на защиту Родины девушек и старшина Васков. У каждого из них были планы, мечты, но всё перечеркнула война.

Что же будет с ними? Какие испытания будут у них на пути?.. Узнать это вы сможете, прочитав эту замечательную книгу. Я думаю, эта повесть запомнится всем читателям надолго.

Катыгорох Лада, 13 лет

Крымская центральная детская библиотека А. А. Лиханова

Краснодарский край

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» – одно из многих произведений литературы, посвящённое подвигу русских солдат в годы Великой Отечественной войны. Но эта повесть не просто о солдатах, сражавшихся за победу, а о судьбах совсем юных девушек, ставших на защиту Отечества.

Действие повести разворачивается на 171-м железнодорожном разъезде в мае 1942 года. Автор повести этим показал, что победа в боях «местного» значения оплачена такой же кровью, как и при масштабных сражениях. Это является идеей произведения.

В повести действуют шесть главных герое: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.

Федоту Васкову тридцать два года. По окончании четырёх классов полковой школы он за десять лет дослужился до старшинского звания. После финской войны его бросила жена, а сына он вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, где его убили немцы. Это горе состарило старшину, он кажется суровым, чёрствым.

Младший сержант Рита Осянина стала женой красного командира в неполные восемнадцать лет. Её сын Алик был отправлен к родителям, а Рита заняла место в строю после геройской гибели мужа на второй день войны, о чём она узнала через месяц после его гибели.

Соня Гуревич – сирота. Её родители, скорее всего, погибли в Минске, захваченном немцами. В это время Соня училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и не знала своих родителей.

Лиза Бричкина выросла в семье лесника. Она собиралась учиться в техникуме, но её планы нарушила война.

Самая красивая и беспечная из героинь повести – это Женя Комелькова. Она, дочь командира Красной армии, полюбила полковника Лужина, который был женат. За связь с ним её перевели служить на 171-й разъезд.

У каждой девушки до войны была своя судьба, они мечтали о счастливом будущем, но их общей судьбой стала война и трагическая гибель. Ценой своих жизней они выполнили приказ.

«У войны неженское лицо», понятия «женщина» и «война» несовместимы и противоестественны. Автор повести, описывая быт героинь, как бы противопоставляет их суровую солдатскую службу и редкие часы отдыха, когда бойцы предстают молодыми девушками, которые хотят быть красивыми, счастливыми, несмотря на тяготы войны.

Война в повести Б. Васильева представлена не громкими сражениями, сложными военными операциями, а будничной службой, которую несут хрупкие, совсем ещё юные девушки. Это подчёркивает и простой язык разговорной речи, которым автор описывает несправедливость и жестокость войны.

Одной из особенностей произведения является вставная новелла. Автор повествует там о прошлой мирной жизни героинь. Там они счастливы и беззаботны. Описание природы в произведении в виде красивых пейзажей противопоставляется ужасу и грязи войны. Как будто вся живая природа взывает к разуму людей: «Прекратите войну, остановитесь!».

Повесть поражает глубиной трагизма судеб главных героев. Произведение заставляет по-новому задуматься над последствиями, которые несёт за собой война. В одно мгновение мирная жизнь, мечты о будущем превратились в кровь и смерть. Наш мир так же хрупок, как и героини повести, и так же несовместим с убийствами и войнами. Но девушки смогли противостоять жестокости войны, они в неравном бою вышли победителями противника, превосходящего и числом, и силою, и выучкой.

Эта повесть заставляет нас, не знающих войн, задуматься о том, что нужно сделать, чтобы никогда не повторился этот ужас, чтобы наши девушки никогда не знали, как тяжелы грубые солдатские сапоги, как некрасивы серые шинели.

Автор повести жестоко распорядился судьбой героинь. Но после прочтения произведения остаётся всё-таки светлое чувство, потому что гибель девушек не была бессмысленной. Они, молодые, только начинавшие жить, и есть настоящие герои войны и её победители.

Валерия Рангаева, 15 лет

г. Сызрань


Значкова Евгения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рожденные в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть…

Война – это страшное слово. Это горе и слезы, это ужас и разрушение, это безумие и уничтожение всего живого. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминаниями. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

Я знаю многих писателей, которые прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, многие получили тяжелые увечья, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они писали о войне, вот почему вновь и вновь рассказывали о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения. Они просто не могли уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несет забвение уроков прошлого.

Мой любимый писатель – Борис Васильев. В начале войны он был молодым лейтенантом. Самые лучшие его произведения – о войне, о том, как человек остается человеком, только до конца выполнив свой долг. Как к незаживающей ране я прикасаюсь к его трагической повести «А зори здесь тихие…». Она произвела на меня огромное впечатление. Повесть читается с неослабевающим интересом от начала до конца. Мысли и действия героев держат в постоянном напряжении.

«Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт…»…

Такими словами начинает Борис Васильев свою повесть. В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова «мужчины» и «война», а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их.

Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это пять разных, но таких чем-то похожих девчонок. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – самая мужественная, бесстрашная, волевая, она – мать! «Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются»… Женька Комелькова – «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца», всегда веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока. Галя всегда жила в своем воображаемом мире активнее, чем в действительном, поэтому она боялась…страшно боялась этой ужасной и беспощадной войны… Лиза Бричкина… «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями… Она всегда знала, что «жизнь – понятие реальное и ощутимое, она существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня». А Лиза всегда умела ждать… Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Ее такая по-детски наивная мечта – стать новой Любовью Орловой. Но никто из них так не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

Они дрались за Родину так, как никто, нигде и никогда не дрался. Они ненавидели врага ненавистью, которой можно плавить сталь, - ненавистью, когда уже не чувствуются ни боль, ни лишения… Их первым и серьезным приказом было, которому они должны строго подчиняться: «…Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону Синюхиной гряды, где и захватить противника в плен. Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро… На запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак. Боевые действия начинать только по моей команде. Своими заместителями назначаю младшего сержанта Осянину, а ежели она выйдет из строя, то бойца Гурвич…» После было много приказов. И девушки выполняли их четко, как и положено молодым солдатам. Было все: слезы, переживания, потери… На их глазах умирали близкие подруги, но они держались. Они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и было их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны!..

И смерть была у них всех разная, как разными были и их судьбы… Риту задела граната. Она понимала, что рана смертельна, и что умирать она будет долго и мучительно. Поэтому, собрав последние силы, она все-таки произвела тот роковой выстрел – выстрел в висок!.. У Гали была такая же болезненная и безрассудная смерть, как она сама, - могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась. Что ей тогда двигало, остается только догадываться. Может, трусость или просто мимолетное смятение?! Неизвестно… У Сони была жестокая смерть. Она даже понять не успела, как тонкое острие кинжала пронзило ее молодое и жизнерадостное сердце... У Жени – отчаянная и немного безрассудная! Она всегда верила в себя и даже тогда, когда уводила немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… Лизу смерть настигла неожиданно. И это была такая глупая неожиданность. Лизу затянуло в болото. «Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения Лиза верила, что это завтра будет и для нее…».

И остается старшина Васков, о котором я ещё не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро теперь у него сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек».

Как сокрушается старшина: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!» Поневоле наворачиваются слёзы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Погибли все девушки, и гибелью каждой из них «оборвалась маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества». Что же двигало ими, когда они, не жалея жизни, шли в бой, отстаивая каждую пядь земли? Может, это просто долг перед народом, перед своей Отчизной, или мужество, смелость, храбрость, патриотизм? Или всё это вместе? Всё смешалось в них.

Остро ощущаю сейчас горечь от невозвратимости потерь, а слова старшины Васкова воспринимаю как трагический реквием: «Здесь у меня болит, - он ткнул в грудь, - здесь свербит, Рита. Так свербит. Положил ведь я вас, всех пятерых положил». Странно было читать эти слова. Странно то, что старшина Васков винил во всем себя, а не фашистов, которых ненавидел больше всех на свете!

Все-таки есть в этом небольшом произведении что-то, что не оставит равнодушным ни взрослого, ни подростка. Ведь эта повесть о том, какой страшной ценой досталась советской стране победа. Автор исследует нравственные истоки героизма советского народа в Великой Отечественной войне, раскрывает новые стороны подвига людей.

Читая повесть, я невольно становилась свидетельницей будней полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому свободном глухом разъезде в Карелии. Ведь я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь её не хотели и герои повести Бориса Васильева. Они не хотели погибать, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей! В основу произведения положен незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано в нём так, что перед глазами встают все ужасы войны в её страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого несоответствия подчеркнут самим названием повести и усугубляется тем, что герои её – девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны. Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Только большая любовь к ней, желание защитить родную землю и ее невинных жителей могло заставить небольшой отряд из шести человек продолжать так мужественно сражаться.

После прочтения повести понимаешь, что такое война. Это разрушения, гибель ни в чем не повинных людей, величайшее бедствие человечества. Начинаешь понимать всю сущность этой войны. Автору точно удалось передать чувства и ощущения героев, их собственные отношения к войне.

«Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай. В обычной жизни человек никогда не замечает ее, но на войне, где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез снова выходит первобытный смысл существования – уцелеть, - минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности».

«…Врага понимать надо. Всякое действие его, всякое передвижение для тебя яснее ясного быть должно. Только тогда ты за него думать начнешь, когда сообразишь, как сам он думает. Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает…».

Тем ужаснее эта война, что погибают старики, женщины и дети. Пять молодых девушек, героинь повести, отдали свои жизни, чтобы зори были тихие, чтобы мы – нынешнее поколение – жили в мире. Повесть «А зори здесь тихие…» еще раз заставляет вспомнить о героях войны и низко поклониться их памяти. И это, прежде всего, нужно живым.

… Прошло много лет, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто пропуская мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся, хотя живем под угрозой третьей мировой войны. Потому что это было давно? Потому что некогда? Или потому что, зная всё о войне, мы не знаем только одного – что это такое? И именно эта повесть помогла мне найти ответы на эти терзающие меня вопросы. Именно она помогла мне понять, что война – это не просто пять букв, каждая из которой включает в себя весь ее ужас, а это, прежде всего люди, не вообще смерть, а смерть человека, не страдания в целом, а страдания человека. Остановимся на секунду и подумаем: такого же человека, как и я!

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» - «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Смелость и трусость наиболее ярко проявляются в людях в трудных жизненных ситуациях, когда нужно принимать решение, как поступить, и на войне. Обратимся к примерам из художественной литературы.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – Пётр Гринёв. Он служит в Белогорской крепости. Здесь их, молодых офицеров, двое. Второй – Швабрин. По-разному они поступают, когда крепость захватили пугачёвцы. Перед лицом смерти смело ведёт себя Гринёв. Он готов умереть, но не нарушить присяги верно служить Отечеству. Но не таков Швабрин. Чтобы спасти свою жизнь, он переходит на службу к Пугачёву. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но именно в таких ситуациях выявляются скрытые человеческие качества: лучшие и худшие, смелость и трусость.

В повести В. Быкова «Сотников» два главных героя. Они тоже молоды и тоже оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам. Не только преданность Родине живёт в нём, но и, конечно, смелость. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он струсил и перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Смелость и трусость ярче всего проявляются на войне.

Говоря о смелости и трусости нельзя не вспомнить повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Пять девчат-зенитчиц отправляются со старшиной Васковым, чтобы задержать отряд немецких диверсантов. Вспомним эпизод, в котором рассказывается, как Женька Комелькова идёт купаться в озере, чтобы заставить фашистов, притаившихся на другом берегу, пойти к железной дороге обходным путём, потерять время. Страшно ей было в этот миг? Конечно, очень страшно. Но Женька совершила смелый поступок, она не думала в это время о себе. За её спиной были товарищи, в её сердце жила преданность родной земле. И погибает смелая Женька героически: уводит врагов в сторону от своих товарищей, от раненой подруги. А Галка Четвертак? Неужели она самая трусливая? Тогда почему и её имя выбито на памятнике, стоящем на опушке леса? Она погибла не потому, что струсила. Просто страх охватил её, когда совсем близко она впервые в жизни увидела врагов. Не будем в этом винить совсем молодую девчонку, не будем говорить, что она струсила. Ведь на войне и взрослые мужчины тоже многого боятся, просто умеют преодолевать чувство страха.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заставила меня задуматься о том, какую роль играют смелость и трусость в нашей жизни, как воспитать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.

27 февраля у нас в школе в преддверии 70-летия Великой Победы прошла премьера спектакля "А зори здесь тихие..." Присутствуя в зрительном зале, я буквально перенеслась в прошлое, с головой окунулась в события военного времени. Пережила вместе с героями всё: счастье, боль, радость и страх. Всё было настолько реалистично, что я чуть не расплакалась. Изумительно! Хочется отметить хорошую актёрскую игру, прекрасные костюмы и декорации и отличную работу режиссёра. Великолепно были сыграны сцены гибели молоденьких девушек, защищавших Родину ценой своей жизни.

Гаврилова Валентина, ученица 9 "А"

Если бы за спектакль «А зори здесь тихие…» мы, зрители, ставили оценку, я бы поставила за него «5+». Постановка произвела на меня огромное впечатление. Отличная постановка, по-настоящему блестящая игра актёров, костюмы и реквизит, сама эпоха того времени - всё произвело на меня огромное впечатление. Спасибо, Вам, Ольга Викторовна, за такой спектакль накануне большого праздника – Дня Победы.

Панова Юлия, 10 кл.

Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие…», говорил: «Если человек чувствует боль, он жив, а если человек чувствует боль другого человека, он – Человек». Все зрители в зале так переживали за Женьку, Риту, Лизу, Галку, Соню, чувствовали такую боль, когда они умирали, что на глазах многих, и ребят, и взрослых, выступали слёзы. А это значит, что все мы – Люди! Спасибо всем, кто помог своей замечательной игрой ещё раз почувствовать себя человеком!

С.В.Чабрикова, учитель русского языка и литературы.

Нет слов!!! Весь спектакль на одном дыхании! Мы словно побывали на настоящей войне, забыли о том, что на сцене наши одноклассники. Какие же вы молодцы!

Калинина Лиза, 10кл.

Выступление школьного театра «Пигмалион» вижу впервые. Спектакль «А зори здесь тихие…» в исполнении учащихся моей школы – просто замечательная работа талантливого коллектива под руководством О.В.Лобан. Так достоверно сыграны образы юных девушек-зенитчиц, что многие в зале от их гибели были растроганы до слёз.

Климкина Ольга, 10кл.

В театре меня поразила игра всех актёров. Но хотелось бы сказать о выступлении «автора» – Прибе Алексея, без которого игра на сцене не была бы полной, а тому, кто не читал эту повесть, не всё было бы понятно из происходящего на сцене. Алексей – молодец: выучил такой большой объём материала. Своим спокойным, тихим, размеренным голосом он помог нам увидеть происходящее вне сцены.

Конкин Дмитрий, 10кл

Подвиг, который совершили пять юных девушек-зенитчиц, никого не оставил равнодушным в школьном зале. На хрупкие плечи совсем юных защитниц Родины легла огромная ответственность - не пропустить немцев к железнодорожному мосту. Проявив героизм и мужество, они выполнили свой долг. Мне очень понравилась постановка, где присутствовала прекрасная игра актёров, профессиональные спецэффекты, реквизит и костюмы, передающие дыхание той эпохи. Становится понятно, что никогда не победить ту страну, в которой с такой ненавистью к врагу и любовью к Родине воюют девушки.

Медведева Анастасия, 10кл.

Из всех постановок школьного театра «Пигмалион» «А зори здесь тихие…» - самая напряжённая. Каждого из присутствующих в зале не покидало ощущение, что мы находимся в гуще событий. И девушки-зенитчицы, и бывалый вояка Васков никого не оставили равнодушными. В некоторые моменты было сложно удержать слёзы, подступающие к глазам. Актёрский коллектив правильно и полно передали содержание повести Б.Л. Васильева.

Шапошникова Ксения, 11кл.



ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОВЕСТИ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ … »

1.Вступление.

Отражение событий военных лет в литературе.

2. Основная часть.

2.1 Изображение войны в повести.

2.2 Галерея женских образов.

2.3 Старшина Васков — главный герой повести.

2.4 Образ врага в повести.

3. Заключение.

Истинный патриотизм.

Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю.В. Друнина

Великая Отечественная война — одно из определяющих событий в истории нашей страны. Практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта трагедия. Тема Великой Отечественной войны стала одной из главных тем не только в литературе, но и в кинематографии, изобразительном искусстве ХХ века. В первые же дни войны появились очерки военных корреспондентов, произведения писателей и поэтов, оказавшихся на полях сражений. Было написано огромное

количество рассказов, повестей и романов о войне. Повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие … » — одно из наиболее лирических произведений о войне. События повести разворачиваются в 1942 году на севере России, в батальоне, куда судьба после ранения забросила главного героя, старшину Васкова, Героя назначают командовать «женским» взводом девушек-зенитчиц. Автор рисует женщин разных, не похожих друг на друга, но объединённых одной целью — борьбой с врагом Родины. По воле судьбы героини оказались на войне, там, где женщине не место. Каждая из девушек уже столкнулась со смертью, с болью утраты. Ненависть к врагам — вот, что движет ими, что даёт им силы для борьбы.

Рита Осянина — командир первого отделения взвода. Её муж-пограничник погиб на второй день войны «в утренней контратаке», а сын живёт у родителей. Рита ненавидит врагов «тихо и беспощадно». Она сурова, замкнута, строга к себе и другим бойцам.

Женя Комельнова — яркая красавица, высокая, рыжеволосая. У Жени, как и у Риты, тоже есть «личный счёты» к фашистам. На её глазах расстреляли всю семью. После этой трагедии Женя оказалась на фронте. Несмотря на это, героиня сохранила природную весёлость. Она общительная и озорная, смешливая и кокетливая.

Лиза Бричкина — дочь лесника. Она рано повзрослела, пять лет ухаживала за больной матерью, вела хозяйство, успела поработать в колхозе. Война помешала героине поступить в техникум. Лиза по-крестьянски основательная, знает и любит лес, не боится любой работы, всегда готова прийти на помощь подругам.

Соня Гурвич — девушка из « очень большой и очень дружной» семьи. Её отец был врачом в Минске. Девушка проучилась год в университете, но началась война, её возлюбленный ушёл на фронт, и Соня тоже не смогла оставаться дома.

О судьбе семьи, оказавшейся в оккупированном фашистами Минске, Соня ничего не знает. Она живёт надеждой, что им удалось уцелеть, хотя понимает, что надежда эта призрачная. Соня умная и образованная, «отличница в школе и университете», владеет немецким в совершенстве, любит поэзию.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме, она подкидыш. Может быть, поэтому она живёт в воображаемом мире, придумывает себе маму -«медработника», может приврать. На самом деле это не ложь, говорит автор, а «желания, выдаваемые за действительность». Мечтательная по характеру

девушка поступила в библиотечный техникум. А когда она училась на третьем курсе, началась война. Гале отказали в военкомате, так как она не подходила ни по росту, ни по возрасту, но она проявила недюжинное упорство и «В порядке

исключения» её послали в зенитную часть.

Героини не похожи друг на друга. Именно этих девушек старшина Васков берёт с собой, чтобы проследить за немцами. Но врагов оказывается не двое, а намного больше. В результате все девушки погибают, в живых остается только

старшина. Смерть настигает героинь в разных ситуациях: и по неосторожности в болоте, и в неравном бою с врагами. Васильев восхищается их героизмом. Нельзя сказать, что девушкам незнакомо чувство страха. Впечатлительная Галя Четвертак очень напугана смертью Сони Гурвич. Но девушке удаётся преодолеть страх, и в этом её сила и мужество. В моменты гибели ни одна из девушек не жалуется на судьбу, никого не обвиняет. Они понимают, что их жизни принесены в жертву во имя спасения Родины. Автор подчеркивает неестественность происходящего, когда женщина, чьё предназначение — любить, рожать и воспитывать детей, вынуждена убивать. Война — ненормальное состояние для человека.

Главный герой повести — старшина Федот Васков. Он происходит из простой семьи, доучился до четвёртого класса и вынужден был бросить школу, так как умер отец. Тем не менее позже он закончил полковую школу. Личная жизнь у

Васкова не удалась: жена сбежала с полковым ветеринаром, а маленький сын умер. Васков уже успел повоевать, был ранен, имеет награды. Девушки-бойцы сначала посмеивались над своим простоватым командиром, однако вскоре оценили его смелость, прямоту, душевную теплоту. Он всячески старается помочь девушкам, впервые столкнувшимся лицом к лицу с врагом. Рита Осянина просит Васкова позаботиться о её сыне. Через много лет уже пожилой старшина и взрослый сын Риты установят на месте её гибели мраморную плиту. Образы врагов нарисованы автором схематично и лаконично. Перед нами не конкретные люди, их характеры и чувства не описаны автором. Это фашисты, захватчики, посягнувшие на свободу другой страны. Они жесток и и беспощадны. Такое

5 / 5. 2

Кон­курс­ное со­чи­не­ние уче­ни­цы 6«А» класса школы №1358 Елизаветы Виньковой (Москва).

Что такое настоящее мужество?

Что такое мужество? Спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности или душевная стойкость и смелость?

Иметь мужество — говорить правду в глаза. Многие из нас сталкивались с такой ситуацией, но не многие говорили правду в глаза.

Мужественный человек должен быть стойким, энергичным и храбрым. Читая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» мы можем понять, что это именно так.

Это книга о Великой Отечественной войне. В ней рассказывается о трагической гибели пяти девочек — зенитчиц, добровольно ушедших на фронт. Автор пишет о том, как тяжело было девушкам, оказавшимся на войне; как одна за другой они погибли, самоотверженно защищая свою родину. А в судьбе этих пяти девчат отразилась судьба миллионов женщин того страшного времени. Повесть позволяет представить все тяготы войны, выпавшие на долю людей.

Вот перед нами девушки, по разным причинам пришедшие на войну. Они, кроме Риты Осяниной, не успели стать ни матерями, ни жёнами. Рассказчик ведёт повествование от третьего лица, поэтому мы можем представить себя на месте героев.

Сюжет от главы к главе становиться всё напряжённее, а когда навстречу девочкам и Васкову, сидящим в засаде, выходят шестнадцать немцев вместо двоих, у нас замирает сердце. Но «одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадёжно — держать...» И девочки стояли до конца.

И вот наступает трагическая развязка: все пять девушек одна за другой погибают: Соня убита ударом кинжала в сердце, Лиза тонет в болоте, Галю застреливают немцы, потом стреляет в себя тяжело раненая Рита, последней погибает Женька, уводившая от Риты немцев. Силы были не равны, но всё же девочки отчаянно бились, зная, что погибнут. В живых остался только старшина Васков, безоружный, но сумевший взять в плен последних двух немцев. Ему помогло желание отомстить за девушек, в смерти которых он винил себя.

Но повесть на этом не кончается. Борис Васильев пишет эпилог. Читая его, мы оказываемся в послевоенном мирном времени и узнаём, что Васков воспитал сына Риты Осяниной. И они вдвоём приезжают на разъезд, где когда — то погибли девушки, чтобы поставить им памятник. Нельзя забывать тех, кто защищал свою родину и её будущее.

Вместе с рассказчиком я переживала и радовалась за героев. Были моменты, когда можно было посмеяться и когда — поплакать. Меня особенно тронула смерть Лизы Бричкиной. «Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последней раз увидела его свет — тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё». Грустно было читать, как девушки погибли на войне.

Мне кажется, что название повести «А зори здесь тихие» автор выбрал не случайно. Оно подчёркивает трагедию войны, которая противна и прекрасной природе и прекрасной земле и прекрасным людям, живущим на нашей планете.

Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева произвела на меня огромное впечатление.

Я считаю, что люди, которые участвовали в Великой Отечественной войне, самоотверженно защищая свою родину, совершили незабываемый, великий подвиг и проявили настоящее мужество.

Винькова Елизавета , 13 лет

школа № 1358, Москва

Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а писатели вновь и вновь обращаются к военной теме? Видимо, существует какая-то общественная, нравственная потребность, заставляющая нас возвращаться в эту тяжкую пору.

В этике существует тезис об обязывающем значении смерти: смерть человеческая - это конечная, исчерпывающая проверка личности, перед лицом смерти человек не способен лгать. Такой - конечной исчерпывающей - проверкой стала для всякого народа и каждого российского гражданина Великая Отечественная война.

Повесть Б. Васильева, в отличие от многих других произведений о войне, написана в мягком, лирическом ключе. О чем эта повесть? О том, как пять девушек под водительством старшины Васкова приняли бой с группой фашистских диверсантов, с шестнадцатью головорезами, вооруженными до зубов. О потрясении, которое пережил разведчик-сибиряк, охотник, старшина Васков, повидавший всякого на своем веку, но никогда не думавший, что рядом с девчонками воевать будет, что столько нечеловеческого, того, что за чертой, эти девчонки выдюжить смогут, что придется одну за другой провожать их в дальнюю, бессрочную дорогу.

И это, как многое другое, записал Федот Евграфович Васков на счет врагу, который законы человеческие переступил и себя вне закона поставил.

Может показаться, что ситуация эта - за пределами возможного. Но за пределами человеческих возможностей была война, в которой мы тем не менее выстояли и победили. Из столкновения невозможного и реально осуществленного и рождается озарение подвига Великой Отечественной, постигаемого нашей литературой.

Что может быть трагичнее ситуации, когда одна за другой гибнут в неравном бою с диверсантами пять будущих матерей. «Положил ведь я вас, всех пятерых положил, - говорит Федор Евграфович. - А за что? За десяток фрицев?... Пока война

Понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль сберечь не смогли?!!» - «Не надо, - отвечает ему смертельно раненная Рита Осянина. - Мы Родину защищали, ее. Не мучь себя».

Тема преемственности, наследования, адресованная поколениям, которые придут в жизнь после войны, органична для повести «А зори здесь тихие...». Какая горечь звучит в словах Васкова: «Стихи читала, а главное, детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков, и не оборвалась бы ниточка. А они по этой ниточке ножом...» Обаяние женственности, незащищенности, чистоты и бесстрашия с необыкновенной заостренностью - до комка в горле - обнажает всю несправедливую, нестерпимую, слепую жестокость войны. И одновременно высветляет, закаляет душу.

Сопереживая муке Васкова, мы скорбим вместе с ним, ужасаемся смерти будущих матерей, поражаемся силе духа, терпению, выносливости и мужеству человеческому.

И ясно понимаем, что твердо знали, ради чего шли на смерть эти девчонки из «ревущих сороковых».

Они защищали Родину!
Этим все сказано.